Формирование представлений дошкольников об окружающем мире 16.04.23
материал (старшая группа)
Формирование представлений дошкольников об окружающем мире
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_predstavleniy_doshkolnikov_ob_okruzhayushchem_mire.docx | 16.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование представлений дошкольников об окружающем мире
Обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний.
Л.С. Выготский.
Дошкольный возраст ребенка — это один из ответственных этапов, на котором закладываются основы знаний об окружающем мире, о физических свойствах предметов, о взаимоотношениях и связях между ними. Этот период является ступенью в системе непрерывного естественнонаучного образования, цель которого — наиболее полно раскрыть для детей огромный, необъятный, полный чудес мир, который их окружает, с которым они ежедневно соприкасаются, в котором им предстоит жить.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
В дошкольном возрасте заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка.
Задача педагога — не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей. Поэтому очень важно организовывать образовательную деятельность по ознакомлению детей с окружающим миром таким образом, чтобы не только преподносить им готовые знания, но и помогать им добывать эти знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования.
Очевидно, что именно на этапе дошкольного детства складывается первое мироощущение: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть формируется первооснова экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но это происходит только при условии, что взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают всеобщие проблемы и беспокоятся по их поводу. Формирование представлений об окружающем мире предполагает:
∙ Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
∙ Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
∙ Развитие эстетических чувств (умение увидеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить ее)
∙ Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными.
Окружающая среда, ее правильная организация в ДОУ и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным и природным миром являются одним из условий эффективности формирования экологических знаний в условиях дошкольного учреждения. Эффективное влияние окружающей среды на личность ребенка в дошкольном образовательном учреждении в значительной степени зависит от способности педагогов организовать такую среду. Из опыта работы воспитателей ДОУ показывает, что в процессе экологического образования и воспитания дошкольников необходимо формировать структуру целостных знаний о единстве земли, воздуха, флоры и фауны, взаимосвязи и взаимозависимости человека с миром природы. Для экологического воспитания в ДОУ необходимы следующие условия:
1. создание в группе уголка живой и неживой природы;
2. создание на территории дошкольного учреждения внешних природных зон – сад, огород, экологическая тропа, зона отдыха, «птичья столовая» и т.п.;
3. взаимодействие с родителями с целью интеграции экологического воспитания с семейным воспитанием;
4. организация исследовательской и природоохранной деятельности детей на основе сочетания посильного детского труда с игровыми ситуациями. Вся деятельность по данному направлению основана на формировании у дошкольников познавательного отношения к природе, трудовых умений и навыков, понимания значения труда как деятельности по удовлетворению потребностей живых существ; на воспитании интереса к труду и природе, бережного и заботливого отношения к природе, гуманно-деятельного отношения ко всему живому; на развитие эколог эстетического видения природы, эстетического отношения к ней; на воспитание экологически целесообразного поведения в природе.
В работе с детьми по формированию представлений об окружающем мире: природа, экология, и технологии используем следующие принципы экологического воспитания и образования дошкольников: 1. Принцип развивающего и воспитывающего характера знаний о природе (отбор знаний о природе должен производиться с учетом цели и задач экологического образования дошкольников, их возрастных возможностей);
2. Принцип научности в отборе содержания знаний. Нужно исходить из ведущих целей современного естествознания (идея многообразия природы, единства живого и неживого, взаимосвязи организма и среды обитания, приспособленности живого к условиям существования, изменчивости природы, сущности взаимодействия человека и природы) и научных понятий (растения и животные – живые существа; живое и неживое; и др.);
3. Принцип учета характера системности знаний о природе на разных возрастных этапах;
5. Принцип доступности;
6. Краеведческий принцип в отборе материала;
7. Экологический подход к отбору знаний о природе;
8. Принцип концентричности в подаче и усвоении знаний в дошкольном возрасте (усложнение материала от группы к группе). Важной особенностью в экологическом воспитании дошкольников является организация эколого-развивающей среды, которая должна способствовать возникновению и развитию познавательных интересов ребенка, развитию его волевых качеств, эмоций и чувств, способствовать взаимопроникновению с природным окружением ребенка.
При организации работы используем следующие методы:
1. Наблюдение – ведущий метод экологического и технологического образования детей. Наблюдение обогащает чувственный опыт, формирует реалистические представления и понятия о природе, основы экологического сознания, эстетического видения мира природы, бережного и заботливого отношения ко всему живому.
2. Использование иллюстративно-наглядного материала.
3. Использование технических средств обучения (диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, компьютерных программ и др.) в системе эколог педагогической работы.
4. Труд как один из основных методов экологического образования детей.
5. Использование элементарных опытов в системе экологической работы с детьми дошкольного возраста.
6. Игра как метод экологического и технологического образования.
7. Моделирующая деятельность как метод экологического и технологического образования детей.
8. Рассказы воспитателя о предметах и явлениях природы, деятельности человека в ней.
9. Составление природоведческой книги, ее использование для мотивации освоения экологических представлений, в воспитании у детей наблюдательности, интереса, любви и бережного отношения к природе, в обогащении эстетических впечатлений и чувств.
10. Использование экологических сказок в формировании научного видения природы, в раскрытии сложных явлений, многообразия форм приспособления живых организмов к окружающей среде, воспитании ценностных ориентаций по отношению к объектам природы.
11. Использование бесед как метода расширения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе.
Познавательная деятельность понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации. Ведь знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание (Л.А.Парамонова).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста
Программа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста посредством включения их в проектную деятельность(возраст 2-3 года)....
Формирование представлений дошкольников об окружающем мире и развитие речи средствами советской мультипликации
В ряде советских мультфильмов найден богатый материал для формирования элементарных экологического представлений у дошкольников, развития лексико-грамматических средств языка и связного высказывания. ...
Выставочный зал в детском саду как средство обогащения представлений дошкольников об окружающем мире
В детском саду работает небольшой выставочный зал. Его очень любят дети, а родители не только бывают на экскурсиях, но и активно участвуют в подготовке экспозиций. Посещают его наши воспитанники, дети...
Мастер - класс для родителей "Формирование представления об объектах окружающего мира с использованием приема "Системный оператор"
Мастер класс для родителей "Формирование представления об объектах окружающего мира с использованием приема "Системный оператор"...
Методические рекомендации. Комплекс игр, направленных на формирование представлений ребенка об ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ. #Сидим дома#
Рекомендуем комплекс игр, направленных на формирование представлений ребенка об ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ. Развивающие игры можно сделать самим....
Мастер - класс "Формирование представления об объектах окружающего мира с использованием приема "Системный оператор"
quot;Системный оператор"...