Игровой народный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей.
статья по музыке по теме

Осмоловская Наталья Дмитриевна

В статье описан опыт работы по приобщению детей к русской народной культуре  на простом и близком каждому ребёнку материале - потешках, попевках, закличках,  приводятся  примеры их инсценирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovoy_folklor.doc60 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Игровой народный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей.

Детям дошкольного возраста свойственно моторное восприятие музыки, они стремятся к движению, поэтому для развития их музыкальности целесообразно воспользоваться этими природными качествами, т.е. через двигательную сферу развивать музыкальную.

Работу с детьми младшей группы начинаю с игры, так как считаю, что музыкальные игры - один из способов развития у детей способности воспринимать музыку. Под музыку ребята выполняют движения, различные игровые действия. Это помогает им лучше почувствовать характер произведения, его содержание, композицию.

В начале учебного года в младшей группе я стараюсь привлечь детей к себе, заинтересовать их, создать уютную, домашнюю обстановку, чтобы детям захотелось приходить поиграть в музыкальный зал. С этой целью я использую близкие и знакомые ребятам потешки-пестушки.

Потешки тесно связаны с народной песней, благодаря чему очень музыкальны и ритмичны. Используя потешки в младшей группе, мы вызываем у малышей ритмичный бег, подпрыгивания, движения галопа.

Под    текст    потешки    «Огуречик»    дети    младшей    группы развертывают коротенькое игровое действие:

Огуречик, огуречик,

                         Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

На звучание потешки дети откликаются прыжками или осторожными шагами. Они слышат короткую пульсацию первой части и более певучую, произносимую тихим голосом вторую часть. Я действую вместе с детьми, стараясь  увлечь  их  за  собой,   сначала прыгающих,  а  потом  осторожно подкрадывающихся  к  мышке.   Воспитатель  играет  с   ними.   Сначала  он мышка. Не все дети и не сразу действуют активно, но я всегда вижу, что хочется   играть   всем.   После   двух - трехразового   повторения   в   игру включаются все. Находятся и желающие на роль мышки.

В сентябре-октябре учу с детьми потешку «Солнышко»:

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко!

Твои детки плачут,

По камушкам скачут.

Под пение взрослого дети ритмично хлопают в ладоши и прыгают на двух ногах. Обычно с началом звучания потешки некоторые малыши еще прислушиваются, то вторую ее часть все радостно прыгают и хлопают.

Знакомя детей с песней «Петушок», вношу яркую иллюстрацию, А когда песенка выучена, предлагаю узнать ее по мелодии, потом появляется петушок-игрушка би-ба-бо. Затем использую ее в игре. На ребенка надеваю шапочку петушка, говорю:

Как у Пети-петушка.

Шапка выше гребешка,

 Сапоги сафьянные,

Шпоры оловянные.

Голосок у Пети

Громче всех на свете.

Ребенок двигается, высоко поднимая ноги, показывая шпоры, под пение взрослого.

Многим хорошо знакома потешка:

Поехали, поехали

С орехами, с орехами!

К дедке по репку,

 По- пареньку,

 По-сладеньку,

По-горбатеньку.

Гоп! Гоп! Гоп!

Я даю ее уже в младшей группе как упражнение в активном беге, как игру « в лошадки». Предварительно воспитатель знакомит детей с русской народной сказкой «Репка», а потешка естественным образом продолжает сказку: «Вырастил дед репку, и мы все вместе отправляемся в гости к деду». Едем не строем, а так, чтобы каждая лошадка могла двигаться свободно. Кроме того, что дети испытывают радость от эстетического воздействия сказки, они еще учатся ориентироваться в пространстве, действовать в коллективе. Можно использовать эту потешку на вечере досуга и тогда по окончании дед и все персонажи угощают гостей настоящей репкой.

Потешку «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор...» использую во всех возрастных группах. Но в старших группах движение высокого шага и бега более наполненное, сильное, прямой галоп активнее. Эти потешки мне очень помогают готовить ребят к исполнению танцев.

Читая потешку:

«Радуга-дуга, не давай дождя

                         Давай солнышка-колоколнышка»,

знакомлю детей с таким явлением природы, как радуга, после чего перехожу к показу движения под текст потешки.

В средней группе дети с радостью прыгают то на одной, то на другой ножке. Позднее у детей старшей и подготовительной групп на основе этого движения получается движение «качалочка».

На потешке:       «Скок-поскок, молодой дроздок

По водичку пошел, молодичку нашел...»

дети учатся равномерно сужать и расширять круг.   Сужают его осторожно, чтобы не испугать « молодиченьку», и на последние слова, раскрыв руки, энергичным шагом расширяют круг, показывая, Какая большая голова у молодиченьки. Дети понимают шутку и с удовольствием разыгрывают текст.

В старшей и подготовительной группах использую потешку «Андрей-воробей».Она дает возможность ярко, ритмично выполнять движения русской пляски, начиная с более спокойной « ковырялочки» и заканчивая забористой присядкой.

На потешке «Лиса по лесу ходила» дети учатся передавать художественный образ. Первая часть звучит напевно, согласуясь с мягким шагом и поворотами. Лиса как бы заметает следы пушистым хвостом. Звучанию второй части соответствует дробное движение народной польки.

Двигательное разнообразие потешек неисчерпаемо. Песенное их звучание перекликается с различными народными мелодиями. Если сказать любую знакомую потешку не словами, а слогом та- та-та, почти все дети узнающие, о какой потешке идет речь. Запоминая стихи, дети запоминают и движения - хлопки в ладоши, притопывание ногами, вращение кистями рук, кружение на шаге, « пружинки», прыжки, выставление ноги на каблучок. Все эти движения выполняются детьми более точно и с большим желанием, если мы играем, если мы фантазируем.

Народные потешки пришли к нам из далекого прошлого, а современные дошкольники сложнее по характеру, чем те дети, для которых

создавались эти потешки. Наши ребята получают огромное количество информации, и все же образное, мудрое народное слово находит в них горячий отклик. Конечно, необходимо отбирать этот материал, исходя из его художественной ценности и пополнять новым, современным по образному содержанию творчеством. И мы встречаем в стихах наших детских поэтов продолжение тех же традиций, на которых строились русские народные потешки.

Для ритмодекламации подбираются стихотворения образные, музыкальные, динамичные. Если они по своему построению и музыкальному звучанию напоминают потешки, то у детей возникает желание поиграть в них.

На одном из вечеров досуга я прочитала в средней группе стихотворение И. Токмаковой «Поиграем». Дети по собственной инициативе начали двигаться. Характер движения соответственно менялся со сменой ритма и содержания строк. Я только подсказала движение парохода (см. приложение).

Детям подготовительной группы я предложила стихотворение Е.Трутневой «Галка», в котором явно слышатся интонации народной песни, и появилась интересная хороводная игра.

Хороводы даже у самого застенчивого ребенка вызывают желание проявить себя.

А для более образного исполнения их, использую различные атрибуты: «трубу точеную - золоченую», шапочки ворона, зайчика, лошадки, лисички, платочки девочкам на головку, корзиночки, вношу домик с окошком и т.д.

Работая в разных возрастных группах, я составила картотеку хороводных игр, игр с пением, колыбельных, учитывая возрастные особенности и возможности детей.

Систематическое использование хороводных игр в работе с дошкольниками создает предпосылки для творческой инициативы самих детей. При развитии танцевального творчества я опираюсь на уже имеющийся у них опыт усвоения танцевальных движений. Мы периодически повторяем игры, каждый раз придумывая новые варианты. Побуждаю детей к танцевальным импровизациям, применяя русский народный перепляс. Дети соревнуются в нахождении новых сочетаний уже знакомых элементов танца. Выигрывает тот, кто придумает их больше.

Особенно нравится придумывать детям собственные композиции танца. Раньше я не решалась доверять это детям, но после посещения семинаров по программе «Ладушки» я взяла в работу несколько композиций, и поняла, что детям это вполне доступно.

Особенно нравятся им упражнения с перышками и шарфиками. Но первые попытки меня не удовлетворяли. Только через несколько занятий в группе появились первые «лидеры», движения их были ритмичными, пластичными, соответствовали характеру музыки. Другие дети на первых порах наблюдали за ними, не все решались выступить. Постепенно и они

увлеклись композицией танца. В результате почти все ребята способны прослушав произведение ритмично и выразительно передать в своих движениях характер и настроение музыки. На последующих занятиях в танце стали раскрываться и другие дети. Конечно, я помогаю иногда подсказкой, иногда показом какого-то движения или перестроения. Не думайте, что я переоцениваю художественные достоинства детских произведений. Ведь дело заключается совсем не в их качестве, а в том, что ребята начинают глубже понимать музыку, усиливается их эмоциональная отзывчивость на нее, развивается музыкальный слух, координация движений, пластичность. Это позволяет выявить особенно способных ребят. Многие наши дети посещают танцевальные кружки и музыкальную школу. А лучшие наши танцы мы показываем на праздниках и вечерах досуга, (см. приложение)

В работе, направленной на развитие творческих способностей детей, стараюсь использовать разнообразные методы, сделать музыкальные игры интересными и доступными. Заинтересовав детей легче сконцентрировать их внимание на предстоящей деятельности.

Так, до разучивания игры «Медведь и заяц» в средней группе воспитатель в группе читала детям маленькие рассказы про зайца, про медведя, показала им картинки. Во время музыкальных упражнений мы предложили ребятам воспроизвести характерные для медведя и зайца движения. В процессе занятия мы вместе с детьми с детьми выявили присущие этим зверям особенности: медведь ступает тяжело, медленно, принюхивается; заяц пуглив, легко и живо неслышно скачет. После объяснения предложила детям прослушать музыку и отгадать, какого зверя характеризует данная часть музыки. Правильное восприятие музыкальных образов облегчило детям понимание содержания игры и помогло эмоциональному, красочному воспроизведению ими ролей. Можно активизировать творческое воображение детей, стимулировать их самостоятельные творческие поиски, если не показывать характерных движений зверей, а предложить воспроизвести их самостоятельно. Естественно, после объяснений и беседы. Когда я давала эту игру в группе «Ромашка», дети-зайчата свободно прогуливались, и каждый по-своему воспроизводил разнообразные движения создавшегося в его представлении образа. Так, Геля прыгала вперед - назад, испуганно оглядываясь, не идет ли медведь, Тема грыз воображаемую морковку. Исполнитель роли медведя Андрей медленно расхаживал, делая по два шага на каждый такт, сердито поглядывал вокруг, рычал. Большая часть детей соизмеряли свои движения с ритмом музыки. Чтобы поддержать интерес детей к игре использовала шапочку для медведя и бумажные ушки для зайца. При каждом повторе выбирали по считалке нового медведя, что позволяло вовлечь в игру всех детей. Такое поочередное исполнение ролей помогает развитию у детей самостоятельности, повышает интерес к игре.

В старшей и подготовительной группах требования к музыкальным играм    усложняются.    Дети    уже    способны    прослушать    и    различать

музыкальные фразы, делать движения, соответствующие и содержанию музыки, и ее выразительным средствам.

Например, перед разучиванием игры «Плетень» на музыкальных занятиях я учила детей выделять начало музыкальной фразы. Хлопая в ладоши, выступать вперед рядами танцевальным шагом, останавливаться на окончание музыкальной фразы. На следующем занятии провела прослушивание музыки, сопровождающей игру, и предложила детям определить из скольких частей она состоит и каков характер каждой части. Дети правильно разделили произведение на две части и охарактеризовали первую как спокойную, мелодичную, вторую- как быструю, веселую, оживленную, танцевальную. После этого я познакомила детей с содержанием игры и предложила прослушать музыку еще раз, при этом определяя какие движения соответствуют каждой части музыки. Дети сказали, что на первую часть можно пригласить друзей на танец, а на вторую можно потанцевать, потому что она быстрая, а по окончании музыки сразу же составить плетень. На мой взгляд, организованное таким способом обучение ускорило усвоение игры, сделало ее увлекательной и понятной, способствовало активизации творческого мышления детей, самостоятельности их действий.

В новых технологиях развития ребенка в музыкальной деятельности большое внимание уделяется работе над развитием чувства ритма. Без этого невозможно ни пение, ни движение. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развить.

Много интересных игр на развитие чувства ритма предлагают авторы программы «Ладушки». Особенно хочется выделить игру «Музыкальный квадрат». Часто использую ее в практике, потому что эта игра способствует развитию и внимания, и памяти, и координации движений, и развитию творческой фантазии детей.

Очень важна в нашей работе интонация голоса. Выразительно произнесенное предложение, прочитанная сказка, вызывает отклик в душе ребенка. Чтобы получился правдивый, красочный рассказ, заинтересовавший ребенка, необходимо использовать все динамические оттенки голоса. В такой речи он сразу ухватывает суть. Ну и конечно выразительное исполнение песни, потешки, соединенное с движениями, делает привлекательным и ярким образ, который мы хотим представить детям.

Не буду скрывать, что не все ребята одинаково быстро овладевают требуемыми от них музыкально - ритмическими умениями. Учитывая это, я стараюсь разнообразить приемы работы, добиваюсь усвоения материала всеми детьми. С этой целью пытаюсь создать радостную и непринужденную обстановку на занятиях, способствующую воспитанию у детей уверенности в собственных возможностях, использую иллюстрации, репродукции, игровые атрибуты, детские музыкальные инструменты, костюмы или их элементы для игровых персонажей. На вечерах досуга и праздниках дети наряжаются в специально сделанные родителями костюмы, которые часто оставляют  в  группе для  самостоятельной деятельности детей.  За это я благодарна воспитателям групп, которые разъясняют родителям необходимость создания таких уголков. Прилагаю к работе описание кадрили «На мосточке», в которой использование пиджачков для мальчиков просто необходимо, иначе танец не будет таким интересным.

Работая с детьми, я пришла к выводу: систематические занятия музыкально-ритмическими движениями очень полезны не только для развития музыкальных способностей ребят, но и способствуют их физическому развитию. Улучшается их осанка, совершенствуются пропорции тела, укрепляются мышцы. Постепенно дети начинают двигаться легче, грациознее, становятся раскованными, их движения приобретают ловкость, координированность, выразительность. Все это не только требует от детей усилий, но и доставляет им большую радость.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.        М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду»

Москва 2006 год

2.        «Пой, пляши, играй от души» Вып.1 - С-Пб «Детство-Пресс» 2001 год

/Сост. ГЛ. Федорова/

  1. Наталья Зарецкая, Зинаида Роот «Праздники в детском саду»
  2. М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова «Народные праздники в детском саду»

Издательство «Мозаика - Синтез»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей малышей" "

Выступление из опыта работы музыкального руководителя по формированию основ музыкальной культуры посредством основ народной музыки.(ранний и младший дошкольный возраст). Конспект открытого музыкально ...

Белгородский игровой фольклор как средство развития творческих способностей детей в условиях организационно-педагогического процесса в дошкольном учреждении

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей. Сейчас ли...

"Картотека русских народных игр" как средство развития музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста.

В наше время особо остро стоит задача формирования духовного мира человека, возрождение культурных традиций, поэтому так важно знакомить детей с культурой своего народа, с народной муз...

«Музыкальный фольклор, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребенка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного  народного творчества....