«Патриотическое воспитание детей в соответствии с ФГОС ДО»
статья

Патриотическое воспиание - это система мероприятий ,направленная на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране,национального самосознания, готовность защищать свою родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

 «Патриотическое воспитание детей в соответствии с ФГОС  ДО»

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
                                                                           Д.С. Лихачёв

 Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям.

Патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.

В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема  патриотического воспитания подрастающего поколения, так как наследование нравственных, патриотических ценностей семьи, родного края в самом нежном возрасте – есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, формирования чувства любви к своему краю, к Родине. Проблема  патриотического воспитания в современном мире актуальна. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», направленная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. Но если мы не научим ребенка любить свою страну: ее леса, моря, озера, горы, исторические памятники, словом рукотворные и природные чудеса, то кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее достижениями, и болеть ее горестями. Судьба Родины в руках человека. Родина такова, какой мы ее делаем сами. Желание беречь и приумножать исторические и природные богатства - вот цель воспитания любви к Родине, воспитание патриотов своего Отечества.

Суть патриотического воспитания заключается в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

С введением в действие ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ключевым становится принцип интеграции, предполагающий взаимодействие образовательных областей, требующий переориентации педагогов с учебной модели организации образовательного процесса на совместную деятельность взрослых и детей.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольников. В нашем дошкольном учреждении сложилась система работы в этом направлении.

Педагогический коллектив ставит перед собой такие задачи:

  • Привитие детям чувства любви к своему родному краю, своей малой
  • родие на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному краю, городу.
  • Расширение представлений о России, как о родной стране, о родном городе;
  •  Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России.

Эти задачи решаются комплексно во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в быту, через праздники, экскурсии, беседы, совместную деятельность, работу с родителями, так как воспитывают в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.          

В работе с детьми нами используется широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, картины с изображением родных пейзажей. На занятиях изучаются произведения устного народного творчества, а также символика родного города и страны - «Символика моей страны»

При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Нами проводятся беседы о родном городе. Такие беседы как  «Моя семья», «Адрес, где я живу», «Мой город», «Мой родной край».

Во время прогулок мы учим детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Так нами решаются задачи не только познавательные, но и нравственные.

Также мы проводим беседы о войне.  Праздничные утренники посвященные «Дню Победы»,  «Дню пожилых людей».

Создаем уголки по патриотическому воспитанию.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы  воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Дети - наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь все, что создано старшим поколением: свободу, мир, Отечество. Воспитание детей в современных условиях все больше требует обращения к опыту, накопленному предшествующими поколениями. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом»

Литература.

Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / Педагогика. 2005. №2.

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /Под ред. А.М. Виноградовой.- М., 1991.

Ветохина  А.Я. Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.-СПБ: Детство-Пресс,2013.

Данилина Г.Н. Дошкольнику- об истории и культуре России. –М.: Аркти, 2003.

Дозорова М.А. «Семья»- М.:Аркти,2008.

Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? - М.: Сфера, 2004.

Маханева М.Д. Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников.-М.: Сфера, 2009.

Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника.-М., 1987.

Усачева Т.В. Программа патриотического воспитания дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание детей при реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО

Выступление для коллег по патриотическому воспитанию в соответствии с ФГОС ....

Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Одним из компонентов образовательных областей «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей дошкольного в...

«Россия, Родина моя!» Познавательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой «Югорский трамплин» и ФГОС ДО

Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязаннос...

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Нравственно-патриотическое воспитание детей подготовительной к школе группе средствами музейной педагогики в условиях реализации ФГОС ДО»

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей подготовительной к школе группе средствами музейной педагогики»Цель: Создание условий для патриотического развития личности пут...

План профессионального роста. Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОСДО»

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОСДО»...

План профессионального роста. Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОСДО» Отчет.

Отчет по самообразованию педагогаТема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОСДО»...