Доклад по самообразованию
методическая разработка
Мастер - класс:
«Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Балаганский детский сад №4
Мастер - класс:
«Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников ДОУ»
Балаганск 2023
Слайд 1 Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы по самообразованию. Мной была выбрана тема для изучения «Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников ДОУ».
Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. В процессе экспериментирования дети получают возможность найти ответ на множество интересующих их вопросов: "Почему, "Зачем?", "Как?", "Что будет, если?" почувствовать себя исследователями, учёными.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Слайд 2 Выбрав тему по самообразованию, поставила перед собою цель: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;
Перед собой поставила следующие задачи:
- изучить методическую литературу по данной теме;
- создавать условия для исследовательской активности детей;
- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность; помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;
- привлечь родителей к процессу экспериментирования, к оснащению уголка экспериментирования.
Слайд 3-4 Разработала индивидуальный план по теме самообразования, по которому в настоящее время работаю и планирую продолжать работать в дальнейшем.
Слайд 5 Изучила по данной теме методическую и педагогическую литературу, использую Интернет ресурсы.
В своей работе использую литературу:
1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
2. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.
3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.
4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
5. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.
6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.
7. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников. Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
8. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.
Слайд 6 Для развития познавательной деятельности детей в нашей группе оборудован уголок экспериментирования. Уголок постоянно наполняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.
Слайд 7Создала картотеку опытов и экспериментов, дидактические игры по экспериментальной деятельности, альбомы.
Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь занятиями. В свободной деятельности я использовала упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы.
Слайд 8 Одной из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую — это опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной и проектной деятельности.
Слайд 9 Использую различные методы взаимодействия с родителями: наглядные, словесные, практические. С этой целью я разработала консультации для родителей об исследовательской деятельности, памятки, беседы.
Слайд 10 Для развития детского экспериментирования в ДОУ постоянно обобщаю опыт своей работы по внедрению детского экспериментирования, как средства развития познавательной активности на педагогических советах, мастер классах, консультациях.
Слайд 11 Провела мастер-класс на районном уровне «Ловим электричество».
Хочу Вам показать некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми. Приглашаю вас в мир чудесной сказки. А с каким персонажем из мультфильма мы туда отправимся, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Загадка:
Девочка смешная, шкода.
Спокойства мишке не даёт,
А он ей всё прощает,
От досады чуть ли не ревёт.
Вы узнали героя этой сказки? Слайд 12
Это Маша из мультфильма «Маша и Медведь» (звучит мелодия из мультфильма)
Жила-была девочка Маша. Была она очень любопытно. Однажды Маше стало интересно посмотреть, что же там за высоким забором.
Слайд 13 И Маша отправилась в путешествие. Маша собирала цветы, напевала весёлые песенки, играла и вдруг она увидела, что неподалеку течет река.
Слайд 14 Она подошла поближе и увидела, что на другой стороне реки была сказочно красивая поляна с цветами. И ей захотелось рассмотреть реку поближе.
Слайд 15 На пути у Маши появился волшебный мост. Как через него перебраться мост ведь волшебный (на слайде мнемодорожки опыта) просто так не пройти.
Проведём эксперимент Опыт «Рекордный вес»
У нас есть две опоры (стаканчики) и лист обычной бумаги, стаканы располагаем на расстоянии друг от друга, сверху кладём лист бумаги, что бы получился мостик. Поставим на мост фигурку из пластилина, бумага не выдержит вес фигурки и прогнётся вниз. Теперь сложим лист бумаги гармошкой, положим эту гармошку на наши опоры и поставим баночку снова - ура гармошка держит вес банки. И какой мы можем сделать вывод? Как вы думаете? (ответы воспитателей)
Вывод: в результате проведённого исследования мы узнали, что бумага обладает интересными свойствами. Меняя форму бумаги, можно повлиять на её свойства. Бумага становиться прочнее.
Маша полюбовалась красивыми цветами, и пошла дальше.
Слайд 16 Пока она шла, вдруг подул сильный ветер, на небе появились тучи, и пошёл дождь. Маша спряталась под дерево, чтобы не промокнуть. И стала думать, как и откуда идет дождь? Ей было очень интересно!
-Давайте поможем Маше понять - как идет дождь?
Опыт - (тучка с дождём) (звучит звук дождя).
В стакан налить воду, не доливать до краев, оставив место для облака (для этого можно фломастером пометить границ). Сверху воды, аккуратно выдавите из флакона пену для бритья. Краску размешайте с несколькими каплями воды. Затем, с помощью пипетки капните на слой пены для бритья и ждите чуда!
-Какой вывод можно сделать?
Вывод: (Вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю) Мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь - это вода, выпадающая из облаков на землю.
Дождик закончился. Выглянуло солнышко. Маша решила возвратиться домой. Дома ее ждал Миша.
Слайд 17 Он подарил Маше мыльные пузыри. Маша с удовольствием играла, и надувала пузыри получался то маленький, то большой пузырь. И тут Маша вдруг задумалась. А как же получаются такие красивые мыльные пузыри и почему они пустые внутри. Почему же так происходит?
-Давайте вместе с Машей в этом разберемся.
Опыт «Надувание мыльных пузырей»
Соломинки длиной 10 см разного диаметра, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор. Зажимаем пальцем у основания соломинки, опускаем соломинки в мыльный раствор и надуваем пузыри. Определяют, почему надувается и лопается мыльный пузырь.
Почему это произошло?
Мыльный раствор бывает 2 видов, один готовый, который имеется в продаже, другой домашнего приготовления который состоит из мыльного средства.
Вывод: В каплю мыльной воды попадает воздух, чем его больше, тем больше пузырь. Лопается пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле, или когда задеваешь и рвешь его оболочку.
Мы с вами провели сегодня несколько экспериментов, Маша обязательно расскажет и покажет их Мишке.
Я думаю, что такое экспериментирование вызывает у детей восторг и море положительных эмоций! На этом мастер класс окончен.
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.
Слайд 18 Планирую дальше работать над этой темой по самообразованию. Сотрудничество с родителями, показ мастер класс на родительском собрании, для сближения родителей и маленьких «почемучек».
Слайд 19 Спасибо за внимание.
Для эксперимента понадобится :
1. Стакан (можно взять банку).
2. Пена для бритья или мусс для укладки волос.
3. Вода.
4. Краска гуашевая (синий или голубой).
5. Пипетка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по самообразованию «Чистота - залог здоровья!»
Является ли чистота залогом здоровья? Большинство из нас ответят "да" и будут правы. Доклад посвящен развитию гигиенических навыков....
Доклад по самообразованию: «формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
Доклад по самообразованию: «формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»...
Доклад по самообразованию на тему: "Активизация словаря детей второй группы раннего возраста"
Материал может быть полезен для воспитателей...
Доклад по самообразованию
Доклад освещает основные вопросы нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста....
Доклад по самообразованию "Значение подвижных игр в развитии основных видов движений детей дошкольного возраста".
Доклад по самообразованию...
ДОКЛАД ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «РОЛЬ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ РЕБЁНКА И СЕМЬИ»
Доклад по самообразованию...
Доклад по самообразованию «Формирование здорового образа жизни у дошкольников».
Доклад по самообразованию...