Дополнительная общеразвивающая программа "Логовичок"
рабочая программа (старшая группа)

Юрьева Алёна Васильевна

Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Знакомству и работе ребенка с буквами предшествует звуковой период обучения. Занимаясь по программе "Логовичок" дети пройдут этот путь, усвоения звуков и букв, научатся сливать слоги и читать небольшие слова. 

Миру знаний нет предела.

Так скорей берись за дело!

Буквы будем изучать,

Слоги и слова читать.

Буквы нужно точно знать, 

Чтобы правильно читать.

И красиво, грамотно писать!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon f9e6a3733c3ecac51928517ebc95b6ec.doc381 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №  10 г. Киренска»

Согласовано:                                                               Утверждена:                                                                                                              

педагогическим советом                                                            приказом МКДОУ  

МКДОУ                      «Детский сад №10 г. Киренска»

«Детский сад №10 г. Киренска»                                               «____» _____________ 2022г

Протокол №_____________                                                       №_____________

«_____»______________2022г.                                                   _______________Е.Г.Швецова            

Дополнительная общеразвивающая программа

«Логовичок»

Адресат программы:

старший дошкольный возраст

                                                                                              Срок реализации: 2 года  

                                                                                         Разработчик  программы:                                                                                                                            

Юрьева Алёна Васильевна

учитель – логопед

Киренск, 2022 год

Содержание

1. Паспорт программы.

2. Пояснительная записка.

3. Основные характеристики программы.

    3.1 Содержание программы.

   3.2 Ожидаемые результаты.

4. Организационно-педагогические условия.

   4.1 Учебно-тематический план.

    4.2. Календарный учебный график.

    4.3. Расписание занятий.

    4.4. Оценочные материалы.

5. Список литературы.

  1. Паспорт программы

Наименование программы

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  «Логовичок»

Автор – составитель программы

Учитель – логопед Юрьева Алёна Васильевна

Исполнитель программы

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 г. Киренска»

Юридический адрес

Иркутская область,  г. Киренск, м/р Мельничный ул. Партизанская 28

Тел.: 8(39568)32178

Классификация

По времени реализации – 2 года

По форме организации – очная

По возрастной адресованности – для детей старшего дошкольного возраста

Цель программы

Разностороннее развитие личности дошкольника,  его

познавательных способностей, интеллекта, творчества в решении поставленных задач, развитие речевой деятельности.

Задачи программы

  • развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения. 
  • обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др.
  • развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
  • развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других);
  • развитие фонематического анализа (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука);
  • развитие умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов;
  • подготовка руки к письму («печатание» букв, слов)

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 2 года

На кого рассчитана программа

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

- ребенок должен хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»; знать  буквы;

- различать гласные и согласные звуки;

- свободно и осознанно читать простые слова

- правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры;

- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце;

- проявлять интерес к родному языку.

Исполнители основных мероприятий программы

Заведующий МКДОУ, Старший воспитатель, Учитель-логопед

  1. Пояснительная записка.

        В современных условиях система образования предъявляет высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений. Совершенно по новому ставится вопрос о преемственности дошкольного учреждения и школы, в том числе в обучении грамоте.

       Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

      Один из критериев выпускника в области «Речевое развитие» - ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов, определять основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый - мягкий), место звука в слове, проявлять интерес к чтению, самостоятельно читать слова.

      От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

      Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.

      Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой стороне языка, обучение их звуковому и слоговому анализу и синтезу слова, т. е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик, ознакомлении детей с буквами и ориентировка в словесном составе предложения. Готовность ребенка к освоению грамоты  аналитико-синтетическим методом определяется возможностью осознания им звукового строя языка, т. е. переключения внимания от семантики слова к его звуковому составу - к умению услышать в слове определенные звуки, слова в предложении и  понять, что они расположены в определенной последовательности.

        В настоящее время процесс подготовки к обучению грамоте детей старшей и подготовительной  к школе групп остается актуальным и важным.

       Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии и на основании:

  • Федерального государственного образовательного стандарта
  • Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7);
  • Образовательной системы «Школа 2100». Комплексной программы развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» Под научной редакцией Р.Н.Бунеева,. изд. 4-е, доп. – М.: Баласс, 2013.

       Использованы элементы пособия «По  дороге  к  Азбуке », ч. 3 и 4, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова, О.В. Пронина.

       Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой -предупреждение ошибок в чтении и письме. Учебный материал занятий вводится последовательно: от развития более простых умений детей к развитию более сложных умений. Одновременно дети знакомятся с некоторыми явлениями родного языка. В рамках одного занятия представлен широкий спектр различных видов деятельности. Предполагается и групповая работа, и игры, и самостоятельное выполнение заданий в тетради. Главное - чтобы дети усвоили навык работы, необходимый для их выполнения.

       Направленность программы- социально-педагогическая.

       Цель программы:   Разностороннее развитие личности дошкольника,  его познавательных способностей, интеллекта, творчества в решении поставленных задач, развитие речевой деятельности.       

Основные задачи при реализации данной программы:

  • развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.
  • обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др.
  • развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
  • развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других);
  • развитие фонематического анализа (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука);
  • развитие умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать;
  • подготовка руки к письму («печатание» букв, слов)

    Данная дополнительная общеразвивающая  программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Исследования ученых (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Е.Е. Шулешко, Е.А. Бугрименко, Л.Е. Журова, Г.Ф. Марцинкевич и др.) позволили установить оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. Подготовка детей к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребенка особое «чутье» к языку.

      Продолжительность реализации программы – два года (период с сентября по май месяц включительно). Занятия проводятся 4 – 5  раз в месяц, 1 занятие в неделю (с 1 сентября по 31 мая). Продолжительность занятия: 25 - 30 минут. 

       Педагогическая технология - «Технология наглядного моделирования»  Т.А.Ткаченко

      Приёмы и методы: словесные, наглядные, творческие, репродуктивные, проблемные, занятия с использованием ИКТ.

      Форма занятий: совместная игровая - познавательная деятельность взрослого и детей, (игры и продуктивная деятельность), подгрупповые.

      Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной общеразвивающей программы с помощью игровых заданий.

      Форма подведения итогов по реализации дополнительной общеразвивающей программы «Логовичок» – открытое занятие для родителей и занятие для педагогов.

        Ожидаемые результаты после реализации программы:

- ребенок должен хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»; знать  буквы;

- различать гласные и согласные звуки;

- правильно ставить ударение в знакомых словах;

- правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры;

- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце;

- проявлять интерес к родному языку.

3. Основные характеристики программы

3.1. Содержание программы

       Содержание  работы  ориентировано  на  разностороннее  развитие дошкольников  с  учетом  их  возрастных  и  индивидуальных  особенностей.                                          

        Данная программа рассчитана на детей 5 – 7 лет. Продолжительность образовательного процесса по данной программе – два года. Предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня,  продолжительностью 25-30 минут. Общее количество учебных занятий в год – 34 часа  для каждой возрастной групп. Форма занятий – подгрупповые.

Первый год обучения.

Практический материал:

Знакомство с гласными: У, А, И, Э, О, Ы; выделение их из ряда звуков; выделение ударного гласного в начале слова; анализ звукового ряда типа АУ, АУИ.

Знакомство с согласными: Т, П, К, М, Х, Н.

Дифференциация на слух звуков: [а]-[у]; [а]-[у]-[и]; [а]-[у]-[и]-[э]; [а]-[у]-[и]-[э]-[о]; [п]-[п`]; [т]-[т`]; [к]-[к`]; [м]-[м`]; [х]-[х`]; [т]-[д]-[к]; [к]-[г]-[х]; [м]-[н]-[п].

Анализ слогов типа АП.

Преобразование слогов путём изменения одного звука – от АП-ИТ и т.д.

Выделение первого и последнего согласного в словах типа КОТ, ПАУК.

Выделение ударного гласного из положения после согласного.

Анализ прямого слога типа МА.

Анализ слов типа БЫК.

Анализ слога типа МИ.

Деление слов на слоги.

Составление схемы слов.

Формирование лексико-грамматических категорий:

Употребление единственного и множественного числа существительных.

Категории лица и числа глаголов настоящего времени (Я ПОЮ, ВЫ ПОЁТЕ, МЫ ПОЁМ, ОНИ ПОЮТ).

Согласование притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ, МОЁ с существительными.

Составление предложений по демонстрации действий, объединение этих предложений в короткий текст.

Практическое усвоение терминов:

«Слово», «Предложение», «Звук», «Твёрдый звук», «Мягкий звук», «Буква», «Слог».

Графомоторные навыки:

Мозаики, пальчиковые игры, массаж кистей рук.

Ориентирование на листе бумаги.

Знакомство с правилами письма (слева на право, сверху вниз).

Развитие зрительного гнозиса (написание в клетках и полосках).

Второй год обучения.

Практический материал:

Знакомство с гласными: Ё, Ю, Я – дают два звука.

Знакомство с согласными: Ф, Й, Л, В, Ч, Щ, Б, Д, С, Ц, Г, З. Усвоение звуков: [ч], [щ] – всегда мягкие.

Дифференциация на слух звуков: [ф]-[ф`]; [л]-[л`]; [в]-[в`]; [ч`]-[щ`].[с]-[с`]; [з]-[з`]; [б]-[б`]; [д]-[д`]; [г]-[г`]; [р]-[р`]; [с]-[з]; [с]-[ц]; [с]-[з]-[ц]; [п]-[б]; [т]-[д]; [г]-[х]; [к]-[г]-[х]; [с]-[ш]; [ш]-[ж]; [ж]-[з]; [с]-[з]-[ш]-[ж]; [р]-[л].

Звуковой и звуко-слоговой анализ слов типа СУП, КОСЫ, СИМА.

Выкладывание звуко-слоговых схем.

Знакомство со слогообразующей ролью гласных.

Анализ слов типа БАТОН, КУБИК.

Анализ слов типа БУМАГА.

Анализ слов типа КОШКА, МИШКА,

Анализ слов типа СТУЛ, ВОЛК, ПЛИТА.

Анализ слов типа КРАСНЫЙ, СТРАНА.

Формирование лексико-грамматических категорий:

Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе и падеже (СИНИЙ ПОЯС, КРАСНАЯ СУМКА).

Подбор однокоренных слов.

Образование сложных слов.

Составление предложений по демонстрации действия, по картинке, по вопросам.

Распространение предложений путём введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений.

Типы предложений (повествовательное, вопросительное, восклицательное).

Закрепление навыка употребления сложносочинённых предложений с разными видами связи (- - - - -  _______, потому что - - - - - -   - - - - - - -, - - - - - - -.).

Составление рассказов по сюжетной картине, серии сюжетных картин; пересказ.

Обучение грамоте:

Знакомство с буквами: Ь, Ъ, Я, Е, Ё, Ю.

Чтение (слоги, слова, короткие тексты).

Выкладывание звуковой схемы слова.

Подбор слов к схемам.

Практическое усвоение терминов:

«Звонкие согласные», «Глухие согласные», «Парные согласные».

Графомоторные навыки:

Мозаики, пальчиковые игры, массаж кистей рук.

Ориентирование на листе бумаги.

Закрепление знаний правил письма (слева на право, сверху вниз).

Развитие зрительного гнозиса (написание в клетках и полосках).

Печатанье, штриховка, обведение букв, слов и их элементов.

Развитие речи с элементами обучения грамоте с опорой на пособие «По дороге к Азбуке» призваны обеспечить: развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно  пользоваться языком в различных ситуациях общения: развивать интерес  к учебным занятиям: расширение и уточнение представления детей об окружающей среде в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций; развитие фонематического слуха.

Занятия  построены как  обучающие  навыкам  учебного  сотрудничества. Материал, которым работают дети: дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, то есть, направлены  на развитие  познавательных способностей. Много внимания  уделяется  игровым  и занимательным  моментам  для  поддержания  интереса  к работе.

 На занятиях задания разнообразятся, виды деятельности меняются. К детям приходят сказочные персонажи  и любимые игрушки  и предлагают  интересные игры  и задания. Например: при изучении буквы «А»- Айболит, «В » - Винни - Пух. Также используются картинки  и иллюстрации для  пересказов  и составления  предложений, рассказов. Используются разнообразные  таблицы  для чтения: слоговые  таблицы, схемы слогов, предметные и сюжетные картинки для обучения дошкольников составлению рассказа  или  как опора  для  пересказа.

3.2.  Ожидаемые результаты.

К концу обучения по общеразвивающей программе «Логовичок»  у детей формируются

следующие знания и умения:

Первый год обучения.

1. Звуки:

•  Знать  правильное положение органов артикуляции при произнесении

разных звуков;  знать понятие «звук», способы произнесения звука, его

условное обозначение;

•  Знать акустические характеристики звука:  согласные и гласные звуки

твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

•  Уметь выделять звук в начале, конце и середине слова, определять

положения звука в слове;

2. Слоги:

•  Знать понятие «слог»

•  Уметь проводить слоговой анализ слов;

•  Уметь подбирать слова на заданное количество слогов;

•  Уметь выделять в словах первый и последний слог;

3. Слова:

•  Уметь выявлять различия в звуковом (слоговом) составе двух слов;

4. Буквы:

•  Знать буквы

•  Знать дифференциацию понятий «звук» и «буква»;

•  Знать согласные и гласные звуки;

•  Уметь соотносить букву и звук

5. Связная устная речь.

•  Уметь отвечать на вопросы, диалогической речи;

•  Уметь составлять предложения

Второй  год обучения.

1. Звуки:

•  Уметь выделять в слове гласные звуки, согласные звуки, твердые,

мягкие, звонкие, глухие  согласные;

•  Уметь проводить звуковой анализ состава слогов и слов;

•  Уметь читать и составлять слоги.

2. Слоги:

•  Уметь подбирать слова на заданный слог;

•  Уметь составлять прямые и обратные слоги.

•  Уметь печатать слоги

3. Слова:

•  Уметь составлять слова из звуков и слогов, из первых (последних)

звуков или слогов в названии картинок;

•  Уметь изменять слова путем замены, перестановки, добавления,

исключения звуков или слогов;

4. Буквы:

•  Знать буквы

•  Знать дифференциацию понятий «звук» и «буква»;

•  Знать согласные и гласные звуки;

•  Уметь соотносить букву и звук

5. Связная устная речь.

•  Уметь пересказывать текст;

•  Уметь составлять рассказ-описание по сюжетной картинке, по серии

картинок.

4. Организационно-педагогические условия.

4.1. Учебно-тематический план.

Первый год обучения

Темы разделов, тем

Количество часов

1

Раздел 1 Введение

4 ч.

1.1

Тема 1 Знакомство. Звуки вокруг нас.

2 ч.

1.2

Тема 2 Слова длинные и короткие

2 ч.

2

Раздел 2 Знакомство с гласными звуками.

16 ч.

2.1

Тема 1 Понятие гласный звук.

2 ч.

2.2

Тема 2 Где живут звуки.

2 ч.

2.3

Тема 3 «Поющие» звуки.

12 ч.

3

Раздел 3 Знакомство с согласными звуками

15 ч.

3.1

Тема 1 Преграды рождают новые звуки.

3 ч.

3.2

Тема 2 Звуки, звучащие без голоса.

6 ч.

3.3

Тема 3 Где прячутся звуки.

6 ч.

Второй  год обучения

Темы разделов, тем

Количество часов

1

Раздел 1 Введение

3 ч.

1.1

Тема 1 Что мы помним?

1 ч.

1.2

Тема 2 Звук – буква.

2 ч.

2

Раздел 2 Знакомство с гласными звуками (буквами)

 7 ч.

2.1

Тема 1 «Поющие» звуки

1 ч.

2.2

Тема 2 Дружные звуки.

6 ч.

3

Раздел 3 Знакомство с согласными звуками

26 ч.

3.1

Тема 1 Преграды рождают новые звуки. Губные звуки.

4 ч.

3.2

Тема 2 Хитрый звук (j)

2 ч.

3.3

Тема 3 Звуки, которые умеют «шипеть».

6 ч.

3.4

Тема 4 Звуки, которые умеют «свистеть».

6 ч.

3.5

Тема 5 «Рычащие» звуки.

2 ч.

3.6

Тема 6 Какие сюрпризы преподносят звуки.

6 ч.

4.2. Календарный учебный график

Первый год обучения

Раздел / месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Раздел 1

Введение

4ч.

Раздел 2

Знакомство с гласными звуками

5ч.

4ч.

4ч.

3ч.

Раздел 3

Знакомство с согласными звуками

4ч.

4ч.

4ч.

4ч.

Промежуточная аттестация

Открытое занятие для родителей и педагогов

Праздник красивой речи

Итого:

4ч.

5ч.

4ч.

4ч.

3ч.

4ч.

4ч.

4ч.

4ч.

Второй  год обучения

Раздел / месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Раздел 1

Введение

3ч.

Раздел 2

Знакомство с гласными звуками

1ч.

5ч.

1ч.

Раздел 3

Знакомство с согласными звуками

3ч.

4ч.

3ч.

4ч.

4ч.

4ч.

4ч.

Промежуточная аттестация

Открытое занятие для родителей и педагогов

Праздник красивой речи

Итого:

4ч.

5ч.

4ч.

4ч.

3ч.

4ч.

4ч.

4ч.

4ч.

4.3. Расписание занятий

 Работа  по общеразвивающей программе «Логовичок» проводится во второй половине дня.

Возраст детей.

Дни проведения

Время проведения

Старший дошкольный возраст 5 – 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы)

Среда

Пятница

16.00 – 16.30

15.30 – 16.00

4.4. Оценочные материалы

      Диагностика – один из важных разделов  программы. Для оценки эффективности реализации программы необходима система отслеживания и фиксации результатов работы детей.

       Цель диагностики – проследить динамику развития  у детей.

      Результативность выполнения программы отслеживается путем проведения первичного и итогового этапов диагностики.

Диагностические методики

Цикличность

Беседы с родителями, педагогами.

Сентябрь, май

«Альбом для обследования дошкольника». Т.А. Ткаченко.

Обследования  речевого развития ребенка по методике Н.В. Нищевой.

Обследования  речевого развития ребенка

по методике Н.В. Нищевой.

Содержание диагностики

Критерии оценки

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Состояние слухового внимания:

  • Дифференциация звучащих игрушек;
  • Определение направления звука;
  • Восприятие и воспроизведение ритма.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Исследование   зрительно-пространственного   гнозиса   и праксиса:

Показать предметы, которые находятся:

вверху ______, внизу _____, впереди ______, сзади _____, слева _____, справа _____, слева внизу ______,

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Ориентировка в схеме тела:

Показать правой рукой левый глаз  _______,

левой рукой — правое ухо _____.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Складывание картинок из частей:

из 4 частей__________5 частей__________

6 частей__________ 7 частей___________ 8 частей____________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

 (изолированно, в словах, во фразах)

Назвать картинки:

с: санки, коса, нос, стакан, стол

с': сети, семь, Вася

з: завод, зубы, коза, звезда

з': зима, бузина, газета

ц: цапля, солнце, палец, цветок

ш: шишка, пышка, шуба, шкаф

ж: жук, кожа, ножи

ч: чайник, качели, печка, ночь

щ: щетка, щепки, плащ, клещи

л: лампа, волк, стол

л': малина, лебедь, полено

р: рак, корова, трактор         

рь: ремень, пряники, фонарь

и: лейка, яблоко, еж, крылья        

к: куртка, скрипка, шкаф        

г: грядка, виноград         

х: хлеб, сухарь.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Повторить предложения:

У Зины зонт.        

У сома усы.        

Кузнец кует цепь.        

Шапка да шубка — вот и весь Мишутка.

У ежа ежата.        

Дятел долбит ель.         

К нам во двор забрался крот.         

Майя и Юра поют.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО - СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

Изолированные слова:

(назвать по картинкам, повторить за логопедом)

Тротуар___________________  Экскаватор_____________________

Градусник_________________  Виолончелист__________________

Фотоаппарат ______________  Регулировщик___________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Предложения:

  • Виолончелист укладывает инструмент в футляр;
  • Регулировщик руководит движением на перекрестке;
  • У фотографа фотоаппарат со вспышкой.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

са-ша-са_________   ша-са-ша_____________

са-ца-са_________    ца-са-ца_______________

ча-тя-ча_________    тя-ча-тя_______________

Ща-ча-ща______     _ча-ща-ча_______________

Ща-ся-ща________ _ся-ща-ся____________

ля-ла-ля ___________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать картинки):

Пашня-башня________ Катушка-кадушка_______

Крот-грот____________ Мышка-мошка_________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении 

(показать картинки):

Собор-забор________ Касса-каша_______

Сук-жук___________  Лук-люк__________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

1. Выделение конечного согласного из слов:

Кот__________________ Сук______________

Сом____________________ Малыш______________

Лимон___________________Грач_________________

Сироп____________________ Лещ________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

2. Выделение начального согласного из слов:

Мост_____________________ Банка_______________

Пол______________________Тапки________________

Вода_____________________Чайник_______________

Дом______________________Щетка________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

3. Определение последовательности звуков в слове:

Кот_______________________Вата_________________

Дом_______________________Лапа________________

Нос_______________________Рыба________________

Суп_______________________Шина________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

4. Определение количества звуков в словах:

Нос________________________Ваза________________

Бык________________________Батон_______________

Кит________________________Банка_______________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

  • Пассивный словарь (объем словаря, соответствие возрастной норме).
  • Понимание различных форм словоизменения

A. Дифференциация единственного и множественного числа

существительных (показать по картинкам)

Пень — пни_________________Ворона — вороны_________________

Перо — перья________________Гнездо — гнезда__________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Б. Дифференциация предложно-падежных конструкций (показать по картинкам):

Собака спит под крыльцом_____Собака вылезает из-под крыльца___

Кошка прячется за домом____ Кошка выходит из-за дома____

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

B. Дифференциация   существительных   с   уменьшительно-ласкательными суффиксами (показать по картинкам):

Мяч-мячик_______________________

Ваза-вазочка______________________

Одеяло-одеяльце __________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Г. Дифференциация  глаголов  с  различными  приставками (показать по картинкам):

Машина выезжает из гаража___ Машина отъезжает от гаража___

Машина объезжает гараж______ Машина въезжает в тоннель_____

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Д. Понимание предложений (показать по картинкам):

Бабочка сидит на цветке, который уже распустился___________

Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился_________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

  • Номинативный словарь:

а) назвать существительные по темам:

«Ягоды»______________________

«Дикие животные»_______________

«Домашние животные»_____________

«Птицы»_____________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

б) назвать одним словом (обобщить):

Клубника, смородина, черника_____________________

Волк, лиса, заяц___________________________

Кошка, собака, свинья_____________________

Аист, кукушка, ласточка___________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

в) назвать части тела и части предметов (по картинкам):

Локоть_______ Ладонь______ Затылок__________

Висок________Манжета_____ Петля для пуговицы__________

Фары_________Мотор__________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

4. Предикативный словарь (ответить на вопросы):

Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (Кукует)_____________________

А как подает голос волк? (Воет)____________________

А как подает голос лошадь? (Ржет)_________________

А как подает голос овца? (Блеет)______________________

Врач лечит. А что делает учитель? (Учит)______________

А что делает продавец? (Продает)__________________

А что делает маляр? (Красит)___________________

А что делает швея? (Шьет)___________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

5. Атрибутивный словарь:

а) назвать предъявленные цвета:

Красный_________Оранжевый________Желтый________

Зеленый________Голубой____________Синий_________

Фиолетовый______Розовый_________Белый__________

Черный_______ Коричневый________ Серый__________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

б) назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки):

Руль какой? (Круглый)________________

Окно какое? (Квадратное)______________

Флажок какой? (Треугольный)_________

Слива какая? (Овальная)____________

Одеяло какое? (Прямоугольное)__________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

6. Подбор антонимов:

Друг____________Добро___________Горе______________

Горячий_________Легкий__________Длинный_________

Давать__________Поднимать_______Продавать________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

7. Состояние словоизменения:

а)Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии):

Глаз — глаза

Лист —_________________Стул —___________________

Лень —_________________Воробей —________________

Книга —_________________Дерево –__________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

б)Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам):

Карандашей___________Листьев_____________

Книг_________________Вилок_______________

Ведер______________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

в) Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам):

Фиолетовый колокольчик_______________

Серая ворона____________________

Розовое платье____________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

г) Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам):

Где спит собака? (Под крыльцом)___________________

Откуда вылезает собака? (Из-под крыльца)____________

Где прячется кошка? (За домом)______________

Откуда выходит кошка? (Из-за дома)__________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

д) Употребление числительных 2 и 5 с существительными (назвать по картинкам):

Два пня____________Пять пней_________

Два воробья________Пять воробьев_______

Две книги__________Пять книг__________

Два ведра___________ Пять ведер________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

8. Состояние словообразования:

а)Употребление    существительных    с    уменьшительно-ласкательными суффиксами (назвать по картинкам):

Лист — листок______Трамвай — трамвайчик________

Изба — избушка_____Крыльцо — крылечко_________

Кресло ______ креслице_______

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

б)Образование названий детенышей животных:

У коровы —______У лошади —_____

У собаки —______У овцы —_____

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

в)Образование относительных прилагательных:

Стол из дерева (какой?) — деревянный

Аквариум из стекла (какой?) —_________________________

Крыша из соломы (какая?) —___________________________

Стена из кирпича (какая?) —____________________________

Шапка из меха (какая?) —______________________________

Носки из шерсти (какие?) —____________________________

Сапоги из резины (какие?) —___________________________

Крепость из снега (какая?) —___________________________

Лопатка из металла (какая?) —__________________________

Сок из яблок (какой?) —_______________________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

г) Образование притяжательных прилагательных:

Очки бабушки (чьи?) — бабушкины

Туфли мамы (чьи?) —______Усы кошки (чьи?) —_________

Хвост лисы (чей?) —______Берлога медведя (чья?) _______

Гребень петуха (чей?)_________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

д) Образование приставочных глаголов (ответить на вопрос «Что делает мальчик?» по картинкам):

Мальчик выходит из дома____________________________

Мальчик отходит от дома____________________________

Мальчик подходит к магазину________________________

Мальчик переходит улицу___________________________

Мальчик обходит лужу_____________________________

Мальчик входит в дом_______________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

е)Образование глаголов совершенного вида (составить предложения по картинкам):

Девочка строит домик__________________________

Девочка построила домик_______________________

Мальчик красит вертолет_______________________

Мальчик покрасил вертолет____________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Составление рассказа по серии картинок.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Пересказ прослушанного текста.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Максимальное количество  баллов: 50.

40- 50 баллов: высокий уровень речевого развития;

25-40 баллов: средний уровень речевого развития;

0-25 баллов: низкий уровень речевого развития.

Фонетика

1.Дифференцирование гласных и согласных звуков.

Воспитатель предлагает ребёнку поиграть в игру «Поймай гласный звук»: он произносит гласные и согласные звуки: [а, м, н', о, у, р', р], а ребёнок «ловит» (хлопает в ладоши) только гласные звуки.

Примечание: возможен другой набор звуков.

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью педагога – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

2.Выделение гласного звука в начале слов.

Задание построено на игровом упражнении «Выбери картинку». Воспитатель предлагает ребёнку из ряда картинок выбрать одну, название которой начинается с одного из гласных звуков: [а, и, о, у ].

Критерии  оценки:

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью педагога – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

3.Дифференцирование согласного звука в начале и конце слова.

Материал   для анализа: мак - [м],[а],[к]; кит - [к],[и],[т].

Примечание : предлагаются односложные слова с мягкими и твёрдыми согласными звуками.

Воспитатель произносит слово и предлагает ребёнку выделить согласные звуки, стоящие в начале и в конце слова с обоснованием своего ответа.

Критерии  оценки:

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

4.Дифференцирование согласных звуков по твёрдости – мягкости.

Материал  для анализа:

нос – нёс; мал – мял; вол – вёл;  белка – балка

Воспитатель предлагает ребёнку поиграть в игру «Твёрдый – мягкий». Он произносит слова, а ребёнок выбирает фишку, обозначающую первый звук: твёрдый звук  синяя фишка, мягкий звук – зелёная.

Примечание. Детям, незнакомым с обозначением звуков фишками, воспитатель предлагает выбрать и повторить слово, начинающееся с согласного твёрдого звука, затем – с согласного мягкого.

Критерии   оценки:

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

5.Дифференцирование согласных звуков по звонкости – глухости.

Материал   для анализа: балка – палка;  быль – пыль;  вата – фата;  дом – том

Анализ проводится аналогично предыдущей методике:  если слово начинается с глухого согласного звука, ребёнок поднимает фишку без колокольчика; если со звонкого – фишку с колокольчиком.

Критерии   оценки:

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

6. Звуковой анализ слов.

Материал для анализа: кот, дом, волк, тень, лиса.

Воспитатель моделирует игровую ситуацию «Разноцветные окна». Педагог зачитывает слова, а ребёнок сначала выкладывает с помощью фишек звуковую модель слова и определяет последовательность звуков, затем даёт полную характеристику этих звуков.

Критерии  оценки:

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

4.5. Методические материалы.

Перечень пособий:

  • Дыхательная гимнастика – картотека.
  • Пальчиковая гимнастика – картотека.
  • Упражнения, направленные на развитие фонематических процессов.
  • Словесные игры.
  • Упражнения с мячиками Су – Джок.

Приложение «Конфетка».

  • Чистоговорки в картинках.
  • Правильно называем предлоги.
  • Формируем слоговую структуру слова.
  • Исправляем произношение [Ч] - [Щ].
  • Различаем буквы и звуки.
  • Учим звуки [Л],  [Р].
  • Весна – задания по развитию речи.
  • Говори, думай, играй.
  • Говорю правильно [Р], [Рь].

Логопедические игры.

  • Логопедическое лото  «Лето в деревне» - 1шт.
  • Игра «Противоположности» - 1шт.
  • Игра «Угадай звук» - 1шт.
  • Д/И «Четвертый лишний» - 1шт.
  • Д/И «Числительные + существительные» - 1шт.
  • Д/И «Головы, хвосты» - 1шт.
  • Д/И «Волшебные бусы» - 1шт.
  • Д/И «Собери гусеницу» - 1шт.
  • Д/И «Деревья, листья, ветки» - 1шт.
  • Игра «Расшифруй слова» - 1шт.
  • Игра «Читаем и составляем» - 1шт.
  • Игра – лото «Предлоги с, из, у, за, над» - 1шт.
  • Грамматика в картинках «Ударение» - 1шт.
  • Рассказы по картинкам «В деревне» - 1шт.

- Разнообразный картинный материал наглядный.

- Схемы звуков.

- Схемы предлогов.

- Артикуляционная гимнастика – карточки.

  • оборудование для дыхательной гимнастики (вертушки, дудочки, коктельные трубочки, губная гармошка, игрушки).
  • оборудование для пальчиковой гимнастики (мячики Су – Джок, массажные мячики, ипликатор Кузнецова, массажные пальчики, массажная перчатка).

Структура  занятий

1. Организационный момент.

Цель организационного момента: 

ввести в тему занятия, создать положительный настрой на обучение, пробуждать интерес к познанию новых звуков, а также осуществлять коррекцию психофизических функций. Основная задача педагога – включить детей в работу с первых минут занятия. Организационные моменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения. Например, занятие на основе сюжета “Прогулка по лесу” начинается с загадки: “Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает? ” Представьте себе, что сейчас лето. Поднимите руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло и приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек – холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление) .

2. Повторение пройденного материала.

Цель: актуализировать знания детей.

Повторение проводится в игровой форме, например игра с мячом. Это могут быть игры на различение понятий «звук» - «слово», «гласный звук» - «согласный звук», припоминание слов с заданным звуком и т. п.

3. Сообщение новой темы.

Цель: направить внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков.

В игровой форме, через проблемную ситуацию дети под руководством педагога определяют новый звук.

4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Цель: упражнять детей анализировать звуки по акустическим и артикуляционным признакам.

На данном этапе реализуются следующие задачи:

- уточнение артикуляции – положение губ, языка и зубов при произнесении изучаемого звука;

- уточняются акустические признаки звуков: гласный – согласный, согласный мягкий – твердый, звонкий - глухой;

- звуки обозначаются цветными символами.

5. Закрепление нового материала.

Цель: развивать фонематические процессы, совершенствовать навык звукового анализа.

Детям предлагаются игры на выделение звука из ряда звуков, слогов, слов, предложений; определение первого и последнего звука в словах, определение позиции звука в слове, называние слов на заданный звук, отбор картинок с заданным звуком, дифференциация мягких и твердых согласных звуков. Выполнение звукового анализа слова сначала выполняется совместно с педагогом, затем самостоятельно детьми, далее можно предложить подобрать слова к заданной схеме.

6. Физминутка.

Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия. Основные задачи физминутки заключаются:

 - в снятии усталости напряжения;

- во внесении эмоционального заряда;

 - в совершенствовании общей моторики;

- в выработке чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.

7. Знакомство с буквой.

Цель: определить связь звука с его графическим образом.

Знакомство с буквой начинается с того, что детям демонстрируют заглавную и строчную печатные буквы. Дети отыскивают ее в кассах, ощупывают пластмассовую букву пальцами, обводят, заштриховывают ее. Сравниваются строчная и заглавная буквы. Отмечаются сходство и различие. Определяется, на что похожа буква. Можно предложить вылепить букву из пластилина, выложить из пуговиц, палочек, крупы, рисование буквы на манке, показ буквы руками, телом.

8. Формирование навыков чтения и печатания.

Цель: совершенствовать навык слогового чтения.

Читаются слоги, слова с только изученными буквами: от простого в начале учебного года к более сложному в конце.

Обязательно проводится работа с разрезной азбукой, чтобы у детей сформировалось осознанное восприятие составляемых слогов и слов.

Используются самые разнообразные игровые приемы: вставь пропущенную букву, буквы (слоги) перепутались, замени одну букву другой, какое слово получилось?

9. Подводится итог занятия.

Педагог спрашивает детей, что они нового узнали на занятии, в какие игры играли, что было трудным, кто успешнее справился с заданиями и т. д.

5. Иные компоненты

5.1 Условия реализации программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Логовичок» реализуется на базе МКДОУ «Детский сад №10 г. Киренска», в кабинете учителя логопеда, который соответствует санитарным нормам и правилам и оборудован ноутбуком, комплектом интерактивных игр по развитию речи, разными видами театра: пальчиковый театр, театр на кружках, театр игрушки, театр картинки, кукольный театр, зеркало большое и зеркала для индивидуальных занятий, 2 стола, стулья, комплекты зондов для постановки звуков; зонды массажные; оборудование для дыхательной гимнастики, оборудование для пальчиковой гимнастики (мячики Су – Джок, массажные мячики, ипликатор Кузнецова, массажные пальчики), раздаточный материал.

5.2. Список литературы

  1. Алтухова Т.А. Направления логопедической работы по преодолению трудностей формирования навыков чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи // Логопед в детском саду. - 2016.- № 4.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).
  4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. по дороге к Азбуке. Пособие для занятий с дошкольниками 4-6 лет в 4-х частях. – М.: Баласс, 2005.
  5. Бурачевская О. В. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №2.
  6. Воронова Т.В. Формирование фонетико-фонематических предпосылок к овладению письменной речью // Логопед в детском саду. - 2016.- № 3.
  7. Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Методические рекомендации к образовательной программе речевого развития детей дошкольного возраста. Под науч. ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. – М.: Баласс, 2017.
  8.  Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи. Айрис-пресс. М. 2006.
  9. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007. 
  10. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков // Ж. Логопед, № 2, 2004
  11. Ткаченко Т. А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам – СПб., 1997.
  12. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. М., 2005.
  13. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь.  Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа СПб, 1998.
  14. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. М., 1999.

5.3 Календарно - тематическое планирование занятий

Первый год обучения (5-6 лет)

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Сроки

проведения

1

Знакомство. Звуки вокруг нас.

2

1-2 неделя

сентября

2

Слова длинные и короткие.

2

3-4 неделя

сентября

3

Какие они звуки. Понятие «гласный» звук.

2

1-2 неделя

октября

4

Ищем в словах звук [а]. Образ буквы А, а. Рассказ по сюжетной картине.

2

3-4 неделя

октября

5

Где живут звуки. Звук [о].  Образ буквы О, о.  Рассказ по сюжетной картине.

2

1-2 неделя

ноября

6

Где живут звуки. Звук [э].  Образ буквы Э, э. Рассказ по сюжетной картине.

2

3-4 неделя

ноября

7

Звуки [о] и [э]. Сходство и различие этих звуков.

2

1-2 неделя

декабря

8

Звук [и]; образ буквы И, и. Звук  и буква. Рассказ по сюжетной картине.

2

3-4 неделя

декабря

9

Звук [ы]; образ буквы  ы. Звук  и буква. Рассказ по сюжетной картине.

2

3-4 неделя

января

10

Дифференциация звуков [и] и [ы].

2

5 неделя

января

11

Находим звук [у] , создаём образ буквы У, у. Рассказ по сюжетной картине.

2

1-2 неделя

февраля

12

Преграды рождают новые звуки. Что бывает твёрдым и мягким? Где прячутся звуки [м - м ’]? Образ  буквы М, м.

2

3-4 неделя

февраля

13

Где прячутся звуки [н - н ’]? Образ  буквы Н, н. Рассказ по сюжетной картине.

2

1-2 неделя

марта

14

Находим звуки [п - п ’]. Образ  буквы   П, п. Рассказ по сюжетной картине.

2

3-4 неделя

марта

15

Звуки, звучащие без голоса: [т - т'] . Образ буквы Т, т. Рассказ по сюжетной картине.

2

1-2 неделя

апреля

16

Звуки, звучащие без голоса:  [к - к’] и образ буквы К, к. Пересказ текста.

2

3-4 неделя

апреля

17

Звуки, звучащие без голоса:    [х - х ’] и образ буквы Х, х.

2

1-2 неделя

мая

18

Дифференциация звуков [к] - [х], [к’] - [х’].

2

3-4 неделя

мая

итого

36

Второй год обучения (6- 7 лет)

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Сроки

проведения

1

Звуки вокруг нас. Повторение.

1

1 неделя

сентября

2

Звуки и буквы.

2

2-3 неделя

сентября

3

Хитрый звук [J’] образ буквы  И, й. Комбинированный рассказ.

1

4 неделя

сентября

4

Дружные звуки [’о] и образ буквы  Ё, ё. Пересказ текста.

2

  1. неделя

октября

5

Звуки [’а] и буква-слово  Я, я. Звуки У’э] и образ  буквы Е, е. Дифференциация йотированных звуков.

2

2-3 неделя

октября

6

Звуки [Гу] и образ буквы  Ю, ю. Пересказ текста.

2

1 неделя

ноября

7

Звуки, звучащие без голоса:     [ф - ф’] и образ буквы Ф, ф. Пересказ текста.

1

2 неделя

ноября

8

Где прячутся звуки [л - л ’]? Образ  буквы  Л, л.

1

3 неделя

ноября

9

Дифференциация звуков [л - л ’] от звука [J’].

1

4 неделя

ноября

10

Артикуляция  при  произнесении звуков [в - в’] . Образ  буквы  В, в.

1

1 неделя

декабря

11

Дифференциация звуков [в] - [ф], [в’] - [ф’]. Звонкие и глухие согласные.

1

2 неделя

декабря

12

Звуки, которые умеют «шипеть». Звук [ч’] и буква Ч, ч.

1

3 неделя

декабря

13

Звуки, которые умеют «шипеть» -  [щ’] и образ буквы Щ, щ.

1

4 неделя

декабря

14

Дифференциация звуков [ч’] - [щ’]

1

2 неделя

января

15

Как шипит звук [ш]. На что похожа буква  Ш, ш.

1

3 неделя

января

16

Шипящий звук с «голосом»: [ж]. Похожа буква на жука: Ж, ж.

1

4 неделя

января

17

Артикуляция  при произношении губных звуков [б - б’] . Образ буквы Б, б. Дифференциация звуков [б] - [п], [б’] - [п’]

2

1-2 неделя

февраля

18

Чистоговорки со звуками  [д - д’] .   Образ буквы  Д, д. Дифференциация звуков [д] - [т], [д’] - [т’]

2

3-4  неделя

февраля

19

Где живут и как хитрят звуки [с - с’] . На что похожа буква  С, с. Рассказ по сюжетной картинке.

2

1-2 неделя

марта

20

Звук,  который  «цокает» в   словах:  [ц]. Буква Ц, ц. Дифференциация звуков [ц] - [с], [ц’] - [ч’]

2

3-4  неделя

марта

21

Звуки [г - г’] и буква Г, г.  Дифференциация звуков [г] - [к], [г’] - [к’]

2

1-2 неделя

апреля

22

Какие сюрпризы преподносят звуки [з - з ’]. На что похожа буква  З, з.  Дифференциация звуков [з] - [с], [з’] - [с’]. Свистящие согласные звуки.

2

3-4  неделя

апреля

23

Дифференциация звуков [ш] - [с], [ш] -[щ’]

1

1 неделя

мая

24

Дифференциация звуков [ж] - [з], [ж] - [ш]. Шипящие согласные звуки.

1

2 неделя

мая

25

«Рычащие звуки [р - р’]. Буква Р, р.

Дифференциация звуков [р] - [л], [р’] - [л’]

2

3-4 неделя

мая

итого

36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...

Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....