Конспект серии занятий "Слушаем Чайковского"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Воспитывать у детей культуру слушания произведений композиторов - классиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seriya_muzykalnyh_vstrech.docx | 28.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Серия музыкальных встреч
для детей старшего дошкольного возраста:
«Смотрим и слушаем Чайковского»
Цель: Познакомить детей с музыкальным циклом П.И.Чайковского «Детский альбом»
Задачи:
- Научить детей узнавать на слух и называть 24 музыкальные миниатюры из цикла «Детский альбом»
- Развивать у воспитанников умение характеризовать музыкальное произведение по схеме:
Настроение в этой музыке….Слушая эту музыку я представляю…
- Воспитывать у детей культуру слушания музыки – умение полностью концентрировать внимание на музыкальном произведении в течение 1-2-х минут.
Встреча №1 «Как это было»
Сегодня, ребята, я хочу показать вам портрет замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского. (Демонстрация портрета) Обратите внимание, какой у него открытый доброжелательный взгляд, ласковая улыбка прячется в аккуратной бородке. Сразу видно, что человек этот мягкий, отзывчивый. Вы спросите, почему сегодня мы говорим именно о нём? Во-первых, Чайковский – наш земляк. В Пермском крае даже есть город, названный в честь него. Во-вторых, Петр Ильич это композитор, музыка которого известна не только в России, но и во всём мире.
Как вы думаете, а писал ли такой великий композитор музыку для детей?
Ответы детей
Мнения наши разошлись. Пусть нас рассудит кто-нибудь посторонний. Посмотрите на экран.
Просмотр мультипликационного отрывка «Музыкальная школа»
Итак, писал ли Чайковский музыку для детей?
Ответы детей
Конечно, и самое известное музыкальное произведение этого композитора для детей – «Детский альбом». Это 24 лёгкие пьесы для фортепиано.
Как вы думаете, ребята, а почему П.И.Чайковский – серьёзный, уже тогда известный композитор стал писать лёгкие пьесы?
Ответы детей.
Дело в том, что у Чайковского был любимый племянник – Володя. Родители хотели, чтобы Володя играл на фортепиано. Для этого нужно разучивать гаммы и этюды, а Володе это казалось скучным, и он ленился, убегал от учителей, словом всячески отлынивал от занятий. Тогда его знаменитый дядя Петя (Чайковский) придумал сочинить лёгкие пьесы специально для Володи и в них изобразить весь день племянника. Посмотрите, пожалуйста.
Продолжить просмотр мультипликационного отрывка «Музыкальная школа»
Итак, вы слышали, что Чайковский придумал для Володи 24 пьесы. Они рисуют утро ребёнка, домашние игры и забавы, музыкальное путешествие, и вечер – нянины сказки.
Демонстрация соответствующих картинок-символов (солнце, игрушки, танцующий человек, Баба Яга)
Племянник Чайковского Володя, так увлёкся дядиным музыкальным альбомом, что разучил пьесы за несколько дней и продолжил свои занятия фортепиано.
Вот так знаменитый дядя помог своему племяннику.
Я раскрою вам секрет. На самом деле, музыку можно не только сочинять (как Чайковский), исполнять (как племянник Чайковского Володя) и слушать её. Можно стать самым настоящим знатоком, если научить описывать словами настроение музыки и рисовать в своём воображении картины, слушая музыкальное произведение.
Мы с вами научимся разбираться в музыке: беседовать о её настроении, и рассказывать о картинах, которые будут рождаться в вашем воображении. А беседовать мы будем о ярких пьесах «Детского альбома» П.И.Чайковского.
До новых музыкальных встреч.
Оборудование:
- мультимедиа аппаратура
- файл – портрет композитора
- файл – мультфильм «Музыкальная школа»
- файл с карточками - символами.
Встреча №2 «Утро»
Сегодня для нас открывает свои страницы «Детский альбом». Вы, наверное, вспомните, кто автор этого музыкального произведения?
Ответы детей.
А для кого сочинял композитор?
Конечно, с помощью музыкальных картинок, Чайковский пробудил у своего племянника Володи интерес к занятиям фортепиано.
Я предлагаю сейчас вспомнить, о каких событиях Володиного дня рассказывает «Детский альбом»? Мы выложим последовательность этих событий с помощью картинок-символов, которые есть у каждого из вас.
Выкладывание сюжетной линии.
Итак, открываем «Детский альбом».
Показ презентации «Альбом открывается»
На первом развороте альбома утро. В те времена, когда жил Чайковский, было принято начинать и заканчивать день молитвой. Первая пьеса «Детского альбома» так и называется «Утренняя молитва». Предлагаю вам просто закрыть глаза и внимательно прислушаться к себе, пока звучит музыка. Какую картину нарисует ваше воображение?
Прослушивание «Утренней молитвы» в аудиозаписи.
Давайте поделимся своими впечатлениями. Мы будем начинать свой рассказ со слов «Когда я слушал эту музыку, я представлял …»
Ответы детей. Если дети не активны, начать самой.
Какие необычные картины нарисовало ваше воображение. А сейчас мы услышим вторую пьесу «Детского альбома». Она называется «Зимнее утро». Мы попробуем предположить, чем эта пьеса понравилась племяннику Чайковского.
Прослушивание пьесы в аудиозаписи.
Как вы думаете, чем понравилась эта пьеса Володе? Какое у неё настроение?
Ответы детей.
Посмотрите, мы уже как настоящие знатоки беседуем о музыке. И готовы слушать ещё одну утреннюю пьесу «Мама» и говорить о характере музыки.
Прослушивание пьесы в аудиозаписи.
Послушав эту пьесу, помогите мне, пожалуйста, закончить фразу «Настроение в этой музыки…»
Ответы детей: «Нежное, светлое, радостное, взволнованное, трепетное»
Замечательные слова. Конечно, каждый из нас всегда рад видеть маму. Но почему Володя так взволнован, при виде мамы?
Ответы детей.
На самом деле в богатых семьях, какой и была семья композитора, за детьми присматривали няни, знания давали учителя и гувернантки. Мама приходила только навестить ребёнка, пожелать доброго утра или доброй ночи, встречалась за обедом, когда дети становились чуть старше, и им разрешалось присутствовать за взрослым столом. Именно поэтому, увидев этим зимним утром маму у себя в комнате, Володя так взволнован, и этот трепет, радостное нетерпение, слышны в музыке.
А какую картину нарисовало ваше воображение, когда вы слушали эту музыку? Может быть, вам вспомнился какой-то случай из жизни.
Ответы детей.
А вот какой мультфильм создали художники-мультипликаторы, познакомившись с музыкой «Детского альбома» П.И. Чайковского.
Просмотр мультфильма по 3-м пьесам.
Итак, утро закончилось, прозвучали 3 пьесы, вспомним их название.
Ответы детей.
Мы говорили о настроении этих пьес, делились впечатлениями. Настало время перевернуть страницу. Но это в следующую нашу встречу. До свидания.
Оборудование:
- мультимедиа аппаратура
- комплект из 4-х картинок-символов на каждого участника
- аудиозапись пьес «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Мама»
- презентация «Альбом открывается»
- файл с мультфильмом.
Встреча №3 «Игры и забавы»
В прошлую нашу встречу, мы оставили «Детский альбом» П.И. Чайковского открытым на развороте «Утро» Здесь мы слушали и беседовали о 3-х пьесах. Какие это пьесы?
Ответы детей.
Всё верно: «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Мама»
Попробуем узнать их на слух.
«Мини угадай-ка»
Как хорошо в вашей памяти сохранились эти пьесы.
А сейчас настала пора перелистнуть страницу альбома и посмотреть, что нас ждёт дальше.
Демонстрация презентации «Альбом открывается».
А следующий разворот альбома посвящён домашним играм и забавам. Во что любят играть мальчики, а девочки?
Ответы детей.
Так как у Володи, племянника Чайковского, были младшие сёстры, в «Детском альбоме» есть пьесы об играх и мальчиков и девочек. Эти пьесы настолько ярко рисуют нам картины, что вы сами, послушав, догадаетесь, что это за игры. Вот, например:
Слушание пьесы «Игра в лошадки» в аудиозаписи.
Давайте исполним эту пьесу с помощью музыкальных инструментов, которые вы видите перед собой (деревянные палочки, ложки, коробочка)
Повторное слушание.
Что вы представили, когда слушали и исполняли эту пьесу?
Кто-то услышал стук молотков, кто-то бег, кто-то стук копыт. Как бы вы назвали это произведение? Вы все очень близки к истине, потому что эта пьеса называется «Игра в лошадки». А вот и следующая игра.
Слушание в аудиозаписи «Марш деревянных солдатиков».
Какое настроение в этой музыке? Может быть, вам захотелось сделать какие-то движения?
Ответы детей.
Верно, настроение в этой музыке строгое, чёткое, военное, маршевое. Хочется встать и промаршировать, как солдат. И эта игра называется «Марш деревянных солдатиков»
Володя играл в лошадки и солдатиков, и тут в комнату вошла заплаканная младшая сестрёнка. Дело в том, что её любимая кукла заболела (сломалась). Смотрите, и у нас есть сломанные игрушки. Что с ними делать вам подскажет музыка, она называется «Болезнь куклы»
Слушание пьесы в аудиозаписи.
Расскажите, что вы делали со сломанной игрушкой?
Укачивали, гладили, жалели, вместе грустили.
Какими словами мы можем описать настроение музыки?
Оно грустное, печальное, баюкающее, музыка немного застывшая, похожа на плач.
Сестра Володи грустила не долго, ей купили новую куклу. Следующая пьеса альбома так и называется «Новая кукла»
Слушание в аудиозаписи.
Что вы представляли себе, слушая эту музыку?
Дети делятся личными впечатлениями.
Конечно же, настроение сестрёнки улучшилось, стало радостным, оптимистичным, приподнятым. И в нашем воображении эта музыка рисует светлые, радостные картины и будит приятные воспоминания.
А вот что нафантазировали художники-мультипликаторы под музыку, которая описывала игры детей.
Просмотр мультипликационного отрывка по прослушанным пьесам.
Итак, на этом развороте альбома поместились лошадки, солдатики, сломанная и новая куклы.
Презентация – всплывающие картинки в альбоме.
Сегодня у нас так много музыкальных впечатлений. Я предлагаю вам рассказать о них своим друзьям и близким, а в следующую нашу встречу, мы вновь полистаем «Детский альбом» П.И.Чайковского.
Оборудование:
- мультимедиа аппаратура
- презентация «Альбом открывается»
- аудиозапись пьес «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Мама», «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла»
- файл с записью мультфильма
- музыкальные инструменты на каждого ребёнка
- сломанные игрушки на каждого ребёнка.
Встреча №4 «Музыкальное путешествие»
Пока дети рассаживаются, звучат пьесы «Мама», «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла».
Добрый день, ребята. Сегодня нас встречала в зале музыка. Кто узнал пьесы? Из какого они произведения, кто написал эту музыку?
Ответы детей.
А на какой странице «Детского альбома» мы остановились?
Верно, мы его оставили открытым на странице с играми и забавами, будем листать дальше? А на следующем развороте – музыкальные картинки из разных стран, как маленькое музыкальное путешествие. Для того чтобы, не выходя из дома попутешествовать, необходимо какое-то чудо. Его для нас совершит волшебный музыкальный ящик - шарманка, который не только исполнит мелодию, но и отправит нас в Италию, Францию, Германию и Неаполь. Каждая из пьес альбома называется песенкой: «Шарманщик поёт», «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка». Пока мы будем внимательно слушать и смотреть, давайте подумаем, почему инструментальная музыка без слов называется песенкой?
Просмотр мультфильма по 5-пьесам.
Слушая эту музыку, вы подумали над моим вопросом? Итак, почему пьесы называются песенками?
Ответы детей.
Верно у каждой из пьес очень яркая запоминающаяся мелодия, как в песне.
А вы обратили внимание, что герои мультфильма ещё и танцевали под эти песенки? Они изображали самые яркие движения народного танца своей страны. Давайте и мы попробуем.
Танцевальные импровизации параллельно с повторным просмотром мультфильма, комментируемые педагогом.
Шарманщик крутит ручку своего музыкального ящика, и мелодия звучит немного заунывно, как будто завораживает, заколдовывает нас.
Красивое, необычное движение итальянского танца постоянно повторяют герои итальянского театра – Коломбина, Арлекин и Пьеро. Они изящно двигают носочком одной ноги на уровне колена другой и при этом легко подскакивают.
Грустная красавица и рыцарь в «Старинной французской песенке» двигаются как в старинном танце мягко, плавно, с поклонами, поворотами и реверансами.
Весёлый пастушок из «Немецкой песенки», как в народном танце, по многу раз подпрыгивает то на одной, то на другой ноге и ещё при этом играет на музыкальном инструменте – рожке.
А «Неаполитанская песенка» собрала всех гостей из всех стран на ярком карнавале. Яркий заводной хоровод закружил всех.
Но вот створки ящика закрываются, и мы возвращаемся из музыкального путешествия.
В каких странах мы побывали?
Ответы детей.
Это путешествие было долгим, но интересным. День клонится к закату, и мы вновь отложим наш «Детский альбом» до следующей встречи.
Оборудование:
- мультимедиа аппаратура, аудиозапись пьес «Мама», «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла»
- файл с записью мультфильма по пьесам «Шарманщик поёт», «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка»
- презентация «Альбом открывается».
Встреча №5 «Нянины сказки»
Вы, ребята, стали настоящими знатоками и ценителями музыки, умеете рассказывать о настроении музыки, рисовать красочные картины в своём воображении и описывать их словами, а так же угадывать на слух пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского
Проверим нашу музыкальную память. Узнав звучащую пьесу, поднимаем для ответа руку и ждём окончания музыкального отрывка, а после отвечаем.
Мини угадай-ка.
Всё, что мы слушали на предыдущих встречах, вы помните отлично. Продолжим листать альбом.
Демонстрация презентации «Альбом открывается»
Этот разворот о сказках. Как вы думаете, кто рассказывал Володе сказки?
Ответы детей.
Мама уже пожелала мальчику «Доброй ночи» и уехала с визитом или на бал. В комнате стемнело, зажгли свечи, тихо пылает огонь в камине. Сидя в удобном кресле, старая няня рассказывает тихим голосом сказки. А вы любите сказки? У нас сейчас похожая атмосфера, уже сумерки, свет приглушен. Давайте рассказывать друг другу сказки. Кто может?
1-2 короткие сказки от детей.
Вы обратили внимание, что сказку вы начинали тихим, задушевным голосом, Когда говорили о страшном персонаже, голос становился грозным, более громким, а счастливый финал звучал приподнято, радостно.
А вот какие сказки и как рассказывала няня Володе.
Просмотр мультфильма по пьесам «Нянина сказка», «Баба Яга», «Камаринская»
Какое настроение в пьесе «Нянина сказка»?
Ответы детей.
Верно, тихое, спокойное, загадочное.
А какая сказка вспомнилась, когда вы слушали пьесу «Баба Яга»? Помните, что свой ответ мы начинаем словами «Когда я слушал эту музыку, я представил или я вспомнил…»
Ответы детей.
Я вспомнила сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Там тоже старушка внушала ужас и страх, летала в ступе и погоняла её метлой.
А как звучала «Камаринская»?
Ответы детей.
Эта пьеса стала счастливым концом страшной сказки. Широкая, плясовая, задорная она прогнала все ужасы страшной сказки о Бабе Яге.
Убаюканный няниной сказкой, Володя уснул, няня задула свечи, комната погрузилась в темноту, утонула в тишине. День мальчика окончен, последняя страница альбома перевернута.
И на этой таинственной ноте я прощаюсь с вами. До новой встречи.
Оборудование:
- мультимедиа аппаратура
- презентация «Альбом открывается»
- мультфильм по пьесам «Нянина сказка», «Баба Яга», «Камаринская»
- аудиозапись ранее прослушанных пьес
- свечи на столе
Встреча №6 «Угадай мелодию»
Сегодня у нас объявляется конкурс «Угадай мелодию». Это соревнование для тех, кто внимательно слушал и запомнил все пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского.
Для вас будут звучать фрагменты пьес. Если вы узнали мелодию, нужно поднять руку и дождаться окончания фрагмента. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Если ответ верен, получает фишку, если нет, отвечает тот, кто поднял руку вторым. Тот, у кого в финале оказалось больше всего фишек, получает звание «Меломана» (любителя музыки) и приз. Начинаем.
Викторина из пьес альбома.
Поздравим победителя.
Вы все прекрасно справились с заданием. И если у кого-то оказалось не так много фишек, не стоит огорчаться, потому что я дарю каждому вот такой диск с записью «Детского альбома», с мультфильмом по этому альбому, а так же портрет П.И.Чайковского. Вы можете вспоминать музыку дома сами и познакомить с «Детским альбомом» своих родных.
Я попрошу для себя от вас на память о наших встречах небольшой сувенир. Нарисуйте, пожалуйста, свою любимую пьесу альбома Чайковского.
Дети рисуют, фоном звучит музыка из «Детского альбома».
Тот, кто закончил, тихо прощает и уходит.
Оборудование:
- мультимедиа аппаратура
- аудиозапись пьес альбома для конкурса
- фишки для конкурса
- приз (знак скрипичный ключ)
- бумага, краски, кисти для рисования на каждого ребёнка
- диски на память для каждого ребёнка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по слушанию по технологии О.П.Родяновой. Балет - сказка П.И.Чайковского "Лебединое озеро"
В конспекте описывается занятие по технологии О.П.Родыновой "Музыкальные шедевры". Предлагается детям в доступной форме воспринимать музыку П.И. Чайковского. Происходит знакомство с одним из вид...
конспект занятия " Сказка в музыке" на примере балета П.И.Чайковского " Лебединое озеро"
конспект занятия по ознакомлению детей с жанром " балет" и творчеством П.И.Чайковского....
Конспект серии занятий по изодеятельности«Мы рисуем сказку».
Методические разработки серии занятий по изодеятельности "Мы рисуем сказку" (создание детьми иилюстраций к сказке "Теремок")...
Конспект серии занятий по экологии в старшей группе «Дикие животные нашего края»
Подготовила и провела: Заика М.В....
План - конспект серии игровых ситуаций с песком в первой младшей группе
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности детей. Поэтому, взрослые могут использовать песочницу в развивающих играх и обучающих занятиях....
Серия педагогических мероприятий "мультик нам снимать не лень- мы б снимали целый день" по организации работы с воспитанниками по созданию цифровой истории на музыку П.И. Чайковского «Баба-Яга»
методическая разработка по созданию цифровой истории (мультфильма) с детьми подготовительного к школе возраста. Цель: Развитие творческих, коммуникативных и познавательных способностей детей чер...
Конспект ООД по обучению рассказыванию по серии картинок в старшей группе Тема: «составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин»
Программные задачи:Цель: учить детей составлению последовательного рассказа по серии сюжетных картин.Задачи:образовательные:- обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин;- формир...