Фольклор, как одно из средств развития музыкальных способностей у дошкольников
презентация
Фолклор как одно из средств развития музыкальных способностей у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_kak_odno_iz_sredstv_razvitiya_muzykalnyh_sposobnostey_u_doshkolnikov.pptx | 2.35 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Сегодня очевидны противоречия между общественно-историческим опытом поколений и социумом, в котором происходит отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры. Использование фольклора особенно актуально при наличии богатого культурного наследия, связанного с истоками, которые необходимо сохранить. Приобщение ребенка к фольклору позволяет превратить его в участника, сопереживателя . Кроме того, проведение игр-забав на основе фольклора вызывает у детей радостное оживление, обогащает речь, развивает музыкальные способности ребенка Знакомство с фольклором позволяют дошкольникам приобретать знания, которые они могут использовать в свободной деятельности, на занятиях, праздниках, развлечениях. Обогащение детей русским народным творчеством является одной из задач Госстандарта.
Цель: приобщение детей к истокам русского народного творчества, через знакомство и исполнение произведений фольклорного жанра Задачи: 1. Помочь детям прикоснуться к великому русскому искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов. 2. Развить навыки выразительного интонирования, передачи многообразных оттенков, эмоций, настроений. 3. Формирование положительного отношения, интереса к содержанию народной музыки .
Одной из важнейших задач в работе с дошкольниками является знакомство с русским фольклором. Очень важно именно с дошкольного возраста прививать любовь к культурному наследию Родины. В доступной форме давать знания о культуре, быте, музыкальном фольклоре. Обряды, народные песни, танцы, игры способствуют расширению кругозора, развивают музыкальные способности детей, воспитывают любовь к родному краю.
Музыкальный фольклор - явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связаны музыка, пение, движение и еще игра на доступных музыкальных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора: - Народная песня. - Народная хореография. - Народные игры. - Народные музыкальные инструменты.
Народные песни на занятиях Первые детские впечатления о музыкальном фольклоре дети получают в младших группах. Дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки В средней группе увеличивается объем песенного репертуара, добавляются хороводные песни, появляется новый жанр - игровая песня. Вводится понятие «обрядовая песня» (зимние калядки , масленичные, весенние заклички ). В старшей группе значительно расширяется объем песенного репертуара, вводится новый жанр - частушка. Частушка достаточно сложный жанр при кажущейся простоте и легкости. Ребенок должен понять каждую частушку, прожить и показать характер героя, вложенный всего в четыре строчки. В подготовительной группе закрепляется умение петь частушки, дается понятие о таких жанрах русской народной песни как: лирические, шуточные, строевые.
Народные танцы на занятиях Элементы русского народного танца Умение ориентироваться в пространстве Приобщение к культуре массового танца, хороводных игр Память В младшей группе ставится задача овладения простейшими элементами народной плясовой пластики: притопывание одной и двумя ногами, постукивание каблучком, похлопывание ладошками по коленочкам , повороты ладошек из стороны в сторону, перебежки, пружинка, прыжки В средних группах вводятся новые элементы народного танца: ставить ногу на носок и пятку (« ковырялочка »), топать с остановками). Уделяется внимание пластике рук в пляске - кружение в парах В старшей и подготовительной группе детей обучают простому хороводному шагу, сочетанию движений рук и ног. В хороводе используются такие движения как: хоровод «по солнцу», «против солнца», «капустка» (улитка), «стенка на стенку»
Народные игры на занятиях Народные игры оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают интерес к народному творчеству. Всем известно, что игра не просто любимое занятие детей - это основной вид деятельности дошкольника. Через игру ребенок познает мир. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием, вызывает положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом.
Инструментальное музицирование Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. В младшей группе интерес к музыкальным инструментам возникает при личном контакте ребенка с тем или иным инструментом. В средней группе продолжают знакомить с музыкальными инструментами с их звучанием в ансамбле. Обучать на отдельных инструментах: на свистульке меняется высота звука в зависимости от силы, с которой в нее дуют; В старшей группе продолжать слушать игру на музыкальных инструментах, но уже в оркестре. Прослушивать записи концертов фольклорных ансамблей, оркестров народных инструментов, учить узнавать и правильно называть инструменты. Чаще сочетать игру на инструментах с песней, игрой, пляской. Учить играть в оркестре. В подготовительной группе учить детей не только различать инструменты в оркестре, но и дать теоретические знания о составе оркестра народных инструментов.
Значение фольклора в музыкальном развитии дошкольников Занятия, которые проводятся с использованием произведений фольклора, благоприятно влияют на развитие музыкальных и творческих способностей детей, формируют устойчивый интерес к русским народным традициям, обрядам . Формы их проведения разнообразны и различны по степени близости к народным традициям: посиделки, праздничные утренники, тематические вечера, театральные постановки…и т.д.
ВЫВОДЫ: у детей формируется представление об этнокультурной картине мира, народных традиций и обрядов; развивается понимание народной этики и ее роли; Наблюдается более высокий уровень культуры поведения и самореализации на праздниках; выступая с концертными номерами, демонстрируя народное творчество, дети испытывают чувство уважения и любви к искусству своего народа.
Широко внедряя в работу детского сада народные игры, песни хороводы, воспитатели привлекают детей к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране. Народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему:"Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей малышей" "
Выступление из опыта работы музыкального руководителя по формированию основ музыкальной культуры посредством основ народной музыки.(ранний и младший дошкольный возраст). Конспект открытого музыкально ...
Игровой народный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей.
В статье описан опыт работы по приобщению детей к русской народной культуре на простом и близком каждому ребёнку материале - потешках, попевках, закличках, приводятся примеры их инсц...
Фольклор как средство развития музыкальных способностей детей.
Выстуление на родительском собрании....
Консультация "Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей ребенка"
Народные песенки и потешки для детей 2-4 лет....
""Фольклор как средство развития музыкальных способностей ребёнка дошкольника
Успешность музыкально-образовательного процесса обеспечивалась многими факторами, среди которых наиболее важными являются: — понимание взрослыми важности и необходимости приобщения ребенка к мир...
Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей малышей (доклад на родительском собрании)
Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей малышей(доклад на родительском собрании)...