Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста
консультация (младшая группа)

Шаламова Оксана Сергеевна

Консультация адресована родителям детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

   Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста

     В.А. Сухомлинский заметил, что «игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

     Многие родители воспринимают развитие детей как нечто само собой разумеющееся. Ведь малыш, появившись на свет, способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод, т.е. готов к восприятию окружающего мира. Родители должны создать условия, которые помогли бы заложить основу для дальнейшего интеллектуального и личностного развития малыша.

      Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, а также запахе и вкусе. Наиболее благоприятное время – ранний возраст детей.

     Особое место в сенсорном развитии отводится играм. Накопление представлений об окружающем мире происходит благодаря игре. Дети тянутся к игрушке. Она их интересует. С ней они занимают себя и производят целесообразные действия. Например, собирать пирамидки больших и малых размеров, нанизывать кольца на стержень, шнуровка, завязывание бантиков, открывать и закрывать складных матрешек, катать мячи. В этих играх развивается мелкая моторика рук, глазомер.

     Играя, ребенок ощущает, что один предмет мягкий, другой твердый, один рвется, другой – мнется, один катится, а другой – нет, один маленький, а другой – большой, т.е. малыш начинает различать и называть форму, величину, цвет предметов посредством зрения, осязания.

     У ребенка быстрее развивается речь, если взрослый сопровождает действие игры словом. Обогащается словарный запас малыша.

     Сообразительность у детей развивается в процессе деятельности с дидактической игрушкой. Например, собрать матрешку надо всегда меньшую вложить в большую.

     По какому-то одному признаку (цвету, величине) подобрать предметы знакомят малыша с так называемыми сенсорными эталонами.

     Игры-занятия на узнавание величины, формы, цвета воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не торопясь, заниматься в течение определенного времени одним каким-то делом. Развивается устойчивое внимание.

     Действия детей с дидактическими игрушками, пособиями всегда ставят перед ребенком умственную задачу: он старается добиться результата – собрать пирамидку, сложить матрешку. В результате формируется активность, целеустремленность и планомерность действий.

     Для успешного развития ребенка необходимо создать в семье предметно-развивающую среду:

     - присутствие игрушек из различных материалов: дерева, камня, глины, металла;

     - игры с песком и водой (возможность пересыпать или переливать из одной емкости в другую);

     - различные движующиеся игрушки;

     - игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.;

     - игрушки, в которых используются извлечение звука;

     - самодельные свистящие, гремящие, шуршащие, скрипящие предметы. Это могут быть: банки из под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, песком, пуговицами и т.д.;

     - шуршащие метелки из обрезков бумаги, полиэтилена и т.п. Погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т.п., свистки и дудочки из дерева и глины;

     - конструкторы и мозаики;

     - изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.;

     - игрушки контрастных размеров, игрушки различной формы (круглые, кубические);

      - емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить, достать, насыпать, высыпать и т.д.;

      - книги с большими предметными картинками;

      - качели, мягкие модули.

     Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования умственного развития. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребенка.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкально-дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста

Методическая разработка "Роль музыкально-дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста"...

Консультация для родителей «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорног...

Консультация для родителей «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»

Сенсорный чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущение в формировании сенсорной сферы ребенка...

Статья «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста от 1 года до 3 лет в ДОО»

Статья «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста от 1 года до 3 лет в ДОО»...

"Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста"

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения считаются основным средством сенсорного воспитания. Сенсорное развитие ребёнка является залогом его успешного осуществления разных видов деятель...

«Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»

Ни для кого ни секрет, что сенсорика, является фундаментом умственного развития детей. Малыши познают предметы окружающего мира через ощущения, запахи, прикосновения. От сенсорного...