Мастер-класс "Логические блоки Дьенеша"
статья (старшая группа)
Конспект мастер – класса на тему: «Блоки Дьенеша как универсальное средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 173.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект мастер – класса на тему: «Блоки Дьенеша как универсальное средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»
Цель: повысить уровень компетентности педагогов путем овладения ими технологией применения игр с блоками Дьенеша при формировании мыслительных умений дошкольников.
Задачи:
1. Пропагандировать среди педагогов знания об использовании блоков Дьенеша. Знакомить с основными приемами применения блоков Дьенеша.
2. Способствовать освоению педагогами технологией применения игр с блоками Дьенеша в разных возрастных группах.
3. Развивать конструктивные педагогические способности.
Оборудование и материалы: презентация, наборы блоков Дьенеша, альбомов и игр с блоками Дьенеша, листы бумаги с нарисованными обручами красного и синего цветов.
Уважаемые коллеги! Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с технологией применения игр с блоками Дьенеша.
С помощью игр с логическими блоками мы можем в комплексе формировать все важные для умственного развития мыслительные умения и подготавливать мышление детей к усвоению математики.
Потому, что они способствуют развитию таких мыслительных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать свои ответы, быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Создателем логических блоков является Золтан Дьенеш (1916 – 2014), всемирно-известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии, создатель прогрессивной авторской методики обучения детей — «новая математика».
Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных фигур. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Давайте вспомним какими (назовите эти свойства) - цветом, формой, размером и толщиной.
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.
Так же в играх с логическими блоками используются карточки с символами свойств. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
И карточки с отрицанием свойств, обратите внимание на перечеркнутые карточки, например: не красный. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.
Кроме объёмных блоков, в своей работе мы используем набор плоских фигур.
Игры и упражнения с логическими блоками можно предлагать детям на занятиях и в свободные часы, как в детском саду, так и дома. Если дополнить их другими развивающими играми и игровыми заданиями, «насытить» новыми игровыми задачами, действиями, сюжетами, ролями и, то это только поможет детям преодолеть интеллектуальные трудности.
Существует несколько групп игр с блоками Дьенеша.
1 группа игр. Это игры на выявление и абстрагирование свойств.
Они развивают умение выделять в предметах от одного до четырех свойств, абстрагировать одни от других, называть их. С их помощью дети получат первые представления о замещении свойств знаками- символами, освоят умения строго следовать правилам при выполнении действий, приблизятся к пониманию того, что нарушение правил не позволяет получить верный результат.
(«Найди клад», «Автотрасса», «Необычные фигуры» и др)
2 группа игр. Классификация, обобщение, сравнение.
Помогают развивать у детей умения классифицировать, обобщать и сравнивать предметы по одному, двум, трем или четырем свойствам. Сначала малыши осваивают умения классифицировать и обобщать по заданным свойствам, а затем – по самостоятельно выделенным («Где чей гараж», «Засели домики»). («Дорожка», «Найди пару», «Поймай тройку», «Домино»).
3 группа игр. Логические действия и операции.
Эти игры и упражнения предназначены в основном для детей старшего дошкольного возраста. Они помогут развить у детей умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам, развить умение производить логические операции «не», «и», «или», умения с помощью этих операций строить правильные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов. В результате ребенок сможет свободно рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность своих действий («Помоги фигурам выбраться из леса», «Построй дом», «Раздели блоки»).
Прежде чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находятся дети. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени –это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы сложности. Однако переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он вырос из предыдущих, т. е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянуться к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.
Использование логических блоков Дьенеша целесообразно с младшего дошкольного возраста, когда дети знакомятся с эталонами цвета, формы и величины.
Если в начале года дети могут оперировать только одним свойством (в основном цвет и величина), то к концу года младшие дошкольники оперируют двумя свойствами одновременно и разбивают множества на классы по одному свойству.
Дети среднего дошкольного возраста оперируют двумя, тремя свойствами одновременно, разбивают множество по двум признакам, используют логическую операцию «не».
В старшем дошкольном возрасте игры становятся более эмоциональными и насыщенными, дети проявляют элементы творчества и оперируют уже тремя- четырмя свойствами, используя логические операции «не», «и», «или».
В результате использования Игр с блоками Дьенеша у дошкольников формируется логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать и на этапе завершения дошкольного образования дети не только обладают элементарными представлениями математики, но и моделируют понятия информатики.
Игра 1 «Олимпийские игры»
Собрались все логические блоки Дьенеша на олимпийские игры. Одним из главных упражнений являются прыжки. Я – ведущий, а вы тренеры. Задача ведущего - сказать, какие фигуры должны прыгнуть в обручи, т.е. дать команду. Задача тренеров – помочь прыгнуть в обручи только тем фигурам, у которых есть заданное правилом свойство. Начинаем!
В красный обруч прыгнуть всем синим фигурам, в синий – всем треугольным фигурам.
Какие фигуры лежат внутри красного, но вне синего обруча?
Какие фигуры лежат внутри синего, но вне красного обруча?
Какие фигуры лежат внутри обоих обручей?
Игра 2 «Архитекторы»
Предлагается подготовить строительные материалы для постройки детской площадки.
Выбор строительного материала в соответствии с правилами, блок-схемы.
Берем любой блок. Пусть это будет, например, большой красный тонкий круглый блок. Слово «начало» подсказывает нам откуда начинать путь (движение по блок схеме). В ромбе вопрос: «красный наш блок?» - Да. Двигаемся влево. Меняем цвет красного блока на синий. Возвращаемся к тому же вопросу «Красный ваш блок?» - Нет. Двигаемся вправо. Во втором ромбе вопрос: «круглый наш блок?» - Да, значит меняем форму нашего блока с круглого на треугольный. Опять возвращаемся к вопросу «Круглой формы блок?» - Нет и попадаем на конец блок-схемы. Наш блок может быть использован при строительстве. Таким образом наш большой красный тонкий круг превратился в большой синий тонкий треугольный блок.
- Большой желтый тонкий круг – желтый треугольник (тонкий)
- Большой красный тонкий квадрат – синий квадрат (тонкий)
- Большой желтый тонкий прямоугольник
- Большой красный толстый прямоугольник – синий большой толстый прямоугольник
- Большой красный толстый квадрат – синий толстый квадрат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр с блоками. Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша
Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша...
Проект «Цветные блоки и палочки» по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера с детьми среднего дошкольного возраста.
Цель проекта: развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребёнка дошкольного возраста, посредством использования логических блоков Дьенеша и цветных палочек Кюизенера....
Нетрадиционные формы работы с детьми по ФЭМП:"Сказка в царстве блоков" или "Сказочная математика:играем с блоками Дьенеша"
В памятке для педагогов представлен практический материал по применению блоков Дьенеша в работе с детьми ....
Программа по освоению детьми дошкольного возраста блоков Дьенеша и палочек Кюизенера «Путешествие в стране блоков и палочек»
Программа для детей младшего и среднего дошкольного возраста по освоению детьми блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, направлена на развитие познавательных процессов детей посредством развивающих игр....
«Блоки Дьенеша – логическая игра для развития и ума» Логические блоки Дьенеша.
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, разви...
Конспект НОД по математике с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера (средняя группа) «Путешествие в волшебную страну блоков и палочек»
Цель: формирование элементарных математических представлений посредством блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.ЗадачиОбразовательные:выявить знания детей о форме, цвете, размере ...