Аналитическая справка по итогам тематического контроля
материал

Сафьянова Татьяна Владимировна

Аналитическая справка по итогам тематического контроля  по теме: "Подготовка к обучению грамоте дошкольников с 3-х лет посредством игры"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ДЕТСКИЙ САД № 93»

_________________________________________________________________

переулок Юбилейный, д 93, Миасс  Челябинской области, 456305  Тел. (3513) 577699

ОКПО 51494535, ОГРН 1027400880000,  ИНН/КПП 7415031915/741501001

Электронная почта: miass-dou93@mail.ru  Сайт: https://dou93-miass.educhel.ru

Аналитическая справка по итогам тематитческого контроля

«Подготовка к обучению грамоте дошкольников с 3-х лет посредством игры»

Цель: Повышение уровня комипетентности педагогов в организации работы с детьми по подготовке к обучению грамоте, формах и видах детской деятельности, используемых в разных возратных группах.

Сроки: с 13.03.2023 по 17.03.2023г.

Задачи: 1. Изучить условия созданные в группах для развития речи детей, развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста.

(оснащение речевых уголков, наличие иллюстративного материала, литературы, дидактических игр и пособий  по ЗКР, наглядной информации для родителей, коллаж «Веселая азбука»).

2. Провести оценку и анализ работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы».

3. Оценить знания педагогов по методике обучения грамоте детей дошкольного возраста.

4. Проанализировать уровень планирования работы.

5. Установить взаимосвязь работы с узкими специалистами.

6. Проанализировать умение педагога привлекать родителей к работе по данной теме.

Основание для контроля: выполнение задач годового плана на 2022-2023 год

Алексеева Т.Л. – заведующий МБДОУ № 93

Сафьянова Т.В. – старший воспитатель.

Деятельность педагогов  основана на рекомендациях инновационной программы «От рождения до школы»  под.ред. Вераксы Н.Е. и методического пособия для детей по подготовке к обучению грамоте  Шумаева Д.Г.

  1. Оценка профессиональных умений  педагогов, знаний, умений и навыков детей.

Без специально организованного обучения развитию речи, формированию ЗКР, образовательный процесс  будет стихийным, бедным, неэффективным.

  Систематическое, целенаправленное обучение по развитию речи и подготовке к обучению грамоте  предусматривается в  НОД, играх, беседах,  индивидуальной работе, работе в речевых уголках и др.

  Важно помнить, что главным является слово взрослого: насколько грамотной, выразительной и богатой  будет речь педагога, настолько ребенок будет подражать речи взрослого, также грамотно и выразительно.

  В рамках тематического контроля были просмотрены занятия во 2 мл.группе, средней группе, старшей группе, подготовительной к школе группе.

  Главная цель посещения: изучение уровня развития  речи детей, формирование ЗКР, выявление методов и приемов  работы педагогов с детьми.

  В подготовительной к школе группе прошло открытое занятие по подготовке к грамоте: Звук и буква «Ж». Путешествие в сказочный лес. (Воспитатель высшей кв. категории Никифорова Т.А.)

 Занятие проводилось с подгруппой детей. Цель соответствует возрасту детей. Занятие было интересным. Педагог использовал разнообразные методы и приемы: игровой метод, вопрос-ответ, проблемный, упражнения. Было достаточно демонстрационного, раздаточного материала, правильно организовано пространство группы. Дети были активны, заинтересованы, знания  имеются  и соответствуют возрасту (работа на занятии была  направлена на развитие звуковой и  интонационной культуры речи, развитие фонематического  слуха, грамматического строя речи, интонационная выразительность речи). Цели и задачи выполнены. Рекомендации: следить за речью детей, добиваться индивидуальных ответов полным предложением, не путать звук и букву.

2 младшая группа музыкально-речевая игра «В гости к зайчику» проводил музыкальный руководитель высшей категории  Фокина Е.В.

  Занятие проводилось со всей группой детей, проводилось в игровой форме с использованием мультимедийного оборудования. Цель занятия: развитие творческого начала, создание атмосферы радости, развитие речи. Цель полностью достигнута, дети были заинтересованы, активны,  с удовольствием выполняли все предложенные задания.

Рекомендации: Следить за правильным выполнением детьми  движений, продумать момент поощрения, на протяжении всего занятия необходимо активное взаимодействие воспитателя с музыкальным руководителем.

2 младшая группа «Совята» открытое занятие по развитию речи «В гости к кукле Кате» (тема «Домашние животные и их детеныши) проводил воспитатель высшей квалификационной категории Луткова М.В.

  Занятие проходило в форме путешествия, цели изадачи соответствовали возрасту  и знаниям детей на конец года. Марина Валерьевна использовала  мультимедиа, часть занятия  проходила  с применением проектора (танец с козленком). Дети активно принимали участие в путешествии, отвечали на вопросы, выполняли движения и проговаривали текст. Также была предложена проблемная ситуация (у домашних  животных потерялись дети). Цель и задачи выполнены.

Рекомендации:  продумать организацию пространства,  расстановку мебели. Четко формулировать вопросы детям, следить за правильным произношением.

Средняя группа «Путешествие в волшебный лес» воспитатель высшей квалификационной категории Захарова С.Г.

    Цель занятия соответствует возрасту детей, занятие проходило в форме путешествия с выполнением заданиий. В начале занятия педагог предложил помочь волшебным феям расколдовать дерево. Дети активно включались в выполнение заданий, с удовольствием получали поощрительные листочки. Дети средней группы умеют определять и называть месторасположение предмета, знают обобщающие слова, употребляют слова антонимы,  различают на слух слова с  заданным звуком.

Рекомендации: Проводить предварительную работу с детьми: заранее играть в речевые игры, понятно объяснять детям  правила игры, продумать раздачу  поощрений за правильные ответы. Добиваться от детей четкого звукопроизношения, полных ответов.

Старшая группа   «Сундучок дедушки граммотея» воспитатель высшей категории Шалагинова З.И.

  Цель занятия: учить  детей называть слова с заданным звуком и определять место звука в слове. Дифференцировать гласные и согласные. Закреплять навык звукослогового анализа.

  Рекомендации: Сократить  количество картинок в задании на определение количества слогов. Проговорить заранее название животных и птиц в задании №3.

  В общем,  программное содержание занятий соответствует возрасту и знаниям детей.

Речь педагогов на занятиях доступна, соответствует возрастным особенностям детей, тон доброжелательный, речь эмоциональная. Вместе с тем не всегда прослеживалась точность и четкость формулировок. Имеется взаимосвязь работы педагогов и специалистов ДОУ по  данной годовой задаче.( в данном случае муз. рук-ль.

  Принимать участие в решении годовых задач в течение учебного года всем специалистам ДОУ. В НОД использовать более эффективные приемы мотивации, заинтересованности малоактивных  детей. Четко и точно формулировать вопросы к детям, включать литературные образцы в речь: (пословицы, поговорки, потешки, стихи), добиваться от детей четкого проговаривания, повторения.

В повседневной  деятельности речь педагога не всегда правильная, грамотная тон речи бывает повышен, особенно это недопустимо в группах младшего возраста, где речь педагога не должна доминировать над речью воспитанников.

 Развивать речь детей во всех видах деятельности (режимные моменты, прогулка, совместная деятельность), в течение пребывания ребенка в детском саду.

 Срок: постоянно

Ответственные: воспитатели групп.

  1. Проверка документации (календарно-тематическое планирование)

   Анализ календарного  планирования показал соблюдение требований программы, учет возрастных особенностей, системности изучаемого материала.

  Педагоги  регулярно проводят занятия в соответствии с планом, но не всегда готовы к занятиям (отсутствуют наглядные пособия, демонстрационный материал).  В утренний промежуток времени проводится артикуляционная гимнастика, индивидуальная работа по развитию речи, пальчиковая гимнастика, словесные игры, дидактические упражнения, направленные на расширение и активизацию словаря детей.

В планах по работе с семьями воспитанников также ведется работа по данной проблеме.

В календарном плане 2 младшей группы имеется картотека дидактических  игр и упражнений «Введение в звуковую действительность»

Рекомендации: Ежедневно планировать словарную работу с детьми, индивидуальную работу по ЗКР с 4-5 лет (конец года), уделять особое внимание постановке и отработке необходимых звуков. Убеждать родителей в важности речевого развития  и находить своевременное решение по исправлению нарушений в речи детей.

Срок: постоянно

Ответственные: воспитатели групп

  1. Организация развивающей предметно-пространственной среды

   В группах создана развивающая предметно-просранственная среда для речевого развития детей. Имеются наборы сюжетных картин по развитию речи, разнообразный дидактичнский материал (как фабричный, так и созданный своими руками), картотеки речевых игр, артикуляционной гимнастики, пальчикивой гимнастики, книжные уголки для детей. В зоне сюжетно-ролевых игр имеются соответствующие условия и оборудование для развертывания игры.  Имеются  речевые уголки, информационные стенды для родителей, библиотека для родителей. Много дидактических игр по подготовке к обучению грамоте сделанных руками педагогов. А также во всех группах сделаны коллажи «Веселая азбука» в разных вариантах. Созданная среда грамотно используется педагогами для индивидуальной и коллективной работы с детьми по развитию речи.

Рекомендации:

   Речевой уголок не располагать в уголке природы, он должен быть постоянно действующим, работа в речевом уголке прописывается  в календарном плане. В организованных библиотеках для родителей не надо перегружать, ежемесячно менять репертуар в соответствии с предложенным списком программы «От рождения до школы». Особое внимание уделить  речевому стенду для родителей в подготовительной группе, т.к. стенд вообще отсутствует, информации для родителей будущих первоклассников никакой  нет.    Консультации для родителей должны выглядеть красочно и эстетично, для привлечения внимания. ( смена информации на стендах 2 раза в месяц).

Срок: постоянно

Ответственный : воспитатели

По результатам тематического контроля можно сделать вывод:

    Речевое развитие детей в ДОУ соответствует среднему уровню программных требований. У многих детей не сформирована связная речь, признаками которой являются содержательность,логичность, последовательность. У большинства детей существует проблема развития  звуковой стороны речи, которая является предпосылкой формирования грамматического строя речи, предполагает дальнейшие трудности при подготовке к обучению в школе.

 В 2022-2023 году дети, с нарушениями речевого развития комиссией ППК ДОУ были напрвлены на обследование в городскую ПМПК, для определения программы  дальней- шего обучения. Работу по данной проблеме продолжаем вести систематически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по итогам тематического контроля в ДОУ "Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

Цель: провести анализ организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО (анализ реализации дорожной карты)...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ИТОГАМ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ «Организация и эффективность физкультурно-оздоровительной работы с детьми в режиме ДОУ»

В  аналитической справке подробно описывается проведение тематической проверки, направления работы (с педагогами, с детьми, родителями, планирование воспитательно-образовательной работы, организа...

Аналитическая справка по итогам тематического контроля

Материал содержит аналитическую справку по итогам тематического контроля "Организация коррекционно-логопедической работы в ДОУ"...

Аналитическая справка по итогам тематического контроля

Представляю аналитическую справку по итогам тематического контроля "Эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию у детей элементарных математических представлений" . ...

Аналитическая справка по итогам тематического контроля на тему: « Организация работы по экологическому воспитанию детей».

Аналитическая справка по итогам тематического контроля на тему: « Организация работы по экологическому воспитанию детей».Согласно годовому плану  в ДОУ была проведена тематическая про...

Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Развитие речи и речевого общения детей посредством художественной литературы»

Согласно годовому плану на 2019-2020 учебный год, на основании приказа № 6 от 28 октября 2019 г.  в МАДОУ детский сад «Тополек» корпус 2 проведен тематический контроль по теме  ...