Консультация для родителей «Роль дидактических игр в умственном развитии детей раннего возраста»
методическая разработка

Игры по сенсорике имеют исключительное значение для формирования важных качеств детской психики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Роль дидактических игр в умственном развитии детей раннего возраста»

   Игра - ведущая деятельность детей, она пронизывает всю их жизнь. Способствует физическому и духовному здоровью, является обширной информацией, методом обучения и воспитания детей. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей всестороннего развития ребенка.
Игры по сенсорике имеют исключительное значение для формирования важных качеств детской психики.
  Прежде всего, у детей развивается умение самостоятельно чем-то занять себя и производить с предметами целесообразные действия. Например, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать складных матрешек, катать шары, нанизывать кольца на стержень. При этом совершенствуется моторика рук, глазомер.
Посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать и называть форму, величину, цвет предметов. Он ощущает, что один предмет твердый, другой мягкий. Одни предметы прочные, другие легко разрушаются, рвутся, мнутся и т.л.
  Различие и окраска - дети зрительно воспринимают различные цвета.
Если взрослые сопровождают действия ребенка словом, обозначают эти действия, качества предметов, то на этой основе обогащается его словарь, развивается речь. Сначала дети учатся понимать то, что они им говорят, а затем и сами овладевают новыми словами.
  В процессе деятельности, игр по сенсорике развивается мышление детей. Знакомясь со свойствами предметов и их наименованиями, дети рано приходят к первым общим представлениям. Оказывается, что «большими» могут быть разные по внешнему виду предметы, шарики, кубики, матрешки. Одного и того же цвета могут быть разные вещи.
 У детей на третьем году жизни складываются первые общие представления о форме, величине, цвете.
В процессе деятельности с дидактической игрушкой развивается способность, сообразительность у детей. Чтобы, например, собрать матрешку надо всегда меньшую вложить в большую, сообразив, где у нее нижняя и верхняя часть.
Умение выбрать шарики, кубики определенного цвета приучает малышей к первичному подбору предметов по какому-то одному признаку.
Игры - занятия на величину, форму, цвет воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь заниматься в течение времени одним каким-то делом.
Развивается устойчивость внимания, особенно тогда, когда ребенок подражает взрослым. Он должен присмотреться к тому, что ему показали и воспроизвести эти действия. Для маленького ребенка это не так легко.
Действия детей с дидактическими игрушками, пособиями всегда ставят перед ребенком умственную задачу: он старается добиться результата - собрать башенку, сложить матрешку, подобрать красивые перышки для хвоста петуха и т.д. Так. исподволь формируется целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.

Дидактические игры

для  развития сенсорных эталонов у детей раннего возраста.
«Найди предмет».

Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.                                            

Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).                                      

В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы.

 «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Участник игры , к которому подкатился обруч, выходит  вперёд и находит предмет. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, все  хлопают в ладоши. Затем взрослый катит обруч к следующему  участнику. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут подобраны к образцам.

«Длинное - короткое»

Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.

Материал. Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.

Перед началом игры водящий. заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки, полоски). Взрослый достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Ребёнок с помощью взрослого. примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками.  Взрослый предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке  поясок куклы не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная.

«Игра с обручем»

Цель: различение и нахождение геометрических фигур.

Для игры используются 4-5 сюжетных игрушек (кукла, матрешки, корзина и т. д.); отличающиеся по величине, цвету, форме. Игрушка ставится в обруч. Ребёнок  выделяет признаки, свойственные игрушке, кладёт в обруч те геометрические фигуры, которые обладают сходным признаком (все красные, все большие, все круглые и т. д.) вне обруча остаются фигуры, не обладающие выделенным признаком (не круглые, не большие и т. д.)

«Соберем бусы»

Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.

 Перед ребёнком коробки с разноцветными геометрическими фигурами.  Предлагаем сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Ребёнок берёт по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы

«Составь предмет»

Цель: упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).

Оборудование. На столе  крупные игрушки: домик, неваляшка, снеговик, елка, грузовая машина. На полу наборы разных геометрических фигур.

Взрослый  предлагает назвать игрушки, стоящие у него на столе, и составить любую из них, пользуясь набором геометрических фигур. Поощряет и стимулирует действия детей. Спрашивает: «Что составил? Из каких геометрических фигур?». Дети рассматривают получившиеся силуэты игрушек, вспоминают соответствующие стихи, загадки. Возможно объединение составленных силуэтов в единый сюжет: «Дом в лесу», «Зимняя прогулка», «Улица» и т. д.

«Три медведя»

Цель: упражнять в сравнении и упорядочении предметов по величине.

Оборудование. У взрослого силуэты трех медведей, у ребёнка комплекты игрушек трех размеров: столы, стулья, кровати, чашки, ложки.

Взрослый рассказывает': «Жили-были три медведя. Как их звали? (Дети называют). Кто это? (Ставит силуэт Михаила Ивановича). Какой он но размеру? А это кто? (Настасья Петровна). Она больше или меньше Михаила Ивановича? А какой Мишутка? (Маленький). Давай устроим каждому медведю комнату. Здесь будет жить самый большой медведь, Михаил Иванович. У кого из  есть кровать, стул, и т. д. для Михаила Ивановича? (Ребёнок ставят предметы около медведя в случае ошибки ,Михаил Иванович говорит: «Нет, это кровать не моя»). Есть у вас кровать, стул и т. д. для Мишутки? (Ребёнок  устраивает ему комнату). А эти предметы для кого остались? (Для Настасьи Петровны). Какие они по размеру? (Меньше, чем для Михаила Ивановича, но больше, чем для Мишутки). Давай отнесем их Настасье Петровне. Устроили медведи свое жилье и пошли в лес погулять. Кто идет впереди? Кто за ним? Кто последний? Взрослый помогает вспомнить сказку.

«Ищи и находи»

Цель: учить находить в комнате предметы разной формы по слову-названию; развивать внимание и запоминание.

Оборудование. Игрушки paзной формы.

Взрослый заранее раскладывает в разных местах групповой комнаты игрушки разной формы и говорит: «Будем искать предметы круглой формы. Все, что есть круглое в нашей комнате, найдите и принесите мне на стол». Ребёнок приносит предметы, кладёт их на стол .  Игра повторяется, ребёнок ищет предметы другой формы.

Игра «Раздай куклам кубики».
Цель: закреплять у детей умение группировать однородные предметы по цвету.
Перед ребёнком  сидят куклы в нарядах из четырех основных цветов: красный, желтый, синий, зеленый. Куклы хотят поиграть в кубики. Но куклы хотят играть только в свои кубики. Помоги им 
Игра « Рассыпалась мозаика».
Цель: закреплять у детей умение группировать однородные предметы по цвету. Формировать мелкую моторику пальцев рук.
На столе рассыпана мозаика из четырех или двух цветов. Рядом стаканчики такого же цвета. Надо собрать мозаику по стаканчикам.
Для данной игры можно использовать любой материал, который есть дома: карандаши, бусинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорног...

Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста»

Семья – это МЫ. Семья – это я,Семья – это папа и мама моя,Семья – это Павлик — братишка родной,Семья – это котик пушистенький мой,Семья – это бабушки дв...

Консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей раннего возраста»

     Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в п...

Консультация для родителей «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»

Сенсорный чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущение в формировании сенсорной сферы ребенка...

Консультация для педагогов "Влияние дидактической игры на сенсорное развитие детей раннего возраста".

Консультация для педагогов   «Влияние дидактической игры на сенсорное развитие детей раннего возраста»...