Самообразование " Приобщение детей дошкольного возраста 4 - 5 лет к истокам русской народной культуры"
проект (средняя группа)
Традиционная народная культура является глубиной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2022_-2023.docx | 33.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шеркальская средняя общеобразовательная школа»
Проект
Тема: «Приобщение детей дошкольного возраста 4-5 лет
к истокам русской народной культуры»
Воспитатель: первой категории
Белозерова Юлия Викторовна
2022 – 2023 уч.год
"Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен"
Н. М. Карамзин.
Пояснительная записка
В целях духовно нравственного воспитания детей дошкольного возраста в нашем дошкольном учреждении реализуется Программа «Социокультурные истоки», которая содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразия мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно – нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно нравственного, творческого и физического развития ребенка, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Для реализации данной программы я применила проектный метод, так как он является одним из наиболее эффективных и результативных форм работы с детьми дошкольного возраста. Через проектную деятельность ребенок получает более глубокие и устойчивые знания, так как он сам является непосредственным участником добывания знаний. Еще одно достоинство метода проектов заключается в том, что он является эффективным средством интеграции ДОУ и семьи, укрепления связей между родителями и детьми, между воспитателями и детьми. Мой проект направлен на развитие у детей умение проявлять доброе отношение к близким людям, умение слушать друг друга, развивать социокультурную основу личности, на формирование у детей доброго, заботливого отношения к природе, к животным на привитие уважения к труду, способности проявлять добрые чувства к близким.
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста 4-5 лет к истокам русской народной культуры
Проблема:
Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою
Задачи:
· повысить собственный уровень методических знаний, методов и приемов путём изучения необходимой литературы по данной теме самообразования;
· продолжить знакомить детей с русской народной культурой: народными традициями и обычаями, праздниками, играми, народным фольклором;
· оформить предметно-развивающую среду в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
· привлечь педагогов и родителей (законных представителей) к решению проблемы формирования эстетических и нравственных качеств у детей;
· поддерживать у детей и родителей потребность к совместной познавательной и творческой деятельности;
· воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие добра, любви, человечности, единения.
Планируемые результаты:
Воспитанники:
У детей 4 – 5 лет повышается значимость общения со сверстниками, а главной коммуникативной потребностью становится потребность в сотрудничестве с детьми и взрослыми, признание с их стороны.
Формируется:
- способность следовать нравственным нормам и правилам на основе формирующихся у детей потребностей в социальном соответствии;
- способность чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарным, заботливым и внимательным к родителям и другим близким людям;
- умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками.
Для родителей: формирование партнерских отношений между родителями и педагогами, воспитаниками.
Вид проекта: долгосрочный, познавательный, творческий.
Срок реализации проекта: 2022 – 2023 год
Участники проекта: воспитанники 4 – 5 лет, родители (законные представители), педагогов
Перспективный план работы с детьми
№ | Месяц | Тема | Содержание деятельности | Литература Программа: «Социокультурные истоки» |
1 | Сентябрь | «Дружная семья» | Беседа «Дружная семья» на основе русской народной сказки «братец Иванушка и сестрица Аленушка» | Книга «Дружная семья» стр.5 |
Русская народная игра «У дедушки Трифона» | Книга «Дружная семья» стр.15 | |||
Работа в паре «Дружная семья» | Книга «Дружная семья» стр.19-20 | |||
Оформление страницы в альбоме «Дружная семья» | Книга «Дружная семья» стр.21 Альбом «Дружная семья» стр.21 | |||
2 | Октябрь | «Домашнее тепло» | Пальчиковая игра «Семья» | Книга «Дружная семья» стр.14 |
Занятие № 3 «Коровушка и бычок» | Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Стр 46 О.Л.Князева. | |||
Работа в круге . Беседа «Как в вашей семье родные и близкие заботятся друг о друге» с использованием поэтических текстов, пословиц и личного опыта детей | Книга «Дружная семья» стр.3, 24-25 | |||
Русская народная игра «Как у бабушки Ларисы» | Книга «Дружная семья» стр.25 | |||
Чтение рассказа Л. Нечаева «Семеро по лавкам» | Книга «Дружная семья» стр.26 | |||
3 | Ноябрь | «Дорога добра» | Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» «Петушок – золотой гребешок» Занятие №11 | Книга «В добрый путь» стр.5 Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Стр 49 О.Л.Князева. |
Чтение потешки «Куда, Ваня, едешь?», рассказа К.Лукашевича «Добрая девочка» «Сошью Маше сарафан» Занятие № 7 | Книга «В добрый путь» стр.8,10 Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Стр 48 О.Л.Князева. | |||
Работа в круге .Беседа «Какую дорогу можно назвать доброй» Игра «Огород» | Книга «В добрый путь» стр 9 | |||
Работа в паре «Дороги добра» | Книга «В добрый путь» стр.13-14 | |||
4 | Декабрь | «Сказочный лес» | Чтение русской народной сказки «Петушок – Золотой Гребешок» | Книга «Благодарное слово» стр.18 |
Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса» «Здравствуй, зимушка – зима!». Занятие № 13 | Книга «Благодарное слово» стр.23 Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Стр 50 О.Л.Князева. | |||
Хороводная игра «Хоровод в лесу» | Книга «Благодарное слово» стр.17 | |||
Работа в паре «Сказочный лес»
«Сею, сею, посеваю, с Новым годм поздравляю». Занятие № 16. | Книга «Благодарное слово» стр.26-27 Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Стр 52 О.Л.Князева. | |||
5 | Январь | «Добрая забота» | «Сундучок Деда Мороза» Чтение рассказа Л.Нечаева «Как покататься на лошадке» | Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Стр 53 О.Л.Князева. Книга «Добрая забота» стр.5 |
Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Петушок с семьёй» | Книга «Добрая забота» стр.10 | |||
Хороводная игра «Кто пасется на лугу» | Книга «Добрая забота» стр.9 | |||
Работа в паре «Добрая забота» | Книга «Добрая забота» стр.13-14 | |||
6 | Февраль | «Праведный труд» | Чтение рассказа О.С.Абрамовой «Семейный праздник» | Книга «Добрая забота» стр.17 |
Русская народная игра «Кто с нами»
«Заюшкина избушка» Занятие № 20 | Книга «Добрая забота» стр.22 Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Стр 54 О.Л.Князева. | |||
Чтение рассказа П.Засодимского «Откуда взялся хлеб», Т.А. Шорыгина «Жатва» «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая» Занятие « 24 | Книга «Добрая забота» стр.24-25 Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Стр 57 О.Л.Князева. | |||
Беседа «Труд человека кормит» | Книга «Добрая забота» стр.26 | |||
7 | Март | «Любимая сказка» | «При солнышке – тепло, при матушке – добро» Занятие № 25 Чтение русской народной сказки «Крошечка –Ховрошечка» | Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Стр 57 О.Л.Князева. Книга «Благодарное слово» стр.5 |
Викторина « «Узнайте сказку» | Книга «Благодарное слово» стр.10 | |||
Загадки «Отгадайте сказочного героя» | Книга «Благодарное слово» стр.12 | |||
Оформление страницы альбома: «Любимый сказочный герой» | Книга «Благодарное слово» стр.11 | |||
8 | Апрель | «Благодарное слово» | «Пришла весна!» Занятие № 28 Чтение Н. К .Абрамцева «Правдивая история о садовнике» | Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Стр 59 О.Л. Князева. Книга «Благодарное слово» стр.15 |
«Шутку шутить – людей насмешить». Занятие № 29 Чтение рассказа Е. Фролова «Кто вырастил яблочко» | Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Стр 60 О.Л. Князева. Книга «Благодарное слово» стр.20 | |||
Разговор в кругу «Сказки в которых выражается благодарное слово» | Книга «Благодарное слово» стр.22 | |||
Беседа «Когда говорят-спасибо» «Русская свистулька» Занятие № 31 | Книга «Благодарное слово» стр 21 Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Стр 61 О.Л. Князева. | |||
9 | Май | «Светлый праздник» | Чтение Н.С. Шмелев «Троица» «Времена года» Занятие № 33 | Книга «Благодарное слово» стр.25 Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Стр 62 О.Л. Князева. |
Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Березка» | Книга «Благодарное слово» стр.27 | |||
«Во поле березка стояла» Художественно-игровая деятельность детей. | Книга «Благодарное слово» стр.29 | |||
Чтение «Сказка про Березку» «Игра с колобком» Занятие № 35 | Книга «Благодарное слово» стр.30 Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Стр 63 О.Л. Князева. |
Сотрудничество с родителями ( законными представителями)
План 1.Круглый стол для родителей «Знакомство с программой «Истоки»» 2. Папка-передвижка «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье». 3. Консультация «Добрые слова или обучаем ребенка вежливости», «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье». 4.Папка-передвижка «Добрые слова или обучаем ребенка вежливости». 6.Анкетирование родителей «Духовно-нравственное воспитание детей». 7.Индивидуальные консультации по просьбе родителей. 8 Итоговое НОД «Дружная семья ». |
Список использованной литературы
- И.А.Кузьмин Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования.- М.: Издательский дом «Истоки»,2018.-216с.
- И.А.Кузьмин Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополненное.- .- М.: Издательский дом «Истоки»,2018.-216с.
- И.А.Кузьмин Истоковедение. Том 11.- М.: Издательский дом «Истоки»,2017.-320с.
- О.Л. Князева, М.Д.Маханева. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приобщение детей дошкольного возраста к к истокам русской народной культуры"
Сообщение из опыта работы....
Конспект НОД по приобщению детей четвертого года жизни к истокам русской народной культуры «Русская матрешка»
Познакомить детей с русской деревянной игрушкой- матрешка....
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности по приобщению детей второй младшей группы к истокам русской народной культуры. Тема: «Народная игрушка»
(интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»)....
"Приобщение детей 3-4 лет к истокам русской народной культуры". ( методическая разработка)
Методическая разработка-пробщение дошкольников и родителей к народной культуре....
Проект «Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и быту народной культуры»
=Актуальность проекта.В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национ...
«Народное творчество как средство приобщения детей 3-5 лет к истокам русской народной культуры».
Одной из основных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, красоте и благородстве...
Проект по приобщению детей 2-3 лет к истокам русской народной культуры «ЗАБАВУШКА»
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить...