Деловая игра для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста "Что? Как? Почему?"
консультация (средняя группа)
Деловая игра для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста "Что? Как? Почему?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_dlya_pedagogov.docx | 39.53 КБ |
kvest_og.docx | 24.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Василек»пгт. Новокручининский
Деловая игра для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста
«Что? Как? Почему?»
Выполнила: воспитатель Николаева Ольга Геннадьевна
2021 -2022 г.г.
Цель: Расширение знаний педагогов о роли познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Расширить представления педагогов о различных методах исследовательской деятельности.
- Способствовать развитию интереса педагогов к познавательно-исследовательской деятельности.
- Формировать умение у педагогов использовать методы, приемы познавательно-исследовательской деятельности в образовательном процессе с детьми.
Оборудование игры: стол,карточки с заданиями для педагогов, «Черный ящик».
Планируемый результат:
Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Ход деловой игры.
Ведущий:Добрый день, уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на нашей деловой игре «Что? Как? Почему?». Закрепим наши знания через деловую игру. На выполнение задания командам дается строго ограниченное время, по истечении которого участники игры дают ответы на поставленные вопросы, выполняют практические задания. Ответы выносятся на суд членов жюри. После обсуждения, жюри формулирует правильный ответ на задание. В конце игры жюри подводит итоги.
Ведущий:Хорошо, когда с утра
Начинается игра!
Смех, веселье, беготня,
Когда играет ребятня.
Позавидуешь детишкам:
И девчонкам, и мальчишкам.
Взрослым хочется играть,
Да нужно меру соблюдать.
Но сегодня день особый,
Собрались мы неспроста.
И у взрослых, и у взрослых,
Начинается игра!
— А сейчас давайте с вами разделимся на две команды. Берём синие и красные кружки. У кого синий кружок, проходите к левому столу, а у кого красный кружок, присаживайтесь за правый стол.
Советский и российский психолог, и педагог, специалист в области психологии исследовательского обучения, доктор психологических и педагогических наук, а также профессор Александр Ильич Савенков сказал: «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».
И мы с вами не должны оставаться в стороне, когда в ребенке бурлит жажда познания. «Хочу все познать»,- говорит ребенок, «Я буду твоим проводником на этом пути»,- вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.
Сегодня мы с вами продолжим познавать тонкости организации экспериментально-поисковой и исследовательской деятельности.
А. И. Савенков предложил более детализированную структуру исследования. Давайте пройдёмся по этапам:
1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
2. «Инкубационный период». Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы
найти).
3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы и исследования).
4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные — провокационные идеи).
5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
6. Разработка методики проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и
приемы).
9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования и др.).
10. Доклад (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
11. Обсуждение итогов завершенной работы. Рефлексия.
Итак, чтобы перейти к более сложной части, я предлагаю вам несколько заданий для активизации мозговой деятельности. — Перевёртыши (строки из пословиц и поговорок, или название фильма):
- Счастье перемещается кучами. (Беда не ходит одна)
- Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)
- Грустные девчонки («Веселые ребята»)
- Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)
- Уговори умного к черту послать, так и нога заживет. (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет)
- Не бойся велосипеда («Берегись автомобиля»
- Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час)
- Начал развлекаться — трусливо сиди дома. (Сделал дело — гуляй смело)
- В симфоническом оркестре не только мальчики («В джазе только девочки»)
- Крик баранов (Молчание ягнят).
Ведущий:-Очень важным умением является умение видеть проблему у детей. Под проблемой обычно понимают явно сформулированный вопрос, а чаще комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. Однако древнегреческое слово problema в буквальном переводе звучит как «задача», «преграда», «трудность», а не просто вопрос. Поэтому и термин «проблема» в современном звучании значительно шире, чем термин «вопрос».
— Сейчас я раздам вам карточки, и вы должны будете продолжить рассказ от имени своего героя.
Задание 1. Раздаю педагогам карточки, на которых написано:
- Я гуляю во дворе с друзьями.
- Водитель грузовика, едущего по дороге.
- Летчик, отправляющийся в полет.
- Мэр города.
- Ворона, сидящая на дереве.
- Зайчик в лесу.
Ведущий: Читаю неоконченный рассказ:
«Наступила осень. Однажды утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…» Как ты отнесешься к появлению первого снега?
Задание — «продолжить рассказ», (педагоги придумывают рассказы).
Ведущий: Аналогичных рассказов можно придумать множество и, используя их сюжеты, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения. В ходе выполнения этого задания очень важно стремиться к тому, чтобы дети были раскованы и отвечали смело. На первых порах следует воздерживаться от критики и, не скупясь на похвалы, отмечать наиболее яркие, интересные, оригинальные ответы. Естественно, что у части детей они будут неизбежно однотипны.
Задание 2. Картинки с различными изображениями. Ваша задача: найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.
1 команде: кирпич, газета, кусочек мела.
2 команде: карандаш, картонная коробка, лейка.
Ведущий:- А теперь давайте с вами поучимся выдвигать гипотезы. Гипотеза — это предположение. Она всегда требует проверки и в ходе проверки может подтверждаться или опровергаться.
Например, как птицы узнают дорогу на юг? Какими, например, могут быть гипотезы в данном случае? «Предположим, что птицы определяют дорогу по солнцу и звездам»; «допустим, птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.), они указывают им направление полета»; «а может быть, птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу», «вероятно, что птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним». «А может быть, у них есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолете или на корабле?»
Бывают и совершенно иные, особенные, неправдоподобные гипотезы, их обычно называют «провокационными идеями». В нашем случае это может быть, например, такая идея: «Птицы точно находят дорогу на юг, потому что они ловят специальные сигналы из космоса».
Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Дети — от природы исследователи, поэтому они очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в данном искусстве.
Задание 3. Раздаю участникам команд карточки.
Придумайте правдоподобную и неправдоподобную гипотезы.
1.Почему весной появляются почки на деревьях? (правдопод.)
2.Почему течет вода? (неправдопод.)
3. Почему дует ветер? (правдопод.)
4. Почему металлические самолеты летают? (неправдопод.)
5. Почему бывают день и ночь? (правдопод.)
6. Почему дети стали больше играть во дворах. (неправдопод.)
7. Почему Миша весь вечер не подходил к телевизору. (правдопод.)
8. Почему пожарный вертолет весь день кружил над лесом. (неправдопод.)
9. Почему полицейский автомобиль стоял у дороги. (правдопод.)
10. Почему цветы имеют такую яркую окраску? (неправдопод.)
11. Почему зимой идет снег, а летом только дождь? (правдопод.)
12. Почему Луна не падает на Землю? (неправдопод.)
13. Почему самолет оставляет след в небе? (неправдопод.)
14. Почему многие дети любят компьютерные игры? (правдопод.)
Задание 4. Ведущий:- А сейчас мы с вами поучимся делать выводы и умозаключения.
Важным средством мышления является вывод, или умозаключение. Умозаключением называется форма мышления, посредством которой на основе имеющегося у людей знания и опыта выводится новое знание.
Вопрос 1 команде: Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными (возможные ответы: стекло, лед, пластик, янтарь, кристалл и др.).
Вопрос 2 команде: Назовите как можно больше живых существ со следующими признаками: добрый, шумный, подвижный, сильный.
Задание 5.
Педагогическая ситуация № 1
Воспитательница старшей группы часто спрашивает у своих воспитанников, что интересного в природе они видели, идя в детский сад или из детского сада.
Вот некоторые рассказы детей:
— Когда я шел, — говорит мальчик, — видел солнце. Оно большое, красное. Я теперь знаю, какое солнце нужно рисовать.
— Я видела красивые деревья, на них иней.
— Я видел, как переливаются на солнце сосульки, как блестит снег на солнце. Если присмотреться, снег голубоватого цвета и в тени это заметнее.
— Я видела, как красиво кружились и падали мягкие, пушистые хлопья снега, — говорит Лена.
Молодец, Леночка, — сказала воспитательница, — красиво рассказала. Почти как в стихотворении, помните?
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится…
Многие дети, повторяя слова стихотворения, вспоминают, что и они видели, как снег падает, кружится. Это очень красиво.
Вопрос: С какой целью воспитательница просила рассказать о самом интересном, замеченном на пути в детский сад? В чем проявилась у детей любовь к природе?
Педагогическая ситуация №2
Утром, придя в детский сад, Ира первая заметила цветок настурции, подбежала к окну, захлопала в ладоши, закричала:
— Дина Давыдовна, ой какой! Какой красивенький, — наклонилась, осторожно погладила листок рядом с цветком, позвала свою подружку Лену. Подбежали и другие дети. Некоторые улыбались цветку, пытались его понюхать, другие стояли молча и смотрели на это «чудо».
Перед завтраком воспитательница собрала всех детей, чтобы еще раз посмотреть, какой расцвел цветок.
— Красивый, желтый с красным. Совсем такой, как на картинке.
Снова показала детям картинку, которую они рассматривали перед посевом. Дети обрадовались знакомой иллюстрации и с интересом сверяли ее глазами с натурой. Он пахнет хорошо, — продолжала воспитательница. — Когда много расцветет, понюхаем, а сейчас не надо, один сломать можно. Показала детям бутон:
Из него скоро такой же цветок расцветет, надо поливать настурцию, руками не трогать и не рвать. Так, в течение всего времени цветения никто не сорвал ни одного лепестка, в первую очередь дети стремились полить настурцию.
Вопрос: Какие чувства возникли у детей в результате наблюдения за цветущей настурцией? Чем можно объяснить бережное отношение детей к растению?
Задание 5. «Черный ящик».
Портрет героя.
Длина тела 60-90 см, масса до 24 кг, осенью, перед спячкой – 34 кг. Форма массивного тела своеобразна. Шея короткая, почти незаметная. Ноги короткие, массивные, опирающиеся на землю всей ступней. На пальцах – длинные тупые когти, приспособленные к рытью. Шерсть грубая. Окраска спины и боков – буровато-серая с серебристым оттенком.На морде две темные полосы, тянущиеся от носа к ушам. Обитает в глубоких норах, которые роет по склонам песчаных холмов, лесных оврагов и балок, ведет ночной образ жизни. Питается он мышевидными грызунами, лягушками, ящерицами, птицами и их яйцами, насекомыми и их личинками, моллюсками, дождевыми червями, грибами, ягодами, орехами и травой.Приносит большую пользу сельскому хозяйству. (БАРСУК)
Портрет героя.
Ушки торчком, но не большие,
Хвост пушистый, но не короткий,
Сам гладкий, но не твердый,
Голос есть, но не человеческий.(КОШКА)
Жюри подводит итоги.
Ведущий объявляет общий результат, поздравляет команду победителей, благодарит за участие.
1.Я гуляю во дворе с друзьями.
2.Водитель грузовика, едущего по дороге.
3.Летчик, отправляющийся в полет.
«Наступила осень. Однажды утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…» Как ты отнесешься к появлению первого снега?
Задание — «продолжить рассказ».
1.Мэр города.
2.Ворона, сидящая на дереве.
3.Зайчик в лесу.
«Наступила осень. Однажды утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…» Как ты отнесешься к появлению первого снега?
Задание — «продолжить рассказ».
Придумайте правдоподобную и неправдоподобную гипотезы.
1.Почему весной появляются почки на деревьях? (правдопод.)
2.Почему течет вода? (неправдопод.)
3. Почему дует ветер? (правдопод.)
4. Почему металлические самолеты летают? (неправдопод.)
5. Почему бывают день и ночь? (правдопод.)
6.Почему дети стали больше играть во дворах. (неправдопод.)
7. Почему Миша весь вечер не подходил к телевизору. (правдопод.)
Придумайте правдоподобную и неправдоподобную гипотезы.
1.Почему пожарный вертолет весь день кружил над лесом. (неправдопод.)
2.Почему полицейский автомобиль стоял у дороги. (правдопод.)
3.Почему цветы имеют такую яркую окраску? (неправдопод.)
4.Почему зимой идет снег, а летом только дождь? (правдопод.)
5.Почему Луна не падает на Землю? (неправдопод.)
6.Почему самолет оставляет след в небе? (неправдопод.)
7. Почему многие дети любят компьютерные игры? (правдопод.)
Вопрос 1 команде: Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными.
Вопрос 2 команде: Назовите как можно больше живых существ со следующими признаками: добрый, шумный, подвижный, сильный.
Педагогическая ситуация № 1
Воспитательница старшей группы часто спрашивает у своих воспитанников, что интересного в природе они видели, идя в детский сад или из детского сада.
Вот некоторые рассказы детей:
— Когда я шел, — говорит мальчик, — видел солнце. Оно большое, красное. Я теперь знаю, какое солнце нужно рисовать.
— Я видела красивые деревья, на них иней.
— Я видел, как переливаются на солнце сосульки, как блестит снег на солнце. Если присмотреться, снег голубоватого цвета и в тени это заметнее.
— Я видела, как красиво кружились и падали мягкие, пушистые хлопья снега, — говорит Лена.
Молодец, Леночка, — сказала воспитательница, — красиво рассказала. Почти как в стихотворении, помните?
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится…
Многие дети, повторяя слова стихотворения, вспоминают, что и они видели, как снег падает, кружится. Это очень красиво.
Вопрос: С какой целью воспитательница просила рассказать о самом интересном, замеченном на пути в детский сад? В чем проявилась у детей любовь к природе?
Педагогическая ситуация №2
Утром, придя в детский сад, Ира первая заметила цветок настурции, подбежала к окну, захлопала в ладоши, закричала:
— Дина Давыдовна, ой какой! Какой красивенький, — наклонилась, осторожно погладила листок рядом с цветком, позвала свою подружку Лену. Подбежали и другие дети. Некоторые улыбались цветку, пытались его понюхать, другие стояли молча и смотрели на это «чудо».
Перед завтраком воспитательница собрала всех детей, чтобы еще раз посмотреть, какой расцвел цветок.
— Красивый, желтый с красным. Совсем такой, как на картинке.
Снова показала детям картинку, которую они рассматривали перед посевом. Дети обрадовались знакомой иллюстрации и с интересом сверяли ее глазами с натурой. Он пахнет хорошо, — продолжала воспитательница. — Когда много расцветет, понюхаем, а сейчас не надо, один сломать можно. Показала детям бутон:
Из него скоро такой же цветок расцветет, надо поливать настурцию, руками не трогать и не рвать. Так, в течение всего времени цветения никто не сорвал ни одного лепестка, в первую очередь дети стремились полить настурцию.
Вопрос: Какие чувства возникли у детей в результате наблюдения за цветущей настурцией? Чем можно объяснить бережное отношение детей к растению?
Портрет героя.
Длина тела 60-90 см, масса до 24 кг, осенью, перед спячкой – 34 кг. Форма массивного тела своеобразна. Шея короткая, почти незаметная. Ноги короткие, массивные, опирающиеся на землю всей ступней. На пальцах – длинные тупые когти, приспособленные к рытью. Шерсть грубая. Окраска спины и боков – буровато-серая с серебристым оттенком. На морде две темные полосы, тянущиеся от носа к ушам. Обитает в глубоких норах, которые роет по склонам песчаных холмов, лесных оврагов и балок, ведет ночной образ жизни. Питается он мышевидными грызунами, лягушками, ящерицами, птицами и их яйцами, насекомыми и их личинками, моллюсками, дождевыми червями, грибами, ягодами, орехами и травой. Приносит большую пользу сельскому хозяйству.
Портрет героя.
Ушки торчком, но не большие,
Хвост пушистый, но не короткий,
Сам гладкий, но не твердый,
Голос есть, но не человеческий.
Кирпич Газета Кусок мыла
Карандаш Картонная коробка Лейка
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Василёк» пгт. Новокручининский
Квест-игра для педагогов ДОУ
«Теория и практика познавательно-исследовательской деятельности»
Выполнила: воспитатель Николаева Ольга Геннадьевна
2019 год
Цель: Повышение профессиональной педагогической компетентности при реализации в образовательном процессе требований ФГОС ДО в части реализации задач по организации у детей познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах реализации задач организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
2. Активизировать мыслительную деятельность воспитателей. - Способствовать сплочению всех педагогов членов команды,
3. Учить педагогов взаимодействовать и понимать личную ответственность за достижение общего результата.
Оборудование: жетоны для жеребьевки, таблички с названиями станций, маршрутные листы, 2 конверта (желтого и зеленого цвета) с заданиями, карточки-буквы (знаю, опыт, пособие по изготовлению лэпбука (клей, ножницы, карточки и т. п, различный материал для проведения опыта.
Ход мероприятия
При входе в зал, педагоги берут фишки и садятся за тот стол, на котором такого же цвета фишка.
Ведущий. Невозможно представить наше общество без такой необходимой профессии, как воспитатель детского сада. Именно в дошкольном возрасте закладываются моральные принципы и взгляды, основы жизненной позиции, формируется характер ребенка. Поэтому воспитатель должен быть мудрым и добрым, грамотным специалистом, для которого воспитание детей не просто профессия, но и призвание. Хочется нашу сегодняшнюю встречу начать со слов Конфуция: То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю. Современные ученые осмыслили изречение, приписываемое Конфуцию и выразили его на языке цифр: То, что мы слышим, - 10 %. То, что мы видим, - 50 %. То, что мы делаем сами, - 90 %. Поэтому предлагаю вам поучаствовать в квесте «Теория и практика познавательно-исследовательской деятельности».
Вам необходимо пройти все станции, согласно маршрутного листа, если на станции есть команда, другая по прибытию на нее, не может выполнять задание, а перемещается на следующую станцию. Все станции расположены в здании детского сада, каждая станция обозначена вывеской. Вам нужно пройти все испытания и найти клад. За каждое пройденное испытание каждая команда получает по одной букве. По завершению квеста, обе команды собирают из данных букв слово, без которых не мыслимы ни теория, ни практика.
Для определения результатов игры и выявления сильнейших представляю состав жюри: Игра эта командная, поэтому, у нас есть 2 команды за разными столами и перед тем как нам начать квест, нужно размяться.
Разминка «Стихоплет»: 5 мин - Все вы умеете рифмовать слова, поэтому командам предлагается закончить начатое стихотворение, используя опорные слова (ФГОС, любознательность (ный, эксперимент (опыт, дети). По завершению придуманное стихотворение зачитывается.
1 команда 1. Утром настроение плохое, Глаз накрасить не могу никак…
2. Весной везде повсюду лужи, В ручьях кораблики плывут…
3. Все любят послушных, приветливых детишек, Капризных, упрямых – не любит никто…
2 команда 1. Родители, часто сердясь и бранясь. С ребенком теряют душевную связь…
2. Генетику можно во всем обвинять, На зеркало даже не стоит пенять…
3. Чтобы значимость другому показать, Щеки вовсе и не надо надувать…
Ведущий. Итак, не будем терять время, начнем нашу игру. Первое задание, командам необходимо в течение 3 минут придумать название и представить себя. Команды представляют свои визитки, затем им раздаются маршрутные листы, определяется время старта и финиша.
Станция «Умная голова» - буква «О», «З» (кабинет_________________)
Командам предлагается 3 задания из области «Познавательное развитие»: Задание №1. Исправь ошибку в определении Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта взрослого. Ответ: (ребёнка)
Задание №2. Что не включает образовательная область «Познавательное развитие» по ФГОС? - Формирование элементарных математических представлений. - Развитие познавательно-исследовательской деятельности. - Ознакомление с предметным окружением. - Ознакомление с космосом - Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с миром природы. Ответ: Ознакомление с космосом.
Задание № 3. Какие виды деятельности позволяют реализовать содержание образовательной области «Познавательное развитие» дошкольников? Ответ: 1. Музыкальная деятельность
2. Трудовая деятельность
3. Коммуникативная деятельность
4. Познавательно – исследовательская деятельность
5. Чтение художественной литературы
6. Продуктивная деятельность
7. Игровая деятельность
8. Двигательная деятельность
Станция «Угадайкино» - буква «!», «!» (кабинет____________________) Командам предлагается разгадать кроссворд, в котором встречаются слова, имеющие отношение к познавательно-исследовательской деятельности.
По горизонтали: 1. Один из этапов исследования.
2. …. развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка.
3. Одна из ведущих форм развития познавательной деятельности дошкольников.
4. Научное предположение, выдвигается для объяснения каких-нибудь явлений.
5. Основной метод исследований. Это научный процесс, целенаправленное воздействие, при успешной реализации которого поддерживается или опровергается гипотеза.
По вертикали: 1. Качество ребенка, которое характеризует его как стремящегося получать все новые и новые знания, умения и навыки.
2. Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является?
3. Способность человеческого мышления к критическому самоанализу.
4. Умозаключение.
5. Бессознательное стремление к познанию, присущее не только человеку, но многим живым существам.
Станция «Будь внимателен» - буква «Т», «А» (кабинет____________) Командам предлагается 2 задания для размышления.
Задание № 1. Какому возрасту соответствует опыт?
1. Воспитатель ставит мельницу в пустую миску, совочком сыплет песок на лопасти (2-3- года)
2. Две луковицы растения, одинаковые по форме, помещают в разную среду: одну — в воду, другую в почву. Наблюдают за их ростом и делают вывод, где растение быстрее растет (5-6 лет)
3. Воспитатель берет магнит и подносит его к разным игрушкам, дети наблюдают за его действиями. Затем дает детям попробовать, как магнит притягивает металлические предметы. (3-4 года)
4. Вода не имеет формы. Налейте воду в сосуды разной формы и объясните детям, что она принимает форму того сосуда, в который ее наливают. Потом пролейте на пол. Что происходит с водой? (4-5 лет)
Задание № 2. Педагогическая ситуация.
Дети задают нам взрослым очень много вопросов на различные темы. Давайте представим такую ситуацию. Мама с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» - и слышит ответ: «Ты плачешь и небо плачет». Согласны ли Вы с ответом мамы? ___ Как, по Вашему мнению, отвечать на вопросы «почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе, не угасал, а развивался? ___ Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка? ___ Что следует учитывать при ответах на вопросы детей? ___ Василий Александрович Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять что-то недосказанное, что бы ребенку вновь и вновь хотелось возвратиться к тому, что он узнал.
Станция «Очумелые ручки» - буква «Ы», «Н» - (__________________) Командам предлагается изготовить лэпбук «Юный исследователь».
Станция «Лабораторская» - буква «П», «Ю» ( муз. зал)
Эксперимент рождается не просто:
Порой – с наивного вопроса.
Порой – со странного ответа.
Он долго зреет в тайне где-то
Когда сомнений нет уж боле –
Он вырывается на волю,
Нам отдаёт себя на милость: Смотрите! Что-то получилось.
Посмотрим, что же получится у нас?
Уважаемые коллеги, а сейчас я попрошу вас побыть в роли детей и поэкспериментировать.
Задание № 1. Придумайте опыт из предложенного материала. Продемонстрируйте (1-2 минуты) (педагогам предлагаются различные материалы).
Заключительный этап. Осталось составить из полученных букв слова.
Что у вас получилось?
Какой клад вы сегодня нашли?
Наградой для всех участников игры стало получение знаний, которые педагоги могут применить на практике. «Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участие? Чтобы быть, я должен участвовать.» Антуан де Сент-Экзюпери.
Вот так и мы сами не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё знать», говорит ребёнок, «Я буду твоим проводником на этом пути», вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.
Ведущий. Прошу наше жюри подвести итоги игры. Пока жюри подводит итоги применим имеющиеся вами знания. Творческое задание для педагогов Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях.
Незнайка, Винни- пух, Карлсон, Нильс, Алиса.
Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским?
Незнайка – поведение исследовательское, постоянно ищет новые возможности для осуществления своих задумок.
Винни-пух – поведение не исследовательское, скорее познавательное и любопытное. Данное поведение обуславливается особенностями мышления, характером.
Карлсон – поведение исследовательское, постоянно находится в поиске новых возможностей для приключений.
Нильс - поведение исследовательское, постоянно находится в поиске гнома, чтобы узнать тайну его заклятия.
Алиса - её поведение не исследовательское, скорее познавательное и любознательное.
Чего, на ваш взгляд, для этого не хватает? Для полноценной исследовательской деятельности не хватает целенаправленности и выводов, которые эта деятельность предполагает. Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписываются в принятые нормы поведения? В основном не вписываются в нормы поведения, так как их экспериментирования слишком фантастичны.
Например: Незнайка сам полетел на ракете на луну, Карлсон гулял по крыше с малышом, что также недопустимо. Винни-пух съел мед в горшочке, предназначенный для ослика в подарок на день рожденья. Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения? Для детского развития данное поведение не является положительным, но на основе поведения данных персонажей, в тоже время ребенок учится не бояться экспериментировать, принимать различные решения в ситуациях, повышается их собственная активность. Подведение итогов, награждение.
А закончить нашу квест-игру я бы хотела Притчей «Счастье».
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. Что имел ввиду бог, оставив кусочек глины? (ответы) Все в наших руках: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но радуйтесь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста " Капитошкина школа"
Дошкольное детство – это начальный этап человеческой личности. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в...
: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих ...
Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста в средней группе №10 «Почемучка» «Нам интересно всё знать!»
Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно – ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать условия решени...
Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста группа №10 «Почемучка» «Нам интересно всё знать!»
laquo;Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в с...
Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста «Академия юных космонавтов»
Реализация данного проекта поможет детям среднего дошкольного возраста более широко понять материал по теме "Космос"....
Деловая игра с педагогами на тему "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста"
Деловая игра для педагогов "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста" направлена на актуализацию проблемы по формированию речевой коммуникации у дошкольников, а так же совершенствов...
Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста "В мире животных"
Проект способствует формированию у детей интереса к миру животных. Разнообразные формы работы с детьми по ознакомлению с животными учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и...