Мастер - класс для педагогов "Метод фокальных объектов"
материал

Пример, как можно работать по методу фокальных объектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_metod_fokalnyh_obektov.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс

Применение метода фокальных объектов

Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств, других, случайно выбранных объектов. Его еще называют «методом случайных объектов». Он прост в освоении, легок в применении и позволяет за весьма короткое время создать большое количество инновационных идей.

Итак, знакомимся:

МФО впервые был предложен в 1926 году немецким профессором Ф. Кунце, а в 50-ые годы ХХ века усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом, где впервые был использован термин «фокальные объекты».

Название «Фокальный объект» для предмета обновления происходит от того,

какой объект попадает в фокус нашего внимания.

МФО позволяет перенести на объект изменения свойства других объектов или явлений. Метод содействует развитию фантазии, раскрепощает мышление и приводит к неожиданным комбинациям. Метод отличается простотой и практически неограниченными возможностями поиска новых идей обновления предмета, 

или новых точек зрения применительно к решаемой проблеме.

В МФО используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайностей. Использование случайностей позволяет быстро получать оригинальные и нестандартные решения. На поиск аналогичных решений обычными способами (перебор вариантов, мозговой штурм) потребовалось бы затратить многократно большее время.

Суть метода. Суть метода заключается в следующем. Перед нами, как в фокусе, объект, который нужно усовершенствовать. Произвольно выбрав несколько других объектов, например, открыв толковый словарь русского языка на любой странице, называем слова, наугад, куда упадет взгляд (желательно существительные). Затем мы “применяем” эти слова к заданному объекту. Неожиданные сочетания дают интересные результаты.

Цели работы с МФО.

1. Придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая привычный реальный объект.

2. Познакомить детей с чем-то новым или закрепить ранее полученные знания, рассматривая предмет с необычной стороны.

3. Составить рассказ, сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения (полностью или частично.

4. Проанализировать художественное произведение или картину

5. Разработать новый вид программы, занятия, прогулки, подвижной игры  и т.д., выбрав из найденных словосочетаний то, которое  больше нравится или подходит по цели.

Педагогу рекомендуется фиксировать(быстро записывать) признаки и свойства объектов, называемые детьми Изображения объектов, находящихся в фокусе не показываются Педагог демонстрирует уверенность в том, что объект с необычным признаком может существовать в реальной жизни; эмоционально реагирует на парадоксальные сочетания (изображает удивление, восторг и т.п.) цвет- в значении «белый-черный»; такие определения, как «красивый-некрасивый При обсуждении педагог исключает типичные признаки объектов (размер- в значении «большой-маленький»; форма - в значении «круглый-квадратный Дети старшего возраста могут использовать свойства объектов. По итогам обсуждения организуется продуктивная деятельность

Задачи МФО. Метод фокальных объектов используется в целях развития у детей дошкольного возраста (3-7 лет) воображения, речи, фантазии. Для этого созданы различные игры: от простых, где нужно постараться объединить свойства разных объектов и нарисовать что получилось , до более сложных игр – нужно не просто придумать новое животное и назвать его, но и описать где оно живёт, что ест, кто у него родители и т.д.

Правила работы МФО с детьми дошкольного возраста.

1. Рассматривая или изменяя какой-либо объект,  произвольно выбираем любой другой предмет ( или 2-3), не имеющих отношения к изменяемому объекту.

2. Выбранным объектом могут быть: любое слово из любой книги; карточки с  картинками; игрушки или яркие  предметы.

3. Объект (объекты) найден. Предлагаем описать его, подбирая 5-10 определений

4. Подобранные определения подставляем к слову в фокусе,   рассматривая полученные все словосочетания, а можно взять самое интересное.

5. После того как нужное (или интересное) словосочетание найдено, необходимо объекту в «фокусе».придать новые качества, «ввести» в него те элементы, которые ему не свойственны.

 

Игра «Фантастическое животное» или «Несуществующее животное»

Цель: научить соединять воедино элементы различных животных и создавать новые образы на основе заданных характеристик.

Для подгрупп розданы части (половинки) животных. 

Предлагаю вам подойти к столу и выбрать вторую часть вашего животного (выбирают половинку от другого животного)

Предлагаю педагогам придумать:

- Название получившегося животного;

- Его происхождение, семью…;

- Место обитания, чем питается и другие характеристики на выбор.

Например, может получиться:

Китокниг – живет в воде, очень-очень умный, умеет читать и рассказывать интересные истории, любит тепло, питается водорослями и никогда не болеет. (Никита В.)

Мышедом – маленький серый зверек, который никогда не выходит из дома, дом у него тоже маленький, как у черепахи, а ещё он веселый и любит дразнить котов. Для него это безопасно, потому что коты не питаются домами. (Настя Ф.)

Лягуварежка – она мягкая пушистая и зеленая, любит прыгать и спать  в теплом месте, питается мухами, комарами и шерстяными нитками. А еще любит зимой сидеть на руках у девочек. (Катя С.)

Данный метод позволяет расширить кругозор воспитанников, актуализировать мыслительный процесс, проявить фантазию, попрактиковаться в речевых навыках.

Дети достаточно уверенно придумывали новых животных и наделяли их качествами случайных объектов. Игра ребятам понравилась.

Вот и весь мой опыт внедрения в деятельность детей МФО. Очень интересный метод, развивающий фантазию, креативное мышление, разговорную речь и приносящий много радости в детскую деятельность.

В дальнейшем также планирую использовать МФО на занятиях, в играх и свободной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода фокальных объектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста

в материале представлены примеры использования  методов ТРИЗ в работе с дошкольниками....

Применение метода фокальных объектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (общее недоразвитие речи)

МФО подразумевает - изучение комбинаций, подчиненных определенным условиям, которые можно составить из элементов, безразлично какой природы. При выполнении заданий детьми, совмещая не совместимое – мо...

2017 год-Мастер-класс "Метод фокальных объектов при работе с детьми ОВЗ"

Мастер-класс "Метод фокальных объектов при работе с детьми ОВЗ"...

Мастер-класс для педагогов и родителей «Активизация мышления детей с использованием технологии ТРИЗ метода фокальных объектов».

laquo;Активизация мышления детей с использованием технологии ТРИЗ метода фокальных объектов»....

Мастер-класс для педагогов "Развитие речи дошкольников посредством метода "Синквейн" и метода фокальных объектов

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования по использованию метода "Синквейн" и метода фокальных объектов в развитии речи дошкольников....

Применение метода фокальных объектов в работе с детьми дошкольного возраста. Игры по методу фокальных объектов.

Инструкция для педагогов и родителей "Что такое МФО?"  Игры  предназначены для взаимодействия педагогов и родителей с детьми с целью развития детского креативного нестандартного ги...