Учебный проект Методическая разработка по математическому развитию
проект (младшая группа)

Эрдынеева Арюна Саяновна

Учебный проект

 

Методическая разработка

по  математическому  развитию

 

 в 1 младшей группе,

в соответствии с требованиями ФГОС

 

 

 

   Тема: "Геометрические фигуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_femp.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад № 10 « Дюймовочка»

Город Закаменск Республика Бурятия

Учебный проект

Методическая разработка

по  математическому  развитию

 в 1 младшей группе,

в соответствии с требованиями ФГОС

         Тема: "Геометрические фигуры"

   Составил: Эрдынеева  Арюна  Саяновна

   МАДОУ д/с № 10 «Дюймовочка»

   1 младшая группа

   Год разработки: 2020

Конспект  занятия  по ФЭМП в первой младшей группе   "Геометрические фигуры"

    Цель: Закрепить знание детей о геометрических формах - круг, квадрат, треугольник.

    Задачи:

- различать и называть цвета, находить сходства и различия между фигурами обследуя их (обводить пальцем контуры; называть их; находить сходства с предметами окружающей среды; группировать геометрические фигуры по форме, отвлекать от цвета и величины).

- упражнять детей в правильном назывании форм: "круг", "квадрат", "треугольник".

-развивать логическое мышление детей (учить выбирать ненужный объект из прочих; учить чередовать фигуры, опираясь на цвет и форму).

- воспитывать усидчивость, интерес к познавательной деятельности.

- воспитывать умение работать в коллективе.

- развивать умения ориентироваться в пространстве.

    Дидактический наглядный материал:

1) демонстрационный материал - игрушка заяц, письмо, круг (диаметр 14 см), треугольник (длина стороны 14 см), квадрат (длина сторон 14 см).

2) раздаточный материал - круги (диаметр 8 см), треугольники (длина стороны 8 см), квадраты (длина сторон 8 см), 3 обруча, тарелка с конфетами.

    Предварительная работа: отгадывание загадок; использование дидактических игр: "Чудесный мешочек", "Отгадай", "Найди свою пару", "Найди спрятанную фигуру".

Тип занятия: обобщение и систематизации знаний

Форма: игровая

Возраст: 2- 3 года

Время занятия: 10- 15 минут

Первая младшая группа « Гномики»

    Ход занятия.

  1. Организационный момент  

(приветствие, психологический настрой, сюрпризный момент)

-Ребята, сегодня к нам в гости пришел Зайчик.

-Давайте поздороваемся с ним.

    Здравствуйте, ладошки. Хлоп - хлоп - хлоп.

    Здравствуйте, ножки. Топ - топ - топ.

    Здравствуйте, щечки. Плюх - плюх - плюх.

    Пухленькие, щечки. Плюх - плюх - плюх.

    Здравствуйте, губки. Чмок - чмок - чмок.

    Здравствуйте, зубки. Щелк - щелк - щелк.

    Здравствуй, мой носик. Бип - бип - бип.

    Здравствуй, Зайчик. Привет!

     - Ребята, Зайчик  очень любит веселиться и играть. Он хочет с вами поиграть, и поэтому принес с собою вот это письмо.

-Давайте, ребята посмотрим, что лежит в письме (воспитатель заглядывает в конверт и начинает загадывать загадки).

-Только тот, кто будет внимательным, сможет поиграть с Зайчиком

(в письме геометрические фигуры: круг, треугольник и квадрат).

2. Актуализация знаний

-  Что у нас тут?

    -Нет углов у меня и похож на блюдце я.

    На тарелку и на крышку,

    На кольцо и колесо.

    Угадайте, друзья, кто же я?

    Дети: Круг.

    Я достаю круг и прикрепляю его на доску.

"Что нам принес Зайчик? (Круг). Какого цвета круг?"

    -  Предлагаю обвести круг пальчиком.

     -Посмотрим дальше:

    - Три вершины, три угла, три сторонки у меня. Кто же я?

    Дети: Треугольник.

    Достаю треугольник и креплю рядом с кругом:

- "Что нам еще принес Зайчик? Как называется эта фигура?"

   - Предлагаю детям хором повторить название фигуры, некоторым детям показать ее стороны и углы.

   - Молодцы! А вот и еще одна фигура:

    - Не овал я и не круг, треугольнику не друг,

    Вот такой я брат.

    И зовут меня...

    Дети: Квадрат.

    Затем достаю квадрат, прикрепляю  рядом с треугольником, называю фигуру, показываю стороны, углы квадрата и уточняю у детей: "Что есть у квадрата?  Сколько сторон у квадрата? Сколько углов у квадрата?"

    Ребята обведите квадрат по контуру, показать его стороны (углы).

      Обобщаю ответы и действия детей.

3.Объяснение  материала

- "Какие вы все молодцы. Правильно назвали все геометрические формы, которые принес Зайка. Я думаю, ему очень понравилось с вами, и он предлагает немного размяться.

    4. Физкультминутка  "Зайка серенький сидит"

    Зайка серенький сидит, и ушами шевелит!

    (Дети присаживаются на корточки и руками изображают, как зайка шевелит ушками)

    Вот так, вот так, и ушами шевелит!

    Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

    Вот так, вот так, надо лапочки погреть!

    (Дети слегка прихлопывают ладошка об ладошку, затем встают)

    Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать!

    Скок - скок - скок - скок, надо зайке поскакать!

    (Дети прыгают на двух ногах, прижав руки к груди)

    Кто-то зайку напугал, зайка прыг и убежал.

    (Дети разбегаются врассыпную, а воспитатель берет лисичку и бежит за зайками)

5. Тренировочная деятельность детей

    - Молодцы! Зайчик мне сказал, что в нашей группе  много предметов, которые имеют такую же форму, как и его подарки - круг, Квадрат, треугольник. И предлагает их найти.

    Посмотрите, у каждого из вас под стульчиком лежит карточка с изображением круга, квадрата, треугольника. Возьмите и рассмотрите их Затем внимательно посмотрите на нашу группу и найдите что-нибудь круглое, квадратное, треугольное.

    (Дети в соответствии с изображением на карточке находят нужные предметы круглой, квадратной, треугольной формы.)

    - Молодцы, с этим заданием вы тоже справились.

    6. Закрепление материала

 Подвижная игра "Найди свой домик".

    На столах лежат круг, треугольник и квадрат. Дети берут по одной геометрической фигуре, которые были у них под стульчиками, называют их -это ключики от домика (обруча). Дети с ключиками идут на ковер и начинают двигаться под музыку. По окончании мелодии  я говорю, ночь и они должны найти свои домики: те у кого в руках круг, бегут к кругу, те, у кого треугольник, бегут к треугольнику, те, у кого квадрат, - к квадрату. Когда дети встанут на свои места, воспитатель просит их обосновать свой выбор.

    Повторяя игру,  меняет местами фигуры.

  7.  Итог занятия.

   -Ребята, кто сегодня приходил к нам в гости (Зайчик со своими фигурами). Как они называются?

    Зайчику очень понравилось у нас в гостях.

Вы справились со всеми заданиями, и за это Зайчик угощает вас сладкими подарками. Молодцы!

   


 

Самоанализ занятия по развитию элементарных математических представлений в младшей группе.

Тема:"Геометрические фигуры"

Данное занятие реализуется с детьми в возрасте 3х лет в рамках основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой

Демонстрационный и раздаточный материал- соответствовал нужному размеру, возрастным особенностям детей, гигиеническим и эстетическим требованиям,  не отвлекал внимания детей.

Тип занятия по основной цели - обобщения и систематизации материала, формирование обобщенных умений и способов действий. На этом занятии дети под руководством воспитателя обобщают и систематизируют приобретенные знания, умения и навыки посредством практических заданий с разной направленностью.

Вид занятия: игровое, познавательное.

Форма проведения: традиционная

Цель - обобщение и систематизация знаний детей о геометрических фигурах. Далее идут задачи, в которых раскрыты образовательные, развивающие, воспитательные задачи.

Программные задачи занятия соответствуют уровню знаний и развитию данной группы.

Цель и задачи занятия я считаю, были выполнены.

Дети были активны, справлялись с заданием по мере своих возможностей, некоторые самостоятельно, некоторые дети прибегали к помощи воспитателя. На протяжении всего занятия старалась, чтобы мои указания, пояснения, объяснения были четкими, это позволило детям правильно выполнять задания, без затруднений.

Материал занятия выдержан в рамках лексической темы недели.

Поэтапный анализ занятия.

1. Началось занятие с организационного момента –  с сюрпризного момента, цель которого была активизировать внимание детей. Создание эмоционального положительного фона.

На этом этапе реализуется мотивационная задача - усилить интерес к занятию: поможем Зайке, сюрприз от Зайки. Присутствие игрового персонажа на занятии побуждало детей к математической деятельности.

2. Далее идет основная часть занятия.

При выполнении следующего задания, использовала наглядный материал.

Дидактическая игра «Назови геометрическую фигуру»- она направлена не столько на усвоение названий геометрических фигур, а на развитие операций мышления- сравнение, развитие математического словаря, исправляла речь детей (правильное согласование прилагательного и существительного).

На занятии  использую упражнения и игровые приемы, направленные на развитие операций мышления: обобщение, сравнение, анализ. Использовала в этой части, так и в других такой прием, как вопросы к детям: старалась, чтобы вопросы были точными, конкретными, формулировки разнообразными - об одном и том же спрашивала по-разному

Очень важно было задавать вопросы, которые активизируют мыслительную деятельность- «Почему не катится квадрат?».

На занятии я приучала этому детей к полным индивидуальным ответам: «Отвечает тот, кого я назову»

В этой части использовала такой прием, как рисование  фигур. А вот следующее задание - «Нарисуй пальчиками обеих рук одновременно круги» - это упражнение на развитие координации движений и графических навыков.

Дети выполняли задания с желанием, путем игрового персонажа поддерживала интерес к заданиям, дети выполняли с удовольствием.

В этой части задействованы были все дети.

3. Динамическая пауза.

На следующем этапе при выполнении динамической паузы одновременно решаются несколько задач - снижение умственного напряжения, физической утомляемости и развивается слуховое внимание, память, координация движений.

Здесь использовала словесные приемы: разъяснение, инструкция по выполнению упражнения. Обязательно дети повторяют правила игры.

4. Работа с раздаточным материалом. Совершенствование умения различать формы предметов.

На следующем этапе дети сами путем действий с предметами находили высокий и низкий.

Для активизации внимания использовала игровой прием: Дети закрыли глаза, и во время этого я раздала раздаточный материал. Прием - словесные отчеты детей (рассказать, что они делали).

Своими вопросами старалась активизировать мыслительную деятельность детей (вопросы. почему?.)

5)Итог занятия

В конце занятия и в его процессе использую нетравмирующую оценку, которую нужно использовать для детей младшего дошкольного возраста:

похвалила каждого ребенка, не в коем случае нельзя сравнивать с работой друг друга.

Переход от этапа к этапу осуществлялся с помощью игровой проблемной ситуации.

В ходе проведения занятия были использованы разнообразные игровые приемы, позволяющие привлечь внимание и поддержать эмоциональный настрой, предупреждать утомляемость и сохранять интерес к занятию.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия.

На протяжении всего занятия, старалась приучать детей внимательно выслушивать задание, запоминать его (спрашивала: «Что вы должны сделать?», точно выполнять и рассказывать о том, что и как они сделали. Детям трудно дать полный четкий ответ, я помогала наводящими вопросами ; начинала ответ - дети продолжали.

На занятии старалась своевременно оказывать помощь детям, объяснения мои детям были правильными, математически грамотные, доступными, правда).

В течении всего занятия следила за речью детей: исправляла, уточняла, проговаривала и т. д.

На основе данного занятия можно сказать, что уровень знаний, умений, навыков детей на данный момент в группе соответствует - среднему уровню развития знаний по ФЭМП (по разделам - величина, форма.)

 Литература:

  1. 1. Рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования

 «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы ДОУ -  

в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования 

  1. https://nsportal.ru/
  2. https://infourok.ru/ 
  3. Методическое пособие по  Формирование элементарных математических представлений  по ФГОС ( младшая группа ) И.А. Помораева,  В.А. Позина, 2019 год

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ НС(К)НШ-Д/С V вида на 2011-2012 учебный год.

Программно-целевое планирование позволяет воспитателю осознанно решать задачи воспитания, осуществлять взаимосвязь социального, познавательного, эстетического, физического развития детей, ориент...

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе на учебный год на 2012- 2013 учебный год.

Комплексно-тематическое  планирование в  подготовительной группе на учебный год на 2012- 2013 учебный год....

Учебный план на 2012-2013 учебный год с учётом ФГТ. Он содежит пояснительную записку и расчёт времени образовательной деятельность на определённый возраст. С учётом СаНПин и опорой на премерную общеобразовательную программу.

Учебный план на 2012-2013 учебный год с учётом ФГТ. Он содержит пояснительную записку и расчёт времени образовательной деятельность на определённый возраст. С учётом СаНПин и опорой на примерную общео...

Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2012-2013 учебный год. Образовательная область «Музыка» для детей дошкольного возраста (2-7 лет)

Рабочая учебная программа отвечает требованиям Государственного стандарта и возрастным особенностям детей. Программа разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего обучения, псих...

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК и УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП на 2016-2017 учебный год

Календарный  учебный графикПояснительная запискак учебному плану разновозрастной логопедической группы «Светлячки» от 4 до 7лет муниципального бюджетного дошкольного образовательного учрежденияде...

Диагностика педагогического процесса В первой младшей группе (с 2 до 3 лет) на 2021 /22 учебный год во второй младшей группе (с 3 до 4 лет) на 2022/23 учебный год в средней группе (с 4 до 5 лет) на 2023/24 (февраль) учебный год дошкольной образователь

: Оценка индивидуального развития детей для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для д...