Картотека игр для детей раннего дошкольного возраста. Возрастная категория 2-3 года
методическая разработка (младшая группа)

Юлия Дубровская

Пальчиковые игры – это легкий и приятный способ развития маленьких ребятишек. Для малышей в возрасте 2-3 лет нужны особые игры, в том числе и пальчиковые. Пальчиковые игры простые и забавные, они улучшают память, и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

Частное Учреждение Дошкольного Образования

«Чадо-Радо»

Картотека игр для детей раннего дошкольного возраста

возрастная категория 2-3 года

                                                     

                                                        Составила  воспитатель:

                                                             Дубровская Юлия Александровна

 Краснообск

2022

 Пальчиковые игры – это легкий и приятный способ развития маленьких ребятишек. Ведь дети изучают мир через прикосновения.  Для малышей в возрасте 2-3 лет нужны особые игры, в том числе и пальчиковые гимнастики. Очень правильно с самого маленького возраста развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно это важно для развития пальцев и ладошек.

Педиатры рекомендуют всем взрослым играть с детьми в пальчиковые игры. Пальчиковые игры простые и забавные, они улучшают память, и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук.

1.Игры со стихотворным сопровождением: они побуждают детей к творчеству, в стихотворной форме они запоминаются быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движения пальчиками, как в свободное время, так и на прогулке.

Пальчиковая игра «Все игрушки по местам».

Цель: Учить детей обыгрывать текст стихотворного произведения жестами и мимикой.

Все игрушки по местам:

Куклы — тут, машины — там.

Здесь стоят зайчишки,

Белочки и мишки.

Складывать игрушки надо,

Чтобы в группе был порядок.

Потому и малыши

Потрудились от души.

Пальчиковая игра "Моя семья"

Цель: Учить детей выполнять движения пальчиками и ладошками в соответствии с текстом стихотворения.

Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья (энергично сжать руку в кулак несколько раз).

Пальчиковая ирга «Рыбка в озере живет».

Цель: Учить детей выполнять движения пальчиками и ладошками в соответствии с текстом стихотворения.

Рыбка в озере живет (Ладошки соединены и делают плавные движения)

Рыбка в озере плывет

Хвостиком ударит вдруг (Ладошки разъединить и ударить по коленкам)

И услышим мы – плюх, плюх! (Ладошки соединить у основания и так похлопать)

Пальчиковая гимнастика «Яблонька».

Цель: Учить детей обыгрывать текст стихотворного произведения жестами и мимикой.

У дороги яблонька стоит          Руки сплести над головой, пальцы разжаты

На ветке яблочко висит           Сложить запястья вместе

Сильно ветку я потряс,            Руки над головой, движения вперед-назад

Вот и яблочко у нас    Ладони перед грудью, имитируют, что                                                             держат яблоко.

В сладко яблочко вопьюсь,     Соединить запястья, ладони развести

Ах, какой приятный вкус.

Пальчиковая  гимнастика  «10 птичек стайка».

Цель: Учить детей выполнять движения пальчиками и ладошками в соответствии с текстом стихотворения.

Пой – ка, попевай – ка,                        Хлопаем в ладоши.                

10 птичек – стайка:                              На первые  шесть строчек поочерёдно загибаем

Эта птичка – соловей,                          пальцы на правой руке, начиная с  мизинца.

Эта птичка – воробей,

Эта птичка - совушка

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,                    На следующие  четыре строки загибаем пальцы

Эта птичка – коростель,                      на левой руке, начиная с мизинца.

Эта птичка  - скворушка          

Серенькое пёрышко.

Это зяблик, это стриж,

Это развесёлый чиж.

Ну а это злой ОРЛАН!                           Руки скрестить перед собой, движение кистями.

Птички, птички по домам!                    Руки разводим в разные стороны.

 2. Пальчиковые игры с предметами – это игры с использованием прищепок, карандашей с гранями, игры с пробками от бутылок,  с бумагой, с сыпучими материалами  ( гречка, горох, макароны, манка). Такие игры легко «укладывают»  на ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. В играх с сыпучими материалами пальчики станут более гибкими, восприимчивы к мелким деталям.

Д/упражнение с прищепками  «Иголочки для ёжика»

Учить детей пользоваться прищепками,  держать прищепку тремя пальцами, сжимать разжимать её, прикреплять прищепки к игровому полю.

Развивать силу пальцев

Д/ упражнение  с бумагой «Листопад».

Вышла осень погулять, стали листья собирать…

Детям  предлагается  сначала  смять,  затем  разгладить  скомканные  бумажные  комочки  из цветной бумаги, после этого порвать их на мелкие части, имитируя осенние листья.

Д/ упражнение  «Веселая пипетка».  Работа с водой и пипеткой.

Детям предлагается выбрать из группы предметов то, что тонет. Необходимо из одной емкости перелить воду в другую с помощью пипетки.

Рисование манкой «Проехала машина».

Детям предлагается нарисовать следы от машины.

Д/упражнение «Бусы для мамы».

Детям предлагается нанизывать макароны на ленту, создавая бусы

Д/упражнение «Крышечки».

Детям предлагается подобрать крышечки к разным баночкам.

3. Игры – манипуляции с выполнением определённых действий. В них используют специально подготовленные пособия (шнуровки, прищепки, крышечки) с полями, на которые их прикрепляют. К манипуляциям относятся игры с небольшими предметами, такими как мячики, каштаны, а также закапывание и поиск предметов в контейнерах с сыпучими материалами, например, песком или крупой.

Д/ упражнение  «Кто спрятался?» Работа с сыпучими материалами.

Отыскивание животных в контейнерах с сыпучим материалом.

Закрепление знаний о домашних животных.

Игры на нанизывания «Полянка для цветов из пуговиц»

Продолжать развивать мелкую моторику рук, воспитываем чувство прекрасного.

Игры-манипуляции без предметов, в которых ребёнку необходимо выполнять действия только с пальчиками, ориентируясь на текст, произносимый педагогом. Эти игры развивают воображение, в каждом пальчике ребенок видит той или иной образ.

Пальчиковая игра «Кулачок»

Этот пальчик — маленький, Загибаем мизинчик,

Этот пальчик — слабенький, загибаем безымянный пальчик,

Этот пальчик — длинненький, загибаем средний пальчик,

Этот пальчик — сильненький, загибаем указательный пальчик,

Этот пальчик — толстячок, загибаем большой пальчик.

4. Пальчиковые игры на основе сказок. Такие игры позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снимают психоэмоциональное напряжение. Можно использовать готовый пальчиковый театр, а можно нарисовать героев сказки на подушечках пальцев.

Пальчиковая игра «Паучок».  Нарисовать на руках паучка.

 Правая рука осторожно и по очереди передвигает свои «ноги» -пальцы путешествуя по лесной полянки. На встречу движется «Паучок» левая рука. Увидели друг друга замерли, а потом начали обследовать вместе лесную полянку.

5. Пальчиковые кинезиологические игры. Другими словами это «гимнастика мозга через движение»: такие игры позволяют активировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и  внимания.

Упражнение «Колечко»  для развития мелкой моторики.

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

Упражнение «Дерево»   для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

6. Пальчиковые игры с элементами самомассажа. При развитии мелкой моторики, пальчиковые игры с элементами самомассажа  очень эффективны. Они позволяют активизировать и синхронизировать работу обеих полушарий мозга при поглаживание, растирании, пощипывании, похлопывании, сгибании и разгибании как всех пальчиков, так и поочередно. Пальчиковые игры с элементами самомассажа могут быть как без предметов со стихотворным сопровождением и с предметами, такими как суд-жок ( мяч-ёжик, косточки фруктов, грецкие орехи, карандаши).

1. Упражнение «Похлопаем».

Цель: учиться хлопать в ладоши тихо и громко по сигналу.

Тренировать в умении хлопать в ладоши тихо, или громко по сигналу

2.Самомассаж косточками фруктов.

Цель: Формировать у детей мышечное чувство напряжения

Расслабления работающих групп мелких мышц.

Стимулировать тактильные ощущения.

Детям раздаются косточки фруктов (абрикосовые, персиковые) и по команде, зажав их между ладошками, дети делают самомассаж.

3. «Колючие ёжики».

Цель: Учить детей элементарным навыкам самомассажа мячиками Су-Джок.

Развивать двигательные навыки, ловкость, координацию движений.

Вызвать интерес к новым видам игр.

4. Игровое упражнение «Забавные орешки». Игра с грецкими орехами.

Цель: Совершенствовать умение обращаться с небольшими предметами, совершать манипуляции с ними в соответствии со словами игры.

Дети в садике гуляют и орешки собирают.

Орешек с веточки упал и под ножки нам попал.

В одной ручке полежал и в другую побежал.

По коленкам покатался,

На плечах вдруг оказался.

С ним детишки поиграли и  ни капли не устали.

Заключение.

 О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем мелкую моторику материале. Раннее развитие пальцевой мелкой моторики положительно сказывается на становлении речи детей, необходимо при рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Естественно, что только пальчиковыми играми нельзя достичь желаемых результатов. Это только одно из средств развития мелкой моторики и речи.

Пальчиковые игры хорошие помощники для того, чтобы развить координацию. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок к познавательной и творческой активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

«Организация игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста в соответствии с их возрастными возможностями и задачами, индивидуализацией, необходимыми условиями и планированием педагога с ФГОС»

Цель проекта:  Создание модели инновационного образовательного пространства МДОУ как одно из  условий повышения качества образования.Разработка модели предметно-развивающей среды (зона...

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 1,5 ДО 2 ЛЕТ)

Раннее детство — особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результа...

Отчет по самообразованию воспитателя Гасратовой Зинфиры Абдуллаховны 1 квалификационная категория за 2018-2019 учебный год. Тема «Организация работы по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста».

Ранний возраст - самое благоприятное время для экологического воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, нагл...

Картотека прогулок для детей раннего дошкольного возраста

Картотека прогулок для детей раннего дошкольного возраста...

Картотека игр для детей раннего дошкольного возраста

laquo;Зайка»Задачи: Побуждать  выполнять движения в соответствии с текстом.Зайка беленький сидитИ ушами шевелит,Вот так, вот так,И ушами шевелит!Зайке холодно сидеть,Надо лапочки погр...

Методическая разработка развивающих занятий в рамках службы ранней помощи для детей раннего дошкольного возраста (с 1 года до 3 лет)

Данная Методическая разработка создана для развития детей от 1 года до  3-х лет. Методической основой являются методические пособия Галановой А.С. «Психическое и физическое развитие ребенка...