Как возникает сюжетно ролевая игра.
статья (средняя группа)

Фёдорова Юлия Васильевна

Как возникает сюжетно- ролевая игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_voznikaet_syuzhetnaya_igra.docx940.24 КБ

Предварительный просмотр:

Как возникает сюжетная игра

                5b78c7e93ae22b769143943bfe9e54b6-800x.jpg

 
На первом году жизни  сюжетные игрушки выступают для ребенка в том же качестве, как и любой другой предмет, с которым можно манипулировать: малыш перекладывает ее с места на место, стучит ею, грызет и пр. Если взрослые показывают ребенку, как можно играть с такими игрушками, то к году малыш начинает усваивать игровое назначение предметов: вместе со взрослым кормит куклу, укладывает ее спать, купает.


На втором году жизни круг игрушек, которыми играет ребенок, расширяется, возникает перенос действий с одного предмета на другие, похожие на него. Так, если годовалый малыш укладывает спать только ту куклу, которую убаюкивала мама, то постепенно он начинает укладывать спать и другие игрушки. Все больше растет интерес ребенка к играм с сюжетными игрушками, увеличивается число игровых сюжетов. Малыш начинает играть не только по инициативе взрослых, но и по собственному желанию. В этом возрасте он действует преимущественно с реалистическими игрушками, т.е. с теми, которые имеют сходство с реальными предметами (например, поит куклу из чашки, но не может “угостить” ее конфетой, которой нет среди игрушек). Самостоятельная игра ребенка в этом возрасте кратковременна, игровые действия хаотичны, их последовательность случайна, они часто переплетаются с манипуляциями. Однако, если взрослые уделяют специальное внимание организации сюжетных игр ребенка, то уже к концу второго года жизни у малыша развивается достаточно выраженный интерес к игре, игровые действия постепенно теряют исключительно подражательный характер, малыш начинает все активнее варьировать игрушки и игровые действия, которые становятся все более разнообразными и развернутыми. Все большее место в игре занимают воображаемые действия с отсутствующими предметами (например, ребенок подносит пустую ладошку ко рту куклы или помешивает в пустой кастрюльке “еду”). Однако все эти элементы игры еще очень неустойчивы и в отсутствии взрослого быстро переходят в простые манипуляции. Именно поэтому так велика роль взрослого на данном этапе становления игры.


На третьем году жизни ребенка процессуальная игра достигает своего расцвета. Обогащается ее эмоциональная окраска, увеличивается ее продолжительность, игра становится все более самостоятельной. Теперь уже ребенку не столь необходимо постоянное участие взрослого: игрушки сами начинают стимулировать игровые действия с ними.
На смену разрозненным игровым действиям приходит последовательная и самостоятельная “проработка” выбранного сюжета, включающая множество разнообразных действий, их постоянные  повторения и вариации с использованием различных предметов.
Но, пожалуй, главное достижение этого возраста – бурный рост воображения, для которого игра – самая благоприятная почва. Это выражается в резком увеличении замещающих действий.  Если на втором году жизни замещения одних предметов другими носят преимущественно подражательный характер, дети третьего года уже способны придумывать их самостоятельно, проявляя подчас большую изобретательность и настоящее творчество. Например, ребенок может использовать один и тот же кубик вместо хлеба, конфеты,  столика, плиты, мыла, шарик – вместо яичка,  яблочка, помидора,  орешка, таблетки и пр. Такая игра становится по настоящему творческой.
Важную роль  в процессе развития творческой сюжетной игры играет речь, которая позволяет ребенку лучше осмыслить то, что он делает, развивает его способность строить диалог с партнером, помогает планировать дальнейшие действия. И здесь незаменима роль взрослого.
 

Какие условия способствуют возникновению процессуальной игры?


Прежде всего, это обогащение жизненного опыта детей. Следует помнить, что дети раннего возраста могут отражать в игре только то, что им хорошо знакомо. Поэтому для возникновения игры необходимо создать полноценную среду развития малышей, обогащать их опыт. Это можно делать несколькими способами.
Во-первых, через наблюдение за поведением взрослых и сверстников, обсуждения их действий за столом, перед сном, во время умывания, переодевания, на прогулке, комментируя то, что видят дети. Например: “Сейчас мы будем кушать. Сначала завяжу всем салфетку, чтобы платьице и рубашечку не испачкать. Вот Катина салфеточка, вот кашку положим на тарелочках. Ой, горячая, подуть надо. Подуй на кашку. Вот так. Где ложки?. Вот как хорошо мы едим. А это компот в чашке. Возьмем чашку за ручку, будем пить.” Взрослый привлекает внимание детей к тому, как взрослые моют посуду, вытирают пол, застилают кроватки, умывают малышей.
Во-вторых, следует привлекать детей к посильному участию в жизни семьи (предлагать  помочь принести тарелки, разложить ложки, хлеб, вытереть салфеткой стол, поправить одеяло и подушку на кроватке после дневного сна).
В-третьих, через чтение им детских книжек, совместное рассматривание и обсуждение картинок, рассказывание доступных пониманию малышей  и интересных для них эпизодов из жизни взрослых, других детей, животных.

Важно помнить, что игра - не формальное занятие, она, прежде всего, должна доставлять удовольствие. Знакомя ребенка с сюжетом игры, показывая ему игровые действия, следует отказаться от поучающего тона, замечаний. Не следует давать команды («покорми Лялю», «искупай собачку»), значительно лучше  использовать косвенные методы стимуляции (например, сказать: «Кажется, Ляля хочет кушать. Давай покормим ее?» или спросить: «Твой мишка уже искупался?»), чаще обращаться к ребенку от имени персонажа, чем от своего имени (например, «Ляля просит», «Мишутка говорит»).

Внимательный взрослый сумеет почти любое действие ребенка с предметами преобразовать в условное, в действие “понарошку”.  В игру даже с самыми маленькими детьми можно включать чисто условные действия “с отсутствующим предметом”,  например, взрослый подносит пустую ладонь ко рту куклы и предлагает ей попить или протягивает ей пустую щепотку, объясняя, что это конфета. Ребенок умеет выполнять такие движения и с удовольствием повторяет их вслед за  взрослым уже в игровом плане. Малыши очень любят, когда взрослый просит их “покормить” его, с улыбкой наблюдают, как старший партнер старательно “жует” или “пьет”, сразу же переносят это действие на себя, затем на куклу, на другого ребенка, который оказывается рядом  и т.д.

На первых этапах развития игры инициатива принадлежит преимущественно взрослому.  Он рассказывает и показывает, что и как  можно делать с игрушками, комментирует свои действия и действия персонажа и т.д. Если ребенок не играет по собственной инициативе, взрослый старается “обыграть” действия малыша, придать им игровой смысл или  вовлекает его в свою игру:  просит малыша помочь ему (например, подать чашку, принести кастрюльку, вытереть салфеткой головку собачки), предлагает закончить начатое действие или распределить действия (“Давай, я покормлю мишку, а ты его покачаешь?”).

                      image1.png

После того, как малыш  начал играть самостоятельно, для него уже не столь необходимо постоянное участие в игре взрослого, хотя его помощь по-прежнему нужна.
Речевое сопровождение игры значительно расширяет ее возможности. Речь позволяет создать полнокровный, детализированный образ-роль и замещение предмета.
Если ребенок еще не умеет говорить, взрослый делает это за него, обращаясь к игрушкам от его имени или обращаясь к малышу от имени игрушек. Он задает куклам вопросы, предлагает что-то, комментирует свои и их действия, сопровождает их ласковыми словами, песенками или стишками. Например, во время укладывания куклы спать, приговаривает: “Вот тебе под спинку мягкую перинку. Сверху на перинку чистую простынку. Вот тебе под ушки белые подушки. Одеяльце на пуху и платочек наверху”. Стимулировать общение с персонажами нужно также с помощью обращений к ребенку от их имени (“Ляля сказала…”, “Мишка говорит…”, “Петушок просит…” и т.д.). Вместе с тем, не следует забывать о том, что игра в раннем возрасте имеет преимущественно действенный характер, а темпы развития речи у детей очень индивидуальны.
 
Одним из способов обогащения детской игры является увеличение числа игрушек. Стараясь не перегружать ситуацию слишком большим количеством игрушек, которое может спровоцировать хаотическое поведение малыша, не следует и резко ограничивать их число одним - двумя предметами. Например, наблюдая, как ребенок кормит кукол, можно предложить ему  использовать не только тарелку, чашку и ложку (в этом возрасте дети часто “застревают” на  однотипных действиях с одним и тем же предметом), но и мисочки, кастрюльку, сковородку. Со временем этот набор предметов может быть увеличен. Тем самым обогащается и состав игровых действий.


Введение в игру предметов-заместителей.


Включение в игру предметов-заместителей значительно расширяет ее горизонты, делает ее более интересной, содержательной и творческой. Замещение нужных для игры, но реально отсутствующих предметов другими, как правило, не имеющими четко определенной функции предметами, позволяет ребенку разнообразить игру, стимулирует развитие его воображения и фантазии. Дети, умеющие играть с предметами-заместителями, к концу раннего возраста способны самостоятельно придумывать и разыгрывать сюжеты даже без опоры на реалистические игрушки.  Вводить в игру предметы-заместители можно по мере того, как ребенок начинает усваивать смысл действий «понарошку».
В качестве заместителей могут выступать палочки, кубики, шарики, колечки от пирамидки, детали конструкторов, камушки, пуговицы, ракушки, скорлупки от грецких орехов, пустые фигурные катушки и пр. Их лучше хранить в определенном месте, например, в коробке из-под обуви неподалеку от уголка с сюжетными игрушками, чтобы ребенок не тратил слишком много времени на их поиски и не отвлекался от игры.
Приведем пример того, как можно помочь ребенку принять игровое замещение.
                       
png-transparent-children-kids-childhood-sandbox-sandpit-toys-fun-umbrella.png

Взрослый наблюдает, как ребенок кормит собачку за столиком, на котором расставлена посуда. Он подсаживается к малышу, присоединяется к его игре,  интересуется, что кушает его собачка.  Получив тот или иной ответ,  взрослый обращается к ребенку от имени собачки: «Саша, дай мне, пожалуйста, кусочек хлеба». Затем комментирует просьбу собачки: «Собачки очень любят хлебушек. Давай покормим ее? Где у нас хлеб?».
Ребенок разглядывает игрушки, растерянно молчит.
Воспитатель: “ Да вот же он (берет со стола кубик и протягивает малышу)! Давай, как будто это хлеб?”.
Ребенок берет кубик и подносит его ко рту собачки. 
Взрослый комментирует действия собачки, спрашивает у нее, вкусный ли хлебушек, отвечает за нее, предлагает покормить хлебушком кошечку  и т.д.
Может случиться, что ребенок не сразу поймет смысл замещения,  и будет просто копировать действие взрослого. Однако после нескольких подобных игр, он постепенно начнет и сам использовать предметы-заместители - сначала те, которыми играл вместе со взрослым, а затем придумывать собственные замещения.
Важную роль в становлении замещений играет слово. Образ предмета, который ребенок замещает чем-либо, часто бывает аморфным, неопределенным (например, кубик может символизировать еду вообще, а не какой-то определенный ее вид). В этом случае и действие замещения очень схематично и неопределенно.  Обозначение предмета или действия словом делает игру более осознанной, существенно обогащает ее процессуальную сторону, помогает ребенку конкретизировать образы предметов, и в то же время гибко изменять их в соответствии с условиями игры.
Приведем пример.    Взрослый замечает, что во время кормления куклы ребенок берет со стола шарик и подносит ко рту куклы. Взрослый спрашивает его: “Чем ты кормишь куколку?”. Малыш растерянно молчит, не знает, что ответить. Взрослый: “Может быть, это яичко?”. Ребенок согласно кивает головой: “Яичко”. После этого он быстро берет ложку, энергично стучит ею по яичку, пальчиками «очищает» его от скорлупки, зачерпывает из него ложкой и кормит куклу.
Из этого примера видно, что маленький ребенок уже использует предмет в игровом значении, но смысл произведенного им замещения ему пока еще не очень ясен. Подсказка взрослого помогла малышу представить определенный образ, который сразу же стимулировал соответствующее действие с замещающим его предметом.  Таким образом, слово помогло “расцветить” игровое действие, сделать его развернутым и интересным для ребенка.
Постепенно, по мере развития игры,  ребенок и сам начнет все отчетливее представлять, что и каким образом он замещает, активно использовать в игре слово, обозначающее предмет-заместитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие ( развитие речи, ручной труд и сюжетно-ролевая игра) в форме проекта «Безопасный маршрут: дом – детский сад» и сюжетно – ролевой игры «Школа» подготовительная группа Автор: воспитатель: Свинцова Е.А. МКДОУ д/с «Колокольчик» п.Пур

Цель:Продолжать обучать детей связной монологической и диалогической речи в процессе проектной, совместной деятельности; обучать безопасному поведению, правилам дорожного движения; расширять представл...

Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников

  Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности №9 «Ромашка» Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности  №9 «Ромашка»Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»Цель: Познакомить дошкольников с сюжетно – ролевой игрой «Школа»...

Сюжетно-ролевая игра в средней группе компенсирующей направленности Тема: «Если возник пожар»

Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности, навыков правильного обращения с огнем и огнеопасными предметами....

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Цель: Развивать у детей игровые умения и навыки, которые позволят им развертывать самостоятельно творческую игру. ...

Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра «Клубный час по сюжетно-ролевым играм»

Повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....

Сюжетно-ролевая игра Тема: «Если возник пожар»

Цель игрыФормирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности, навыков правильного обращения с огнем и огнеопасными предметами....