Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Счастливая мама- счастливый малыш» (по сопровождению семьи и ребенка)»
материал
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление социального партнерства между дошкольным образовательным учреждением и родителями, вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
schastlivaya_mama_programma.docx | 65.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД 50
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Счастливая мама- счастливый малыш» (по сопровождению семьи и ребенка)»
Автор
Тагильцева Ирина Николаевна
Bоспитатель 1 категории
СЕВЕРСК 2021
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Счастливая мама- счастливый малыш» реализуется с 2021 года.
Краткое наименование программы: ДООП социально-педагогической направленности «Счастливая мама- счастливый малыш» (психолого-педагогическое сопровождение семьи и ребенка).
Направленность программы: социально-педагогическая
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление социального партнерства между дошкольным образовательным учреждением и родителями, вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет к участникам образовательного процесса высокие требования. Один из основных принципов ФГОС ДО- сотрудничество Организации с семьями»-более детально раскрывается в разных положениях Стандарта: «…сотрудничество в интересах семьи…в целях обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны физического и психического здоровья…развития индивидуальны способностей и необходимой коррекции нарушений развития.». Завершить этот неполный перечень можно упоминанием еще одного принципа Стандарта: «… приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи.
Требования к Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования отводят особую роль совместной педагогической деятельности педагогов и родителей, личностно-развивающему и гуманистическому характеру взаимодействия родителей, педагогов и детей.
Практика работы воспитателя детского сада, ориентированная на семью, не определяется как набор форм и процедур. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки воспитания своих детей, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решать свои проблемы. Но у них есть желание научиться эффективному общению с собственными детьми. Где родителям получить ответы на все интересующие вопросы? Таким центром повышения психолого-педагогической культуры родителей может стать детский сад. В детском саду ребёнок – равноправный член социальной группы, а в семье – объект обожания, всепрощения; в детском сад характер воспитания целенаправленный, в семье – зачастую стихийный, с использованием отдельных семейных традиций. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Отсюда следует, что только в гармоничном взаимодополнении детский сад и семья могут создавать условия для полноценного развития личности ребёнка, нужно признавать его ценность, уважать его права быть таким, какой он есть. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: психологических, педагогических, медицинских и т.д. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «ДОУ – семья», требует усилий от педагогического коллектива.
Исходя из вышесказанного, мы решили направить свою деятельность на оптимизацию детско-родительских отношений в рамках ДОУ посредством организации семейного клуба «Счастливая мама- счастливый малыш». Идея проекта – создание в группе такой формы работы, которая позволит, уже начиная с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение целенаправленно взаимодействовать педагогам и родителям в рамках социального партнерства.
Краткая характеристика целевой группы
Базисные характеристики личности ребенка раннего возраста, молодой семьи
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. В совместной деятельности с ребёнком взрослый выполняет сразу несколько функций:
во-первых, взрослый даёт ребёнку смысл действий с предметом, его общественную функцию;
во-вторых, он организует действия и движения ребёнка, передаёт ему технические приёмы осуществления действия;
в-третьих, он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребёнка.
Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода, благодаря сотрудничеству со взрослым, ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.
Предметная деятельность является ведущей потому, что именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребёнка. Прежде всего, нужно подчеркнуть, что в предметной деятельности малыша происходит развитие восприятия, а поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием. Так, память в раннем возрасте существует в форме узнавания, т.е. восприятия знакомых предметов. Мышление ребёнка до 3 лет носит преимущественно непосредственный характер – ребёнок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребёнка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях.
Восприятие на всём протяжении раннего возраста тесно связано с предметными действиями. Ребёнок может достаточно точно определить форму, величину или цвет предмета, если это необходимо для выполнения нужного и доступного действия. В других случаях восприятие может оказаться весьма расплывчатым и неточным.
Уже к началу раннего возраста у ребёнка есть отдельные действия, которые можно считать проявлениями мышления. Это те действия, в которых ребёнок обнаруживает связь между отдельными предметами или явлениями – например, подтягивает верёвочку, чтобы приблизить к себе игрушку. Но в процессе усвоения соотносящих действий ребёнок начинает ориентироваться не просто на отдельные вещи, но на связь между предметами, что в дальнейшем способствует решению практических задач. Переход от использования готовых связей, показанных взрослым, к их самостоятельному установлению – важный шаг в развитии мышления.
Познавательная активность и развитие мышления в раннем возрасте проявляется не только и не столько в успешности решения практических задач, но прежде всего в эмоциональной вовлечённости в такое экспериментирование, в настойчивости и в удовольствии, которое получает ребёнок от своей исследовательской деятельности. Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые, познавательные эмоции – интерес, любопытство, удивление, радость открытия.
Одним из главных событий в развитии ребёнка раннего возраста является овладение речью. Первые активные слова ребёнка появляются во второй половине второго года жизни. В середине второго года происходит «речевой взрыв", который проявляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребёнка к речи. Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребёнка. Дети уже могут слушать и понимать не только обращённую к ним речь, но и прислушиваются к словам, которые к ним не обращены. Они уже понимают содержание простых сказок и стихов и любят слушать их в исполнении взрослых. Они легко запоминают небольшие стихотворения и сказки и воспроизводят их с большой точностью. Они уже пытаются рассказать взрослым о своих впечатлениях и о тех предметах, которые отсутствуют в непосредственной близости. Это значит, что речь начинает отделяться от наглядной ситуации и становится самостоятельным средством общения и мышления ребёнка.
Все эти достижения становятся возможными благодаря тому, что ребёнок осваивает грамматическую форму речи, которая позволяет связывать между собой отдельные слова, независимо от реального положения тех предметов, которые они обозначают.
Oвладение речью открывает возможность произвольного поведения ребёнка. Первым шагом к произвольному поведению является выполнение речевых инструкций взрослого. При выполнении речевых инструкций поведение ребёнка определяется не воспринимаемой ситуацией, а словом взрослого. Вместе с тем речь взрослого, даже если ребёнок хорошо её понимает, далеко не сразу становится регулятором поведения ребёнка. Важно подчеркнуть, что в раннем возрасте слово является более слабым побудителем и регулятором поведения, чем двигательные стереотипы ребёнка и непосредственно воспринимаемая ситуация. Поэтому словесные указания, призывы или правила поведения в раннем возрасте не определяют действий ребёнка.
Oчень важным приобретением раннего возраста является становление общения со сверстниками. Общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально-практическим взаимодействием. Главными характеристиками такого взаимодействия являются: непосредственность, отсутствие предметного содержания; раскованность, эмоциональная насыщенность, нестандартность коммуникативных средств, зеркальное отражение действий и движений партнёра.
Cерьёзные успехи ребёнка в предметных действиях, в речевом развитии, в игре и в других сферах его жизнедеятельности, достигнутые в период раннего детства, качественно изменяют всё его поведение. К кону раннего детства стремительно нарастает тенденция к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых и без них. К концу раннего возраста это находит своё выражение в словах "Я сам», которые являются свидетельством кризиса 3-х лет. Ребёнок психологически отделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно связан, противопоставляется им во всём. Собственное "Я" ребёнка эмансипируется от взрослых и становится предметом его переживаний. Появляется характерные высказывания: "Я сам», «Я хочу», «Я могу», «Я делаю". Характерно, что именно в этот период многие дети начинают использовать местоимение "Я" (до этого они говорили о себе в третьем лице: «Саша играет", "Катя хочет"). Д. Б. Эльконин определяет новообразование кризиса 3-х лет как личное действие и сознание «Я сам». Но собственное "Я" ребёнка может выделяться и осознаваться только отталкиваясь и противопоставляясь другому "Я», отличному от его собственного.
Психолого-педагогические проблемы современной молодой семьи
Межличностные отношения в семье особенно важны для развития ребенка. В процессе общения он приобретает навыки речи, мышления, предметных действий, осваивает социальный опыт. Развитие ребенка находится в прямой зависимости от нравственных индивидуальных особенностей членов семьи. Дети ориентируются на поведение родителей, как на прообраз собственных действий. Поэтому очень важно поведение, образ мыслей и действия взрослых.
Hравственно-эмоциональный климат семьи в значительной степени формирует отношения между родителями, гармоничность супружеских отношений.
Многие родители часто «уходят» от проблем воспитания детей, считая, что главная их задача обеспечить содержание ребенка в семье, а воспитанием должен заниматься детский сада. Причиной ослабления и даже разрыва семейных связей может быть конфликтная ситуация в семье, отсутствие благоприятной эмоциональной атмосферы из-за большой занятости родителей на работе. Сокращается возможность общения с детьми во время посещения театра, выставок, детских праздников. Дефицит общения приводит к тому, что дети недополучают необходимой эмоциональной поддержки, страдает развитие психических процессов и речи.
Трудностям в воспитании и развития ребенка в семье могут способствовать следующие факторы:
гиперопека (отсутствие у ребенка самостоятельности, особенно при воспитании бабушками и дедушками);
гипоопека, приводящая к безнадзорности, нарушению социализации, замедлению формирования социальных навыков;
непоследовательность, противоречивость воспитания, разрыв между словом и делом, требованиями и контролем, несогласованность действий родителей, прародителей;
несоответствие требованиям и ожиданиям ребенка, его возможностям и потребностям;
негибкость родителей в отношениях с детьми (навязывание собственного мнения, своих действий, резкая смена отношений в разные периоды жизни);
аффективность (недовольство, раздражение, тревога за поведение детей, что создает в семье суматошность, хаотичность, всеобщее возбуждение);
тревожность и страх за детей, что приводит к расстройствам нервной системы;
авторитарность воспитания -- стремление подчинить ребенка своей воле;
гиперсоциальность (когда родители воспитывают ребенка, не учитывая индивидуальных особенностей его характера, предъявляя к нему завышенные требования, без эмоций, отзывчивости и чуткости).
Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки воспитания своих детей, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решать свои проблемы. Но у них есть желание научиться эффективному общению с собственными детьми. Где родителям получить ответы на все интересующие вопросы? Таким центром повышения психолого-педагогической культуры родителей может стать детский сад.
Актуальность и перспектива опыта
На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала, как бы изолировано от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей. В последнее время в обществе отмечается повышенное внимание к семье, как к особому институту социализации личности ребенка. Это объясняется гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в воспитании и развитии детей.
Потребность в более активном вовлечении родительского сообществав процесс воспитания детей способствовала выстраиванию вариативного взаимодействия с семьей, разработки таких направлений работы, с помощью которых можно было бы создать благоприятные предпосылки для формирования позиций и установок родителей, позволяющих успешно решать проблемы их детей.
Повышение педагогической культуры родителей - основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родительского сообщества в воспитательно- образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности важно не потому, что это хочет специалист, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Данная форма работы способствует установлению партнерских отношений педагогов и родителей, ведет к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического, социального и духовно-нравственного здоровья.
Новизна и авторский компонент программы
Новизной данной программы является её инновационный характер. В системе работы с семьей используются восстановительных технологий, которые направлены на повышение качества образования, а также на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Сегодня образовательное пространство – поле столкновений разных поколений, интересов, культур, воспитательных концепций. Это порождает недопонимание, конфликты, столкновения, повышает уровень агрессии и нарушений поведения, как у взрослых, так и у детей, транслирующих поведение взрослых. В некоторых семьях деформированы правила и нормы поведения, нарушены семейные традиции, не у всех родителей достаточно психолого-педагогических знаний по воспитанию и развитию детей. Большая доля родителей предъявляет высокие, а порой и завышенные требования к дошкольной организации, что создает массу противоречий между участниками образовательных отношений, которые необходимо регулировать. В таких условиях у ребенка снижается адаптация к социуму, не формируются нравственные ценности, возникают проблемы в эмоционально-волевой и поведенческой сфере, следствие этого – появление трудностей во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Все вышеперечисленное требует поиска новых подходов и технологий в работе с семьей в дошкольных учреждениях. Мы предлагаем использовать восстановительные технологии как ресурс профилактики и разрешения конфликтов в образовательном пространстве, а также повышения качества взаимодействия с родителями и воспитания детей. Восстановительные технологии представляют собой совокупность приемов и способов профилактики и разрешения конфликтов непосредственно самими участниками образовательных отношений, направленных на формирование механизмов ответственного поведения, восстановление разрушенных социальных взаимодействий и связей, а также возмещение причиненного вреда участникам конфликта.
«Круги сообщества» (профилактический круг, круг поддержки, круг примирения) – одна из восстановительных практик, доступная и сравнительно несложная в подготовке, которая проводится с участием группы или сообщества. Ее важным отличием является технологичность, структурированность, добровольное участие каждого, возможность высказаться и быть услышанным, принять решения, которые бы всех устраивали, помощь и поддержка всех участников. Именно эту технологию мы предлагаем использовать в организации встреч для родителей детей раннего возраста.
Правила работы в технологии Круг сообщества:
1. Наличие ведущего (Хранителя Круга)
2. Наличие символа слова
3. Обязательная письменная фиксация ключевых моментов (это делает волонтер)
4. Говорить уважительно, корректно, по существу.
5. Говорит тот в руках у кого Символ слова, если хочется дать обратную связь, возможно попросить символ слова.
6. Не покидать круг до его завершения
7. Соблюдать конфиденциальность в отношении определенной информации
Обязанности ведущего (Хранителя Круга)
• Подготовить встречу
• Разъяснить участникам правила проведения Круга
• Хранитель следит за соблюдением правил проведения Круга
• Только Хранитель может прервать говорящего
• Хранитель задает темы (вопросы) для обсуждения
• Обсуждение темы Хранитель начинает с себя
Символ слова
Символом слова может быть любой мелкий предмет, который удобно держать и передавать из рук в руки. Но чаще всего используют что-то с символическим смыслом: маленькую мягкую игрушку, сердечко, цветок. Символ слова передается только в одну сторону и только по часовой стрелке. Высказывается тот, у кого символ слова в руках.
1. Подготовка к Кругу и предварительные встречи
Круг готовит и проводит Совет Круга, в который входит ведущий (хранитель круга)
вместе с командой помощников – волонтеров (педагогов ДОУ), прошедших обучение
проведению Кругов сообщества.
2. Проведение «Круга сообщества»
Первая фаза Круга (Раунд историй): создание основы для диалога. Хранитель просит каждого из участников по очереди поделиться историей из своей жизни, впрямую не связанной с темой обсуждения, но помогающей актуализировать важные смыслы и ценности, которые помогут по-новому посмотреть на обсуждаемую проблему. Тему для этого раунда обсуждений формулируют Хранитель и волонтеры на этапе подготовки к Кругу Истории никак не оцениваются, после рассказа символ слова передается дальше. Участники могут пропустить свою очередь, но обычно символ слова передают во второй раз, чтобы все желающие могли поделиться своей историей или откликнутся на рассказанные другими истории. Как правило, результатом этого раунда становится изменение отношения в Круге: снимается напряжение, участники круга становятся более доброжелательны друг к другу.
Вторая фаза Круга: обсуждение проблемной ситуации (темы круга). На второй фазе Хранитель предлагает всем участникам высказать свое отношение к ситуации и к каким последствиям для них она привела. На этом этапе важно, чтобы у каждого была возможность высказаться, чтобы «все голоса были услышаны».
Третья фаза Круга: рассмотрение возможных вариантов решения.
Четвертая фаза Круга: достижение взаимопонимания и договоренности, определяются пункты соглашения и последующие шаги по ситуации. Не всегда в Круге требуется принимать решение. Иногда достаточно прояснить ситуацию или важнее оказать человеку поддержку, проявить взаимопонимание.
Пятая фаза Круга: закрытие. Участники обмениваются мыслями о прошедшем Круге. Также проводится завершающая церемония закрытия Круга.
Объем и срок освоения программы
Срок реализации:1 год (9 месяцев),16 часов.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Занятия по программе проводятся во второй половине дня с группой детей и родителей.
Общее количество детей и родителей в группе: от 15 до 20 человек
Общее количество часов в год:16 часов.
Количество часов и занятий в неделю:
- периодичность занятий: 1 раз в две недели.
- длительность занятия составляет до 60 минут круг с родителями
до 30 минут совместная практическая деятельность с детьми
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы:
Установление социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания детей раннего возраста.
Задачи:
• способствовать созданию условий для оптимальной социализации ребенка к условиям ДОУ;
• способствовать освоению ребенком разных видов деятельности и развития личности;
• повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
• выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;
• способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.
1.3. Содержание программы
Образовательная деятельность в объединении (в кружке) разворачивается по тематическому принципу.
Учебный план
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
социально-педагогической направленности «Счастливая мама- счастливый малыш»
№ п/п | Наименование темы | Количество часов в мин. | Форма контроля | |||
Всего | Профил. круг | практикум | ||||
октябрь | Оперативный контроль зам. зав. по ВМР | |||||
1. | Профилактический круг для родителей «Перезагрузка» | 1 | 90 | |||
2. | Профилактический круг с игровым практикумом «Я люблю свои игрушки» | 1 | 60 | 30 | ||
ноябрь | ||||||
1. | Профилактический круг для родителей «Это я, это вся моя семья» | 1 | 90 | |||
2. | Профилактический круг с игровым практикумом «Поиграем с мамой» (логоритмические игры по методике Железновых) | 1 | 60 | 30 | ||
декабрь | ||||||
1. | Профилактический круг с игровым практикумом «Выбираем настольные игры» | 1 | 60 | 30 | ||
2. | Профилактический круг с игровым практикумом «Чудесный теремок» (новогодние развлечения) | 1 | 60 | 30 | ||
январь | ||||||
1. | Профилактический круг для родителей «Кризис 3 лет» | 90 | ||||
2. | Профилактический круг с игровым практикумом «Зимние забавы» | 1 | 60 | 30 | ||
февраль | ||||||
1. | Профилактический круг с игровым практикумом «Мы идем по магазинам» | 1 | 60 | 30 | ||
2. | Профилактический круг с игровым практикумом «Сказки, сказки» | 1 | 60 | 30 | ||
март | ||||||
1. | Профилактический круг с игровым практикумом «Мамины помощники» | 1 | 60 | 30 | ||
2. | Профилактический круг с игровым практикумом «Мамы и Малыши» | 1 | 60 | 30 | ||
апрель | ||||||
1. | Профилактический круг с игровым практикумом «Давай с тобой нарядимся» | 1 | 60 | 30 | ||
2. | Профилактический круг с игровым практикумом «Угощение к чаю» | 1 | 60 | 30 | ||
май | ||||||
1. | Профилактический круг для родителей «Вот и стали мы взрослее» | 1 | 90 | |||
2. | Профилактический круг с игровым практикумом «Летние игры. Игры с песком и водой» | 1 | 60 | 30 | ||
ВСЕГО | 16 |
Содержание тем программы
Тема/цель | Содержание | Кол. час |
октябрь | ||
Профилактический круг для родителей «Перезагрузка» Цель: Изучение запроса родителей на работу семейного клуба | 1)Приветствие. Упражнение «Хорошая новость» 2)Круг историй Вопрос круга «Вспомните встречи семейного клуба прошлого года, какая встреча особенно запомнилась» 3) Круг рассуждений Вопрос круга «Чтобы вы хотели узнать о развитии и воспитания детей, какие формы работы семейного клуба хотели бы предложить» 4) Круг принятия решения После презентации проекта семейного клуба учителя-логопеда, родители озвучивают свое решение, что они готовы поддержать, что хотели бы добавить. | 90 мин |
Профилактический круг с игровым практикумом «Я люблю свои игрушки» Цель: Формирование у родителей представления о особенностях развития ребенка третьего года жизни. Развитие практических навыков в выборе игр и игрушек в соответствии с возрастом ребенка. Задачи игрового практикума: 1.Развивать тактильное восприятие, учить различать игрушки на ощупь; 2. Развивать слуховое восприятие, учить различать звучащие игрушки за ширмой – в парах с мамами. 3.Тренировать в проговаривании слогов, чистоговорок. | Круг сообщества с родителями 1.Круг историй (вопрос круга: моя любимая игрушка в детстве?) 2.Круг размышлений (вопрос круга: какую роль в развитии ребенка, в развитии его речи играют игрушки, важно ли их количество?) 3. Круг принятия ответственности (вопрос круга: что для вас главное в покупке игрушек для ребенка) Игровой практикум для детей и родителей 1.Игра «Угадай игрушку» (Несколько игрушек под тканью – взять одну и определить на ощупь, что за игрушка.) 2. Различение звучащих игрушек за ширмой – в парах с мамами. 3. Игра «Угадай, чей голосок» (На ковре мягкие игрушки – послушать голос животного и взять соответствующую игрушку.) 4.Катаем на машине игрушки. | 60 мин 30 мин |
ноябрь | ||
Профилактический круг для родителей «Это я, это вся моя семья» Цель :оптимизация детско-родительских отношений, развитие представлений о семье о ребенка Задачи игрового практикума: 1.Закреплять знания детей о семье, умение играть в парах; 2.Развивать артикуляционный аппарат; | Круг сообщества с родителями 1.Круг историй (вопрос круга: вспомните тот день, когда ваш ребенок впервые сказал вам мама или впервые вам улыбнулся, что вы чувствовали, какие эмоции испытывали?) 2.Круг размышлений (вопрос круга: какие сильные стороны вас, как родителя вы можете назвать? Какие трудности вы испытываете в воспитании ребенка, в чем ищите ресурсы?) 3. Круг принятия ответственности (вопрос круга: поделитесь секретом семейного счастья) Игровой практикум для детей и родителей 1. Рассматривание картинок (фото) по теме семья. Проговаривание слов «мама», «папа», «баба», «деда» и т.д. 2.Артикуляционная гимнастика. Малыш отказывается от каши. Мама испекла блинчики. Малыш показывает язык. Вкусное варенье. Поцелуй. 3.Пальчиковая игра «Моя семья» | 60 мин 30 мин |
Профилактический круг с игровым практикумом «Поиграем с мамой» (логоритмические игры по методике Железновых) Цель: Знакомство родителей с логоритмическими играми, с методикой Железновых, развитие у детей речедвигательной активности. Задачи игрового практикума: 1.Развитие музыкального слуха, ритма, и музыкальной памяти. 2.Формирование навыка вербального и невербального общения. 3.Развитие навыков мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию. | Круг сообщества с родителями 1.Круг историй (вопрос круга: вспомните потешку или стишок из детства) 2.Круг размышлений (вопрос круга: как дома вы занимаетесь развитием речи с ребенком?) 3. Круг принятия ответственности (вопрос круга: как вы думаете, что такое логоритмические игры). Далее учитель-логопед презентует родителям методику Железновых. Игровой практикум для детей и родителей «Топ-топ»Песенки игры для общего развития и адаптации в группе Ну-ка все, встали в круг Носик, где ты? «Весёлый поезд» Логоритмика для самых маленьких (от 2мес. до 2 лет) А мы скажем Танцы с мамой «ВЕСЁЛАЯ ЛОГОРИТМИКА» Развитие общей моторики и фонематического слуха (от 1 до 5) Петух (КУ, ГИ, ГУ, КИ) | 60 мин 30 мин |
декабрь | ||
Профилактический круг с игровым практикумом «Выбираем настольные игры» Цель: Формировать у родителей представление о возможностях дидактических настольных игр в развитии ребенка раннего возраста Задачи игрового практикума: 1.Развитие речи, активизация глагольного словаря, согласование существительных, прилагательных в роде, числе и падеже. | Круг сообщества с родителями 1.Круг историй (вопрос круга: поделитесь лучшей, на ваш взгляд, настольной игрой для ребенка раннего возраста) 2.Круг размышлений (вопрос круга: вам предложены несколько настольных игр (игры и игровые пособия разложены на столе, вниманию родителей представлены игры для разных возрастных категорий детей) ваша задача выбрать из них 1-2 игры, которая подошла бы для вашего ребенка. Обоснуйте свой выбор. Итог подводит педагог-психолог о правильном подборе игр и игровых пособий для ребенка раннего возраста. Игровой практикум для детей и родителей Дидактические игры: В мире слов 2 (первые слова), В мире слов 3 (первые предложения), В мире слов4,5,6 (расскажи, кто что делает) | 60 мин 30 мин |
Игровой практикум «Чудесный теремок» (новогодние развлечения) Цель: оптимизация детско-родительских отношений, знакомство родителей с театрализацией, как приемом развития речи детей. Задачи игрового практикума: 1. Учить узнавать сказочных персонажей по голосу и тексту; 2.Развивать общую и мелкую моторику; закреплять знание сказки «Теремок»; 3.Воспитывать умение слушать взрослого и сверстников, и работать в группе. | Круг сообщества с родителями 1.Круг историй (вопрос круга: поделитесь воспоминанием о праздновании нового года в вашем детстве) 2.Круг размышлений (вопрос круга: какая семейная традиция празднования нового года есть в вашей семье, поделитесь ей). 3. Круг принятия решений (вопрос круга: как можно организовать новогодние каникулы для ребенка раннего возраста) Игровой практикум для детей и родителей 1.Нарядим елочку вместе 2.Речедвигательная музыкальная игра «Лепим-лепим ком большой» 3. Сказка «Теремок» (роли играют родители, заранее готовим маски героев). 4.Подарки от Деда мороза. | 60 мин 30 мин |
январь | ||
Профилактический круг для родителей «Кризис 3лет» Цель: формирование активной родительской позиции в воспитании ребенка с учетом его возрастных особенностей | Круг сообщества с родителями 1.Круг историй (вопрос круга: что вы знаете о Кризисе о 3 лет). Последним говорит педагог-психолог с целью познакомить родителей с особенностью возрастного кризиса. 2.Круг размышлений (вопрос круга: как вести себя родителям, если ребенок проявляет упрямство и негативизм). Педагог-психолог завершает раунд рекомендациями о том, как можно помочь ребенку пройти кризис 3 лет. 3. Круг принятия решения(вопрос круга: ищем положительные моменты в проживании кризиса 3 лет ребенка и семьи) | 90 мин |
Профилактический круг с игровым практикумом «Зимние забавы» Цель: расширение представлений родителей о играх, направленных на познавательное и речевое развитие детей раннего возраста. Задачи игрового практикума: 1.Учить выкладывать одинаковые предметы (снежки) по заданному контуру (дорожкой, по кругу). 2.Развивать слуховое внимание, мелкую моторику. 3.Воспитывать чувство ритма. | 1.Круг историй (вопрос круга: вспомните в какие игры вы играли в детстве с родителями на улице зимой). 2.Круг размышлений (вопрос круга: можно ли развивать речь ребенка, играя с ним на улице, по дороге в детский сад, собираясь кататься с горки). 3. 3. Круг принятия решения. Учитель-логопед и педагог-психолог презентуют родителям сезонные игры-забавы для детей раннего возраста. Игровой практикум для детей и родителей 1. Речедвигательная игра «Ты, мороз». 2. Игра «Попади снежком в кольцо». 3.Речедвигательная игра «Снежки». 4. Игра «Собери снеговика». | 60 мин 30 мин |
февраль | ||
Профилактический круг с игровым практикумом «Мы идем по магазинам» Цель: повышение родительской компетентности в развитии представлений об окружающем мире у детей раннего возраста Задачи игрового практикума: 1.Классификация предметов. 2. Развитие чувства чувство ритма, мелкую моторику. | 1.Круг историй (вопрос круга: часто вы ходите с ребенком в магазины. Какие это магазины? Есть ли магазины, которые не нравятся вашему ребенку или которые вам трудно посещать вместе с малышом). 2.Круг размышлений (вопрос круга: как можно устроить поход в магазин, чтобы было интересно ребенку и не было капризов и проблем). 3. Учитель-логопед и педагог-психолог знакомят с родителей с возрастными особенностями детей и нормами формирования уровня общей осведомленности у детей третьего года жизни. Игровой практикум для детей и родителей 1.Игра «Разложи предметы». 2.Песня-игра «Ладушки». 3.Продуктивная деятельность, пластилин «Овощи-фрукты». Нанесение пластилина, методом замазывания силуэта овощей и фруктов. | 60 мин 30 мин |
Профилактический круг с игровым практикумом «Сказки, сказки» Цель: сформировать у родителей представление о значении чтения для всестороннего развития ребенка раннего возраста, развивать у детей интерес к рассматриванию сюжетных картинок и чтению сказок. Задачи игрового практикума: 1.Учить узнавать сказочных персонажей по голосу и тексту; 2.Развивать общую и мелкую моторику; закреплять знание сказки «Колобок»; 2.Воспитывать умение слушать взрослого и сверстников, и работать в группе. | 1.Круг историй (вопрос круга: читаете ли вы ребенку книжки, какие?). 2.Круг размышлений (вопрос круга: могут ли гаджеты с развивающими играми заменить книгу). Учитель-логопед завершает круг сообщением о значении чтения родителя ребенку в развитии речи ребенка. 3. Учитель-логопед и педагог-психолог знакомят с родителей с выставкой детских книг для детей 2-3 лет. Игровой практикум для детей и родителей
3.Тестопластика «Колобок». | 60 мин 30 мин |
март | ||
Профилактический круг с игровым практикумом «Мамины помощники» Цель: повышение компетентности родителей в воспитании ребенка раннего возраста, оптимизация детско-родительских взаимоотношений Задачи игрового практикума: 1.Учить называть предмет и способ действия с ним (формирование грамматического строя речи, глагольного словаря). | Круг историй (вопрос круга: как дети раннего возраста могут помогать родителям в домашних делах? Примеры из будних дней вашей семьи). 2.Круг размышлений (вопрос круга: как можно научить малыша убирать за собой игрушки). Педагог-психолог завершает круг рекомендациями для родителей, по приучению ребенка к уборке игрушек. 3. Круг принятия решения (вопрос круга: как мы можем поощрять ребенка, когда он учится порядку. Игровой практикум для детей и родителей 1.Дидактическая игра «Помощники». Моем и вытираем посуду. 2. Песня «Пирожки» 3. Подвижная игра «Собери букет для мамы». | 60 мин 30 мин |
Профилактический круг с игровым практикумом «Мамы и Малыши» Цель: повышение родительской компетентности в развитии представлений об окружающем мире у детей раннего возраста Задачи игрового практикума: 1.Учить детей различать отгадывать животное по описанию и подражать его повадкам, подбирать пары детеныши животных – родители. | Круг историй (вопрос круга: есть ли у вас домашнее животное, поделитесь веселой историей о «взаимоотношениях» вашего ребенка с ним). 2.Круг размышлений (вопрос круга: викторина для родителей о животном мире Малыши и Мамы). 3. Выступление учителя-логопеда « Учим названия животных и их детенышей» Игровой практикум для детей и родителей 1.Игра «Найди маму». 2.Музыкально-ритмическое упражнение «Веселые зверята». 3.Пальчиковая игра «Котята». | 60 мин 30 мин |
апрель | ||
Профилактический круг с игровым практикумом «Давай с тобой нарядимся» Цель: развитие у родителей представления о формировании у ребенка навыков самообслуживания Задачи игрового практикума: 1.Закреплять знания детей об одежде, закреплять умение двигаться соответственно характеру музыки; | Круг историй (вопрос круга: вспомните ваше самое красивое платье или день, когда вы купили что-то очень красивое себе). 2.Круг размышлений (вопрос круга: как вы учите ребенка самостоятельно одеваться? Есть ли полезные советы для других родителей) 3. Круг принятия решения (вопрос круга: кто несет ответственность за развитие у ребенка навыков самообслуживания: родители или детский сад?) Игровой практикум для детей и родителей 1.Игра в паре «Одеваемся» (массаж взрослые детям, дети куклам). См. Н.В Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в мл.логоп. группе д/с», с. 131-139. 2.Игра в парах «Одень мишку». (Взрослый с ребенком в паре подбирают одежду и мордочки семье медведей – деревянное пособие «Мишки».) 3.Музыкально-ритмическая игра «Гуляем, греемся» (по показу) | 60 мин 30 мин |
Профилактический круг с игровым практикумом «Угощение к чаю» Цель: развивать у родителей компетенции по формированию основ правил поведения у ребенка в общественных местах Задачи игрового практикума: 1. Учить называть предметы и объединять в группы (классификация :игрушки, продукты/еда, посуда); закреплять умение координировать речь с движениями. | 1.Круг историй (вопрос круга: встречались ли вы с трудностями поведения вашего малыша при посещении общественных мест: магазин, кафе). 2.Круг размышлений (вопрос круга: как ходить в магазины с ребенком раннего возраста, чтобы было комфортно вам и ему). 3.Круг принятия решений (вопрос круга: что можно предпринять, если ребенок капризничает, просит купить ему то, что не входило в планы покупки) Игровой практикум для детей и родителей 1.Дидактическая игра «Угощение». 2. «Пирожки» – пение с самомассажем (смена движений по тексту). 3. Продуктивная деятельность «Калачики» (соленое тесто). Катаем из теста колбаски и замыкаем их в кольцо. | 60 мин 30 мин |
май | ||
Профилактический круг для родителей «Вот и стали мы взрослее» Цель: подведение итогов работы семейного клуба, рефлексия участников, диагностика результатов. | 1.Круг историй (вопрос круга: какая встреча семейного клуба или какой момент из встреч клуба вам запомнился и почему). 2.Круг размышлений (вопрос круга: что мне как родителю дало участие в семейном клубе. Полезным ли было участие в практических занятиях для моего ребенка). 3.Круг принятия решений (вопрос круга: что из наших традиций группы, правил, встреч возьмем в группу детского сада). 4. Круг пожеланий. | 90 |
Профилактический круг с игровым практикумом «Летние игры. Игры с песком и водой» Цель: расширение представлений родителей о играх, направленных на познавательное и речевое развитие детей раннего возраста, оптимизация детско-родительских взаимоотношений Задачи игрового практикума: 1.Развивать тактильное восприятие, учить различать игрушки на ощупь; 2.Закреплять умение работать и играть в парах; 3.Вызвать положительные эмоции на происходящее. | 1.Круг историй (вопрос круга: вспомните в какие игры вы играли летом на улице в детстве). 2.Круг размышлений (вопрос круга: какие игры можно организовать в песочнице для ребенка. Есть ли любимые игры у вашего малыша с водой и песком). 3.Презентация игр с водой и песком, направленных на развитие речевой и познавательной сферы у детей раннего возраста. Игровой практикум для детей и родителей (на улице) На площадке заранее готовим 2 стола для игр с водой: 1.Рыбалка (поймай и назови, что попалось на удочку) 2. Игры эксперименты (губки, емкости для переливания воды, пипетки) 3. Игры потешки с водой Игры с песком (в песочнице) -Найди и назови игрушку -Мокрые отпечатки -Рисование на песке | 60 мин 30 мин |
Организация образовательного процесса
Форма организации занятий: групповая, очная.
Используются многообразные формы индивидуального сопровождения семьи и ребенка.
Режим занятий в объединении (в группе):
Программа рассчитана на один год обучения. Объем реализации программы 16 академических часа: 1 академический час, 1 раз в 2 недели.
Плановая наполняемость группы: от 10 до 12-ти семей
Схема построения образовательной деятельности
Инвариантная часть
Встреча длится 90 мин, состоит из 4 основных частей:
№ п/п | Этапы | Задачи | Технологии |
1 | Приветствие (работа с родителями) | Объявление темы встречи. Настрой на работу | Ритуал приветствия, который повторяется на каждом занятии. |
2 | Теоретическая часть (работа с родителями) | Информирование родителей Развитие представлений о теме, обозначенной в плане | Круг сообщества, элементы Круга сообщества |
3 | Практическая часть (совместно с детьми) | Вовлечение родителей в совместную с детьми игровую, художественно-эстетическую, социально-значимую деятельность. Создание комфортной обстановки для детей и родителей, атмосферы доброжелательности и сотрудничества. | Игры, упражнения, театрализованная деятельность, творческая деятельность |
4 | Завершение | Подводятся итоги занятия, получение обратной связи. | Ритуал завершения, обратная связь родителей |
1.4. Прогнозируемые результаты
- Установление контакта с семьями, направленность родителей на взаимодействие.
- Повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах развития, воспитания, сохранности здоровья ребенка раннего возраста.
- Развитие познавательных процессов и речевой активности детей через организацию совместных игровых практикумов с родителями.
- Сформированы ценности бесконфликтного общения в сообществе родителей.
2. Мониторинг реализации программы
2.1. Формы аттестации
Входное (стартовая) анкетирование родителей проводится в начале учебного года (сентябрь) по изучению спроса родителей.
Итоговая анкетирование проходит в конце учебного года (июнь) по результативности работы программы.
Для оценки эффективности программы используются полученные данные о проведении воспитателем группы педагогической диагностики по изучению деятельностных умений ребенка, личностных особенностей, поведенческих проявлений, особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками, особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.
2.2. Диагностические и оценочные материалы
Осуществляется через:
- Включенное педагогическое наблюдение
- Беседа с ребенком, родителем
Используемый диагностический инструментарий:
- Анкетирование родителей в начале учебного года по изучению спроса на образовательную услугу.
- Анкетирование родителей по завершению программы
- Результаты педагогической диагностики каждого ребенка
2.3. Методические материалы
Форма обучения: очная.
Обучение по программе «Счастливая мама- счастливый малыш» рассчитано на один учебный год. Занятия проходят 1 раз в две недели в очной форме, в первом корпусе
МБДОУ «Детский сад № 50».
Методические особенности организации образовательного процесса
Формы организации учебного занятия: круги сообщества, практическое занятие
Основной формой организации занятия в рамках программы «Счастливая мама- счастливый малыш» является – круг сообщества и игровой практикум.
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Очные занятия с детьми и родителями проводятся в группе до 12-ти семей с детьми в специально отведённом помещении. Педагог учитывает возможность вариативности в организации обстановки, в которой протекает работа.
Методы обучения и воспитания
Методы обучения
- Словесные методы: беседа, рассказ, объяснение, обсуждение, сказка, пронизывающая весь ход занятия.
- Наглядно–иллюстративные (объяснительно-иллюстративные) методы:
- показ приема работы – образец педагога(речевой, предметно-практический): показывает процесс приемов выполнения работы в определенной технике;
- работа с литературой по теме с совместным обсуждением – рассматривание иллюстраций, сюжетных и предметных картинок и т.д..;
- Практические методы:
- упражнение
- практическое занятие;
- Проблемный метод:«мозговой штурм (работа с родителями).
- Эвристический метод: выполнение творческих заданий( работа с семьей).
Методы воспитания
- убеждение;
- поощрение;
- упражнение;
- стимулирование;
- мотивация;
- создание ситуации успеха и т.д.
Педагогические технологии
Педагогические технологии и методики, используемые в процессе реализации программы:
- технология индивидуализации обучения;
- группового обучения;
- разноуровневого обучения;
- технология личностно-ориентированного обучения,
- развивающего обучения;
- проблемного обучения;
- игровые технологии;
- информационно-коммуникативные технологии,
- восстановительные технологии;
- логоритмические технологии;
- здоровье сберегающая технология и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)
Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год
Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2023 – 2024 уч. год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ Социально-педагогической направленности «Веселый язычок» обьединения «Чистоговорка».
Ррабочая программа разработана на 2023-24 учебный год к дООП объединения Чистоговорка.В ней подробно расписано количество занятий,темы занятий....
Программа "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по ранней профориентации дошкольников «ПРОФигра в детском саду» Возраст обучающихся: 5-7 лет"
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №10 «Аленушка» с.Варны. Принято: на заседании педсовета...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Развиваемся играя» занятия для малышей, с использованием элементов методики М.Монтессори» для детей от 3 до 4 лет срок реализации 1
Представлен опыт работы по программе "Развиваемся играя" с детьми раннего возраста...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Оригами и развитие ребенка»
Программа «Оригами и развитие ребенка» актуальна, так как изготовление различных поделок из цветной бумаги – увлекательное занятие для детей любого возраста. А игрушка, которую масте...