Выставочный зал в детском саду как средство обогащения представлений дошкольников об окружающем мире
статья на тему
В детском саду работает небольшой выставочный зал. Его очень любят дети, а родители не только бывают на экскурсиях, но и активно участвуют в подготовке экспозиций. Посещают его наши воспитанники, дети из других детских садов, школьники и жители микрорайона. Сегодня мы можем сказать, что такая не совсем обычная для детского сада форма работы помогает педагогам успешно решать целый ряд воспитательно-образовательных задач:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystavochnyy_zal_v_detskom_sadu.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Выставочный зал в детском саду как средство обогащения представлений дошкольников об окружающем мире
В детском саду работает небольшой выставочный зал. Его очень любят дети, а родители не только бывают на экскурсиях, но и активно участвуют в подготовке экспозиций. Посещают его наши воспитанники, дети из других детских садов, школьники и жители микрорайона. Сегодня мы можем сказать, что такая не совсем обычная для детского сада форма работы помогает педагогам успешно решать целый ряд воспитательно-образовательных задач:
- приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности, воспитывать любовь к родному городу, краю;
- способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы;
- повышать культурный уровень педагогов и родителей;
Идея создания постоянно действующего выставочного зала возникла по нескольким причинам. Во-первых, наш детский сад находится на окраине города, поэтому организовать экскурсию в музей, картинную галерею, особенно в холодное время года, довольно сложно. Да и выставки там не рассчитаны на дошкольников, они организуются без учёта возраста. Во-вторых, программа “Детство”, по которой работает детский сад, предполагает использование интегрированных форм работы с детьми, а наличие собственного выставочного зала позволяет полнее решить эту задачу. Кроме того, в условиях большого детского сада (11 групп) выставочный зал может стать центром культурно-эстетического развития ребёнка. Наличие выставочного зала позволяет активно привлекать родителей с детьми к подготовке экспонатов, участию в экскурсиях, что способствует укреплению семьи.
В основе инновационной работы коллектива - глубокое убеждение в том, что ребёнок должен быть с раннего детства погружён в мир красоты и добра, окружающий мир должен быть наполнен, пропитан этим. Тогда культура естественным образом формирует сознание ребёнка, как бы “прорастает” в нём и становится потребностью. И в школьном возрасте посещение музеев, выставок будет вызывать у него интерес, так как он вырос в атмосфере творчества.
Направления инновационной работы:
- Привлечение к сотрудничеству учреждений культуры и образования: краеведческий музей, картинную галерею, детскую художественную школу, центр внешкольной работы, центр детского творчества и др. Укрепление связей с объектами социокультурного назначения.
- Разработка тематики и содержания выставок и экскурсий для различных возрастных групп.
- Использование нововведений в организации воспитательно-образовательного процесса.
Нами предлагаются следующие формы работы в выставочном зале:
1. Выставки.
а) Познавательные выставки. Цель – расширять представления детей о разных материалах, о рукотворном мире, знакомить с образцами изделий, профессиями.
Тематика: “Фарфоровое чудо”, “Всё о тканях”, “Глина, дерево, металл”, “Чудо-ниточка”, “Театр, театр…”, “В мастерской художника” и другие.
б) Музейно-исторические выставки. Цель – знакомить детей с историческими событиями, приобщать к музейной культуре, воспитывать любовь к родине.
Тематика: “Давным-давно была война…”, “За прялкой в бабушкину деревню”, “Алтайскому тракторному – 60”.
в) Эколого-краеведческие выставки. Цель – знакомить с природой города и края, способствовать формированию экологической культуры, воспитывать нравственные и эстетические чувства.
Тематика: “Деревья нашего города”, “Зелёная аптека”, “Золотые поля Алтая”, “Экологическое ассорти – вторая жизнь ненужных вещей”, “Край наш Алтайский”.
г) Художественные выставки. Цель – познакомить с произведениями русских художников, жанрами изобразительного искусства, с творчеством художников Рубцовска, декоративно-прикладными ремёслами.
Тематика: “Природа Алтая в картинах рубцовских художников”, “Плетение из лозы”, “Мир Васнецова”, “Сказки в творчестве русских художников”, “Весёлая Котовасия. Кошки художника Александра Жиляева” и т.д.
д) Выставки-конкурсы. Цель – вовлечение в совместную деятельность детей, родителей и педагогов, укрепление семьи.
Тематика: “Кукла 3-го тысячелетия”, “Природа и фантазия”, “Превращения бумажной коробки”, “Наше яркое лето – конкурс семейных газет”.
е) Выставки детского творчества, персональные выставки работ одарённых детей (лепка, рисунок, поделки из разных материалов, аппликация)
ж) Выставки-ярмарки. Цель – популяризация предлагаемой темы, обмен опытом в какой-либо области, привлечение спонсорских средств на развитие зала.
Тематика: “Комнатные растения – в каждый дом!”, “Подарки Деда Мороза”, “Волшебный лоскуток” - конкурс мягкой игрушки, ярмарка сувениров, “Витамин-шоу”.
Выставки готовятся творческой группой педагогов, в зависимости от темы определяется продолжительность работы. Она может быть от 1 дня до 2 месяцев. Как правило, каждая длительная выставка постепенно обогащается и дополняется детскими работами, созданными в результате знакомства дошкольников с экспонатами выставки.
Экскурсионная работа с детьми ведётся со второй младшей группы.
2. Творческая гостиная.
Эта организационная форма включает в себя следующее:
- Встречи детей и педагогов с творческими людьми города – художниками, музыкантами, поэтами.
- Экскурсии для родителей, школьников, детей и педагогов детских садов города.
- Семинары для воспитателей и мастер-классы для детей с родителями под руководством педагогов дополнительного образования учреждений города по направлениям: бумагопластика, бисероплетение, флористика, тестопластика, поделки из бросового материала.
3. Студия “Город мастеров”.
Непосредственно в помещении выставочного зала проводятся интегрированные занятия с дошкольниками, занятия по ручному труду, кружковая работа с детьми одарёнными или проявляющими большой интерес к художественно-продуктивной деятельности.
Результаты работы:
- у детей повысился интерес к произведениям живописи и декоративно-прикладного искусства, способность к эстетическому восприятию;
- существенно расширились представления об окружающем мире, о городе и крае;
- больше выпускников ДОУ стало заниматься в детской художественной школе, кружках и студиях Центра детского творчества;
- возросла заинтересованность педагогов и родителей в знакомстве с творческими достижениями земляков.
- дошкольники под руководством педагогов участвуют в городских и краевых выставках детского творчества, где занимают призовые места. (“Техноград-2005” - лауреаты конкурса, краевая выставка – 1 место в 2004г.).
Как пример организации работы, приведу план- программу выставочного зала, в которой отражена тематика выставок на учебный год, запланирована работа с детьми и родителями.
План- программа выставочного зала МДОУ “Детский сад № 57 “Алёнушка” г. Рубцовска на 2005 – 2006 учебный год.
№ п/п | Тема выставки | Организаторы | Сроки | Работа по теме выставки | Кто проводит |
1. | Летний вернисаж художника Александра Жиляева | О.Такмакова А.Жиляев | 05.09 | Открытие выставки Конкурс композиций из овощей и сухоцветов Экскурсии детей | Творческая группа Педагоги и родители Рук-ль ИЗО Е.Проказова |
2. | Наше яркое лето. Семейные газеты о летнем отдыхе. | О.Такмакова Воспитатели групп (родительский комитет) | 25.10 | Занятия по соц.- эмоциональному развитию Экскурсии для родителей Родительское собрание “Семейные традиции и воспитание ребёнка” Тематическое занятие “Портрет бабушки” | Психолог, воспитатели Е.Проказова Творческая группа, библиотека “Лад” Е.Проказова |
3. | Превращения бумажной коробки | Е.Проказова | 15.12. | Конкурс “Новогодняя игрушка” Занятия по ручному труду и развитию речи Мастер-класс | Е.Проказова Воспитатели, руководители кружков Л.Иванова А.Калинина |
4. | Природа Алтая в картинах художников г.Рубцовска | О.Такмакова В Свердлов (картинная галерея) | 1.02 | ворческая гостиная Экскурсии для микрорайона Занятия рисованием и музыкой | Творческая группа Е.Проказова Воспитатели |
5. | Транспорт: история и развитие | Е.Проказова Г.Суржанская (центр внешкольной работы) | 20.03 | Экскурсия по залу Посещение городского музея Занятия по ОБЖ и конструированию Сюжетные игры Встреча со школьниками кружка технического творчества | Е.Проказова Т.Чуева Воспитатели Творческая группа |
6. | Итоговая выставка детского творчества. | Творческая группа (детская художественная школа) | 10.05 | Выставка Саши Кунгуровой(рисунок) Творческие студии Праздник выставочного зала | Е.Проказова Руководители студий Творческая группа |
А теперь – несколько выдержек из отзывов посетителей выставочного зала.
“Через 10 лет я побывала в своём любимом детском саду и была так рада, что сегодня дети могут с любого возраста воплотить свои фантазии на бумаге”. С.Давыдова, выпускница ДОУ 1994г.
“Очень рада, что мой ребёнок имеет возможность посещать выставки в самом помещении детского сада. Это помогает развиваться разносторонне”. Е.Смирнова, мама Марины, гр.№ 9.
“Это так здорово, почувствовать, что ты можешь стать волшебником и превращать что-то ненужное в интересную вещь своими руками!” Вика, 3”в” класс школы № 11.
Такие отзывы поддерживают нас, побуждают искать новые методы работы. В конечном итоге, от этого польза всем участникам педагогического процесса.
Закончить рассказ об опыте своей работы мне хотелось бы собственным стихотворением о природе творчества.
В детстве не было лучше подарка:
Краски, кисточки, тонкий альбом…
Рисовали мы смело и ярко
Солнце жёлтое на голубом,
Папу с мамой, цветы без названья
И морозный узор января,
Чуть завидуя тем, чьё призванье –
Быть художником, радость творя.
Если глубже в картину вглядеться,
Сразу вспомнишь о чём-то своём.
Все художники – родом из детства,
Их коснулась жар-птица крылом!
Я верю, что эта жар-птица живёт в нашем выставочном зале и одаряет нас и наших детей способностью чувствовать и понимать, как бесконечно прекрасен окружающий мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование представлений дошкольников об окружающем мире и развитие речи средствами советской мультипликации
В ряде советских мультфильмов найден богатый материал для формирования элементарных экологического представлений у дошкольников, развития лексико-грамматических средств языка и связного высказывания. ...
ЭКОЛОГИЯ - КАК СРЕДСТВО ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Экологическое воспитание дошкольников....
Консультация для воспитателей "Интерактивная доска - как средство при ознакомлении дошкольников с окружающим миром"
Применение интерактивной доски в детском саду. Плюсы и минусы ИД....
Создание мини-музея в детском саду как средство обогащения развивающей предметной среды и всестороннее развитие дошкольника.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют “мини-музеями”. Часть слова «мини-» в ...
Создание мини-музея в группе детского сада как условие обогащения представлений о Великой Отечественной войне.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач современного образования. Именно дошкольный возраст один из самых благоприятных периодов воспитания л...
Досуговая деятельность в детском саду как средство формирования представлений о труде взрослых
Cегодня воспитателю очень хлопотно организовывать трудовую деятельность детей, задача трудового воспитания не является приоритетной. Но, поскольку трудовая деятельность является основой социально-комм...
Формирование представлений дошкольников об окружающем мире 16.04.23
Формирование представлений дошкольников об окружающем мире...