Проект (методическая разработка) по познавательному развитию в средней группе "Новинки из мусорной корзины"
проект (средняя группа)

Ковалевская Екатерина Леонидовна

В каждой семье наших воспитанников остается большое количество бросового материала и некоторые родители стали спрашивать у нас нужны ли нам тот или иной бросовый материал (втулки, баночки с крышками из-под детского питания, скорлупа от орехов, бумажные коробки, спичечные коробки, железные крышки от лимонада и т.д). И мы, чтобы лишний раз не расходовать ресурсы группы, решили использовать этот бросовый материал в оснащении развивающей среды группы (П.Д.Д., и «Огород на окошке») и для поделок к тематическому празднику (8 марта). Изготовление поделок из бросового материала напрямую связано с решением главной экологической проблемы - загрязнение окружающей среды. Эта идея очень понравилась всему коллективу нашей группы: воспитателям, помощнику воспитателя, детям и родителям, т. к. из простых материалов получаются полезные, красивые, необычные новые предметы. Дети нашей группы активно используют эту идею дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_musor.docx39.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №26

 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Проект:  «Новинки из мусорной корзинки»

Воспитатель:  Ковалевская Е.Л.

Санкт-Петербург

2023

Паспорт педагогического проекта

Проект:  «Новинки из мусорной корзинки»»

Тип проекта: краткосрочный

Срок реализации: с 01.08.23 – 10.08.23

Интеграция образовательных областей - познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Вид проекта: познавательно-творческий.

Участники проекта: Воспитатели, дети средней, родители.

Необходимые условия для реализации проекта:

заинтересованность родителей и детей;

методические разработки.

Актуальность проекта:

     В каждой семье наших воспитанников остается большое количество бросового материала и некоторые родители стали спрашивать у нас нужны ли нам тот или иной бросовый материал (втулки, баночки с крышками из-под детского питания, скорлупа от орехов, бумажные коробки, спичечные коробки, железные крышки от лимонада и т.д). И мы, чтобы лишний раз не расходовать ресурсы группы, решили использовать этот бросовый материал в оснащении развивающей среды группы (П.Д.Д., и «Огород на окошке») и для поделок к тематическому празднику (8 марта). Изготовление поделок из бросового материала напрямую связано с решением главной экологической проблемы - загрязнение окружающей среды. Эта идея очень понравилась всему коллективу нашей группы: воспитателям, помощнику воспитателя, детям и родителям, т. к. из простых материалов получаются полезные, красивые, необычные новые предметы. Дети нашей группы активно используют эту идею дома.

Цель проекта: Научить детей использовать бросовый материал в развивающей среде группы и для поделок к тематическим праздникам.

Задачи проекта:

  1. Знакомить детей с нетрадиционными способами использования бросовых материалов;
  2. Воспитывать бережное отношение к природе.
  3. Привлечь родителей к совместному поиску бросовых материалов и их использованию в творческой деятельности.

Методы проекта:  

     Поисковые: поиск материалов и способов их применения;

Словесные: разговор, беседа;

Наглядные: показ образцов поделок;

Задачи по работе с родителями:

  • Повысить компетентность родителей по теме проекта;
  • Привлечь семьи к участию в поиске и сбору бросового материала.  Заинтересовать родителей в творческом процессе на основе сотрудничества с детьми и воспитателями.

Предполагаемый результат:

  1. повышение интереса дошкольников к вторичному использованию бросового материала.
  2. повышение уровня информированности родителей о возможностях использования бросового материала.
  3. повышение процента включенности родителей в жизнь детского сада;
  4. повышение творческих способностей детей и родителей;
  5. развитие интереса к коллективной работе с детьми.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный Определение цели и задач проекта, сбор бросового материала, создание условий для организации работы, составление  плана мероприятий по организации детской деятельности.

Задачи:

       

Формы организации работы 1 этапа:

  • сбор информации, материалов  по теме;
  • организация  предметно - развивающей среды
  • разработка цикла  занятий;
  • беседы.

2 этап – практический:  Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через поисковую и практическую деятельность детей.

Задачи:

•закрепить знания об использовании бросового материала;

•формировать представление о том, что используя вторсырье мы делаем нашу планету чище;

•пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.

Формы организации работы 2 этапа:

•Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательного режима)

Формы работы с детьми        

  • реализация мероприятий перспективного тематического планирования   (непосредственная образовательная деятельность по теме, творческая деятельность).

Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

Тематические беседы: «Вторая жизнь мусора», «Мусор вокруг нас»

Чтение художественной литературы: Усачев А.Н. «Мусорная фантазия», просмотр мультфильмов «Валли», «Смешарики» серия про мусор.  

Художественно-продуктивная деятельность: «Карандашница для папы из втулки», «Фоторамка для мамы», «Домик» для огорода на окошке, изготовление горшочков для посадки из крышей из под торта, изготовление макета «Космос» из втулок.

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад».

Дидактические игры: «Что из чего сделано», «Для чего сгодиться», «Сортируем мусор правильно», «Выбери опасный мусор».

 Консультации для родителей: «Воспитание любви к природе»

Мастер класс «Фоторамка для мамы»

Системная «паутинка» проекта

Познавательное развитие

Беседы: «Сбор мусора», «Вторая жизнь использованных предметов»

Рассматривание поделок из бросового материала

Речевое развитие

Чтение рассказа Сухомлинского «Две девочки», разучивание стихотворения Усачева «Мусорная фантазия».

Социально – коммуникативное развитие

С.Р. игры: «Семья», сюжет «Правильно сортируем мусор дома», «Мы сдаем макулатуру», «Детский сад», сюжет «Мы делаем поделки из бросового материала».

Художественно – эстетическое развитие

«Карандашница для папы из втулки», «Фоторамка для мамы» из бросового мтериала, «Домик» для огорода на окошке, изготовление горшочков для посадки, изготовление макета  из втулок «Космос»

Физическое развитие

П.И. «Пылесос»

        

3 этап – обобщающий (заключительный). Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проекта.

Задачи:

  • вызвать желание узнать о «второй жизни предметов»;
  • развивать творческие способности;
  • воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности;
  • вызвать желание использовать бросовый материал

В ходе реализации проекта «Новинки из мусорной корзинки» предполагаемые результаты были достигнуты:

1. повысился интерес дошкольников к вторичному использованию бросового материала;

2. повысился уровень информированности родителей о возможностях использования бросового материала.

3. повысился процент включенности родителей в жизнь детского сада;

4. повысились творческие способности детей и родителей;

 

Конспект беседы по экологии в средней группе

Тема: «Вторая жизнь мусора»

Цель: Расширять и закреплять представления детей о вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов.

Задачи:

1. Объяснить детям целесообразность сортировки, переработки и утилизации мусора (отходов)

2. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.

3. Рассказать, как  используют  различные материалы.

4. Активизировать словарь (сортировать, бросовый материал, бытовые  пищевые отходы и т.д.).

Материал и оборудование:

Мусорная корзина, в которой лежат стеклянные бутылки  из-под сока, электрическая лампочка, картонная коробка из-под конфет, салфетки, фантики, обрезки цветной бумаги, газеты, фольга, консервная банка, пластмассовые детали игрушек, полиэтиленовые пакеты, пищевые отходы (огрызки  яблока, сухарик).

Воспитатель: Давайте рассмотрим содержимое мусорной корзины нашей группы.  Много ли накопилось  отходов  на сегодняшний день.

Воспитатель: Посмотрите, какую красивую коробку из-под конфет мы выбросили. Как вы думаете, сколько денег было затрачено на её изготовление? Из чего получают картон? Картон, фольга, краски, использованные при изготовлении этой коробки, труд художника и рабочих, создавших её, — стоят чуть дешевле упакованных в неё конфет. На изготовление этих баночек для сока тоже затрачено много труда и денег. Скажите, весь мусор в корзине одинаковый? Чем различаются выброшенные предметы?

Дети: Они сделаны из разных материалов. Их по-разному использовали. Здесь находятся большие и маленькие предметы.

Воспитатель: Что же делать с мусором, которого так много? Может быть, его можно как-то использовать? В настоящее время некоторые виды отходов используются как топливо для электростанций. Как вы думаете, можно ли сжигать пластмассовые бутылки и полиэтиленовые пакеты?

Дети: Нельзя. Когда они горят, выделяется дым, который вреден для всего живого.

Воспитатель: Совершенно верно!

 В нашем современном мире ни одно предприятие не обходится без использования этих  материалов. Поэтому переработка пластиковых отходов имеет большое значение - из вторичного пластика можно получать  сырье, использовать его для новых изделий.

Выброшенные изделия из пластмассы  представляют угрозу для животных и водоемов. Существует немало примеров, когда проглоченный пакет приводил к гибели животного - даже зарегистрированы случаи гибели китов. Пластиковая тара  не переваривается организмом животного.

Кроме того, пластмасса выделяет ядовитые вещества при горении и разложении, которое может длиться более 100 лет. Ребята! Как вы думаете, лучше бросить бутылки или  переработать в новый материал? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте посмотрим еще в нашу корзинку! И здесь мы видим огрызки яблок, сухарики. Эти отходы называют пищевые и они наименее опасные отходы . Они не наносят практически никакого урона окружающей среде и относительно быстро разлагаются - примерно за 2 недели. Однако, вследствие того, что органические отходы используются в пищу как микроорганизмами, так и животными - их избыток может привести к распространению вредных и опасных бактерий, насекомых и животных. В Средние века завалы гниющих органических отходов в городах приводили к эпидемиям и значительному распространению крыс - переносчиков паразитов и инфекций.

Часто мы наблюдаем, как мусор закапывают в землю. Для чего это делают? Всё ли перегнивает в земле? Какие предметы из нашей корзины перегниют быстрее? Правильно огрызки от яблок. Теперь вы знаете, что этот вид отходов не только не причиняет вреда природе, но и может использоваться как натуральное удобрение !

Воспитатель: Есть ли среди содержимого нашей мусорной корзины предметы, которые можно вторично использовать? Что делает хозяйственный человек со старыми газетами и журналами?

Дети: Газеты расстилают на полу во время ремонта. Старыми  газетами растапливают печку на даче. Из журналов можно вырезать картинки.

Воспитатель: Правильно! Молодцы ! Все это называется - макулатура. Макулатура  очень подходит  для вторичного использования. Она используется для производства бумаги различного назначения, упаковочных и строительных материалов. Она  заменяет очень много древесины, поэтому сбор и  утилизация бумажных отходов поможет существенно сократить вырубку лесов. Старые бумаги вымачиваются, чистятся и измельчаются. А потом из этих волокон делают новую бумагу так же как из древесины. Представляете, как это важно для сохранения наших лесов! А еще есть специальные пункты приема макулатуры .Когда ваши родители ходили в школу ,то были специальные дни ,когда дети приносили макулатуру в школу и сдавали .а тем кто больше всех сдаст- давали подарки-новые книги. Давайте повторим, как одним словом называют старые газеты,  журналы  и книги?    

Дети: Макулатура!

Воспитатель: Давайте дальше рассмотрим, что есть в мусорной корзине. И это - стеклянная бутылка.

 Ребята, а вы знаете, что отслужившие изделия из стекла очень легко пустить во вторичное использование. Неповрежденные банки и бутылки не нужно заново перерабатывать, после обработки их можно использовать снова по прямому назначению. Битое стекло можно подвергать переплавке.

Стекло - долговечный и износостойкий материал. Сам по себе оно не наносит вреда окружающей среде, но битое стекло опасно для людей и животных. В природе отходы из стекла разрушаются в течение нескольких сотен лет, растрескиваясь и крошась от перепада температуры.

Ребята! Ч то можно сделать со стеклянной бутылкой?

Дети: Её можно вернут в магазин. Стеклянные бутылки и банки моют и снова разливают в них сок, молоко, кефир, а разбитые бутылки переплавляют в новые

Воспитатель: Итак, продолжим разбирать нашу корзинку. Здесь есть пластиковая бутылка. Как можно использовать пластиковые бутылки?

Дети: Разрезать пополам и прикрывать ими рассаду. Изготовить кормушки для птиц, делать разные поделки и т.д.(Выслушать разные ответы детей)

Воспитатель: Итак! Подведем итог нашей беседы! Мы узнали, что отходы могут не загрязнять природу, если их повторно использовать. Мусор необходимо сортировать. Если каждый человек будет стремиться сделать чище свой двор, улицу, посёлок, все люди будут дышать свежим воздухом, пить чистую воду, любоваться красотой земли. Ведь ухоженную землю имеет тот, кто для этого что-то делает!

Конспект беседы по экологии в средней группе

Тема: «Мусор вокруг  нас»

Цель:

Знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов.

Задачи:

1.  Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора.

2.   Развивать умение анализировать экологическую проблему.

3.   Развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в детском саду.

4. Содействовать развитию умения дифференцировать предметы по материалу, из которого они были изготовлены.

5.    Воспитывать  бережное отношение к окружающему миру.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, вы смотрели мультфильм про робота Валли ? Валли – житель мусорного города сегодня прислал нам в письме интересное стихотворение. Послушайте его и подумайте, о чем в нем рассказывается.

Автор - Андрей Усачев

Мусорная фантазия.

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки -

Быстро наши города превратятся в свалки.

Если мусорить сейчас, то довольно скоро

Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Но когда летать начнут в школу на ракете -

Пострашней произойдут беды на планете:

Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты

Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты...

Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,

А посыплются как град старые ботинки.

А когда пойдут дожди из пустых бутылок -

На прогулку не ходи: береги затылок!

Что же вырастет в саду или в огороде,

Как пойдёт круговорот мусора в природе?..

И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,

Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

 Ответы детей: О мусоре, что нельзя загрязнять планету, бросать корки, шкурки, палки.

Воспитатель: Каждый житель нашей планеты ежегодно выбрасывает приблизительно тонну мусора - полный кузов грузовика. На планете более 6 миллиардов жителей. Представляете, сколько мусора скапливается на земле?  Какие огромные пространства занимают мусорные свалки и полигоны? Вероятно, скоро нам придется спасаться от мусора? (Вспоминаем про мусорный город).

 Давайте же разберемся, что же выбрасывают люди, каким бывает мусор?

Дети. Банки, бутылки, фантики, коробки, мебель, железки, игрушки и т.д.

Воспитатель: Правильно,  сколько бывает разного мусора. Но этот мусор бывает разного вида.

- пищевые отходы - это  все что попадает в мусорное ведро с кухни;

-твердые бытовые отходы - это стекло, пластик, металл, бумага, текстиль….

- после строительства или ремонта образуется строительный мусор - это плитка, бетон, штукатурка, кирпичи, грунт и т. д.

Самыми вредными является пластиковые отходы. Они накапливаются очень быстро, потому что люди используют много одноразовой посуды, пластиковых бутылок, пакетов, упаковочного материала. Сжигать пластмассу нельзя. При сжигании выделяется ядовитый газ. Закапывать в землю бессмысленно, пластмасса очень медленно разлагается.

Ежегодно от каждого человека, проживающего в России, остается очень много мусора. Ежедневно мы выбрасываем консервные банки, различные упаковки, бумагу, бутылки, предметы из пластмассы и пластика, старые бытовые приборы и многое другое. Как мы избавляемся от мусора? Куда он потом девается?  Ребята, а куда вы выбрасываете все ненужные вещи?

Дети. В мусорное ведро.

Воспитатель. Затем мусор попадает в мусорный контейнер. А куда вывозят контейнеры с мусором?

 

Дети:  На свалку.

Воспитатель: Самое плохое, что люди иногда выбрасывают мусор не в мусорное ведро или контейнер, а просто на улицу. От этого становятся грязными улицы, засоряется почва, растениям труднее расти и дышать. Вид улиц становится тоже некрасивым.

Я предлагаю вам немного поиграть. Посмотрите, как красиво и чисто в нашей группе. А теперь каждый из вас возьмет и кинет на пол ненужные листочки бумаги, обрезки от нашей аппликации. Посмотрите, что стало с группой?  А ведь каждый из вас кинул только одну бумажку!

Дети: грязно, некрасиво

Воспитатель: Давайте наведём чистоту и соберём весь мусор в мусорную корзину. Проводиться игра «Соберем мусор»

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, как опять стало чисто в группе.

Воспитатель: Да, ежедневно в городе образуется огромное количество мусора, который вывозят специальными машинами и отправляют на свалку. Свалка – это скопление мусора. Мусор выделяет ядовитые вещества, а это опасно для здоровья человека. Вспомните, возле ваших домов стоят мусорные баки. Если машины ежедневно вывозят мусор – запаха там почти нет, если же мусор не вывозится довольно долгое время, то проходить мимо таких баков неприятно. Почему?

Дети: Некрасивая куча, неприятный запах.

Воспитатель: Такой же запах выделяется и на больших свалках за пределами нашего города, отравляя воздух и почву вокруг. А ведь на месте свалок могли быть парки, леса…

Кроме свалок, существуют мусоросжигательные заводы, но при сжигании мусора образуются вредные, опасные вещества, попадающий в воздух, которым мы дышим.

Еще бывают мусороперерабатывающие заводы, где после специальной переработки мусора, получают новый материал, из которого уже изготавливают новые полезные изделия, тем самым сберегая природные богатства нашей страны.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чистоты окружающей природы, как лучше поступить с мусором: вывозить на свалку, закапывать, сжигать или отправлять на мусороперерабатывающий завод? Почему?

Дети: На завод, меньше загрязняется воздух и почва, а еще могут там сделать новый материал.

Воспитатель: Да, действительно, на специальных заводах бытовой мусор перерабатывается, из него создаются новые вещи, которые люди вновь используют, что позволяет сберечь природные богатства нашей планеты. А какие?

Дети: Лес, вода, земля

Воспитатель: Ребята, во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, его сортируют, в зависимости от материала, из которого он изготовлен. Это облегчает переработку на заводе. Теперь так начали делать и в некоторых городах нашей страны (г. Городец)

Воспитатель: Когда  мы покупаем в магазине какие-то вещи или продукты, то,  как правило, они во что-то упакованы  (коробки, пакеты, бумагу и т.д.). Ребята, а как вы думаете, что можно сделать из старой упаковки?

Ответы детей.

Показ глобуса.

Воспитатель: Посмотрите, какая большая наша планета, сколько стран. Природа таит в себе много тайн, славиться своей уникальной красотой и   в наших с вами руках сохранить ее. Я думаю, что мы с вами будем заботиться о нашей природе, защищать ее. А как?

Дети:  Не  мусорить, не делать много свалок, соблюдать правила, очищать природу.

Воспитатель читает стихотворение и звучит фонограмма «Голоса леса».

Пусть на земле не умирают реки

И стороной обходит их беда.

Пусть чистой остаётся в них навеки

Студёная и вкусная вода.

Любите родную природу-

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша  навеки родная земля

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по познавательному развитию в средней группе «Кто живёт в жарких странах?»

Увлекательное путешествие в Африку, во время которого весело играем и уточняем названия животных жарких стран и их детёнышей....

Методическая разработка по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Дождик»

Конспект комплексной образовательной деятельностиС детьми  среднего дошкольного  возраста. «Дождик»...

Методическая разработка по познавательному развитию в средней группе Игра-путешествие «Русская народная игрушка- Матрешка

Через занятие воспитываем любовь к народному искусству, чувство уважения к мастерству народных мастеров. Знакомим детей с декоративно - прикладным искусством русского народа - деревянной матрёшкой....

Методическая разработка по познавательному развитию в средней группе Экскурсия знакомство "Я поведу тебя в музей"

Методическая разработка  по познавательному развитию в средней группе Экскурсия знакомство "Я поведу тебя в музей"...

Методическая разработка по познавательному развитию в средней группе «День Защитника Отечества»

Программные задачи:Образовательные:  - Продолжать знакомить детей с предстоящим праздником «День защитника Отечества»Развивающие:Развивать у детей желание участвовать в образоват...

Проект (методическая разработка) по познавательному развитию в средней группе "Все профессии важны"

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализ...

Проект (методическая разработка) по познавательному развитию в средней группе "Наш приятель - Снеговик"

Наконец пришла зима, выпал снег. Теперь всё вокруг похоже на белую сказку. Но какая сказка без сказочных героев? Конечно, и в нашей сказочной реальности появляются снежные герои, главный из которых - ...