"Народная песня как средство речевой активности дошкольников". Проект.
проект по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ефимовский детский сад комбинированного вида»
Проект
« Народная песня как средство развития речевой активности старших дошкольников»
Руководитель проекта:
музыкальный руководитель
Потеряева С.В.
п.Ефимовский
2020 г.
Паспорт проекта
Тема проекта: «Народная песня как средство развития речевой активности старших дошкольников»
Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители
Срок реализации: 6 недель
Вид: групповой, познавательно - творческий, краткосрочный
Цель проекта:
Создание благоприятных педагогических условий для формирования связной речи у детей средствами малых форм фольклора в совместной деятельности. Обогащение знаний детей народными песнями разных жанров.
Формирование интереса, чувства уважения и любви к народной песне.
Задачи проекта:
Образовательные
- формирование у детей исполнительских и творческих навыков;
- формирование у детей представлений о разных жанрах народной песни (колыбельной, плясовой, хороводной, лирической, игровой, частушке);
- формирование у детей целостного отношения к национальной культуре,
малым формам фольклора.
Развивающие
- развитие речевых способностей детей посредством устного и музыкального фольклора;
- развитие духовного мира детей;
- обогащение словарного запаса детей;
- развитие музыкальности детей.
Воспитательные
- воспитание любви к народной песне, устному и музыкальному фольклору;
- воспитание у детей открытости, доброжелательности, коммуникативности;
- воспитание чувства патриотизма.
Предполагаемый результат:
Повышение познавательного интереса детей и родителей к русской народной песне. Повышение общего культурного уровня детей и родителей. Обогащение словаря детей новыми словами, оборотами, выражениями.
Введение
Музыка для ребенка – это мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его шумов, звуков. Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально – ритмические движения, музыкально – дидактические игры, игра на детских музыкальных инструментах) можно использовать в работе над развитием речи.
Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Именно благодаря речи, ребенок развивается целостно и всесторонне, потому что она является основным средством общения. При недостатке общения речь ребенка не развивается, он может вырасти замкнутым.
Основополагающим принципом музыкального воспитания детей в детском саду является взаимосвязь музыки, движения и речи.
Вид: групповой, познавательно - творческий, краткосрочный.
Участники: музыкальный руководитель, воспитатели, дети, родители
Срок реализации: 6 недель.
Актуальность
Старинные песни, попевки, частушки, скороговорки, потешки и прибаутки, заклички и считалки, игры и хороводы… Всё это мы находим в удивительном и прекрасном мире народной мудрости - мире фольклора, который открывает нам Добро, Красоту и Радость окружающего мира, помогает понять, как много мы можем сделать, чтобы с каждым днём самим становиться хоть чуточку лучше!
В современном мире повсеместно наблюдается процесс ослабления, упрощения, оскуднения русского языка, исчезновение его красоты и образности. К сожалению, словарный запас большинства взрослых невелик и примитивен. А развитие речи ребенка находится в прямой зависимости от его окружения (семья, сверстники, образовательные организации).
В последнее время забывается или отходит на последний план ценность русской народной культуры. Новое поколение не знает и не использует в воспитании творческий опыт народа, не исполняет народных песен, потешек, прибауток. Во многих семьях дети растут в незнании народного творчества.
Народная песня – это продукт коллективного творчества, который передает характер народа, исторические события, традиции. Выделяют жанры народной песни: лирическая, обрядовая, плясовая, игровая, колыбельная.
Колыбельная – это лирическая, задумчивая песня, сопровождающая укачивание ребенка. Благодаря своему содержанию и жанровым особенностям колыбельные песни способствуют развитию воображения дошкольников. В начале, простая мелодия колыбельки воспринимается детьми бессознательно, а со временем плавная мелодия, ритм, жесты в такт укачивания становятся несравнимо приятными, желательными во время отдыха, игры.
Частушки – это короткие монострофические песенки лирического, юмористического либо сатирического содержания. Через эмоциональную содержательность этих маленьких поэтических произведений ребенок представляет яркий образ детства, игрушки, забавы, шалости.
Хоровод – различают два основных вида – фигурные и игровые. В орнаментальных хороводах нет четкого сюжета, они весьма разнообразны по хореографическому рисунку. В игровых же хороводах на первое место выступают моменты театральности, пантомимической выразительности, т.е. в них разыгрывается сюжет.
Народная игра с пением – своеобразная школа ребенка. В ней предоставляется обильная пища для работы ума и воображения. Воспитывается умение петь и солировать в роли. Получать эмоциональный заряд, радость от общения, действия, пения.
Народная песня богата сюжетами. Детям дошкольного возраста народная детская песня доступна для понимания и для усвоения. Для успешной реализации проекта, для привлечения родителей воспитанников к совместному взаимодействию.
Реализация данного проекта позволит посеять и взрастить в детской душе семена любви к устному и музыкальному фольклору, который является неиссякаемым источником народной мудрости!
Проблема: Недостаточный уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста владением устной речью; поверхностный интерес детей к народной песне и в целом ко всему устному и музыкальному фольклору.
Инновационная направленность
Формирование у детей устойчивого интереса к народной песне, устному и музыкальному фольклору, приобщение к неисчерпаемому источнику народной культуры.
Гипотеза:
Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности способностей детей.
Цель проекта:
Создание благоприятных педагогических условий для формирования связной речи у детей средствами малых форм фольклора в совместной деятельности. Обогащение знаний детей народными песнями разных жанров. Привитие интереса, чувства уважения и любви к народной песне.
Задачи проекта:
Образовательные
- формирование у детей исполнительских и творческих навыков;
- формирование у детей представлений о разных жанрах народной песни (колыбельной, плясовой, хороводной, лирической, игровой, частушке).
- формирование у детей целостного отношения к национальной культуре,
малым формам фольклора;
Развивающие
- развитие речевых способностей детей посредством устного и музыкального фольклора;
- развитие духовного мира детей;
- обогащение словарного запаса детей;
- развитие музыкальности детей.
Воспитательные
- воспитание любви к народной песне, устному и музыкальному фольклору;
- воспитание у детей открытости, доброжелательности, коммуникативности;
- воспитание чувства патриотизма.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Познакомить детей с русскими народными музыкальными произведениями.
Социально-коммуникативное развитие
Расширение словаря за счет русских народных слов и оборотов.
Разучивание музыкальных произведений по теме.
Побуждение детей к возможности проявить свои лучшие качества: доброту, взаимовыручку, благородство.
Способствовать формированию доброжелательных отношений между детьми.
Художественно-эстетическое развитие.
Прослушивание песен, разучивание песен, танцев и игр по теме.
Игра на музыкальных инструментах
Просмотр мультфильмов.
Физическое развитие.
Подвижные, хороводные игры, физкультминутки с тематическим содержанием.
Вопросы темы:
1. Интересны ли детям различные формы русского народного и музыкального фольклора.
2. Какие формы русской народной песни более или менее других интересны детям.
3. Помогает ли использование русского народного устного и музыкального фольклора решить программные задачи по развитию речевых способностей детей;
4. Могут ли дети самостоятельно использовать в свободной деятельности разные формы русской народной песни.
Предполагаемый результат Повышение познавательного интереса детей и родителей к русской народной песне. Повышение общего культурного уровня детей и родителей. Обогащение словаря детей новыми словами, оборотами, выражениями.
Этапы работы над проектом:
1.Подготовительный этап. Цель: Обеспечить условия для успешной реализации проекта. Содержание деятельности:
- выбор темы проекта;
- выбор группы реализации проекта;
- составление плана работы, подбор методик;
- формирование целей, задач;
- создание необходимых условий для реализации проекта;
- разработка проекта;
- подбор и изучение необходимой литературы;
- подбор музыкального репертуара;
-подбор методического, дидактического материала;
- составление сценария развлечения;
- предварительный выбор темы и отбор вопросов к викторине для родителей:
- подбор консультаций для родителей
2. Основной этап. Цель: Выполнить задачи проекта.
Содержание деятельности:
- знакомство с формами народной песни;
- заучивание русских народных песен, закличек, колыбельных песен, потешек, частушек, прибауток, загадок, считалок;
- разучивание народных игр, хороводов;
- оформление картотек русских народных игр; считалок, закличек, колыбельных песен, потешек, прибауток, загадок;
- изготовление костюмов;
- изготовление атрибутов;
- просмотр мультфильмов:
- «Уж ты, Порушка-Параня»»
- «Русские напевы»
- «Ой, ребята, та-ра-ра!»
- «Веселая карусель»
- «Вдоль да по речке»
- «Жил у бабушки козел»
- «Сборник детских русских народных песен»
- «Два веселых гуся»
3. Заключительный этап. Цель: Создание условий для обобщения знаний детей о разных формах русской народной песни; формирование устойчивого интереса к обычаям русского народа, многообразию народных песен, хороводов, игр, колыбельных песен, частушек, потешек, прибауток, считалок, загадок.
Содержание деятельности:
- совместная деятельность детей и педагогов (итог): музыкальное развлечение «В стране русских народных песен»
- самостоятельная деятельность детей: игра на музыкальных инструментах простейших народных песенок - прибауток, использование песенок – потешек в режимных моментах, напевание колыбельной в игре с куклой.
- самостоятельная деятельность родителей: участие в организации чаепития.
- участие родителей в викторине «Колыбельные в нашей жизни»
- папки - передвижки для родителей «Роль русской народной песни в воспитании дошкольников», «Растём с потешкой», «Роль фольклора в развитии детей»
- создание презентации по проекту
- создание слайд-шоу
- фотовыставка на тему проекта
Методическое сопровождение проекта.
1.Сценарий развлечения.
2.Создание презентации.
2.Подборка русских народных песен, хороводов, считалок, закличек, колыбельных песен, потешек, прибауток, загадок, русских народных игр и создание картотек.
3. Консультации, викторина для родителей.
Материально – техническое сопровождение проекта:
1.Развивающая среда.
2. Музыкальные инструменты.
3.Мультимедийное оборудование.
4. Аудио, видеоматериалы.
5. Костюмы, декорации к развлечению.
6. Атрибуты для игр.
Аннотация проекта.
Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам. Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников использование этого богатейшего материала дает возможность более творчески развивать речевые способности детей. С колыбельными песнями начинают знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.
Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей необходимо подобрать и составить картотеку игр на основе детского фольклора. Русские народные, хороводные игры привлекают внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры. Фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Ефимовский детский сад «комбинированного вида»
Музыкальное развлечение
«В стране русских народных песен»
п.Ефимовский
2020г.
«В стране русских народных песен»
Хозяйки встречают детей в русской избе. Вдоль стены стоят лавки, покрытые домоткаными половиками, посреди «избы» стоит стол с самоваром. Звучит русская народная мелодия. В зал, под русскую народную песню «Как у наших у ворот», входят дети.
Хозяйка: Здравствуйте гости дорогие!
Мы рады видеть вас в нашей горнице!
Хозяйка: Изба наша весела, всех гостей собрала!
Милости просим в нашу горницу!
Проходите, рассаживайтесь, будьте как дома!
Садитесь рядком, да поговорим ладком!
Дети садятся на лавки.
Хозяйка: Очень рады мы гостям, как добрым вестям!
Хозяйка: Ведь недаром на Руси говорили:
«Гость на порог – счастье и веселье в дом»
Хозяйка: Собрались мы сегодня все вместе,
Чтобы веселиться, да петь народные песни!
Хозяйка: Русская песня! Кто ее не знает!? Русский народ всегда
любил и сочинял песни – веселые и грустные, напевные и
задорные.
Проснется нежность, задержу дыханье
И сердце светлой грустью разбужу.
О русской песне, о своем страданье,
Протяжным голосом спою и расскажу.
Дети слушают русские народные песни
Хозяйка: Русская народная песня – это самый большой по
количеству и самый разнообразный по характеру жанр
народного музыкального творчества.
Жанры народной песни всем нам очень хорошо знакомы.
Это колыбельные, плясовые, солдатские, бытовые,
календарно - обрядовые песни, частушки.
Послушайте, что говорится в народе о русской песне.
- Где песня поется, там весело живется!
- Красна сказка складом, песня – ладом!
- С хорошей русской песней и труд спорится!
- Беседа дорогу коротает, а песня – работу!
- Хорошая русская песня и дух бодрит!
Дети проговаривают поговорки о песне
Хозяйка: Песни, все мы знаем, пишет автор – песенник, но есть
еще и народная песня, которая придумывается народом
и передается из поколения в поколение. Уже с самых
малых лет мы начинаем знакомиться с народной песней.
Давайте мы все вместе вспомним и споем народные
прибаутки: Петушок», «Андрей – воробей», «Сорока –
сорока» «Ладушки», «Заинька»…
Дети поют народные прибаутки
Хозяйка: Как у нас на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,
Сам народ для себя песни – шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили,
Как плясали они, хороводы водили,
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь еще с колыбели.
Хозяйка: Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь:
сначала их поют малышу, потом он начинает петь
колыбельные песни своим детям. Колыбельная песня –
песня, с помощью которой убаюкивают в колыбели
ребенка. Чаще всего исполняются колыбельные с
простыми словами и простыми народными напевами.
Очень важно то, что через колыбельную происходит
первое приобщение к родному языку, а через персонажи
колыбельных малыш получает первые впечатления об
окружающем мире. Давайте мы послушаем колыбельную
песню.
Дети слушают колыбельную песню «Ой, люли, люлюшеньки»
Хозяйка показывает детям колыбель.
Хозяйка: Наша куколка устала
С детками она играла.
Кто к колыбельке подойдет
Ей колыбельную споет?
Дети качают куклу в колыбели и поют колыбельную песню «Баю, баю, баю, куколку качаю»
Хозяйка: Колыбелька хороша,
В ней постелюшка мягка,
Ну, а песня колыбельна
И напевна и нежна.
Вот и уснула наша куколка.
Давайте все вместе шепотом пожелаем ей
приятных сновидений.
Мы же продолжим разговор о русской песне.
И я предлагаю вам вспомнить хороводные песни.
Хороводные песни помогают людям зимой и летом,
в грусти и в радости, в труде и в плясках.
Все события в жизни народа отражаются в хороводной
песне, в показе движений.
В нашей детсадовской жизни хороводы и хороводные
песни тоже всегда с нами.
Хозяйка: Знает русский народ
Что такое хоровод.
Как он кружится и поет
И как по кругу всех ведет.
Становись весь народ
Поскорее в хоровод.
В хороводе, в хороводе,
Да при всем честном народе
Мы попляшем, поиграем
И себя позабавляем!
Дети играют в хороводную игру «Заинька». Дети считалкой выбирают заиньку.
Хозяйка: В хороводе мы играли
Веселились от души.
А теперь пора нам вспомнить,
Как частушки хороши!
Хозяйка: Наша русская частушка
Всех заботит, веселит
И в России очень часто
Звонко, весело звучит.
Хозяйка: Частушка – это короткая веселая песенка.
На Руси частушки всегда были не только веселой забавой,
но часто своим текстом и содержанием высмеивали
привычки людей, недостатки обыденной жизни.
Люди наряжались в костюмы, ходили по улицам городов,
деревень и пели частушки, посмеиваясь друг над другом.
Мы же с вами на улицу не пойдем, мы здесь частушки
пропоем!
Хозяйка: Эй, мальчишки и девчушки,
Запевайте – ка частушки!
Запевайте веселей,
Нас порадуйте скорей!
Дети исполняют частушки
Хозяйка: Вы пропели нам частушки
Очень даже хорошо.
Можно мы вас очень скоро,
В гости позовем еще?
Ответ детей
Хозяйка: Сколько радости, веселья
Песня русская несет.
Нас задорная, родная,
Плясовая всех зовет.
Дети исполняют «Пляску с ложками»
Хозяйка: Пели мы сегодня с вами песни складные,
Значит, вам и угощенье будет ладное!
Чаепитие
Хозяйка: Дружно пели и играли
И нисколько не скучали,
А теперь пришла пора
Нам проститься детвора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игра как средство повышения речевой активности дошкольников»
Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста. Какие же формы совместной деятельности педагога с детьми по повыш...
Сообщение для педагогов ДОУ "Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами поисково-исследовательской деятельности"
Педагогические исследования показывают, что главная проблема современного образования – потеря живости, притягательности процесса познания.Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный пе...
Русская народная сказка как средство речевого развития дошкольника
Роль сказки в речевом развитии дошкольника...
Консультация для педагогов «Устное народное творчество в развитии речевой активности дошкольников»
Консультацию составила: Чугина Елена Александровна, учитель-логопед, высшая категория...
«Устное народное творчество в развитии речевой активности дошкольников» ПАМЯТКА
Составитель: Чугина Е.А., учитель-логопед...
«Речевая развивающая среда, как средство повышения речевой активности дошкольников»
Речевая развивающая среда, как средство повышения речевой активности дошкольников...
Художественное слово как средство речевой активности дошкольника
Отчет по самообразованию в котором наблюдается связь речевой активности детей и развитием морально-нравственных качеств ребенка-дошкольника....