Художественное слово как средство речевой активности дошкольника
статья (подготовительная группа)

Ковалева Ирина Александровна

Отчет по самообразованию в котором наблюдается связь речевой активности детей и развитием морально-нравственных качеств ребенка-дошкольника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 г. Велижа

Отчет по самообразованию

Художественное слово как средство речевой активности дошкольника

воспитатель   Ковалева И. А.

 2016

 

  Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Опыт моей работы с дошкольниками показал  недоразвитие речи детей. Объективные причины этого:

- сокращение речевых контактов — с раннего детства непосредственное речевое общение заменено телевидением и компьютерами;

- значительно снизился уровень культуры речи самого общества;

- в семье мало читают.

     Необходима система работы, которая позволила бы  компенсировать отставание дошкольников в речевом развитии  и обеспечила бы наиболее благоприятные условия для общего развития детей.

     Речь дошкольника развивается посредством общения его со сверстниками, взрослыми, педагогом, причем данный процесс должен быть целенаправленным, систематическим и последовательным, с использованием особых приемов и методов. На мой взгляд, огромную роль в формировании развитой речи ребенка играют выразительные   средства языка, средства художественной литературы и устного народного творчества. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста:  непроизвольная эмоциональная у малышей,  интонационно речевая у детей средней группы, выразительная - у детей старшего дошкольного возраста.

     Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что на данном возрастном этапе они уже овладевают словом в такой мере, что их речь приближается по структуре к речи взрослого человека. В основном у дошкольников сформулировано звуко- и словопроизношение, имеется достаточный словарный запас, наличествуют все грамматические категории разговорного языка (дети изменяют слова по падежам, числам, родам, согласуют их в предложении). Вместе с тем, эмоционально-образное восприятие детьми окружающей действительности развито слабо. Еще дети испытывают затруднения:

- при построении развернутых высказываний;

- при налаживании эмоциональных связей с окружающими;

- при формулировании мыслей, построении сообщений,  текстов;

- при налаживании с собеседником речевого взаимодействия;

- при выделении образных выражений в тексте;

- при экспериментах со словами (словотворчестве, рифмотворчестве).

      Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

     Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе — усвоения языка.  Чтение литературных произведений доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности — словесном творчестве.  Но для того чтобы этого достичь, проводилась  работа по анализу литературных произведений, в результате которой дети научились  различать литературные жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений.  Так, на каждом занятии дети учились  выделять художественные средства в стихотворных произведениях.

При ознакомлении с жанром рассказа я  объясняла, что рассказы повествуют о каком-нибудь событии или случае из жизни, что рассказы бывают разные: о людях и природе, смешные и грустные, короткие и длинные. После чтения рассказа  спрашивала  детей, что им прочитали (сказку, стихотворение или рассказ), почему они думают, что это рассказ, а не сказка или стихотворение. Затем задаются вопросы, выясняющие понимание детьми основного смысла рассказа, моральных поступков героев.

     Большой любовью пользуется у детей сказка. Как средство воздействия на ребенка, она обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Являясь произведением народного искусства, сказка несет в себе богатый духовный заряд, со словом связан целый мир образов; перенося ребенка в волшебные события, заставляет его переживать вместе с героями, что способствует развитию воображения и чувств.

     В своей работе с детьми я использовала пословицы и поговорки — особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя опыт многочисленных поколений. Выразительность пословиц и поговорок, умение образно описать предмет и творчески использовать слово, является весьма важным фактором в формировании воображения и образной речи детей дошкольного возраста. Положительные эмоции, вызванные процессом отгадывания загадок,  формируют у ребенка познавательный интерес к окружающему миру, повышают наблюдательность.

     В результате обучения элементарному анализу особенностей художественного текста совершенствуется речь (словарный запас, связность, грамматическая правильность, звуковая культура, образность). Но не всегда дети используют полученные знания и умения в собственной деятельности. Они замечают образные слова, сравнения, эпитеты в литературном произведении, но сами применить их не могут.

     Художественная  литература является универсальным развивающее-образовательным средством. Отгадывая загадки -  у ребенка развивается логическое мышление.     А развивая мышление ребенка, мы развиваем и речь.    Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры.  Они организуют детский коллектив в игре, поддерживая строгий порядок во всех играх. Дети подчиняются этому порядку как незыблемому закону. Основой все считалок является счет. Не задумываясь о содержании, дети механически его запоминают, что приводит к развитию математических способностей.   С помощью дразнилок, дети все время себя воспитывают: учат товарищей, и сами учатся быть честными, справедливыми, добрыми. В фольклоре много дразнилок, которые высмеивают отрицательные качества личности.

     Перед педагогами подготовительной группы стоят задачи по художественной литературе:

  • Учить различать жанры литературных произведений  и некоторые особенности  каждого жанра.
  • Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и выразительно читать наизусть стихотворения.
  • Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи.
  • Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.

     Таким образом, можно твердо утверждать, что приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем речевую активность, а также  моральные, нравственные и психологические качества.

 http://www.pedm.ru/conference_notes/36

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/05/28/teatralizovannaya-deyatelnost-kak-sredstvo-priobshcheniya-detey-k


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование художественного слова как средства умственного развития дошкольника.

Представлены общие положения о понятиях "художественное слово" и "умственное развитие",  об их критериях, взаимовлиянии и преимуществах....

Статья "Художественное слово как средство развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста"

Статья "Художественное слово как средство развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста" содержит опыт работы по приобщению детей к чтению. Образовательная область "...

Статья на тему "Художественное слово как средство развития речевой активности у детей 3-4 лет"

В статье представлен теоретический и практический материал на тему "Художественное слово как средство развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста"...

Художественное слово как средство речевого развития детей раннего возраста

Данная статья посвящена рассмотрению вопроса влияния художественного слова на уровень речевого развития детей раннего возраста. Здесь мы рассмотрим насколько детская литература и фольклор важны на дан...

«Речевая развивающая среда, как средство повышения речевой активности дошкольников»

Речевая развивающая среда, как средство повышения речевой активности дошкольников...