Конспект занятия "Музыкальная математика"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Наталья Петровна Орлова
«Музыкальная математика для детей подготовительной группы»
 
Цель: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством включения в образовательный процесс восприятия музыки, пения, музыкально-дидактических игр, музыкально-ритмических движений, игры на музыкальных инструментах.
Задачи.
Образовательные:
Проверить умение детей выявлять общие элементы и устанавливать связь между музыкой и математикой.
Закреплять с детьми навыки порядкового счёта в пределах 10 в прямой и обратной последовательности с использованием песенки – считалочки.
Закреплять умение последовательно определять и называть дни недели посредством песни – игры.
Закреплять представления детей о частях суток, времени года и их последовательности с помощью ИКТ (музыкальные клипы, песни)
Закреплять знания детей о длине предметов через музыкально-ритмические игры.
Упражнять детей в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры, используя специальные математические песенки.
Продолжать формировать умение видеть в предложенных предметах (музыкальных инструментах) форму знакомых геометрических фигур.
Упражнять детей в умении отражать в речи пространственное расположение предметов (вверху, внизу, посередине, справа, слева, в верхнем правом углу, в верхнем левом углу, в правом нижнем углу, в левом нижнем углу, сзади)
Развивающие:
Способствовать развитию у детей элементарных математических представлений через все виды музыкальной деятельности.
Развивать внимание, память, логическое мышление детей.
Развивать слуховое восприятие детей.
Развивать умение детей ориентироваться в пространстве.
Воспитательные:
Воспитывать математический интерес у детей средствами музыки.
Воспитывать желание к познанию, активной деятельности.
 
Интеграция основных ведущих образовательных областей: «Познание» и
«Художественно-эстетическое развитие («Музыка»)», а также «Социально- коммуникативное развитие» и «Речевое развитие»
 
Оборудование.
Демонстрационный материал. Ноутбук, мультимедийное оборудование, видеоклипы «Зимнее утро» П. И. Чайковский и «Времена года», математический планшет, музыкальная лесенка с плоскостной фигуркой девочки, схема – карта маршрута, карточка с ритмическим рисунком песни-попевки из полосок разной длины, макет «Дни недели», таблица с примером.
 
Музыкальный материал. Математические песни: «Порядковый счёт», муз. и сл. В.А. Лаптевой, «Песенка квадратов», «Песенка треугольников», муз. В.А. Лаптевой, сл. В. Житомирского. Песня «До, ре, ми», Н. Быстровой (из мюзикла
«Звуки музыки»). Песни- попевки: «Музыкальная лесенка» Е.Н. Тиличеевой,
«Смелый пилот» Е.Н. Тиличеевой. Валеологическая песенка «Сколько дней в неделе?», муз. Г.Суховой, сл. Т. Шатских с элементами самомассажа биологически активных точек. Пьеса «Зимнее утро» П.И. Чайковского. Танец «1,2,3!»
 
Раздаточный материал. Колокольчики по числу детей; карты с изображением музыкальных инструментов и фигуры геометрических фигур, деревянные палочки.
 
Предварительная работа. На основе имеющихся у детей знаний и представлений о геометрических фигурах, порядковом счёте, чётных и нечётных числах, умения ориентироваться во времени и пространстве, проводилось слушание музыкальных произведений, характеризующих части суток, времена года; разбиралась структура музыкального произведения: количество частей (музыка) - число, состав числа (математика); определение лада: мажор или минор (музыка) - знаки «+» и «-« (математика); характера произведения (музыка) – понятие о прямой, кривой, ломаной линии (математика) Разучивание песен о математике. Проведение музыкально-дидактических игр на развитие ритмического слуха: долгие и короткие звуки (музыка) и длина предметов (математика); на развитие тембрового слуха: название и звучание музыкальных инструментов (музыка) и геометрические фигуры- форма. Закрепление гаммы: звукоряд из семи нот (музыка) и состав недели: семь дней (математика). Разучивание музыкально-ритмических упражнений и танцев на закрепление чисел, ориентировки в пространстве. Отгадывание загадок о геометрических фигурах и музыкальных инструментах. Просмотр музыкально-математических видеоигр. Рисование характера музыкальных произведений с помощью соответствующих линий. Составление структуры музыкальных произведений (для слушания, песен) из геометрических фигур.
 
Образовательные технологии.
Личностно-ориентированная
Игровая
Здоровьесберегающая
Информационно-коммуникационная
Методы и приёмы.
Наглядный метод – репродуктивное наблюдение с использованием музыки и вопросов поискового характера, чтобы помочь детям, на основе имеющихся знаний, сопоставить взаимосвязь между наблюдаемыми явлениями и обобщить их в целое; демонстрация наглядных пособий и ТСО (видеороликов, дидактических предметов)
 
Игровой метод – создание игровой ситуации и интригующей обстановки, выполнение игровых действий для достижения конечного результата; дидактические игры, музыкально-дидактические игры.
Словесный метод – краткий рассказ с постановкой перед детьми учебно- познавательной задачи; обобщающая беседа; исполнение песен с повторным проговариванием отдельных слов; словесные указания; объяснение.
 
Практический метод – творческие и конструктивные упражнения на совершенствование и закрепление познавательных сил детей, элементарный опыт для установления связей между двумя разными предметами (математика и музыка), участие в дидактических играх, физкультминутке, танце; выполнение валеологического самомассажа.
 
Метод повышенной познавательной активности - вопросы, сравнение, элементарный анализ.
 
Метод повышения эмоциональной активности – игровая ситуация, сюрпризный момент, элементы творчества.
 
Метод обучения и развития творчества - эмоциональная насыщенность окружения, мотивирование детской деятельности, проблемные ситуации.
 
Дети входят в музыкальный зал. Их встречает музыкальный руководитель.
Музыкальный руководитель (создаёт проблемную ситуацию): Ребята, как хорошо, что вы пришли. Посмотрите, какой беспорядок у меня в музыкальном зале. Здесь и геометрические фигуры, и ноты, и цифры, и звуки. Всё перемешалось, всё перепуталось: математика и музыка, музыка и математика. Укажите верный путь, как на место всё вернуть?! Я даже поздороваться не могу с вами, потому что все числа и нотки разбежались.
Дети: 
Нам преграды нипочём, 
Все препятствия пройдём.
 
Звучит песня «Порядковый счёт» В.А. Лаптевой. (Цель данной песенки – помочь детям в интересной и увлекательной форме запомнить усвоение последовательности натурального ряда чисел)
 
Музыкальный руководитель: Как называется такой счёт? (ответ: порядковый) Почему? (ответ: потому что считаем от меньшего к большему числу)
Педагог обращает внимание на большой квадрат по плоскости которого расположены маленькие треугольники. В каждом треугольнике – цифра (от 1 до 10) и колокольчик.
 
А вот и первое препятствие: геометрическая фигура, которая называется, как? (ответ: квадрат)
 
Звучит песня «Квадратная» В.А. Лаптевой (Цель данной песенки – закрепить изученный материал в весёлой и увлекательной форме)
 
На квадрате расположены другие геометрические фигуры с цифрами, которые называются, как? (ответ: треугольники)
 
Звучит песня «Треугольная» В.А. Лаптевой (Цель данной песенки – закрепить изученный материал в весёлой и увлекательной форме)
 
А в треугольниках: музыкальные инструменты, какие? – колокольчики. Почему именно колокольчики? (ответ: потому что они по форме похожи на треугольник) Я буду называть цифру и имя, а вы найдёте колокольчик и назовёте его местоположение. Только тогда его можно будет забрать.
 
Музыкальный руководитель называет цифры и имена детей в обратном порядке: 10 (имя) – вверху; 9 (имя) – внизу; 8 (имя) – справа; 7 (имя) – слева; 6 (имя) – посередине; 5 (имя) – в правом верхнем углу; 4 (имя) – в левом нижнем углу; 3 (имя)
– в правом нижнем углу; 2 (имя) – в левом верхнем углу; 1 (имя) – сзади квадрата.
 
Музыкальный руководитель: А как называется счёт от 10 до 1? (ответ: обратный) Почему? (ответ: потому что считаем от большего числа к меньшему) Так и в музыке, по чему мы можем подниматься вверх и спускаться вниз? (ответ: музыкальная лесенка) Конечно, когда мы по музыкальной лесенке вверх и вниз шагаем, ступеньки звуков по порядку напеваем.
 
Воспитатель показывает плоскостную лесенку и фигурку девочки.
 
Музыкальный руководитель: Если вверх по лесенке поднимаемся – то от какого до какого звука? (ответ: от низкого звука до высокого). А если вниз по лесенке спускаемся – от какого до какого звука (ответ: от высокого звука к низкому) Это тоже порядковый счёт, но только в виде песенки. Давайте проверим.
 
Звучит песенка - попевка «Музыкальная лесенка» Е. Тиличеевой.
 
Воспитатель по ходу песни передвигает плоскостную фигурку девочки вверх или вниз.
 
Музыкальный руководитель: Первое препятствие прошли, вы, ребята, проявили хорошие знания! Колокольчик поднимаем и друг другу дня хорошего желаем!
 
Звучит песенка- приветствие «Колокольчики – динь-день!»
 
Музыкальный руководитель: Чтобы дальше нам идти, цифру мы должны найти. А с помощью чего можно найти предмет? (ответ: компас, карта, схема, указатель).
 
Музыкальный руководитель показывает детям карту-схему с изображением маршрута пути: 1- следы с рядом чётных и рядом нечётных чисел, 2 - указатель с изображением ритмического рисунка песенки-попевки «Смелый пилот» Е.Н.Тиличеевой, 3 – знак вопроса и изображение козы из сказки «Волк и семеро козлят», 4- пустой круг, в который педагог вписывает маркером цифру 7
 
Смотрите, здесь какая-то схема. Давайте её рассмотрим. Сначала указана дорожка из цифр, только она похожа на лыжню. С одной стороны цифры 1,3,5,7,8; а с другой стороны 2,4,6,8,10. Что же это значит? (ответ: чётные и нечётные числа). Значит нам их надо как-то обозначить…
Если это будут нечётные числа – мы будем делать шаг вперёд, а если это будут чётные числа, то мы можем выполнять какое-либо движение, например, хлопать. Вперёд - друг за другом!
 
Музыкальный руководитель называет число, а дети выполняют упражнение: на все нечётные числа – шаг вперёд, а на нечётные – два хлопка.
 
Давайте посмотрим дальше на схему. Нам надо найти указатель. Смотрите вокруг (дети начинают искать) Да вот же он (подходят к указателю, на котором изображён ритмический рисунок из полосок разной длины) Здесь что-то зашифровано. Как вы думаете, что? (ответ: попевка «Смелый пилот» Е. Тиличеевой) А из каких по длительности звуков она состоит? (ответ: из долгих и коротких) Какой полоской обозначен долгий звук? (ответ: длинной) Какой полоской обозначен короткий звук? (ответ: короткой) На все вопросы вы ответили правильно, осталось только сыграть эту песенку, правильно передавая длительность звуков. А помогут нам ритмические палочки.
 
Исполняется песенка-попевка «Смелый пилот Е.Тиличеевой.
Дети разбирают ритмические палочки и играют на них ритмический рисунок песни.
 
И это задание выполнили. Куда нам идти дальше? Посмотрим (все дети рассматривают схему) Здесь нарисован знак вопроса. А вот и картинка к нему (показывает) Сколько козлят было у мамы козы? (ответ: семь) Правильно! Мы нашли цифру. Это – семь! Давайте мы эту цифру нарисуем в воздухе пальчиком.
 
Дети рисуют пальцем в воздухе цифру 7, а музыкальный руководитель вписывает её в пустой кружок.
 
Только что в математике связано с цифрой семь? (ответ: дни недели)
 
Педагог показывает детям макет «Дни недели»
 
Дни недели повторим и массажем закрепим.
 
Исполняется валеологическая песенка «Сколько дней в неделе?», муз. Г. Суховой, сл. Т. Шатских с элементами самомассажа биологически активных точек. 
Дети исполняют песню, сопровождая её массажными движениями.
 
Музыкальный руководитель: А как цифра семь связана с музыкой? (ответ: в музыке семь нот) Мы их тоже повторим с помощью весёлой песенки.
 
Звучит песенка «До, ре, ми» Н. Быстровой (из мюзикла «Звуки музыки») на закрепление гаммы.
 
Музыкальный руководитель: Вот второе препятствие мы с вами преодолели. Дальше мы пройдём и сядем на стульчики (дети садятся) Я предлагаю послушать вам знакомое произведение и вспомнить, как оно называется.
Дети проходят и садятся на стульчики перед экраном.
 
Восприятие музыки «Зимнее утро» П.И. Чайковского (видеоролик)
 
Музыкальный руководитель: Какое настроение вы чувствуете, слушая эту музыку? (ответ: тревожное, морозное, холодное, волнующее). Какое время суток изобразил с помощью музыки композитор? (ответ: утро) Что такое утро в математике? (ответ: время суток) Какие время суток вы знаете? (ответ: утро, день, вечер, ночь) А как называется произведение, которое мы с вами слушали? (ответ: «Зимнее утро» П.И. Чайковского). Если утро зимнее, значит какое это время года? (ответ: зима). Сколько времён года вы знаете (ответ: четыре). Сколько месяцев в каждом времени года? (ответ: три) Давайте вспомним и назовём их вместе с песенкой о временах года.
 
Исполняется песня «Времена года и месяцы» (видеоролик)
 
Музыкальный руководитель: Ребята, вы настоящие знатоки и математики и музыки! Нам с вами осталось только навести порядок в уголке геометрических фигур и музыкальных инструментов. Вы готовы? Тогда вперёд!
 
Проводится физминутка «Мы идём» ( Дети идут к определённому месту в зале, по ходу выполняя соответствующие движения)
 
Я иду, и ты идёшь (шагают) – один, два, три! (хлопают 3 раза) Я пою, и ты поёшь (шагают) – один, два, три! (хлопают 3 раза) Мы идём, и поём (шагают) – один, два, три! (хлопают 3 раза)
Очень дружно мы живём (шагают) – один, два, три! (хлопают 3 раза)
Музыкальный руководитель: Вот мы и пришли. Перед нами карточки с музыкальными инструментами и геометрические фигуры. Каждый из вас должен к предложенным инструментам подобрать соответствующую геометрическую фигуру.
 
Дидактическая игра «Подбери геометрическую фигуру». На столах разложены карточки (по количеству детей) с изображением музыкальных инструментов и тарелочки с набором геометрических фигур. Детям предлагается подобрать к каждому изображённому на картинке музыкальному инструменту соответствующую геометрическую фигуру, а по возможности несколько.
 
Музыкальный руководитель: А теперь давайте проверим друг у друга, правильно ли вы выполнили задание.
Дети проверяют друг у друга правильность выполнения задания, по мере необходимости, исправляя ошибки. Музыкальный руководитель высказывает положительные отзывы о всех детях…
 
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, какой порядок в нашем зале! С вашей помощью всё встало на свои места: и математика, и музыка. И в итоге получился такой пример! Ноты и цифры превратились в «Музыкальную математику»
 
Музыкальный руководитель показывает табличку, на которой изображены знаки
«ноты» + «цифры» = «Музыкальная математика».
 
А как вы думаете, что помогло нам расставить всё по своим местам? (ответ) Какое препятствие было для вас трудным, сложным? (ответ) Как вы считаете, а нужна детям «Музыкальная математика»? (ответ) Сегодня вы себя проявили, как настоящие, знающие и ответственные следопыты. Даже если у кого-то что-то не получалось, вы помогали друг другу, вы показывали пример, как нужно преодолевать трудности. Любое путешествие, любая история всегда заканчивается победой и радостью. А мы своё приключение закончим весёлым математическим танцем.
 
Звучит музыка. Дети выходят на танец.
 
Исполняется танец «1, 2, 3!»
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_matematika_konspekt.docx25.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкальная математика для детей подготовительной группы»

Цель: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством включения в образовательный процесс восприятия музыки, пения, музыкально-дидактических игр, музыкально-ритмических движений, игры на музыкальных инструментах.

Задачи.

Образовательные:

  • Проверить умение детей выявлять общие элементы и устанавливать связь между музыкой и математикой.
  • Закреплять с детьми навыки порядкового счёта в пределах 10 в прямой и обратной последовательности с использованием песенки – считалочки.
  • Закреплять умение последовательно определять и называть дни недели посредством песни – игры.
  • Закреплять представления детей о частях суток, времени года и их последовательности с помощью ИКТ (музыкальные клипы, песни)
  • Закреплять знания детей о длине предметов через музыкально-ритмические игры.
  • Упражнять детей в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры, используя специальные математические песенки.
  • Продолжать формировать умение видеть в предложенных предметах (музыкальных инструментах) форму знакомых геометрических фигур.
  • Упражнять детей в умении отражать в речи пространственное расположение предметов (вверху, внизу, посередине, справа, слева, в верхнем правом углу, в верхнем левом углу, в правом нижнем углу, в левом нижнем углу, сзади)

Развивающие:

  • Способствовать        развитию        у        детей        элементарных        математических представлений через все виды музыкальной деятельности.
  • Развивать внимание, память, логическое мышление детей.
  • Развивать слуховое восприятие детей.
  • Развивать умение детей ориентироваться в пространстве.

Воспитательные:

  • Воспитывать математический интерес у детей средствами музыки.
  • Воспитывать желание к познанию, активной деятельности.

Интеграция основных ведущих образовательных областей: «Познание» и

«Художественно-эстетическое        развитие        («Музыка»)»,        а        также        «Социально- коммуникативное развитие» и «Речевое развитие»

Оборудование.

Демонстрационный материал. Ноутбук, мультимедийное оборудование, видеоклипы «Зимнее утро» П. И. Чайковский и «Времена года», математический планшет, музыкальная лесенка с плоскостной фигуркой девочки, схема – карта маршрута, карточка с ритмическим рисунком песни-попевки из полосок разной длины, макет «Дни недели», таблица с примером.

Музыкальный материал. Математические песни: «Порядковый счёт», муз. и сл. В.А. Лаптевой, «Песенка квадратов», «Песенка треугольников», муз. В.А. Лаптевой, сл. В. Житомирского. Песня «До, ре, ми», Н. Быстровой (из мюзикла

«Звуки музыки»). Песни- попевки: «Музыкальная лесенка» Е.Н. Тиличеевой,

«Смелый пилот» Е.Н. Тиличеевой. Валеологическая песенка «Сколько дней в неделе?», муз. Г.Суховой, сл. Т. Шатских с элементами самомассажа биологически активных точек. Пьеса «Зимнее утро» П.И. Чайковского. Танец «1,2,3!»

Раздаточный материал. Колокольчики по числу детей; карты с изображением музыкальных инструментов и фигуры геометрических фигур, деревянные палочки.

Предварительная работа. На основе имеющихся у детей знаний и представлений о геометрических фигурах, порядковом счёте, чётных и нечётных числах, умения ориентироваться во времени и пространстве, проводилось слушание музыкальных произведений, характеризующих части суток, времена года; разбиралась структура музыкального произведения: количество частей (музыка) - число, состав числа (математика); определение лада: мажор или минор (музыка) - знаки «+» и «-« (математика); характера произведения (музыка) – понятие о прямой, кривой, ломаной линии (математика) Разучивание песен о математике. Проведение музыкально-дидактических игр на развитие ритмического слуха: долгие и короткие звуки (музыка) и длина предметов (математика); на развитие тембрового слуха: название и звучание музыкальных инструментов (музыка) и геометрические фигуры- форма. Закрепление гаммы: звукоряд из семи нот (музыка) и состав недели: семь дней (математика). Разучивание музыкально-ритмических упражнений и танцев на закрепление чисел, ориентировки в пространстве. Отгадывание загадок о геометрических фигурах и музыкальных инструментах. Просмотр музыкально-математических видеоигр. Рисование характера музыкальных произведений с помощью соответствующих линий. Составление структуры музыкальных произведений (для слушания, песен) из геометрических фигур.

Образовательные технологии.

  • Личностно-ориентированная
  • Игровая
  • Здоровьесберегающая
  • Информационно-коммуникационная

Методы и приёмы.

Наглядный метод – репродуктивное наблюдение с использованием музыки и вопросов поискового характера, чтобы помочь детям, на основе имеющихся знаний, сопоставить взаимосвязь между наблюдаемыми явлениями и обобщить их в целое; демонстрация наглядных пособий и ТСО (видеороликов, дидактических предметов)

Игровой метод – создание игровой ситуации и интригующей обстановки, выполнение игровых действий для достижения конечного результата; дидактические игры, музыкально-дидактические игры.

Словесный метод – краткий рассказ с постановкой перед детьми учебно- познавательной задачи; обобщающая беседа; исполнение песен с повторным проговариванием отдельных слов; словесные указания; объяснение.

Практический метод – творческие и конструктивные упражнения на совершенствование и закрепление познавательных сил детей, элементарный опыт для установления связей между двумя разными предметами (математика и музыка), участие в дидактических играх, физкультминутке, танце; выполнение валеологического самомассажа.

Метод повышенной познавательной активности - вопросы, сравнение, элементарный анализ.

Метод повышения эмоциональной активности – игровая ситуация, сюрпризный момент, элементы творчества.

Метод обучения и развития творчества - эмоциональная насыщенность окружения, мотивирование детской деятельности, проблемные ситуации.

Дети входят в музыкальный зал. Их встречает музыкальный руководитель.

Музыкальный руководитель (создаёт проблемную ситуацию): Ребята, как хорошо, что вы пришли. Посмотрите, какой беспорядок у меня в музыкальном зале. Здесь и геометрические фигуры, и ноты, и цифры, и звуки. Всё перемешалось, всё перепуталось: математика и музыка, музыка и математика. Укажите верный путь, как на место всё вернуть?! Я даже поздороваться не могу с вами, потому что все числа и нотки разбежались.

Дети:

Нам преграды нипочём,

Все препятствия пройдём.

Звучит песня «Порядковый счёт» В.А. Лаптевой. (Цель данной песенки – помочь детям в интересной и увлекательной форме запомнить усвоение последовательности натурального ряда чисел)

Музыкальный руководитель: Как называется такой счёт? (ответ: порядковый) Почему? (ответ: потому что считаем от меньшего к большему числу)

Педагог обращает внимание на большой квадрат по плоскости которого расположены маленькие треугольники. В каждом треугольнике – цифра (от 1 до 10) и колокольчик.

А вот и первое препятствие: геометрическая фигура, которая называется, как? (ответ: квадрат)

Звучит песня «Квадратная» В.А. Лаптевой (Цель данной песенки – закрепить изученный материал в весёлой и увлекательной форме)

  • На квадрате расположены другие геометрические фигуры с цифрами, которые называются, как? (ответ: треугольники)

Звучит песня «Треугольная» В.А. Лаптевой (Цель данной песенки – закрепить изученный материал в весёлой и увлекательной форме)

  • А в треугольниках: музыкальные инструменты, какие? – колокольчики. Почему именно колокольчики? (ответ: потому что они по форме похожи на треугольник) Я буду называть цифру и имя, а вы найдёте колокольчик и назовёте его местоположение. Только тогда его можно будет забрать.

Музыкальный руководитель называет цифры и имена детей в обратном порядке: 10 (имя) – вверху; 9 (имя) – внизу; 8 (имя) – справа; 7 (имя) – слева; 6 (имя) – посередине; 5 (имя) – в правом верхнем углу; 4 (имя) – в левом нижнем углу; 3 (имя)

– в правом нижнем углу; 2 (имя) – в левом верхнем углу; 1 (имя) – сзади квадрата.

Музыкальный руководитель: А как называется счёт от 10 до 1? (ответ: обратный) Почему? (ответ: потому что считаем от большего числа к меньшему) Так и в музыке, по чему мы можем подниматься вверх и спускаться вниз? (ответ: музыкальная лесенка) Конечно, когда мы по музыкальной лесенке вверх и вниз шагаем, ступеньки звуков по порядку напеваем.

Воспитатель показывает плоскостную лесенку и фигурку девочки.

Музыкальный руководитель: Если вверх по лесенке поднимаемся – то от какого до какого звука? (ответ: от низкого звука до высокого). А если вниз по лесенке спускаемся – от какого до какого звука (ответ: от высокого звука к низкому) Это тоже порядковый счёт, но только в виде песенки. Давайте проверим.

Звучит песенка - попевка «Музыкальная лесенка» Е. Тиличеевой.

Воспитатель по ходу песни передвигает плоскостную фигурку девочки вверх или вниз.

Музыкальный руководитель: Первое препятствие прошли, вы, ребята, проявили хорошие знания! Колокольчик поднимаем и друг другу дня хорошего желаем!

Звучит песенка- приветствие «Колокольчики – динь-день!»

Музыкальный руководитель: Чтобы дальше нам идти, цифру мы должны найти. А с помощью чего можно найти предмет? (ответ: компас, карта, схема, указатель).

Музыкальный руководитель показывает детям карту-схему с изображением маршрута пути: 1- следы с рядом чётных и рядом нечётных чисел, 2 - указатель с изображением ритмического рисунка песенки-попевки «Смелый пилот» Е.Н.Тиличеевой, 3 – знак вопроса и изображение козы из сказки «Волк и семеро козлят», 4- пустой круг, в который педагог вписывает маркером цифру 7

  • Смотрите, здесь какая-то схема. Давайте её рассмотрим. Сначала указана дорожка из цифр, только она похожа на лыжню. С одной стороны цифры 1,3,5,7,8; а с другой стороны 2,4,6,8,10. Что же это значит? (ответ: чётные и нечётные числа). Значит нам их надо как-то обозначить…

Если это будут нечётные числа – мы будем делать шаг вперёд, а если это будут чётные числа, то мы можем выполнять какое-либо движение, например, хлопать. Вперёд - друг за другом!

Музыкальный руководитель называет число, а дети выполняют упражнение: на все нечётные числа – шаг вперёд, а на нечётные – два хлопка.

  • Давайте посмотрим дальше на схему. Нам надо найти указатель. Смотрите вокруг (дети начинают искать) Да вот же он (подходят к указателю, на котором изображён ритмический рисунок из полосок разной длины) Здесь что-то зашифровано. Как вы думаете, что? (ответ: попевка «Смелый пилот» Е. Тиличеевой) А из каких по длительности звуков она состоит? (ответ: из долгих и коротких) Какой полоской обозначен долгий звук? (ответ: длинной) Какой полоской обозначен короткий звук? (ответ: короткой) На все вопросы вы ответили правильно, осталось только сыграть эту песенку, правильно передавая длительность звуков. А помогут нам ритмические палочки.

Исполняется        песенка-попевка        «Смелый        пилот Е.Тиличеевой.        

Дети разбирают ритмические палочки и играют на них ритмический рисунок песни.

  • И это задание выполнили. Куда нам идти дальше? Посмотрим (все дети рассматривают схему) Здесь нарисован знак вопроса. А вот и картинка к нему (показывает) Сколько козлят было у мамы козы? (ответ: семь) Правильно! Мы нашли цифру. Это – семь! Давайте мы эту цифру нарисуем в воздухе пальчиком.

Дети рисуют пальцем в воздухе цифру 7, а музыкальный руководитель вписывает её в пустой кружок.

  • Только что в математике связано с цифрой семь? (ответ: дни недели)

Педагог показывает детям макет «Дни недели»

  • Дни недели повторим и массажем закрепим.

Исполняется валеологическая песенка «Сколько дней в неделе?», муз. Г. Суховой, сл. Т. Шатских с элементами самомассажа биологически активных точек.

Дети исполняют песню, сопровождая её массажными движениями.

Музыкальный руководитель: А как цифра семь связана с музыкой? (ответ: в музыке семь нот) Мы их тоже повторим с помощью весёлой песенки.

Звучит песенка «До, ре, ми» Н. Быстровой (из мюзикла «Звуки музыки») на закрепление гаммы.

Музыкальный руководитель: Вот второе препятствие мы с вами преодолели. Дальше мы пройдём и сядем на стульчики (дети садятся) Я предлагаю послушать вам знакомое произведение и вспомнить, как оно называется.

Дети проходят и садятся на стульчики перед экраном.

Восприятие музыки «Зимнее утро» П.И. Чайковского (видеоролик)

Музыкальный руководитель: Какое настроение вы чувствуете, слушая эту музыку? (ответ: тревожное, морозное, холодное, волнующее). Какое время суток изобразил с помощью музыки композитор? (ответ: утро) Что такое утро в математике? (ответ: время суток) Какие время суток вы знаете? (ответ: утро, день, вечер, ночь) А как называется произведение, которое мы с вами слушали? (ответ: «Зимнее утро» П.И. Чайковского). Если утро зимнее, значит какое это время года? (ответ: зима). Сколько времён года вы знаете (ответ: четыре). Сколько месяцев в каждом времени года? (ответ: три) Давайте вспомним и назовём их вместе с песенкой о временах года.

Исполняется песня «Времена года и месяцы» (видеоролик)

Музыкальный руководитель: Ребята, вы настоящие знатоки и математики и музыки! Нам с вами осталось только навести порядок в уголке геометрических фигур и музыкальных инструментов. Вы готовы? Тогда вперёд!

Проводится физминутка «Мы идём» ( Дети идут к определённому месту в зале, по ходу выполняя соответствующие движения)

Я иду, и ты идёшь (шагают) – один, два, три! (хлопают 3 раза) Я пою, и ты поёшь (шагают) – один, два, три! (хлопают 3 раза) Мы идём, и поём (шагают) – один, два, три! (хлопают 3 раза)

Очень дружно мы живём (шагают) – один, два, три! (хлопают 3 раза)

Музыкальный руководитель: Вот мы и пришли. Перед нами карточки с музыкальными инструментами и геометрические фигуры. Каждый из вас должен к предложенным инструментам подобрать соответствующую геометрическую фигуру.

Дидактическая игра «Подбери геометрическую фигуру». На столах разложены карточки (по количеству детей) с изображением музыкальных инструментов и тарелочки с набором геометрических фигур. Детям предлагается подобрать к каждому изображённому на картинке музыкальному инструменту соответствующую геометрическую фигуру, а по возможности несколько.

Музыкальный руководитель: А теперь давайте проверим друг у друга, правильно ли вы выполнили задание.

Дети проверяют друг у друга правильность выполнения задания, по мере необходимости, исправляя ошибки. Музыкальный руководитель высказывает положительные отзывы о всех детях…

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, какой порядок в нашем зале! С вашей помощью всё встало на свои места: и математика, и музыка. И в итоге получился такой пример! Ноты и цифры превратились в «Музыкальную математику»

Музыкальный руководитель показывает табличку, на которой изображены знаки

«ноты» + «цифры» = «Музыкальная математика».

  • А как вы думаете, что помогло нам расставить всё по своим местам? (ответ) Какое препятствие было для вас трудным, сложным? (ответ) Как вы считаете, а нужна детям «Музыкальная математика»? (ответ) Сегодня вы себя проявили, как настоящие, знающие и ответственные следопыты. Даже если у кого-то что-то не получалось, вы помогали друг другу, вы показывали пример, как нужно преодолевать трудности. Любое путешествие, любая история всегда заканчивается победой и радостью. А мы своё приключение закончим весёлым математическим танцем.

Звучит музыка. Дети выходят на танец.

Исполняется танец «1, 2, 3!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по математике " Юный математик"

Группа: Подготовительная , старшая.Технология: Социо-игровая Цель:Развитие логического мышления через блоки Дьенеша.Задачи: Развитие умений рассшифровывать ( декодировать информацию)о наличии или...

конспект по математике "Путешествие на планету математики"

Закреплять количественный и порядковый счет, название геометрических фигур; учить отгадывать логикоматематические задачки...

Конспект по математике "Путешествие в страну Математику"

Закрепление счёта в пределах 10 в прямом и обратном порядке, умение решать графические примеры, ориентирование на листе бумаги и в пространстве. Закрепление знаний о геометрических фигурах.Созда...

конспект по математике ФЭМП " Математика в сказках"

Конспект по ФЭМП в старшей группе " Математика в сказках" развивать у детей сообразительность, логическое внимание, учить решать арифметические задачи....

Конспект по математике "Золушка в стране математики"

закрепить навыки порядкового и количественного счёта до 5;Соотносить цифры с количеством предметов;Продолжать называть времена года, распределять картинки по порядку;Упражнять в ориентировке на ...

Конспект по математике "Путешествие в Королевство Математики"

Конспект по математике "Путешествие в Королевство Математики" в подготовительной группе...