Мастер-класс на тему "Изготовление и история русской народной куклы Пелинашки"
материал
Мастер-класс на тему "Изготовление и история русской народной куклы Пелинашки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_na_temu_izgotovlenie_i_istoriya_russkoy_narodnoy_kukly_pelinashki.docx | 22.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему: " Изготовление и история русской народной куклы "Пелинашки"
Цель: передача и распространение педагогического опыта по ознакомлению с русскими народными куклами-оберегами и их связью с народными традициями.
Задачи:
1.Познакомить педагогов и родителей с историей возникновения кукол-оберегов, их значении, функционале.
2.Отработать практические умения по изготовлению кукол-оберегов на примере изготовления куклы-пеленашки.
3.Повысить профессиональную компетентность участников мастер-класса.
Оснащение: материалы для куклы: лоскуток белой ткани 30х30 см; ткань любого цвета – тоже 30х20 см; яркий кусочек материи для косынки – 10х10 см; отрезок ткани для пеленки – 25х25 см; нить красного цвета; яркий шнурок для завязывания.
Форма проведения мастер-класса: интегрированное (лекционно-практическое) занятие.
План:
1.Теоретическая часть.
2.Практическая часть: изготовление оберега - куклы-пеленашки.
Актуальность:
Приобщение детей, родителей и педагогов к истокам народного творчества является средством формирования у них патриотических чувств. Акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
В современно мире развития информационных технологий люди не так часто вспоминают народную культуру, редко посещают музеи, выставки народного творчества, многие не знают и не могут различить народные промыслы
Актуальность мастер-класса обусловлена важностью аспектов патриотического воспитания на основе народной педагогики. Народная педагогика помогает развить и воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы он не вырос бездумным равнодушным человеком.
Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь современных детей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль.
Основная часть
Теоретическая часть «Русские народные куклы-обереги и их связь с народными традициями».
Кукла следовала за нашими предками с самого их рождения. В русской деревне тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой деревенских детишек. Кукол этих берегли: вырастет девочка, станет мамой и куклу своей дочке передаст. Тряпичная кукла жила в каждой избе, в иных домах их было до сотни.
Кукла была бережнёй, берегиней, хранительницей доброго духа. Берегиня - от слова «беречь», «оберег» (талисман). Человек брал такую куклу-берегиню, три раза поворачивался против часовой стрелки и приговаривал: «Отвернись злом, повернись добром». Со временем куклы теряли свое магическое значение и становились игрушками, забавами для детей.
Облик куклы формировался на протяжении многих веков. Вначале это был простой тряпичный или деревянный столбик, который символизировал образ человека вообще. Затем стала выделяться верхняя часть столбика – голова куклы, для неё использовали белую ткань. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Иногда на месте лица рисовали (вышивали) крест: с приходом христианства, крест всегда считался добрым знаком.
Главной ценностью в русской семье были дети: чем больше детей, тем богаче этот род, все остальное определялось словом «достаток». Растить от трех до пяти детей было нормой, отсутствие же детей было большим горем: только бездетная семья могла распасться без осуждения окружающих. Поэтому магические и практические действия, направленные на будущее «чадородие», начинались еще с детства. Чем больше девочка играла с куклами и чем больше было у нее кукол, тем «богаче на детей» она была в замужестве. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое невесте, ведь девочек выдавали замуж с 12 лет: «молодуха» тайком играла с куклами, а потом они переходили к детям.
Внешний вид кукол и их внутренняя информативность всегда были отражением той картины мира, внутри которой жили люди.
Народная игровая кукла, как и игрушка вообще, является необходимым традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Игрушка служила и служит своеобразным наглядным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире.
Кукла рассматривалась как эталон рукоделия - часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами, по ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.
Куклы были не только девичьей забавой: до 7-8 лет в них играли все дети пока они ходили в рубахах. Но лишь только мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры быстро разделялись.
Пока дети были маленькими, кукол шили матери, бабушки, старшие сестры.
На Руси игрушки никогда не оставляли в избе где попало их берегли в корзине или в ларчиках, в лубяных коробах.
В каждой русской семье умели делать не менее 30 видов различных кукол. Все русские народные куклы были трех видов:
- Игровые (играли дети).
- Обрядовые (принимали участие в народных обрядах).
- Обережные (оберегали от разных напастей).
Еще до появления ребенка на свет каждая мать делала куколку-берегиню, тщательно соблюдая одно условие – изготовить ее без ножниц и иголки. Ведь куколку нельзя было ни уколоть, ни порезать – считалось, что в ней сохраняются материнская любовь и забота.
Часто куклу-оберег давали в дорогу мужу, сыну или брату. Сделанную своими руками берегиню мать дарила дочери перед ее замужеством. Невесте на свадьбу было принято дарить таких кукол, чтобы в новой семье было много детишек.
ВИДЫ КУКОЛ – ОБЕРЕГОВ
Кукла –кувадка, Кукла-Пеленашка, Обрядовая свадебная народная кукла, Кукла-берегиня (или колокольчик), Кукла-берегиня (кукла – столбушка), Кукла Веничек благополучия, Кукла Травница, Кукла Зернушка.
История и значение Куклы-Пеленашки.
Обережная кукла Пеленашка предназначалась ребенку, ведь он наиболее уязвим перед злыми силами. По традиции ее делала женщина на последнем месяце беременности. Но иногда такую куклу делала ей мать, когда узнавала о том, что она ждет ребенка.
Была также традиция дарить этот оберег женщине, когда она переезжала в дом супруга. Ей на колени клали Пеленашку, которая олицетворяла силы материнства. Это делалось для того, чтобы в новой семье быстрее родился ребенок. С этой же целью старшие женщины в семье делали такую куклу той, которая не может забеременеть.
Значение оберега куклы Пеленашки.
После того, как женщина делала такую куклу, ее клали в детскую люльку. Первый год жизни младенца она постоянно лежала рядом с ним.
Значение куклы Пеленашки в том, что она брала на себя весь негатив и отвлекала злые силы от ребенка. Это своеобразная обманка для злых духов, считалось, что увидев ее, они не тронут младенца.
Другой важной функцией этого талисмана являлась защита от дурного глаза и порчи. Младенца редко выносили на улицу, и при этом всегда брали с собой куколку. Ее клали или вешали на видном месте. Яркая игрушка привлекала взгляд, и до ребенка негативная энергия не доходила.
Изготовление оберега - куклы-пеленашки
- Положите белый кусочек ткани на ровную чистую поверхность. Разровняв его, наложите сверху второй, таких же размеров(или можно положить сентипон). Его добавляют, чтобы увеличить объем замотанной фигурки.
- Отогните край ткани по длине, загнув его внутрь, а затем полностью накройте его другим краем. Смотайте получившийся отрезок в рулон, начав двигать край ткани в левую сторону. Постарайтесь поймать золотую середину – не затягивать материю слишком туго, но и не оставлять скрутку слишком свободной.
- Обмотав рулончик посредине красной нитью, беритесь за косынку. Положите ткань для нее ромбиком, немного отогнув внутрь верхнюю часть. Сверху разместите сверток. Заведите назад ткань и заправьте ее в нитку.
- Ткань, имитирующую пеленку, разложите тем же образом. Получившуюся треугольную форму подогните сверху по краям, а затем один из них заправьте внутрь. Второй нужно завернуть за спину, спрятав торчащий уголок внутрь.
- Последний шаг – обматывание куклы шнурочком (или можно современной тесемкой). Завязывайте его плотно, чтобы он не дал ткани размотаться, скрепив все это бантиком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Мастер-класса для родителей на тему «Изготовление тряпичной народной куклы «Зайчик на пальчик»
Мастер-класс для родителей и детей на тему «Изготовление тряпичной народной куклы «Зайчик на пальчик» с целью приобщения родителей и детей к народной к народной культуре через совместное творчест...
План конспект по познавательному развитию "История русской народной куклы" Подготовительная группа
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14658567","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]] [[{"type":"media"...
Конспект мастер - класса для родителей на тему: "Изготовление тряпичной народной куклы "Зайчик на пальчик"
Дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции русского народа, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.Чтобы донести до созна...
Мастер класс для родителей по теме "Изготовление русской народной куклы - оберега "Зайчик на пальчик"
Мастер класс для родителей по теме "Изготовление русской народной куклы - оберега "Зайчик на пальчик" с целью приобщения родителей и детей к народной культуре через совместное творчеств...
Мастер-класс для детей и родителей «Знакомство с народной куклой Изготовление куклы - закрутки».
Цель:Приобщить детей к народной культуре через совместное творчество со взрослыми: родителями и педагогами; родителей обучить изготовлению тряпичной куклы-закрутки....
Конспект мастер класса для родителей второй младшей группы «Русские народные игры с детьми» в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»
Цель: Способствовать развитию интереса к русскому фольклору у детей и их родителей...
Мастер-класс для родителей и детей: "Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы Масленица".
Знакомство участников мастер-класса с народной традиционной куклой; развитие творческих способностей дошкольников через совместную деятельность, приобщение к русским народным традициям,...