"Артпедагогические технологии, используемые в работе с семьей ребенка, с ограниченными возможностями здоровья."
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Зимова Мария Николаевна

Семья как социальный институт призвана еще в ранний период жизни ребенка с ОВЗ создать благоприятную среду для его вхождения в культуру, формирования культурно-познавательных, социально-нравственных и художественно-эстетических ценностей, закладывания и развития основ личности, качеств, необходимых для успешной адаптации ребенка во взрослой жизни, становления его как субъекта культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_artpedagogicheskie_tehnologii.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Артпедагогические технологии, используемые в работе с семьей ребенка, с ограниченными возможностями здоровья.

Семья как социальный институт призвана еще в ранний период жизни ребенка с ОВЗ создать благоприятную среду для его вхождения в культуру, формирования культурно-познавательных, социально-нравственных и художественно-эстетических ценностей, закладывания и развития основ личности, качеств, необходимых для успешной адаптации ребенка во взрослой жизни, становления его как субъекта культуры.

 Работа с семьей обозначается как семейная артпсихотерапия, которая используется как для диагностики внутрисемейных отношений, так и для коррекции имеющихся в семье проблем.

Семейная психотерапия включает в себя различные арттерапевти- ческие технологии, построенные на основе творчества: изотерапию (рисунок, коллаж, лепка), психодраму, кукло-, вокало-, музыкотерапию, сказкотерапию и др. Задачи артпсихотерапии определяются целью психотерапевтической помощи:

С этой целью используются различные психотерапевтические арт- технологии:

  • Техника «Совместное семейное рисование» (Г. Смит), модификация теста «Кинетический рисунок семьи» (Burns R., Kaufman S., 1970). Члены семьи по очереди изображают на общем листе бумаге какие-либо действия или события из жизни семьи. Начало рисования — дается по 30 секунд на каждого, в последующих подходах время постепенно уменьшается до 3 с. Анализ и интерпретация производятся по двум аспектам: а) процесс (следование инструкции, последовательность, соблюдение очередности, лидерство, вовлеченность в процесс рисования, сотрудничество, помощь друг другу или попытки испортить рисунок); б) результат (пространственная организация рисунка, тональные особенности изображения, тематические, содержательные особенности, выдерживание общей темы, попытки изменить характер рисунка);
  • Техника рисунка «Совместные каракули» (А. И. Копытин), когда каждый из членов семьи делает зарисовку в виде каракулей, а затем вся семья пытается создать из них общую картину. Психолог наблюдает за взаимодействием членов семьи в совместной деятельности; по окончании задания обсуждаются ассоциации, связанные с рисунком;
  • Техника коллажа «Семейный автопортрет» (А. И. Копытин), когда членами семьи создается общий коллаж (рисунок, фреска) с помощью вырезок из предложенных журналов, напоминающих об отношениях в семье; анализируются действия членов семьи в процессе его создания и продукт отражения реальной ситуации в семье;
  • Техника «Семейная скульптура в песочнице» (Лоис Кери), когда члены семьи создают пространственную композицию из отдельных маленьких фигур (мужских, женских и детских), отражающую их конфликтные взаимоотношения, что проявляется в позе, обращенности взгляда, пространственной локализации фигур, диалоге в процессе игры и т. д.;
  • Техника «Интервью с куклами-марионетками» (Э. Ирвин, И. Мэлой). Форма проведения интервью может быть индивидуальная (с одним членом семьи), парная (член семьи — ребенок), групповая (ребенок и родители). Интервью проводится с набором кукол-марионеток (20 образов), представляющих реальные и фантастические персонажи (мужчина, женщина, ребенок; король, королева, пират; врач, полицейский; домашние животные, дикие животные и др.).

Для проведения индивидуального интервью психолог просит выбрать одну или несколько марионеток, а затем предлагает придумать и разыграть с их помощью какую-нибудь сценку из жизни ребенка, наиболее запомнившуюся или ту, которая волнует его, и в ходе представления комментировать отдельные фрагменты и действия. На заключительном этапе психолог с ребенком обсуждают и устанавливают связь между разыгрываемой и реальной жизненной ситуацией.

  • Техника на основе семейного теста Роршаха — определение адекватности и реалистичности восприятия семьей окружающего мира с помощью стандартных таблиц с симметричными слабоструктурированными изображениями. Сначала каждый член семьи отвечает на вопрос «Что изображено, на что похоже?», потом это обсуждается одновременно со всеми членами семьи, затем сравниваются ассоциации при индивидуальной и совместной интерпретации изображения в тесте, обсуждаются взаимоотношения при выработке общего решения.
  • В технике песочной терапии (Л. Кери, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко, А. И. Копытин и др.) также проводится психотерапевтическая работа с семьей ребенка с ОВЗ. Песок выступает ареной, на которой могут отражаться и разыгрываться всевозможные события из жизни семьи, на которой можно переосмысливать и находить правильное решение. В песочной терапии лучше, чем в другой психотерапевтической технике, взрослый, родители совместно с ребенком через кинестетические ощущения могут отреагировать чувства, эмоции, переживания. Занятие с семьей в психологической песочнице начинается с совместных игровых упражнений с руками. Следует учесть, что у детей с ОВЗ и родителей при встрече с необычными материалами и неспецифической формой выражения отношений в семье могут возникнуть тревога, зажатость, реакции протеста. В этом случае нередко возникает необходимость в индивидуальной помощи психолога, поощрения деятельности участников игры.
  • Куклотерапия (Э. Ирвин, И. Малой, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Е. А. Медведева, А. А. Осипова, Т. Калошина, Г. Тимошенко и др.).

Часто человек персонализирует, воплощает в кукле сокровенную часть себя, свои чувства, эмоции, образ «Я». Процесс изготовления куклы — это всегда медитация, обращенная внутрь личности, особенно если кукла сделана руками близких или совместно с ними. В такой кукле всегда есть частица души самого близкого ребенку человека, мамы. Ребенок нередко переносит на куклу свои чувства и взамен получает эмоциональную поддержку, которой часто не хватает ребенку с ОВЗ от матери или обоих родителей, которые не принимают того, что у них родился ребенок, имеющий нарушения в развитии. Холодность или агрессивность, отстраненность матери или отца в межличностных отношениях с ребенком с ОВЗ являются результатом глубокого психоэмоционального стресса, переживаемого членами семьи. В преодолении дисгармоничности таких отношений может быть эффективна куклотерапия.

Процесс куклотерапии с ребенком с ОВЗ и его матерью предполагает несколько этапов:

1) изготовление куклы-марионетки, налаживание продуктивных форм коммуникации матери и ребенка в творческом процессе;

2) «рождение» и «оживление» куклы, коррекция неконструктивных форм поведения матери в общении с ребенком;

3) кукловождение и трансформация установок матери из негармоничных в позицию творческого поиска, реализации возможностей ребенка, повышение самооценки матери в связи с возможностью увидеть результаты совместного с ребенком труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение и реабилитация семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффе...

Консультация для родителей "Если в Вашей семье ребенок с ограниченными возможностями здоровья"

В консультации предоставлен материал в помощь родителям воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья....

Практико – ориентированный проект «Формирование психологической готовности педагогов к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья» (средней продолжительности)

Одним из направлений развития современного дошкольного образования является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во мно...

КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ В ЖИЗНИ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются в поддержке и помощи....

«Современные подходы к организации работы с семьями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья образовательного учреждения»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на необходимость выстраивания планомерной, систематической работы дошкольной организации с семьями для гармонично...