Мастер - класс "Формирование представления об объектах окружающего мира с использованием приема "Системный оператор"
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребёнка - детский сад №16 "Белочка"
Мастер - класс
"Формирование представления об объектах окружающего мира с использованием приема "Системный оператор"
Разработала:
воспитатель
Климова Анна Андреевна
Бердск-2020
Уважаемые родители, скоро наши ребята пойдут в школу и ,конечно, каждый из вас хочет видеть своего ребенка в будущем успешным учеником, с которым охотно общаются сверстники и хвалят учителя.
Благополучная адаптация к условиям школьного обучения зависит от множества факторов. От того, насколько самостоятелен и инициативен ребенок и от того насколько эффективно умеет коммуницировать с окружающими в различных ситуациях общения. И еще я бы выделила умение ребенка работать с информацией: отыскивать нужную информацию, свободно использовать ее в процессе мотивированной познавательной деятельности и систематизировать имеющиеся знания.
Для любого человека важно воспринимать окружающий мир, как систему, в которой любой объект природного и рукотворного мира существует не изолированно, сам по себе, а во взаимосвязи со множеством других объектов. Почему это важно?
Во - первых, потому что дошкольникам изначально свойственно системное восприятие мира, ведь они стремятся связывать "всё во всём".
Во- вторых, только при системном рассматривании объектов возможно формирование целостной картины мира, в котором всё взаимосвязано и взаимообусловлено.
Я познакомлю вас с приёмом, который позволяет рассматривать любой объект одновременно в структурном, функциональном и временном аспекте. Это - системный оператор или, как мы говорим детям "волшебный экран".
Дома с ребенком вы сможете рассмотреть любой объект с помощью системного оператора. Попробуйте и вы поймете, какое это увлекательное и полезное занятие. А в помощь вам будет вот такой буклет, который получит каждый.
"Системный оператор" может выглядеть как специально изготовленное пособие или может быть нарисованным на доске. Дома вы можете нарисовать его на обычном листе бумаги. Цифры указывают последовательность рассмотрения объекта.
В "системном операторе" различают систему (сам объект), подсистему (его части) и надсистему (местонахождение объекта). Которые рассматриваются в настоящем , прошедшем и будущем времени .(Всё показываю)
Рассмотрим это на конкретном примере. (автомобиль)
5. Где можно было их встретить? | 2. Частью чего является автомобиль? Какие виды наземного транспорта вы знаете? Где можно встретить автомобиль? | 8. Где можно встретить автомобиль будущего? |
4. На чем люди ездили, перевозили грузы в старину? (В нашей местности чаще всего встречалась лошадь) | 1. Что это? Автомобиль какой? Какие еще бывают автомобили? Зачем нужен автомобиль? | 7. Представим автомобиль будущего. Какими функциями он должен обладать? Что нового может появиться в его облике? |
6. Автомобиль - это хорошо? Почему? | 3. Какие части есть у автомобиля? (При работе со старшими дошкольниками хорошо использовать прием буквами, которым мы сейчас и воспользуемся. Назовите части автомобиля , начинающие на звук К Р | 9. Автомобиль - это плохо? Почему? |
Мы рассмотрели объект рукотворного мира. А сейчас предлагаю рассмотреть объект природного мира, для того, чтобы увидеть различия (Картинка ежика)
1. Для повышения интереса детей к предлагаемой деятельности можно использовать разнообразные игровые приемы: загадать загадку, провести речевую разминку или пальчиковую гимнастику. Отгадайте загадку…
5. Где можно встретить маленького ежика? Что ему нужно для жизни? | 2. К кому относится еж? К каким животным относится ежик? Где живет еж? А чем полезен он в лесном хозяйстве? | 8. Где можно будет найти или встретить такого старенького ежика? |
4. Каким еж был раньше? | 1. Мы нашли колючий шарик . Нам его не удержать . Шарик крутиться в ладошках, Шарик хочет убежать Шарик наш живой и теплый , На кого же он похож? Прыгнул шарик на дорожку - Оказалось... Это ЁЖ Ёжик какой? Что он умеет делать? Чем питается? | 7. Каким станет ёжик в будущем? |
6. Кто является друзьями ежика? | 3. Какие части есть у ежа? | 9. Кто его противники? Почему? |
Планируя использование "системного оператора" в каждом конкретном случае, следует внимательно продумывать вопросы, т.к. слепое следование заданному алгоритму не всегда бывает удачным. Например, рассматривая части природного объекта, зачем называть части объекта в прошлом? Получится повторение. А если рассматривать части в будущем - можно увести в "гастрономию" (мясо съели и т.д.)
Поэтому для природного объекта в экранах №6 и №9 лучше рассмотреть "друзей и противников"
А при рассматривании рукотворного объекта можно посмотреть, что хорошего в объекте и что плохого №6 и №9. Именно так мы и поступили в случае с автомобилем.
Опыт показывает, что использование системного оператора" сопровождается очень высокой речевой активностью, равнодушных детей не бывает. Дети свободно высказывают свою точку зрения, объясняют, аргументируют, доказывают. Всегда получается очень интересное и содержательное общение.
А сейчас вы можете «подарить» мне свои вопросы. (Раздача буклетов.) Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста
Программа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста посредством включения их в проектную деятельность(возраст 2-3 года)....
Конспект занятия по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира на тему: «Моя станица».
Методическая разработка по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира для детей второй младшей группы на тему "Моя станица"....
Непосредственно – образовательная деятельность во второй группе раннего возраста по разделу формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.Тема: «Игры с сухим песком»
Непосредственно – образовательная деятельность во второй группе раннего возраста по разделу формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.Тема: «Игры с сухим песком»...
Организация непосредственно образовательной деятельности по развитию и закреплению первичных представлений об объектах окружающего мира у детей раннего возраста. Тема: «В гости к Зимушке-зиме…»
Цель: развитие и закрепление первичных представлений об объектах окружающего мира; Задачи приоритетной образовательной области: Речевое развитие: формировать умения детей устанав...
«Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об объектах окружающего мира посредством использования игровых технологий»
Методическая разработка на тему "Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об объектах окружающего мира посредством использования игровых технологий" ориентиров...
Мастер - класс для родителей "Формирование представления об объектах окружающего мира с использованием приема "Системный оператор"
Мастер класс для родителей "Формирование представления об объектах окружающего мира с использованием приема "Системный оператор"...