план самообразования
методическая разработка

самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план 269.43 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования

по теме:

 «Формирование функциональной грамотности

 у детей старшего дошкольного возраста»

https://detsad27.edusite.ru/images/yc3u4k5engsh https://detsad27.edusite.ru/images/yc3u4k5engsh

C:\Users\10i\Downloads\yc3u4k5engsh

Воспитатель:

Каранова Елена Валерьевна

Детский сад «Березка»

Введение

Функционально грамотный человек – это человек,

способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

А.А.Леонтьев

Что же такое функциональная грамотность? Функциональная грамотность рассматривается как способность использовать все постоянные приобретаемые знания, навыки и умения для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функциональная грамотность является одной из важнейших задач дошкольного образования, поскольку подготовка детей к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предошкольный период воспитания. Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже с дошкольного возраста, потому что она становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видах деятельности, потребностью активной личности дошкольника, формирования высокого уровня общения и социальных отношений.

Дошкольное образование является основной базой для формирования функциональной грамотности у ребенка в условиях реализации ФГОС ДО, который направлен на:

– формирование математической грамотности у детей дошкольного возраста;

– формирование речевой активности дошкольников;

– формирование познавательных навыков в области экологии, естественно-научных представлений;

– формирование социально-коммуникативной грамотности.

Функциональная грамотность связана с готовностью:

– добывать знания;

– применять знания и умения;

– оценивать знания и умения;

– осуществлять саморазвитие.

Международные образовательные стандарты нацелены на три основных ключевых грамотностей. Это математическая грамотность, естественнонаучная и читательская грамотность. Из которых формируются глобальные компетентности.

Актуальность

Современный, быстро меняющемся мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить. В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности.

На формирование функциональной грамотности нацелена государственная политика в сфере образования.

В Указе Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018

«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» обозначено:

Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования

Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций

 Таким образом, сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: и в школах, и в Министерстве просвещения, и в Совете по науке и образованию. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций на первой ступени образования и воспитания.

Индивидуальный план самообразования


Индивидуальная тема самообразования: «Формирование функциональной грамотности

 у детей старшего дошкольного возраста»
Когда начата работа над темой: сентябрь 2022 года
Когда предполагается закончить работу над темой: май 2023 года
Цель самообразования по теме: повышение уровня профессиональной компетентности и совершенствование профессионально-личностных качеств, педагогических способностей и практических умений по данной теме.

Задачи самообразования по теме:

  • Изучить опыт работы по формированию функциональной грамотности личности и выделить задачи работы по формированию предпосылок функциональной грамотности на этапе дошкольного детства.
  • Определить образовательные задачи и формы работы по формированию у детей дошкольного возраста предпосылок функциональной грамотности в соответствии с их возрастной группой и содержанием разных образовательных областей
  • Разработать методические рекомендации для педагогических сообществ по формированию функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Этапы проработки материала: 

1.Диагностический

2.Практический

3.Обобщающий

4.Внедренческий
Какой предполагается результат: Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить воспитательный процесс.

Форма предоставления результатов: Выступления на семинарах и педагогических часах ДОУ, подготовка материалов-публикаций для образовательных сайтов, отчёт по итогам года.

Примерный план работы над темой по самообразования

Этапы

Содержание работы

Сроки

1.Диагностический

Постановка проблемы.

Необходимость повышения качества образовательного процесса для формирования функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Задача данного этапа:

  • Изучение литературных источников по теме самообразования (ПРИЛ 4)
  • Анкетирование родителей в целях выявления осведомлённости о формировании функциональной грамотности детей (ПРИЛ 5)
  • Мониторинг воспитанников по направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная и читательская грамотность.

01.09.2022-

    01.10.2022гг

3.Практический

  • Составление комплексно - тематического плана работы с воспитанниками и их родителями по формированию функциональной грамотности по направлениям: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность
  • Проведение совместной образовательной деятельности с детьми и родителями (законными представителями) по разработанному плану.

01.10.2022-01.05.2023гг

4.Обобщающий

  • Мониторинг воспитанников по направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная и читательская грамотность.
  • (ФЧГ) Литературный праздник «Путешествие в страну Книг» (ПРИЛ 1)
  • (ФМГ) Итоговое НОД «Занимательная математика» (ПРИЛ 2)
  • (ФЕНГ) Итоговое НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Секреты кока-колы» (ПРИЛ 3)
  • Консультация для педагогов ДОУ «Особенности образовательных технологий, способствующие формированию функциональной грамотности детей старшего дошкольного» (ПРИЛ - презентация)

май

2023г

5.Внедренческий

Использование приобретенного опыта в процессе работы.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности

ПРИЛ 1

Перспективный план работы со старшими  дошкольниками

в рамках темы самообразования

Работа по направлениям:

1. Формирование читательской грамотности (ФЧГ)

Задачи работы с воспитанниками:

  • повышение интереса детей к художественной литературе и совершенствование способностей к восприятию текстов различных жанров детской литературы;
  • развитие речи детей (качественное и количественное изменение словаря, грамматического строя, повышение уровня  владения связной речью);
  • развитие коммуникативных навыков, познавательной активности.

Задачи работы с родителями: 

  • формирование представлений родителей о роли детской книги в жизни ребенка как средства развития речи;
  • вовлечение родителей в процесс  приобщения детей  к художественной литературе,  воспринимая ее как источник знаний об окружающем мире.

2. Формирование математической грамотности (ФМГ)

Задачи работы с воспитанниками:

  • формирование арифметических и геометрических навыков;
  • развитие произвольности психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;
  • воспитание потребности  в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.

Задачи работы с родителями: 

  • оказание педагогической, информационной и практической помощи в развитии элементарных математических представлений дошкольников в условиях семейного воспитания и развития;
  • привлечение родителей к активному участию в вопросах математического развития дошкольников.

3. Формирование естественнонаучной грамотности (ФЕНГ)

Задачи работы с воспитанниками:

  • расширение у детей кругозора об окружающем мире;
  • развитие и поддержка интереса к исследованиям, открытиям;
  • формирование способов практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост путем совершенствования его исследовательских способностей.

Задачи работы с родителями:

  • повышение уровеня информированности родителей о проблеме воспитания  у детей дошкольного возраста интереса к окружающему миру,  к исследовательской и познавательной деятельности:
  • привлечение родителей к активному участию в вопросах экологического  воспитания дошкольников.

Содержание :

№ п\п

Месяц

Работа с воспитанниками

Работа с родителями

октябрь

(ФЧГ)

  • Беседа о структуре книг (обложка, страницы, переплет, иллюстрации)
  • Рассказ воспитателя «Как появились первые книги»
  • Игры-драматизации со стихами (по тематическим неделям)

(ФМГ)

  • Игровые упражнения «В мире геометрических фигур» - построение фигур разными способами из геометрических фигур.
  • Свободное моделирование на материале «Пифагор» на основе частично расчленѐнной схемы
  • Игровое занятие «О чем говорят числа?»

(ФЕНГ)

  • Эспериментально-познавательные д-ти «Путешествие с капелькой», «Значение воды в жизни растений», « Водяной у нас в гостях»

Папка-передвижка «Художественная литература, как средство развития и воспитания детей»

Фотовыставка «Изучаем математику в детском саду»

Папка- передвижка «Как помочь маленькому почемучке»

Консультация «Как научить ребенка исследовать?»

ноябрь

(ФЧГ)

  • Экскурсия в детскую библиотеку - знакомство с читальным залом, библиотекарем, его трудом.
  • Просмотр презентации «Книги наших бабушек»
  • Беседа "Сказка мудростью богата»

(ФМГ)

  • Игровые ситуации – «Моделирование смешанной ориентации» (плоскостной и пространственный конструктор)
  • Моделирование «Геометрический сад» - презентация

(ФЕНГ)

  • Эспериментально-познавательные д-ти «Поиски воздуха», «Летающие семена»

Целевая прогулка в книжный магазин – помощь родителей

Консультация для родителей «Математическая подготовка детей к школе в условиях семьи»

Информация в уголок «Развиваем внимание, мышление – учим ребенка быть любознательным»

декабрь

(ФЧГ)

  • Вечер «Наши любимые книжки – малышки»
  • Игра «Книжкина больничка»
  • Беседа «Как дома живут ваши книги»

(ФМГ)

  • Игра – фантазия «Мы жители страны чисел»
  • Чтение математических сказок, русских народных сказок с элементами счета, заучивание считалок, стихов, потешек, пальчиковых игр на закрепление счета.
  • Проблемная ситуация - придумывание своих мер измерения для окружающей среды (календарь)

(ФЕНГ)

  • Досуг «В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича» - свойства деревянных предметов

Буклет для родителей «Литература для домашнего чтения детям»

Мастер-класс для родителей «Математические игры – своими руками»

Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Папка передвижка: «Удивительное в природе»

январь

(ФЧГ)

  • «На книжной полке» - беседа о разных литературных жанрах, о разных способах передачи образов литературных персонажей с помощью слова.
  • Беседа «Как надо относиться к книге?»

(ФМГ)

  • Знакомство с историей искусства оригами
  • Игры с палочками Кюизенера
  • Занимательные – шутки задачки (логическое, образное мышление)

(ФЕНГ)

  • Эспериментально-познавательные д-ти «Плавающее перо», «Плавающие и тонущие предметы»
  • Игравая ситуация «Освобождение бусинок из ледяного плена» - свойства воды

Фото-конкурс «Читающая семья»

Тематическая консультация «Правое и левое. Как научить ребенка не путать стороны»

Консультация для родителей «Изготавливаем цветные льдинки и ледовые игрушки своими руками»

февраль

(ФЧГ)

  • Литературный вечер «Чтение стихотворений о героях, защитниках, о военной технике»
  • Рассказ воспитателя «Кто и как создает рисунки в книгах»

(ФМГ)

  • Игровые ситуации «Измерения сыпучих предметов»
  • Экспериментальная д-ть «Определение величины» «Весы. Их использование»

(ФЕНГ)

  • Решение проблемной ситуации «Мех. Зачем зайчику другая шуба»
  • Игровое занятие «В мире пластмассы»

Инсценирование любимого произведения (дети и родители)

Индивидуальные консультации «Логика и дети»

Привлечение к  участию в пополнении библиотеки умных книг познавательной литературой и детскими энциклопедиями.

март

(ФЧГ)

  • Литературный вечер «Поэты о весне»
  • Просмотр презентации «Какие бывают книги?»
  • Марафон загадок «Отгадывать хорошо, а думать лучше»

(ФМГ)

  • Игры с  логическими блоками Дьенеша
  • Игровые ситуации - Решение ребусов
  • Решение сказочных задач с лабиринтами

(ФЕНГ)

  • Экспериментальная д-ть «Метал» «Волшебная рукавичка» - свойства магнита
  • Игровое занятие «Путешествие в мир стеклянных вещей»

Совместные с детьми и родителями рисунки «Краски прочитанной книги»

Папка-передвижка «Как помочь ребёнку полюбить математику»

Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

апрель

(ФЧГ)

  • Викторина «Путешествие в страну «Книголюбию» на основе литературных произведениях, прочитанных за год.
  • Беседа «Как хорошо уметь читать»
  • Беседа «Каждый день говорить нам не лень»-о пословицах и поговорках

(ФМГ)

  • Словесно – логические игры и упражнения : «Закончи предложение», «Дополни ряд»
  • Игры с числовым кубиком и фишками
  • Игры: «Чего не хватает», «Четвёртый лишний»
  • Планы – схемы: «Куда села муха?», «Где спрятался Мишка?» и т.д.

(ФЕНГ)

  • Эспериментально-познавательные д-ти «Почва( песок, глина камни)», «Нужен ли корешкам воздух»
  • Решение проблемной ситуации «Зачем растения вертятся?»

Акции: «День без телевизора», «Книга в каждый дом»

Консультация для родителей

«Математика – это интересно!»

Консультация для родителей «Удивительной рядом»

Папка –передвижка «Создание предметно-развивающей среды дома»

май

ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП

(ФЧГ)

  • Литературный праздник «Путешествие в страну Книг»

(ФМГ)

  • Итоговое НОД «Занимательная математика»

(ФЕНГ)

  • Итоговое НОД по  опытно-экспериментальной деятельности «Секреты кока-колы»

Акция «Подари книгу детскому саду»

Участие родителей в фотовыставке «Изучаем математику дома»

Семейная фотовыставка «Мы экспериментаторы»

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛ 1

Сценарий литературного праздника  «Путешествие в страну Книг»

Цель : воспитание у детей бережного отношения к книге, развитие любознательности и интереса к чтению, развитие кругозора, приобщение к миру любителей книг.

Действующие лица: Ведущая, Королева Книг, Буратино, Красная Шапочка.

Ход развлечения:

Звучит негромкая музыка, дети проходят, встают в круг.

Ведущая: 

Мы стоим рука в руке,

Вместе мы большая сила.

Можем маленькими быть,

Можем мы большими быть,

Но никто один не будет.

Стук в дверь, принесли письмо от Королевы Книг.

Ведущая: (читает письмо) «Здравствуйте, дети. Я Королева Книг и живу в Стране Книг. Но меня заколдовала Баба Яга, спасите меня, выполните все задания, которые она вам отправила. Спасибо вам заранее». Ребята, давайте поможем и совершим путешествие в Страну Книг. Ой, ребята, боюсь, что мы с вами одни не справимся. Если вы отгадаете 3 загадки, то узнаете, кто придёт к нам на помощь сегодня. (Артисты выходят после того, как дети отгадывают загадки)

К бабушке иду своей

И несу в лукошке

Масло сливочного ей

Да пирог с картошкой. (Красная Шапочка)

Молодцы, ребята! Вы узнали героиню сказки.

(Под песню появляется Красная Шапочка)

Красная Шапочка: Наконец- то вы примчались!

Что так долго добирались?

Ведущая: А вы нас ждали?

Красная Шапочка: А как же! Только и разговоров, что ребята в нашу деревню заедут. Я даже к бабушке не пошла. Все глаза проглядела, да песню любимую спела, чтобы скучно не было.

Ведущая: Мы очень торопились на встречу со сказочными героями. Но дорога была неблизкой.

Красная Шапочка: Да, долго вы шли. Все почти разбежались, только вещи их остались. Кто отгадает хозяина вещички, из какой он сказки и кто автор- тот от меня подарок получит.

Ведущая: Ну что, ребята, готовы? Показывай, Красная Шапочка.

(Красная Шапочка по очереди достаёт из корзинки предметы и предлагает детям отгадать, из какой они сказки)

• азбука (Буратино из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»);

• хрустальная туфелька (Золушка из сказки Ш. Перро «Золушка»)

• скорлупка грецкого ореха (Дюймовочка из одноимённой сказки Г. Х Андерсена);

• банка варенья (Карлсон из сказки А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»);

• игрушка утёнок (мама утка из сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок»);

• мыло и мочалка («Мойдодыр» К. И. Чуковский);

• яйцо («Курочка Ряба» русская народная сказка).

Красная Шапочка : Молодцы, ребята! Справились с моим первым заданием.

Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

На поляне есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей!

Вот следующее задание (загадывает загадки)

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)

В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная, злая, кто она такая? (Баба Яга)

Жили-были 7 ребят

Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый в дом.

Коза потом его нашла,

Перехитрить его смогла.

И всех детей своих спасла. (Козлята)

У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зелёною кожей

Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна лягушка)

Посадил её дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьёй её тянули

Очень крупная была (Репка)

На сметане был мешен

В русской печке испечён.

Повстречал в лесу зверей

И ушёл от них скорей. (Колобок)

Красная Шапочка: Все загадки отгадали и героев всех назвали. Молодцы! Ну, порадовали вы меня! Спасибо! Дальше-то вам куда?

Ведущая: Мы идём в страну книг. Укажи нам правильный путь.

Красная Шапочка: За то, что вы правильно выполнили все мои задания у меня для вас есть подарок. (достаёт клубок)

Давайте бросим вдаль клубок

И нет сомненья даже,

Что нужную из всех дорог

Он сразу вам укажет.

Счастливого пути!

(клубок катится к золотому ключику, на котором висит загадка про Буратино. Красная Шапочка уходит.)

Ведущая: Ребята, посмотрите куда привёл нас клубок! Что это такое? (ответы детей). А к нему какая-то записка приклеена (читает загадку про Буратино)

Длинноносый и весёлый,

Деревянный озорник

В тайну ключика золотого

Нелегко, а всё ж проник!

Правильно, ребята! Это Буратино

(входит Буратино).

Буратино : Что это вы тут делаете?

Ведущая : Мы идём в страну Книг. Хочешь с нами?

Буратино: В какую страну?

Ведущая: В Страну Книг.

Буратино: Не знаю такую. Там что, только книги читать надо? Не-е, я это не люблю, я люблю играть!

Ведущая : Хорошо. А рифмы, например, ты умеешь подбирать?

Буратино: Я же поэт. Я могу к любому слову рифму подобрать.

Я вам прочту стихов начало,

А вы продолжить их должны.

(Буратино читает отрывки из известных стихотворений, а дети называют рифму в конце).

Плачет киска в коридоре,

У неё большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть… (сосиски).

Вместо шапки на ходу

Он надел… (сковороду).

То не дождь пошёл из облака

И не град,

То посыпался из облака (виноград).

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже… (брюки).

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку… (мячик).

И пришё л к Айболиту Барбос:

Меня курица клюнула в … (нос).

Буратино: Молодцы, ребята! А вот вам второе задание. Помогите ответить на вопросы.

  • Какая героиня сказки получила свое название благодаря головному убору (Красная Шапочка)
  • Какой серый зверь обидел нечетное количество маленьких детишек. (Серый волк)
  • Назовите имя трудолюбивой девочки, которой помогла добрая фея. (золушка)
  • Кто та маленькая девочка, которую из беды выручила ласточка? (Дюймовочка)
  • Какой герой сказки лечит зверей? (Айболит)
  • Назовите имя девочки, которая хитростью заставила медведя отнести её домой? (Маша)
  • Он не просто мальчик лук-он надежный верный друг? (Чеполлино)
  • Кто мальчишку с длинным носом смастерил? (папа Карло)
  • Кому служил серый волк? (Ивану-царевичу)
  • Как зовут друга Малыша, который живет на крыше? (Карлсон)

Буратино: Молодцы, ребята! Мне было очень весело, интересно с вами, но мне пора. Папа Карло меня ждет.

До свидания, до новых встреч!

Ведущая: Очень хорошо, друзья мои. А теперь нам надо двигаться дальше. А чтобы не было скучно в пути, давайте сделаем зарядку.

Три медведя в сказке жили,

Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.

В перевалочку ходили.

Идут переваливаясь из стороны в сторону.

К ним девчушка прибежала,

Бег на месте.

В дом зашла и увидала:

Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.

Стол большущий у окна,

Правая рука сжата в кулак, левая ладошка лежит на кулаке.

Стула три – вот это да.

Левая ладонь вертикально, правый кулак прижат к ладони горизонтально.

Чашки три, и ложки три,

Приседают, одну руку на пояс, затем встают, руки поднимают вверх и касаются округлыми пальцами друг друга.

Три кровати: посмотри.

Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.

Ела Маша и пила,

Изображают, как держат ложку и подносят её ко рту.

На кроватку прилегла

Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.

И уснула сладким сном.

Ладошки сложена, голова наклонена и лежит на ладошках.

Что случилось потом?

Руки слегка разводят в сторону.

Тут медведи воротились,

Идут переваливаясь из стороны в сторону.

Увидев Машу, рассердились.

Руки на пояс, делают сердитое лицо.

Маша очень испугалась

Изображают испуганное лицо.

И домой она умчалась.

Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.

Ведущая: Ну вот мы и у цели. (дети подходят к ширме, за которой прячется Королева-Книга). Здесь нас ждёт последнее испытание. Смотрите, ещё одна загадка.

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком.

(Дети отгадывают загадку, выходит Королева-Книга).

Ведущая: Все загадки Бабы Яги отгадали и страну Книг расколдовали.

Королева-Книга : Здравствуйте дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки! Я рада вас приветствовать. В нашей стране царит тишина и порядок. Вокруг нас тысячи книг. И все они учат доброте и любви. Книги нужны, чтобы их читать. А вы, ребята, любите читать и слушать? А вот это я сейчас проверю.

  • Что потерял ослик Иа-Иа? (хвост)
  • Смерть свою он хранил на конце иглы (Кощей Бессмертный).
  • С кем девочка Элли путешествовала в Изумрудный город? (Тотошка, Страшила, Железный Дровосек, Трусливый Лев).
  • Как звали девочку, которую нёс в коробке Медведь? (Маша).
  • Как звали девочку, растопившую ледяное сердце? (Герда).
  • Как звали последнюю знакомую Колобка? (Лиса).
  • Прикольная бабушка, живущая в избушке на курьих ножках?
  • Кто снёс золотое яичко? (Курочка Ряба).
  • Какое время года пропела попрыгунья? (Стрекоза).
  • Большой овощ, который дед не мог вытянуть из земли? (Репка).
  • Как звали вожака стаи в «Маугли»? (Акела).

Молодцы, ребята! Я рада, что многие из вас любят книги. А вы знаете, как надо со мной обращаться? Это мы сейчас проверим и заодно повторим правила обращения с книгой. Предлагаю вам игру, которая называется «Да- нет».

Что любит книжка?

Обложку – да.

Грязные руки – нет.

Закладку – да.

Дождик и снег – нет.

Бережное отношение – да.

Ласку – да.

Яичницу – нет.

Чистые руки – да.

Валяться на полу – нет.

Драться – нет.

Жить на книжной полке – да.

Любознательных читателей – да.

Королева – Книга : Теперь я точно знаю всё про вас:

Хорошие вы детки, много умниц среди вас.

Уж так и быть, дружить мы станем с вами,

Но прежде клятву верности должны нам дать.

Я буду вслух её читать, а вы за мною повторять.

- Клянусь быть аккуратным и примерным читателем!

- Клянусь беречь, любить и уважать книги!

- Клянусь! Клянусь! Клянусь!

Ведущая: Наше путешествие подошло к концу. Пора прощаться.

Королева- Книга : Мы надеемся, что расставание будет недолгим, что многие из вас возьмут и прочитают интересную книгу. До свидания, ребята! До скорой встречи!

ПРИЛ 2

Конспект НОД «Занимательная математика»

Программное содержание:

  • Продолжать учить понимать отношения между числами в числовом ряду, соотносить цифру с количеством предметов и закрепить навыки устного счета в пределах 10.
  • Расширять знания детей о последовательности дней недели, времен и месяцев года.
  • Упражнять детей в решении задач.
  • Уточнить знания детей о геометрических фигурах.
  • Развивать умение ориентироваться на плоскости.
  • Развивать у детей речь, логическое мышление, внимание, память, сосредоточенность.
  • Воспитывать интерес к занятиям математикой, чувство взаимовыручки.

Демонстрационный материал :

Цифры от 0 до 9; геометрические фигуры; предметные картинки для решения задач; карточки с заданиям; модули с цифрами от 1 до 10; мяч.

Раздаточный материал : цифры от 0 до 9, лист бумаги, набор геометрических фигур, геометрические фигуры – треугольники, счетные палочки, карточки – лабиринты.

Предварительная работа: счет в пределах 10; решение задач с опорой на наглядность; повторение названий дней недели и времен года; ориентирование в пространстве и на плоскости, игры с лабиринтами.

Ход занятия

Ребята! Сегодня в гости пришел Незнайка. Он обращается к нам за помощью. Он получил письмо от жителей страны «Занимательная математика». Ее жители приглашают Незнайку к себе в гости. Они приготовили интересные задания. Чтобы попасть в эту страну, необходимо ответить на несколько вопросов, мы как умные и сообразительные, поможем Незнайке?

Итак, внимание! (игра с мячом в кругу).

  • Какое сейчас время года? (зима)
  • Перечисли все зимние месяцы (декабрь, январь, февраль).
  • Назови дни недели (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье).
  • Сегодня какой день недели (вторник? Почему ты так думаешь (потому что вчера был понедельник, а завтра будет среда?
  • Назови пятый день, четвертый день, назовите выходные?

Игра «Назови лишнее слово»

Суббота, среда, пятница, декабрь, (декабрь).

Круг, квадрат, зима, овал (зима).

Утро, день, четверг, ночь, вечер (зима).

Молодцы, вы справились с заданием!

А чтобы продолжить путь, нам надо выложить себе дорожку из цветных камней (модулей). Камни не простые, с цифрами, ваша задача выложить их по порядку от 1 до 10.

Вы справились с этими заданиями, и перед нами открылась страна «Занимательная математика». Садитесь на свои места будем вместе с Незнайкой по ней путешествовать.

Задание 1

«Покажи и назови правильно геометрические фигуры».

(покажите фигуру красного цвета, желтого, зеленого, синего… Ваня какая у тебя фигура? Оля назови свою фигуру, и т. д.)

Задание 2 «Летчики» (ориентировка на листе).

(перед детьми лежат листочки с геометрическими фигурами - треугольниками)

Задание: Треугольник – наш самолет и он летит в правый верхний угол, в левый нижний угол, в правый нижний угол, в левый верхний угол, в середину листа и т. д.

Расскажи Настя, где находится твой самолет? И т. д – спросить несколько детей.

Задание 3 «Сравни количество».

- сравнивают предметные картинки 6 и 4, 3 и 2, 5 и 5;

(спросить несколько детей - ответь полным ответом).

Физ. минутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели-встали, сели-встали

И на месте побежали.

Задание 4 «Домино»

(Соединить рисунки слева с рисунками с правой стороны, так чтобы количество предметов соответствовало количеству точек). Поменяться с соседом карточками и проверить друг друга.

Задание 5 «Реши задачу»

(покажи цифру, ответь полным ответом).

  • У Коли и Марины.

Четыре мандарина.

Из них у брата - три.

А сколько у сестры?

(1 мандарин)

  • Три голубя белых на крыше сидели.

Два голубя снялись и улетели.

Ну-ка, скажите мне поскорей,

Сколько осталось сидеть голубей?

  • Карандаш один у Миши,

Карандаш один у Гриши.

Сколько же карандашей

У обоих малышей?

(2 карандаша)

  • По дороге два мальчика шли

И по два рубля нашли.

За ними еще четыре идут.

Сколько они найдут?

(ни одного)

  • Три яблока висело

Одно хочу сорвать

Ручонка так и тянется.

Но прежде надо сосчитать -

А сколько же останется?

(2 яблока)

  • На тарелочке семь слив,

Вид их очень красив.

Съел четыре сливы Павел.

Сколько мальчик слив оставил? (3 сливы)

  • Пять ребят в футбол играли

Одного домой позвали.

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет? (играет 4 ребенка)

  • У пеструшки пять цыплят. У рябушки пять цыплят. - Пять плюс пять, - Спросил Николка, - Это ж вместе будет сколько? (10 цыплят)

Задание 6 «Лабиринт».

Самостоятельно на карточках указать правильную дорогу Маше и Ване до своего домика. Помочь своему соседу, если он не справился.

«Логическое задание»

Сложить из 5 палочек - 2 треугольника - (составить ромбик и в сеседине положить палочку)

Наше путешествие по стране «Занимательная математика» подошло к концу.

Давайте мы поговорим о своих впечатлениях.

Что вам больше всего запомнилось и почему? А что вам понравилось? Что для вас было трудным?

И мне понравилось, как мы с вами путешествовали. Преодолевали много препятствий, где вы себя показали внимательными, умными, сообразительными. Давайте скажем Незнайке спасибо!

Отправляемся обратно в детский сад, отдохнуть и поиграть (дети встают и проходят играть).

ПРИЛ 3

Конспект занятия по  опытно-экспериментальной деятельности

«Секреты кока-колы»

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности, формировать навыки исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные

  • Дать представление о вредном влиянии газированных напитков на организм человека путем проведения опытов с «Кока-Колой»;
  • Закрепить знания детей о вредном влиянии некоторых продуктов на организм человека; -Учить детей обследовать предметы и экспериментировать с ними.

Развивающие

  • Развивать у детей умение выдвигать гипотезы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
  • Активизировать словарь детей, развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ.

Воспитательные

  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
  • Воспитывать аккуратность, внимательность, умение действовать по руководству воспитателя.

Материалы для проведения экспериментов: лупы, фартуки, нарукавники, бутылки с «Кока-Колой», прозрачные пластиковые стаканчики и мисочки, пластиковые ложки, салфетки, ржавые и тусклые металлические предметы (монеты, скрепки, пуговицы, чашка со следами от чая, конфеты «Ментос».

Предварительная работа: опрос детей на тему: «Мой любимый напиток», беседа с родителями на тему «Знаете ли вы о вреде «Кока-Колы»?», создание мультимедийной презентации «Кока-Кола»: вред или польза?», опыт с яйцом (готовится воспитателем за 5 дней до демонстрации).

Ход занятия

Дети входят в группу, здороваются с гостями.

Дети у нас сегодня в детском саду гости.

Ребята и дорогие гости поднимите руку, кто из вас пробовал «Кока-колу»?

Вам понравилась она на вкус? Почему?

Часто родители покупают вам «Колу»? (Ответы детей)

Хотите узнать, что находится внутри этой красивой бутылки? Какие секреты скрывает «Кока-Кола»?

Чтобы ответить на эти вопросы, куда же мы отправимся? Где проводят опыты и изучают свойства разных предметов и веществ? Где создают новые лекарства и совершают научные открытия? (Ответы детей) Правильно, мы направимся в исследовательскую лабораторию и проведем настоящие опыты, чтобы выяснить, как «Кока-Кола» влияет на наш организм.

А что должно быть в настоящей лаборатории для проведения опытов и экспериментов? Ответы детей: (Пробирки, колбы, пузырьки, микроскопы, лупы, щипцы и т. д.)

Мы с вами уже начали экспериментировать с Кока-колой и сегодня мы продолжим исследовать ее свойства. Каждый день с экранов телевизоров мы смотрим, как с приятным шипением льется в стакан «Кока-Кола», что сразу так и хочется выпить этого вкусного, освежающего напитка.

Так пить Кока-Колу или не пить?

Опыт 1. Влияние «Кока-колы» на яичную скорлупу (опыт подготовлен заранее).

Давайте узнаем, правда ли, что «Кока-Кола» опасна для наших зубов? По своему составу яичная скорлупа похожа с нашими зубами. За прочность яичной скорлупы, а также наших зубов и костей отвечает вещество – кальций. Ребята вспомните, что мы делали с вами на прошлом занятии. Ответы детей: мы в один стакан налили «Кока-Колу», а в другой – воду. В оба стакана положили куриные яйца. Воспитатель: Теперь возьмите лупы и внимательно рассмотрите, как изменилась скорлупа у яиц. Какой вывод мы можем сделать?

Ответы детей: Скорлупа, погруженная в напиток, потемнела, окрасилась в коричневый цвет, появились неровности и шероховатости, она стала хрупкой. А скорлупа, находящаяся в воде, не изменилась. Правильно, от «Кока-Колы» зубы, так же как и яичная скорлупа, могут темнеть и портиться.

Опыт 2. Влияние «Кока-колы» на металлические предметы.

Для следующего опыта нам понадобятся ржавые или тусклые металлические предметы: выбирайте, тут есть монеты, скрепки. В мисочку с «Кока – Колой» положите ваш предмет. Немного подождем.

А пока веселая музыка приглашает нас на физкультминутку.

Ребята давайте вернемся к нашему опыту. Как вы думаете, что произошло с предметами? (предположения детей). Теперь, Полина, вытащи свою монетку и потри ее тряпочкой (дети достают предметы из напитка и трут тряпочкой). Что стало с ржавой монеткой? Посмотри на нее через лупу. (Монетка посветлела, заблестела). А что у тебя произошло со скрепкой, Вера? (Скрепка стала как новая.) Какой вывод можно сделать после этого опыта? (Ответы детей). Мы сделали правильный вывод, ведь если «Кока-Кола» с легкостью удаляет ржавчину, то она так же легко может разъедать стенки нашего желудка.

Опыт 3. «Кока-кола» как моющее средство.

Я слышала, что «Кока-Колу» можно использовать как моющее средство. Сейчас мы с вами это проверим. А справится ли «Кола» с налетом от крепкого чая? Вот кружка из-под чая, попробуем отмыть ее водой. Возьми, Карина чашку и пополоскай ее водой налет исчез? (Нет.) А теперь Ксюша нальет в эту кружку «Кока-Колу» и немного поболтает ее в кружке. Посмотрите, что получилось. Следы от чая пропали. Какой вывод сделаем? (Ответы детей). Правильно, если «Кока-Кола» выводит налёт от заварки, может ли она причинить вред нашему организму? (Ответы детей).

Опыт 4. «Кока-кола» и «ментос»

А этот опыт мы проведем с вами вместе. Смотрите, я беру бутылку «Кока-Колы», открываю ее и кладу под крышку три конфеты «Ментос», затем резко откручу крышку… Ой, что произошло? («Кола» высоким пенным фонтаном брызнула в разные стороны). (Ответы детей).

Да, с некоторыми продуктами «Кока-Кола» не совместима и вступает в химическую реакцию, похожую на маленький взрыв. Только представьте, что этот взрыв может произойти в вашем желудке!

Итак, что же такое «Кока-Кола»? Конечно, для многих это любимый напиток, которым невозможно напиться, хочется пить еще и еще. Но из чего же она состоит? «Кока-Кола» - это сильно газированный напиток, в состав которого входят вещества, которые разъедают наш желудок, вредит нашему организму. Чтобы быть здоровыми и крепкими надо есть полезные продукты. А чтобы вы запомнили, какие продукты полезны для нас, а какие приносят непоправимый вред здоровью, мы сейчас поиграем в игру

Игра «Найди лишнее».

Итак, ребята, хотите быть здоровыми – не пейте «Колу», пейте натуральные соки, в которых много витаминов для роста и здоровья! На следующем занятии мы с вами рассмотрим свойства полезных продуктов и поговорим о витаминах. На этом наше занятие закончено. Спасибо вам за участие.

ПРИЛ 4

Банк литературы к теме самообразования

  1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
  3. Горлова, Н. А. Современные дошкольники: какие они? / Н.А. Горлова Обруч. - 2009. № 1. 3-6 с.
  4. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2010, С.44.
  5. Смирнова Е. О., Лаврентьева Т. В. Дошкольник в современном мире. М.: Дрофа. 2008. 270 с.
  6. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.
  7. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е.С.Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  8. Поколение в памперсах или коллективный портрет современного дошкольника. Круглый стол // Дошкольное образование. 2001. № 9. URL: http://dob.1september.ru/2001/09/1.htm.
  9. Степанова С. И.  «Функциональная грамотность в ДОУ» https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/formirovanie-predposylok-funktsionalnoj-gramotnosti-u-doshkolnikov.html
  10. Часовских А.В. «Развитие современного ребенка дошкольного возраста» https://infourok.ru/razvitie-sovremennogo-rebenka-doshkolnogo-vozrasta-3450882.html

ПРИЛ 5

Анкета для родителей

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию), поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.

1.        Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?

•        да    

•        нет

2. Что для вас означает выражение «быть патриотом»? ____________________________________________________________________

3. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

•        воспитание любви к Родине    

•        воспитание уважения к старшему поколению  

•        воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа

•        знание истории своей страны

•        другое -____________________________________________________________

•        затрудняюсь ответить

4. Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств?

•        да

•         нет

5. Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?

•        В школе

•        Дома

•        В детском саду

6. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

•        да

•        нет  

•        затрудняюсь ответить

7. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

•        прививать детям уважение к людям своей страны

•        познакомить с обычаями и традициями своего народа

•        формировать бережное отношение к природе и всему живому

•        расширять представления о родной земле, её столице, городах

•        ознакомление с историческим прошлым России

•        воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка

8. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители? _____________________________________________________________________

9. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой малой Родины, традициями, памятными датами?

•        да

•        нет

•        затрудняюсь ответить

10. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?______________________________________________________________________________________________________________________________________

11.     Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?

•        да

•        нет

12. Рассказываете ли вы своему ребенку о своей малой Родине, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?

•        да

•         нет

13. Влияет ли природа родного края на развитие патриотизма?

________________________________________________________________________

14. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу?_________________________________________________________________________________________________________________________________________

     15. Что такое «достопримечательность». Назовите достопримечательности и                                  памятные места родного города / края__________________________________________________________________________

     16. Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада?

_______________________________________________________________________

                         Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...