Мастер- класс для педагогов" Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности"
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Мастер- класс для педагогов
«Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Подготовила: Воспитатель
Горностаева И.В.
Цель:
Повышать профессиональное мастерство педагогов - участников мастер - класса в процессе активного педагогического общения.
Задачи:
- Обучение участников мастер - класса конкретным навыкам, составляющим основу транслируемого педагогического опыта и способам достижения намеченных результатов;
- Оказание помощи участникам мастер - класса в определении задач их профессионального самосовершенствования;
- Знакомство с наглядным материалом и его применением в экологическом воспитании детей дошкольного возраста в игровой форме
«»СУСуть человеческой игры –
«Суть человеческой игры-
в способности, отображая,
преображать действительность.
В игре впервые формируется и
проявляется потребность
ребенка воздействовать на мир»
С.Л. Рубенштейн
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования, воспитания любви к природе родного края.
Экология в прямом смысле этого слова – знание о Доме, причем под Домом можно понимать различные масштабы среды обитания: от ближайшего окружения до Вселенной. Домом может быть и сам человек – носитель своего внутреннего мира. Изменится ли к лучшему деятельность человека на планете, если у него не будет необходимых знаний о себе и о своем Доме для того, чтобы его жизнь в нем была мирной, здоровой, гармоничной и созидательной? Конечно, нет! Без этих знаний ничего не изменится.
Гармоничная жизнедеятельность возникнет только из гуманного мировоззрения, из тонкого чувствования и восприятия мира, из любви ко всему миру. Если не будет этой любви как основы, сколько бы знаний человек ни приобрел, они не станут созидательными.
Вопрос о приобщении детей к природе как к сложному, многофункциональному и многокомпонентному явлению как нельзя актуален для экологического и эмоционально-положительного развития детей дошкольного возраста экологической культуры
детей и взрослых.
Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.
Самым актуальным и эффективным методом в экологическом воспитании детей для периода дошкольного детства, и по-моему мнению, является игра, так как в жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью.
Сущность игры, как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра - есть своего рода, средство познания ребенком действительности.
Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития.
Игра необычно информативна, она знакомит детей с окружающим миром и многое «рассказывает» ребенку о нем самом педагогу. В игре все «как будто» понарошку. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления. Несомненно, игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в эколого- природоведческом образовании.
Несомненно, игры имеют большое значение в удовлетворении де Они развивают внимание, зрительную память, слух, обоняние, что дает возможность полнее воспринимать окружающий мир природы.
Отрадно нам, педагогам видеть, что взгляд на игру, мешающую «учиться, учиться и учиться», изменился. Теперь игра рассматривается как уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Прекрасный русский писатель, осмысливающий в своих книгах и сценариях явления культуры, Ю. Нагибин так оценивал детскую игру: «Игра помогает детям воскресить минувшее и заглянуть в будущее. В игре выявляется характер маленького человека, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети, играя, приближаются к решению сложных жизненных проблем». Как доступнее преподнести данную проблему до наших воспитанников? Конечно через игру.
Игра для ребенка – это серьезное занятие.
Игра – это прежде всего эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.
Именно в игре ребенок учится подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, учится строить свои отношения с природой.
Уважаемые коллеги, мы, педагоги, очень хотим, чтобы родители наших воспитанников были грамотнее, серьезнее относились к проблемам воспитания и научили играть своих детей. Поэтому сегодня я хочу представить вам фрагмент игры-викторины « Калейдоскоп природы» для родителей.
Приглашаю 6 человек для участия в игре-викторине, по 3 в каждую команду, и предлагаю вам принять на себя роль родителей.
Уважаемые родители! Прошу занять свои места и выбрать себе капитана. Предлагаю одной команде быть «пчелками», а другой –
«ромашками» /педагог предлагает надеть отличительные для каждой команды пейджики/.
Прошу взять на себя роль жюри /предлагает 3-м педагогам/. Оцениваем все конкурсы по 3-х бальной системе.
Отгадайте загадку:
Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги...
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? ...
(Зайка.)
Зайка – любознайка прислал вам письмо с заданиям
1 конкурс « В кладовой народной мудрости»
В этих конвертах загадки для обеих команд( педагог раздаёт конверты)
- этих конвертах загадки для обеих команд. Отгадайте и прочтите.
Команде «Пчёлка»:
Весь мир кормлю, а сама не ем. ( земля) Спит на земле, а утром исчезает. ( роса)
Цветы ангельские, а коготки дьявольские. ( роза)
Команде «Ромашка»:
Идёт, идёт, а пройти не может. (дождь)
Бежать, бежать- не добежать. Лететь, лететь- не долететь. ( горизонт) Бежит по снегу, а следов нету. ( ветер)
2 конкурс - игра «Кому нужны деревья?» /по 2 набора на каждую команду/
На ваших столах карты с изображением деревьев. Рядом на подносах находятся карточки с изображением животных, птиц и насекомых. Подумайте, каким животным, птицам и насекомым необходимы для жизни те или иные деревья и соотнесите к ним соответствующие карточки. Расскажите об этом.
Ведущий подводит итог:
Береза. - Дятел, синица, муравей, медведь – пьют сок. Лось, заяц – едят кору, ветки.
Людям нужна береза, т.к. деревья очищают воздух; из почек
- бересты делают лекарство, из бересты плетут лукошки, туески для сбора ягод.
Дуб. – Кабан, белка, лось, бурундук – питаются желудями.
Белые грибы растут под дубами.
Из древесины делают паркет, мебель, бочки, лодки, из коры – настой для полоскания горла и рта.
Рябина. – Снегирь, глухарь, медведь, белка, еж, бурундук – едят ягоды.
Лось ест ягоды и ветки.
Люди из ягод варят варенье, делают лекарство, из веток плетут корзины.
Ель. Дятел, белка, медведь – питаются шишками.
Гусеница, косуля, глухарь питаются хвоей,
Лось – гложет кору, муравей – из хвоинок стоит муравейник.
В хвойных лесах произрастают белые грибы.
Из древесины ели делают музыкальные инструменты, бумагу.
- конкурс капитанов называется «Голоса птиц»
Уважаемые родители, вы, наверное, уже поняли, что речь пойдет о птицах.
Игра называется «Поломанные слова»/педагог раздает карточки капитанам по 4 слова на каждого– ворецск, ражувль, точласка, сотрягузка, гаивол, каут, роздед, дудо /.
Название перелетных птиц вы узнаете после того, как исправите заданные слова и напишете правильные названия птиц.
А пока наши капитаны пытаются «починить» слова поиграем в игру с мячом « Угадай слово» - необходимо угадать слово по первому слогу. Я называю первый слог и бросаю вам мяч, а вы ловите его и продолжаете слово
– название дерева: я-сень, то-поль, лист-венница, ту-я, ки-парис, о-сина, маг-нолия, бе-реза.
- конкурс «Крылатые выражения» Педагог размещает на мольберте выражение:
«Счастье – это быть с природой видеть ее, говорить о ней».
А чьи эти слова (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой). А теперь внимание, /включается музыка/ в игре черный ящик, в
котором находится ответ. На обдумывание ответа 1 минута. Задание - кто сказал и в каком рассказе Л.Н.Толстого: «Тебе от того скучно, что ты зол, тебе злость сердце жжет, а мы веселы от того, что мы добры и никому зла не делаем». /белка/
Время. На этом наша игра подошла к концу.
Уважаемые жюри прошу подвести итоги, чья же команда у нас победила!
Уважаемые родители, думаю, вы сегодня взяли для себя много полезного и интересного. Я надеюсь, что вы проведете эту викторину дома со своими детьми.
- благодарность за участие хочу подарить вам медальончики с изображением флоры и фауны нашего края.
Уважаемые коллеги!
На примере данной игры, я думаю, вы согласитесь со мной, что экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным.
Игра – путь детей к познанию мира. Использование игровых обучающих ситуаций, помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления о природе и взаимосвязях в ней, воспитывать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому.
Список литературы
- Л.И.Грехова , «В союзе с природой»
Учебно – методическое пособие. Эколого – природоведческие игры и развлечения с детьми. – М. ЦГЛ, Ставрополь, 2002.
2.Н.В. Коломина, «Воспитание основ экологической культуры в детском саду.
3.Т.М. Бондаренко, «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»
4.Л.Г. Горькова, «Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников» - М. ВАКО, 2005.
5.Л.И.Уланова, «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста». ОО « Йоча Йук»,1995.
6.Л.Ведина, «Мир природы в калейдоскопе игр». Йошкар-ола, Государственный природный заповедник « Большая Кокшага» ,2010.
7. Н. А. Рыжова «Коллекция увлечений « , М.Линка- Пресс, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»В. А. Сухомлинский....
Мастер-класс «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях.Умение выстраивать и поддерж...
«Развитие и формирование элементарно-математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
целенаправленное развитие игровых приёмов и дидактических игр, как одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время - основного вида деятельности дошкольников....
Мастер-класс для воспитателей "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности через изготовление кукольного театра своими руками"
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитан...
Мастер – класс «Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Мастер - класс...
Мастер – класс «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представленийЗадачи:1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.2. ...