Картотека сюжетно-дидактических игр для детей 2-4 лет
картотека (младшая группа)

Агафонова Наталья Петровна

Сюжетно-дидактические  игры позволяют ребёнку уточнить, углубить, расширить свои знания, развить себя как личность и приобрести первый опыт разнообразного взаимодействия с окружающими его людьми, как с взрослыми, так и со своими сверстниками. Совместный труд воспитателей и родителей закрепляет положительные основы для дальнейшего всестороннего развития личности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno_rolevye_igry.docx50.97 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека сюжетно-дидактических игр для детей 2-4 лет

Карточка №1

«Я иду к вам с подарками»

Пр.сод.: наладить доверительные отношения с детьми; подарить малышам минуты радости; активизировать речь.

Ход игры: воспитатель обращает на себя внимание детей. Сейчас положу в сумку подарки (достаёт из шкафа по количеству детей), и пойду к ребятам в гости. Идёт по группе и приговаривает. Пойду в гости к Дани, Ани, Яне. Покажу им подарки. В первую очередь привлекаю детей застенчивых. Затем подхожу, где больше всех детей и говорю: «Здравствуйте, ребята, я к вам в гости пришла. Вам подарки принесла. Загляните ко мне в сумку, что в ней лежит? Показываю коробки, рассматриваю их с детьми (какие они красивые, рассказываю, как приятно их было делать). Коробочку с самолётом подарю Дани, потому что у него на шкафчике нарисован самолёт. Коробочку с цветком подарю для Ани. Затем предлагаю детям посмотреть, что лежит в коробке? Фломастеры. Раздаю листочки, и показываю, как надо рисовать фломастерами на листе бумаге. Каждому ребёнку рисует солнышко и дарит. Затем, предлагаю порисовать самостоятельно. Интересуюсь, что они нарисовали. Затем предложить потанцевать под музыку.

Карточка №2

«Я иду к вам с фантиками»

Пр.сод.: вызвать интерес к игре; развивать артикуляционный аппарат, речь; наладить доверительные отношения.

Ход игры: звучит спокойная музыка. Воспитатель показывает, какие у неё красивые фантики. Сегодня я всем подарю фантики. Никого не забыла, один остался фантик мне. Затем кладу фантик на ладонь и приговариваю, он очень лёгкий, его можно сдуть с ладони, чтобы он полетел. Игра с фантиками (сдувание с ладони). Показать, как из фантика можно сделать бабочку. Сожму фантик здесь посередине, вот так. Перевяжу это место ниткой, кусочек нитки оставлю. За эту нитку буду держать бабочку. Предлагаю детям помочь сделать такую же бабочку. Игры с бабочкам под музыку.

Карточка №3

 «Я иду к вам с камешками»

Пр.сод.: продолжать налаживать с каждым ребёнком доверительные отношения; научить различать по звуку камешки: большие и маленькие; воспитывать чувство симпатии к сверстникам.

Ход игры: сегодня мы с вами отправляемся к морю. Запись «Шум моря». Воспитатель достаёт жестяную банку, наполненную камешками. Раздаёт детям по два камешка. Воспитатель предлагает с ними поиграть:

  • постучать камешками друг о друга, послушать звук камешков, назвать их.
  • Постучать о камешек, каждого ребёнка приговаривая, «Тук тук, тук! Это я с Машенькой играю. Тук, тук, тук! А теперь с Даней играю».
  • Предложить детям высыпать все камешки в железный таз, послушать, как они стучат.

Затем предлагаю детям поиграть с камешками.

Дидактическая игра «Большой, маленький». Затем предлагаю убрать камешки на место.

Карточка №4

«Я иду к вам с коробочками»

Пр.сод.: вызвать интерес к игре; научить общаться друг с другом; активизировать речь;  воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам.

Ход: у воспитателя красивая коробочка. Привлекает детей к рассматриванию подарков (карандашей).

Дидактическая игра «Назови по цвету».

Предложить порисовать.

Дидактическая игра «Скажи, что нарисовано».

Карточка №5

« Семья»

Пр.сод.: вызвать у детей интерес к действиям взрослого, побуждать детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.

Ход игры: кукла Оля приходит в гости. Воспитатель показывает, как нужно с ней бережно обращаться, угощает куклу чаем.

Посмотрите, какой красивый чайник. Надо налить в него воды. Открою кран. Налью воды, водичка бежит вот так «сссс».  Вот уже полный чайник воды. Поставлю его греться на плитку. Пусть греется водичка. Сейчас приготовим чашки. Вот здесь будет сидеть Оля. Поставлю ей чашку с блюдцем. Куда я поставила чашку с блюдцем? А где же наши оладушки? Давайте их испечём «Ладушки». Теперь всё готово. Повторяя игровые действия с другими детьми, закрепляем название и назначение посуды: чайник, сахарница, хлебница; пpиyчаем, вставая из-за стола, говорить «спасибо»; мыть посуду и ставить её на место.

Карточка №6

Поездка в осенний лес.

Пр.сод.: Побуждать детей к самостоятельному поиску предмета-заместителя для данного сюжета.

Ход игры: звучит запись шум леса, пение птиц. Ребята, вы хотите поехать в осенний лес? Поедем с вами на поезде. Весёлые вагончики, бегут бегут, бегут! А чёрные колёсики всё тук, да тук, да тук!

Приехали! Остановка. Ой, избушка. Давайте постучимся, кто в ней живёт? Зайка. п\и-«Зайка серенький сидит». Игра «Соберём ягоды и грибы». Знакомим со зверятами, которые живут в осеннем лесу. Кормим животных.

Карточка №7

Поездка в зоопарк

Пр.сод.: вызвать интерес к игре; научить детей играть с игрушками; развивать речь; наладить доверительные отношения.

Ход игры: ребята, вы хотите пойти на экскурсию в зоопарк? п\и-«Большие ноги шли по дороге». Шли мы шли и в зоопарк пришли. Кто ребята живёт зоопарке? Чем они питаются? Давайте погладим зверюшек. В конце «Танец со зверятами».

Карточка №8

 игра "Баюшки-баю"

Пр.сод.: вызвать интерес к игре; научить выполнять 2-3 последовательных действия с куклой; развивать речь; воспитывать бережное отношение к куклам.

Ход игры:

 • Запеленать куклу.

• Погладить, обнять ее.

• Побаюкать на руках.

• Положить в кроватку, накрыть одеялом, покачать кроватку.

 • Спеть колыбельную песенку или прочитать стишок, например, такой:

 Вот тебе под спинку Мягкую перинку.

Сверху на перинку Чистую простынку.

 Вот тебе под ушки Белые подушки.

Одеяльце на пуху И платочек наверху.

Детям раздать куколок, попросить покачать их.

Карточка №9

"Мы идем гулять"

Пр.сод.: Научить играть с куклой; развивать речь; воспитывать бережное отношение к куклам.

Ход игры:

• Подготовка к прогулке (пеленание или одевание куклы).

Укачивание ее на руках или в коляске.

Прогулка на машине (в коляске). Катание с горки. Куклу можно носить на руках.  Предложить ребёнку рассказать о кукле, что она может увидеть. Прогулку с куклой можно разыграть, используя элементы конструирования. Это можно сделать следующим образом. Вы кладете на стол небольшую куклу и кубики (кирпичики), говорит ребенку: "Наша Лялечка скучает одна, хочет погулять. Давай построим для нее дорожку?". Берете один кирпичик, приставляете к нему другой, затем предлагаете ребенку продолжить дорожку. После того, как дорожка построена, вы вместе с ребенком шагаете по ней куклой, приговаривая: "Топ-топ, топает малышка" или: "Маленькие ножки идут по дорожке. Топ- топ-топ". Впоследствии игру можно усложнить, вводя в нее еще одну куклу, которая тоже гуляет и идет навстречу первой. Они встречаются, обнимаются, разговаривают друг с другом.

Карточка №10

"Надо, надо умываться"

Пр.сод.: Научить играть с куклой, выполнять 2-3 последовательных действия; развивать речь; воспитывать бережное отношение к куклам.

Ход игры:

• Искупать куклу в ванночке (вместо мыла и губки можно использовать кубик, шарик, кусочек поролона).

• Вымыть кукле голову шампунем (из пластмассовой баночки), вытереть салфеткой.

 • Причесать куклу (расческой, палочкой), дать ей посмотреться в зеркальце.

• Умыть куклу из тазика.

• Почистить куклам зубки (можно использовать детскую зубную щетку или палочку)

• Посадить на горшок (для маленьких игрушек можно использовать крышку от флакона или нижнюю часть пластмассовой банки). Игру можно сопровождать короткими стишками, например, такими как: Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок Кто у нас хорошая: Кто у нас пригожая? Катенька хорошая! Катенька пригожая!

Карточка №11

 "В парикмахерской"

Пр.сод.: вызвать интерес к игре; научить выполнять 2-3 последовательных действия с куклой; развивать речь; воспитывать бережное отношение к куклам.

Ход игры:

• Усадить куклу на стульчик, завязать фартучек. Вымыть кукле голову (можно использовать флакон из-под шампуня, кубик вместо мыла).

 Высушить волосы феном (можно водить над головой кубиком и жужжать).

Причесать куклу (расческой, палочкой).

Приколоть заколку, бантик.

 Побрызгать волосы лаком.

 Посмотреться в зеркальце (можно в крышку от банки).

Танец с куклами.

Карточка №12

"Укладывание игрушек спать"

Пр.сод.: вызвать у детей интерес к действиям взрослого; активизировать речь; воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Ход игры:

В эту игру хорошо играть перед сном. Малыши не всегда охотно убирают игрушки на место. Старайтесь обыгрывать этот момент, помогая ребенку и разговаривая с игрушками. Например: "Мячик, ты устал кататься, ложись в коробочку, отдохни. А вы, кубики, бегом-бегом на полочку. Вот как красиво, ровно стоите! А тебе, Мишенька, тоже спать пора, давай положим тебя на скамеечку, укроем одеяльцем, а собачку – под скамеечку, пусть она тебя охраняет. Чашечки, встаньте на блюдечки, а то они скучают без вас". Так, беседуя с игрушками, вы сделаете скучное занятие интересным для малыша и разыграете новый сюжет.

Карточка №13

«Игрушки  на прогулке» 

Цель: Продолжать развивать интерес к играм с игрушками и строительным материалом. Учить пользоваться приобретёнными умениями при сооружении несложных построек. Закреплять умение играть вместе, делиться игровым материалом.

Ход игры: Воспитатель говорит, что игрушки  хотят гулять. Давай, построим для наших игрушек дорожки, поезд, машину, горку, чтобы всем было весело и интересно на прогулке. Дети берут по одной игрушке, садятся за стол и начинают чего нибудь строить.  Воспитатель спрашивает, кто и что будет сооружать для своей игрушки. В ходе строительства закрепляет названия деталей конструктора, их величину, цвет, поощряет самостоятельность детей, дружную игру. Во время сооружения, воспитатель читает стихотворение:

З. Александровой «Катя в яслях»:

 Раз, два, три, четыре, пять, Собираемся гулять. Завязали Катеньке Шарфик полосатенький.

 Одели на ножки Красные сапожки. Когда постройки готовы, можно предложить детям погулять с игрушками по дорожкам, сопровождая их действия словами потешки: Катя, Катя маленька, Катенька удаленька, Пройди по дороженьке, Топни, Катя, ноженькой. Или: Большие ноги шли по дороге: Топ-топ! Топ-топ! Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! Если дети построят дома, то можно обойти их вокруг и прочитать стихотворение: Ходит Катенька с трудом, В первый раз обходит дом: Топ-топ. Мама водит взад-вперёд, Дочка ходит взад-вперёд: Топ-топ. Если же дети построят поезд, то во время поездки на нём уместно вспомнить стихотворение Э . Мошковской «Мчится поезд». При повторении игры вводится строительство одной - двух новых, более сложных построек. В ходе таких игр педагог постепенно подводит детей к совместной игровой деятельности.

Карточка № 14

«Катя заболела»

Цель: разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой. Способствовать обогащению сюжета детских игр. Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что её дочка заболела. Надо уложить Катю в постель и вызвать доктора. Я сама буду доктором. У меня есть халат, колпак и инструменты. Вова, а ты хочешь быть доктором? Вот тебе тоже халат, колпак и инструменты. Давай вместе лечить кукол, начнём с моей дочки Кати. Давай послушаем её. Что для этого нужно? (трубка.) Слышишь, как бьётся Катино сердечко: "Тук-тук-тук"? Дыши, Катя. Теперь ты, Вова, попроси Катю глубоко дышать. Сейчас поставим Кате градусник. Вот так. Теперь посмотрим её горло. Где же ложечка? Катя, скажи: «А-а-а». Видишь, Вова, горло у Кати красное и температура высокая. Дадим ей лекарство. Теперь Катя пусть поспит. Воспитатель читает стихотворение В. Берестова «Больная кукла»:  Тихо. Тихо. Тишина. Катя бедная больна. Катя бедная больна, Просит музыки она.

 Спойте, что ей нравится, И она поправится.

Давай, Вова. Споём Кате песенку (желательно взять хорошо знакомую песню). Вот видишь, мы развеселили Катю, и она быстро поправилась.

 

Карточка №15

«Напоим Катю чаем» 

Цель: учить играть вместе; выполнять 2-3 последовательных действия; развивать у детей речь; воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Ход игры: - Давайте поиграем. Я буду мамой. А где же моя дочка, кукла Катя? Ещё спит? Пусть спит, а я ей за это время чай приготовлю. Посмотрите, какой красивый чайник. Надо налить в него воды. Открою кран. И ты, Настя, приготовь чай своей дочке. Налей в чайник водички. Вот уже полный чайник воды. Поставлю его греться на плитку. И ты, Настя, поставь свой чайник на плитку. Пусть греется водичка. А мы сейчас приготовим чашки. Вот здесь будет сидеть моя дочка Катя. Поставлю ей чашку с блюдцем. А ты, Настя, куда поставишь чашку с блюдцем? А где же наши оладушки? - Принеси. Настя, пожалуйста. Теперь всё готово. Можно будить наших дочек. Вставай доченька. С добрым утром! Далее проводится игра по конспекту «Катя проснулась». После того как умыли кукол, зовём их пить чай. Повторяя игровые действия с другими детьми, закрепляем название и назначение посуды: чайник, сахарница, хлебница; пpиyчаем, вставая из-за стола, говорить «спасибо»; мыть посуду и ставить её на место. Куклы-дочки в это время " играют" катают мяч, качаются в качалке, и катаются на машине и т.д.

Карточка №16

«Печем пирожки»

Цель: учить ставить игровые цели, выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры.

Ход игры: Алеша, ты хочешь со мной поиграть? Я буду пирожки печь. Ты хочешь пирожок? Давай еще Машеньку позовем и Олю. Девочки тоже хотят играть. Посмотрите, что у меня есть (снимает крышку с коробки и кладет ее рядом). Я буду тесто месить для пирожков. Вот так, вот так! (Перемешивает в коробке детали из строителя. ) Машенька, ты с чем любишь пирожки? С повидлом? Вот этот пирожок для тебя, он с повидлом (показывает, как лепить пирожок). Ой, а куда же мне положить пирожки? На чем будем их печь? (Хорошо, если кто-то из детей догадается, что для этого можно использовать лежащую на столе крышку от коробки.) Действительно, сюда можно пирожки класть! Пусть это будет противень, как у мамы на кухне. Вот здесь будет Машин пирожок с повидлом. А с чем Алеша любит пирожок? Хочешь с капустой или с яблоками? Вот он, Алешин пирожок с яблоками и Оле пирожок слепим, и Наташе. У нас осталось еще место, давайте еще пирожок сделаем. Кто мне поможет? Машенька, замеси тесто. Вот как у тебя хорошо получается! А теперь лепи пирожок вот так, как я. Клади его на противень. (Предлагает другим детям.) Много пирожков получилось. Не осталось ни одного свободного места. Надо в духовку ставить, пусть пекутся. А где же у нас будет духовка? Оля, где будем печь пирожки? Вот здесь? (Можно использовать любые заместите ли.) Это плита? Включай быстрей! Поставили пироги. Пока пекутся, можно и отдохнуть, поиграть немножко. Ваши ручки любят играть? И умеют вот так махать, как птички крылышками? А вот так клевать зернышки умеют? А кричать ку-ку у вас получается? Раз вы у меня такие большие и умные, давайте поиграем. Летела кукушка. Мимо сада (машут руками). Поклевала, всю рассаду (пальцами левой руки «клюют»). И кричала Ку-ку-мак (делают «клювики» из пальцев). Зажимай один кулак. (Повторить два-три раза.) Хорошо поиграли. А как там наши пирожки? Понюхайте, как вкусно пахнет. Оля, посмотри, пирожки уже зарумянились? Конечно, они готовы. Я сейчас их вытащу из духовки. Осторожно, горячо! Угощайтесь. Вот это чей пирожок? Машин? Кушай, девочка! Вкусно? (Раздаю пирожки всем. Если дети будут брать «пирожок» в рот, остановить их.) Маша, мы ведь играем. Это же не настоящий пирожок. Вот так его едим - «понарошку». А в рот брать не нужно. Вот какие пирожки получились вкусные. Мы поели, а куклы голодными остались. Они тоже хотят пирожков. Оля, У нас остались пирожки? Конечно! Ты хочешь куколку покормить? Вот так, как я. Кушай, куколка. Вкусный пирожок. Я тебе еще испеку. На этом игра может быть закончена.

Карточка №17

 "Петушок поет"

Пр.сод.: вызвать интерес к игре; научить выполнять 2-3 последовательных действия; развивать речь; прививать чувство коллективизма.

Ход игры: Покажите ребенку петушка: "Смотри, петушок проснулся, запел свою песенку "Ку-ка-ре- ку", хочет всех разбудить. Он хочет крылышками помахать, высоко взлететь, чтобы все видели, какой он красивый, и слышали, как он поет. Он любит на заборе сидеть и петь. Давай, построим ему заборчик? Где наши кубики?". Обсудите, из каких кубиков лучше всего построить заборчик. Для начала его можно построить из нескольких кубиков, поставленных рядом друг с другом. Пусть петушок взлетит на заборчик, попрыгает по нему. Затем обратитесь от имени петушка к ребенку: "Я хочу повыше заборчик" и прокомментируйте: "Слышишь, петушок хочет взлететь повыше? Давай построим высокий забор? Какие кубики возьмем?". Обсудите с малышом, как можно построить заборчик повыше. Это можно сделать, поставив кубик на кубик, а можно расставить высокие цилиндры или бруски. Предоставляя ребенку возможность самому построить забор, при необходимости помогите ему. После того, как заборчик готов, обратитесь к петушку: "Петя- петушок, вот какой высокий забор построил для тебя Андрюша. Теперь ты доволен? Взлетай высоко!"

Завершите игру песенкой: Рано утром на дворе Просыпаюсь на заре, Ку-ка-ре-ку я кричу - Разбудить ребят хочу. Или: Петушок у нас горластый, По утрам кричит он: "Здравствуй!" На ногах его сапожки, На ушах висят сережки. На головке – гребешок, Вот какой он, петушок! (Г.Бойко)

Карточка №18

 «Воробьиха»

Цель. Развитие у детей способности принять на себя роль птиц.

Ход игры. Игру воспитатель может начать с наблюдения за воробьем на улице: «Посмотрите, на крыше соседнего дома сидит воробей. Он маленький. Посидел, посидел и стал прыгать. Остановился. Взмахнул крыльями, чирикнул и полетел». После этого педагог предлагает поиграть в игру. Воспитатель в роли воробьихи говорит: «У меня есть крылышки. Вот они, смотрите. Взмахну крылышками и лечу высоко, даже выше домов летать могу. А вот мой клювик. Я им зернышки клюю, водичку пью. Очень люблю, есть хлебные крошки и червячков. Живу я на дереве с другими воробьями. А знаете, что я люблю больше всего делать? В луже купаться и чирикать: чик-чирик, чик-чирик, чик-чирик. Целый день летаю и чирикаю, ищу своих деток. Хочу, чтобы прилетели ко мне мои воробышки. Чик-чирик, чик-чирик, воробышки, где вы? Отзовитесь, почирикайте. Я жду». (Если дети не отреагируют на предложение воспитателя, то можно сказать, что воробышки не слышат маму-воробьиху, далеко улетели). Затем педагог спрашивает, кто хочет быть воробышком. После этого игра продолжается аналогично игре «Кот и птички»

Карточка № 19

«Покатаем кукол на машине»

 Цель: Учить детей объединяться по 2-3 ребёнка для самостоятельных игр. Продолжать развивать умение переносить знакомые действия со строительным материалом в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью (шофёр, пассажир).

Ход игры: Воспитатель сажает на машину (сделанную заранее из крупного строительного материала) куклу Катю. Говорит: Моя дочка хочет покататься на машине. А кто будет шофёром? Саша, ты хочешь быть шофёром? Вот тебе руль. Покатай, пожайлуста, мою Катю. Во время игры воспитатель поёт, а дети подпевают песню "Машина"(муз. М.Попатенко, слова Н Найдёновой):

В мaшине, в мaшине Шофёр сидит.

 Машина, машина Идёт, гудит: «Би-би-би, би-би-би!»

В машине, в машине Ребят полно.

Поехали дети, Глядят в окно: «Би-би-би, би-би-би!»

Вот поле, вот речка, Вот лес густой. Приехали дети. Машина, стой! Спасибо, Саша, ты был хорошим шофёром. Посмотри, к тебе пришли ещё мамы и папы. Они тоже хотят покатать своих дочек. Как вы попросите об этом Сашу? (Саша, покатай, пожалуйста, мою Свету.) А чтобы вам не пришлось долго ждать, давайте попросим Артёма тоже быть шофёром . Поможем ему построить машину. Вы приносите нам кубики, кирпичики, а мы с Артёмом будем строить. Что сначала поставим? (кубики). А теперь что надо сделать? (положить сверху дощечку-пластину и поставить кирпичик -получится кабина шофёра). А рулём у тебя будет вот это кольцо. Приглашай пассажиров. Когда кукла займут свои места. Воспитатель ещё раз поёт песню «Машина». При повторении игры можно предложить детям полетать на самолёте ( вспомнить стихотворение А.Барто «Самолёт построим сами») или поплыть на корабле(прочитать стихотворение А.Барто «Матросская шапка»).

Карточка №20

"Путешествие на машине"

Цель: Учить детей объединяться по 2-3 ребёнка для самостоятельных игр. Продолжать развивать умение переносить знакомые действия со строительным материалом в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью (шофёр).

Ход игры:  Возьмите маленькую машинку и предложите ребенку покатать ее друг к другу. Немного поиграв с нею, скажите: "А теперь машинку нужно отправить в гараж, чтобы она отдохнула. Давай, как будто мы с тобой строители и строим для машины гараж? Гараж строят из кирпичиков. Где у нас кирпичики?" Помогите ребенку соорудить гараж, ворота, похвалите его. После того, как малыш построит ворота, предложите въехать через них в гараж. Предоставляйте ребенку возможность действовать самому, задавайте ему вопросы, побуждая к диалогу с машинкой. Малыш катает машинку столько, сколько ему захочется. Если он хорошо и с интересом играет в такую игру, ее можно усложнить. Например, предложить ему отправиться на машине в лес. Для этого понадобится обозначить лес. Это можно сделать, поставив на дальнем краю стола высокие цилиндры (деревья). Игрушечную машинку при желании можно заменить кубиком или палочкой. Можно построить также мост для машины или соорудить горку из кубиков и брусков. Такие постройки желательно на некоторое время оставлять нетронутыми. Ребенок может потерять к игре интерес, но через некоторое время, увидев постройку, снова вернуться к ней.

Карточка № 21

Игра с коробками.

Пр.сод.: вызвать интерес к игре; научить выполнять 2-3 последовательных действия; развивать речь;

Ход игры:  Для этих игр пригодятся коробки из-под духов, обувные коробки, большие коробки из-под электроприборов, телевизоров и пр. В маленьких коробочках из-под духов, особенно если они выложены изнутри шелковой тканью, можно устроить домики или кроватки для пупсиков, маленьких матрешек, птенчиков. Если привязать к таким коробочкам веревочки, можно вообразить, что это машины и катать в них игрушки. Их можно превратить в плиту, в холодильник, в гараж, в домик и т.д. Из чистых пакетов из-под молока или сока можно сделать туннель и показать ребенку, как по этому туннелю проезжают маленькие машинки.

 • Большие коробки можно использовать следующим образом: превращать в квартиры для кукол, расставлять в них мебель, укладывать кукол спать; превращать в свою квартиру или в норку, изображая какое-нибудь животное (лису, волка, медведя и пр.); прятаться в них; сооружать из них машину, поезд, пароход и путешествовать. Для этих целей в коробках нужно вырезать отверстия-окна. составлять из двух-трех коробок туннель и, изображая машину или поезд, "проезжать" сквозь них на четвереньках и гудеть "ду-ду".

Карточка № 22

"В магазине"

Пр.сод.: вызвать интерес к игре; научить выполнять 2-3 последовательных действия; развивать речь; учить играть рядом друг с другом.

Ход игры. Дети давайте поздороваемся!

Здравствуйте ладошки(хлоп-хлоп)

Здравствуйте ножки (топ-топ)

Здравствуйте щечки (плюх-плюх)

Здравствуй мой носик (биб-биб)

Здравствуйте  губки  (чмок-чмок)

Здравствуйте  ребята (здравствуйте).

Ребята, вы любите ходить в магазин? Да.

 • Разложить на столике (на прилавке) овощи, фрукты, предметы-заместители. Взрослому или ребенку взять на себя роль продавца. Cпросить, у продавца, какие продукты есть в магазине. Выбрать необходимые продукты и сложить их в корзинку (с использованием предметов-заместителей). Заплатить продавцу деньги (листочки бумаги, пуговицы, плоские детали от мозаики) Отнести корзинку домой, разложить продукты на столе. Вымыть овощи или фрукты. Поинтересоваться у кукол, что они хотят съесть. Предложить им морковку, яблочко, банан и пр. (использовать реалистические игрушки или рисунки). Сварить в кастрюльке суп. По завершении этой игры сделать анализ игры. Игру можно сопровождать чтением стихотворения Ю. Тувима: Хозяйка однажды с базара пришла,

 Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!.. Вот овощи спор завели на столе – Кто лучше, вкусней и нужней на земле: Капуста? Морковка? Горох, Петрушка иль свекла? Ох!.. Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!.. Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свекла. Ох!.. И суп овощной оказался не плох!

Карточка №22

«Угощение»

Цель. Развитие умения у детей реализовывать игровой замысел.

Ход игры. Педагог спрашивает у ребят: «Кто хочет играть со мной? Приглашаю играть всех: Сашу, Павлика, Алену и Виталика. А Ирочка хочет с нами играть? Сейчас я буду печь вам булочки. Испеку булочки – буду вас кормить. Видите, у меня много теста в кастрюле». Показывает большую детскую кастрюлю, наполненную деталями строительного материала – желтыми или красными полусферами). «Булочек много получится, всем хватит. Садитесь вот сюда, на ковер, отдыхайте, а я буду готовить». Воспитатель рассаживает детей так, чтобы им были видны его действия. «Возьму большой лист (крышка коробки от настольно- печатной игры). Буду класть на него булочки. Эту булочку делаю Валюте (берет из коробки одну детальку, производит круговые движения, напоминающие скатывание шарика, и кладет ее на «лист»). Покатаю, покатаю тесто, готова булочка для Валюши. А эту булочку сделаю для Кирюши (называя имена детей, педагог удерживает их внимание на себе). Вот и все. Никого не забыла. Всем булочки сделала. Теперь их можно печь в духовке». Помещает «лист в духовку» и тут же его вынимает. «Все булочки уже испеклись» (ставит лист на стол, нюхает булочки). «Как вкусно пахнут. Сейчас понарошку попробую одну». Воспитатель показывает, как это надо делать в игре, говорит, что они вкусные, сладкие. Затем угощает каждого ребенка. Спрашивает детей, понравились ли им булочки. Сетует на то, что булочки получились слишком большими и . сразу всю не съесть. После этого педагог предлагает тем, кто наелся, положить оставшиеся кусочки на лист, чтобы доесть потом. Затем воспитатель говорит: «А сейчас давайте поиграем в прятки. Вы будете хитренькими ребятками. Спрячетесь, кто за стул, кто за шкаф, а кто-то даже, может быть, под стол спрячется. Вы спрячетесь, а я буду вас искать. Хотите так поиграть? Сейчас я закрою глаза руками и буду считать, а вы прячьтесь. Раз-два-три-четы-ре-пять, я иду искать». Воспитатель ищет ребят, при этом радуясь, когда кто-нибудь находится. Игру можно повторить два-три раза. Затем педагог приглашает детей снова покушать булочки, а то все наигрались и уже снова есть захотели. «Хотите кушать булочки?» — раздает детям булочки и говорит: «Вот сейчас доедите булочки — молочка дам вам попить. Кто наелся — кладите остатки вот сюда, на лист, и подходите ко мне. Я молочка вам налью». Каждому воспитатель дает чашечку и наливает воображаемое молоко. Можно предложить детям добавки – вторую чашечку молочка. В заключение воспитатель переключает детей на самостоятельную игру: «Вы наелись и напились, а теперь идите играть с игрушками».

Карточка №23

Сюжетно-ролевая игра «Медвежата» Цель. Развитие у детей способности принять на себя роль животного. Игровой материал. Конфеты, фрукты, пироги. Подготовка к игре. Знакомство с отличительными признаками медведя по картинкам, иллюстрациям. Чтение стихов и рассказов про мишку. Игровые роли. Медвежата. Ход игры. Предлагая детям игрушки, конфеты, фрукты, пироги и т. п., воспитатель говорит: «Посмотрите, ребятки, какой большой вкусный пирог испекла медведица и прислала к нам в группу. Она подумала, что у нас в группе есть медвежата – сладкоежки, которые обожают вкусные пироги, и решила угостить их. Кто у нас медвежонок? Кому медведица испекла сладкий пирог? Ты медвежонок, Саша? А где твои лапки, медвежонок? А шерстка у тебя есть, медвежонок? Как много медвежат у нас в группе. Хорошие медвежата! Пора раздавать им пирог!». Затем воспитатель предлагает медвежатам встать вокруг большого стола (сделанного из сдвинутых столов) и посмотреть, как будет она торжественно разрезать пирог на равные части, чтобы всем досталось поровну. Таким образом может проходить обычный полдник. Раздавая пирог, воспитатель приговаривает: «Этому медвежонку .кусочек пирога и этому. Всем медвежатам поровну делю пирог медведицы. Всем медвежатам хватило пирога? Ешьте на здоровье!».

Карточка №24

Сюжетно-ролевая игра «Ежиха» Цель. Развитие у детей способности принять на себя роль животного. Игровой материал. Предметы-заместители, игрушки, иллюстрации. Подготовка к игре. Знакомство с отличительными признаками ежа и ежат по картинкам, иллюстрациям. Чтение стихов и рассказов про ежа и ежат. Игровые роли. Ежиха, ежата. Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть и берет на себя роль ежихи: «Я буду ежихой. У меня колючие иголки и длинненький носик, на конце с черной пипочкой. Лапки у меня хоть и маленькие, но бегаю быстро. Живу я в норке. Умею прятаться от лисы. Свернусь в клубок — ни головы, ни ножек не видно и лежу себе на лесной тропинке. (Можно показать иллюстрацию, где лиса пытается лапой дотронуться до свернувшегося в клубочек ежа). Она ходит, ходит вокруг меня и никак не может меня схватить. Клубочек-то весь в острых иголках. Лиса даже лапой боится до меня дотронуться. Вот только плохо – живу я одна. Нет у меня ежат. Скучно мне. Кто хочет быть моим ежонком?». Далее игра проводится аналогично игре «Лиса». Сюжетно-ролевая игра

Карточка №25

Сюжетно-ролевая игра «Ветер и листочки» Цель. Развитие у детей способности принять на себя роль неодушевленного предмета. Воспитание любви к природе. Игровой материал. Листики. Подготовка к игре. Наблюдения за листьями и ветром на улице. Рассматривание иллюстраций, картин. Чтение стихотворений и рассказов о природе. Игровые роли. Листочки, ветер. Ход игры. Воспитатель начинает игру на прогулке и дает детям задания посмотреть, как лист-лодочка плавает в воде (в луже), поискать, что или кто прячется на земле под листьями, украсить листьями участок, труппу, свой шкафчик, себя, носить и перекладывать листья с места на место, возить за веревочку листик по луже. После этого педагог предлагает повесить листья в сквозных проемах. Подвешенные таким образом, они мгновенно реагируют на малейшее дуновение ветерка, начинают кружиться, раскачиваться в разные стороны. Воспитатель обращает на это внимание детей: «Смотрите! Наши листики кружатся-кружатся, полетели-полетели и успокоились. Снова полетели- закружились и… успокоились». Затем воспитатель говорит с малышами о ветре. «Кто это дует на наши листочки? – удивляется воспитатель. — Ты, Мишенька, не дул на листочки? А ты, Танечка? И я не дула на листочки. Кто же их поднимает в воздух?». Воспитатель ждет ответа, если ребята молчат, он продолжает: «Я знаю, кто поднимает листики, кто дует на них. Это ветер. Он, как и мы, любит играть с листочками. Разлетится, да как дунет — фу-фу-фу! Легкие листочки обрадуются и закружатся-закружатся, полетят-полетят и успокоятся». После такого рассказа воспитатель предлагает поиграть. «Будем играть в ветер и листочки? Я — веселый ветер, а вы — красивые листочки». Детям можно предложить взять в руку по листику, можно украсить листиками одежду детей. «Какие красивые листочки!» — приговаривает воспитатель, украшая детей осенними листьями. Все «нарядились», можно играть». Во время игры воспитатель все свои слова сопровождает показом. Дети ориентируются на его слова и действия. «Маленькие листики тихо сидят на своих веточках (дети и воспитатель сидят на корточках)». «Вдруг веселый ветер прилетел. Как дунет — фу-фу-фу! Листочки проснулись, глазки открыли, полетели (дети двигаются по игровой площадке, кто кружится, кто бегает, кто просто ходит)». «Ветер улетел, листочки успокоились, опустились (дети и воспитатель останавливаются, присаживаются)». Воспитатель может повторить игру несколько раз по желанию детей.

Карточка №26

Сюжетно-ролевая игра "Цирк" Предложите ребенку отвести кукол и зверей в цирк. Усадите их на диванчик. На коврике перед диванчиком устройте "арену" цирка, на ней разместите "артистов". Ими могут быть и мягкие и заводные игрушки (например, кувыркающаяся обезьянка, "Дюймовочка" и др.), а также народные игрушки, которые приводятся в движение веревочками или палочками и имитируют действия взрослых (например, медведь рубит дрова, заяц играет на барабане и др). Вы говорите: "Сейчас выступит обезьянка. Посмотрите, как она умеет кувыркаться". Затем заводите обезьянку и показываете, как она кувыркается. – "А теперь выступает мишка. Он умеет рубить дрова". Петушок может петь и красиво хлопать крыльями, заяц – бить на барабане и т.д. В этой игре можно использовать маски или полумаски разных животных, куклы-рукавички и пр. После каждого выступления вместе с ребенком похлопайте в ладошки.

Картотека №27 Магазин

Пр.сод.: вызвать интерес к игре; научить выполнять 2-3 последовательных действия; развивать речь; прививать чувство коллективизма.

Ход игры. Дети давайте поздороваемся!

Здравствуйте ладошки(хлоп-хлоп)

Здравствуйте ножки (топ-топ)

Здравствуйте щечки (плюх-плюх)

Здравствуй мой носик (биб-биб)

Здравствуйте  губки  (чмок-чмок)

Здравствуйте  ребята (здравствуйте).

Ребята, вы любите ходить в магазин? Да.

А что вы покупаете? Конфеты и т.п.

Ребята, магазины бывают  продуктовые и игрушечные. А мы с вами пойдём в овощной магазин. В нашем магазине будут  продаваться овощи. Ребята в нашем магазине есть прилавок, продавцом буду я.(одеваюсь) Но в нашем магазине нет овощей. Давайте разложим их. Раздаётся стук в дверь, въезжает грузовик с овощами. Давайте с вами разложим овощи на прилавок. Дети берут по одному овощу и по очереди носят овощ воспитателю. Называют его. Вот мы и выложили весь товар. Приходите ко мне в магазин. Здравствуй Арина! Что ты хотела бы купить? Морковь. Морковь какого цвета? Оранжевого. Минуточку, сейчас я взвешу. Вот возьмите. Спасибо. Игра продолжается.

Картотека №28

«Приготовим мне обед»

Пр.сод.: Побудить детей к тому, чтобы они приняли поставленную мою цель, смогли её реализовать.

Ход игры: ребята, я так хочу с вами поиграть. Но так я устала, пришла с работы, у меня так болит голова, я даже не могу приготовить обед. Ребята, а кто хочет приготовить обед? Я знаю, Оля умеет варить вкусный суп. Вот тебе овощи, вот плита, кастрюля. А вот, как много ягод у меня, можно из них сварить компот. Ваня, ты сваришь компот?

Картотека №29

«Напоим Катю чаем» 

Цель: учить играть вместе; выполнять 2-3 последовательных действия; развивать у детей речь; воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Ход игры: - Давайте поиграем. Я буду мамой. А где же моя дочка, кукла Катя? Ещё спит? Пусть спит, а я ей за это время чай приготовлю. Посмотрите, какой красивый чайник. Надо налить в него воды. Открою кран. И ты, Настя, приготовь чай своей дочке. Налей в чайник водички. Вот уже полный чайник воды. Поставлю его греться на плитку. И ты, Настя, поставь свой чайник на плитку. Пусть греется водичка. А мы сейчас приготовим чашки. Вот здесь будет сидеть моя дочка Катя. Поставлю ей чашку с блюдцем. А ты, Настя, куда поставишь чашку с блюдцем? А где же наши оладушки? - Принеси. Настя, пожалуйста. Теперь всё готово. Можно будить наших дочек. Вставай доченька. С добрым утром! Далее проводится игра по конспекту «Катя проснулась». После того как умыли кукол, зовём их пить чай. Повторяя игровые действия с другими детьми, закрепляем название и назначение посуды: чайник, сахарница, хлебница; пpиyчаем, вставая из-за стола, говорить «спасибо»; мыть посуду и ставить её на место. Куклы-дочки в это время " играют" катают мяч, качаются в качалке, и катаются на машине и т.д.

Карточка №30

«Купание куклы»

Цель: учить объединять игры единым сюжетом: сначала куклу надо раздеть, выкупать, одеть, уложим спать. Закреплять разнообразные игровые действия.

Ход игры: Воспитатель, обращаясь к кукле, спрашивает: Ах ты, девочка чумазая, Где ты руки так измазала? (А. Барто. «Девочка чумазая».) Затем говорит детям. Моя дочка Катя испачкалась. Надо её выкупать. Где у нас ванночка? Кто принесёт воды? Какая нам нужна вода? (тёплая). Вика, пpинеси, пожалуйста, тёплой воды в ковшике. Кто пpинесёт мыло? Мочалку? Полотенце? (дать поручение Ване, Андрею, Коле). Всё готово. Аня, помоги, пожалуйста, Кате раздеться. Вика, а ты принеси для Кати чистую рубашку, трусики. Андрюша, начинай мыть Катю. Куда надо посадить куклу? (в тазик). А сейчас. Андрюша, что ты будешь делать? (помою Кате голову чистой, тёплой водой, помой руки, ноги.) Попросите Вику намылить Кате голову мылом, а ты будешь поливать. В то время, когда Андрюша «поливает» из ковшика, можно прочитать стихи: Тёплyю водичку Льём на нашу птичку. (Е.Благинина. «Алёнушка».) Хлюп-хлюп ручками, Полон мыла таз. Ты не трогай, Катенька, Мыльной ручкой глаз. А водичка булькает, А водичка пенится, Катенька поется, Причешется, оденется. (С Капутикян. «Хлюп-Хлюп».) Когда мытьё куклы закончено, воспитатель предлагает Вике вытереть её полотенцем. Кукла стала чистой. Ваня и Андрюша убирает всё на место, вешают полотенце. Затем куклу одевают и укладывают спать. Вместе с воспитателем поют Кате Русскую народную песенку.

 Картотека № 31

«Построим куклам дом» Цель: Продолжать развивать интерес к играм с куклами и строительным материалом. Учить подбирать игрушки и атрибуты для игры. Учить объединяться по двое-трое для самостоятельных игр. Материал и оборудование: Набор строительного материала: кубики, кирпичики, пластины; куклы разных размеров; образные игрушки (заяц, мишка, белочка, лисичка и т.д.). Предварительная работа: Занятие по конструированию на тему «Домик для куклы». Ход игры: Воспитатель обращается к детям: -К нам в гости пришла кукла Света. Она говорит, что ей негде жить. Давайте построим для Светы дом. Кто хочет построить дом? -Серёжа, ты хочешь построить дом для Светы? -Давай вместе строить, а Света посмотрит, как мы будем работать. Воспитатель сажает куклу на ковёр. -Из чего будем строить дом? (из кирпичиков). -Серёжа, принеси, пожалуйста, кирпичики. -Как мы поставим кирпичики? (узкой стороной). -Это будут стены дома, а как сделать крышу? (надо положить кирпичик сверху на стены). -Давай, Серёжа, проверим, сможет ли Света жить в этом домике. Если кукла высокая, то воспитатель показывает, как построить высокий дом. -Теперь надо сделать двери, чтобы в доме было тепло. При этом можно поставить один или два кирпичика независимо от величины построенного дома. В процессе строительства дома вместе с Серёжей воспитатель привлекает к работе и других, заинтересовавшихся игрой детей: одному предлагает сделать забор, другому - дорожку к дому и т. д. Поощряет совместные игры детей. Можно посоветовать малышам построить дома для своих кукол (зайцев, мишек), при этом спеть песню «Строим дом» Тук да тук, Тук да тук, Раздаётся Громкий стук. Строим дом, Дом большой, И с крьтечком, И с трубой. Разукрасим Мы дом И вверху Флажок прибьём. Будут жить В доме том Зайка с куклой (мишкой) И слоном. Когда постройка дома (или домов) закончена, воспитатель предлагает детям привести кукол в гости к Свете. Игрушки идут по дорожке, впереди - кукла Катя. Педагог читает потешку: Катя, Катя маленька, Катенька удаленька. Пройти по дорожке, Топни, Катя, ноженькой.

Картотека №32

«Оденем на прогулку»

Цель: развивать умение переносить знакомые действия с куклой в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью; выполнять в игре 2-3 последовательных действия. Материал и оборудование: 2-3 комплекта верхней одежды для кукол (шапка, рейтузы, обувь, пальто, шарфик). Предварительная работа: 1. Дидактическая игра "Оденем куклу на прогулку" . 2. Чтение стихотворения Е.Благининой «Новая одежда». Ход игры: Воспитатель показывает новую одежду для куклы и говорит: -Катя уже позавтракала. Сейчас я её буду одевать на прогулку. -А у ваших дочек есть одежда? -Давайте вместе одевать их на прогулку? -Что будем одевать сначала? -Возьмём колготки. Моя дочка маленькая, и ей нужны маленькие колготки. А у тебя, Настя, какая дочка? -Уже большая? -Ей надо большие (длинные) колготки. -Теперь оденем сапожки. У моей дочки сапожки маленькие, красные. А твоей дочки, Настя, какие сапожки? (большие, синие). Наденем на ножки Новые сапожки, Пустим по дорожке. Будет доченька ходить, Сапожки новые носить. (Е. Блaгинина. «Новая одежда».) -Чтобы Катя не замёрзла, одену ей тёплую кофточку. И ты, Настя, одень своей дочке кофточку. Какая у твоей дочки кофточка? (большая, тёплая, красная.) -Что теперь будем одевать? (шапку). -У моей дочки маленькая, синяя. А у твоей дочки, Настя, какая шапка? (большая, красная). -Можно уже идти гулять? Или что-то ещё надо одеть куклам?(пальто, шубу). Моя Катя маленька, На ней шубка аленька, Опушка бобровая, Катя чернобровая. При повторение игры с другими детьми На дворе большой мороз, Отморозит кукла нос, Тёплый шарфик нужен ей, Чтоб укрыться потеплей. «Сделаем Кате красивую причёску» Цель: Обогащение содержание игр. Способствовать объединению детей для совместных игр. Материал и оборудование: Расчёски, ножницы (предметы заместители), банты, ленты (в 2-3 экземплярах), зеркало. Предварительная работа: Рассматривание соответствующих иллюстраций. Ход игры: Воспитатель обращается к детям: - У моей дочки Кати сегодня день рождения. Катя хочет сделать красивую причёску. Я буду парикмахером. Причешу Катю красиво. Серёжа, а ты хочешь причесать свою дочку? -Давай играть вместе. Ты тоже будешь парикмахером. -Я причешу Катю, а ты свою дочку. Теперь давай подстрижём нашим дочкам чёлки. Вот так. И сзади тоже подстрижём волосы. Вот так. Проверим, ровно ли мы постригли дочкам волосы. для этого ещё раз причешем их. - Сейчас можно и бантики им завязать. Я возьму синий. У Кати синее платье и синий бантик ей подойдет. А у твоей дочки платье какого цвета? -Какой ты выберешь бантик? -Вот какими красивыми стали наши дочки. Теперь мы всё уберём и пойдём в магазин, чтобы выбрать Кате подарок ко дню рождения . Воспитатель повторяет игру с другими детьми, поощряет игру «рядом» , «вместе» . Своими предложениями взрослый содействует развитию сюжета: «папа» и «мама» приводят дочку к парикмахеру, который её стрижёт, затем идут в «кино» и т.д. Воспитатель учит детей элементарным правилам поведения: здороваться с парикмахером, вежливо выражать свою просьбу: «Подстригите, пожалуйста», «Причеши, пожалуйста», благодарить за причёску и т.п. Во время игры можно использоват

ь потешку «Расти, коса».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека сюжетно-дидактическых игр

Упражнение в пересчитывании и отсчитывании предметов, их условных изображений (палочек, кружков) в пределах 10. Развитие интереса и уважения к профессии продавца. Знакомство с правилами поведения в ма...

Сюжетно-дидактическая игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Цель-научить ребенка разбираться в сложившейся экономической ситуации. Именно, формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни....

Сюжетно – дидактическая игра «Прогулка с Буратино» для детей старшего возраста с ОВЗ

Сюжетно – дидактическая игра  «Прогулка с Буратино» для детей старшего возраста с ОВЗЦель: проверить и закрепить представления о времени, о временном отрезке – неделе...

СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МАГАЗИН» (для детей второй младшей группы)

Игра на формирование умения группировать предметы по признакам, пользуясь практическими действиями с картинками....

Сюжетно-дидактическая игра "Оранжерея" для детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-дидактическая игра «Оранжерея»Старшая группаЦель: Систематизация знаний детей о комнатных растениях.Развитие речи детей. Задачи воспитания и обучения:-Уточнить и системат...

картотека КАРТОТЕКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СЮЖЕТНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР старшая группа

ЦелЬ: Использование игрового метода для комплексного развития и творческих способностей детей: введение ребёнка в мир искусства через фантазийно-игровые впечатления.Задачи:Способствовать активиза...