Доклад по самообразованию «Формирование здорового образа жизни у дошкольников».
методическая разработка на тему
Доклад по самообразованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni_u_doshkolnikov.docx | 41.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад по самообразованию
«Формирование здорового образа жизни у дошкольников».
Здоровый образ жизни это — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др. Сегодня в связи с экологическим и социальным неблагополучием отмечается нарастающее ухудшения здоровья детей. Большинство детей приходящих в начальную школу не достаточно готовы к обучению, с точки зрения психофизического и социального здоровья. Наметилась явная тенденция качества здоровья, увеличивается число детей с отклонениями со стороны центральной нервной системы, сердечно — сосудистой системы, заболеваниями верхних дыхательных путей. Это приводит к тому, что при условиях школьных нагрузок большинство детей с традиционной организационной системой воспитания оказываются в числе не успевающих учеников. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. У детей с ослабленным здоровьем возрастает уровень тревожного ожидания «неуспеха», усугубляющего поведенческие и нервно-психические отклонения, а это в свою очередь приводит к асоциальным формам поведения. Следовательно, возникает необходимость создания системной работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности — в образовательную. А это в конечном итоге способствует сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Тема «Формирования навыков здорового образа жизни у дошкольников» направлена на здоровый образ жизни дошкольников, включает в себя систему оздоровительных мероприятий, предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие, различную двигательную деятельность. Целью ДОУ является формирование у детей основы здорового образа жизни, осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих, Воспитание психофизически здорового, интеллектуально развитого, социально активного ребёнка. В процессе формирования основ здорового образа жизни дошкольника лежат следующие задачи:
1. Оздоровительные:
- охрана и укрепление физического, психического и социального здоровья детей;
- формирование потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
- совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, утренней гимнастики, дыхательной гимнастики, зрительной гимнастики, прогулок и игр на свежем воздухе, закаливания;
- формирование правильной осанки, гигиенических навыков;
- прививать навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников
2. Образовательные:
- формирование у детей адекватное представление о строении собственного тела, помочь ребенку создать целостное представление о своем теле;
- научить " слушать» и «слышать» свой организм; - учить осознавать ценность своей и ценность жизни другого человека;
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
- выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему оздоровительной работы.
3. Воспитательные:
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире;
- воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности;
- формирование правильного поведения ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.
Деятельность по развитию здорового образа жизни ребёнка можно условно разделить на два этапа: подготовительный и образовательный.
- Подготовительный этап.
Цели:
- ознакомить с ежедневными правилами здорового образа жизни;
- раскрыть индивидуальность и способности каждого ребёнка;
- закрепить интерес к здоровому образу жизни через разнообразие игр;
- развить основы коллективных отношений.
Результатом данного этапа будет являться:
-знание и применение ежедневных навыков личной гигиены;
- активное участие в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, зарядка после сна, игры на улице, физ.минутка во время пассивных занятий);
- навыки совместной коллективной деятельности.
2. Общеразвивающий этап.
Цели:
- продолжить работу по развитию здорового образа жизни, и формированию навыков здоровье сбережения;
- обучать детей основным техникам физкультуры;
- совершенствование физических качеств в разнообразных формах двигательной деятельности;
- развивать у детей интерес к различным видам спорта;
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни и в правильном питании;
- учить «слушать» и «слышать» свой организм.
К концу общеобразовательного этапа дети должны:
- уметь пользоваться навыками здоровьесбережения, культурно-гигиеническими навыками;
- активно участвовать во всех физически-развивающих мероприятиях;
- уметь самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество;
- понимать, что плохо влияет на организм, а что идет на пользу. Различать здоровую пищу и вредную организму .
- различать свое состояние, здоров или болен;
- иметь навыки совместной коллективной деятельности;
- ответственно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.
Главными задачами по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из важных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Задача педагогов научить детей правильному выбору только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за своё здоровье. Для успешного решения поставленных задач требуется выполнение условий:
- организационные условия — ежедневное проведение мероприятий режимных моментов. Организация спортивно-массовых мероприятий, раз в две недели;
- научно-методические условия — разработка планов работы на учебный год, обеспечение методической литературой;
- материально-технические условия — спортивный зал, физкультурный уголок в группе, спортивная площадка на улице, разнообразный спортивный инвентарь, музыкальные инструменты, музыка для сопровождения занятий (игр), настольные игры;
- мотивационные условия — создание комфортных и благоприятных условий. Комплекс оздоровительных мероприятий: соблюдение температурного режима, проветривание, согласно СанПиН; режим дня; утренняя гимнастика; зарядка после сна; физкультурные минутки в течения дня; пальчиковая гимнастика; закаливание; массажные дорожки; создание условий для полноценного сна; мытье прохладной водой рук по локоть; прогулки на свежем воздухе; соблюдение сезонной одежды детей
- три раза в неделю дети посещают физкультурные занятия, в том числе один раз (в соответствии с погодными условиями) занятия физкультурой проводятся на улице (на специально оборудованной спортивной площадке);
- подвижные игры, игры с элементами соревнования, эстафеты, спортивные игры (с элементами различных видов спорта), групповые упражнения, в том числе на свежем воздухе;
- рациональное, сбалансированное питание;
- соблюдение правил личной гигиены;
- применение народных средств (ношение кулонов с чесноком) в целях профилактики вирусных инфекций;
- медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение медицинских рекомендаций;
- дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить;
- бережное отношение к окружающей среде, к природе.
Литература:
1. http://www.zdorovajaplaneta.ru
2. В стране здоровья, программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольников; В. Т. Лободин, А. Д. Федоренко, Г. В. Александрова
3. От рождения до школы, примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования; под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
4. От рождения до школы, примерная общеобразовательная программа дошкольного образования; под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
5. В стране здоровья, программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольников; В. Т. Лободин, А. Д. Федоренко, Г. В. Александрова
6. Сборник подвижных игр; Э. Я. Степаненкова
7.Подвижные и дидактические игры на прогулке; Н. В. Нищева.
8. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3–7 лет; Л. А. Уланова, С. О. Иордан.
9 Нескучная гимнастика; Е. А. Алябьева
10. Пальчиковые игры; Е. А. Ульева.
11. Физкультурные занятия в детском саду, старшая группа; Л. И. Пензулаева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление с докладом на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с овз" на IV Международной научно-образовательной конференции "Актуальные проблемы современной педагогической науки"
В данном выступлении описывается работа школы-интернат для детей с ОВЗ г.Альметьевска по формированию здорового образа жизни детей. Подробно описаны напрвления данной работы....
План работы по самообразованию воспитателя разновозрастной группы Тарасенко В.Н. на 2020 – 2021 учебный год по теме: «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны....
Доклад для воспитателей "Формирование здорового образа жизни"
В соответствии с ФГОС дошкольные образовательные учреждения должны реализовывать образовательную область «Здоровье» основной общеобразовательной программ...
План по самообразованию «Формирование здорового образа жизни дошкольников через систему здоровьесберегающих технологий» 2022-2023г.
Цель: совершенствование профессиональных компетенций в вопросах формирования у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни, используя здоровьесберегающие технологии....
Отчет по теме самообразования «Формирование здорового образа жизни дошкольников через систему здоровьесберегающих технологий»
Цель применения здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения - сохранение и укрепление здоровья, профилактика различных заболеваний и формирование у воспитанни...
Доклад на тему: «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Здоровье, здоровый образ жизни – та ценность, которая остается неиссякаемой на протяжении всей жизни человека. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти ...
Отчет по самообразования. Тема самообразования: «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста».
Формировать у младших дошкольников здорового образа жизни и использование здоровьесберегающих технологий в совместной работе с детьми....