Картотека сюжетно-дидактическых игр
картотека на тему

Мищенко Елена Александровна

Упражнение в пересчитывании и отсчитывании предметов, их условных изображений (палочек, кружков) в пределах 10. Развитие интереса и уважения к профессии продавца. Знакомство с правилами поведения в магазине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

Название

сюжетно-дидактической игры

Математические представления, которые дети получили на занятии

Цель  игры

Подготовка к игре

Игровые роли и правила

"Магазин"

Счёт до 10 и отсчитывание предметов по заданному числу.

Упражнение в пересчитывании и отсчитывании предметов, их условных изображений (палочек, кружков) в пределах 10. Развитие интереса и уважения к профессии продавца. Знакомство с правилами поведения в магазине.

Экскурсия в ближайший магазин, где они узнают, как обслуживают покупателей продавцы и кассиры, сколько надо платить, чтобы купить нужное количество конфет и печенья, увидят, как кассир получает за названный товар соответствующую сумму денег и даёт сдачу, как взвешивает товар продавец.

Беседа о том. что магазины бывают разные: продовольственные, овощные, хлебные и др., что в магазине может быть несколько отделов и в каждом работает по 2-3 продавца и т. д.

Раскрывая специфику работы сотрудников магазина, воспитатель особое внимание обращает на то, что качество и результат их деятельности зависит от умения правильно считать, отсчитывать, взвешивать товар и т. д.

Роли: заведующий магазином, продавцы, кассиры, покупатели, шофёры, рабочие.

Правила: выполнение ролей кассира, продавца и покупателя предполагает обязательное использование счёта.

Кассир: должен спросить у покупателя, что он хочет купить и сколько, нарисовать на чеке соответствующее количество палочек, выдать чек и сказать покупателю, чтобы он повторил заказ продавцу.

Покупатели: перечисляют кассиру, что они хотят купить и сколько, расплачиваются кружками (деньгами) по числу названных предметов, а получив продукты от продавца, проверяют их количество.

Продавец: прежде, чем выдать товар покупателю, должен спросить, что он хочет купить и сколько, сверяя по чеку правильность его ответов.

Заведующий магазином: организует работу сотрудников  магазина, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность и аккуратность работы продавцов и кассиров, беседует с покупателями.

Шофёры: доставляют определённое количество разнообразных товаров.

Рабочие: помогают сгружать полученный товар.

Название

сюжетно-дидактической игры

Математические представления, которые дети получили на занятии

Цель  игры

Подготовка к игре

Игровые роли и правила

"Почта"

Количественный состав числа из единиц.

Практическое применение знаний о количественном составе числа из единиц в пределах 5, развитие умения действовать с предметами и без предметов, рассказывать о выполненном действии. Углублённое ознакомление с трудом работников связи, формирование уважения к профессии почтальона.

  Беседа о том, что без почты людям сложно общаться, так как они живут в разных концах страны. Из газет мы узнаём о новостях и событиях, происходящих в мире.

Экскурсия на почту. Дети наблюдают, как доставляется и разгружается корреспонденция, наблюдают за работой сортировщиков, которые пересчитывают газеты, журналы и раскладывают их по ячейкам, за работой почтальонов, которые, взяв соответствующее количество корреспонденции, разносят её по домам. Воспитатель обращает внимание на значение точности счётных операций.

Встреч и беседа с почтальоном, рассматривание иллюстраций, чтение С.Маршака "Почта" и рассказа С. Баруздина "Необычный почтальон", дидактическая игра "Назови адрес".

Роли: сортировщики, почтальоны, начальник почты, посетители.

 Сортировщики: сортируют полученную корреспонденцию (газеты, журналы, письма) так, чтобы на каждой полочке было определённое количество разных предметов (вначале количество корреспонденции для одного адресата не превышает 5).

Почтальоны: предварительно определив количество предметов на полках, разносят почту по адресам.

Начальник почты: напоминает "сотрудникам" их обязанности, вручает квитанции, выписанные тому или иному адресату, контролирует правильность сортировки и доставки корреспонденции.

Адресаты или посетители: пишут поздравительные письма и открытки своим родным и знакомым, опускают их в почтовый ящик, покупают на почте марки, конверты и др.

Название

сюжетно-дидактической игры

Математические представления, которые дети получили на занятии

Цель  игры

Подготовка к игре

Игровые роли и правила

"Зоопарк"

Различение количественного и порядкового счёта, сравнение предыдущего и последующего числа.

Создание практической необходимости в сравнении рядом стоящих чисел в пределах 10, установление связей и отношений между ними. Расширение представлений детей о гуманной направленности труда работников зоопарка, об основных трудовых процессах по обслуживанию животных.

   Во время экскурсий в зоопарк, бесед. чтения рассказов Е. Чарушина, Б. Житкова, С. Баруздина и других писателей о животных дети знакомятся с трудом взрослых, работающих в зоопарке. Они узнают об образе жизни животных в естественных условиях, и о содержании их в зоопарке (чем питаются, кто и как их обслуживает, чем болеют животные и кто их лечит и т. д.). Воспитатель обращает внимание ребят на тот факт, что в деятельности людей, работающих в зоопарке, также находят отражение количественные отношения. Служащие зоопарка знают, сколько особей содержится в одной клетке, сколько всего зверей в зоопарке, сколько животных одного вида, сколько им необходимо корма и т. д.

Роли: проводники, рабочие зоопарка, директор зоопарка, врач, работники кухни и др.

  Проводники: каждый должен отправиться за животными, но, прежде чем отправиться в путь, ему нужно запомнить, какое количество и каких животных привезти, сравнить числа по величине. После доставки тех или иных зверей проводник должен рассказать директору, а тот должен запомнить, откуда, каких и сколько животных он привёз и в какую по счёту клетку поместил.

Рабочие: отчитываются, в каких клетках, какое количество животных они кормили, купали, выводили гулять и т. п.

Директор: приглашая на работу проводников, рабочих, кассиров и др., уточняет содержание их работы, определяет, сколько и каких животных следует отловить для зоопарка, контролирует правильность выполнения задания, стимулируя у детей умение рассказывать о выполненных ими счётных действиях.

Название

сюжетно-дидактической игры

Математические представления, которые дети получили на занятии

Цель  игры

Подготовка к игре

Игровые роли и правила

"Путешествие в дальние страны"

Различение количественного и порядкового счёта, сравнение предыдущего и последующего числа.

Различие количественного и порядкового счёта, практическое использование порядковых и количественных  числительных в пределах 10. Развитие воображения у детей, формирование добросовестного отношения к труду.

Воспитатель с целью углубления знаний детей о жарких странах и Севере читает им произведения С. Маршака, В. Дурова, Б. Житкова, Н. Емельяновой, Е. Челинцевой и  др.. предлагает рассмотреть альбом "В мире животных", советует родителям индивидуально с ребёнком в свободное время посетить зоопарк. На досуге воспитатель беседует с ребятами об особенностях растительного и животного мира в других климатических зонах.

Роли: проводники, рабочие зоопарка, директор зоопарка, врач, работники кухни и др.

  Проводники: каждый должен отправиться за животными, но, прежде чем отправиться в путь, ему нужно запомнить, какое количество и каких животных привезти, сравнить числа по величине. После доставки тех или иных зверей проводник должен пользуясь порядковым счётом, поместить  их в указанную клетку.

Рабочие: прежде чем накормить животных или вывести их погулять, должны определить, в каких по счёту клетках они находятся и сколько их.

Работники кухни: должны знать, сколько корма им нужно приготовить, а значит, прежде определить, сколько и какие животные находятся в той или иной клетке.

Директор: приглашая на работу проводников, рабочих, кассиров и др., уточняет содержание их работы, определяет, сколько и каких животных следует отловить для зоопарка, контролирует правильность выполнения задания, стимулируя у детей умение рассказывать о выполненных ими счётных действиях.

Название

сюжетно-дидактической игры

Математические представления, которые дети получили на занятии

Цель  игры

Подготовка к игре

Игровые роли и правила

"Подготовка к открытию детского сада"

Независимость числа предметов от их величины и пространственного расположения

Установление независимости числа предметов от их величины (число предметов не зависит от их размеров и расстояния между ними). Уяснение значимости труда работников детского сада. Воспитание гуманных чувств (доброты, отзывчивости, заботы).

Поскольку многое в содержании игры "Детский сад" детям знакомо (они знают, кто работает в детском саду: заведующий, воспитатели, няни, повар, медицинская сестра; имеют представление о том, какую работу они выполняют, как помогают друг другу), то следует лишь уточнить и конкретизировать их представления о труде каждого сотрудника детского сада, заинтересовать их  работой. С этой целью воспитатель организует наблюдения за трудом взрослых, рассматривает с детьми картины "Детский сад", "Новенькая", проводит беседу "Кто заботится о нас в детском саду" и встречи с заведующим детским садом, завхозом, врачом. Затем рассказывает случаи из жизни данной группы. Развивая интерес и обогащая знания детей о профессиях, воспитатель особое внимание обращает на то, как и с какой целью люди в своей деятельности используют счёт (воспитатель и няня должны знать. сколько детей в группе, сколько мальчиков, сколько девочек, сколько нужно пособий для занятий; сколько кроваток для сна, тарелок, чашек для еды; повар определяет количество продуктов для детей каждой группы и т. д.

Роли: заведующий, воспитатели, няни, завхоз, шофёр, грузчик

Заведующий, воспитатели и няни: должны учитывать количество воспитанников в группе (кукол) и число предметов мебели, посуды, игрушек разных размеров, которые необходимы для оборудования групп.

Шофёры: отправляясь в рейс, должны запомнить количество и размер мебели (игрушек и т.п.), доставить её в детский сад и отчитаться: рассказать, сколько мебели и какого размера они привезли.

Завхоз: должен выдавать инвентарь в каждую группу согласно заявкам, поступившим от воспитателей.

Название

сюжетно-дидактической игры

Математические представления, которые дети получили на занятии

Цель  игры

Подготовка к игре

Игровые роли и правила

"Хлебозавод"

Ориентировка в некоторых свойствах упорядоченного ряда - относительность, транзитивность, установление двух отношений больше чем, меньше чем.

Сравнение и упорядочение предметов по величине (от 3 до 10). Уточнение представлений о труде работников пекарни

Читая детям рассказы (Н. Незлобан "На пашне", Н. Глинская "Хлеб", В. Куприн "Отцовское поле") и стихи (Я. Дягутите "Рожь поёт", А. Барто "Наш кормилец"), рассматривая с ними картины, иллюстрации, встречаясь с работниками хлебозавода, воспитатель формирует у дошкольников представление о труде хлебороба, пекаря и других людей, благодаря которым хлеб попадает на наш стол, воспитывает уважение к труженику. Во время наблюдений обращает внимание детей на разнообразие хлебобулочных изделий, их размер как особый признак.

Роли: пекари, оператор, контролёр, шофёр.

Пекари: выпекают хлебобулочные изделия нескольких сортов и разного размера.

Оператор: следит за работой транспортёра, по которому подаются изделия, подсчитывает их количество.

Контролёр: определяет ассортимент, качество и количество хлебобулочных изделий, контролирует правильность раскладки, проверяет готовность изделий.

Шофёры: развозят хлебобулочные изделия по магазинам, предварительно определив их количество и размеры.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКИХИГР С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Месяц

Практическое использование, закрепление и уточнение

 математических представлений

Сюжетно-дидактическая игра

Сентябрь

Сравнение и отбор предметов по величине

"Библиотека"

"Хлебозавод"

"Книжный магазин"

Октябрь

Ориентировка в некоторых свойствах упорядоченного ряда - относительность, транзитивность, установление двух отношений больше чем, меньше чем

Переплётная мастерская"

"Хлебозавод"

"Магазин"

Ноябрь

Сравнение предметов по отдельным признакам (длина, ширина, высота), соотношение их с помощью условной мерки

"Автопарк"

"Построим мост"

Декабрь

Выделение и воссоздание размерных отношений между предметами по длине, ширине и высоте

"Занятия в детском саду"

"Секретное задание"

"Ярмарка"

Январь

Счёт до 10 и отсчитывание предметов по заданному числу.

"Магазин"

Февраль

Количественный состав числа из единиц.

"Почта"

Март

Различение количественного и порядкового счёта, сравнение предыдущего и последующего числа.

"Зоопарк"

Апрель

Различение количественного и порядкового счёта, сравнение предыдущего и последующего числа.

"Путешествие в тёплые страны"

Май

Проверка знаний о счёте, умения самостоятельно решать математические задачи в новых условиях

"Цирк"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сюжетно-дидактических игр в приобретении дошкольниками математических представлений.

Методический материал для воспитателей о возможности планирования и проведения с детьми старшего дошкольного возраста сюжетно-дидактических игр, основной задачей которых является закрепление элементар...

Конспект сюжетно-дидактической игры с математическим содержанием "Кондитерская фабрика"

Этот конспект соединяет в себе любимую детскую деятельность - сюжетно-ролевую игру и одновременное, ненавязчивое закрепление математических знаний, полученных на занятии....

Конспект сюжетно-дидактической игры с математическим содержанием "Автозаправочная станция"

Предлагаемый конспект содержит некоторые идеи организации сюжетно-ролевых игр с одновременным закреплением математических знаний детей....

Картотека сюжетно-дидактических игр для детей 2-4 лет

Сюжетно-дидактические  игры позволяют ребёнку уточнить, углубить, расширить свои знания, развить себя как личность и приобрести первый опыт разнообразного взаимодействия с окр...

картотека КАРТОТЕКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СЮЖЕТНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР старшая группа

ЦелЬ: Использование игрового метода для комплексного развития и творческих способностей детей: введение ребёнка в мир искусства через фантазийно-игровые впечатления.Задачи:Способствовать активиза...