"Сказкотерапия, как средство всестороннего развития дошкольников"
методическая разработка (подготовительная группа)
Актуальность: психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают, как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь сказкотерапия. Сказкотерапия с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей героев сказки проводится после прочтения сказки. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается, в центре внимания взрослого и преодолевает свои собственные психологические трудности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сказкотерапия, как средство развития дошкольников | 29.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
г. Иркутска детский сад № 97
Тема:
«Сказкотерапия, как средство всестороннего развития дошкольников».
Подготовила воспитатель
Первая квалификационная категория
Усольцева Людмила Васильевна
Иркутск 2023 г.
Личные данные
Я, Усольцева Людмила Васильевна, работаю в разновозрастной группе с детьми с ТНР «Ромашка»
Образование – высшее.
Педагогический стаж 7 лет
Стаж работы в МБДОУ – 7 лет
Стаж работы в занимаемой должности -7 лет
Квалификационная категория – первая
Предполагаемый срок темы самообразования : 2021-2026 г.
«По-моему, цель сказочника заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитывать в ребенке человечность — эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою».
К.И. Чуковский
Актуальность: психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают, как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь сказкотерапия. Сказкотерапия с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей героев сказки проводится после прочтения сказки. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается, в центре внимания взрослого и преодолевает свои собственные психологические трудности.
Нормативно-правовые документы:
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г № 1155 « Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» ( зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384);
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся»;
- Приказ № 373 от 31 июля 2020 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Распоряжение Минпросвещения РФ № Р-75 от 6 августа 2020 г.;
- Указ о национальных целях развития России до 2030 года.;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28.
Цель: создание условий для активизации в ребенке творческого начала, раскрытия глубин собственного внутреннего мира, развития его самосознания посредством применения метода сказкотерапии.
Задачи:
• создать необходимые условия для развития творческого воображения, оригинальности мышления;
• помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни;
• содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их речевого развития;
• содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи;
• снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;
• воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
Месяц | Формы работы | |||
С детьми | Педагогами | Самообразование | Родителями | |
Раздел плана | 1 ЭТАП Информационно - аналитический | |||
Сентябрь | - обмен опытом (наработки, методические пособия) | - знакомство и изучение практических методов использования различных сказок в дошкольном обучении и воспитании; - изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования; - изучение материалов на интернет-ресурсах. | Консультация: «Воспитание сказкой» | |
Раздел плана | 2 ЭТАП Разработка программно — методического обеспечения образовательного процесса | |||
Октябрь | Дидактическая игра «Узнай сказку» Сказка: «Как лисенок детский сад пропустил» - прививаем ребенку ходить в детский сад. Сказка: «Кнопочка и монстры» - избавляем ребенка от страха темноты и воображаемых монстров. Сказка: «Большой пальчик и озорной Ротик» - избавляем от привычки брать пальцы в рот. | Сбор книжных иллюстраций. | Изучение работы педагогов (через публикации, сайты). Изготовление демонстрационного материала, атрибутов связанных со сказкотерапией. | Консультация: «Читайте ребенку правильные сказки» |
Ноябрь | Сказка: «Почему нельзя обманывать» - помогаем ребенку понять, что обманывать не только плохо, но и опасно. Сказка: «Вежливый Клест»- воспитывать в ребенке желание быть вежливым. Сказка: «Каждый красив по-своему» - помогаем ребенку устранить чувство неполноценности. | Обмен опытом. | Изучение литературы по данной теме. 1. Алексеенко, В. В. Играем в сказку : воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет / В. Алексеенко, Я. Лощинина. - Москва, 2008. - 220 с. 2. Вачков, И. В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. - 2-е изд. - Москва, 2003. - 143 с. 3. Вачков, И. В. Сказкотерапия : развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. - Москва, 2001. - 143 с. 4. Гнездилов, В."Авторская сказкотерапия", СПб.: Речь, 2004 5. Грабенко, Т. М. Зачем читать детям сказки. Колобок. Ружье и сердце / Т. М. Грабенко. - Санкт-Петербург, 2006. - 63 с. - (Технологии Института сказотерапии) (Серия "Мастерская Татьяны Грабенко"). | Консультация: «Какие сказки читать ребенку на ночь» |
Декабрь | Терапевтические сказки: «Смелый Гномик», «Мышонок и темнота», «Сережа и Звезда» - направленность: - боязнь темноты, повышенная тревожность, ночные кошмары, общая боязливость. Ключевая фраза: «Мне страшно!» | Консультация: «Что такое терапевтическая сказка» | Изучение проблемы данной темы в трудах отечественных и зарубежных ученых. | Выставка семейных рисунков: «Моя любимая сказка» - привлечь родителей к участию в жизни детского сада. Вызвать у детей и родителей положительные эмоции. |
Январь | Терапевтические сказки: «Зубки», «Зубастик». Проблема – нежелание чистить зубы. Терапевтический эффект – позитивный настрой на действия по личной гигиене, учить дошкольников чистить зубы. | Информация: «Предметно-развивающая среда по художественной литературе» | Изучение литературы через интернет ресурсы: Ссылки на ресурсы Интернет: • Баюшки. Ру – Все про сон ребенка[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bayushki.ru/category/1/6/83. ¬- Основано на версии, датир.: март, 31, 2011. • Институт психотерапии и клинической психологии[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psyinst.ru/library.php?part=articles&p=75. ¬- Основано на версии, датир.: март, 31, 2011. • Институт сказкотерапии (г. Санкт-Петербург)[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cka3ka-pro.ru/index.html. - Основано на версии, датир.: март, 31, 2011. | Создание книжного уголка – привлечь родителей к созданию книжного уголка. |
Февраль | Сказка: «Как Андрюша гостей встречал» - если ребенок стесняется. | Беседы на тему: «Как влияет сказка на эмоциональный настрой ребенка» | Изучение литературы по данной теме. 1. Грабенко, Т. М. Зачем читать детям сказки. Колобок. Ружье и сердце / Т. М. Грабенко. - Санкт-Петербург, 2006. - 63 с. - (Технологии Института сказотерапии) (Серия "Мастерская Татьяны Грабенко"). 2. Доронова, Т. "Что за прелесть эти сказки! " / Татьяна Доронова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2010. - N 3. - С. 5-7. 3. Запорожец, А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985. | Акция: «Подари детям книгу» |
Март | Сказка «Про Непослушку» - если ребенок не слушается | Советы педагогам: «Какие сказки читать детям» | Изучение литературы по данной теме. 1. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург, 2006. - 171 с. - (Технологии института сказкотерапии). 2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург, 2006. - 317 с. - (Мастерская психологии и психотерапии). | Подготовка буклетов: «Роль сказок в развитии ребенка» |
Апрель | Составляем сказку сами. | Оформление буклетов: «Сказкотерапия – лечение сказкой» | Изучение литературы через интернет ресурсы: • Сказки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://skazka.ural.ru/. ¬- Основано на версии, датир.: март, 31, 2011. • Сказки. Сетевая библиотека[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.skazki.org.ru/. ¬- Основано на версии, датир.: март, 31, 2011. | Подготовка буклетов: «Сказка – это важно»; «Сказка в гости идет» |
Раздел плана | 3 ЭТАП Заключительный. Обобщение опыта работы. | |||
Май | Открытое занятие: «В гостях у сказки» | Презентация на тему самообразования | Подготовка мультимедийной презентации для педагогов: «Сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников» | Фотоотчет по самообразованию |
Выход темы:
Ожидаемые результаты для детей:
• дети знают признаки, по которым мы узнаем сказку, какие бывают сказки;
• знают сказки народов;
• выразительно передают содержание сказок, замечают характерные особенности изображения персонажей в книжных иллюстрациях;
• умеют передавать в рисунке эпизоды знакомых сказок.
• развитие речи детей и ее основных функций;
• совершенствование навыков коммуникации;
• закрепление представления об окружающем мире;
• развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения; желания экспериментировать.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;
• повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе сказкотерапии для дшкольников.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
• буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей;
• картотека терапевтических сказок для дошкольников;
• презентация «Сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников»;
• буклет для воспитателей «Сказкотерапия - лечение сказкой»;
• личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях;
• размещение фотоотчетов и методических разработок по накопленному опыту на сайтах www.nsportal.ru. (мини-сайт)
Список литературы:
1. Алексеенко, В. В. Играем в сказку : воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет / В. Алексеенко, Я. Лощинина. - Москва, 2008. - 220 с.
2. Вачков, И. В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. - 2-е изд. - Москва, 2003. - 143 с.
3. Вачков, И. В. Сказкотерапия : развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. - Москва, 2001. - 143 с.
4. Гнездилов, В."Авторская сказкотерапия", СПб.: Речь, 2004
5. Грабенко, Т. М. Зачем читать детям сказки. Колобок. Ружье и сердце / Т. М. Грабенко. - Санкт-Петербург, 2006. - 63 с. - (Технологии Института сказотерапии) (Серия "Мастерская Татьяны Грабенко").
6. Доронова, Т. "Что за прелесть эти сказки! " / Татьяна Доронова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2010. - N 3. - С. 5-7.
7. Запорожец, А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.
8. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Игры в сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. - Санкт-Петербург, 2008. - 208 с. - (Технологии института сказкотерапии).
9. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург, 2006. - 171 с. - (Технологии института сказкотерапии).
10. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург, 2006. - 317 с. - (Мастерская психологии и психотерапии).
Ссылки на ресурсы Интернет:
• Баюшки. Ру – Все про сон ребенка[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bayushki.ru/category/1/6/83. ¬- Основано на версии, датир.: март, 31, 2011.
• Институт психотерапии и клинической психологии[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psyinst.ru/library.php?part=articles&p=75. ¬- Основано на версии, датир.: март, 31, 2011.
• Институт сказкотерапии (г. Санкт-Петербург)[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cka3ka-pro.ru/index.html. - Основано на версии, датир.: март, 31, 2011.
• Книжная Поисковая Система eBdb (electronic books data base) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ebdb.ru/Category.aspx?catId=1092361. ¬- Основано на версии, датир.: март, 31, 2011.
• Стишенок, И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост / И. В. Стишенок[Электронный ресурс]. – 2006. - Режим доступа: http://mirknig.com/knigi/nauka_ucheba/1181145881-skazka-v-treninge-korrekcija-razvitie.html. ¬- Основано на версии, датир.: март, 31, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сказкотерапия как средство всестороннего развития детей
презинтация...
План работы по самообразованию : "Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей
Цель, перспективный план работы, литература...
«Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
Актуальность«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение...
Индивидуальный план по самообразованию "Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
Целью работы является изучение применения сказкотерапии в работе с детьми....
Сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников
Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные,...
Самообразование ТЕМА: «Сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников»
Активизация в ребенке творческого начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания....
Самообразование «Сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников»
Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность. Основной принцип метода — духовное,...