Мастер - класс для педагогов "Метод фокальных объектов"
материал
Пример, как можно работать по методу фокальных объектов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_metod_fokalnyh_obektov.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс
Применение метода фокальных объектов
Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств, других, случайно выбранных объектов. Его еще называют «методом случайных объектов». Он прост в освоении, легок в применении и позволяет за весьма короткое время создать большое количество инновационных идей.
Итак, знакомимся:
МФО впервые был предложен в 1926 году немецким профессором Ф. Кунце, а в 50-ые годы ХХ века усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом, где впервые был использован термин «фокальные объекты».
Название «Фокальный объект» для предмета обновления происходит от того,
какой объект попадает в фокус нашего внимания.
МФО позволяет перенести на объект изменения свойства других объектов или явлений. Метод содействует развитию фантазии, раскрепощает мышление и приводит к неожиданным комбинациям. Метод отличается простотой и практически неограниченными возможностями поиска новых идей обновления предмета,
или новых точек зрения применительно к решаемой проблеме.
В МФО используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайностей. Использование случайностей позволяет быстро получать оригинальные и нестандартные решения. На поиск аналогичных решений обычными способами (перебор вариантов, мозговой штурм) потребовалось бы затратить многократно большее время.
Суть метода. Суть метода заключается в следующем. Перед нами, как в фокусе, объект, который нужно усовершенствовать. Произвольно выбрав несколько других объектов, например, открыв толковый словарь русского языка на любой странице, называем слова, наугад, куда упадет взгляд (желательно существительные). Затем мы “применяем” эти слова к заданному объекту. Неожиданные сочетания дают интересные результаты.
Цели работы с МФО.
1. Придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая привычный реальный объект.
2. Познакомить детей с чем-то новым или закрепить ранее полученные знания, рассматривая предмет с необычной стороны.
3. Составить рассказ, сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения (полностью или частично.
4. Проанализировать художественное произведение или картину
5. Разработать новый вид программы, занятия, прогулки, подвижной игры и т.д., выбрав из найденных словосочетаний то, которое больше нравится или подходит по цели.
Педагогу рекомендуется фиксировать(быстро записывать) признаки и свойства объектов, называемые детьми Изображения объектов, находящихся в фокусе не показываются Педагог демонстрирует уверенность в том, что объект с необычным признаком может существовать в реальной жизни; эмоционально реагирует на парадоксальные сочетания (изображает удивление, восторг и т.п.) цвет- в значении «белый-черный»; такие определения, как «красивый-некрасивый При обсуждении педагог исключает типичные признаки объектов (размер- в значении «большой-маленький»; форма - в значении «круглый-квадратный Дети старшего возраста могут использовать свойства объектов. По итогам обсуждения организуется продуктивная деятельность
Задачи МФО. Метод фокальных объектов используется в целях развития у детей дошкольного возраста (3-7 лет) воображения, речи, фантазии. Для этого созданы различные игры: от простых, где нужно постараться объединить свойства разных объектов и нарисовать что получилось , до более сложных игр – нужно не просто придумать новое животное и назвать его, но и описать где оно живёт, что ест, кто у него родители и т.д.
Правила работы МФО с детьми дошкольного возраста.
1. Рассматривая или изменяя какой-либо объект, произвольно выбираем любой другой предмет ( или 2-3), не имеющих отношения к изменяемому объекту.
2. Выбранным объектом могут быть: любое слово из любой книги; карточки с картинками; игрушки или яркие предметы.
3. Объект (объекты) найден. Предлагаем описать его, подбирая 5-10 определений
4. Подобранные определения подставляем к слову в фокусе, рассматривая полученные все словосочетания, а можно взять самое интересное.
5. После того как нужное (или интересное) словосочетание найдено, необходимо объекту в «фокусе».придать новые качества, «ввести» в него те элементы, которые ему не свойственны.
Игра «Фантастическое животное» или «Несуществующее животное»
Цель: научить соединять воедино элементы различных животных и создавать новые образы на основе заданных характеристик.
Для подгрупп розданы части (половинки) животных.
Предлагаю вам подойти к столу и выбрать вторую часть вашего животного (выбирают половинку от другого животного)
Предлагаю педагогам придумать:
- Название получившегося животного;
- Его происхождение, семью…;
- Место обитания, чем питается и другие характеристики на выбор.
Например, может получиться:
Китокниг – живет в воде, очень-очень умный, умеет читать и рассказывать интересные истории, любит тепло, питается водорослями и никогда не болеет. (Никита В.)
Мышедом – маленький серый зверек, который никогда не выходит из дома, дом у него тоже маленький, как у черепахи, а ещё он веселый и любит дразнить котов. Для него это безопасно, потому что коты не питаются домами. (Настя Ф.)
Лягуварежка – она мягкая пушистая и зеленая, любит прыгать и спать в теплом месте, питается мухами, комарами и шерстяными нитками. А еще любит зимой сидеть на руках у девочек. (Катя С.)
Данный метод позволяет расширить кругозор воспитанников, актуализировать мыслительный процесс, проявить фантазию, попрактиковаться в речевых навыках.
Дети достаточно уверенно придумывали новых животных и наделяли их качествами случайных объектов. Игра ребятам понравилась.
Вот и весь мой опыт внедрения в деятельность детей МФО. Очень интересный метод, развивающий фантазию, креативное мышление, разговорную речь и приносящий много радости в детскую деятельность.
В дальнейшем также планирую использовать МФО на занятиях, в играх и свободной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение метода фокальных объектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста
в материале представлены примеры использования методов ТРИЗ в работе с дошкольниками....
Применение метода фокальных объектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (общее недоразвитие речи)
МФО подразумевает - изучение комбинаций, подчиненных определенным условиям, которые можно составить из элементов, безразлично какой природы. При выполнении заданий детьми, совмещая не совместимое – мо...
2017 год-Мастер-класс "Метод фокальных объектов при работе с детьми ОВЗ"
Мастер-класс "Метод фокальных объектов при работе с детьми ОВЗ"...
Мастер-класс для педагогов и родителей «Активизация мышления детей с использованием технологии ТРИЗ метода фокальных объектов».
laquo;Активизация мышления детей с использованием технологии ТРИЗ метода фокальных объектов»....
Мастер-класс для педагогов "Развитие речи дошкольников посредством метода "Синквейн" и метода фокальных объектов
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования по использованию метода "Синквейн" и метода фокальных объектов в развитии речи дошкольников....
Применение метода фокальных объектов в работе с детьми дошкольного возраста. Игры по методу фокальных объектов.
Инструкция для педагогов и родителей "Что такое МФО?" Игры предназначены для взаимодействия педагогов и родителей с детьми с целью развития детского креативного нестандартного ги...
Мастер - класс "Формирование представления об объектах окружающего мира с использованием приема "Системный оператор"
quot;Системный оператор"...