Консультация для педагогов «Рефлексивный круг» как средство эффективной социализации младших дошкольников
консультация (младшая группа)
В консультации педагог делится опытом использования технологии "Рефлексивный круг", как средством эффективной социализации младших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_refleksvnyy_krug.docx | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология «Рефлексивный круг» как средство эффективной социализации младших дошкольников
Современные дети живут и развиваются в новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. И сегодня выдвигается на первый план задача социализации детей, начиная с дошкольного детства. Социальные психологи утверждают, что в современном мире ребёнку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте. Поэтому эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям, существующим в обществе, — одно из главных условий жизни ребёнка в обществе и личной готовности ребёнка к школе.
Перед педагогами стоит задача подготовить ребенка к реальной жизни, формировать способность детей самим решать конфликт, не прибегая к помощи взрослого, воспитывать умение самоопределяться в своих желаниях, если они расходятся с большинством детей в группе, то есть развивать социальные навыки у дошкольников. И эту задачу мы начинаем решать, начиная с младшего дошкольного возраста. Работа педагогов направлена на организацию дружественного социума в группе, на развитие личности малыша и его взаимодействия с детьми и взрослыми для развития социальных навыков.
В соответствии с ФГОС ДО «становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий» — одна из задач социально-коммуникативного развития ребёнка. Базой, фундаментом развития социальных навыков у ребёнка служит развитие у него саморегуляции поведения. Развитие саморегуляции — одна из центральных линий развития детей. Саморегуляция — это процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями и поступками. В поисках путей эффективной социализации ребенка мы обратились к технологии Н. П. Гришаевой, к педагогической технологии «Ежедневный рефлексивный круг». В нашей группе стало традицией проводить с детьми ежедневный рефлексивный круг.
Задачи педагогической технологии «Рефлексивный круг» следующие:
• сплочение детского коллектива;
• формирование умения слушать и понимать друг друга;
• формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;
• обсуждение планов на день, неделю, месяц;
• развитие умения выражать свои чувства и переживания публично;
• привлечение родителей к жизни детей в ДОО.
Ежедневный рефлексивный круг проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение в занимает от 5 до 10 минут. Если того требуют обстоятельства, то ежедневный рефлексивный круг проводится ещё раз. Для того, чтобы обсуждение прошло эффективно, создаем определённый психологический настрой: включаем медитативную музыку, в центр круга помещается игрушка "Сердце", которую дети передают друг другу во время ответов на вопрос. Круг, образованный детьми, находится всегда в одном и том же месте- на ковре в игровой группы, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу. Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного рефлексивного круга», можно поделить на несколько тем. Например: «Чем мы сегодня будем заниматься?», «Почему мы выбираем именно эту тему и проблемы?», «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Как вы думаете, кого мы можем назвать справедливым? А кого добрым, заботливым?», «Почему не удаётся соблюдать правила в группе?», «Что делать, если хочется подраться?» и т. д. Например, вопросы по ситуации месяца «Мой детский сад» могут быть следующими:, «Где находится мой детский сад?»; «Кто в нём работает?»; «Что они делают?»; «Как я могу им помочь и как отблагодарить?» ; «Кого можно считать другом?»; «Есть ли у тебя друзья?»; «Как можно утешить друга?»; «Как можно помириться, если поссорился?»; «Какие у нас правила в группе? Какие правила ты готов выполнять, а какие — нет и почему?»; «Как поступить с тем, кто правила нарушает? »; «Зачем людям нужны правила? »; «Какие правила ты знаешь? »
Основные правила проведения ежедневного рефлексивного круга: говорит только тот, у кого в руках игрушка; если не хочешь говорить, можешь пропустить свою очередь; не повторять то, что кто-то уже сказал; не уходить из «круга», пока он не закончится. Для воспитателя: не давать оценку высказываниям детей, только интонацией подчеркнуть то или иное высказывание; стараться комментировать каждое высказывание детей, развивая их суждения дальше; если выбранная вами тема не заинтересовала детей, сразу переходить к другой. Так как в нашей группе дети младшего дошкольного возраста, мы начинаем круг с детей, которые могут что-либо сказать самостоятельно. Для привлечения внимания детей можно надеть на руку куклу и говорить от её лица; перед началом «круга» дети берутся за руки и говорят небольшой стишок, а затем садятся в круг. Каждый «круг» заканчивается технологией «К родителям через детей», по которой дети должны дома задавать вопросы своим родителям по теме прошедшего «круга». Педагоги стремятся применять правила развивающего общения. Обсуждаем проблемы в общей форме, не перехода на личности детей. Например: «Давайте обсудим, кого можно назвать добрым человеком, а кого злым?» Если же дети начинают переходить на личности «А у нас есть злой мальчик», необходимо сказать: «Мы сейчас не об этом мальчике, а о зле и добре».
Также следует отметить, что Рефлексивный круг — это технология, позволяющая стимулировать речевую интенцию дошкольников с речевыми нарушениями, мыслительные возможности таких детей. Круг способствует совершенствованию речи как средства общения, помогает детям высказывать предположения, делать простейшие выводы, учит излагать свои мысли понятно для окружающих, развивает самостоятельность суждений. Перед проведением кругов, которые были условно названы «Что такое правила?» и «Правила в нашей группе», педагоги поставили цель: сформировать у воспитанников представление о том, что он — член единого коллектива, в котором учитывается мнение каждого.
«Что такое правила?»
Цель. познакомить детей с правилами, существующими в обществе; развивать связную речь; воспитывать умение соблюдать правила поведения в группе.
Организация Круга:
Организационный момент: педагог предлагает детям образовать круг сидя на полу. В центр круга помещалась игрушка "Сердце"
Позывные: Колокольчик мой звенит, заливается, все ребята в круг собираются.
Игра-тренинг «Улыбка».
Воспитатель : Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы, хором произносятся слова:
Мы рады, что пришли в детский сад.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое правила? (Дети называют, какие правила знают: «Нельзя переходить дорогу на красный свет», «Нельзя обижать маленьких» и т. д). Воспитатель: Предлагаю вспомнить: «А есть ли в вашей семье какие-то правила?» ( дети называют те правила, которые установлены в их семьях, например: «Нельзя проходить в обуви в комнаты». Воспитатель : «А как вы думаете, для чего вообще правила нужны? Что будет, если их не соблюдать?» (Дети делают вывод, что жизнь протекает по правилам. Есть правила в семье, в магазине, в стране, в мире. Воспитатель: «Значит, мы выяснили, что если правила нарушить, то всё смешается и встанет с ног на голову. Поэтому соблюдать правила необходимо». П/и «Ходит Ваня».
Дети, стоящие в кругу, идут вправо. «Ваня» ходит в кругу, дети приговаривают:
Ходит Ваня, ходит Ваня
Посреди кружочка, посреди кружочка.
«Ваня» ходит по кругу, выбирая себе «дружочка».
(Остальные дети стоят).
Ищет Ваня, ищет Ваня
Для себя дружочка, для себя дружочка.
(«Ваня», выбрав себе «дружочка», ведет его в центр круга.)
Нашел Ваня, нашел Ваня
Для себя дружочка, для себя дружочка
По окончанию слов «Ваня» и «дружочек» пляшут под хлопки детей.
Выбирается другой «Ваня» и игра повторяется.
Новости дня. Презентация и выбор Центров Активности.
Ритуал завершения Круга: Колокольчик тихо мой поет, отдыхать ребят зовёт.
«Правила в нашей группе».
Цель. познакомить детей с правилами, регламентирующими поведение человека в обществе, развивать связную речь, воспитывать умение соблюдать правила поведения в группе. Организация Круга:
Организационный момент: воспитатель приглашает детей образовать круг, сидя на полу, и поставил в центр игрушку Сердце.
Позывные: Колокольчик мой поет, и ребяток в круг зовет.
Игра-тренинг «Вежливый малыш». Все хорошие ребята знают добрые слова Приходите к нам ребята, будем вежливы всегда
Дети передают друг другу по кругу жёлтый клубок — хорошее настроение: «Посмотри другу в глаза, скажи вежливое слово и передай клубочек».
Основное содержание.
Воспитатель: Предлагаю вспомнить, о чём мы говорили на прошлом круге. (Дети по очереди называли то, что запомнили). Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, а в нашей группе есть правила?» (Дети называют те правила, которые они соблюдают в группе: «Мыть руки перед едой», «Здороваться друг с другом, когда приходим в детский сад». Воспитатель: Я хочу попросить вас выбрать 5—7 правил, которые никогда нельзя будет нарушать. (Каждый из детей высказывает своё мнение о том, какое правило самое важное, начиная это предложение со слов: «По моему мнению…» Физкультминутка: Здравствуй, правая рука, (правую руку протягиваем вперед) Здравствуй, левая рука (левую руку протягиваем вперед) Здравствуй, друг, здравствуй, друг, Получился ровный круг (беремся за руки и поднимаем руки вверх) Воспитатель: Предлагаю поразмышлять о том, как можно оформить правила так, чтобы они были напоминанием для всех. (Дети предложили создать красочный плакат, на котором все важные правила будут наклеены на панно и обведены в красную или зелёную рамку)
Новости дня. Презентация и выбор Центров Активности.
Ритуал завершения Круга: Колокольчик тихо мой поет, отдыхать ребят зовёт.
Таким образом, педагогическая технология «Ежедневный рефлексивный круг» способствует развитию социальных навыков у дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников"
Рекомендации по использованию и подбору художественной и энциклопедической литературы на примере «железнодорожные профессии»...
Использование педагогической технологии: "Рефлексивный круг" как средство социализации младших дошкольников"
Реализация образовательной области "Социально - коммуникативное развитие" в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка"...
Использование педагогической технологии «Рефлексивный круг» как средство социализации младших дошкольников.
Социально-коммуникативное развитие является главным аспектом в воспитании дошкольников. Актуальность этой образовательной области возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального ...
Консультация для педагогов: «Лэпбук как современное средство познавательного развития дошкольников»
Вы создали новый педагогический проект или методическую разработку? Как сделать эту работу наглядной и доступной для дошкольников? Изготовьте вместе с детьми лэпбук - тематическую интерактивную папку,...
Консультация «Педагогическая технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников»
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные детиживут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв по...
Доклад на тему "Рефлексивный круг" как средство социализации младших дошкольников в период адаптации к условиям ДОУ"
Сформировать у педагогов представление о "рефлексивном круге" как средство социализации младших дошкольников в период адаптации....
Консультация для педагогов «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников.
Социализация — это процесс получения ребенком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Сегодняшние дошкольники живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, поэт...