План работы по самообразованию 2021-2026 гг.
материал
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСК ДЕТСКИЙ САД № 38 «ДОМОВЕНОК»
План работы по самообразованию по теме:
«Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
через дидактические игры»
Воспитатель:
Баданина Наталья Станиславовна
на 2021 – 2026 учебный год.
г. НИЖНЕВАРТОВСК, 2021
План самообразования
ДОУ работает над проблемой: "Формирование экологической культуры детей через ознакомление с родным краем"
Тема самообразования: «Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры»
Цель: Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
1.Формировать первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.
2.Развитие способностей детей к познанию мира природы.
3.Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни.
4.Воспитание гуманного отношения к живым организмам.
Перечень вопросов по самообразованию:
- изучение психолого-педагогической литературы;
- разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- проектная и исследовательская деятельность;
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
- продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
- планомерное и систематическое совершенствование методов учебно – воспитательного процесса.
Форма самообразования: индивидуальная.
Актуальность:
«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир
Природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. А. Сухомлинский.
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесён живой природе.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.
Первые шаги в природе! И хоровод ромашек, и радостные трели птиц, и радость от общения с животными и растениями - именно с этого и начинается экологическое воспитание дошкольников в детском саду.
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг, оно тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка), что от состояния окружающей среды зависит здоровье человека. А чтобы сохранить своё здоровье, нужно жить в гармонии с природой и вести здоровый образ жизни.
Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Их нужно учить, не рвать красивые цветы, что эти цветы могут исчезнуть и из-за нарушения места обитания, например, в результате вытаптывания. Важно, чтобы дети понимали, необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним. Не должны употребляться в разговорах с детьми слова «вредные, полезные».
У ребенка следует формировать активную позицию, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону (начать с малого: не бросать мусор на улице). Дать детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных, действий зависит, каким будет окружающий мир. Ребёнок должен понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды.
Хочется отметить тот факт, что мало кто из ребят любовался распустившимися цветами. Иногда возникало ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевлённым объектам. Порой они восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут раздавить бегущего по тропинке муравья. Это говорит о слабых, поверхностных знаниях детей о природе, к её объектам.
Откуда у эмоционально отзывчивого ребёнка столько холодности и безразличия? Не от нас ли, взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологической неграмотности: папа сломал ветку и отмахивается от комаров; видит, что дети качаются на деревьях и равнодушно отворачивается. Родители, имея определенный запас знаний об экологическом поведении, зачастую сами не соблюдают правила поведения в быту и природе.
Отсутствие экологической культуры является наиболее серьёзной, актуальной проблемой нашего времени. Тот или иной уровень экологической культуры - результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого необходимо знать, владеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.
И как говорилось выше, дошкольное детство благодатный период, в котором формируются базисные нравственные ориентиры, в том числе экологическая культура и грамотность. Важно сделать процесс обучения интересным и увлекательным для малыша, учить играя.
Игра имеет в дошкольном детстве первостепенное значение, она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения. Наиболее приемлемым методом обучения является дидактическая игра.
Экологические игры- это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.
Знания о природе полученные детьми при помощи дидактической игры, влияют на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы.
Перспективный план самообразования
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов) | 2021-2022 | Изучение научно-методической и учебно-методической литературы. Изучение периодической печати. Посещение библиотек. Знакомство с работами других педагогов. Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме. |
Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы) | 2022-2023 | Участие в тренинге личностного роста и семинарах. Публикация «Из опыта работы» (статья, доклад) на сайте. |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе) | 2023-2024 | Составление перспективно-тематического планирования в соответствии с ФГОС. Выступления на педсоветах, заседаниях МО, показ открытых занятий, участие в семинарах, участие в заочных всероссийских и международных конференциях, вебинарах, публикации в сборниках научных статей, журналах, газетах, участие в городских, региональных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах профессионального мастерства, участие воспитанников в разнообразных конкурсах. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. Распространение опыта своей работы | 2024-2025 | Участие в работе городского МО педагогов, в городских семинарах. Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах. Консультативная помощь воспитанникам и родителям. Ведение профессионального портфолио. Оформление результатов работы. |
Итогово -контрольный Внедренческий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. Распространение опыта своей работы. | 2025-2026 | Участие во всероссийских конкурсах на лучшую методическую разработку. |
Реализация данной темы рассчитана на пять лет
2021-2022 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Проанализировать свои профессиональные затруднения. Планирование работы по самообразованию. • определение содержания работы по самообразованию; Изучить ФГОС дошкольного образования. | Сентябрь |
2. | Провести вводную диагностику детей с учетом темы по самообразованию. | Сентябрь-октябрь |
3. | Изучение научно-методической литературы: Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. | Октябрь |
4. | Создание экологического уголка. Подготовка и организация выставки: «Дары природы» (использование природного и бросового материала) | Ноябрь |
5. | Создание предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы. | Декабрь |
6. | Дать родителям информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание активно с детьми проводить время на улице | Январь |
7. | Анкетирование родителей. Изготовление экологической газеты для родителей на тему: «Прикоснись к природе сердцем». | Февраль . |
8. | Изготовление дидактических игр, пособий по экологии. | Март |
9. | Выступление на педсовете «Экологическое воспитание детей в детском саду». | Апрель |
10. | Проведение районной экологической олимпиады "Природа вокруг нас" для детей дошкольного возраста. | Май |
11. | Советы и рекомендации для родителей о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка. Отчет о проделанной работе на совете педагогов по теме самообразования | Май |
12. | Посетить занятия опытных педагогов, занимающихся данной проблемой. | В течение года |
13. | Изучение работы педагогов региона: (через публикации в периодической печати, сайты). | В течение года |
14. | Собрать банк данных по теме «Формирование основ экологической культуры в процессе дидактических игр»: презентации, статьи. | В течение года |
15. | Систематизировать накопленные и последующие материалы по теме «Формирование основ экологической культуры в процессе дидактических игр» | В течение года |
16. | Разработать игровые занятия с учетом ФГОС | В течение года |
2022-2023 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
2. | Изучить литературу «Сюжетно – дидактические игры с экологическим содержанием» | Сентябрь |
3. | Проведение и заполнение карты наблюдения за детьми, и выявление индивидуального уровня экологического развития детей на начало и конец учебного года. | Сентябрь, май |
4. | Пополнение предметно-развивающей среды в группе. | Сентябрь-октябрь |
5. | Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива | Октябрь |
6. | Приобщать семьи к сотрудничеству с детским садом, обучить родителей совместной продуктивной деятельности с детьми. Развивать творческие способности детей и родителей. | Ноябрь |
7. | Медиатека познавательно-экологического содержания «Звуки природы». Подбор DVD дисков по изучаемым темам. | Декабрь |
8. | Разработать конспекты этических бесед по экологии «Ключи природы». Дидактические игры по экологическому развитию | Январь |
9. | Подбор материала для оформления картотеки по теме: «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы» | Февраль |
10. | Создание презентации: "Формирование экологической культуры дошкольника" | Март |
11. | Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними. | Апрель |
12. | Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка. | Май |
13. | Диагностика динамики за два года по своей теме: - входной контроль; - промежуточный контроль; - итоговый контроль. | Октябрь Февраль Май |
14. | Составление картотеки публикаций по теме. | В течение года |
15. | Организация для родителей дней открытых дверей, посещение игровых занятий, консультаций. | В течение года |
16. | Участие в конкурсах, в т.ч. участие воспитанников. | В течение года |
17. | Подготовка консультации для родителей по теме самообразования. | В течение года |
2023-2024 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
2. | Изучение опыта работы педагогов региона (через публикации в периодической печати, сайты). | В течение года |
3. | Разработка конспектов занятий по экологии. | Сентябрь-октябрь |
4. | Открытое занятие для педагогов ДОУ. | Октябрь |
5. | Изучить статьи по теме самообразования. | Ноябрь |
6. | Консультация для молодых специалистов "Дидактические игры и их влияние на экологическое воспитание детей дошкольного возраста" | Декабрь |
7. | Оформление выставки "Выставка дидактических игр и пособий по экологическому образованию дошкольников." | Январь |
8. | Анкетирование родителей на тему «Совместная игра с членами семьи в домашних условиях» | Февраль |
9. | Итоговое занятие по экологии с использованием дидактических игр. | Март |
10. | Соотнесение полученных результатов с запланированными. Самоанализ. | Май |
11. | Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях. | В течение года |
12. | Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников | В течение года |
13. | Выступление на педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме. | В течение года |
14. | Подготовить папку-копилку с занимательными ребусами, головоломками. | В течение года |
15. | Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей. | В течение года |
2024-2025 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
2. | Изучение методической литературы и новинок методической литературы по данной теме. | Октябрь |
3. | Коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы. | Ноябрь |
4. | Подвести сравнительный итог по теме реализации плана за 2 года. | Май |
5. | Посещение с обсуждением открытых занятий. | В течение года |
6. | Творческие отчеты о ходе самообразования на МО. | В течение года |
7. | Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей. | В течение года |
8. | Участие в конкурсах: районных, городских всероссийских. | В течение года |
9. | Посещение открытых занятий коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях. | В течение года |
10. | Принимать активное участие в работе педсовета в дошкольном учреждение. | В течение года |
11. | Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. | В течение года |
12. | Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс. | В течение года |
2025-2026 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
2. | Пройти курсы повышения квалификации. | Декабрь |
3. | Подготовка к аттестации. Изучение нормативной базы. Изучение «Положения о порядке педагогической аттестации» | Сентябрь- Январь |
4. | Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых занятий, круглого стола для родителей). | Ноябрь- Март. |
5. | Открытое занятие, организованное для педагогов дошкольного учреждения. | Декабрь |
6. | Оформление папки с результатами новых разработок. | Апрель - май |
7. | Распространение педагогического опыта работы через интернет. | В течение года |
8. | Отчет о проделанной работе на педагогическом совете по теме самообразования: «Формирование основ экологической культуры в процессе дидактических игр" | Май |
9. | Продолжить работу над выбранной методической темой. | В течение года |
10. | Изучать опыт работы лучших воспитателей района, города, по результатам конкурсов «Воспитатель года», через Интернет | В течение года |
11. | Знакомиться с новыми формами, методами и приемами в воспитании обучении детей дошкольного возраста в соответствии с методической темой. | В течение года |
№ | Пути, способы решения проблемы | сроки выполнения | Результат, форма отчетности | Отметка о выполнении | ||
Работа с документами (нормативно-правовая база по теме самообразования): | ||||||
Методическая работа (работа с педагогами): | ||||||
№ | Формы работы | Название месяца | Выход темы | Выполнено или нет | ||
1. | Выступление на педсовете «Экологическое воспитание детей в детском саду». | Апрель 2022 г. | Педсовет | |||
2. | Отчет о проделанной работе на совете педагогов по теме самообразования. | Май 2022г. | Педсовет | |||
3. | Посетить занятия опытных педагогов, занимающихся данной проблемой. | В течении 2021-2022 г. | ||||
4. | Открытое занятие для педагогов ДОУ. | Октябрь 2022 г. | МАДОУ | |||
5. | Консультация для молодых специалистов "Дидактические игры и их влияние на экологическое воспитание детей дошкольного возраста" | Декабрь 2022 г. | МАДОУ | |||
6. | Оформление выставки "Выставка дидактических игр и пособий по экологическому образованию дошкольников." | Январь 2022 г. | МАДОУ | |||
7. | Итоговое занятие по экологии с использованием дидактических игр. | Март 2022 г. | МАДОУ | |||
8. | Выступление на педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме. | В течение 2022-2023 г. | Педсовет, семинар | |||
9. | Коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы. | Ноябрь 2023 г. | МАДОУ | |||
10. | Посещение с обсуждением открытых занятий. | В течение 2023-2024 г. | МАДОУ | |||
11. | Творческие отчеты о ходе самообразования на МО. | В течение 2023-2024 г. | МАДОУ | |||
12. | Посещение открытых занятий коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях. | В течение 2023-2024 г. | ||||
13. | Отчет о проделанной работе на педагогическом совете по теме самообразования: «Формирование основ экологической культуры в процессе дидактических игр" | Май 2024 г. | Педсовет | |||
Работа с родителями: | ||||||
№ | Формы работы | Название месяца | Выход темы | Выполнено или нет | ||
1. | Подготовка и организация выставки: «Дары природы» (использование природного и бросового материала) | Октябрь 2021 г. | МАДОУ | |||
2. | Дать родителям информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание активно с детьми проводить время на улице | Январь 2022 г | МАДОУ | |||
3. | Анкетирование родителей. Изготовление экологической газеты для родителей на тему: «Прикоснись к природе сердцем». | Февраль 2022 г. | МАДОУ | |||
4. | Советы и рекомендации для родителей о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка. | Май 2022г. | МАДОУ | |||
5. | Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива. | Октябрь 2023 г. | МАДОУ | |||
6. | Приобщать семьи к сотрудничеству с детским садом, обучить родителей совместной продуктивной деятельности с детьми. Развивать творческие способности детей и родителей. | Ноябрь 2023 г. | МАДОУ | |||
7. | Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними. | Апрель 2023 г. | МАДОУ | |||
8. | Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. | Май 2023 г. | МАДОУ | |||
9. | Организация для родителей дней открытых дверей, посещение игровых занятий, консультаций. | В течении 2022-2023 г. | МАДОУ | |||
10. | Подготовка консультации для родителей по теме самообразования. | В течении 2023-2024 г. | МАДОУ | |||
11. | Анкетирование родителей на тему «Совместная игра с членами семьи в домашних условиях» | Февраль 2024 г. | МАДОУ | |||
12. | Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей. | В течение 2024-2025г г. | МАДОУ | |||
13. | Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых занятий, круглого стола для родителей). | В течение 2025-2026 г. | МАДОУ | |||
Работа с литературой: | ||||||
№ | Прописывается перечень литературы изучаемой в течении года | Название месяца | Выход темы | Выполнено или нет | ||
Изучение научно-методической литературы: Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. | Октябрь 2021 г. | МАДОУ | ||||
Изучить литературу «Сюжетно – дидактические игры с экологическим содержанием» | Сентябрь 2022г. | МАДОУ | ||||
Изучить статьи по теме самообразования. | Ноябрь 2022 г. | МАДОУ | ||||
Изучение методической литературы и новинок методической литературы по данной теме. | Октябрь 2022 г. | МАДОУ | ||||
Коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы. | Ноябрь 2023г. | МАДОУ |
Литература:
- Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 20142.Журнал
- Журнал «Ребенок в детском саду».
- Журнал «Воспитатель ДОУ»
- Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. С-П.: «Детство — пресс» — 2006г.
- Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. — 116 с.
- Лучич М. В. Детям о природе. М., Просвещение, 1990.
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. - М.: Просвещения, 2002.- 144с.
- Новоселова С. Л. Игра дошкольника. — М.: Просвещение, 1989. — 188 с.
- Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. — М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. — 432с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
План повышения квалификации на 2021-2026 гг
План повышения квалификации педагога...
План профессионального развития на 2021-2026
Индивидуальный план профессионального развития на 2021-2026 г.г.воспитателя МАДОУ «Детский сад «Гусельки»Васильевой Татьяны Алексеевны...
План профессионального развития на 2021-2026
Индивидуальный план профессионального развития на 2021-2026 г.г.воспитателя МАДОУ «Детский сад «Гусельки»Сулаймановой Назиры Артанбековны...
План по самообразованию План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
План по самообразованию План работы по самообразованиюТема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...
План самообразования 2021-2026
План самообразования учителя-дефектолога...