Статья на тему:"Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей малышей" "
план-конспект занятия (младшая группа) на тему
Выступление из опыта работы музыкального руководителя по формированию основ музыкальной культуры посредством основ народной музыки.
(ранний и младший дошкольный возраст). Конспект открытого музыкально - тематического занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnyy_folklor_kak_sredstvo_razvitiya_muzykalnyh_sposobnostey_malyshey.docx | 35.4 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей малышей
Если ребенок родился и рос на родной стороне, среди русских берез. Слышал русские песни, колядки справлял с светлым праздником Пасхи родных поздравлял. Был воспитан в труде, милосердье, добре В уважении к старшим, родным и Земле Эту заповедь предков в душе сбережет Только радость и счастье с собой принесет
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», « эмоциональным познанием» (Б.Т. Теплов), « моделью человеческих эмоций» (В.В.Медушевский): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение - это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, прежде всего ребенка.
Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций, а также поведения в целом. Только полноценное формирование эмоциональной сферы дает возможность достичь гармонии личности, « единства интеллекта и аффекта» (Л.С.Выготский).
Музыка и музыкальная деятельность, где чувства и эмоции составляют главное содержание, особенно привлекательны для детей раннего возраста.
Детям этого возраста свойственно особое отношение к мелодии, ритму, сопровождающим музыку движениям, что обусловлено спецификой и
интенсивностью социализации. И именно ритм, и певучесть фольклорной ткани близка детям. Малые фольклорные формы - это прекрасный материал, на основе которого у ребенка очень рано начинает обрабатываться понимание текста, приобретается смысловое содержание, развивается речь, музыкально- сенсорные способности, возникает цепь слуховых реакций, накапливается опыт разнообразных движений, в том числе мелкой моторики и все это на ориентировочной и эмоциональной основе.
Маленьким детям еще недоступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем,
что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней.
Для ребенка Родина- это мама, близкие, родные люди, окружающие его. Это дом,
где он живет, двор, где он играет, его воспитатели, друзья. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Поэтому я решила максимально обогатить впечатления ребенка, его эмоциональное
восприятие.
Выбранный мною путь развития музыкальных способностей малышей через народный фольклор, направлен на развитие гражданских чувств, формирования творческих способностей соответствующих требованиям современного творчества.
Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. А при соответствующем обучении, в тесном контакте с воспитателями, от детей можно добиться высокого усвоения как программных, так и дополнительных знаний.
Анализируя возможности использования темы : «Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей малышей», подобрала средства воспитания и развития , систематизировала и
соответствующе оформила фонотеку фольклорных произведений, папку сценариев развлечений и занятий, картотеку музыкального репертуара, разработала и изготовила с помощью коллег костюмы и атрибуты к пляскам и играм.
Учитывая исходный уровень музыкальной культуры, постаралась выстроить процесс своей работы на основе сочетания базисных программ М.А.Васильевой, В.А. Петровой, а так же парциальных программ А.И. Бурениной, И.М.Каплуновой.
Осмысливая эти программы, адаптировала их соответственно условиям дома ребенка и особенностям детей, а так же своему видению проблемы эмоциональной отзывчивости детей на музыку; представила материал в виде поэтапно-перспективного годового плана работы на три возрастных периода: с 1 года до 2-х лет, с 2-х до 3-х лет, с 3-х до 4-х лет, что позволило мне постепенно, планомерно, систематически проводить воспитательно-образовательную работу по заданному направлению, добиваясь ( с учетом специфики работы) хороших результатов.
Построенная система работы по знакомству детей с различными видами музыкальной деятельности с использованием фольклорных произведений, приводит к тому, что эмоциональная отзывчивость ребенка приобретает новое качество - она становится результатом.
Работа музыкального руководителя многогранна - я учу детей петь, танцевать, слушать, играть. Но в связи с тем, что дети с задержкой психического развития не всегда адекватно реагируют на характер воспринимаемой музыки, я в своей работе использую коррекционно-направленные приемы: рассказ педагога, беседа о музыке и другие словесные методы в сочетании с наглядными.
У детей формирую установку на творчество с первых шагов музыкального развития, так как считаю, что занятия музыкой должны приносить детям только радость. Для этого строю свои занятия в форме
игры, маленького сюрприза, сказки. Так, знакомя детей с песней «Петушок», вношу яркую иллюстрацию, а когда песня выучена, предлагаю узнать ее по мелодии, исполненной на металлофоне. После того, когда дети узнали песню, появляется петушок игрушка папье-маше, выполненная в народной манере. Игрушка радует детей, они с удовольствием повторяют песенку несколько раз, стараясь петь ласково и протяжно. Затем использую эту песню в ролевой игре. Когда ребенку надевается шапочка петушка, я говорю:
Как у Пети - петушка,
Шапка выше гребешка,
Сапоги сафьяновые,
Шпоры оловянные.
Голосок у Пети
Громче всех на свете.
Ребенок двигается важно, высоко поднимая ноги, показывая шпоры, под пение взрослых и детей.
Если у меня в руках зайчик, то обязательно читаю стихотворение или потешку, или загадываю загадку о нем, дети слушают музыку (как он скачет, убегает от лисы), затем зайчик пляшет под русскую плясовую, играет на каком- либо инструменте ( бубне, погремушке), в конце занятия он обязательно играет с детьми в догоняшки, прятки, ладушки-ладошки и т.д. Эта структура занятия остается, когда я прихожу с куклой, мишкой, петрушкой, матрешкой. На занятия приношу альбомы: « Кошкин дом », «День рождения», « К нам гости пришли», где есть красочные иллюстрации по мотивам сказок; просто загадки- отгадки о домашних животных, любимых игрушках. А сколько радости доставляют детям заводные игрушки: курочка с цыплятками, утята, лягушата, медведь с бочкой меда, заяц-музыкант.
Стараюсь знакомить детей с песнями различного характера: лирическими, хороводными, шуточными; текст песен подбираю небольшой, выразительный, интересный, понятный, пользуясь правилами постепенного перехода от усвоенного к незнакомому. Чтобы песня звучала эмоциональнее, даю ритмическое сопровождение: хлопки, топанье, покачивание рук ( «солнышко», « пирожки », « погрозить пальчиком», «постучать каблучком »).
Русская народная песня обладает огромной художественной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает его речь типично народными выражениями ( травушка-муравушка, зимушка- зима, весна -красна, Ванечка-дружок и др.). На занятиях часто использую пение с голоса или добавляю ( как подголосок ) народный инструмент - ложки, свистульки, трещотки. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делает все это незаменимым в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.
Простата и доступность музыкальных фольклорных произведений, которые имеют ряд звуков, не превышающих пять тонов, элементы звукоподражания, многократные повторения, способствуют первым успехам в развитии певческих интонаций и первичных вокализаций наших детей .
Для овладения музыкальной деятельности, развиваю у детей музыкально- сенсорные способности. С этой целью обратилась к народным музыкальным инструментам - бубен, погремушка, дудочка, ложки, гармошка и музыкальным игрушкам. С интересом, прислушиваясь к звучанию инструментов, дети постепенно, к концу года, начали различать тембровую окраску, например звучания бубна-колокольчика, барабана -дудочки, совершенствовался и динамически слух ( тихо-громко), звуковысотный слух ( высоко - низко), тихое и громкое звучание инструментов.
Работая с малышами над музыкально- ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям, например: « Из- под дуба», « Ах вы сени», « Как у наших у ворот», «Пойду ль выйду ль я», «Ах ты береза, « Я на горку шла», « Я рассею свое горе». Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность исполнения доставляют малышам настоящую радость. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: « Ходит Ваня», « Заинька», «Кто у нас хороший» и т. д.
Возрастная особенность малышей раннего возраста - в
подражательности действиям взрослого, и ее обязательно надо использовать в работе. Наглядно показывая движения, двигаясь вместе с малышами под музыку спокойного, бодрого, маршевого характера, научила детей простейшим танцевальным движениям:
- на 2-м г.ж..- кружение на месте, помахивание руками, притопы ногами, хлопки в ладоши, «фонарики», качание с ноги на ногу.
- На 3-м г.ж.- « пружинка», притоп одной ногой, хлопки по коленям, покачивание разведенными руками в стороны с поворотом и др.
- На 4-ом г.ж. - кружение в парах, движение галопом, хороводным шагом, с предметами.
Хотя у детей с проблемами в развитии наблюдается отставание творческого воображения, приучаю детей к выполнению творческих заданий, где предварительный показ взрослым исключается: дети сами ищут способы передачи игровых действий , придумывают движения, используют по своему желанию знакомые им элементы. Очень нравится нашим детям этюды, построенные на образах животных: « Кот и мыши», «Петух и лиса», «медведь и волк» и др. И это не удивительно – детихорошо знают героев этих русских народных сказок, их действия, характеры.
Учитывая речевые трудности наших малышей, в работе постоянно использую дидактические, речевые игры и упражнения. Истоки этих игр -в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игр с песней, с движениями. В потешках, игровых песенках, в играх « Ладушки», « Сорока - белобока», в играх с пальчиками я привлекаю внимание ребенка к окружающим предметам, называя их. Используемые мной игры, создают у детей хорошее настроение, вызывают радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиями, переживаниями. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.
Конечно же, вся работа по развитию музыкальных способностей средствами фольклора проходит в тесном контакте с воспитателями:
- во время музыкальных занятий;
- интегрированных занятиях ( по плану воспитателя);
- в процессе музыкальных развлечений, праздников;
- в индивидуальной работе с детьми;
- во время режимных моментов:
- на зарядке « Наша Танечка идет»;
- во время умывания « Водичка, умой мое личико»;
- следуя традициям, заведенным в доме ребенка, регулярно происходит пение колыбельных при укладывании детей на сон « Как на горке, на горе», « Танечка, баю-бай, бай» в исполнении взрослых, организуются перед обедом проведение хороводных игр «Заинька», «Петушок, золотой, гребешок», « Платочек», « Бубен» и др.
Все это благотворно влияет на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, музыкальной и образной памяти, приумножению слухового опыта, развитию двигательной активности, развитию мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве, навыкам владения различными предметами во время движений под музыку.
Развивая музыкальные способности малышей, эмоциональную отзывчивость, умение общаться с взрослыми и сверстниками, я объединила усилия музыкального руководителя, воспитателя, логопеда, дефектолога с целью обеспечения эмоционального комфорта , интересной и содержательной жизни малышей в доме ребенка.
Решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач средствами музыкального искусства с детьми с проблемами не возможно без проведения диагностического обследования и определения уровня их музыкального развития. Диагностику музыкальных способностей детей провожу во 2-ой младшей группе 2 раза в год на основе общепризнанных возможностей ребенка в музыкальной деятельности:
• Слушание музыки.
- Усвоение певческих навыков.
- Музыкально-ритмические движения.
Для улучшения показателей музыкального развития часто использую индивидуальные формы музыкального воспитания, что вызвано тяжелыми, стойкими психопатоподобными расстройствами поведения, которые ограничивают участие детей в коллективных видах деятельности или, напротив, предоставляют возможность музыкально одаренному ребенку получить дополнительный материал.
В ходе проведенной диагностики во 2 мл. группе на начало и конец учебного года выявлены следующие знания и умения по развитию музыкальных способностей:
высокий уровень - 10%, средний уровень - 40%, низкий уровень - 50% -н.г . 30% детей показали высокий уровень, 50% достигли среднего уровня, 20% детей остались на уровне ниже среднего - к.г. Полученные результаты свидетельствуют об устойчивой тенденции к увеличению количества детей с высоким и среднем уровнем развития детей.
Таким образом, целенаправленная работа, проведенная в данном направлении, положительно повлияла на уровень музыкального развития малышей. Дети стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, обогатился словарный запас, повысился интерес к народной музыке.
Считаю необходимым и дальше использовать в практике музыкально-эстетического воспитания фольклорные формы, способствующие развитию у детей музыкальных способностей, эмоциональной сферы, творческой деятельности.
Литература:
- Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей/Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений/- М.: ВЛАДОС,2004.
- Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. -М.:,1994.
- Картавцева М.Т. Школа русского фольклора.- М.: МГИК,1980.
- Каплунова И.М.,Новоскольцева И.А. Программа «Ладушки»/Пособие для музыкальных руководителей детских садов/-М.: Издательство»Композитор»,2007.
- Науменко Г. Русское народное детское музыкальное творчество. -М.: Советский композитор, 1988.
- Павлова Л.Н. Фольклор для маленьких/Дошкольное воспитание. 1990-№4,7,10.
- Петрова В.А. Программа развития музыкальности у детей раннего возраста .-М: Издательство центр «Гармония», 1998.
- Программа воспитания и обучения в д/с под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т. С- М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Покровский Д.В. Фольклор и музыкальное восприятие.- М.: Музыка, 1980.
Конспект музыкально- тематического занятия
Для детей второй младшей группы
Тема:
«Бабушкины - забавушки»
ЦЕЛЬ: формировать музыкальные способности детей посредством народной музыки.
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: развивать музыкальную память, внимание, мелодический и динамический слух, формировать певческие навыки; учить детей несложным танцевальным движениям.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать любовь и интерес к народной музыке;
развивать чувство ритма; коммуникативные качества.
РАЗВИВАЮЩИЕ: знакомить с разными музыкальными жанрами (колыбельная, плясовая); вызывать эмоциональную отзывчивость; закреплять умение передавать ритмические особенности через игру на музыкальных инструментах.
.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В зале звучит русская народная музыка «Ах ты, береза» (грамзапись).
Музыкальный руководитель, приплясывая, заводит детей в зал.
М.Р.: Какая веселая музыка нас встречает! Так и хочется плясать!
Посмотрите, какие у меня есть разноцветные платочки, давайте с ними
весело попляшем.
ПЛЯСКА С ПЛАТОЧКАМИ (р.н.п.)
(Музыка постепенно затихает)
М.Р.: Вот как славно мы плясали, вы не устали? А платочки спать хотят. Давайте укачаем их. Дети, укачивая платочки, поют: «Баю-баю, баю-бай, Спи, платочек, засыпай!»
М.Р.: Уснули, пусть отдыхают (в зале вновь звучит музыка).
Дети, откуда музыка доносится? (ответы). Верно, из домика. Давайте подойдем к нему поближе и спросим, кто же в этом домике живет?
Дети подходят к домику и поют:
«Кто, кто в теремочке живет,
Кто, кто в невысоком живет?»
В домике раздвигаются занавески, появляется бабушка. БАБУШКА: Здравствуйте, детушки - малолетушки!
Я бабушка - забавушка,
Люблю, чтоб было ладнушко,
Люблю песни петь, плясать, играть,
Ребятишек забавлять.
М.Р.: (поет)
Ладушки, ладушки
Выходи к нам, бабушка.
Ладушки, ладушки
Попляши нам , бабушка!
Дети хлопают в ладоши, бабушка пляшет
М.Р.: Хорошо, весело плясала бабушка
Устала. Садись, отдыхай.
А вы, ребятки, послушайте, узнайте,
поскорее угадайте!
Звучит песня «Ладушки».
Дети узнают песню по мелодии.
М.Р. предлагает спеть ее вместе с бабушкой.
(М.Р. обращает внимание на корзинку в руках у бабушки)
М.Р.: Ребята, посмотрите, какая красивая корзинка у нашей бабушки! Что
же там интересно лежит?
БАБУШКА: А вы отгадайте, навострите ушки, какие тут игрушки?
Дети: Погремушки!
БАБУШКА: Молодцы, угадали. Подходите, по одной берите.
Ну-ка, музыка играй, малышей забавляй!
М.Р. играет р.н.м. « Ах вы, сени» то громко, то тихо.
Дети подыгрывают на погремушках: на тихую - звенят возле ушка, на громкую - стучат по ладошке. Бабушка подыгрывает на бубне.
БАБУШКА: А сейчас мои, ребятки, отгадайте-ка загадку:
Квохчет, квохчет, всех под крыло собирает (Курица)
Молодцы! Правильно угадали загадку. Только вот курочки не видно. Пойдемте, поищем ее в моем дворике. (Дети ищут, находят)
М.Р.: Бабушка, а мы с ребятами учим песенку про курочку, хочешь с нами научиться ее петь?
ПЕСНЯ «Курочка»
М.Р.: Бабушка! Ты нас забавляла?
А теперь и мы тебя позабавим.
Ну-ка глазки закрывай,
Что услышишь - отгадай!
(Берет короб с ложками расписными, дети разбирают их, играют, затем прячут за спину).
БАБУШКА: Это ложки расписные,
Тульские да хохломские! А где же они, куда спрятались?
(Ищет)
М.Р.: Я тебе помогу, бабушка. ( Играет р.н.м., дети вновь весело и задорно играют на ложках).
БАБУШКА: Засиделась с вами я,
Что с ногами у меня?
Топают, бегут куда-то
Поплясать хотят, ребята.
Становитесь в круг скорей,
Спляшем танец поскорей!
Дети и бабушка исполняют парный танец «Калинка».
БАБУШКА: Хорошо играли,
Пели, танцевали.
А сейчас я приглашаю
Чай пить с пирогами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ
Музыкально-дидактические игры известны давно, их необходимость и эффективность многократно подтверждена на практике специалистами. Теоретически, работа с музыкально дидактическими играми в ДОУ строитс...
Дидактические игры, игровые упражнения как средство развития сенсорных способностей малышей
Сенсорное воспитание направлено на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве).Наблюдая за м...
«Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ»
«Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ»...
Статья «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».
quot;Истоки способностей и дарования детей-на кончиках их пальцев.от пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли.Другими словами, чем больше мастерс...
«Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ»
Продолжительность проекта: долгосрочный сентябрь 2018 - май 2019 г.г.Вид проекта: педагогический с детьми младшей группы.Участники проекта: музыкальный руководитель, младшие дошкольники, р...
Статья на тему "Квиллинг как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста."
Квиллинг – это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. Занятие квиллингом способствует развитию творческих способностей у детей дошколь...
Доклад «Применение инновационных технологий и форм развития музыкальности в целях развития музыкальных способностей дошкольников в ДОУ»
Методический материал для музыкальных руководителей ДОУ.Автор рассматривает новые инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста по музыкальному воспитанию,дает краткий обзор основных...