«Развиваем руку – развиваем речь»
консультация (старшая группа)
«Развиваем руку – развиваем речь»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_ruku_-_razvivaem_rech.docx | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развиваем руку – развиваем речь»
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые
руки снова способствуют развитию мозга»
Какова же связь движений пальцев рук и речи? – спросите вы. Уровень
развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени
сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений
пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах
нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое
развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже
выше нормы. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой
моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память,
внимание, связная речь. Развитие мелкой моторики и координации движений
руки является важной частью подготовки к письму. Следствие слабого
развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность
большинства современных детей к письму или проблем с речевым
Большую помощь в развитии мелкой моторики рук могут оказать
родители. Важно понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему
овладеть новой информацией и навыками, нужно превратить обучение в
игру. Следует не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать
хвалить ребенка. Для игр возможно использование бытовых предметов, что
привлекает ребенка, превращает занятие в интересную игру.
Что же такое мелкая моторика?
Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая
непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием
продуктивных видов деятельности, письмом, речью. Формирование же
двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в
процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого
раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно
выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не
забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать
и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой
моторики и координации движений руки должна стать важной частью
подготовки к школе, в частности, к письму.
Пальчиковая гимнастика
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных
историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих
рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо»,
«влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5лет могут оформить игры
разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т.
д. Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый
палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область
проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и
для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с
оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает
Пальчиковый тренинг включает упражнения: статические (удержание
приданной пальцам определенной позы), динамические (развитие
подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую),
расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др.
Эффективность занятий, интерес детей к ним наши педагоги повышают,
когда проводят пальчиковые игры во время чтения детям стишков, сказок,
рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками, любым речевым
материалом. Слушая его, дети одновременно вместе с воспитателем
“инсценируют” содержание прослушиваемого материала с помощью
пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др.
Разучиваемые на таких занятиях пальцевые движения дети включают в
дальнейшем в самостоятельные игры-инсценировки, совершенствуя
двигательные навыки пальцев рук.
Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей
(младший возраст до трех-четырех лет), рекомендуемое время - от 3 до 5
минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте - 10-15 минут в день).
Часть упражнений, в которых использовалась поверхность стола,
выполняются сидя за столом. Таким образом, пальчиковые упражнения, при
умелом их включении в контекст различных занятий и домашних дел, могут
способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения,
обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.
Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее
действие. Фасолевые ванны – очень полезное и приятное занятие,
великолепно активизирующее речевые центры мозга, дает отличные
результаты. Играя с крупами детям предлагается сортировать, угадывать с
закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем горох
или фасоль), придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу,
стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка
перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка,
пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш.
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно
все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п.
Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек,
листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Можно предложить детям
выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов:
семян, пуговиц, веточек и т. д. Застегивание и расстегивание пуговиц – тот
необходимый навык, который должен сформироваться у младших
дошкольников. Помочь малышу может такая игра. На одну ткань нашиты
пуговицы разных размеров, на другую – разные петли. Ребенок тренирует
пальчики, одновременно развивая сообразительность.
Необходимо помнить, что все занятия с использованием мелких
предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!
Песочная терапия
Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру
реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим
продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении
ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне
происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.
Найдите большую коробку, заполните ее наполовину промытым и
высушенным речным песком. Покажите ребенку игрушку, которую вы
запрячете в этом песке, и сделайте это, когда он отвернется. Постепенно
можно увеличивать количество запрятанных игрушек.
Предложите ребенку смоделировать песочную проекцию. Например, в
соответствии с имеющимся опытом ребенка, попросите его изобразить
зоопарк, домашних животных, лес и т. д. Пусть ребенок сам отберет
необходимые материалы и смоделирует пространство.
Придумайте и смоделируйте песочную проекцию с различными
ландшафтами (горы, водоемы, равнины и. т. д.) на основе знакомых ребенку
лексических тем (например, дикие животные). Используйте для построения
проекции фигурки домашних животных. Предложите ребенку исправить
картину. Ребенок сам должен выбрать правильные фигурки животных и
поместить их в свойственные им ландшафты.
Постановка знакомой ребенку сказки. Ребенок самостоятельно выбирает
реквизит и строит декорации. Сказка может быть проиграна полностью по
сюжету или берется за основу знакомый сюжет, а ребенок придумывает и
доигрывает свое окончание сказки. Кроме очевидного творческого
самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и
способствует улучшению речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Развиваем руки - развиваем речь"
«Развиваем руки — развиваем речь». Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамм...
Консультация для родителей: "Развивая руки-развиваем речь"
Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. За мелкую моторику «отвечают» нервная и мышечная системы, зрение.Развитие мелкой моторики рук у детей проход...
Развиваем руку-развиваем речь
Памятка для родителей по развитию мелкой моторики рук детей 2-3 и 3-4 лет...
"Развиваем руку - развиваем речь"
Консультация для воспитателей...
Развиваем руки - развиваем речь.
В статье даны рекомендации педагогам по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста...
КОНСУЛЬТАЦИЯ "Развиваем руку — развиваем речь"
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, аумелые руки снова способствуют развитию мозга»И.П. Павлов...
"Развивая руки - развиваем речь"
Консультация для родителей по развитию мелкой моторике рук....