Роль дидактических настольных игр в развитии детей раннего возраста.
материал (младшая группа)

Фёдорова Юлия Сергеевна
Роль дидактических игр в развитии детей
первой младшей группы
Для ребенка игра — это жизнь. Игра — один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших видов деятельности. Кому из родителей не знакомо: «Мама, поиграй со мной!». Действительно, ребенок не может без игры. Отсутствие активной деятельности приводит к серьезным нарушениям личностного развития ребенка.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль дидактических настольных игр в развитии детей раннего возраста.

Роль дидактических игр в развитии детей

первой младшей группы

Для ребенка игра — это жизнь. Игра — один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших видов деятельности. Кому из родителей не знакомо«Мама, поиграй со мной!». Действительно, ребенок не может без игры. Отсутствие активной деятельности приводит к серьезным нарушениям личностного развития ребенка.

Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов. Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Все это делает дидактическую игру важным средством развития мышления дошкольников. Именно дидактические игры способствуют концентрации внимания и развитию интеллектуального мышления дошкольников. Это разновидность обучающих игр. Они содержат конкретную цель и предполагают конечный результат. Чтобы такая игра была интересна ребенку, он не должен знать о существовании конкретной обучающей цели.

В раннем возрасте ребенок еще незнаком с окружающим миром. Этот мир он познает с помощью наблюдения, ощущения через определенные действия с настоящим предметом. Ему все хочется потрогать руками, внимательно рассмотреть и узнать, для чего нужен и зачем тот или иной предмет. Таким образом, дидактические игры становятся одним из важнейших средств в познавательном обучении, которое формирует развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер.

Также в процессе познания того или иного предмета происходит взаимодействие самого ребенка и педагога, что влияет на развитие эмоций, речи, мышления, логики, внимания и т.д.

Дидактические игры проводятся с малышами детского сада начиная с самого раннего возраста. Существует большое количество увлекательных игр, посредством которых педагоги знакомят маленьких воспитанников с объектами природы и предметами, их цветом, формой и величиной. От правильно организованной и интересно проведённой дидактической игры зависит общее развитие ребёнка и его желание узнавать новое, общаться с ровесниками и взрослыми.

 Важные аспекты теории

В детском саду воспитанники играют не только ради удовольствия и развлечения, они обучаются полезным знаниям и навыкам, развиваются, учатся быть хорошими друзьями, любить природу, уважать окружающих. Дидактические (обучающие) игры призваны давать малышам информацию, которую те не смогут усвоить самостоятельно лишь на основе наблюдений и воспроизведения явлений окружающего в обычной игре. Основной целью дидактической игры является умственное развитие ребёнка.

Задачи дидактических игр

Основные задачи дидактических игр вытекают из их содержания, то есть зависят от вида игры. В зависимости от содержания дидактические игры в раннем возрасте могут быть:

  • по формированию сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);
  • по развитию мелкой моторики (движение пальцев, ладоней);
  • по развитию речи (пополнению и активизации словаря);
  • по ознакомлению с природой;
  • по ознакомлению с предметным миром.

Помимо этого, дидактические игры решают ряд других задач:

  • развитие коммуникативных навыков, взаимодействия со сверстниками;
  • нравственное воспитание малышей;
  • развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления).

Приёмы

При проведении дидактической игры в группе раннего возраста наиболее целесообразными приёмами являются:

  • внезапное появление объектов, игрушек;
  • загадывание и отгадывание загадок;
  • чтение малых фольклорных форм (потешки, песенки);
  • создание игровых ситуаций (кукла заболела, хочет спать, есть);
  • обыгрывание игрушек, предметов («Чудесный мешочек»);
  • сюрпризность (нужно найти спрятанный предмет);
  • изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, за шкафом);
  • показ предметов в разных действиях (кукла спит, ходит, ест);
  • демонстрация взрослым последовательности игровых действий;
  • элементы драматизации (дети воображают себя животными, вагончиками паровоза).

Это важно. В младшей группе воспитатель подробно объясняет правила и играет вместе с детьми.

Виды дидактических игр и требования к их проведению в раннем возрасте

Правильно организовывать и систематически проводить дидактические игры необходимо с самого первого пребывания малыша в детском саду. К организации дидактических игр в первой младшей группе предъявляют такие общие требования, основанные на психологических особенностях воспитанников:

  • Игра должна соответствовать возрасту детей и программным требованиям.
  • Участие в игре должно быть добровольным. Практика показывает, что обычно дети охотно откликаются на предложение воспитателя поиграть, сделанное эмоциональным, дружелюбным тоном. Если малыш категорически не желает принимать участие в игре, его следует оставить под присмотром помощника воспитателя, провести игру с остальными детьми, а после выяснить причину отказа. Возможно, она кроется в плохом самочувствии или настроении.
  • У маленьких детей очень развита подражательность. Словесной инструкции и пояснения правил в раннем возрасте недостаточно. Необходимо обязательное руководство игрой взрослого (воспитателя). Он показывает, как играть, последовательность действий.
  • Игра строится с непременной опорой на личный опыт детей. Не стоит брать незнакомые предметы, иначе малыши отвлекутся от игры, начнут рассматривать их, а наиболее робкие просто откажутся играть.
  • В отличие от старшего возраста, в котором частая смена игр приветствуется, с малышами раннего возраста предпочтительнее проводить знакомые игры с постепенным усложнением. Частое повторение уже знакомых действий вызывает у детей чувство комфорта, уверенности в себе.
  • Игра должна быть достаточно простой, чтобы малыш мог выполнить игровое задание, то есть необходимо создать гарантированную «ситуацию успеха». Это побудит ребёнка и в дальнейшем принимать активное участие в играх.
  • Очень важен приподнятый настрой, положительный эмоциональный фон. Детей раннего возраста хвалят не за результат, а за участие в игре, проявленные усилия. Поощрения должны присутствовать в ходе каждой игры.

Какие существуют дидактические игры для детей

 2 — 3 лет

        Игры, которые связаны с поиском предметов.

 

1.«Какой игрушки не хватает»

Цель: Развитие памяти, внимания.

Ход игры: Взрослый заранее готовит несколько игрушек. Рассматривает их с ребенком, потом просит закрыть глаза или отвернуться. Когда ребенок поворачивается или открывает глаза, ему задается вопрос: «Какой игрушки не хватает?».

2.«Четвертый лишний»

Цель: Закрепить обобщающие понятия (овощи, фрукты, одежда и т.д.),  развивать внимание, память.

Ход игры: Положите на стол четыре предмета, три фрукта и один овощ.

Предложите ребенку найти и показать лишний предмет. Затем разложите другие предметы и повторите игру.

        Игры, носящие сюжетно - ролевой характер.

 

1.«Оденем куклу на прогулку»

Цель: Закрепить знания о последовательности одевания, и в какое время  года что одевать.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку помочь  одеть куклу (куклу показывает без одежды). Помогите начать одевать куклу вопросом «Как ты думаешь, что надо одеть сначала?», если ребенок затрудняется, помогите ему (трусики, майку, колготки или ночки, платье). Дальше предложите ребенку одеть куклу на прогулку, например: На улице зима, много снега. Во что мы оденем нашу куколку, чтобы она не замерзла? (в коробочке лежит одежда по сезонам: зима, осень, весна, лето)

2.«Уложим куклу спать»

Цель: Упражнять в различении постельных принадлежностей по назначению и величине.

Ход игры: Взрослый показывает кроватку, матрас, постельное белье и куклу. Предлагает ребенку уложить куклу Катю спать, задавая ему вопросы. Куда мы положим куклу Катю? Показывая матрас «Что это и зачем? И т.д. Взрослый обязательно комментирует и обговаривает с ребенком каждый предмет. Можно спеть кукле Кате колыбельную.

Игры, связанные с поручениями для ребенка.

«Сложи палочки в стаканчики»

Для начала нужно вырезать из цветного картона стаканчики разных цветов и обычные палочки к ним (тех же цветов). Потом стаканчики разложить в ряд на столе, а палочки перемешать и оставить в хаотичном порядке. Далее ребенка нужно попросить к стаканчикам подобрать палочки соответствующего цвета. При этом можно попросить ребенка назвать цвет стаканчиков.

«Разложим игрушки по коробочкам»

Цель: Закрепить знания о цветах (красный, синий, зеленый, желтый)

Ход игры: сядьте с ребенком за стол (на пол) и разложите перед собой много игрушек. Начинайте сортировать их по цвету. «Давай выберем все красные игрушки и сложим их в красную коробочку» и т.д.

Игры, связанные с загадками.

Для начала нужно подготовить картинки разных животных и насекомых. Когда картинки будут готовы, их следует разложить на столе и начинать ребенку задавать вопросы, загадки о животных, которые изображены на картинках. Свой правильный ответ ребенок должен показать, выбрав нужную картинку. Примеры вопросов: У какого животного есть хобот? Кто любит грызть морковку? Кто охраняет твой дом? и т.д.

Игры – соревнования.

Из ваты смастерить снежки и разбросать их по полу. Далее ребенку предложить собрать снежки совместно с мамой в разные корзинки (у каждого своя корзинка). И побеждает тот, у кого в конечном итоге в корзинке будет больше снежков.

Настольно - печатные.


 Используется как наглядное пособие, направленное на развитие зрительной памяти и внимания.


1. Подбор картинок по парам. 
Цель: Учить сравнивать предметы, находить одинаковые.

Ход игры: Взрослый дает ребенку картинку. Ребенок рассматривает её, называет, отмечает особенности. Взрослый предлагает найти такую же картинку.


2. Разрезные картинки и кубики.
Цель: Развивать умение из отдельных частей(2-4 частей) составлять целый предмет.

Ход игры: Сначала покажите ребенку собранную картинку, затем разберите ее и покажите, как собрать заново. Когда у него будет хорошо получаться предложите, ему  целую картинку, и попросите ребенка собрать такую же. Предлагайте ребенку свою помощь и обязательно хвалите.

3. Найди такой же предмет.
Цель: Учить детей соотносить предметы, изображённые на картине, с отдельными предметами.

Ход игры: Дайте ребенку карточку с картинкой и предложите ему найти предмет, изображенный на картинке. Ребенок должен поставить предмет рядом с картинкой.

                         

                       

                           Словесные игры.

             
Они построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством  развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.


1.  Эхо
Цель: Учить правильно и чётко произносить гласные звуки.
Воспитатель громко произносит А-А-А, ребёнок " Эхо" тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетания гласных звуков: ау, уа и.т.д.


2. Паровоз.
Цель: Отрабатывать правильное произношение гласного звука « У».
Воспитатель предлагает ребёнку позвать паровоз. «У-у-у» гудит ребёнок, и паровоз едет на этот звук.


3. Лошадка.
Цель: Учить правильно, произносить звук «И».
Воспитатель предлагает позвать лошадку. Ребёнок произносит И-и-и, и лошадка скачет, ребёнок заканчивает произносить, лошадка останавливается. Далее лошадку зовёт следующий ребёнок.

                           Настольные игры      

1.«Грибочки».

Цель: Закреплять умение сопоставлять разнородные предметы по цвету.

Ход игры: Предложите ребенку найти самый большой красный грибочек и поставить его на штырек, потом найти большой красный из остальных и тоже поставить на штырек и т.д. (так же с желтыми, синими, зелеными)

2.«Складывание трехместной матрешки».

Цель: Побуждать выполнять простые действия с предметами, различающимися по величине; ориентироваться при этом на слова: «открой», «закрой», «большая», «маленькая», «такая», «не такая».

Ход игры: Покажите ребенку матрешку, рассмотрите её внимательно. Продемонстрируйте ребенку, как, вращая одну половину матрешки относительно другой, можно разобрать эту игрушку. Предложите ребенку повторить ваши действия. Потом попросите собрать матрешки.

3.«Собери бусы».

Цель: Закреплять умение группировать предметы по цвету, форме, размеру.

Ход игры: Покажите ребенку приготовленные вами бусинки, объясните, что бусины разной формы, цвета, размера. Предложите  нанизать только красные(синие, желтые, зеленые), круглые(квадратные, треугольные) или большие(маленькие).

 

4.«Пирамидки».

Цель: Развивать умение выполнять простые действия с предметами: снимать и нанизывать кольца в определенном порядке.

Ход игры: взрослый ставит собранную пирамидку, в которой кольца чередуются по цвету. Он обращает внимание ребенка на различный цвет (например, кольца  красные, зеленые и желтые). Затем взрослый разбирает пирамидку и  просит ребенка взять красное колечко и нанизать на стержень. Со следующими колечками совершаются такие же действия.

5.«Вкладыши» (деревянные).

Цель: Способствовать развитию предметно - манипулятивной деятельности.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку доску с набором рамок- вкладышей. Предлагает подобрать вкладыши, при необходимости показывает, как нужно отыскивать прорези для вкладышей. Можно подсказать ребенку несколько способов выполнения это задания: ощупывать прорези и искать нужные вкладыши одновременно двумя руками; ощупывать прорезь  левой рукой, а соответствующий  вкладыш искать и вкладывать правой.

6.«Мозаика».

Цель: Развитие внимания, знакомство с цветом, обратить внимание, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Ход игры: Покажите ребенку детали из мозаики, рассмотрите их, определите цвет. Предложите ребенку выложить ряд «ёлочек» (зеленые детали мозаики) и «грибочки» (красные детали мозаики).


Суть дидактических игр заключается не в простом веселом времяпровождении, а в учебе. И поэтому нужно повторять для закрепления пройденный материал.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль дидактической игрушки в интеллектуальном развитии детей раннего возраста»

laquo;Роль дидактической игрушкив интеллектуальном развитиидетей раннего возраста» Дидактические игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей и т.п., пред...

Консультация для родителей «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорног...

"Роль дидактической игрушки в интеллектуальном развитии детей раннего возраста"

Занятия с дидактическими игрушками способствуют развитию пространственного мышления, сообразительности, смекалки.Они направлены на решение не только вышеназванных, но и более широкого круга задач, в т...

Роль дидактической игры в математическом развитии детей раннего возраста.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17645886","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]Роль дидактической игры в математическом развитии ...

Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста

Консультация адресована родителям детей раннего возраста...

Консультация для родителей «Роль дидактических игр в умственном развитии детей раннего возраста»

Игры по сенсорике имеют исключительное значение для формирования важных качеств детской психики....