Паспорт проекта на тему «Читающая семья – читающий ребёнок»
проект (подготовительная группа)
Паспорт проекта на тему
«Читающая семья – читающий ребёнок»
Ф.И.О. | Мурко Елена Викторовна, воспитатель |
автора, название учебного заведения | муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32 муниципального образования Тимашевского района |
Адрес ДОО | Краснодарский край, Тимашевский район, ст.Медведовская, ул.Пушкина,1 |
Участники и исполнители проекта | Воспитатель – Мурко Елена Викторовна, воспитанники подготовительной группы, родители воспитанников. |
Сроки реализации проекта | С 01.03.2023 по 30.03.2023 |
Актуальность | Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век — век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. Но, как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу, тем более ребенка — дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем. Литература расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средство формирования личности ребенка, оказывая сильное морально-идеальное воздействие, объединяет детский коллектив. В книгах заключено особое очарование книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Дети дошкольного возраста — слушатели, поэтому необходимо как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово выражает. Сегодня, в меняющейся социально- культурной ситуации перед дошкольными учреждениями как никогда остро стоит проблема формирования у детей интереса к книге. От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребенка. |
Цель проекта | Формирование у дошкольников устойчивого интереса к книгам через творческую, познавательную деятельность и творческие связи детского сада, библиотеки и семьи. |
Задачи проекта | 1. Формирование у детей интереса к книгам. 2.Создание информационно-педагогической поддержки мотивации семейного чтения (в частности, привлечь отцов к совместному чтению). 3.Выявление самой читающей семьи. 4.Создание книги с детьми в совместной деятельности в группе детского сада. 5.Создание интерактивного пособия (лэпбука) для совместной и индивидуальной работы с детьми. |
Вид проекта | социально-значимый, творческий. |
План проведения | 1. Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора. 2. Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по тематике проекта. 4. Оформление книжной выставки 5. Изготовление книжки-малышки 6. Составление конспектов тематических занятий. 7. Викторина «Взрослые и я - читающая семья» 8. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта. 9. Привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогам. 10. Организация плановых походов в библиотеку.
|
Ожидаемые результаты | - увеличение числа родителей, читающих своим детям вслух; - у родителей возрастет интерес к чтению книг кубанских писателей о родном крае; - у воспитанников повысится уровень развития памяти, фантазии, речи, воссоздающего и творческого воображения; - возрождение традиции домашнего чтения; - обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе; - Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя. - Установление тесного сотрудничества между педагогом и родителями в вопросах воспитания у дошкольников интереса к книге и чтению. |
Формы работы | - совместная деятельность педагогов с детьми - совместная деятельность детей и родителей, социального партнера (библиотека) |
Ресурсное обеспечение проекта | -предметно-пространственная среда, отвечающая требованиям ФГОС ДО; - библиотека книг, энциклопедий -оборудование для различных видов деятельности (двигательной, изобразительной и др.); -иллюстративный материал и демонстрационный материал по теме проекта -музыкальный ряд, используя Интернет-ресурсы; -детская художественная литература; -картотеки пословиц, загадок -цикл тематических бесед; -подвижные, сюжетные игры |
Этапы реализации проекта: | 1 этап - Подготовительный. - Планирование деятельности - Подборка книг для создания мобильной библиотеки - Подбор наглядного материала для рассматривания и бесед - Подбор литературы, методических рекомендаций. - Подбор видео материала и презентаций для просмотра - Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе (мобильная библиотека) - Сбор информации по теме проекта. - Проведение «Недели детской книги» - Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома» - Консультирование родителей по вопросам организации семейного чтения: «Что читать детям?», «Как читать детям?», «Где найти время для чтения книг?», «Как беседовать с детьми о книгах?» и т.д. - Введение традиции «Книга напрокат» - Открытие мини-музея «Моя любимая книга»
2 этап - Основной (практический)
- Знакомство с творчеством детских писателей - Прослушивание аудиозаписей художественных произведений в исполнении мастеров слова - Проведение игр «Книжкина больница», «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская» - Игры по прочитанным книгам: «Собери сказку», «Что сначала, что потом», «Угадай сказку», «Из какой сказки герой?», «Чей предмет?». - Викторина «Взрослые и я - читающая семья» - Квест «Спасаем книгу» - Утренние беседы «Расскажи о книге, прочитанной дома» , «Назови любимую книгу». - Цикл бесед «Бережное хранение книг»
3 этап - Заключительный (итоговый)
- Сбор книг и оформление выставки «Книга, которую мне читают дома» - Волонтерская деятельность «Читающая мама в группе» - Подготовка буклетов для акции «Я рекомендую почитать!» - Лэпбук «В гостях у сказки» - Акция - подарок для малышей «Книжка-малышка» - Арт-выставка семейных работ «Вместе с мамой книгу я пишу» - Итоговый участие в районном конкурсе «Читающая мама - читающая страна» - Презентация социально значимого проекта на педагогическом часе в ДОУ
|
Отчет о проделанной работе
Весь месяц март в подготовительной группе реализовывался проект «Читающая семья – читающий ребёнок». Главной целью данного проекта было сформировать грамотного читателя, возродить традиции семейного чтения и развитие культуры чтения ребенка на основе его сотрудничества с семьей. При реализации проекта «Читающая семья – читающий ребёнок» решены все поставленные задачи.
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Мы решили к формированию уголка книги в нашей группе привлечь родителей. Попросили их принести любимые книги своих детей. В книжном уголке оформили выставку «Моя любимая книга» и провели в группе «День любимой книги». Каждый, кто хотел, рассказал о своих любимых героях.
Чтобы привлечь внимание к проблеме детского нечтения мы оформили папку – передвижку «Семья и книга». Материалы выложили в холле группы. Для формирования навыка бережного обращения с книгами мы провели игрузанятие «Книжкина Больница». Каждому ребенку было предложено взять по одной книге в книжном уголке и посмотреть, не нуждается ли она в ремонте. На время все стали доктором Айболитом, определяли заболевание и, как говорят врачи, ставили «диагноз» больной книге. Все вылечили свои книги, но в уголке остались еще «больные». Детям было предложено взять их домой и при участии родителей помочь этим книгам.
В уголке для родителей был вывешен примерный список литературы для чтения в подготовительной группе и 10 практических советов как вырастить книгочея.
Родителей, которые обращались за консультацией по приобщению дошкольника к чтению, мы знакомили с литературой, которую использовали в работе. Консультация: «Что и как читать ребенку дома». Конкурс «Литературный калейдоскоп». Большинство родителей, участвующие в проекте, указали на актуальность темы, что полученная информация достаточно полезная. Для родителей группы мы провели семинар практикум «Учимся у книги». На нем родителям дошкольников было рассказано о пользе совместного чтения с ребенком и даны конкретные рекомендации как разучивать стихи, и что читать детям. Ребята старшего дошкольного возраста приготовили спектакль «Терем – теремок».
Завершающим этапом нашей работы стала подготовка и проведение праздника «Мы – читающая семья!» Своеобразие ребенка как читателя заключается в следующем: дошкольник воспринимает литературу на слух, с опорой на иллюстрацию, чтобы слово и образ дополняли друг друга. Без помощи взрослого он не может приобщиться к опыту художественной литературы, который накоплен человечеством. Понимание детьми произведений, их личностное развитие, в полной мере будет зависеть от общего культурного уровня и мастерства педагога и родителя.
Родители - полноправные участники образовательного процесса, общение с ними должно строиться на основе взаимодействия и сотрудничества. Формы взаимодействия ДОУ и семьи разнообразны, это позволяет педагогам выбрать оптимальные. Идет активный поиск новых форм и использование их в работе с родителями по приобщению дошкольника к чтению. В последнее время наметилась тенденция использования в этом направлении нетрадиционных форм сотрудничества. Мы в своей работе по приобщению дошкольников к чтению во время реализации проекта «Читающая семья – читающий ребёнок» использовали различные нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с родителями: литературные праздники, развлечения, семинары-практикумы, индивидуальные и групповые консультации, папки - передвижки, спектакль и другие. Воспитатели организовывали интересную целевую экскурсию, где знакомили детей с новыми книгами. Проведенные мероприятия способствовали сближению взрослых и детей. Наша работа по взаимодействию с родителями по приобщению детей к чтению и не прошла даром. Их интерес к этой проблеме заметно повысился. Надеемся, что это поможет им вырастить из ребенка грамотного читателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chitayushchaya_semya_-chitayushchiy_rebyonok.docx | 1 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи ребенка дошкольного возраста в рамках реализации муниципального социально - значимого проекта "Читающая мама - читающая семья"
Муниципальный социально - значимый проект "Читающая мама - читающая семья" был реализован с целью привития культуры семейного чтения, распространения положительного опыта семей и установления открытос...
Выступление на городском родительском собрании «Читающая семья- читающая нация»
Выступление на городском родительском собрании «Читающая семья- читающая нация»....
Проект "Читающая семья - читающие дети"
В проекте представлен опыт работы по приобщению детей и родителей к чтению...
Видео-ролик "Читающая мама, читающая семья"
О роли чтения в семье с ранеего возраста. К.И.Чуковский "Мойдодыр"...
Участие в муниципальном конкурсе "Читающая мама - читающая семья!!"
https://yadi.sk/d/MoXKQzWt1WkTIA...
"Читающая семья - читающая Россия"
Проект совместно с родителями...
Проект "Читающая семья - читающая Россия"
Детско-родительский проект "Читающая семья - читающая Россия"...