Доклад на тему: «Методы и приёмы ознакомления с художественной литературой в средней группе дошкольного возраста»
учебно-методический материал (средняя группа)

Кинжибалова Мария Константиновна

Если ребенок дошкольного возраста не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу это очень интересно, то в школе, усевшись за учебник и компьютер, он уже никогда не полюбит художественную литературу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Советский

Доклад на тему: «Методы и приёмы ознакомления с художественной литературой в средней группе дошкольного возраста»

Дети читают Изображения – скачать бесплатно на Freepik

Подготовила: воспитатель средней группы №5 «Сказка»

Тимошенко М.К.

Советский, 2023 г.

«Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка»

Сухомлинский В.А.

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Взрослые, окружающие ребенка, просто обязаны его правильно учить говорить уже с младенческого возраста, преподносить красивые образцы русского литературного языка - это немаловажно в дошкольном возрасте, так как ребёнок развивается интеллектуально, у него появляется способность представлять, затем мыслить, воображать и с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Особое значение в данный период времени приобретает знакомство с родной литературой, с текстами художественных произведений, что позволяет развивать и обогащать речь детей. Это является одним из главных условий овладения ребенком речью, условием ее развития и совершенствования.

Если ребенок дошкольного возраста не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу это очень интересно, то в школе, усевшись за учебник и компьютер, он уже никогда не полюбит художественную литературу.

На «плечи» детского сада возлагается одна из главнейших задач – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Очень важно в связи с этим правильно преподнести ребёнку то или иное литературное произведение. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели.

Перед воспитателем стоит важная задача – каждое произведение донести до детей как произведение искусства, понять и прочувствовать, суметь проанализировать содержание и форму, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам. Педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – чёткой дикцией, средствами интонационной выразительности и театрального искусства. Ответственно подходить к выбору литературных произведения для представления их детям.

Мир чтения помогает взрослому насытить детское воображение, подаёт пример творчества и творческого отношения к реальному миру. Книга рассказывает о самом главном, самом красивом, делает восприимчивее и отзывчивее детскую душу, поэтому дети не могут ее не любить, они всегда рады встречи с ней. Желание слушать полюбившееся произведение ещё и ещё раз способствует воспитанию у ребёнка интереса и любви к художественной литературе.

Реалистические рассказы, сказки, стихи являются одной из форм познания окружающей действительности, побуждают мыслить, чувствовать, понимать. Художественное слово обогащает эмоциональную жизнь и тем самым способствует развитию речи ребенка. Слушая рассказ или сказку, ребенок живет жизнью героев, учится сочувствовать положительному герою и осуждать зло.

Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи и мышления.

Работа по использованию художественной литературы как средства развития речи должна строиться по принципам: целенаправленности, индивидуализации (нельзя сравнивать успехи детей у каждого свой потенциал), последовательности, наглядности, доступности (возраст, уровень подготовки детей), нравственности, интегрированного подхода и прочности (закрепление знаний).

Основными методами по ознакомлению детей с художественной литературой являются следующие:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста (фото с чтением художественной литературы детям);

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста. Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей (фото с рассказыванием познавательного текста воспитателем детям);

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением (фото с инсценировкой произведений посредством различных видов театра);

4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения зависит от жанра и возраста слушателя (видео с заученным стихотворением).

По ознакомлению с художественной литературой используют следующие методические приёмы:

- Словесный - (объяснение незнакомых слов (словарная работа), чтение художественных произведений, вопросы к детям по содержанию произведений,  пересказ произведения, заучивание наизусть, выразительное чтение, беседа по произведению, прослушивание грамзаписей);

- Наглядный - (показ иллюстраций, картинок, игрушек; элементы инсценировки; движение пальцами, руками; схемы; мнемотаблицы.  просмотр видеофильмов, диафильмов; оформление выставки);

- Игровой (практический) - (элементы инсценировки; дидактические игры; театрализованные игры; использование разных видов театра; игровая деятельность).

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.

Все эти задачи решаются во всех возрастных группах детского сада, различно только их конкретное содержание, оно зависит от возрастных особенностей детей, а также учитываются запросы современного ребёнка. Важна и профессиональная компетентность педагога – качество действий, жизненный опыт, что обеспечивает эффективное решение задач. По мере развития дошкольника меняется его восприятие, целевые ориентиры и отношение к литературе.

Говоря о детях 4-5 лет (средняя группа дошкольного возраста), продолжается работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликнуться на описание события. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка, рассказ, о чем рассказывается, какими словами она начинается, заканчивается.

Таким образом, нужно отметить, что знакомство с художественной литературой не может ограничиваться НОД, оно должно осуществляться во все моменты жизни детей в детском саду (игра, прогулка, труд, бытовая деятельность) и обязательно участие родителей в этой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ЧТЕНИЕ СКАЗКИ «ФЕДОРИНО ГОРЕ» К.ЧУКОВСКОГО»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮС ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:«ЧТЕНИЕ СКАЗКИ «ФЕДОРИНО ГОРЕ» К. ЧУКОВСКОГО»...

Конспект итогового занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в средней группе Тема: «Поможем зайчишке»

Программное содержание: 1.    Закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе, признаки весны.2.    Закрепить знания детей о диких животных.3....

конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на тему:«ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮС ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙВ    СРЕДНЕЙ ГРУППЕНА ТЕМУ:«ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме «Наши любимые сказки»

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме «Наши любимые сказки»...