"Музыкальная математика"
методическая разработка

Плаксина Наталья Ивановна

Какая связь может быть между математикой, мудрой царицей всех наук, и музыкой? Как могут взаимодействовать такие совершенно разные человеческие культуры? Но связь между музыкой и математикой существует.

   Музыка математична, а математика музыкальна. И там и тут господствует идея числа и отношения.

Музыкально-математические игры - сборник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_matematika_metodicheskaya_razrabotka.docx247.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная математика.

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»

Ян Амос Коменский (педагог-гуманист, писатель, основоположник педагогики как самостоятельной дисциплины)

Введение.

«Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса»

Альберт Эйнштейн

    Какая связь может быть между математикой, мудрой царицей всех наук, и музыкой? Как могут взаимодействовать такие совершенно разные человеческие культуры? Но связь между музыкой и математикой существует.

   Музыка математична, а математика музыкальна. И там и тут господствует идея числа и отношения.

Представить математику и музыку, стоящими рядом с первого взгляда трудно. Слушая музыку, мы попадаем в мир звуков и открываем в ней совершенство, красоту, гармонию. Решая математические задачи, мы погружаемся в строгое пространство чисел.

Математика и музыка, казалось бы, находятся на разных полюсах человеческой культуры.

Но в истории развития человеческой мысли математика, и музыка предстают как взаимосвязанные.

В начале XX века наш знаменитый соотечественник, философ А. Ф. Лосев писал: " Математика логически говорит о числе, музыка говорит о нем выразительно.

Элементарные математические представления складываются у детей очень рано и музыка, как средство умственного воспитания, воздействует на ход образовательного процесса в различных аспектах.

Во-первых, она делает занятие более интересным и тем самым весьма привлекательным для ребенка.

Во-вторых,        музыка        насыщена        образами,        которые        содействуют формированию мыслительных процессов.

В-третьих, музыка во взаимодействии с математикой делает процесс познания весьма эффективным за счет целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики.

В-четвертых, музыкальный компонент оказывает влияние не только на интеллектуальное и художественное развитие ребенка, но и на его нравственное воспитание, поскольку эмоциональные состояния, вызываемые посредством использования в учебном процессе художественного материала, заставляют дошкольника бережнее относиться к полученному знанию, а как следствие – к своему "интеллектуальному багажу”.

В-пятых, избранная основа проведения математических занятий дает возможность проведения музыкальных "физкультминуток”, которые не только являются гармоничной частью учебного процесса, но и способствуют реализации целей физического воспитания.

В-шестых, музыкальная форма, в которую облечено математическое содержание, являющаяся привлекательной для дошкольников, явно способствует появлению интереса к учебной деятельности.

       Давайте посмотрим, что общего между математикой и музыкой.

Смотрим презентацию -  «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры».

        Для закрепления элементарных математических представлений я представлю вашему вниманию музыкально – математические игры, направленных на формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Данные игры можно использовать на групповых и подгрупповых занятиях с детьми дошкольного возраста. Игры помогут развить зрительное восприятие, мелкую моторику, закрепить представления о количестве, улучшить счетные навыки, расширить словарный запас. Материал может быть полезен воспитателям, музыкальным руководителям и родителям.

Использование данных музыкально-математических игр позволяет развивать не только элементарные математические представления, но и музыкальный слух   детей. Также использование музыкально-математических заданий, игр и упражнений помогает педагогам решать следующие задачи:

развивать        логическое        мышление,        математические,        музыкальные способности, развивать мелкую моторику, чувство ритма и танцевально – игровое творчество;

закреплять умение детей правильно считать, уметь перестраиваться и объединяться в группы,        правильно        определять        форму, величину предмета, способствовать к дальнейшему        овладению элементарных математических представлений, формировать дружеские взаимоотношения, уметь ориентироваться в пространстве;

вызывать желание доводить начатое дело до конца, усидчивость, желание играть в музыкально - математические игры индивидуально и коллективно.

Связь цифр и музыки

  Следуя теории Пифагора, числа обладают абсолютной властью над всеми событиями, а значит, числа правят музыкой. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков. Даты рождений – это ряд чисел. Попробуем установить связь между числами и музыкой. 

Исследуем даты рождений. Как известно дата – набор цифр. Переложим даты на ноты. Цифра 1 – I ступень (до), 2 – ре, 3 – ми, 4 – фа, 5 – соль, 6 – ля, 7 – си, 8 –до, 9 – ре.

  Находим среднее арифметическое число - дня, месяца и года рождения.  Если получается двузначное число, то необходимо сложить первую и вторую цифру (например, двузначное число 29 – это 2+9 = 11, 11 – это 1+1=2). У каждого человека получилось по три ноты, которые соответствуют дате рождения. Если сыграть эти ноты одновременно, получаются аккорды.

По звучанию аккордов, детей можно разделились на две группы: аккорды, звучавшие гармонично (в музыке их называют консонансом) и аккорды с неприятным резким звучанием (в музыке резкое звучание называется диссонансом).

После того, как переложить даты рождения на аккорды, можно попробовать установить связь между звучанием даты рождения и способностями человека.

I группа, (дети, у которых аккорды звучат мелодично) большинство детей с творческими наклонностями. Данная группа детей обладает творческими способностями, которые косвенно или напрямую связаны с музыкой.

II группа (дети, у которых аккорды не благозвучные) им нравится заниматься спортом, решать задачи и головоломки, играть в компьютерные и настольные игры.

  Таким образом цифры (даты рождения) можно переложить на ноты и установить их связь со способностями людей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • Мир звуков и пространство чисел издавна соседствуют друг с другом. 
  • Общие точки соприкосновения (совпадения) точной науки математики и прекрасного, изящного искусства – музыки.
  • В подтверждении теории Пифагора, что числа правят музыкой, установил связь между цифрами и музыкой, и их влиянием на творческие способности людей.

Таким образом, мы видим, что такие разные предметы имеют общие точки соприкосновения и взаимосвязаны друг с другом. Ребята, которые занимаются музыкой, развивают и тренируют свои математические способности. Из чего можно сделать вывод, что музыка помогает изучать математику.

Музыкально – математические игры на закрепление навыка счёта

1.Игра Теремок

Ход игры: ведущий поёт слова:

Стоит в поле теремок, теремок

Как красив он и высок, и высок

Вот по полю кто-то к домику бежит? Вот по полю кто-то к домику спешит?

Дети слушают музыку и определяют по звучанию, какому персонажу сказки она подходит. Ребёнок, правильно угадавший, музыка какого героя звучит, выходит и прикрепляет соответствующую картинку в окошко и показывает движение персонажа. Затем детям предлагается сосчитать количество жителей теремка (лиса, заяц, волк, петушок, лягушка, мышка, медведь). Каждый персонаж сказки хочет с ребятами поиграть и предлагает игровые задания:

Пальчиковая игра от имени Петушка «Вышли пальцы танцевать»

Ход игры: дети проговаривают слова и выполняют пальчиковые движения. Возможно использование музыкального сопровождения по усмотрению педагога.

Раз, два, три, четыре, пять                                  Выбрасывают пальчики из

                                                                              кулачка.

Вышли пальцы танцевать.                                    Свободное движение ладошками.

Большой пустился в пляс,                                      Круговые движения больших

                                                                                   пальцев вокруг друг друга.

Указательный, в припляс.                                       Подушечки указательных пальцев

                                                                                  касаются друг друга.

Средний пальчик поклонился,                               Средние пальцы сгибаются и

                                                                                   выпрямляются.

 Безымянный притаился,                                        Спрятать 4-йпалец одной руки в

                                                                                     кулачок другой.

А мизинчик удалец,

Цепь сцепил и молодец!                                          Сцепить мизинцы между собой.

Как же дальше танцевать?                                      Тянут сцепленные пальцы.

Надо цепь нам разорвать!                                       Разрывают связь в конце фразы.

Музыкальная разминка «Счёт» от имени Лягушки.

Ход игры: дети под музыку Л. Палий «Счёт» выполняют движения по тексту.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – В ладоши три хлопка,

Головою три кивка

На четыре - руки шире

Пять – руками помахать,

Пять - руками помахать

Ну и дальше продолжать!

Шесть – пониже нам присесть,

Семь – плечами потрясти,

Ну, а 8 потянись,

Скажем 9 - покружись.

Скажем 9 - покружись.

Ну, а 10 поклонись!

Игра «Ритмический кубик» от имени Лисы

Ход игры: дети в кругу под весёлую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова. Ребёнок или взрослый бросает кубик в круг. Педагог предлагает ему или всем играющим        сосчитать, сколько, геометрических фигур изображено на верхней грани кубика и какого они цвета. Затем дети столько же раз хлопают в ладоши, шлёпают по коленкам и т.д. Сопровождать звучащие жесты нужно счётом вслух.

Ты возьми весёлый кубик,

Передай его друзьям,

Что покажет этот кубик –

Повтори за ним ты сам!

Игра «От шёпота до крика» от имени Волка

Ход игры: дети считают от одного до пяти, прибавляя силу голоса.

Игра «Сосчитай горошины» от имени Зайца

Ход игры: Дети берут по одному стручку и становятся в два круга (1 круг – девочки, 2 – мальчики), педагог в это время расставляет по залу домики с номерами от 1 до 9. Дети под музыку поют и выполняют соответствующие движения:

Мы шагаем все по кругу, посмотри!    - идут по кругу

И горошины считаем: раз, два, три.

 Мы в кружочек соберёмся,              -идут в круг, поднимая горошины вверх

 И из круга повернёмся.                         - поворачиваются в обратную сторону

 И считаем: раз, два, три!                         - шагают, высоко поднимая колени

Математику мы знаем,               -меняются местами: девочки идут на место

Звонко песню напеваем.                 мальчиков и наоборот

Ты горох пересчитай,                            - грозят друг другу пальчиком

Да смотри, не зевай!

 Где живёт он? Угадай!                            - разводят руки в стороны, приподняв плечи.

Дети подбегают к домику с таким номером, сколько горошин в их стручке.

Игра «Танец цифр» от имени Медведя

Ход игры: звучит весёлая танцевальная музыка (можно использовать ритмичные русские народные песни, такие как "Ягодка- малинка", "Ах, вы сени мои, сени", " На горе- то калина", "Метелица" и т. д.) Каждый ребёнок под музыку танцует свой сольный произвольный танец. Педагог поет:

Мы ребята потанцуем,

 Веселимся, кружимся.

Скоро все мы в этом танце

С цифрами подружимся.

останавливает музыку и показывает детям цифру 2. Дети выбирают пару и танец продолжается в паре. После следующей остановки педагог поднимает вверх табличку с цифрой 3. Дети танцуют тройками. 4- дети перестраиваются в круг по 4 человека. 5- дети создают круги по 5 человек.

При повторном проведении игры задачи можно усложнять, показывая цифры не по порядку.

Данная игра позволяет не только закрепить навыки счёта, но формирует умение соотносить количество с цифрой и числом.

2. Пять обезьянок

Музыкально-пальчиковая игра на обратный счёт

Ход игры: педагог подбирает музыкальное сопровождение на своё усмотрение, дети пропевают слова и загибают по очереди пальцы.

1.Пять обезьянок прыгали в кроватке.

Одна из них упала головою вниз.

Мама к телефону, доктор отвечает:

«Запретите детям прыгать, мисс!»

2. Четыре обезьянки прыгали в кроватке.

Одна из них упала головою вниз.

Мама к телефону, доктор отвечает:

«Запретите детям прыгать, мисс!»

3. Три обезьянки прыгали в кроватке.

Одна из них упала головою вниз.

Мама к телефону, доктор отвечает:

«Запретите детям прыгать, мисс!»

4.Две обезьянки прыгали в кроватке.

Одна из них упала головою вниз.

Мама к телефону, доктор отвечает:

«Запретите детям прыгать, мисс!»

5. Одна обезьянка прыгала в кроватке.

Одна из них упала головою вниз.

Мама к телефону, доктор отвечает:

«Запретите детям прыгать, мисс!»

6.Никто из обезьянок

Не прыгает в кроватке.

Никто из них не падает головою вниз.

Мама к телефону, доктор отвечает:

«Дети легли спать, дорогая мисс!»

3. Пять утят

Ход игры: педагог подбирает музыкальное сопровождение на своё усмотрение, дети пропевают слова и выполняют движения пальцами.

Пять утят плывут вперёд,                         Одна из рук - "мама утка" -стоит на столе,

                                                                     опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой.

                                                                     Вторая рука -утята. Выполняем волнообразные

                                                                    движения по направлению к "утке".

На берегу их мама ждёт.

Но только четверо утят

Вернулись к мамочке назад.

Четверо утят….                                           Количество разогнутых пальцев

                                                                     соответствует количеству утят

                                                                  (постепенно пальцы загибаются).

Трое утят…

Двое утят…

Вот один плывёт вперёд,                            На слова "На берегу их мама ждёт" "киваем"

                                                                       кистью руки ("мамой-уткой").

На берегу его мама ждёт,                            

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.

4.Часы

Ход игры: педагог подбирает музыкальное сопровождение на своё усмотрение, дети пропевают слова и выполняют движения пальцами.

Мышь полезла в первый раз,                                   Перебираем пальчиками («бежим»)

Посмотреть который час.                                         от коленок к макушке.

Вдруг часы сказали: «Бом!»                                     Один хлопок над головой

Мышь скатилась кувырком.                                    Руки скатываются вдоль туловища вниз.

Мышь полезла во второй раз,                                   Перебираем пальчиками («бежим»)

Посмотреть который час.                                         от коленок к макушке.

Вдруг часы сказали: «Бом!Бом!»                            Два хлопка над головой

Мышь скатилась кувырком.                                    Руки скатываются вдоль туловища вниз.

Мышь полезла в третий раз,                                   Перебираем пальчиками («бежим»)

Посмотреть который час.                                         от коленок к макушке.

Вдруг часы сказали: «Бом! Бом! Бом!»                  Три хлопок над головой

Мышь скатилась кувырком.                                    Руки скатываются вдоль туловища вниз.

5. Сколько ног у осьминога

Ход игры: воспитатель спрашивает у детей:

А разве можно звонить ногами в звонок?

 Дети: Осьминогу всё можно! (и поют песню про осьминога):

Взрослый: Сколько ног у осьминога?

Дети: Много-много, очень много

Взрослый: 1,2,3,4,5,6,7,8 ножек. – шагают на месте

Дети: Сколько рук у осьминога?

Взрослый: Много-много, очень много.

Дети: Раз, два, три, четыре, пять шесть, семь, восемь ручек – показывают руки по очереди

Дети: И детей у осьминога тоже много, очень много.

Взрослый: Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь деток – приседают по очереди.

6. Где живут цифры

Ход игры: описание игры. Наложить голос на музыку «Песенка - чудесенка» (петь только текст, выделенный красным цветом!)

Вступление.

1.Взрослый: Нос один, и голова,

 (пауза, дети качают головой)

Взрослый: Глаза два,

Дети: И уха два. (пауза, показывают «ушки»)

 Взрослый: Всегда втроём богатыри.

(пауза, движение «силачи»)

Дети: И поросёнка тоже три.

(пауза, показывают «пятачок» поросёнка)

Проигрыш (два скользящих хлопка право, три хлопка перед собой,

то же самое движение влево, три хлопка и один поворот вокруг себя) 

2.Взрослый: Четыре в комнате угла.

(пауза, указательным пальцем показывают углы)

Дети: Четыре ножки у стола.

(пауза, руки перед грудью «полочкой»)

Взрослый: Пять пальцев ровно на руке.

(пауза, показывают пальцы правой, затем левой рук)

Дети: И «пять» – отметка в дневнике.

(пауза, показывают большие пальцы рук)

Проигрыш (движения повторить)

3.Взрослый: У жука шесть лапок.

(пауза, складывают кисти рук одна на другую)

Дети: И шесть домашних тапок.

(пауза, ставят ногу на пятку)

Взрослый: Семь звуков в музыкальной гамме,

(пауза, «играют» на пианино) 

Дети: И радуга с семью цветами.

(пауза, большой круг руками перед собой)

Взрослый: А ещё семь дней в неделе, (без паузы!)

Дети: Мы семь дней конфеты ели! (без паузы!)

Взрослый: У осьминога восемь ног (без паузы!)

Дети: Он восемь раз звонит в звонок.

Взрослый: А разве можно звонить ногами в звонок?

Дети: Осьминогу всё можно!!!

                                          7. Два рыжих таракана

Ход игры: педагог подбирает музыкальное сопровождение на своё усмотрение, дети пропевают слова и выполняют движения пальцами.

Два рыжих таракана пришли ко мне домой (2 р.) Пальцы сжаты в кулак,

указательные выпрямлены (два таракана), крутят ими.

Уселись тараканы, уселись тараканы на полочке одной. Кулаки прижаты друг к другу, сгибают - разгибают пальцы.

Четыре таракана попили киселя (2 р.) Движения соответствуют предыдущему куплету, только теперь выпрямлены указательные и средние пальцы обеих рук.

Весь вечер баловались, весь вечер баловались и пели тра-ля-ля. Выполняют движение "фонарики".

И вшестером на кухню поесть они пошли (2 р.)

Шесть ловких тараканов, шесть ловких тараканов под дверью проползли.

Идут по столу на прямых среднем, безымянном и указательном пальцах. Ползут ими по столу (остальные сжаты).

Там восемь тараканов, конфеточку нашли, (2 р.)

 А съесть её все восемь, а съесть её все восемь, конечно, не смогли.

Движения соответствуют 1 куплету, но согнут только большой палец.

Когда они наелись, пустились дружно в пляс, (2 р.) Все пальцы выпрямлены, выполняют движение "фонарики".

Плясали дружно десять, плясали дружно десять на кухне целый час.

Сжимают - разжимают кулачки.

 Поспать они решили, Пальцы сомкнуты "ковошом", лежат на столе.

Но мимо мышь прошла (2 раза) Перебирают пальцами по столу

И хвостиком всех сразу, и хвостиком всех сразу куда-то подмела.

Пальцы рук расслаблены, "метут" ими по столу.

8. Зайцы

Ход игры: педагог подбирает музыкальное сопровождение на своё усмотрение, дети пропевают слова и выполняют движения пальцами.

Десять серых зайцев          Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены.

Дремали под кустом,

И двое вдруг сказали:         В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно

«Вон человек с ружьём»    пару одноимённых пальцев, начиная с больших.)

Двое закричали:

«Давайте убежим!»,

Двое прошептали:

«Давайте помолчим!»

Двое предложили:

«Мы спрячемся в кустах!»

А двое вдруг спросили:

«Он может сделать «Бах»?»        

«Бах» - выстрелил охотник,       Хлопаем в ладоши

Нажав ружья курок,

И десять серых зайцев                Бежим пальчиками по столу или коленям

Пустились наутёк.

9. Котята

Ход игры: педагог подбирает музыкальное сопровождение на своё усмотрение, дети пропевают слова и выполняют движения пальцами.

У кошечки нашей есть десять котят       Ладошки складываем пальцы прижимаем друг          

                                                                    к другу. Локти опираются о стол

Сейчас все котята по парам стоят:          Покачиваем руками, не разъединяя их   

Два толстых, два ловких,                          Постукиваем соответствующими

                                                                     пальцами друг о друга (от большого к

Два длинных, два хитрых,                        мизинцу). 

Два маленьких самых

И самых красивых.

10. Раз-два – острова

Ход игры: Ведущий говорит слова и показывает движения. Дети повторяют за ним слова и движения. На счёт раз-два, три-четыре и т.д. – хлопки, на остальные слова – соответствующие движения: 

   Раз-два – острова (круги руками)!

Три четыре – мы приплыли (руками плавательные движения)!

Пять-шесть – сходим здесь (топают)!

Семь-восемь – сколько сосен (разводят руками)! Девять-десять – мы в пути (шагают на месте)! Досчитай до десяти!

Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять!

Мы снова здесь! (руки вверх)

   Мы снова вместе (взяться за руки)!

11. Весёлый счёт

Ход игры: дети идут по кругу и поют песню, выполняя по тексту движения. У ведущего в руках таблички с цифрами от 1 до 4.

Зашагали вправо, пусть никто не отстаёт,

Зашагали влево и на месте поворот,

Хлоп, хлоп, хлоп (хлопают в ладоши)

Что случилось?

Шлёп, шлёп, шлёп (шлёпают по коленям)

Что за стук? (руку ставят за ухо, прислушиваются)

Начинаем играть, цифры весело считать.

Ведущий показывает табличку с одной из цифр, например, 3, дети образуют 3 маленьких круга. Игра продолжается в кругах, образованных детьми. По показу ведущего следующей таблички с цифрой, дети перестраиваются в соответствии с показанной цифрой.

12. Загибалочка

Ход игры: дети проговаривают или пропевают слова, сопровождая их движениями пальцев.

Раз-два-три-четыре-пять -(5 хлопков в ладоши)

Будем пальцы загибать: (4 хлопка в ладоши)

Вот большой, вот указательный,

(одновременно на обеих руках загибаем последовательно большие пальцы, затем указательные)

Будьте вы теперь внимательны!

Средний мы сейчас загнем,        (загнуть средние пальцы) Безымянный позовем. (То же - безымянные)

И мизинчик-молодец        (загнуть мизинцы) Опустился, наконец.

Получились кулачки -        (вращение кулачков)

Застучали молотки:         (стучать кулачком о кулачок)

Тук-тук-тук-тук!

Вы послушайте свой стук.

(Повторить последние 2 строчки про себя, простучать ритм возле уха

13. Клавиши

Ход игры: дети проговаривают или пропевают слова, сопровождая их одновременным движением пальцев.

Раз-два-три-четыре-пять,

Будем клавиши считать.

(Попеременно касаться большого пальца остальными пальцами кисти, как будто беря на фортепиано ноты до, до, ре, ре, ми, ми, фа, ми, ми, ре, ре, до, до, до и далее звукоряд вверх и вниз)

До, ре, ми, фа, соль, ля, си – Сколько клавишей - спроси!

Музыкально – математические игры

на закрепление ориентации в пространстве.

1.Тихая поляна, быстрая река

(на мелодию «Буги-вуги»)

Ход игры: Дети встают в 2 колонны, повернувшись лицом в одну сторону.

Это правая рука, (отводят правую руку и ставят её на пояс)

Это левая рука, (отводят левую руку и ставят её на пояс)

Справа тихая поляна, (отводят правую руку)

Слева быстрая река. (Отводят левую руку.)

Повернулись мы, и вот стало всё наоборот. (Поворачиваются на 180 градусов)

Слева тихая поляна, (отводят левую руку)

Справа быстрая река. (Отводят правую руку)

Неужели стала правой моя левая рука? (Удивлённо пожимают плечами)

Повернулись мы, и вот стало всё наоборот. (Поворачиваются на 180 градусов)

Это правая рука, (отводят правую руку и ставят её на пояс)

Это левая рука, (отводят левую руку и ставят её на пояс)

Справа тихая поляна, (отводят правую руку)

Слева быстрая река. (Отводят левую руку.)

Проигрыш. Бегают по залу врассыпную. Останавливаются на последний звук.

Раз, два, три! (3 хлопка у правой щеки)

Раз, два, три! (3 хлопка у левой щеки)

Свою сторону найди! (Ставят руки на пояс и топают ногами.)

Дети быстро строятся в колонны. Побеждает команда, построившаяся первой.

2.Сардинки

(на мелодию укр. нар. песни «2 весёлых гуся»)

Ход игры:

1.Как-то с вечеринки плыли три сардинки (по коленям хлопают ритм «ти-ти, та»)

Рыбка слева, рыбка справа, рыбка в серединке (левой ладошкой волну, правой и двумя вперёд)

2.Вдруг глядят рыбёшки, ждут их с поварёшкой руки согнуты в локтях на уровне головы и кистями вправо-влево, жонглируют – руки опущены вдоль туловища)

Котик – слева, котик – справа, в серединке – кошка (лапками слева, справа и по средине)

3.Юркнули сардинки под листок кувшинки –

(левая рука на уровне груди, а правая ныряет под левую руку и наоборот)

Рыбка с верху, рыбка снизу, рыбка в серединке

(левая рука на уровне груди, а правой ладошкой хлопают сверху по левой и наоборот: правая – на уровне груди, левая ладошка хлопает снизу по правой, и волну двумя кистями вперёд)

4. Огорчились кошки: «Глупые рыбёшки. (хлопают по коленкам, грозят пальцем)

Мы вас в гости звать хотели на уху с картошкой» (щелчки пальцами и гладят живот)

5. И плывут сардинки снова с вечеринки (хлопают по коленкам ритм «ти-ти, та»)

Рыбка слева, рыбка справа, рыбка в серединке (ладошкой вправо, влево, вперёд)

«Мяу!»

3.Мы пойдём сначала вправо

Ход игры: дети двигаются по кругу взявшись за руки

«Раз-два-три»-три хлопка

«А потом пойдём налево»-идут налево

«Раз-два-три»- три хлопка

«А потом пойдём направо- идут на право

«Раз-два-три»- три хлопка

«К елке быстро соберёмся»- идут к центру

«Раз-два-три»-три хлопка

«И обратно разойдемся»-идут от центра

«Раз-два-три»-хлопки

«Мы попрыгаем на ножке»-приседают

«Раз -два- три»- хлопки

«И покружимся немножко»-Встают

«Раз-два-три»-хлопки

«Присядем на дорожку»-поворачиваются на месте

«Раз-два-три»-хлопки

«И друг другу улыбнёмся» улыбаются

«Раз-два-три» — хлопки.

4. Мячик и яблоко

Ход игры: дети проговаривают или пропевают слова, сопровождая их движениями пальцев.

Я на левую ладошку (показать ладонь)

Круглый мячик положу, (кулак правой руки положить на левую ладонь)

Покатаю, поваляю, (поводить кулаком по ладони)

Под грибочком посижу, (прикрыть кулак левой ладонью)

Ну, а в правую ладошку (показать ладонь)

Красно яблочко возьму, (кулак левой руки положить на правую ладонь)

Покусаю, пощипаю, (щипать и мять кулак)

Поваляю и умну! (крутим кулак правой руки, «съедаем» все)

Примечание: для развития как праворуких, так и леворуких детей, можно

сменять ладони, в которые берут мячик и яблоко. Дети любят играть в эту игру парами, сидя лицом друг к другу (замечу, что это довольно сложно, так как даже свою правую и левую руки они часто путают). Иногда они приносят мяч или яблоко, тогда игра становится забавнее.

5.Ритмическое лото

Ход игры: дети слушают музыку и передают        ритмический рисунок, играют на музыкальных инструментах, выкладывают ритм длинными и короткими полосками,        большими        и        маленькими        кружками следующих попевок:

«Небо синее»

«Мы идём с флажками»

«Всем нам нет семи лет»

Данная игра поможет закрепить у детей представления о понятиях «длинный, короткий, большой, маленький».

Песенка «Считалка»

Обучающие задачи:

  • Упражнять в счёте в пределах 7 в прямом и обратном порядке.
  • Закрепить знания о последовательности дней недели

Развивающие задачи:

•        Способствовать развитию коммуникативных навыков

    Воспитательные задачи:

  • Воспитывать самостоятельность
  • Воспитывать интерес к занятиям.

Гном ПОНЕДЕЛЬНИК, просто бездельник,

Жил беззаботно - пел да играл.

Он иногда уходил в старый ельник

И бестолковых ворон разгонял.

ПРИПЕВ: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь

                  Семь, шесть, пять, четыре, три, два, один.

                    Брат его Вторник, маленький дворник

                    Листья в лесу метлой подметал.

                    Но ветер поднялся и гном испугался,

                    Бросил метёлку и в дом убежал.

ПРИПЕВ: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь

                                      Семь, шесть, пять, четыре, три, два, один.

                     Гномик Среда- уходит всегда

                     В лес за грибами с корзиной, и вот!

                     Увидел малину- бросает корзину

                     И набивает малиной живот.

ПРИПЕВ: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь

                                       Семь, шесть, пять, четыре, три, два, один.

                    Гномик Четверг воскликнул: «Ура!!!

                    Ведь жить, хорошо и жизнь хороша,

                   Хоть белки и мишки поели все шишки

                   А всё, что осталось – поделим друзья.

 ПРИПЕВ: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь

                                        Семь, шесть, пять, четыре, три, два, один.

                    Кубарем катится по полю Пятница

                    И издаёт очень радостный смех.

                    Гномик из гномиков, маленький Пятница

                    Самый смешной и забавный из всех.

ПРИПЕВ: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь

                                       Семь, шесть, пять, четыре, три, два, один.

                  У гнома Субботы сплошные заботы:

                  Случилось несчастье 125,

                  Пропали чудесные зимние боты,

                  И не в чем Субботе теперь погулять.

ПРИПЕВ: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь

                                       Семь, шесть, пять, четыре, три, два, один.

                  Мёд и варенье любил Воскресенье.

                  Пел беспрерывно трам-тара-рам,

                 Ящик печенья и банку варенья

                 Запросто он съедал по утрам.

ПРИПЕВ: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь

                                       Семь, шесть, пять, четыре, три, два, один.

Игра: «Неделька»

  • Закрепление у детей понятий о рабочих и выходных днях.

Дети танцуют под музыку в рабочие дни недели, в выходные замирают.

 Команды: Вторник, Суббота и т. д.

Игра «Назови соседей»

  • Закрепление счёта в пределах 10, уметь выделять предыдущие и последующие числа

Под музыку передаем шарик. Музыка заканчивается ребёнок называет своих соседей.

Танец: «Весёлые горошки»

  • Закрепление формы, размера, цвета, счёта до 6.

Игра: «Весёлые горошки»

  • Упражнять в счёте

Под музыку дети бегают вокруг стручков с горошком. С окончанием музыки необходимо взять стручок, посчитать количество горошка и встать рядом с цифрой по количеству горошка в стручке.

Кто первый с заданием справился тот и выиграл.

 

C:\Users\admin\Desktop\стручок.jpg                                   C:\Users\admin\Desktop\стручок.png

                                           

«Игра с хлопками»

  • Упражнять в счёте
  • Развивать внимание, чувство ритма

Детей разделить на 2 команды. Выиграют самые внимательные.

Под музыку разного характера «Микс» дети отхлопывают ритм столько раз, сколько показывает педагог на пальцах.

Игра «Варежки»

  • Закрепление понятий о геометрических фигурах.

Детям выдаются варежки по 1 шт. (На варежках пришиты разного цвета геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.) Необходимо найти пару и сформировать команду под названием «Круг», «Квадрат» и т. д.

Команды образуют фигуры. В центре круга стоит ребёнок – водящий и держит схему построения.

На 1 часть музыки дети просто ходят по кругу, квадрату, прямоугольнику, треугольнику.

На 2 часть музыки дети бегают. Ведущие меняют место положения.

В 3 части музыки дети бегут к своему водящему. Выиграет тот, кто сделал свою фигуру первый.

Задание можно усложнить и у ведущих поменять фигуры на другие.

Музыкальная     игра-танец "НАПРАВЛЕНИЕ"

Цель: формировать у детей представления о векторных понятиях: "направление движения"

Дети свободно располагаются в зале и двигаются в соответствии с проговариваемым текстом:

Мы пойдем сначала вправо - раз, два, три.
А потом пойдем налево - раз, два, три,
А потом пойдем назад - раз, два, три.
А потом пойдем вперед - раз, два, три.
А сейчас пойдем по кругу - раз, два, три.
Мы шагаем друг за другом - раз, два, три.
Повернемся мы друг к другу - раз, два, три.
Зашагаем к центру круга - раз, два, три.
А теперь мы все обратно потихонечку пойдем.
Мы движению любое направление найдем.

Музыкальная игра-танец «Вперёд 4 шага»

Вперёд 4 шага, назад 4 шага

Крутится, вертится шар голубой.

Ручками похлопали, ножками потопали,

Плечиком подрыгали, а потом попрыгали.

Музыкально-дидактическая игра «Времена года»

фрагмент занятия с использованием ИКТ

Обучающие задачи:

•        Закрепить знания о последовательности  времён года,
месяцев года.

Развивающие задачи:

•        Способствовать формированию мыслительных операций, развитию
коммуникативных навыков, умению аргументировать свои высказывания.

  • Закреплять навык анализа средств музыкальной выразительности.
  • Способствовать формированию музыкального вкуса.

    Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к занятиям.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Вы прибыли ко мне на остров музыки. Ребята, я хочу вам сказать, что мой остров самый необычный, самый волшебный из всех, которые вы можете встретить. А знаете почему? Дело в том, что на моем острове часто меняются времена года. Вот посмотрите, какое сейчас время года?

(дети смотрят на слайд на мультимедиа, где изображена зима) (Зима)

-Верно, зима! Но стоит только музыке измениться - сразу изменится и время года. Давайте внимательно послушаем и попробуем догадаться, какое время года наступает на моем острове.

Звучит фрагмент музыкального произведения А.Вивальди, цикл «Времена года», «Весна»

-Догадались? (Весна)

-А почему вы так решили? Что это за музыкальное произведение? (Оно называется «Весна»)

-А что изображают скрипочки в этом музыкальном произведении? (Пение птиц)

-А кто композитор этого произведения? (Антонио Вивальди)

-Ребята, а теперь давайте посмотрим, правда ли на моем остове наступила весна?

(Смотрят следующий слайд с изображением весны)

-Посмотрите, как красиво цветут деревья. Действительно, на моем острове - весна! Но пройдет немного времени и наступит лето, а за ним осень. Я знаю, что вы с нетерпением ждете осени. А почему? (Потому что мы осенью идем в школу!)

-А в каком месяце вы пойдете в школу? (в сентябре!)

-А давайте посчитаем, сколько месяцев вам осталось подождать до того, как вы пойдете в школу. (Дети считают, называя месяца. 4 месяца)

-Ровно через 4 месяца вы пойдете в школу. Ну а раз мы на острове музыки, давайте споем песню о том, как вам хочется пойти в школу.

Е.Гомонова «Только в школу»

-Спасибо за вашу песню! Я желаю вам дальнейшего счастливого плавания! До свидания!

Танцевально-игровая композиция "СНЕЖИНКИ И ВЬЮГА"

фрагмент занятия

Музыкальный материал: "Вальс" Ф.Шопена.

Оборудование: белые ленты на палочках, пелерина для "Вьюги", маркерные доски и маркеры.

Цель: формировать у детей представления о векторных понятиях: "направление движения", «траектория".

Куда летят снежинки? Куда они летят?

Куда подует ветер или куда хотят?

То медленно закружатся, а то, как заспешат

И все кругом завьюжится в мохнатый снегопад.

Музыкальный руководитель:

Как и куда движутся снежинки - это, наверное, тайна, но мы с вами попробуем ее разгадать. Хотите? Тогда давайте устроим в нашем зале снегопад. Для этого нам нужно превратиться в снежинок и Вьюгу. (Дети-снежинки берут в руки ленты на палочках, а ребенок-Вьюга надевает пелерину)

По окончанию движения дети рассаживаются на ковре перед маркерной доской, разделенной чертой на два сектора. На обеих половинах произвольное изображение снежинок.

Музыкально-геометрический анализ.

Музыкальный руководитель:

 - Ну что ж, пришла пора разгадать тайну движения снежинок. Давайте подумаем и порассуждаем вместе (показывает на первую половину доски). Итак, сначала звучала музыка, какая? Дети: "Спокойная, тихая, плавная:" - Что делали снежинки? Дети: "Снежинки двигались, как хотели, кружились, падали, качались".

- А теперь давайте проследим за каждой снежинкой, например, за моей (рисует на второй половине линию пути одной снежинки). Посмотрите, моя снежинка двигалась в разных направлениях и оставляла свой путь, свою траекторию движения. А ваша? Кто хочет нарисовать путь своей снежинки? (Дети поочередно рисуют свои траектории - пути своих снежинок) - Теперь видно, что у каждой снежинки был свой путь, свое направление, своя траектория движения. Иногда эти пути-траектории пересекались и снова расходились. Но главное, что у всех снежинок путь - траектория движения были разными (рис. 1)

Дети рассматривают рисунок с траекториями движения снежинок и свободно рассуждают и анализируют результаты увиденного: изгибы, пересечения, повороты и т.д.

Музыкальный руководитель:

 А теперь давайте посмотрим, как стали двигаться снежинки с появлением Вьюги и началом звучания второй части музыки. Итак, все мы услышали, что во второй части музыка вальса изменилась, как?

Дети:

 - Музыка стала быстрая, стремительная, она побежала, будто снежинки стали перегонять друг друга.

Музыкальный руководитель:

 В каком направлении стали двигаться снежинки с изменением музыки и приходом Вьюги?

Дети:

 Снежинки двигались туда, куда указывала Вьюга - по кругу, сначала в одну, затем в другую сторону (педагог рисует на 3 части доски новое направление с центром)

Музыкальный руководитель:

 Давайте попробуем нарисовать это движение и стрелочкой указать его направление (рис. 2):

 Музыкальный руководитель:

 Итак, мы видим, что с появлением Вьюги все снежинки стали двигаться в одном направлении и их путь - траектория стали общими, одинаковыми. Почему?

Дети:

Потому что Вьюга указала им направление, путь.

Музыкальный руководитель:

Правильно! Двигаться можно по разному направлению, по разному пути, по разной траектории - как хочется и куда хочется. А можно двигаться по заданному направлению. Снежинкам, например, задала направление Вьюга, а мы с вами сами можем задать себе какое-либо направление. Давайте это проверим.

Музыкально – дидактическая игра «Найди свой домик».

фрагмент занятия с использованием ИКТ

Цель: формировать у детей представления о векторных понятиях: "направление движения", "траектория".

  • Развивать тембровый слух.
  • Закреплять навык анализа средств музыкальной выразительности.
  • Способствовать формированию музыкального вкуса.

Оборудование: фланелеграф или магнитная доска с графическим материалом, дидактическое пособие "Помоги животным",

Музыкальный материал: К.Сен-Санс "Карнавал животных"

Дети рассаживаются перед планшетом с изображением следов разных животных и трех пространств обитания - лес, степь, джунгли, условно обозначенные тремя цветовыми гаммами.

Педагог показывает детям картинку с изображением плачущих животных - слона, зайца и кенгуру.

Музыкальный руководитель:

Скажите, как вы думаете, почему плачут слоненок, кенгуру и зайчонок?

Дети:
Они потерялись, они заблудились, они перепутали дорогу или их следы запутались, и теперь они никак не могут найти свой дом.

Музыкальный руководитель:

 Ну конечно, можно даже предположить, что они попали на необитаемый остров, а чтобы оттуда выбраться необходимо пройти свой и только свой путь. Но как это сделать - они не знают. А вы знаете? (Дети высказывают свои предположения) - Ну конечно, нужно проложить для каждого животного свой путь, соединив одной линией его следы. Кто хочет попробовать это сделать?

Дети поочередно сначала обратной, затем пишущей стороной маркера рисуют траектории пути для каждого животного. Их действия сопровождают музыкальные фрагменты из "Карнавала животных" Сен-Санса - "Длинноухие персонажи", "Кенгуру", "Слон". В итоге, все траектории выводят к нужному пространству, и все животные попадают в свою привычную среду обитания. Педагог прикрепляет фигурки животных к соответствующей зоне.

Музыкальный руководитель:

 Мы помогли животным вернуться в свой родной дом - в свое пространство, в свою привычную среду обитания. А получилось это у нас, потому что мы научились определять направление и выстраивать траекторию - линию пути, линию движения.

Музыкально – дидактическая игра «Движение мелодии».

Цель: формировать у детей представления о векторных понятиях: "направление движения", "траектория".

Движение есть всегда и везде, даже в музыке. А как вы думаете, имеет ли движение в музыке свое направление, или звуки движутся, как хотят и куда хотят? (ответы детей) Давайте послушаем мелодию хорошо знакомой вам песни (проигрывание мелодии)

Русская народная песня: «Жили у бабуси».

Музыкальный анализ с построением геометрической траектории.

Музыкальный руководитель:

Все узнали эту мелодию, т.е. движение музыкальных звуков. А сейчас мы вместе определим ее направление, и построим траекторию ее движения. (Педагог проигрывает детям по два такта мелодии, а дети определяют ее направление и выстраивают траекторию на индивидуальных маркерных досках с помощью магнитных кружочков. Педагог делает то же на магнитной доске.)

Музыкальный руководитель: Теперь мы видим, что движение музыкальных звуков, которые мы обозначили кружочками, имеет определенное направление, без которого не существовало бы мелодии. Давайте споем эту песенку, следуя точно по выстроенной нами траектории.  

Пение по проектории.

"ВЕЛИКАНЫ И ЛИЛИПУТЫ.

Музыкально-подвижная игра на развитие звуковысотного восприятия

Цель: формировать у детей представления о векторных понятиях: "траектория".

  • Закреплять навык анализа средств музыкальной выразительности.

Музыкальный руководитель:

 Звуки музыки имеют только два направления, которые определяются: чем выше и тоньше звук, тем выше он расположен и наоборот. Звуки могут двигаться либо вверх, либо вниз. Мелодия может либо опускаться, либо подниматься. Это - особенность направления движения в музыке. А сейчас я предлагаю вам испытать эту особенность на себе. Для этого мы с вами сейчас разделимся на музыкальные звуки высокие и низкие. Высокие звуки - это великаны, а низкие - лилипутики.

Заключение.

Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально-математических игр способствует развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, высоким и низким, закрепляются        знания о цветах и формах предмета, навыки ориентировки в пространстве. Используются так же игры на закрепление порядкового счета и количества. Начиная со средней группы с детьми можно разучивать математические песни – считалки, которые закрепляют навык счета. Математические песни о геометрических фигурах, песенки о временных отношениях, об измерениях, о количестве и т.п. можно найти в сборнике: В. Лаптевой «Музыкальная математика для детей 4-7 лет», Бурениной А.И. «Музыка и математика в развлечениях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста», А. Лазарева «Математика и музыка».

Все это поможет ребенку познать красоту математической науки и тем самым приблизиться к истине, ведь именно красота способна привлечь, удержать и побудить к творчеству всякого, кто способен ее разглядеть и оценить. Именно красота является одной из необходимых, непреложных основ человеческого бытия, познания мира, ведь, как отмечает философ Л. Н. Столович: "Вся история научного знания свидетельствует о том, что истина дается только тем, кто способен видеть ее красоту”.

Используемые интернет-ресурсы:

1. https://kolokolchik44ds.ucoz.com/publ/muzyka_i_matematika/1-1-0-1 

2. https://jili-blog.ru/pesni-igry-zheleznovoj-skachat.html

3. Группа Все для музыкального руководителя-

     https://ok.ru/group57418051223584

     4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-

roditeley/2017/04/05/muzykalno-matematicheskaya-igra-teremok

                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная математика

Представить себе математику и музыку, стоящими рядом, трудно, однако именно музыке суждено было стать первым свидетельством, подтверждающим справедливость знаменитого тезиса древнегреческого математик...

"Музыкальная математика"

Музыка математична, а математика музыкальна. И там и тут господствует идея числа и отношения. Нет такой области музыки, где числа не выступали бы конечным способом описания происходящего: в ладах есть...

Конспект НОД "Музыкальная математика" для детей подготовительной группы

Конспект НОД "Музыкальная математика" Интегрированное занятие (музыка-математика) для детей подготовительной группы...

Музыкальная математика

План-конспект занятия с детьми младшей группы "Музыкальная математика" с самоанализом....

Статья - "Современная интегрированная технология математического развития детей дошкольного возраста В.А. Лаптевой "Музыкальная математика"

В статье кратко даётся информация о том, что такое интегрированные технологии. Автор знакомит читателей с одной из известных интегрированных технологий – это технологией В.А. Лаптевой «Муз...

Музыкальная математика

Мастер-класс по теме: "Игра - как средство воспитания и обучения"...

Конспект занятия "Музыкальная математика"

laquo;Музыкальная математика для детей подготовительной группы» Цель: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством включения в образовательный процесс ...