Учебный проект Методическая разработка по математическому развитию
проект (младшая группа)
Учебный проект
Методическая разработка
по математическому развитию
в 1 младшей группе,
в соответствии с требованиями ФГОС
Тема: "Геометрические фигуры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_femp.docx | 28.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад № 10 « Дюймовочка»
Город Закаменск Республика Бурятия
Учебный проект
Методическая разработка
по математическому развитию
в 1 младшей группе,
в соответствии с требованиями ФГОС
Тема: "Геометрические фигуры"
Составил: Эрдынеева Арюна Саяновна
МАДОУ д/с № 10 «Дюймовочка»
1 младшая группа
Год разработки: 2020
Конспект занятия по ФЭМП в первой младшей группе "Геометрические фигуры"
Цель: Закрепить знание детей о геометрических формах - круг, квадрат, треугольник.
Задачи:
- различать и называть цвета, находить сходства и различия между фигурами обследуя их (обводить пальцем контуры; называть их; находить сходства с предметами окружающей среды; группировать геометрические фигуры по форме, отвлекать от цвета и величины).
- упражнять детей в правильном назывании форм: "круг", "квадрат", "треугольник".
-развивать логическое мышление детей (учить выбирать ненужный объект из прочих; учить чередовать фигуры, опираясь на цвет и форму).
- воспитывать усидчивость, интерес к познавательной деятельности.
- воспитывать умение работать в коллективе.
- развивать умения ориентироваться в пространстве.
Дидактический наглядный материал:
1) демонстрационный материал - игрушка заяц, письмо, круг (диаметр 14 см), треугольник (длина стороны 14 см), квадрат (длина сторон 14 см).
2) раздаточный материал - круги (диаметр 8 см), треугольники (длина стороны 8 см), квадраты (длина сторон 8 см), 3 обруча, тарелка с конфетами.
Предварительная работа: отгадывание загадок; использование дидактических игр: "Чудесный мешочек", "Отгадай", "Найди свою пару", "Найди спрятанную фигуру".
Тип занятия: обобщение и систематизации знаний
Форма: игровая
Возраст: 2- 3 года
Время занятия: 10- 15 минут
Первая младшая группа « Гномики»
Ход занятия.
- Организационный момент
(приветствие, психологический настрой, сюрпризный момент)
-Ребята, сегодня к нам в гости пришел Зайчик.
-Давайте поздороваемся с ним.
Здравствуйте, ладошки. Хлоп - хлоп - хлоп.
Здравствуйте, ножки. Топ - топ - топ.
Здравствуйте, щечки. Плюх - плюх - плюх.
Пухленькие, щечки. Плюх - плюх - плюх.
Здравствуйте, губки. Чмок - чмок - чмок.
Здравствуйте, зубки. Щелк - щелк - щелк.
Здравствуй, мой носик. Бип - бип - бип.
Здравствуй, Зайчик. Привет!
- Ребята, Зайчик очень любит веселиться и играть. Он хочет с вами поиграть, и поэтому принес с собою вот это письмо.
-Давайте, ребята посмотрим, что лежит в письме (воспитатель заглядывает в конверт и начинает загадывать загадки).
-Только тот, кто будет внимательным, сможет поиграть с Зайчиком
(в письме геометрические фигуры: круг, треугольник и квадрат).
2. Актуализация знаний
- Что у нас тут?
-Нет углов у меня и похож на блюдце я.
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо.
Угадайте, друзья, кто же я?
Дети: Круг.
Я достаю круг и прикрепляю его на доску.
"Что нам принес Зайчик? (Круг). Какого цвета круг?"
- Предлагаю обвести круг пальчиком.
-Посмотрим дальше:
- Три вершины, три угла, три сторонки у меня. Кто же я?
Дети: Треугольник.
Достаю треугольник и креплю рядом с кругом:
- "Что нам еще принес Зайчик? Как называется эта фигура?"
- Предлагаю детям хором повторить название фигуры, некоторым детям показать ее стороны и углы.
- Молодцы! А вот и еще одна фигура:
- Не овал я и не круг, треугольнику не друг,
Вот такой я брат.
И зовут меня...
Дети: Квадрат.
Затем достаю квадрат, прикрепляю рядом с треугольником, называю фигуру, показываю стороны, углы квадрата и уточняю у детей: "Что есть у квадрата? Сколько сторон у квадрата? Сколько углов у квадрата?"
Ребята обведите квадрат по контуру, показать его стороны (углы).
Обобщаю ответы и действия детей.
3.Объяснение материала
- "Какие вы все молодцы. Правильно назвали все геометрические формы, которые принес Зайка. Я думаю, ему очень понравилось с вами, и он предлагает немного размяться.
4. Физкультминутка "Зайка серенький сидит"
Зайка серенький сидит, и ушами шевелит!
(Дети присаживаются на корточки и руками изображают, как зайка шевелит ушками)
Вот так, вот так, и ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,
Вот так, вот так, надо лапочки погреть!
(Дети слегка прихлопывают ладошка об ладошку, затем встают)
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать!
Скок - скок - скок - скок, надо зайке поскакать!
(Дети прыгают на двух ногах, прижав руки к груди)
Кто-то зайку напугал, зайка прыг и убежал.
(Дети разбегаются врассыпную, а воспитатель берет лисичку и бежит за зайками)
5. Тренировочная деятельность детей
- Молодцы! Зайчик мне сказал, что в нашей группе много предметов, которые имеют такую же форму, как и его подарки - круг, Квадрат, треугольник. И предлагает их найти.
Посмотрите, у каждого из вас под стульчиком лежит карточка с изображением круга, квадрата, треугольника. Возьмите и рассмотрите их Затем внимательно посмотрите на нашу группу и найдите что-нибудь круглое, квадратное, треугольное.
(Дети в соответствии с изображением на карточке находят нужные предметы круглой, квадратной, треугольной формы.)
- Молодцы, с этим заданием вы тоже справились.
6. Закрепление материала
Подвижная игра "Найди свой домик".
На столах лежат круг, треугольник и квадрат. Дети берут по одной геометрической фигуре, которые были у них под стульчиками, называют их -это ключики от домика (обруча). Дети с ключиками идут на ковер и начинают двигаться под музыку. По окончании мелодии я говорю, ночь и они должны найти свои домики: те у кого в руках круг, бегут к кругу, те, у кого треугольник, бегут к треугольнику, те, у кого квадрат, - к квадрату. Когда дети встанут на свои места, воспитатель просит их обосновать свой выбор.
Повторяя игру, меняет местами фигуры.
7. Итог занятия.
-Ребята, кто сегодня приходил к нам в гости (Зайчик со своими фигурами). Как они называются?
Зайчику очень понравилось у нас в гостях.
Вы справились со всеми заданиями, и за это Зайчик угощает вас сладкими подарками. Молодцы!
Самоанализ занятия по развитию элементарных математических представлений в младшей группе.
Тема:"Геометрические фигуры"
Данное занятие реализуется с детьми в возрасте 3х лет в рамках основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой
Демонстрационный и раздаточный материал- соответствовал нужному размеру, возрастным особенностям детей, гигиеническим и эстетическим требованиям, не отвлекал внимания детей.
Тип занятия по основной цели - обобщения и систематизации материала, формирование обобщенных умений и способов действий. На этом занятии дети под руководством воспитателя обобщают и систематизируют приобретенные знания, умения и навыки посредством практических заданий с разной направленностью.
Вид занятия: игровое, познавательное.
Форма проведения: традиционная
Цель - обобщение и систематизация знаний детей о геометрических фигурах. Далее идут задачи, в которых раскрыты образовательные, развивающие, воспитательные задачи.
Программные задачи занятия соответствуют уровню знаний и развитию данной группы.
Цель и задачи занятия я считаю, были выполнены.
Дети были активны, справлялись с заданием по мере своих возможностей, некоторые самостоятельно, некоторые дети прибегали к помощи воспитателя. На протяжении всего занятия старалась, чтобы мои указания, пояснения, объяснения были четкими, это позволило детям правильно выполнять задания, без затруднений.
Материал занятия выдержан в рамках лексической темы недели.
Поэтапный анализ занятия.
1. Началось занятие с организационного момента – с сюрпризного момента, цель которого была активизировать внимание детей. Создание эмоционального положительного фона.
На этом этапе реализуется мотивационная задача - усилить интерес к занятию: поможем Зайке, сюрприз от Зайки. Присутствие игрового персонажа на занятии побуждало детей к математической деятельности.
2. Далее идет основная часть занятия.
При выполнении следующего задания, использовала наглядный материал.
Дидактическая игра «Назови геометрическую фигуру»- она направлена не столько на усвоение названий геометрических фигур, а на развитие операций мышления- сравнение, развитие математического словаря, исправляла речь детей (правильное согласование прилагательного и существительного).
На занятии использую упражнения и игровые приемы, направленные на развитие операций мышления: обобщение, сравнение, анализ. Использовала в этой части, так и в других такой прием, как вопросы к детям: старалась, чтобы вопросы были точными, конкретными, формулировки разнообразными - об одном и том же спрашивала по-разному
Очень важно было задавать вопросы, которые активизируют мыслительную деятельность- «Почему не катится квадрат?».
На занятии я приучала этому детей к полным индивидуальным ответам: «Отвечает тот, кого я назову»
В этой части использовала такой прием, как рисование фигур. А вот следующее задание - «Нарисуй пальчиками обеих рук одновременно круги» - это упражнение на развитие координации движений и графических навыков.
Дети выполняли задания с желанием, путем игрового персонажа поддерживала интерес к заданиям, дети выполняли с удовольствием.
В этой части задействованы были все дети.
3. Динамическая пауза.
На следующем этапе при выполнении динамической паузы одновременно решаются несколько задач - снижение умственного напряжения, физической утомляемости и развивается слуховое внимание, память, координация движений.
Здесь использовала словесные приемы: разъяснение, инструкция по выполнению упражнения. Обязательно дети повторяют правила игры.
4. Работа с раздаточным материалом. Совершенствование умения различать формы предметов.
На следующем этапе дети сами путем действий с предметами находили высокий и низкий.
Для активизации внимания использовала игровой прием: Дети закрыли глаза, и во время этого я раздала раздаточный материал. Прием - словесные отчеты детей (рассказать, что они делали).
Своими вопросами старалась активизировать мыслительную деятельность детей (вопросы. почему?.)
5)Итог занятия
В конце занятия и в его процессе использую нетравмирующую оценку, которую нужно использовать для детей младшего дошкольного возраста:
похвалила каждого ребенка, не в коем случае нельзя сравнивать с работой друг друга.
Переход от этапа к этапу осуществлялся с помощью игровой проблемной ситуации.
В ходе проведения занятия были использованы разнообразные игровые приемы, позволяющие привлечь внимание и поддержать эмоциональный настрой, предупреждать утомляемость и сохранять интерес к занятию.
Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия.
На протяжении всего занятия, старалась приучать детей внимательно выслушивать задание, запоминать его (спрашивала: «Что вы должны сделать?», точно выполнять и рассказывать о том, что и как они сделали. Детям трудно дать полный четкий ответ, я помогала наводящими вопросами ; начинала ответ - дети продолжали.
На занятии старалась своевременно оказывать помощь детям, объяснения мои детям были правильными, математически грамотные, доступными, правда).
В течении всего занятия следила за речью детей: исправляла, уточняла, проговаривала и т. д.
На основе данного занятия можно сказать, что уровень знаний, умений, навыков детей на данный момент в группе соответствует - среднему уровню развития знаний по ФЭМП (по разделам - величина, форма.)
Литература:
- 1. Рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования
«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы ДОУ -
в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- https://nsportal.ru/
- https://infourok.ru/
- Методическое пособие по Формирование элементарных математических представлений по ФГОС ( младшая группа ) И.А. Помораева, В.А. Позина, 2019 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ НС(К)НШ-Д/С V вида на 2011-2012 учебный год.
Программно-целевое планирование позволяет воспитателю осознанно решать задачи воспитания, осуществлять взаимосвязь социального, познавательного, эстетического, физического развития детей, ориент...
Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе на учебный год на 2012- 2013 учебный год.
Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе на учебный год на 2012- 2013 учебный год....
Учебный план на 2012-2013 учебный год с учётом ФГТ. Он содежит пояснительную записку и расчёт времени образовательной деятельность на определённый возраст. С учётом СаНПин и опорой на премерную общеобразовательную программу.
Учебный план на 2012-2013 учебный год с учётом ФГТ. Он содержит пояснительную записку и расчёт времени образовательной деятельность на определённый возраст. С учётом СаНПин и опорой на примерную общео...
Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2012-2013 учебный год. Образовательная область «Музыка» для детей дошкольного возраста (2-7 лет)
Рабочая учебная программа отвечает требованиям Государственного стандарта и возрастным особенностям детей. Программа разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего обучения, псих...
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК и УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП на 2016-2017 учебный год
Календарный учебный графикПояснительная запискак учебному плану разновозрастной логопедической группы «Светлячки» от 4 до 7лет муниципального бюджетного дошкольного образовательного учрежденияде...
«Технология учебных мастерских, (интересообразующих учебных заданий (учебных ситуаций), сконструированных на основе фотографий времен года»
Технология учебных мастерских, сконструированных на основе фотографий времен года (осень)....
Диагностика педагогического процесса В первой младшей группе (с 2 до 3 лет) на 2021 /22 учебный год во второй младшей группе (с 3 до 4 лет) на 2022/23 учебный год в средней группе (с 4 до 5 лет) на 2023/24 (февраль) учебный год дошкольной образователь
: Оценка индивидуального развития детей для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для д...