Картотека игр для детей раннего дошкольного возраста. Возрастная категория 2-3 года
методическая разработка (младшая группа)
Пальчиковые игры – это легкий и приятный способ развития маленьких ребятишек. Для малышей в возрасте 2-3 лет нужны особые игры, в том числе и пальчиковые. Пальчиковые игры простые и забавные, они улучшают память, и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 26.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное Учреждение Дошкольного Образования
«Чадо-Радо»
Картотека игр для детей раннего дошкольного возраста
возрастная категория 2-3 года
Составила воспитатель:
Дубровская Юлия Александровна
Краснообск
2022
Пальчиковые игры – это легкий и приятный способ развития маленьких ребятишек. Ведь дети изучают мир через прикосновения. Для малышей в возрасте 2-3 лет нужны особые игры, в том числе и пальчиковые гимнастики. Очень правильно с самого маленького возраста развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно это важно для развития пальцев и ладошек.
Педиатры рекомендуют всем взрослым играть с детьми в пальчиковые игры. Пальчиковые игры простые и забавные, они улучшают память, и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук.
1.Игры со стихотворным сопровождением: они побуждают детей к творчеству, в стихотворной форме они запоминаются быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движения пальчиками, как в свободное время, так и на прогулке.
Пальчиковая игра «Все игрушки по местам».
Цель: Учить детей обыгрывать текст стихотворного произведения жестами и мимикой.
Все игрушки по местам:
Куклы — тут, машины — там.
Здесь стоят зайчишки,
Белочки и мишки.
Складывать игрушки надо,
Чтобы в группе был порядок.
Потому и малыши
Потрудились от души.
Пальчиковая игра "Моя семья"
Цель: Учить детей выполнять движения пальчиками и ладошками в соответствии с текстом стихотворения.
Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья (энергично сжать руку в кулак несколько раз).
Пальчиковая ирга «Рыбка в озере живет».
Цель: Учить детей выполнять движения пальчиками и ладошками в соответствии с текстом стихотворения.
Рыбка в озере живет (Ладошки соединены и делают плавные движения)
Рыбка в озере плывет
Хвостиком ударит вдруг (Ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы – плюх, плюх! (Ладошки соединить у основания и так похлопать)
Пальчиковая гимнастика «Яблонька».
Цель: Учить детей обыгрывать текст стихотворного произведения жестами и мимикой.
У дороги яблонька стоит Руки сплести над головой, пальцы разжаты
На ветке яблочко висит Сложить запястья вместе
Сильно ветку я потряс, Руки над головой, движения вперед-назад
Вот и яблочко у нас Ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко.
В сладко яблочко вопьюсь, Соединить запястья, ладони развести
Ах, какой приятный вкус.
Пальчиковая гимнастика «10 птичек стайка».
Цель: Учить детей выполнять движения пальчиками и ладошками в соответствии с текстом стихотворения.
Пой – ка, попевай – ка, Хлопаем в ладоши.
10 птичек – стайка: На первые шесть строчек поочерёдно загибаем
Эта птичка – соловей, пальцы на правой руке, начиная с мизинца.
Эта птичка – воробей,
Эта птичка - совушка
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель, На следующие четыре строки загибаем пальцы
Эта птичка – коростель, на левой руке, начиная с мизинца.
Эта птичка - скворушка
Серенькое пёрышко.
Это зяблик, это стриж,
Это развесёлый чиж.
Ну а это злой ОРЛАН! Руки скрестить перед собой, движение кистями.
Птички, птички по домам! Руки разводим в разные стороны.
2. Пальчиковые игры с предметами – это игры с использованием прищепок, карандашей с гранями, игры с пробками от бутылок, с бумагой, с сыпучими материалами ( гречка, горох, макароны, манка). Такие игры легко «укладывают» на ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. В играх с сыпучими материалами пальчики станут более гибкими, восприимчивы к мелким деталям.
Д/упражнение с прищепками «Иголочки для ёжика»
Учить детей пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами, сжимать разжимать её, прикреплять прищепки к игровому полю.
Развивать силу пальцев
Д/ упражнение с бумагой «Листопад».
Вышла осень погулять, стали листья собирать…
Детям предлагается сначала смять, затем разгладить скомканные бумажные комочки из цветной бумаги, после этого порвать их на мелкие части, имитируя осенние листья.
Д/ упражнение «Веселая пипетка». Работа с водой и пипеткой.
Детям предлагается выбрать из группы предметов то, что тонет. Необходимо из одной емкости перелить воду в другую с помощью пипетки.
Рисование манкой «Проехала машина».
Детям предлагается нарисовать следы от машины.
Д/упражнение «Бусы для мамы».
Детям предлагается нанизывать макароны на ленту, создавая бусы
Д/упражнение «Крышечки».
Детям предлагается подобрать крышечки к разным баночкам.
3. Игры – манипуляции с выполнением определённых действий. В них используют специально подготовленные пособия (шнуровки, прищепки, крышечки) с полями, на которые их прикрепляют. К манипуляциям относятся игры с небольшими предметами, такими как мячики, каштаны, а также закапывание и поиск предметов в контейнерах с сыпучими материалами, например, песком или крупой.
Д/ упражнение «Кто спрятался?» Работа с сыпучими материалами.
Отыскивание животных в контейнерах с сыпучим материалом.
Закрепление знаний о домашних животных.
Игры на нанизывания «Полянка для цветов из пуговиц»
Продолжать развивать мелкую моторику рук, воспитываем чувство прекрасного.
Игры-манипуляции без предметов, в которых ребёнку необходимо выполнять действия только с пальчиками, ориентируясь на текст, произносимый педагогом. Эти игры развивают воображение, в каждом пальчике ребенок видит той или иной образ.
Пальчиковая игра «Кулачок»
Этот пальчик — маленький, Загибаем мизинчик,
Этот пальчик — слабенький, загибаем безымянный пальчик,
Этот пальчик — длинненький, загибаем средний пальчик,
Этот пальчик — сильненький, загибаем указательный пальчик,
Этот пальчик — толстячок, загибаем большой пальчик.
4. Пальчиковые игры на основе сказок. Такие игры позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снимают психоэмоциональное напряжение. Можно использовать готовый пальчиковый театр, а можно нарисовать героев сказки на подушечках пальцев.
Пальчиковая игра «Паучок». Нарисовать на руках паучка.
Правая рука осторожно и по очереди передвигает свои «ноги» -пальцы путешествуя по лесной полянки. На встречу движется «Паучок» левая рука. Увидели друг друга замерли, а потом начали обследовать вместе лесную полянку.
5. Пальчиковые кинезиологические игры. Другими словами это «гимнастика мозга через движение»: такие игры позволяют активировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания.
Упражнение «Колечко» для развития мелкой моторики.
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
Упражнение «Дерево» для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
6. Пальчиковые игры с элементами самомассажа. При развитии мелкой моторики, пальчиковые игры с элементами самомассажа очень эффективны. Они позволяют активизировать и синхронизировать работу обеих полушарий мозга при поглаживание, растирании, пощипывании, похлопывании, сгибании и разгибании как всех пальчиков, так и поочередно. Пальчиковые игры с элементами самомассажа могут быть как без предметов со стихотворным сопровождением и с предметами, такими как суд-жок ( мяч-ёжик, косточки фруктов, грецкие орехи, карандаши).
1. Упражнение «Похлопаем».
Цель: учиться хлопать в ладоши тихо и громко по сигналу.
Тренировать в умении хлопать в ладоши тихо, или громко по сигналу
2.Самомассаж косточками фруктов.
Цель: Формировать у детей мышечное чувство напряжения
Расслабления работающих групп мелких мышц.
Стимулировать тактильные ощущения.
Детям раздаются косточки фруктов (абрикосовые, персиковые) и по команде, зажав их между ладошками, дети делают самомассаж.
3. «Колючие ёжики».
Цель: Учить детей элементарным навыкам самомассажа мячиками Су-Джок.
Развивать двигательные навыки, ловкость, координацию движений.
Вызвать интерес к новым видам игр.
4. Игровое упражнение «Забавные орешки». Игра с грецкими орехами.
Цель: Совершенствовать умение обращаться с небольшими предметами, совершать манипуляции с ними в соответствии со словами игры.
Дети в садике гуляют и орешки собирают.
Орешек с веточки упал и под ножки нам попал.
В одной ручке полежал и в другую побежал.
По коленкам покатался,
На плечах вдруг оказался.
С ним детишки поиграли и ни капли не устали.
Заключение.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем мелкую моторику материале. Раннее развитие пальцевой мелкой моторики положительно сказывается на становлении речи детей, необходимо при рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Естественно, что только пальчиковыми играми нельзя достичь желаемых результатов. Это только одно из средств развития мелкой моторики и речи.
Пальчиковые игры хорошие помощники для того, чтобы развить координацию. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок к познавательной и творческой активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.
Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...
«Организация игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста в соответствии с их возрастными возможностями и задачами, индивидуализацией, необходимыми условиями и планированием педагога с ФГОС»
Цель проекта: Создание модели инновационного образовательного пространства МДОУ как одно из условий повышения качества образования.Разработка модели предметно-развивающей среды (зона...
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 1,5 ДО 2 ЛЕТ)
Раннее детство — особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результа...
Отчет по самообразованию воспитателя Гасратовой Зинфиры Абдуллаховны 1 квалификационная категория за 2018-2019 учебный год. Тема «Организация работы по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста».
Ранний возраст - самое благоприятное время для экологического воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, нагл...
Картотека прогулок для детей раннего дошкольного возраста
Картотека прогулок для детей раннего дошкольного возраста...
Картотека игр для детей раннего дошкольного возраста
laquo;Зайка»Задачи: Побуждать выполнять движения в соответствии с текстом.Зайка беленький сидитИ ушами шевелит,Вот так, вот так,И ушами шевелит!Зайке холодно сидеть,Надо лапочки погр...
Методическая разработка развивающих занятий в рамках службы ранней помощи для детей раннего дошкольного возраста (с 1 года до 3 лет)
Данная Методическая разработка создана для развития детей от 1 года до 3-х лет. Методической основой являются методические пособия Галановой А.С. «Психическое и физическое развитие ребенка...