Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
статья по теме

Степанова Светлана Николаевна

Одним из компонентов образовательных областей «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_iriny_valerevny.docx72.19 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:  Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. (из опыта работы)

Подготовила воспитатель: Степанова Светлана Николаевна, детский сад «Сказка» д.Седякбаш филиал МБДОУ детский сад «Дюймовочка» с.Бижбуляк, 2017г.

Одним из компонентов образовательных областей «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Проблема нравственно-патриотического воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение.

Современный мир агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными коммерческими издательскими, телевизионными проектами, оказывает разрушительное влияние на детскую психику малышей, их нравственность и духовный мир.

Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, построены на куклах Барби, вымышленных персонажах, таких как Человек-Паук, Черепашки Ниндзя. Материальные ценности преобладают над нравственными ценностями, у мальчиков искажено представление о роли мужчины в семье, а девочки мало понимают о материнстве.

На основе ФГОС, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России коллектив нашего детского сада поставил для себя цель – формирование у детей нравственно-патриотических чувств посредством приобщения к истокам русской народной культуры.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.

2. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы.

3. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.

4. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

Базовой составляющей программно-методической системы нравственно-патриотического воспитания детей в нашем детском саду является технология О. Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Видя желание детей узнавать новое о наших традициях, разработала  долгосрочный  проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!», в котором активное участие принимают  родители.

Проект  включает блоки: «Моя семья», «Я люблю свой детский сад и район, где я живу», «Я живу на земле Башкирской», «Наша Родина – Россия», «Краса ненаглядная», «День защитника Отечества», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «Издалека долго, течёт река Волга»,«Этот день победы». Отдельные темы приурочены к конкретным событиям и праздникам. Разработали цикл интегрированных занятий в виде игр-драматизаций, театральных представлений или литературно-музыкальных композиций, т. к. это отражает мир целостно, в единстве доброты и красоты.

В своей работе мы используем наиболее интересные и результативные формы и методы нравственно-патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника:

  • Наблюдения
  • Организация экскурсий и целевых прогулок
  • Продуктивная деятельность  (оформление тематических выставок ,изготовление подарков и сувениров для взрослых и сверстников)
  • Проектная деятельность
  • Моделирование  и решение проблемных ситуаций
  • Придумывание  сказок, историй  и  их театрализация
  • Трудовая деятельность
  • Досуговая деятельность (праздники, развлечения, викторины, конкурсы, КВН)
  • Познавательно-исследовательская деятельность
  • Чтение
  • Игровая деятельность

Принципы нравственно-патриотического воспитания:

- Принцип индивидуального подхода к детям, сотрудничества, интеграции, систематичности и последовательности, доступности, личностно-ориентированного подхода, деятельностного подхода, компетентности педагога, игровой подачи материала.

Средства нравственно-патриотического воспитания:  Художественные средства, Собственная деятельность детей, Окружающая обстановка (социум) , природа.

Методы и приемы нравственно-патриотического воспитания:

  • Упражнения
  • Поручения
  • Требование
  • Воспитывающие ситуации
  • Положительный пример взрослого
  • Объяснение
  • Внушение
  • Просьба
  • Этическая беседа
  • Пример
  • Поощрение
  • Соревнование
  • Одобрение
  • Награждение

Оптимальным для нравственного воспитания в Детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Осенины», «День Матери»; зимой — «Новый год», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной — «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто».

А так же изготовление подарков детьми к праздникам для  пап, мам, бабушек и дедушек.

Посещение музея – одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним.

Наш коллектив понимает, что без взаимодействия с семьёй, работа по нравственно-патриотическому воспитанию была бы не полноценной и незаконченной. В течение года организуем и проводим акции: «Самая красивая клумба», «Покормите птиц зимой»; спортивные мероприятия; организуем выставки совместного творчества детей и родителей: «Дары осени»,  «Елочка красавица – всем ребятам нравится»,«Моя любимая  мамочка», «Я и моя семья», «Там,  где я живу, красиво!», «Мой дом – моя крепость!» и др.

В работе использую лэпбуки.  Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому.

Представляю Вашему вниманию лэпбук «С чего начинается Родина?». Все дидактические игры и упражнения данного пособия направлены на закрепление знаний детей о Родине, государственной символике, народных промыслах, устном народном творчестве, что является неотъемлемой частью русской и башкирской (чувашской) культуры.

На первой странице расположен материал о государственной символике. Детям предлагается дидактические игры  «Чей флаг?», «Чей герб?», «Собери герб и флаг». Можно предложить из множества флагов найти флаг России, из нескольких гербов – герб России, Башкортостана, Бижбулякского района. Здесь же расположены карточки, на которых изображены достопримечательности столицы России – Москва, на обратной стороне краткое содержание достопримечательностей.  

На второй странице расположены  дидактические игры«Народные промыслы», загадки о Родине, «Национальные костюмы народов России», стихотворения о Родине, портреты глав и гимн РФ.

На третьей странице расположены  дидактические игры: «Русские матрешки», «государственные праздники РФ», ребусы и пословицы.

Четвертая и пятая страница посвящена Республике Башкортостан: детям предлагаются дидактические игры, русские и башкирские народные игры, «Музыкальные инструменты»,  «Лото», «Сотки ковер».

Здесь же расположены карточки, на которых изображены достопримечательности столицы Башкортостана – Уфа.

Работа по приобщению малышей к русской, башкирской (чувашской) народной культуре еще не закончена, но уже сегодня, наблюдая за детьми, можно утверждать, что результаты проводимой работы положительные.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях требование ФГОС ДО

Что такое патриотизм? Почему нравственно-патриотическое воспитание является одним из приоритетных напрвлений системы воспитательной работы ДОО? как вырастить из маленького человечка настоящего патриот...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях требований ФГОС ДО.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях требований ФГОС ДО....

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Публикация методических материалов по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников....

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

      В настоящее время со стороны Правительства РФ и Министерства образования и науки РФ особое внимание уделяется решению задач патриотического воспитания.      ...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...