Экологические проекты как способ вовлечения детей в экологическую культуру
консультация
Консультация
на тему: «Экологические проекты как способ вовлечения детей в
экологическую культуру».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_ekologii_2022.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский
сад №5 «Звёздочка».
Консультация
на тему: «Экологические проекты как способ вовлечения детей в
экологическую культуру».
Подготовила: Черемисова Т.Г.
2022год.
В настоящее время экологические проблемы, как известно стали общими для всего населения Земли. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания.
Детский сад является главным звеном непрерывного экологического образования.
Актуальность экологического воспитания диктуется происходящими вокруг нас глобальными экологическими изменениями. Ценность идеи грамотного использования природных богатств, ресурсосбережения осознается обществом все в большей степени. Речь идет уже не просто о необходимости получения экологических знаний, а о формировании экологической культуры – системы ценностей и моделей поведения, которые лягут в основу отношения подрастающего поколения к окружающему миру. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения
Познавательные, исследовательские и творческие проекты, призваны восполнить пробелы, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры.
Почему именно проект?
Экологический проект – это прежде всего, решение определённых задач в процессе исследования, проведения опытов, наблюдений. Целью данной работы является создание системы работы по развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирования. Дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать для этого условия.
Игры-исследовательского характера не только доставляют детям радость и удовольствие, но и развивают целый спектр умений и способностей. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они не обычны, а главное – ребята проделывают их сами. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.
Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет
- значительно повысить самостоятельную активность детей,
-развить творческое мышление,
- умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении
- использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
Экологические проекты -одна из наиболее перспективных и актуальных форм работы современного педагога с детьми.
Экологический проект : во-первых, обязательно предполагает проведение исследования, во-вторых, требует активного вовлечения всех участников в его процесс.
По продолжительности экологические проекты :
-краткосрочные –период их реализации может длиться от трех дней до недели.
-среднесрочные –рассчитанные на срок от одного месяца до трех
-долгосрочные –укладывающиеся по продолжительности в один учебный год.
Основные методы реализации экологического проекта в детском саду :-наблюдение;-эксперимент
Как правило, проект, проводящийся в ДОУ, включает в себя следующие этапы:
1.Подготовительный (В этот этап входят постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.)
2.Исследовательский (Этот этап заключается в поиске ответов на поставленные вопросы выбранными способами.)
3.Обобщающий, итоговый (В этот этап входят обобщение результатов работы в различных формах, их анализ, закрепление знаний, формулировка выводов.).
Виды экологических проектов
* Экологическая акция - проходит под определённым девизом, имеет наглядную агитацию
* Экологическая тропа - позволяющий сформировать представления об окружающих природных явлениях, экологической обстановке микрорайона, наличии животных и растений
* Экологический тренинг - создание модели взаимоотношений людей и природы путем ролевой игры и анализа
* Экологические диспуты - обсуждение ситуаций, отражающих некорректное отношение человека к природе, с целью закрепления правил поведения в природе.
* Часы экологического чтения - позволяющий сформировать у детей интерес к книгам экологического содержания.
* Экологический букварь - помогает пробудить интерес к слову, обозначающему объекты живой и неживой природы.
* Выставки поделок из природного материала - позволяют сформировать навыки исследовательской деятельности, научить видеть необычное в привычном.
* Экологическая почта - форма организации разных видов экологической деятельности детей, обусловленная перепиской с воображаемым персонажем
В реализации проектов большую помощь оказывают родители, только совместными усилиями, опираясь на семью, может решиться главная задача –воспитание человека, экологически грамотного.
Эффективность проектной деятельности, систематическое использование проектной технологии в воспитании экологической культуры дошкольников позволяет достичь поставленных целей, опираясь на интерес дошкольников и сотрудничество с родителями; Систематическое использование проектного метода в экологическом воспитании и образовании дошкольников способствует формированию на этапе дошкольного детства экологически грамотной личности; Через понимание и осознание причинно – следственных связей в природе, дети познают нормы экологически грамотного безопасного поведения в природу. Данный опыт работы может быть использован педагогами ДОУ в системе работы по экологическому воспитанию дошкольников.
Памятка
Какие экологические проекты можно реализовать в детском саду?
С детьми младшего возраста, возможно, организовать проекты :
«Вода -водичка»,
«Волшебное семечко»,
«Наши деревья»,
«Ребятки с грядки».
«Лаборатория неживой природы»,
«Азбука здоровья».
Малыши могут наблюдать и участвовать в проведении опытов с водой, песком, травой, семенами и плодами растений.
При изучении свойств воды, можно поставить опыт «Растворение сладких и соленых веществ». Семена высаживаются в горшки и проращиваются.
Результаты опытов, которые производятся в проекте, проговариваются с детьми на занятиях и отражаются в продуктивной деятельности.
Дети средней группы могут принять участие в проектах : «Маленькие огородники», «Наши младшие друзья», «Птицы наши друзья» : дети наблюдают за птицами, развешивают кормушки, скворечники.
С ними проводятся наблюдения за домашними животными и организуются эксперименты с растениями.
Проект «Мир воды» При реализации этого краткосрочного проекта дети не просто приобщаются к самому важному на Земле веществу, но и учатся бережному отношению к водным ресурсам.
Дети старшей и подготовительной групп:
«Мастерская природы» позволяет узнать, как ветки, спилы, семена, листья растений можно использовать для декорирования бытовых предметов.
«Растение–доктор» дети учатся распознавать лекарственные растения и узнают об их целебных качествах.
«Природа вокруг нас»,
«Люблю березу русскую»,
«Волшебница–вода» ,
«Мир животных и птиц»,
«Времена года»,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект «Цветочный калейдоскоп» для детей 4-5 лет.
расширить представление детей об окружающем мире цветов, развивать умение воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью умножать красоту окружающего, побуждать задуматься над взаимоот...
Экологический праздник "День Земли" (в рамках музыкально-экологического проекта)
Экологический праздник с элементами итгеграции (коллективная апликация),с использованием кукольного театра....
Статья на тему "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания.
Статья на тему "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания....
Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево".
Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево"....
Методическая разработка «Мотивация как эффективный способ вовлечения детей в образовательную деятельность»
Любая деятельность должна быть интересна для детей, но специально организована воспитателем, подразумевающая активность, взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающ...
Театральная деятельность как эффективный способ вовлечения детей в творчество.
Один из пунктов ФГОС дошкольного образования говорит о необходимости вовлекать детей, в деятельность, способствующую развитию творческого потенциала, речевых, мыслительных и социально-коммуникативных ...
консультация: «Экологические проекты как способ вовлечения детей в экологическую культуру».
Актуальность экологического воспитания диктуется происходящими вокруг нас глобальными экологическими изменениями. Ценность идеи грамотного использования природных богатств, ресурсосбережения осознаетс...