"Народная песня как средство речевой активности дошкольников". Проект.
проект по музыке

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodnaya_pesnya.docx37.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение              «Ефимовский детский сад комбинированного вида»

Проект

« Народная песня как средство развития речевой активности старших дошкольников»

Руководитель проекта:

музыкальный руководитель

Потеряева С.В.

п.Ефимовский

2020 г.

Паспорт проекта

Тема проекта: «Народная песня как средство развития речевой активности старших дошкольников»

Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители

Срок реализации: 6 недель

Вид: групповой, познавательно - творческий, краткосрочный

Цель проекта:

Создание благоприятных педагогических условий для формирования связной речи у детей средствами малых форм фольклора в совместной деятельности. Обогащение знаний детей народными песнями разных жанров.

Формирование интереса, чувства уважения и любви к народной песне.

Задачи проекта:

Образовательные

- формирование  у  детей исполнительских и творческих навыков;

- формирование у детей представлений о разных жанрах народной песни (колыбельной, плясовой, хороводной, лирической, игровой, частушке);

- формирование у детей целостного отношения к национальной культуре,

малым формам фольклора.

Развивающие

- развитие речевых способностей детей посредством устного и музыкального   фольклора;

- развитие духовного мира детей;

- обогащение словарного запаса детей;

- развитие музыкальности детей.

Воспитательные

- воспитание любви к народной песне, устному  и музыкальному  фольклору;

- воспитание у детей открытости, доброжелательности, коммуникативности;

- воспитание чувства патриотизма.

Предполагаемый результат:                                                               

Повышение познавательного интереса детей и родителей к русской народной песне.                                                                                                        Повышение общего культурного уровня детей и родителей.                        Обогащение словаря детей новыми словами, оборотами, выражениями.

Введение

Музыка для ребенка – это мир радостных переживаний.  В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его шумов, звуков. Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально – ритмические движения, музыкально – дидактические игры, игра на детских музыкальных инструментах) можно использовать в работе над развитием речи.

Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Именно благодаря речи, ребенок развивается целостно и всесторонне, потому что она является основным средством общения. При недостатке общения речь ребенка не развивается, он может вырасти замкнутым.

Основополагающим принципом музыкального воспитания детей в детском саду является взаимосвязь музыки, движения и речи.

Вид: групповой, познавательно - творческий, краткосрочный.

Участники:  музыкальный руководитель, воспитатели, дети, родители

Срок реализации: 6 недель.

Актуальность

Старинные песни,  попевки, частушки, скороговорки,  потешки и прибаутки,  заклички и считалки, игры и хороводы… Всё это мы находим в удивительном и прекрасном мире народной мудрости - мире фольклора, который открывает нам Добро, Красоту и Радость окружающего мира, помогает понять, как много мы можем сделать, чтобы с каждым днём самим становиться хоть чуточку лучше!

В современном мире повсеместно наблюдается процесс ослабления, упрощения, оскуднения русского языка, исчезновение его красоты и образности. К сожалению, словарный запас большинства взрослых   невелик и примитивен. А развитие речи ребенка находится в прямой зависимости от его окружения (семья, сверстники, образовательные организации).

В последнее время забывается или отходит на последний план  ценность русской народной  культуры. Новое поколение не знает и не использует в воспитании творческий опыт народа, не исполняет народных песен, потешек, прибауток. Во многих семьях дети растут в незнании народного творчества.

Народная песня – это продукт коллективного творчества, который передает характер народа, исторические события, традиции. Выделяют жанры народной песни: лирическая, обрядовая, плясовая, игровая, колыбельная.

Колыбельная – это лирическая, задумчивая песня, сопровождающая укачивание ребенка. Благодаря своему содержанию и жанровым особенностям колыбельные песни способствуют развитию воображения дошкольников. В начале, простая мелодия колыбельки воспринимается детьми бессознательно, а со временем плавная мелодия, ритм, жесты в такт укачивания становятся несравнимо приятными, желательными во время отдыха, игры.

Частушки – это короткие монострофические песенки лирического, юмористического либо сатирического содержания. Через эмоциональную содержательность этих маленьких поэтических произведений ребенок представляет яркий образ детства, игрушки, забавы, шалости.

Хоровод – различают два основных вида – фигурные и игровые. В орнаментальных хороводах нет четкого сюжета, они весьма разнообразны по хореографическому рисунку. В игровых же хороводах на первое место выступают моменты театральности, пантомимической выразительности, т.е. в них разыгрывается сюжет.

Народная игра с пением – своеобразная школа ребенка. В ней предоставляется обильная пища для работы ума и воображения. Воспитывается умение петь и солировать в роли. Получать эмоциональный заряд, радость от общения, действия, пения.

Народная песня богата сюжетами. Детям дошкольного возраста народная детская песня доступна для понимания и для усвоения. Для успешной реализации проекта, для привлечения родителей воспитанников к совместному взаимодействию.

Реализация данного проекта позволит посеять и взрастить в детской душе семена любви  к  устному и музыкальному фольклору, который является неиссякаемым источником народной мудрости!

Проблема:                                                                                          Недостаточный уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста владением устной речью; поверхностный интерес детей к народной песне и в целом ко всему устному и музыкальному  фольклору.

Инновационная направленность

Формирование у детей устойчивого интереса к народной песне, устному  и музыкальному  фольклору, приобщение к неисчерпаемому источнику народной культуры.


Гипотеза:
 

Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности способностей детей.

Цель проекта:

Создание благоприятных педагогических условий для формирования связной речи у детей средствами малых форм фольклора в совместной деятельности. Обогащение знаний детей народными песнями разных жанров. Привитие интереса, чувства уважения и любви к народной песне.

Задачи проекта:

Образовательные

- формирование  у  детей исполнительских и творческих навыков;

- формирование у детей представлений о разных жанрах народной песни (колыбельной, плясовой, хороводной, лирической, игровой, частушке).

- формирование у детей целостного отношения к национальной культуре,

малым формам фольклора;

Развивающие

- развитие речевых способностей детей посредством устного и музыкального   фольклора;

- развитие духовного мира детей;

- обогащение словарного запаса детей;

- развитие музыкальности детей.

Воспитательные

- воспитание любви к народной песне, устному  и музыкальному  фольклору;

- воспитание у детей открытости, доброжелательности, коммуникативности;

- воспитание чувства патриотизма.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие

Познакомить детей с русскими народными музыкальными произведениями.

Социально-коммуникативное развитие

 Расширение словаря за счет  русских народных слов и оборотов.

Разучивание музыкальных произведений по теме.

Побуждение детей к  возможности проявить свои  лучшие качества: доброту, взаимовыручку, благородство.

Способствовать формированию  доброжелательных отношений между детьми.

Художественно-эстетическое развитие.

Прослушивание песен, разучивание песен, танцев и игр по теме.

Игра на музыкальных инструментах

Просмотр мультфильмов.

Физическое развитие.

Подвижные, хороводные игры, физкультминутки с тематическим содержанием.

Вопросы темы:

 1. Интересны ли детям  различные формы  русского народного и музыкального фольклора.

 2. Какие  формы русской народной песни  более или менее других интересны детям.

 3. Помогает ли использование  русского народного устного и музыкального фольклора  решить программные задачи по развитию речевых способностей детей;

4. Могут ли дети самостоятельно использовать в свободной деятельности разные формы русской народной песни.

Предполагаемый результат                                                                Повышение познавательного интереса детей и родителей к русской народной песне.                                                                                                        Повышение общего культурного уровня детей и родителей.                        Обогащение словаря детей новыми словами, оборотами, выражениями.

Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный этап. Цель: Обеспечить условия для успешной реализации проекта.                                                                              Содержание деятельности:

- выбор темы проекта;

- выбор группы реализации проекта;

- составление плана работы, подбор методик;

- формирование целей, задач;

- создание необходимых условий для реализации проекта;

- разработка проекта;

- подбор и изучение необходимой литературы;

- подбор музыкального репертуара;

-подбор методического, дидактического материала;

- составление сценария развлечения;

- предварительный выбор темы и отбор вопросов к викторине для родителей:

- подбор консультаций для родителей

2.  Основной этап.  Цель: Выполнить задачи проекта.

Содержание деятельности:        

- знакомство с формами  народной песни;

- заучивание русских народных песен,  закличек, колыбельных песен, потешек, частушек, прибауток, загадок, считалок;

- разучивание народных игр,  хороводов;

- оформление картотек русских народных игр; считалок,  закличек, колыбельных песен, потешек, прибауток, загадок;

- изготовление костюмов;

- изготовление атрибутов;

- просмотр мультфильмов: 

  • «Уж ты, Порушка-Параня»»
  • «Русские напевы»
  • «Ой, ребята, та-ра-ра!»
  • «Веселая карусель»
  • «Вдоль да по речке»
  •  «Жил у бабушки козел»
  •  «Сборник  детских русских народных песен»
  •  «Два веселых гуся»

3.  Заключительный этап.  Цель: Создание условий для обобщения знаний детей  о разных формах русской народной песни;   формирование устойчивого интереса к обычаям русского народа,  многообразию народных песен, хороводов, игр, колыбельных песен, частушек, потешек, прибауток, считалок, загадок.

Содержание деятельности:

- совместная деятельность детей и педагогов (итог): музыкальное развлечение «В стране русских народных песен»

- самостоятельная деятельность детей: игра на музыкальных инструментах простейших народных песенок - прибауток, использование песенок – потешек в режимных моментах, напевание колыбельной в игре с куклой.

- самостоятельная деятельность родителей: участие в организации чаепития.  

- участие родителей в викторине «Колыбельные в нашей жизни»

- папки - передвижки для родителей «Роль русской народной песни в воспитании дошкольников», «Растём с потешкой», «Роль фольклора в развитии детей»

- создание презентации по проекту

- создание слайд-шоу

- фотовыставка на тему проекта

Методическое сопровождение проекта.

1.Сценарий развлечения.

2.Создание  презентации.

2.Подборка  русских народных песен, хороводов, считалок,  закличек, колыбельных песен, потешек, прибауток, загадок,  русских народных игр и создание картотек.

3. Консультации, викторина для родителей.

Материально – техническое сопровождение проекта:

1.Развивающая среда.

2. Музыкальные  инструменты.  

3.Мультимедийное оборудование.

4. Аудио, видеоматериалы.

5. Костюмы, декорации к развлечению.

6. Атрибуты для  игр.

Аннотация проекта.

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам. Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников  использование этого богатейшего материала дает возможность более творчески развивать речевые способности детей.  С колыбельными песнями начинают знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

 Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей необходимо подобрать и составить картотеку игр на основе детского фольклора. Русские народные, хороводные игры привлекают  внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.  Фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Ефимовский детский сад «комбинированного вида»

Музыкальное развлечение

«В стране русских народных песен»

п.Ефимовский

2020г.

«В стране русских народных песен»

Хозяйки встречают детей в русской избе. Вдоль стены стоят лавки, покрытые домоткаными половиками, посреди «избы» стоит стол с самоваром. Звучит русская народная мелодия. В зал, под русскую народную песню «Как у наших у ворот», входят дети.

Хозяйка:                 Здравствуйте гости дорогие!

Мы рады видеть вас в нашей горнице!

Хозяйка:                 Изба наша весела, всех гостей собрала!

Милости просим в нашу горницу!

Проходите, рассаживайтесь, будьте как дома!

Садитесь рядком, да поговорим ладком!

Дети садятся на лавки.

Хозяйка:                 Очень рады мы гостям, как добрым вестям!

Хозяйка:                  Ведь недаром на Руси говорили:

«Гость на порог – счастье и веселье в дом»

Хозяйка:                  Собрались мы сегодня все вместе,

Чтобы  веселиться, да петь народные песни!

Хозяйка:                  Русская песня! Кто ее не знает!? Русский народ  всегда

любил и сочинял песни – веселые и грустные, напевные и

задорные.

Проснется нежность, задержу дыханье

И сердце светлой грустью разбужу.

О русской песне, о своем страданье,

Протяжным голосом спою и расскажу.

Дети слушают русские  народные  песни

Хозяйка:                  Русская народная песня – это самый большой  по

 количеству и самый разнообразный по характеру жанр

 народного музыкального творчества.

Жанры народной песни  всем нам очень хорошо знакомы.

Это колыбельные, плясовые, солдатские, бытовые,

календарно -  обрядовые песни,  частушки.

Послушайте, что говорится в народе о русской песне.

- Где песня поется, там весело живется!

- Красна сказка складом, песня – ладом!

- С хорошей русской песней и труд спорится!

- Беседа дорогу коротает, а песня – работу!

-  Хорошая русская песня и дух бодрит!

Дети проговаривают поговорки о песне

Хозяйка:                 Песни, все мы знаем, пишет автор – песенник, но есть

еще и народная песня, которая  придумывается народом

и передается из поколения в поколение. Уже с самых

 малых лет мы начинаем знакомиться с народной песней.

Давайте мы все вместе вспомним и споем народные

прибаутки: Петушок», «Андрей – воробей», «Сорока –

сорока» «Ладушки», «Заинька»…

Дети поют народные прибаутки

Хозяйка:                   Как у нас на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,

Сам народ для себя песни – шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили,

Как  плясали они, хороводы водили,

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь еще с колыбели.

Хозяйка:                  Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь:

сначала их поют малышу, потом он начинает   петь

колыбельные песни своим детям.  Колыбельная песня –

песня, с помощью которой убаюкивают в колыбели

ребенка. Чаще всего исполняются колыбельные с

простыми словами и простыми народными напевами.

Очень важно то, что через колыбельную происходит

 первое приобщение к родному языку, а через персонажи

колыбельных малыш получает первые впечатления об

окружающем мире. Давайте мы послушаем колыбельную

песню.

Дети слушают колыбельную  песню «Ой, люли, люлюшеньки»

Хозяйка показывает детям колыбель.

Хозяйка:                 Наша куколка устала

С детками она играла.

Кто к колыбельке подойдет

Ей колыбельную споет?

Дети качают куклу в колыбели и поют колыбельную песню «Баю, баю, баю, куколку качаю»

Хозяйка:                 Колыбелька хороша,

В ней постелюшка мягка,

Ну, а песня колыбельна

И напевна и нежна.

Вот и уснула наша куколка.

Давайте все вместе шепотом пожелаем ей

приятных сновидений.

Мы же продолжим разговор о русской песне.

И я предлагаю вам вспомнить хороводные песни.

Хороводные песни помогают людям зимой и летом,

 в грусти и в радости, в труде и в плясках.

Все события в жизни народа отражаются в хороводной

песне, в показе движений.

 В нашей детсадовской жизни  хороводы и хороводные

песни тоже  всегда с нами.

Хозяйка:                 Знает русский народ

Что такое хоровод.

Как он кружится и поет

И как по кругу всех ведет.

Становись весь народ

Поскорее в хоровод.

В хороводе, в хороводе,

Да при всем честном народе

Мы попляшем, поиграем

И себя позабавляем!

Дети играют в хороводную игру «Заинька». Дети считалкой выбирают заиньку.

Хозяйка:                 В хороводе мы играли

Веселились от души.

А теперь пора нам вспомнить,

Как частушки хороши!

Хозяйка:                 Наша русская частушка

Всех заботит, веселит

И в России очень часто

Звонко, весело звучит.

Хозяйка:                  Частушка – это короткая  веселая песенка.

На Руси частушки всегда были не только веселой забавой,

но часто своим текстом и содержанием высмеивали

 привычки людей, недостатки обыденной жизни.

Люди наряжались  в костюмы, ходили по улицам городов,

деревень и пели частушки, посмеиваясь друг над другом.

Мы же с вами на улицу не пойдем, мы   здесь частушки

пропоем!

Хозяйка:                 Эй, мальчишки и девчушки,

Запевайте – ка частушки!

Запевайте веселей,

Нас порадуйте скорей!

Дети исполняют частушки

Хозяйка:                 Вы пропели нам частушки

Очень даже хорошо.

Можно мы вас очень скоро,

В гости позовем еще?

Ответ детей

Хозяйка:                  Сколько радости, веселья

Песня русская несет.

Нас задорная, родная,

Плясовая всех зовет.

Дети исполняют «Пляску с ложками»

Хозяйка:                  Пели мы сегодня с вами песни складные,

Значит, вам и угощенье будет ладное!

Чаепитие

Хозяйка:                 Дружно пели и играли

И нисколько не скучали,

А теперь пришла пора

Нам проститься детвора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра как средство повышения речевой активности дошкольников»

Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста. Какие же формы совместной деятельности педагога с детьми по повыш...

Сообщение для педагогов ДОУ "Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами поисково-исследовательской деятельности"

Педагогические  исследования показывают, что главная проблема современного образования – потеря живости, притягательности процесса познания.Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный пе...

Консультация для педагогов «Устное народное творчество в развитии речевой активности дошкольников»

Консультацию составила: Чугина Елена Александровна, учитель-логопед, высшая категория...

«Речевая развивающая среда, как средство повышения речевой активности дошкольников»

Речевая развивающая среда, как средство повышения речевой активности дошкольников...

Художественное слово как средство речевой активности дошкольника

Отчет по самообразованию в котором наблюдается связь речевой активности детей и развитием морально-нравственных качеств ребенка-дошкольника....