Доклад по самообразованию
методическая разработка

Рыцева Надежда Валерьевна

Мастер - класс:

 «Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Балаганский детский сад №4

Мастер - класс:

 «Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников ДОУ»

Балаганск 2023

Слайд 1 Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы по самообразованию. Мной была выбрана тема для изучения «Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников ДОУ».

        Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. В процессе экспериментирования дети получают возможность найти ответ на множество интересующих их вопросов: "Почему, "Зачем?", "Как?", "Что будет, если?" почувствовать себя исследователями, учёными.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Слайд 2 Выбрав тему по самообразованию, поставила перед собою цель: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;

Перед собой поставила следующие задачи:

- изучить методическую литературу по данной теме;

- создавать условия для исследовательской активности детей;

- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность; помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;

- привлечь родителей к процессу экспериментирования, к оснащению уголка экспериментирования.

Слайд 3-4 Разработала индивидуальный план по теме самообразования, по которому в настоящее время работаю и планирую продолжать работать в дальнейшем.

Слайд 5 Изучила по данной теме методическую и педагогическую литературу, использую Интернет ресурсы.

В своей работе использую литературу:

1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

2. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная  деятельность детей» изд.- 2009г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.        

4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

5. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.

6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

7. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников. Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

8. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.

Слайд 6 Для развития познавательной деятельности детей в нашей группе оборудован уголок экспериментирования. Уголок постоянно наполняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.

Слайд 7Создала картотеку опытов и экспериментов, дидактические игры по экспериментальной деятельности, альбомы.

Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь занятиями. В свободной деятельности я использовала упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы.

Слайд 8 Одной из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую — это опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной и проектной деятельности.

 Слайд 9 Использую различные методы взаимодействия с родителями: наглядные, словесные, практические. С этой целью я разработала консультации для родителей об исследовательской деятельности, памятки, беседы.

Слайд 10 Для развития детского экспериментирования в ДОУ постоянно обобщаю опыт своей работы по внедрению детского экспериментирования, как средства развития познавательной активности на педагогических советах, мастер классах, консультациях.

Слайд 11  Провела мастер-класс на районном уровне «Ловим электричество».

Хочу Вам показать  некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми. Приглашаю вас в мир чудесной сказки. А с каким персонажем из мультфильма мы туда отправимся, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Загадка:

Девочка смешная, шкода.

Спокойства мишке не даёт,

А он ей всё прощает,

От досады чуть ли не ревёт.

Вы узнали героя этой сказки? Слайд 12  

Это Маша из мультфильма «Маша и Медведь» (звучит мелодия из мультфильма)

Жила-была девочка Маша. Была она очень любопытно. Однажды Маше стало интересно посмотреть, что же там за высоким забором. 

Слайд 13   И Маша отправилась в путешествие. Маша собирала цветы, напевала весёлые песенки,  играла и вдруг она увидела, что неподалеку течет река.

Слайд 14 Она подошла поближе и увидела, что на другой стороне реки была сказочно красивая поляна с цветами. И ей захотелось рассмотреть реку поближе.

Слайд 15  На пути у Маши появился волшебный мост. Как через него перебраться мост ведь волшебный (на слайде мнемодорожки опыта) просто так не пройти.

Проведём эксперимент Опыт «Рекордный вес»

У нас есть две опоры (стаканчики) и лист обычной бумаги, стаканы располагаем на расстоянии друг от друга, сверху кладём лист бумаги, что бы получился мостик. Поставим на мост фигурку из пластилина, бумага не выдержит вес фигурки и прогнётся вниз. Теперь сложим лист бумаги гармошкой, положим эту гармошку на наши опоры и поставим баночку снова - ура гармошка держит вес банки. И какой мы можем сделать вывод? Как вы думаете? (ответы воспитателей)

Вывод: в результате проведённого исследования мы узнали, что бумага обладает интересными свойствами. Меняя форму бумаги, можно повлиять на её свойства. Бумага становиться прочнее.

Маша полюбовалась красивыми цветами, и пошла дальше.

 Слайд 16  Пока она шла, вдруг подул сильный ветер, на небе появились тучи, и пошёл дождь. Маша спряталась под дерево, чтобы не промокнуть. И стала думать, как и откуда идет дождь? Ей было очень интересно!

-Давайте поможем Маше понять - как идет дождь?

Опыт - (тучка с дождём) (звучит звук дождя).

В стакан налить воду,  не доливать до краев, оставив место для облака (для этого можно фломастером пометить границ). Сверху воды, аккуратно выдавите из флакона пену для бритья. Краску размешайте с несколькими каплями воды. Затем, с помощью пипетки капните на слой пены для бритья и ждите чуда!

-Какой вывод можно сделать?

Вывод: (Вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю) Мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь - это вода, выпадающая из облаков на землю.

Дождик закончился. Выглянуло солнышко. Маша решила возвратиться домой. Дома ее ждал Миша.

Слайд 17  Он подарил Маше мыльные пузыри. Маша с удовольствием играла, и надувала пузыри получался то маленький, то большой пузырь. И тут Маша вдруг задумалась. А как же получаются такие красивые мыльные пузыри и почему они пустые внутри. Почему же так происходит?

-Давайте вместе с Машей в этом разберемся.

Опыт «Надувание мыльных пузырей»

 Соломинки длиной 10 см разного диаметра, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор. Зажимаем пальцем у основания соломинки, опускаем соломинки в мыльный раствор и надуваем пузыри. Определяют, почему надувается и лопается мыльный пузырь.

Почему это произошло?

Мыльный раствор бывает 2 видов, один готовый, который имеется в продаже, другой домашнего приготовления который состоит из мыльного средства.

Вывод: В каплю мыльной воды попадает воздух, чем его больше, тем больше пузырь. Лопается пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле, или когда задеваешь и рвешь его оболочку.

Мы с вами провели сегодня несколько экспериментов, Маша обязательно расскажет и покажет их Мишке.

Я думаю, что такое экспериментирование вызывает у детей восторг и море положительных эмоций! На этом мастер класс окончен.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.

Слайд 18  Планирую дальше работать над этой темой по самообразованию. Сотрудничество с родителями, показ мастер класс на родительском собрании, для сближения родителей и маленьких «почемучек».

Слайд 19 Спасибо за внимание. 

Для эксперимента понадобится :

1. Стакан (можно взять банку).

2. Пена для бритья или мусс для укладки волос.

3. Вода.

4. Краска гуашевая (синий или голубой).

5. Пипетка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по самообразованию «Чистота - залог здоровья!»

Является ли чистота залогом здоровья? Большинство из нас ответят "да" и будут правы. Доклад посвящен развитию гигиенических навыков....

Доклад по самообразованию: «формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»

Доклад по самообразованию: «формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»...

Доклад по самообразованию

Доклад освещает основные вопросы нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста....