Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством организации современных форм социальных акций
статья
Современные условия жизни сопряжены не только с проблемами социального развития, но и с усугубляющимся экологическим кризисом. Поэтому ученые, представители государственных, природоохранных, общественных организаций нашей страны озабочены вопросами поиска новой парадигмы перехода России на устойчивое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stotya.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством организации современных форм социальных акций
Современные условия жизни сопряжены не только с проблемами социального развития, но и с усугубляющимся экологическим кризисом. Поэтому ученые, представители государственных, природоохранных, общественных организаций нашей страны озабочены вопросами поиска новой парадигмы перехода России на устойчивое развитие.
Сегодня масштабы экологических проблем, вызванных губительным влиянием человека на окружающую среду, значительно возросли. В этих условиях очень важно изменить экологическое поведение и мышление людей [1, с. 40].
Работая в детском саду №2 Алексеевского городского округа, педагоги находятся в постоянном творческом поиске форм и методов воспитания, направленных на формирование самостоятельной личности, разностороннее укрепление и развитие физического и психического здоровья. В достижении этой цели важную роль играет экологическое воспитание.
На территории ДОУ создан современный естественно–научный экологический комплекс, удовлетворяющий потребности в биоразнообразии видовых точек, дающей возможность наибольших впечатлений и «открытий» для дошкольников. При этом было замечено, что дети демонстрируют потребительское отношение к миру природы, созданной экологической среде на территории детского сада (ломают веточки, могут вырвать цветок и бросить и т.п.). В ходе этих наблюдений возникло желание помочь детям ощутить себя единым целым с природой нашего великого дома – Земля. Не просто любить, но и не вредить ей.
Наличие у детей установки положительного отношения к миру, начальных знаний о природном и социальном мире присутствует среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в ФГОС ДО. Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку.
Так же ФГОС ДО ориентирует педагогов на активное включение в образовательный процесс родителей, социума с использованием инновационных форм работы. Для автора такой формой включения родителей, социума в экологическое воспитание дошкольников стала социальная акция.
Так, целью работы являлось – формирование у дошкольников экологических представлений в условиях взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума посредством организации современных форм проведения социальных акций.
Акция в рамках образовательного и воспитательного процесса – это многообразие форм и методов (проектная деятельность, рисунки, листовки и плакаты, выступления с драматизацией, организация и проведение конкурсов, освещение событий и фактов в средствах массовой информации, практическая деятельность). При этом акции так же служат эффективной формой экологической пропаганды среди родителей, которые привлекаются к участию и становятся активными помощниками. Главная отличительная черта экологической акции – ее социальная значимость, которая способствует формированию активной положительной позиции по отношению к природе [3, с. 23].
Акции представляли собой комплексные мероприятия, которые имели некоторую протяженность во времени, что делает их ценными. Тематика приурочена к календарно-тематическому плану детского сада.
Система работы по данному направлению заключалась в подготовке и проведении совместных акций воспитанников, родителей, социальных институтов.
Для проведения социальных акций проводилась предварительная работа:
- был проведен анализ состояния взаимодействия ДОУ с родителями, социумом (определение степени включенности родителей и социума в работу по формированию экологических представлений дошкольников для участия в акциях, конкурсах, проектах);
- составлен календарно-тематический план проведения акций;
- создана развивающая предметно-пространственная среда дошкольного образовательного учреждения, способствующая повышению компетентности детей, педагогов, родителей по формированию экологических знаний.
Далее осуществлялась непосредственная подготовка к проведению акций. Социальная акция представляет собой одно или несколько мероприятий, логически связанных и объединенных конечной целью.
Основные требования к использованию этой формы работы заключаются в следующем:
- в основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск;
- акции – это «игра-всерьез» результаты акции значимы для детей и взрослых;
- обязательные составляющее акции: детская самостоятельность (при поддержке взрослых), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение имеющихся знаний и представлений на практике.
В соответствии с целевой аудиторией (родители, воспитанники, учреждения социума) педагогом проводилась предварительная работа с воспитанниками посредством просмотра видеофильмов, презентаций, наблюдений, подготовки тематических выставок, определялись основные задачи акции, разрабатывался маршрут.
Алгоритм проведение акций:
Цель (каждая акция имеет свою цель);
Задачи (выполняются общие и конкретные);
Объект (на что направлено – птицы, деревья…);
Участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);
Акции, проводимые совместно с родителями, представителями социума, позволили расширить представления дошкольников об экологическом сознании, элементах экологической культуры, о новых представлениях универсальности и самоценности природы. Примером является акция «Сдай макулатуру – спаси дерево». Она была направлена на призыв собрать для вторичной переработки бумагу бывшей в употреблении для получения новой продукции. Люди, принимая активное участие в акции, часто не задумываются в чём важность сдачи бывшей в употреблении бумаги. На что и была направлена акция. В ДОУ был организован пункт приема макулатуры, где все желающие могли обменять бывшую в употреблении бумагу на книжку – малышку, изготовленную своими руками совместно с родителями, с учащимися МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» Алексеевского городского округа. Раздавались листовки с призывом «Спаси дерево». Яркими мероприятиями социально-экологической акции стали: игра «Книжкина больница», конкурсы рисунков «Берегите леса!», культурные практики «Из чего сделана книжка?», «Бумажкина Фея», «Берегите лес – он источник всех чудес», «Лес – наше богатство», «Лес и здоровье», творческая мастерская «Бумага своими руками».
В рамках данной акции вместе с детьми был проведен первый в их жизни социологический опрос «Отношение алексеевцев к использованию природного ресурса – леса в бумажной промышленности». Опрошено было 90 человек. По итогам анкетирования сделан вывод, что многие жители нашего города понимают важность сбора макулатуры и готовы принимать активное участие в её сдаче.
Нужно отметить, что по итогам проведенных акций отмечена положительная реакция со стороны родителей, представителей социума в пропаганде экологической культуры.
Каждая проведенная акция – это комплекс совместной детско-родительской познавательно-исследовательской, природоохранной деятельности, в ходе которой ребята смогли не только расширить свои знания, но и практически поучаствовать в сохранении окружающей природы. Таким образом, включение социальных акций в систему работы детского сада дает положительные результаты, способствует формированию экологических представлений, сознания и мышления.
Литература:
Бобылева, Л.П., Дупленко, О.П. О программе экологического воспитания старших дошкольников / Л.П. Бобылева, О.П. Дупленко // Дошкольное воспитание. - 1998. - N 7. С. 36-42.
Воронкевич, О.А., Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста / О.А. Воронкевич. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006 с.
Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми / Л.П. Молодова. – Минск, Асар, 1996. – 80 с.
Николаева, С.Н., Приобщить ребёнка к природе / С.Н. Николаева. – Пермь,1993. – 280 с.
Рыжова, Н.А., Дом – природа. Программа экологического воспитания дошкольников. / Н.А. Ражова // Дошкольное воспитание, 1994., № 7. – С. 10-15.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - Эти слова мы знаем с детства. И действительно сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добро...
Доклад на тему: «Формирования временных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования интерактивной доски и технологий работы с песком».
Формирования временных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования интерактивной доски и технологий работы с песком....
Обобщение опыта по теме "Формирование элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством наблюдения за живой природой"
Данная работа будет актуальна для педагогов дошкольного образования...
«Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста, посредством использования логико-математических игр»
Материал представлен сообщением из опыта работы воспитателя о формировании интреса у детей к логико-математическим играм и упражнениям....
Аналитический отчет старшей группы ОНР по годовой задачи: развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования современных форм организации работы с учетом ФГОС ДО
Аналитический отчет по ФЭМП в старшей группе ОНР...
Мастер- класс для педагогов" Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности"
обучить участников мастер-класса навыкам...
Сообщение из опыта работы на тему "Формирование экологических представлений у детей раннего возраста посредством дидактической игры".
Природа окружает ребёнка с ранних лет. Задача педагога состоит в том, чтобы воспитать отзывчивых, милосердных детей, научить их экологически грамотному отношению ко всему живому....