Проект «Песочная фантазия» во второй младшей группе. ( Познавательно–исследовательский, игровой.)
проект (младшая группа)
Учебный матерьял для воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Песочная фантазия» во второй младшей группе. ( Познавательно–исследовательский | 58.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №53 «Лесная сказка» Новосибирской области.
Проект «Песочная фантазия» во второй младшей группе.
( Познавательно–исследовательский, игровой.)
Подготовила: А.С.Рашкина
Новосибирск 2023
Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, которых они не могут изменить по своему желанию … лучшая игрушка та, которую он может заставить изменяться … для детей лучшая игрушка – куча песка».
(К.Д. Ушинский)
Паспорт проекта
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
И не важно, что пока
Этот домик из песка!
Б. Заходер
Тема проекта: «Песочная фантазия»
Тип проекта: Познавательно - исследовательский. Игровой.
Участники проекта: дети второй младшей группы «Тигрята» (3-4 года), воспитатели, родители.
Сроки реализации: Краткосрочный. 3 недели
Автор проекта: Рашкина Анна Сергеевна
Актуальность
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Игры с песком позволят сделать процесс воспитания и обучения детей естественным, приносящим радость открытий и удовольствие детям. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, и для того, чтобы дети могли заниматься играми с песком независимо от времени года, взрослые должны создать все условия в помещении.
ФГОС дошкольного образования настоятельно рекомендуют проектную и экспериментальную деятельности. Конечно, по отношению к детям младшего дошкольного возраста проектная и экспериментальная деятельность во многом упрощена и носит игровой характер. Экспериментирование – прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей.
Опыты и эксперименты с песком способствуют формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.
В проекте содержание и организация игр с песком построены с учётом единства воспитательных, развивающих и обучающих задач в соответствии с возрастными особенностями воспитанников
Проблема:
Особые трудности дошкольники испытывали при ответах на вопросы о песке: «Что такое песок?», «Откуда берется песок?", "Зачем нужен песок?».
На основании возникшей проблемной ситуации был разработан и реализован данный проект.
Краткая аннотация содержания проекта
В проекте дети в увлекательной форме, приобретают знания о свойствах песка. Дети сначала с помощью взрослого, а потом самостоятельно участвую в различных экспериментах и простейших опытах. Педагог помогает детям обобщить представления о свойствах песка в игровой форме.
Цель: Развитие у детей интереса к познанию и практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – песка.
Задачи:
Образовательные
- Формировать представления у детей о песке, его видах;
- Знакомить детей со свойствами песка (сухой- мокрый, сыпется, из мокрого песка можно лепить);
- Познакомить с возможностями использования песка в жизни человека;
- Обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить);
- Повысить уровень компетентности родителей в вопросах ознакомления детей со свойствами песка.
Развивающие
- Развивать познавательные способности (внимание, восприятие, мышление, память, воображение) детей в процессе экспериментирования с песком,
- Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию;
- Развивать у детей творческие способности, фантазию, любознательность, активность, самостоятельность и инициативу в ходе работы;
- Развивать речь ребенка;
- Развивать коммуникативные навыки, умения работать в малых группах;
Воспитательные
- Закреплять правила безопасности во время игры с песком, а также во время проведения экспериментов.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость.
- Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца;
- Воспитывать умение играть со сверстниками рядом
Формы и методы работы по проекту с детьми:
- групповая, индивидуальная:
- Организация игр с песком, водой.
- Организация опытно – экспериментальной деятельности.
- Организация изобразительной деятельности: рисование песком.
- Организация деятельности ознакомления с миром природы.
- Чтение художественной литературы (потешки).
- Рассматривание иллюстраций.
- Организация пальчиковой гимнастики.
- Слушание музыкальных произведений.
- Беседы;
- Наблюдения;
- Опыты;
- Продуктивная деятельность
Принципы реализации проекта
- Принцип развивающего образования — деятельность каждого ребенка в зоне его
ближайшего развития;
- Принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей.
- Принцип доступности – учёт реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития.
- Принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание
благоприятных условий для её развития.
- Принцип индивидуализации – раскрытие личного потенциала каждого ребёнка.
- Принцип системности – решение комплекса задач образовательной и воспитательной
направленности, что позволяет получить прогнозируемый результат.
Материально-техническая база
- -центр воды и песка
- - пособия для опытов и экспериментирования
- - методическая и художественная литература;
- - наглядный материал;
- - ИКТ (музыкальный центр).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
−проявлять любознательность, наблюдательность, познавательный
интерес к природному и социальному миру, выражая в продукте
деятельности свои мысли и чувства;
−проявлять способность к исследовательской деятельности при
экспериментировании;
- сформированы умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком.
При необходимости добавлять воду в сухой песок.
-проявлять элементарный контроль за способом действия.
-сформирован интерес к результату и чувства удовлетворения от деятельности.
−овладеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и
сверстниками;
−устойчивый интерес к нетрадиционному рисованию;
−повышение уровня самостоятельности при выборе материалов и способов
успешной реализации замысла;
−желание участвовать в коллективных работах, выставках и т.д.;
−окрепшая моторика рук.
- способы засыпания поверхности стола:
-сформированы практические умения использования техники рисования песком
(основные приёмы):
Насыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев
Отпечаток: предметов, трафаретов, ладоней
Этапы реализации проекта.
Этапы | Содержание деятельности |
Iэтап Организационный | -подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по теме проекта. -подбор материала, игрушек, дидактических игр познавательной деятельности; -разработка конспектов игр с песком, картотеки «Опыты с песком» - наглядной информации для родителей. |
II этап Практический | Познавательное развитие Беседы Повторение правил безопасного поведения детей во время игр с песком». -рассматривание иллюстрации «Игра в песочнице» Беседа: «Для чего нам нужен песок» Исследовательская деятельность Опыты с песком «Откуда берётся песок» «Из чего состоит песок» «Теплый — холодный» «Сухой песок сыпучий» «Какой бывает песок?» «Что легче: камень или песок?» «Куда исчезла вода» «Как движется песок» «Как отделить песок?» «Как рисовать песком?» «Почему раздувается песок?» Игры с песком Сухой – закапывание предметов в песок Строительство пирамидок Рисуем на песке Пересыпание песка из ладошки в ладошку Испечем пирожки Домик для собачки Строительство дорожки, горки Оставь свой след на песке Игры с кинетическим песком Речевое развитие Художественная литература чтение стихотворения Марины Ершовой «Песочница». И. Финк «Песочница, песочница!», С. Кашлев «Мы в песочнице», «Строители» Б. Заходер, А. Полетаевой: «Нам привезли песок на сад», чтение сказки «Колобок» Пальчиковые игры «Колобок», Пирожок», «Я пеку, пеку, пеку… ». Дыхательная гимнастика «Ветряная мельница» Художественно-эстетическое развитие: Изобразительная деятельность: Рисование на песке «Следы», «Рисуем палочкой на песке» Рисование песком «Замок из песка» Социально-коммуникативное развитие Игровые ситуации Угощение для куклы, Мы встречаем гостей, Угостим мишку пирожками, Колобки для бабушки и дедушки. Дидактические игры «Отпечатки на песке», «Движение песка», «Необычные следы», «Что я закапала в песке?» «Чувствительные ладошки», «Здравствуй песок», «Песочный дождик» Физическое развитие Подвижные игры Мы песчинки Взаимодействие с родителями Консультации «Волшебный песок» «Экспериментирование в раннем возрасте», «Игры с песком или песочная терапия» |
III этап. Заключительный |
|
Заключение и выводы
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующий вывод: в игровой форме ребёнок делает первые шаги по освоению экспериментального метода, а главное, в нем развивается любознательность и вкус к познавательной деятельности. Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности ребёнок получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Для малышей игры с песком позволяют справляться с эмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей младшего дошкольного возраста, игры вовлекают детей в интереснейший процесс познания окружающей среды.
Таким образом, благодаря этому проекту мы выявили, что дети проявляют интерес к экспериментированию, познавательный интерес выражен достаточно в соответствии с возрастом. Дети много знают о свойствах и качествах песка, проявился ярко выраженный интерес к экспериментированию. Ребята стали бережно относиться к игрушкам, стремиться к правильному поведению по отношению друг к другу, стали постепенно овладевать навыками безопасного поведения в песочнице.
Используемая литература:
- Батова И.С. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами. – Волгоград, Учитель, 2016.
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С, Васильева М.А. «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» / от рождения до школы. Под ред.. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 304 с
- Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М,: ТЦ Сфера, 2002.
- Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности. – М.: Сфера 2017.
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Москаленко В.В., Крылова Н.И. Опытно-экспериментальная деятельность. Программа развития, проектная технология (из опыта работы). – Волгоград: Учитель, 2009.
- Паршукова Т.А. Маленькие исследователи: виды и структура исследовательских занятий в детском саду // Дошкольная педагогика. – 2006. –№ 1.
- Интернет ресурсы
Приложения
Организации безопасного поведения детей во время игр с песком
При каждой организации игр с песком необходимо:
- проверить прочность песочного ящика, любые мелкие неисправности должны быть немедленно устранены.
- перекопать песок, полить его горячей водой, немедленно убрать с поверхности песка мусор, инородные предметы.
- обеспечить содержание песка в условиях, исключающих запыление воздушной среды;
- проверить на прочность инвентарь, игрушки.
При организации игр с песком запрещается:
- использовать игрушки со сколами, трещинами, острыми краями;
- использовать булавки, иголки, гвозди, другие колющие, режущие предметы;
- сдувать песчаную пыль ртом (исключить образование пыли);
- играть с подбрасыванием песка вверх, с бросанием его друг в друга;
- насыпать песок за ворот рубашки, в штанишки, в волосы, в обувь;
- жевать песок, либо имитировать употребление его в пищу;
- нюхать песок.
Педагог должен внимательно наблюдать за играющими и их отношениями;
- не оставлять детей без присмотра.
Правила игры с песком для малышей
1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.
4. Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои мест.
Беседа
«Для чего нам песок нужен?».
Задачи: Обратить внимание детей на вещи, которые их окружают, для чего они нам нужны. Продолжать закреплять умение бережно относится к окружающему их миру.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова: песочница, песок, беречь, играть с ним, сыпать, пересыпать. Делать постройки с помощью лопатки, ведра, формочек.
Ход беседы:
Воспитатель приглашает детей к песочнице.
- Посмотрите, что я принесла. (Показывает лопатку, ведро и формочки).
Дети называют то, что принесла педагог.
А зачем мне эти игрушки?
Правильно, чтобы играть.
А что это? (Показывает на песочницу).
Песочница, в ней лежит песок.
А он для чего нам нужен? Верно, для игры с ним.
Как мы можем с песком играть? дети отвечают, воспитатель помогает им в ответах и показывает действия с песком.
Молодцы, верно, сказали, я могу его пересыпать из формочки в формочку. Что-нибудь слепить, копать лопаткой.
Ребята, а можно его выносить?
Верно, нет, если мы с вами будем каждый раз выносить, то у нас песка совсем не останется в песочнице. Его надо беречь.
Воспитатель предлагает поиграть с песком и раздает игрушки.
Игры с песком
«Испечем пирожки…»
Цель: Продолжать совершенствовать умения детей играть с песком, насыпать, переворачивать, лепить. Развивать воображение. Воспитывать интерес к играм с песком.
Оборудование: игрушка Мишка, лопатки, ведра, формочки.
Ход игры:
Воспитатель вносит Мишку.
Игровая ситуация: Ребята, к нам в гости пришел Мишка, у него много будет гостей.
Игровая мотивация: давайте ему поможем испечь много пирожков.
Воспитатель раздает формочки и лопатки.
Воспитатель показывает и сопровождает их словами.
-Набираем песок, насыпаем его в формочку, переворачиваем, стучим и поднимаем формочку.
Действия детей.
«Домик для собачки».
Цель: Продолжать учить детей раскапывать ямку совком. Развивать моторику рук у детей. Воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование: лопатки, игрушки – втыкалочки в песок с изображением собачки.
Ход игры:
Воспитатель вносит втыкалочки и собачку.
Игровая ситуация: к нам в гости пришла собачка, у нее нет дома.
Игровая мотивация: давайте сделаем ей домик.
Показ педагога: воспитатель берет лопатку и копает ямку, затем ставит на палочке в ямку.
Действия детей.
Поощрение: Молодцы, ребята, теперь у нее есть домик.
Игра – забава «Рисование на песке».
Цель: Продолжать учить детей рисовать отдельные части. Развивать моторику рук у детей. Воспитывать желание рисовать на песке.
Оборудование: футляры от ручек.
Приемы:
1. Игровая мотивация: воспитатель приглашает порисовать на песке.
2. Действия педагога: воспитатель начинает рисовать солнышко, а дети дорисовывает лучики. (Травку, цветок).
3. Указание: рисовать можно сидя.
4. Действия детей.
5. Поощрение: молодцы, вот какую красивую картинку.
Играя, познавайте мир!
Игры с кинетическим песком
Кинетический песок — это уникальный материал для детского творчества. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы, и в тоже время остается сухим! Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство.
Он легко приобретает форму, удерживает ее и так же легко режется, рассыпается, утекая между пальцев.
Для знакомства детей с этим интересным материалом можно использовать следующие простые упражнения:
Первое что можно сделать, это просто попробовать его на ощупь. Попробовать пропустить песок сквозь пальцы, он как будто течет.
Ребенку можно предложить раскатать песок как тесто.
Дети очень любят играть в прятки и в этом плане кинетический песок представляет собой безграничное поле для игр с детьми разных возрастов. Самые простые прятки — в песке можно спрятать несколько маленьких предметов и предложить ребенку найти их.
Возьмите несколько разнообразных штампов, разровняйте песок на столе. Попробуйте оставить следы этими предметами на песке. На кинетическом песке любой предмет или штамп оставляет отличный, хорошо различимый след.
Из песка вы можете сделать «хлеб», «масло» или колбаски, вручить ребенку пластиковый нож и предложить нарезать.
Готовим печенье: для этого можно использовать любые формы-вырубки.
У кого быстрее песок просыплется сквозь пальцы.
Чья башня выше.
Украшаем песочный пирог, в завершении его можно разрезать и т.д.
Кинетический песок способен увлечь игрой и взрослых и детей на довольно
продолжительное время.
Опыты с песком
«Откуда берётся песок»
Цель: выяснить, откуда в природе берется песок
Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.
Описание: Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.
Как вы думаете, что это сыплется? Возьмите лупы, рассмотрите это. Как мы получили песок? Как в природе появляется песок?
Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
«Из чего состоит песок»
Цель: выяснить, из чего состоит песок
Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.
Описание: Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.
Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок). Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую?
Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.
Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
«Что легче: камень или песок?»
Материал: подносы с песком, камушками, стаканы с водой.
Ход эксперимента:
Дети берут два стакана с водой. В первый высыпают из ложки камушки, во второй — песок. Камушки опускаются на дно стакана быстрее, чем песок.
Какой можно сделать вывод?
Вывод: песок легче камней.
«Теплый — холодный»
Цель: учить детей чувствовать руками разную температуру песка.
Материал: пакеты с теплым и холодным песком.
Описание: Дайте детям теплый и холодный песок, уточните, где какой и песок находится. Предложите поиграть с песком, пересыпьте его между пальчиками маленькими тонкими струйками. С каким песком было приятнее играть?
Вывод: в жаркую погоду приятнее играть с прохладным песком, в холодную — с теплым.
«Сухой песок сыпучий»
Цель: знакомить детей со свойствами песка.
Материал: песочница, сухой песок, формочки.
Описание: Предложите сделать куличик из сухого песка. Она не получилась, рассыпалась. Почему?
Вывод: сухой песок сыпучий
«Куда исчезла вода»
Материал: стаканчики с песком и водой.
Ход эксперимента:
В стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок.
Каким он стал?
Куда исчезла вода?
Вывод: вода быстро впитывается
в песок.
«Как движется песок»
Материал: песком, воронка, подносы.
Ход эксперимента:
Дети берут воронку, насыпают через неё песок в одно и то же место, постепенно образуя конус. Замечают, что то в одном, то в другом месте возникают «волны».
Вывод: песок движется, его движение
похоже на течение воды.
«Какой бывает песок?»
Задачи: Способствовать накоплению представлений детей о свойствах песка (состоит из песчинок, пропускает воду; сухой- рассыпается, светлого цвета; сырой- липнет, принимает форму ёмкости, темнее по цвету). Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения, умение сравнивать, обозначать действия словом. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе опытнической деятельности.
Оборудование: Тазики с сухим и влажным песком, совочки, формочки, лупа.
Ход: Воспитатель сначала предлагает детям рассмотреть две ёмкости с песком. Вопросы: «Что находится в тазиках? (песок). Песок в тазиках одинаковый или разный? (разный). Чем песок отличается? (в одном тазике он сырой, в другом-сухой).
Рассматривание сухого песка через лупу. Вопросы: «Из чего состоит песок?(из песчинок). Какие песчинки по форме и размеру? (круглые и маленькие). Какого цвета сухой песок? (светлый, светло- коричневый).
Игровые действия с сухим песком: «Спрячьте песок в ладошке и снова выпустите его из рук. Остался ли песок на ладошке? (нет). Почему? (он сухой, рассыпчатый, не прилипает к рукам). Попробуйте сделать куличики. Почему не получаются куличики?( песок сухой, рассыпается). Как из сухого песка сделать сырой? (полить сухой песок водой).
Аналогично проводятся игровые действия с влажным песком. Вопросы: «Каким цветом сырой песок? (тёмный, тёмно- коричневый). Что у вас получилось, когда вы сжали песок в ладошке? (пирожок). Почему песок не рассыпался? Почему песок остаётся на ладошке?( песок сырой). Получаются ли и сырого песка куличики?(да).
Игра «Кто был в песке»- один ребёнок делает из формочки куличик, а остальные дети отгадывают, какая фигура получилась.
Итоговый вопрос: «Почему и Кузи не получались куличики?» (он делал их из сухого песка)
Вывод: Сухой песок рассыпается, сырой- слипается, принимает форму ёмкости
«Как отделить песок?»
Задачи: Дать детям представление о том, что с помощью сита просеивается сухой песок, мелкие предметы отделяются от крупных. Развивать общую и мелкую моторику, умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи. Воспитывать трудолюбие, желание оказывать помощь.
Оборудование: Различные сита, ведёрки, миски, совочки, песок сухой и мокрый, ёмкость с крупой (горох и греча) и песком.
Ход: воспитатель рассказывает детям о том, что с ним произошло. «Ребята, я вчера решила навести дома порядок. Протирала тряпочкой полочки с баночками и случайно их задела. Баночки упали прямо на песок; всё из них рассыпалось и перепуталось. И я не знаю, как теперь мне всё разобрать…»
Дети выбирают из песка горошины и гречку. Вопросы: «Быстро ли получается разбирать крупу? (нет). Почему?( крупы много и она мелкая). Как вы думаете, что поможет нам быстрее отделить крупу?( воспитатель предлагает посмотреть на сито).
Игровые действия с ситом. Вопросы: «Что сыпется через сито? (песок). Что остаётся на дне сита?( крупа). Почему крупа остаётся в сите? (она крупная). Почему песок просеивается через сито? (он меньше отверстий в сите). Есть ли у вас дома сито? Для чего его использует мама?»
Игровое задание «Просей мокрый песок». Вопросы: «Просеивается ли мокрый песок?( нет). Почему?( он не рассыпается, липнет). Почему просеивается сухой песок?( он рассыпчатый).
Игровое упражнение «Сделаем макароны из мокрого песка»- дети надавливают сито на мокрый песок и получают «макароны».
Вывод: Сито помогает отделить мелкие предметы от крупных; можно просеивать только сухой песок.
«Как рисовать песком?»
Задачи: Формировать представления детей о том, что с помощью рассыпания сухого песка можно создавать различные образы, а на влажном песке можно рисовать палочкой. Развивать мелкую моторику, мыслительные процессы, фантазию. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и к работам своих товарищей.
Оборудование: Подносы с влажным и сухим песком, емкости с сухим песком, палочки, дощечки для лепки.
Ход: Воспитатель предлагает рассмотреть подносы с мокрым и сухим песком. Вопросы: «На каком подносе находится мокрый песок? На каком сухой? Как вы догадались?( отличаются по цвету и на ощупь).Как вы думаете, можно ли нарисовать кружки на мокром и сухом песке?( ответы детей). Попробуйте нарисовать кружки. На каком песке кружки получаются чёткие и понятные?( на мокром). Почему?(мокрый песок сохраняет форму).Что происходит с кружками на сухом песке?(они быстро исчезают). Почему?(сухой песок быстро рассыпается).
Дети рисуют палочкой на мокром песке.
Воспитатель просит детей взять сухой песок; сначала сжать его в кулачке, а затем разжать кулачок. «Куда делся песок?(высыпался из кулачка).Если немного разжать кулачок, как будет сыпаться песок? (медленно).
Показ воспитателя: «Я немного разжимаю кулачок и начинаю водить им по кругу. Песочек сыпется и образует круг. Сухой песок, высыпаясь, делает рисунок.
Игровое задание «Что нарисовал песок?»- воспитатель рисует песком образы и предметы, а дети их отгадывают.
Дети самостоятельно рисуют песком, рассыпая его из кулачка.
Вывод: На мокром песке можно рисовать палочкой; сухой песок рисует, высыпаясь из кулачка.
«Почему раздувается песок?»
Задачи: Способствовать расширению представлений детей о свойстве сухого песка раздуваться в разные стороны. Развивать речевое дыхание, умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи. Воспитывать интерес к опытнической деятельности.
Оборудование: Ёмкость с сухим и мокрым песком, трубочки для коктеля, лупа.
Ход: отгадайте загадку:
Задувает, завывает,
Пыль с земли он поднимает.
Семена он раскидает,
А в жару прохладу дарит( ветер).
Игровое упражнение «Сделай ветер»- дети дуют на свои ладошки.
Вопросы: «Что происходит на улице, когда дует ветер?( качаются деревья, падают листья, поднимается пыль). Каким бывает ветер? (сильным и слабым). Как вы думаете, может ли ветер поднять песок? Давайте это проверим».
Дети с воспитателем рассматривают сухой песок через лупу и вспоминают , из чего он состоит (из круглых маленьких песчинок).
Затем воспитатель предлагает взять трубочки и подуть в них на сухой и мокрый песок. Вопросы: «Что происходит с сухим песком, когда мы на него дуем? (он разлетается в стороны). Почему сырой песок разлетается в стороны? (он лёгкий, каждая песчинка отдельная). Что происходит с мокрым песком? Почему он не раздувается? (мокрый песок тяжелый).
Игровое действие «Сильный и слабый ветер»- дети дуют в трубочки на сухой песок с разной силой.
Вывод: Сухой песок может раздуваться.
Дидактические игры
«Что я закапала в песке?»
Цель: Развитие внимания, памяти, наблюдательности
Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. Или катать вдоль него грузовик.
«Испеку я пирожки»
Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол.
«Движение песка»
Игра «Топчем дорожки»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений
Как вы думайте, песок может двигаться? А как это проверить?
Возьмите трубочки и тихонько подуйте в трубочку на сухой песок.
А теперь подуйте на сырой песок? Что происходит?
Вывод: Песок сухой движется, а сырой нет.
«Чувствительные ладошки»
Цель: Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
Воспитатель: «Ребята предлагаю вам поздороваться с песочком»
(Дети погружают руки в песок)
«Здравствуй песок»
Цель: Снижение психофизического напряжения.
По – разному «Поздороваться с песком», т. е. различными способами дотронуться до песка (пальчиками, ладошкой внутренней или тыльной стороной и пр.)
«Необычные следы»
Цель: Развитие тактильной чувствительности, воображения.
Воспитатель: «А теперь покажем как … .»
- «Идут медвежата» - кулачками надавливаем с силой на песок.
- «Прыгают зайчата» - кончиками пальцев ударяем по поверхности песка.
- «Ползут змейки» - ребенок расслабленными пальцами рук делает поверхность песка волнистой.
«Песочный дождик»
Цель: Регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Устроим необычный дождик – песочный. Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого или на свою ладонь.
Воспитатель: «Ребята, что мы сейчас с вами делаем? (ответы детей словами или жестами) Мы сыплем песочек.
Какой же красивый дождик у нас получился! »
Подвижная игра «Песчинки»
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть. Вокруг себя повернись и в песчинку превратись. Присели все на корточки. Сколько у нас много песка! Но вот подул ветер, поднял песчинки и они полетели в разные стороны. (Дети имитируют полет песчинок). Ветер стих и песчинки опустились на землю. (Дети приостанавливают движение. Присаживаются на корточки). Превращаются обратно в ребяток.
Пальчиковая гимнастика «Колобок»
Бабка намела муки (Выполняют плавные действия рук к себе)
Наскребла соли (Медленно сжимать и разжимать кулачки)
Посолила (Собирают пальцы в щепоть, «солят»)
Помешала тесто (Круговые движения в разных направлениях)
Слепила колобок (Имитируют лепку колобка)
Покатала (Выполняют круговые движения ладонью
Под другой в разных направлениях)
Маслом помазала (Гладят одной ладонью другую)
В печку жаркую поставила (Дышат на ладонь теплы воздухом)
И положила остынуть (Дуют на ладонь)
на окошко
Дыхательная гимнастика «Ветряная мельница»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
Рисование на песке
При рисовании на песке не
возникают барьеры как при обычном
рисовании на бумаге, ведь песок очень
пластичен и нарисованные сюжеты
можно легко изменить, скорректировать.
Рисование песком часто проводится под
музыку, а световые столы излучает не только свет, но и мягкое тепло.
Все это позволяет задействовать зрительную, слуховую и тактильную
сенсорные системы, быстро погружая ребенка в творческий
процесс.
Чтение художественной литературы
Чтение стихотворения А. Полетаевой:
Нам привезли песок на сад,
Я этому безумно рад!
С ним буду целый день играть,
Лепить куличек, загорать!
Песочных куличей не ем,
Да, что ж я, маленький совсем?!
- лепка «Угощение для кукол»,
- игра «Секреты песка».
Чтение стихотворения «Строители» Б. Заходер.
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся
Строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
И неважно, что пока
Это домик из песка!
Стихотворения «Песочница» Марина Ершова
Песочница, песочница,
В песке вся детвора.
Построить домик хочется,
Забавная игра.
Речной песочек, меленький -
Хорош для куличей.
Склонился повар беленький
Над формочкой своей.
А вот Андрюша с Васенькой -
Ребята хоть куда.
Везут в машинах красненьких
Песок туда-сюда.
Бывают столкновения -
Но это не беда.
Ссора - на мгновение,
А дружба навсегда.
Большая настоящая
Кипит работа тут.
И люди работящие
В песочнице растут.
И. Финк
Песочница, песочница!
А в ней песок, песок.
Песочница, песочница!
Идем играть, дружок.
Песочница, песочница!
В руках у нас совок.
Песочница, песочница!
Мы черпаем песок.
С. Кашлев
Мы в песочнице играем,
Строим домик из песка,
Увлеклись, не замечаем,
Что носки полны песка.
Принесли воды в ведёрке,
Чтобы не сломался дом,
Красовался на пригорке,
Мы его водой польём.
Консультация для родителей «Волшебный песок»
Детство – прекрасная беззаботная пора. Именно в детстве человек менее всего стеснён рамками и правилами. Ребёнок сам выбирает, чем ему заняться, какой вид деятельности выбрать. Один малыш будет упорно катать машинку, перевозить на ней грузы, а другой – будет строить высокую башню из любых подручных материалов, а третий – изрисует фломастерами все новые обои на стене. Задача взрослого – дать ребёнку как можно больше возможностей и материалов для организации различных видов деятельности.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества», - сказал В. А.Сухомлинский. Так дайте ребёнку такую возможность, жить именно в такой среде, в которой он сможет вырасти всесторонне развитой и полноценной личностью.
Я хочу вас познакомить с волшебным свойством песка. Чем полезны игры с песком? Что происходит, когда наши пальцы касаются песка? Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу. У малышей, игры с песком развивают мелкую моторику, а у взрослых улучшается работа мозга, и как, следствие, память, соображение, координация.
Песок – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок и песка, ощущения свободы, безопасности и самовыражения. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песок пропускает воду и по утверждению парапсихологов он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Кроме того, сам материал – песок, - обладает уникальным свойством: он замедляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок».
Песок может принимать любую форму. В сухом виде он один, в мокром – совершенно другой. Он непостоянный, все «скульптуры», сделанные из этого материала, быстро рассыпаются. Но так же быстро из песка можно сделать самые разные образы, фигурки и даже ситуации.
Песочная терапия.
Песочницу для песочной терапии можно изготовить в домашних условиях. Она доставит массу положительных эмоции вашему малышу. Песочницу для игр можно сделать и в домашних условиях. Она имеет размеры 49,5Ч72,5Ч7см, изготавливается из дерева либо пластика, а изнутри окрашивается в голубой цвет (символ неба и воды). Ящик устанавливается на стол, он не промокает и не ржавеет. Песок для занятий выбирайте крупный, приятного желтоватого оттенка. Чтобы его обеззаразить, прокалите заранее в духовке. Обязательны и игрушки для песочной терапии. Важно, чтобы они были разнообразными и позволили ребенку задействовать в своих играх разные аспекты жизни. Это должны быть фигурки людей (желательно разного возраста, разной национальности, профессии, категории), причем как реальных, так и воображаемых. Фигурки животных – домашних, диких, мифических. Некие символические предметы вроде зеркал, яиц, бабочек. Игрушечные здания и мебель: домики, церкви, башни, замки. Соединяющие игрушки: лестницы, веревки, камни, зернышки, фасоль. Машинки, самолеты, поезда, лодки. Растительность: деревья, веточки, цветы, кусты. Разные вещи: пуговицы, перья, монетки.
1. «Угадайка» Заройте в песке несколько игрушек и предложите ребенку узнать их, не доставая наружу..
2.«В моем городе»Пускай ребенок изобразит то, каким он видит свой город, улицу или комнату. Можно также создать волшебную страну и придумать ей название. Нужно рассказать историю, происходящую в песочнице. При этом можно дать имена всем персонажам, участвующим в рассказе.
Рисование песком.
В методике рисования песком наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок под действием педагога «рука в руке» производит движения руки или кисти. Здесь не нужны четкие линии изображения предмета, что упрощает изображение и передачи формы предмета.
Игровые приемы могут быть различного характера (подвижные игры, пальчиковые игры, физминутки, игры с предметами, игры на внимание и т.д.) и применяют их для разных целей – для привлечения внимания, повышения интереса к деятельности, создания положительного настроя и вызвать желание рисовать. Итак, об игровых заданиях, благодаря которым рука ребенка станет более гибкой, послушной глазу и мысли. Занятия должны быть добровольными, а результат можно обсуждать лишь только положительно. Предложите ребенку понаблюдать, отобразить пластически, а потом нарисовать, например, как кошка нежится, как готовится к прыжку. Какая поза, какие движения характерны для собаки, как распускает хвост павлин. Так будет развиваться новое восприятие, а лучше сказать новое отношение ко всему новому в жизни. Так простая наблюдательность перерастает в художественное воображение.
.Полезны некоторые упражнения, имеющие целью общую активизацию и развитие сенсорно-моторной сферы:
- например, для умения свободно держать кисть, делать рукой свободные движения сверху вниз, слева направо, не сжимая пальцы, правильно брать песок, открывать и закрывать ладошку, просто сыпать песок через кулачок;
- упражнения, позволяющие изучать проблемы детей и выражать самые разнообразные переживания - это рисунки на свободные темы, на заданную тему «добро и зло», «страх» и прочие;
- упражнения, связанные с восприятием себя, позволяющие изучать систему отношений детей и положительно влиять на ее изменения (нарисовать портрет, изобразить своего друга, себя – отражать характерные свойства личности);
- упражнения, позволяющие изучить отношения в семье ребенка с целью выявления причин нарушений поведения и их последующей коррекции (с помощью песка, различных фигурок, скомпоновать какую-то бытовую сцену);
- упражнения в парах, направленные на развитие коммуникативных возможностей;
- упражнения, помогающие при разрешении конфликтных ситуаций для профилактики конфликтного поведения в семье (создание композиций «шторм», «взрыв» с последующим обсуждением).
Сейчас вы попробуете рисовать песком на стекле и прочувствуете техники песочного рисования, как развиваются мышцы рук и пальцев - а это мелкая моторика.
«Трудная дорога». Нужно провести пальцем по песку волнистую линию (трудность в том, что ребенок пальчик не ослабевает, а напрягает и держит крючком).
«Опасный поворот». Нужно провести по песку пальцем, закручивая в спираль (изображают спиралевидный знак).
«Молния». Надо пальцем по песку нарисовать кривую линию, т.е. молнию
«Чудовище на острове». Сказочное чудовище спит на острове (поставить или закопать в песок игрушку). Надо обойти чудовище и не коснуться его – может проснуться.
«Радуга». Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг – радугу. А потом добавить солнце.
«Грустное дерево». Нарисовать ствол, опустившиеся ветки, которые или засохли, или потеряли свою листву. Не будьте категоричны, не спешите опровергать неправильность изображения. Главное, чтобы ребенок привык искать в видимых формах предметов и явлений выражение какого-то характера, какого-то настроения.
«Лист-путешественник». На чистое стекло насыпать песок по форме листа березы (дуба, рябины и т.д.), обвести по контуру песка пальцем и присыпать его слегка песком – запылился. Можно изобразить его изогнутым – подсох и покоробился.
«Мой веселый звонкий мяч». Нарисовать насыпью песка мячик (обвести по насыпанному песку), он упругий, веселый по характеру (можно нарисовать ему рожицу и ножки), а другой не совсем круглый, не очень упругий и ленивый (отобразить эмоции), почти не подскакивает.
«Парусник». По насыпанному песку очертить горизонт, восход солнца из-за горизонта, парусник, паруса – квадраты, волны перекатываются под парусником, слышен крик чаек. Пусть ребенок попытается придумать подходящую комбинацию: а) на паруснике плывут мирные и доброжелательные люди; б) на паруснике неприятели – пираты
Консультация для родителей
«Игры с песком или песочная терапия»
В настоящее время значительно возрос интерес к занятиям с детьми с использованием песка. И это не случайно, при взаимодействии с песком ребенок учится проявлять чудеса фантазии и одновременно с этим происходит процесс развития самосознания. Казалось бы все просто, но именно это просто хранит уникальную «Тайну бытия». Многократно проживая эту тайну, ребенок достигает равновесия во внутреннем пространстве, уменьшается доля тревоги и страха.
В песочных картинах есть важнейший ресурс – возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к игре с песком. Однако уделяя внимание песочной терапии, не будем забывать о мощных ресурсах для корекционно-развивающей и образовательной работы с ребенком. Именно песок создает дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. С одной стороны, повышается мотивация ребенка к занятиям, с другой интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.
Как должен вести себя взрослый во время совместных игр с песком?
1. Присоединение к ребенку:
Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире. Понять ребенка и его проблемы, почувствовать ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины - все это входит в понятие присоединения.
2. Искренняя заинтересованность:
Рассматривая картину ребенка, взрослый проявляет любопытство путешественника, которому интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок.
3. Строгое следование общечеловеческой этике:
Взрослый не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное мнение. Внутренний мир ребенка хрупок и только строгое соблюдение этического кодекса могут защитить ребенка от психических травм.
Пять шагов организации игрового процесса
1 Демонстрация песочницы.
Посмотри, наша песочница заполнена песком. У нее есть один секрет: если мы с тобой раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. А с помощью воды сухой песок легко превращается во влажный. Мы можем создать любой ландшафт: и горный, и холмистый, и равнинный, здесь все во власти нашей фантазии.
2 Демонстрация фигурок.
Посмотри здесь много фигурок, мы можем их рассмотреть, подержать в руках.
3 Правила игры на песке:
Очень часто задают вопрос: Как научить ребенка играть с песком аккуратно? Как запретить кидать песок в глаза товарищу? Как объяснить, что нельзя рушить созданное другим? Чтобы избежать нравоучений, надо познакомить ребенка с правилами и постоянно проговаривать их перед началом игры. Этот ритуал правил создается вместе с детьми.
Пример: Вредных нет детей в стране
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
В дальнейшем повторяя ритуал входа в страну песка, дети запоминают эти простые правила и игры проходят без происшествий.
4 Формулировка темы:
Это шаг осуществляет сказочный герой песочной страны. Он задает тему игры, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и контролирует весь игровой процесс.
5 Завершение занятия. Ритуал выхода.
Завершая работу в песочнице, ребята разбирают свои постройки, убирают игрушки, разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносятся слова благодарности сказочному герою песчаной страны, например:
В ладошки наши посмотри-
Мудрее стали ведь они!
Спасибо милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!
Как вы понимаете, мы прошли лишь первые шаги по дороге песочных игр. Подробнее вы можете ознакомиться с этим методом в книгах:
1 .Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. ; Грабенко Т.М «Практикум по песочной терапии», «Тренинг сказкотерапии»,
2. М.Монтессори «Мир ребенка»
3.Дыбина О.В. «Неизведанное рядом»
Консультация для родителей «Игры с песком в домашних условиях»
Песок - хорошее психопрофилактическое средство. Он способен «заземлять» негативную психическую энергию и устанавливать стабильное эмоциональное состояние. С помощью таких игр ребенок не только обучается, у него развивается тактильно – кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук. Формируются такие черты характера, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемные ситуации, развиваются воображение и речь. Для игр с песком желательно иметь песочный набор: ведро с совочками и формочками; набор мелких игрушек: персонажи сказок и различные человечки, животные и растения, дома и машинки, деревянные дощечки и палочки и т. д. Эта коллекция должна постоянно пополняться.
Предлагаем вам игровые упражнения, которые можно делать с детьми:
- Вот какие наши ручки (ребёнок слегка вдавливает ручку в песок, проговаривая о своих ощущениях - песок сырой, тёплый, холодный и т.д.
- Вот наши кулачки (нажимать на песок кулачками и костяшками пальцев - сравнивать, на что похож отпечаток).
- Пальчики гуляют ("поиграть" одновременно пальчикам левой и правой руки по песку, затем двумя руками одновременно).
- Пальчики играют ("поиграть" одновременно пальцами по поверхности песка, как на пианино).
- Ползают ладошки (зигзаобразные и круговые движения ладошками по песку - едет машина, ползёт жук, крутится карусель). То же самое ребром ладошки.
- Кто здесь пробегал. (Оставлять следы одновременно разным количеством пальцев. Придумать, кто оставил эти следы.)
В эти игры вы можем поиграть с детьми:
- Играем в магазин. Учить детей делать из песка "продукты" для магазина — мороженое, пирожное, пирожки, колбаску и т. д.
- Строим домик. Учить детей сгребать песок лопатой в кучу, аккуратно прихлопывать его. Украшать домик флажками, вставлять окна и дверь.
- Устроим сад с клумбами и цветами. Учить детей делать насыпи из песка разной формы. Украшать их деревьями и цветами.
- Посадим огород. Учить детей нагребать небольшие песочные валы, прихлопывать их и делать грядки. "Сажать" на них "Овощи" — шишечки, травку, веточки.
- Построим гараж. Учить детей строить гараж, сгребая песок в кучку. Делать углубление для машины.
- Зоопарк для зверей. Учить детей делать небольшие перегородки (клетки) для зверей. Обнести весь зоопарк забором.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно- исследовательский проект педагогов и воспитанников второй младшей группы "Камешки, ракушки".
Данный проект включает в себя информационную карту, в которой содержатся: цель, задачи, актуальность, этапы, ожидаемые результаты и продукты проекта.Проект направлен на познавательное и эк...
«Овощи и фрукты - полезные продукты»Совместная познавательно-исследовательская деятельность педагога с детьми второй младшей группы с использованием игровых технологий, в условиях реализации ФГОС.
Цель: формировать обобщенные представления об овощах и фруктах, уточнить представления о многообразии овощей и фруктов; умение обобщать понятия по существенным признакам, отражать результат обобщения ...
Проект "Песочные фантазии" для детей младшей группы
Проект создан для ознакомления детей со свойствами песка, развития мелкой моторики, фантазии ....
Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Песочная фантазия» в первой младшей группе.
Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Песочная фантазия» в первой младшей группе.Песок обладает свойством снятия негативной психической энергии и способствует уравновешиванию ...
Познавательно исследовательский проект по экологии во второй младшей группе на тему: «Волшебница вода»
Цель: формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, знакомство со свойствами воды....
Конспект НОД по математическому развитию во второй младшей группе. (познавательно-исследовательская деятельность) Тема занятия: «В гостях у зайчика»
Цель. Закрепление и обобщение пройденного материала.Задачи:1.Продолжать учить различать и называть геометрические фигуры.2.Закрепить понятие «один», «много»; «большо...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей второй младшей группы (познавательно-исследовательская деятельность) «Ледяная история»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воды (лёд); формировать понятие взаимосвязи состояния вещества (лёд - замерзшая вода); продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действ...