ДОКЛАД ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «РОЛЬ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ РЕБЁНКА И СЕМЬИ»
методическая разработка на тему

Доклад по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_samoobrazovaniyu.docx63.25 КБ

Предварительный просмотр:

           ДОКЛАД ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

          «РОЛЬ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В

           ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

                                   РЕБЁНКА И СЕМЬИ»

Актуальность проблемы. Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации, из уст педагогов, медиков, родителей вопросы, связанные с проблемами здоровья детей — подрастающего поколения нашей страны. Наблюдается тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи и ДОУ. Формируя отношение ребенка к здоровому образу жизни невозможно без активного участия в этом процессе педагогов детского сада и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада в работе ДОУ и семьи можно ожидать реальных результатов в формировании отношения детей дошкольников и их родителей к собственному здоровью.

Формирование здорового образа жизни не осуществляется по частям и только лишь на основе знаний о нем, а носит целостный характер. Процесс формирования валеологических качеств дошкольников должен осуществляться также и вне дошкольного учреждения.
Велика роль семьи в формировании и совершенствовании  личности детей. В процессе семейного воспитания дети получают первые уроки жизни, приобретают навыки поведения, представления об окружающем мире и усваивают первоначальные знания о нем. Образ жизни членов семьи, их привычки очень сильно влияют на формирование взглядов и убеждений ребенка. Любые изменения, которые происходят в образе жизни семьи, отражаются в деятельности и поведении воспитанников.

Следовательно, в семье формируется характер личности, также вырабатываются вкусы и привычки здорового образа жизни, манера безопасного поведения. Ребенком осваиваются общечеловеческие нормы и правила поведения, санитарно-гигиенические привычки, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире, направленность личности, т.е. определяется сфера наиболее значимых для человека ценностных ориентаций и установок. Таким образом, деятельность родителей  представляет собой выработку разумного отношения к организму у ребенка, своему здоровью, привитие ребенку определенных санитарно-гигиенических навыков, любовь к физической культуре, спорту, ведению  здорового образа жизни.

           Семейное воспитание ребенка, посещающего детский сад дополняет дошкольное воспитание, расширяет его. Семья является исходным пунктом формирования ценностных ориентаций здорового образа жизни личности ребенка. Недаром говорят: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».

 Следовательно,  процесс воспитания и обучения в детском саду, а также семейное воспитание должны оказать существенное опосредованное и непосредственное влияние на формирование здорового образа жизни у дошкольников.

      Работа в ДОУ по формированию ЗОЖ у старших дошкольников

Разделы

Содержание

Ожидаемый результат

Самопознание

• Мой организм.

Важно уточнить знания детьми названий и местоположения разных органов чувств и частей тела у себя, здоровье и болезнь.

Дети могут назвать органы и части тела.

Чем отличается здоровый человек от больного.

Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний

• Гигиена тела. Кожа, ее функциональное назначение. Уход за кожей, волосами и ногтями.

•  Гигиена полости рта. Общее представление о ротовой полости. Уход за зубами.

•  Гигиена деятельности и двигательной активности.

Режим дня. Активный и пассивный отдых. Сон. Гигиена органов зрения, слуха.

•  Профилактика инфекционных заболеваний.

Микромир: микробы. Взаимодействие человека с микромиром «Хорошие» и «Плохие» микробы. Представление об инфекционных заболеваниях. Способы «пассивной» защиты от болезни: мытье рук, чесночная и луковая терапия.

Ребенок должен быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры, поддерживать в чистоте игрушки в группе и дома.

Дошкольник должен иметь навыки правильной чистки зубов, сформированную привычку чистить зубы 2 раза в день, вовремя лечить кариес. Ребенок должен соблюдать режим дня, уметь распознавать признаки утомления, в том числе и зрительные.

Дошкольник должен иметь сформированные стереотипы мытья рук перед любым приемом пищи, уметь использовать «пассивную защиту» (отдельная посуда, мытье рук), знать для чего делают прививки.

Питание и здоровье

•  Питание — основа жизни.

Важнейшие пищевые источники, как происходит пищеварение. Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья. Непереносимость отдельных продуктов и блюд. Правила поведения за столом.

•  Гигиена питания.

Мытье овощей и фруктов. Правила ухода за посудой.

Ребенок должен уметь соблюдать элементарные правила режима питания, пользоваться столовыми приборами.

Ребенок к 7 годам должен уметь мыть посуду, иметь навыки обработки фруктов и овощей перед употреблением.

Основы личной безопасности и профилактики травматизма

•  Безопасное поведение на дорогах.

Основные ситуации: переход улицы, середина проезжей части улицы, «Родители с детьми». Правила безопасности у ж/д путей.

•  Бытовой и уличный травматизм.

Опасные факторы современного жилища, игровой площадки. Опасность при игре с острыми предметами. Опасность открытого окна, катание на перилах. Элементарные правила безопасности при катании на санках, велосипеде, самокате.

Оказание первой помощи при ссадине, царапине.

•  Поведение в экстремальных ситуациях.

Экстремальная ситуация, связанная с незнакомым человеком.

Правила поведения при пожаре.

Вызов экстренной помощи.

Ребенок должен оценить ситуацию на дороге, переключаться на самоконтроль.

Ребенок должен распознавать опасные зоны на улице, получение травмы, ожога, избегать их.

Применять на практике правила безопасности при катании на санках и велосипеде.

Уметь оказывать помощь себе и другим при простых травмах. Уметь распознавать негативные реакции животного, насекомого.

Ребенок должен освоить три модели поведения экстремальной ситуации: «Зови на помощь», «Принимай меры самостоятельно».

Уметь выполнять последовательные действия по эвакуации при возникновении пожара. Владеть навыками по самоспасению, когда поведение незнакомого человека кажется опасным.

Культура потребления медицинских услуг

•  Обращение с лекарственными препаратами.

Польза и вред медикаментов. Осторожное обращение с лекарствами, которые хранятся дома.

Ребенок должен знать, что применять лекарства только по назначению врача, родителей и в присутствии родителей, не пробовать неизвестные таблетки.

Одним из важнейших составляющих ЗОЖ является обеспечение оптимального двигательного режима дошкольников, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств. Движения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной. Но их и не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма.

Двигательный режим является обязательной составляющей общего распорядка дня и включает в себя:

  • Физкультурные занятия
  • Физические упражнения
  • Физкультминутки, паузы
  • Гимнастику и психогимнастику
  • Подвижные и спортивные игры
  • Спортивные досуги
  • Самостоятельную двигательную активность ребенка.

В основу работы по организации двигательной активности детей положены педагогические принципы:

Принцип сознательности и активности - нацеливает на формирование у дошкольников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к занятиям физической культурой. Повышению сознательности и активности способствует применение педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы педагогики оздоровления. Осознавая оздоровительное воздействие активной двигательной деятельности на организм, ребенок учится самостоятельно и творчески решать задачи физического развития и оздоровления.

Принцип активности - предполагает у воспитанников высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность в образовательном процессе на протяжении всего периода обучения и развития обеспечивают принцип систематичности.

Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах заданий.

Включение вариантных изменений в стереотипы предполагает соблюдение принципа постепенности. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.

Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности данной технологии. Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ребенка, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам физической культуры. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его физическое развитие. Назначение принципа доступности и индивидуализации видится в исключении негативных и вредных последствий для организма ребенка вследствие чрезмерных требований и нагрузок.

Принцип непрерывности выражает закономерности построения технологии как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха во время проведения разных форм двигательной деятельности детей повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.

Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.

Формирование двигательных умений и навыков, двигательные способности ребенка, функциональные возможности организма развиваются на основе принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей детей

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе образования.

Принцип комплексного междисциплинарного подхода к образованию дошкольников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.

Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения.

Принцип формирования ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

Принцип связи теории с практикой - призывает настойчиво приучать дошкольников применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.

Перспективное планирование рассчитано на все возраста дошкольного периода, представляет собой целостную систему формирования привычек здорового образа жизни в процессе занятий физической культурой и соответствует возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей дошкольного возраста.

Известно, что ни одну образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Работа по формированию привычек здорового образа жизни предполагает поиск новых путей во взаимосвязи дошкольного учреждения и семьи, повышения педагогической компетентности родителей. В данной работе прежде всего, необходимо направить внимание родителей на осознание необходимости повышения их роли в формировании привычек ЗОЖ в период дошкольного возраста.

        

Направления  совместной деятельности педагогов ДОУ и     родителей воспитанников

Учитывая активно развивающиеся потребности в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, мы предлагаем для работы с детьми 5-7 лет следующие направления по формированию здорового образа жизни совместно с семьей.

I направление «Я познаю себя».

Обучающий компонент. Формирование представлений у детей о себе и других детях. Формирование представлений о половых различиях. Части тела: о правилах гигиены тела. Воспитывающий компонент. Бережное отношение к своему здоровью. Воспитывать желание быть здоровым.

II направление «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья».

Обучающий компонент. Значение закаливания на состояние организма человека; о значении физической нагрузки на развитие детского организма.

Воспитывающий компонент. Положительное отношение к культурно-гигиеническим процедурам.

III направление «Азбука движений».

Обучающий компонент. О двигательных умениях человека; о значении двигательной активности в жизни людей; о приемах самомассажа.

Воспитывающий компонент. Воспитывать интерес к движению, к совместным подвижным играм детей с родителями.

IV направление «Школа моего питания».

Обучающий компонент. О режиме питания; о полезной и вредной пище; о витаминах.

Воспитывающий компонент. Воспитывать положительное отношение к овощам и фруктам, блюдам из них приготовленных.

V направление «Основы личной безопасности и профилактики травматизма».

Обучающий компонент. Правила безопасного поведения в быту, на улице.

Воспитывающий компонент. Сознательное отношение у дошкольников по безопасности жизнедеятельности.

VI направление. «Культура потребления медицинских услуг».

Обучающий компонент. Обращение с лекарственными препаратами. Знание о пользе и вреде медикаментов.

Воспитывающий компонент. Устойчивые знания по применению лекарства только по назначению врача, родителей и в присутствии родителей.

        

                     Принципы взаимодействия с семьей

        

1. Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия — принцип без которого все попытка наладить отношения с родителями оказываются безуспешными. Понимать и доверять друг другу значит направлять совместные действия на воспитание у ребенка потребности в здоровом образе жизни. Чем чаще педагог жалуется на неудачи и неумения ребенка, тем тяжелее найти взаимопонимание и поддержку со стороны родителей. В конечном счете, педагог «расписывается» в бессилии и своей некомпетентности.

2. Принцип «Активного слушателя» – это умения педагогов «возвращать» в беседе родителям то, что они вам поведали, при этом обозначив их чувства.

3. Принцип согласованности действий. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы педагогами и родителями между собой.

 4. Принцип самовоспитания и самообучения. Ребенок чувствует как никто другой обман со стороны взрослого. Потерять доверие со стороны ребенка очень легко, завоевать трудно и почти невозможно, если его постоянно обманывают: «Говорят не кури, а сами курят». Педагоги и родители должны признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться.

5. Принцип ненавязчивости. Благодаря этому принципу педагоги и родители могут себя чувствовать партнерами в воспитании у дошкольников здорового образа жизни.

6. Принцип жизненного опыта. Не бойтесь поделиться своим опытом и выслушать опыт родителей, возможно в совместных действиях он вам пригодится.

7. Принцип безусловного принятия. Вместе с родителями обсудите эту тему. Безусловно, принимать ребенка — значит любить его не за что, что он красивый, умный, способный, отличник и т.д., а просто так, за то, что он есть!

                                  Этапы работы с семьей

№ п/п

Этапы

Задачи

1.

Подготовительный

(ознакомительный)

Заинтересовать  родителей, предложить им включиться в учебно-воспитательный процесс по формированию здорового образа жизни у детей, предложить им узнать как можно больше о ДОУ, которые посещает их ребенок.

2.

Просветительский

Совершенствование содержания и образования в ДОУ в соответствии с реализуемой программой

•  подбор методических рекомендации по созданию здоровьесберегающей среды;

•  распространение лучшего опыта семейного воспитания;

•  подбор литературы по ЗОЖ в библиотеке.

3.

Совместной деятельности с семьей

•  организация  информативной помощи  семье в воспитании и занятиях с детьми;

•  создание семейного клуба;

• проведение семейных праздников, акций, «Дня открытых дверей», с обеспечением возможности совместного участия родителей и детей;

•  обогащение совместной деятельности родителей и детей в формировании участков для двигательной активности.

                            Формы и виды работы с семьей

№ п/п

Формы

Виды

1.

Интерактивная

•  анкетирование;

•  интервьюирование;

•  дискуссия;

•  круглые столы;

•  консультации специалистов.

2.

Традиционная

•  родительские собрания «Мы за здоровый образ жизни», «День открытых дверей»;

•  семейные спортивные соревнования;

•  акция «Здоровый образ жизни»;

•  вечера развлечений «В гостях у доктора Айболита».

3.

Просветительская

•  использование СМИ для освещения деятельности ДОУ по формированию ЗОЖ у детей;

•  организация клуба «Здоровая семья»;

•  выпуск бюллетеней, информационных листков;

•  стенд «Здоровье с детства»;

•  уголок в группах.

4.

Государственно

общественная

•  создание творческой инициативной группы «Мы за здоровый образ жизни».

                      Формы и виды работы в семье и в ДОУ

№ п/п

 

Формы работы

В ДОУ

В семье

1.

Беседы педагога с детьми при:

•  формировании культурно-гигиенических навыков;

•  организации питания.

•  «Вкусные посиделки»;

•  чистота тела;

•  организация сна;

•  мои чистые игрушки;

•  я люблю комнатные растения.

2.

Занятия:

•  физическая культура;

•  обучение плаванию;

•  динамический час.

Праздники, развлечения: «Папа, мама и я — спортивная семья», «Мы за  здоровый образ жизни».

Оздоровительные традиции в семье:

•  ходим в сауну;

• бассейн;

•  на лыжах, в походы.

Оздоровительные игры в семье:

• профилактика осанки;

•  зрения;

•  плоскостопия;

•  игры для предупреждения гиподинамии.

3.

Чтение художественной литературы.

Чтение художественной литературы.

4.

Просмотр телепередач (требования САНпиНа)

Просмотр телепередач в выходные дни программы «Здоровье».

5.

Встреча с интересными людьми (спортсмены, тренеры)

Посещение городских мероприятий:

•  все виды соревнований, проходящих в городе

6.

Психотерапевтические прогулки с педагогом-психологом.

Организация игр во время совместных походов:

•  этюды на выражение удовольствия и радости;

•  «Замри», «Кто позвал», «Слушай звуки», «Петушиный бой».

7.

Акция «Здоровый образ жизни»

•  подготовка д/материала.

Непосредственное участие родителей в акции.

8.

Познавательное развитие:

•  беседы о ЗОЖ;

•  рассказы из личного опыта;

•  беседы старшей м/сестры, врача.

Беседы с родителями:

•  я веду активный и подвижный образ жизни.

9.

Проведение тематических занятий по ЗОЖ«В гостях у Доктора Айболита».

Посещение библиотеки, клуба здоровья.

10.

Тематические мероприятия:

•  выставки в библиотеке

•  марафон «Мой выбор»

Тематические мероприятия в городе.

11.

Информационное поле для детей:

•  выпуск брошюр, плакатов;

•  анкетирование;

•  интервьюирова

ние.

Информационное поле для родителей:

•  непосредственное участие в выпуске плакатов;

•  газет (подкрепление фотографиями из семейного архива);

•  анкетирование;

• освещение в СМИ.

Совместная деятельность родителей и педагогов по созданию здоровьесберегающей среды в ДОУ и в семье

В семье

        

В ДОУ

1. По мере материальной возможности позаботится о создании условий для физического развития детей.

1. В группе создавать условия для свободной двигательной деятельности детей.

2. Желательно приобрести несколько настольно-печатных игр (учитывая возраст детей) по формированию привычки к здоровому образу жизни.

2. Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными. Разъяснять родителям негативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и развитие детей.

3. Выполнение режима дня дома в выходные дни.

3. Пропагандировать опыт по воспитанию полезных привычек как основу становления характера ребенка.

4. Вспоминать о своем детстве и рассказывать какими видами спорта  вы любили заниматься, в какие подвижные игры вы играли со сверстниками.

4. Оказывать постоянное внимание и проявлять уважение к выбору подвижных игр. Привлекать детей, обучающихся в различных спортивных секциях к взаимообучению сверстников.

5. Создавать благоприятную гигиеническую обстановку, предусматривающую систематическое проветривание и поддержание температуры воздуха +20 +22 °С.

6. Дома оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к окну.

6. Соблюдение требований САНпиНа по организации жизни детей в ДОУ.

7. Добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур.

8. Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом.

9. Осуществлять закаливающие процедуры с использованием воды, воздуха, солнечных лучей в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями врача                                

10. Создание библиотеки детской и энциклопедической литературы, содержание которой способствует формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.

10. Пропагандировать среди родителей детской литературы, являющейся педагогически ценной.

11. Личный пример взрослых родителей и педагогов — мы за здоровый образ жизни: отказ от вредных привычек; участие в спортивных соревнованиях; пешеходные прогулки; здоровое питание; соблюдение режима дня; двигательная активность и т.п.

12. По мере возможности расширять сферу контактов с людьми, ведущими здоровый образ жизни.

12. Обогащать знания детей о жизни и деятельности людей, ведущих здоровый образ жизни.

                                   Семейные традиции

Цель данного направления - взаимодействие педагогов ДОУ с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; а также повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как педагогам.

Задачи взаимодействия с семьей.

  • Продолжать формировать у дошкольников привычку к здоровому образу жизни;
  • Укреплять и охранять здоровье детей;
  • Развивать способность устанавливать простейшие связи между совершаемыми действиями и состоянием здоровья;
  •  Сообщать родителям о значении ЗОЖ для развития детей.

У каждого взрослого человека есть такие воспоминания о детстве, которые наполняют душу несравнимым ни с чем теплом. Самое лучшее нам хочется «взять с собой» во взрослую жизнь, продолжать лучшие семейные традиции.

 Создание физкультурно-оздоровительного климата в семье

Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения  является достаточно эффективной мерой. Для формирования физкультурно-оздоровительного климата в семье необходимо начинать с семейных традиций, которые передаются младшему поколению в различных формах физического воспитания, а также созданию адекватной возрасту и индивидуальным особенностям ребенка предметно-развивающей среды в домашних условиях. Для реализации этой проблемы необходимо использовать хорошо зарекомендовавшие себя формы традиционного информирования родителей о способах физкультурно-оздоровительной работы (собрания, дни открытых дверей, акции, наглядная агитация, открытые мероприятия, индивидуальные беседы об организации предметно-развивающей среды в домашних условиях, организацией практикумов — с демонстрацией вариантов использования игрушек и спортивного инвентаря).
     Основным компонентом предметно-развивающей среды, обеспечивающей физическое воспитание детей дома, являются физкультурно-оздоровительные комплексы «Домашний стадион», мячи, санки, коньки, лыжи, велосипеды, самокаты, ролики,  бадминтон.
Если в семье имеются в наличии эти основные (ключевые) предметы, необходимые для нормального физического воспитания детей в семье, то это частично поможет реализовать физическое развитие детей.

     Со стороны сотрудников ДОУ необходимо передавать родителям способы организации физического воспитания дошкольников в домашних условиях. В качестве ключевых ситуаций предпочтительнее использовать совместные подвижные игры воспитателя с детьми и их родителями.
Наиболее удобно осуществлять этот вид работы во второй половине дня, когда родители могут задержаться на некоторое время в детском саду.
Пример совместной игры взрослых позволяет детям этого возраста «схватить» целостный образец выполнения определенных действий и схему взаимодействия.

          Алгоритм взаимодействия воспитателя с родителями по физическому воспитанию детей раннего возраста:
· Воспитатель в присутствии детей приглашает взрослого к участию в совместной подвижной игре и демонстрирует возможные образцы деятельности с ключевыми предметами;
· Игровые действия повторяются несколько раз, сопровождаясь эмоционально окрашенными положительными высказываниями.
· В процессе совместной игры воспитатель знакомит родителей с разнообразием основных ключевых предметов и с приемами их игрового использования.
· Затем воспитатель приглашает ребенка и проигрывает с ним несколько вариантов действий с ключевыми предметами. Родитель ставится в позицию наблюдателя и еще раз получает возможность усвоить способы организации физического воспитания в семье.
· По окончании совместной игры с малышом, воспитатель предлагает родителю самостоятельно организовать эту игру с одним-двумя детьми.

          Алгоритм взаимодействия с семьей по физическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет):
· Период формирования двигательных умений и навыков детей на основе подражания действиям взрослых или сверстников. Особенностями двигательного поведения детей этого возраста является совершенствование навыков ходьбы, бега и лазания, а также освоение таких форм движения, как езда на трехколесном велосипеде, снегокате, катание на лыжах, выполнение движений с предметами и упражнений на тренажере.
· Формировать овладение различными формами прыжков, метания;
· Учить освоению упражнений с сохранением равновесия (ходьба по ограниченной поверхности: скамейке, бревну, снежному буму, бордюрному камню).
· Основным мотивом для выполнения детьми физических упражнений остается совместная подвижная игра с взрослым и другими детьми и желание закрепить новые умения и навыки.

          Развивающая среда дома:
· Предоставить в свободный доступ велосипед, санки, качели, подвесную сетку — мешок для метания мячей, простейшие тренажеры (мини-велотренажер, мини-степпер – «ступеньки»), мяч — прыгунок (хоп) и лыжи.

· Необходимо оборудовать место для самостоятельной двигательной активности: активности детей, освободив участок комнаты и застелив его ковровым покрытием. Без тренажера и сетки для метания можно обойтись, но есть одна игрушка, без которой жизнь ребенка младшего дошкольного возраста была бы тусклой и бедной. И эта игрушка — мяч.

         Мяч является ключевым предметом, способствующим развитию у детей координации движений, ловкости, быстроты реакции, тренировки их в меткости, умении действовать по сигналу и согласовании своих действий с действиями других участников игры. Родителям необходимо объяснять уникальность и универсальность мяча, которая определяется теми свойствами, которыми он обладает: катиться, подскакивать, подлетать вверх, отлетать от преграды в результате приложения к нему физического усилия.

          Педагогам детского сада необходимо помочь родителям освоить простые ежедневные забавы с мячом, способные приносить пользу и доставлять истинную радость ребенку.

· Ключевая позиция взаимодействия воспитателя с родителями строится на основе определенного алгоритма (с использованием мяча).
· необходимо организовать деятельность не индивидуально, а малыми подгруппами (3-4 взрослых и столько же детей).
· Алгоритм взаимодействия воспитателя с родителями детей 3-5 лет может быть таким: воспитатель начинает игру с подгруппой родителей (2-3 чел.), а затем привлекает к совместной деятельности дошкольников (или наоборот, сначала начинает игру с детьми, а затем привлекает взрослых). После этого представляет участникам игры возможность продолжить действия самостоятельно. По такой схеме построены подвижные игры.
· При организации индивидуального консультирования все рекомендованные упражнения специалист должен выполнять вместе с ребенком и его родителями (для формирования двигательного образца осваиваемых движений).

          Воспитатель может порекомендовать родителям во время совместных упражнений использовать музыкальное сопровождение: включать песенки их любимых мультфильмов. По окончании выполнения упражнений следует сменить характер музыкального сопровождения на спокойный и расслабляющий, чтобы ребенка было легче переключить на другой вид деятельности.

          Алгоритм взаимодействия с семьей по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет): Поддерживать интерес детей к занятиям спортом и одновременно повышенное внимание к возможным физическим перегрузкам — одно из ведущих направлений взаимодействия педагогов и родителей.
Многие родители приобретают для пятилетних детей двухколесный велосипед и роликовые коньки, ласты и маску для подводного плавания, скутер и снегокат, коньки и скейтборд. У них возникает желание видеть своих детей умными, ловкими, грациозными и подтянутыми, но организовать систематические игры и занятия с использованием этого спортивного инвентаря большинству семей не удается.
Воспитателям необходимо проводить разъяснительную работу по использованию универсальных игрушек, которые позволят взрослым организовать интересную ежедневную двигательную практику детей.

Список используемой литературы

  1. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 112 с.
  2. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: Линко-Пресс, 2000. - 296 с.
  3. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка.- М.: АРКТИ, 1997.
  4. «Ребенок в д/саду» № 5, 2004 г.
  5. «Ребенок в д/саду» №6, 2004 г.
  6. http://festival.1september.ru/articles/588148/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

Программа по охране здоровья, физическому развитию и формированию здорового образа жизни для детей младшего и среднего школьного возраста

Данная программа нацелена на формирование у детей ценности здоровья, чувства ответственности за сохраниение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культ...

Значение семьи в формировании здорового образа жизни ребёнка

«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование ЗОЖ должно начинаться с рождения малыша для того, чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоров...

Консультация «От формирования гигиенической и физической культуры к формированию здорового образа жизни»

Обучение здоровому образу жизни. Знакомство со множеством различных правил сохранения и укрепления здоровья....

Доклад на педагогическом Совете по теме: «Создание условий образовательно-оздоровительного пространства, обеспечивающего воспитание познавательной культуры, способствующей формированию здорового образа жизни»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА "МИЛОСЕРДИЕ"      Доклад на педагогическом Совете  по т...