Музыкальная математика
план-конспект занятия по музыке (младшая группа)

Вахотина Наиля Рашитовна

План-конспект занятия с детьми младшей группы "Музыкальная математика" с самоанализом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_matematika.docx21.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект музыкального занятия

с детьми младшей группы

«Музыкальная математика»

в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида № 13 «Золотая рыбка».

Разработал: музыкальный руководитель Вахотина Наиля Рашитовна                                  

Подольск, 2019

Конспект организованной образовательной деятельности

с детьми младшей группы

Тема: Музыкальная математика.

Дата проведения:

Тип занятия: Тематическое интегрированное занятие.

Технология: Танцевально – игровая.

Цель: Развитие и тренировка математических способностей, музыкальными средствами. Формирование мыслительных процессов, посредством музыкальных образов.

Задачи:

- обучение математическому счету.

- закрепление знаний о геометрических фигурах – круг, квадрат.

- двигаться под музыку; менять направление  движения, из одного уголка в другой.

- обучение размерам: большая, маленькая.

- обучение игре на музыкальных инструментах.

Планируемые результаты: закрепление знаний о геометрических фигурах, о размерах, счету до 3-х.

Основные термины, понятия: цифры 1, 2, 3, круг, квадрат.

Оборудование: игрушка «Матрешка», музыкальные инструменты: ложки, маракасы, шапочка «Кошки».

 План занятия: 

- приветствие (1 мин.);

- музыкально-ритмические движения (2 мин.);

- пение (3 мин.);

- пляска-игра (2,5 мин.);

- игра (3 мин.);

- игра на музыкальных инструментах (2 мин.);

- рефлексия (1,5 мин.)

Ход занятия:

Музыкальный руководитель встречает детей  с игрушкой «Матрешка», и здоровается с детьми, поет детям: «Здравствуйте ребятки», нисходящая гамма. Дети отвечают на приветствие.

- Ребятки, сегодня к нам на занятие пришла игрушка «Матрешка», но она не простая, а с сюрпризом. Но мы узнаем об этом только после того, как промаршируем с вами по музыкальному залу как солдатики, а когда музыка поменяется, то побегаем на носочках.

(Дети шагают друг за другом под маршевую музыку, при смене музыки, бегут легким бегом на носочках. После под маршевую музыку проходят и садятся на стульчики).

Музыкальный руководитель начинает открывать «Матрешку», и ставить на столик.

Музыкальный руководитель: Ребятки, а сколько матрешек всего к нам пришло?

Дети отвечают (две). 

Музыкальный руководитель: Правильно ребятки, 2 матрешки.

Ребятки, а «Матрешки» одинаковые?».

Дети отвечают - (одна маленькая, вторая большая).

- Ребятки, а давайте с вами песенку споем.

Исполняется песня-попевка «Два кота»

Музыкальный руководитель: Молодцы!

Музыкальный руководитель: Сколько было котов в песенке? Какого цвета были коты?

Дети отвечают (два, серый и черный).

Музыкальный руководитель: Ребятки, нам матрешка принесла музыкальные инструменты, ложки и маракасы. Ложки из чего сделаны? (ответы детей). Правильно, из дерева, они стучат. А маракасы стучат? (ответы детей). Правильно, маракасы шуршат. А давайте мы с вами поиграем в оркестр. Выходите оркестранты, берите инструменты и вставайте в одну линеечку. Я буду дирижером и буду показывать, какие инструменты будут играть.

Звучит фоногорамма - русские народные мелодии. Дети играют в оркестре.

Музыкальный руководитель: В круг скорей вставайте дети, будем с вами мы играть, дружно весело считать.

Пляска-игра «Раз, два» - «Летка-енка»  муз. Р.Лихтенене

Музыкальный руководитель: сколько раз мы приседали, сколько раз хлопали, топали, шлепали?

Дети отвечают (два раза приседали, три раза хлопали, топали, шлепали).

- А когда за руки брались, как мы ходили?

Дети отвечают (по кругу).

Музыкальный руководитель хвалит детей и предлагает  поиграть в игру.

Игра «Мышки в уголке сидят» сл. и муз. Т.Бокач, обр. И.Смирновой, воспитатель считалкой выбирает кошку, объясняет детям-мышатам, в каком уголке сначала прячутся мышки, и в какой уголок убегают от кошки.

После игры музыкальный руководитель спрашивает у детей, куда убегали мыши от кошки?

Дети отвечают (в уголок).

Музыкальный руководитель: Ребятки, а у какой геометрической фигуры есть уголки, у круга или у квадрата?».

Дети отвечают (у подушки, у стола и т.д.).

Музыкальный руководитель хвалит детей.

Музыкальный руководитель: Ребятки, а чему мы сегодня с вами научились? (дети отвечают). Правильно, сегодня мы научились с вами считать, ходить по кругу и бегать из одного уголка в другой. Вы все справились с заданием.  Вот и подошло к концу наше занятие, давайте попрощаемся. Поет: «До свидания» - нисходящая гамма. Дети поют: «До свидания».

Оценка результатов занятия:  Занятие прошло динамично и продуктивно.

Список использованной литературы: журнал «Колокольчик» № 62, Санкт-Петербург, 2018; «Потанцуй со мной дружок», Невская НОТА, Санкт-Петербург, 2010, http://possum.ru/?p=11112, «Два кота», Польская народная песня;  ttps://backingtrackx.com/minusovka/260402/orkestr_russkih_narodnih_instrumentov/kak_u_nashih_u_vorot.html


Самоанализ занятия

1.Внешние связи занятия.

Занятие «Музыкальная математика» в младшей группе стало логичным продолжением образовательной деятельности воспитателя группы. На музыкальном  занятии были закреплены знания полученные детьми на занятиях по ФЭМП. Я ставила целью развитие не только творческих способностей детей, но и тренировку математических способностей, музыкальными средствами. Формирование мыслительных процессов, посредством музыкальных образов.

2. Характеристика триединой цели занятия с опорой на характеристику группы.

Триединая цель занятия – вбирает в себя три аспекта: познавательный, воспитательный и развивающий.

Познавательный аспект: На первом  плане должны стоять музыкальные задачи.

Развивающий аспект: развитие творческих способностей, мышления, глазомера и  ориентировки в пространстве.

Воспитывающий аспект: возбудить готовность решать задачи самостоятельно, способствовать проявлению умственных усилий, инициативы, творчества.

3. Характеристика замысла занятия. Характеристика этапов занятия.

Занятие направлено на закрепление математических понятий   в музыке (счету до трех, сравнивать количество предметов, знать где располагаются углы в музыкальном зале, что такое круг).

Вводная часть:  задача - настроить детей на занятие.

Основная часть: задача - развивать певческие навыки детей, учить петь чисто, не напрягая голос. Познакомить детей с музыкальными инструментами, их особенностями и характеристиками.

Заключительная часть: задача - вызывать у детей интерес к занятиям, желание заниматься музыкой; доставлять эмоциональное наслаждение от выполняемых действий, вызывать чувство радости.

I. Общая организация занятия

1. Этапы занятия были четко распределены по времени. Все части занятия взаимосвязаны между собой и сменяли плавно различные виды музыкальной деятельности. 

2. Организация познавательной деятельности проходила в игровой форме.

3. Занятие длилось 15 мин., что соответствует требованиям СанПиН. Виды детской деятельности сменялись, поэтому переутомления не наступало.

4. Итог занятия подведен в форме рефлексии, дети высказывались активно.

II. Содержание занятия

  1. Дети с увлечением выполняли все задания. На занятии были активны, и эмоциональны. Им было интересно отвечать на вопросы, выполнять музыкально - ритмические движения, исполнить выразительно и радостно песню, импровизировать и играть на музыкальных инструментах.
  2. Музыкальный материал подобран соответственно возрасту, понятен и доступен детям, направлен как на групповое, так и на индивидуальное исполнение. 
  3. Считаю, что музыкальное занятие прошло в оптимальном темпе, в доброжелательной психологической атмосфере. Поставленные задачи были выполнены на необходимом уровне.

III. Методическая сторона занятия и его оборудование

  1. Усвоение музыкальных знаний происходило через все основные виды музыкальной деятельности: музыкально - ритмические движения, слушание, игра на музыкальных инструментах, пение. На занятии были использованы такие методы, как наглядный (матрешки), словесный (объяснения музыкального руководителя), практический (игра на музыкальных инструментах, ритмическая работа, музыкально-ритмические движения…) и проблемный (музыкальный руководитель задавал вопрос о том у ).
  2. Для реализации каждой задачи были подобраны разнообразные методы и  приёмы, в интересной и занимательной форме. На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены.

4.  Функциональный анализ занятия.

В первой части деятельности был применён организационный момент.

Во второй части деятельности детям было предложено пение попевки «Два кота», Пляска-игра «Раз, два» - «Летка-енка»  муз. Р.Лихтенене. Поиграли в игру «Мышки в уголке сидят» сл. и муз. Т.Бокач, обр. И.Смирновой

В заключительной части подводился итог занятия, чему научились на занятии.

5. Оценка конечного результата занятия.

Занятие прошло динамично - смена деятельности не дала детям устать.

Взаимодействие и взаимопонимание с воспитателем было на высоком уровне, т. к. она активно помогала в организационных моментах, выполняла упражнения вместе с детьми, поправляла, где нужно, детей, служила образцом.

Мой тон общения с воспитанниками был спокойным, доброжелательным. Чтобы заинтересовать детей, я старалась в нужный момент быть эмоциональной, артистичной.

Занятие по продолжительности соответствовало режиму.

Я считаю, что задачи, поставленные мной, выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная математика

Представить себе математику и музыку, стоящими рядом, трудно, однако именно музыке суждено было стать первым свидетельством, подтверждающим справедливость знаменитого тезиса древнегреческого математик...

"Музыкальная математика"

Музыка математична, а математика музыкальна. И там и тут господствует идея числа и отношения. Нет такой области музыки, где числа не выступали бы конечным способом описания происходящего: в ладах есть...

Конспект НОД "Музыкальная математика" для детей подготовительной группы

Конспект НОД "Музыкальная математика" Интегрированное занятие (музыка-математика) для детей подготовительной группы...

Статья - "Современная интегрированная технология математического развития детей дошкольного возраста В.А. Лаптевой "Музыкальная математика"

В статье кратко даётся информация о том, что такое интегрированные технологии. Автор знакомит читателей с одной из известных интегрированных технологий – это технологией В.А. Лаптевой «Муз...

Музыкальная математика

Мастер-класс по теме: "Игра - как средство воспитания и обучения"...

Конспект занятия "Музыкальная математика"

laquo;Музыкальная математика для детей подготовительной группы» Цель: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством включения в образовательный процесс ...

Музыкальная математика

Методическое пособие по развити. математических представлений, посредством использования музыкальных игр и упражнений....