Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе с детьми старшего ясельного возраста.
методическая разработка (младшая группа)

Николаева Юлия Юрьевна

Цель здоровьесберегающих технологий- обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения; сформировать у него необходимые знания и умения по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie-zdorovesberegaiushchikh-tekhnologii-v-v.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Темкинская средняя школа имени

Героя Советского Союза Громова Георгия Васильевича»

Темкинского района Смоленской области

Сообщение

«Применение здоровьесберегающих технологий

в воспитательно-образовательном процессе

с детьми старшей ясельной группы»

Автор: воспитатель Николаева Ю.Ю.

с. Темкино

Введение

Понятие «здоровьесберегающие технологии» включает все направления деятельности образовательного учреждения по формированию, сохранению, укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения; сформировать у него необходимые знания и умения по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО: регулярная экспресс-диагностика состояния дошкольников, отслеживание основных параметров развития организма в динамике, что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья детей.

«Традиционно забота о здоровье детей всегда была в центре внимания российской педагогики. В современной педагогике задачи формирования здорового образа жизни рассматриваются в контексте физического и нравственного воспитания, воспитания экологической культуры, личностно ориентированного обучения, здоровьесберегающей педагогики, гуманистической парадигмы образования».

Выделяют следующие разновидности здоровья: физическое, психическое, социальное, нравственное, духовное.

«Физическое здоровье - это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение).

Физическое здоровье - это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

Психическое здоровье - это высокое сознание и развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение).

Психическое здоровье - это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).

Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы, основу которого составляет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

Признаки индивидуального здоровья: специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов; показатели роста и развития; текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности; наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития; уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Методы и приемы, средства здоровьесберегающих технологий.

 Методы здоровьесберегающих технологий: воспитательные и образовательные программы; активные методы обучения; игровой метод; познавательная игра; практический метод; ситуационный метод; соревновательный метод; дидактический рассказ; беседа; демонстрация; работа с книгой; видеометод; наглядный метод обучения; упражнения; обучающий контроль.

Педагогические приемы: защитно-профилактические: личная гигиена и гигиена обучения; компенсаторно-нейтрализующие: физкультминутки, оздоровительная, корригирующая, дыхательная, пальчиковая гимнастика; психогимнастика; лечебная физкультура; массаж, самомассаж; тренинг; стимулирующие: элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др.

Средства здоровьесберегающих технологий: гигиенические средства; оздоровительные силы природы; средства двигательной направленности.

Гигиенические факторы: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанГМНами; личная и общественная гигиена - чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и др.; проветривание и влажная уборка помещений; привитие детям элементарных умений и навыков при мытье рук, использовании носового платка; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни, простейшим умениям и навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах.

Оздоровительные силы природы: учет влияния метеорологических условий: воздействие температуры воздуха и воды, изменение атмосферного давления, солнечное излучение и др. на биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности детей; проведение занятий на свежем воздухе содействует активизации биологических процессов, повышает работоспособность организма и замедляет процесс утомления; солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия, ароматерапия, ингаляция, витаминотерапия.

Средства двигательной активности: разнообразные физические упражнения; лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка - занятие оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков; физкультминутки, эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости; массаж, самомассаж; психогимнастика; тренинги и др.

Классификация здоровьесберегающих технологий:

1. медико-профилактические, обеспечивающие сохранение здоровья детей под руководством медицинского персонала, с использованием: технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, создания здоровьесбе-регающей среды в ДОО;

2. физкультурно-оздоровительные, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка;

3. обеспечение социально-психологического благополучия ребенка, создание в ДОО позитивного психологического самочувствия ребенка, эмоциональной комфортности в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье;

4. формирование основ здорового образа жизни: игротерапия, игротренинги, коммуникативные игры, арт-терапия, сказкотерапия, психогимнастики и др.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. М.: Детство-Пресс, 2011. 217 с.

2. Куцакова Л.В., Мерзлякова СИ. Воспитание ребенка дошкольника: Програм.-метод. пособие. М.: Гуманит. изд. центр Владос. 2008. 268 с.

3. Орлихина Н.Е., Еремина В.В. Создание здоровьесберегающей образовательной среды: управленческий аспект: учебно-методическое пособие. Сер. «Здоровье - критерий образования». Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ГГПРО ТО». 2009. 90 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов. Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательном – образовательном процессе.

Забота о здоровье - это важный труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В.А. Сухомлин...

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе

Здоровьесбережение - важный аспект в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста. Очень важно помгать детям снимать психофизическую нагрузку после занятий; научить практическим ...

Отчет о применении здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе

Использование в работе со школьниками здоровьесберегающих технологий по технологиям: 1) технология сохранения и стимулирования здоровья; 2) технология обучения здоровому образу жизни;3) коррекционные ...

МАСТЕР КЛАСС «Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное в...

«Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе в соответствии с ФГОС»

Семинар практикум по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе в соответствии с ФГОС,...

Мастер-класс "Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе для развития речевых функций дошкольника"

Применение здоровьесберегающих технологий в  воспитательно-образовательном процессе для развития речевых функций дошкольника ...

Сообщение "Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми средней группы"

Пименение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....