Самообразование " Приобщение детей дошкольного возраста 4 - 5 лет к истокам русской народной культуры"
проект (средняя группа)

Белозерова Юлия Викторовна

Традиционная  народная культура является глубиной  основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2022_-2023.docx33.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шеркальская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

Проект

Тема:  «Приобщение детей дошкольного возраста 4-5 лет
                      к истокам русской народной культуры»

 

 

 

Воспитатель: первой категории

Белозерова Юлия Викторовна

 

 

2022 – 2023 уч.год

               "Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен"

                                               

                                                    Н. М. Карамзин.

                                                            Пояснительная записка

В целях духовно нравственного воспитания детей дошкольного возраста в нашем дошкольном учреждении реализуется Программа «Социокультурные истоки», которая содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразия мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений,  обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно – нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно нравственного, творческого и физического развития ребенка, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Для реализации данной программы я применила проектный метод, так как он является  одним  из наиболее эффективных и результативных форм работы с детьми дошкольного возраста. Через проектную деятельность ребенок получает более глубокие и устойчивые знания, так как он сам является непосредственным участником добывания знаний. Еще одно достоинство метода проектов заключается в том, что он является эффективным средством интеграции ДОУ и семьи, укрепления связей между родителями и детьми, между воспитателями и детьми. Мой проект направлен на развитие у детей умение проявлять доброе отношение к близким людям, умение слушать друг друга, развивать социокультурную основу личности, на формирование  у детей доброго, заботливого отношения к природе, к животным на привитие уважения к труду, способности  проявлять добрые чувства к близким.

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста 4-5 лет  к истокам русской народной культуры

Проблема:

Россия  - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою

Задачи:

·          повысить собственный уровень методических знаний, методов и приемов путём изучения необходимой литературы по данной теме самообразования;

·          продолжить знакомить  детей с русской народной культурой: народными традициями и обычаями,  праздниками,   играми, народным фольклором;

·          оформить предметно-развивающую среду в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

·          привлечь педагогов и родителей (законных представителей) к решению проблемы формирования эстетических и нравственных качеств у детей;

·          поддерживать у детей и родителей потребность к совместной познавательной и творческой деятельности;

·          воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие добра, любви, человечности, единения.

Планируемые результаты:

Воспитанники:

У детей 4 – 5 лет повышается значимость общения со сверстниками, а главной коммуникативной потребностью становится потребность в сотрудничестве с детьми и взрослыми, признание с их стороны.

Формируется:

  • способность следовать нравственным нормам и правилам на основе формирующихся у детей потребностей в социальном соответствии;
  • способность чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарным, заботливым и внимательным к родителям и другим близким людям;
  • умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками.

Для родителей: формирование партнерских отношений между родителями и педагогами, воспитаниками.

Вид проекта: долгосрочный, познавательный, творческий.

Срок реализации проекта: 2022 – 2023 год

Участники проекта: воспитанники 4 – 5 лет, родители (законные представители), педагогов

                                                  Перспективный план работы  с детьми

Месяц

Тема

Содержание деятельности

Литература

Программа: «Социокультурные истоки»

1

Сентябрь

«Дружная семья»

Беседа «Дружная семья» на основе русской народной сказки «братец Иванушка и сестрица Аленушка»

Книга «Дружная семья» стр.5

Русская народная игра «У дедушки Трифона»

Книга «Дружная семья» стр.15

Работа в паре «Дружная семья»

Книга «Дружная семья» стр.19-20

Оформление страницы в альбоме «Дружная семья»

Книга «Дружная семья» стр.21

Альбом «Дружная семья» стр.21

2

Октябрь

«Домашнее тепло»

Пальчиковая игра «Семья»

Книга «Дружная семья» стр.14

Занятие № 3 «Коровушка и бычок»

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Стр 46 О.Л.Князева.

Работа в круге . Беседа «Как в вашей семье родные и близкие заботятся друг о друге» с использованием поэтических текстов, пословиц и личного опыта детей

Книга «Дружная семья» стр.3, 24-25

Русская народная игра «Как у бабушки Ларисы»

Книга «Дружная семья» стр.25

Чтение рассказа Л. Нечаева «Семеро по лавкам»

Книга «Дружная семья» стр.26

3

Ноябрь

«Дорога добра»

Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко»

«Петушок – золотой гребешок» Занятие №11

Книга «В добрый путь» стр.5

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Стр 49 О.Л.Князева.

Чтение потешки «Куда, Ваня, едешь?», рассказа К.Лукашевича «Добрая девочка»

«Сошью Маше сарафан» Занятие № 7

Книга «В добрый путь» стр.8,10

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Стр 48 О.Л.Князева.

Работа в круге .Беседа «Какую дорогу можно назвать доброй» Игра «Огород»

Книга «В добрый путь» стр 9

Работа в паре «Дороги добра»

Книга «В добрый путь» стр.13-14

4

Декабрь

«Сказочный лес»

Чтение русской народной сказки «Петушок – Золотой Гребешок»

Книга «Благодарное слово» стр.18

Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса»

«Здравствуй, зимушка – зима!». Занятие № 13

Книга «Благодарное слово» стр.23

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Стр 50 О.Л.Князева.

Хороводная игра «Хоровод в лесу»

Книга «Благодарное слово» стр.17

Работа в паре «Сказочный лес»

 

«Сею, сею, посеваю, с Новым годм поздравляю». Занятие № 16.

Книга «Благодарное слово» стр.26-27

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Стр 52  О.Л.Князева.

5

Январь

«Добрая забота»

 «Сундучок Деда Мороза»

Чтение рассказа Л.Нечаева «Как покататься на лошадке»

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Стр 53  О.Л.Князева.

Книга «Добрая забота» стр.5

Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Петушок с семьёй»

Книга «Добрая забота» стр.10

Хороводная игра «Кто пасется на лугу»

Книга «Добрая забота» стр.9

Работа в паре «Добрая забота»

Книга «Добрая забота» стр.13-14

6

Февраль

«Праведный труд»

Чтение рассказа О.С.Абрамовой «Семейный праздник»

Книга «Добрая забота» стр.17

Русская народная игра «Кто с нами»

 

«Заюшкина избушка» Занятие № 20

Книга «Добрая забота» стр.22

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Стр 54 О.Л.Князева.

Чтение рассказа П.Засодимского «Откуда взялся хлеб», Т.А. Шорыгина «Жатва»

«Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая» Занятие « 24

Книга «Добрая забота» стр.24-25

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Стр 57  О.Л.Князева.

Беседа «Труд человека кормит»

Книга «Добрая забота» стр.26

7

Март

«Любимая сказка»

«При солнышке – тепло, при матушке – добро» Занятие № 25

Чтение русской народной сказки «Крошечка –Ховрошечка»

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Стр 57  О.Л.Князева.

Книга «Благодарное слово» стр.5

Викторина « «Узнайте сказку»

Книга «Благодарное слово» стр.10

Загадки «Отгадайте сказочного героя»

Книга «Благодарное слово» стр.12

Оформление страницы альбома: «Любимый сказочный герой»

Книга «Благодарное слово» стр.11

8

Апрель

«Благодарное слово»

«Пришла весна!» Занятие № 28

Чтение Н. К .Абрамцева «Правдивая история о садовнике»

Приобщение детей к истокам русской народной культуры.  Стр  59 О.Л. Князева.

Книга «Благодарное слово» стр.15

«Шутку шутить – людей насмешить». Занятие № 29

Чтение рассказа Е. Фролова «Кто вырастил яблочко»

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Стр 60  О.Л. Князева.

Книга «Благодарное слово» стр.20

Разговор в кругу «Сказки в которых выражается благодарное слово»

Книга «Благодарное слово» стр.22

Беседа «Когда говорят-спасибо»

«Русская свистулька» Занятие № 31

Книга «Благодарное слово» стр 21

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Стр 61  О.Л. Князева.

9

Май

«Светлый праздник»

Чтение Н.С. Шмелев «Троица»

«Времена года» Занятие  № 33

Книга «Благодарное слово» стр.25

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Стр 62  О.Л. Князева.

Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Березка»

Книга «Благодарное слово» стр.27

«Во поле березка стояла» Художественно-игровая деятельность детей.

Книга «Благодарное слово» стр.29

Чтение «Сказка про Березку»

«Игра с колобком» Занятие № 35

Книга «Благодарное слово» стр.30

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Стр 63  О.Л. Князева.

                                  Сотрудничество с родителями ( законными представителями)

План

1.Круглый стол  для родителей «Знакомство с программой «Истоки»»

2. Папка-передвижка «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье».

3. Консультация «Добрые слова или обучаем ребенка вежливости», «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье».

4.Папка-передвижка «Добрые слова или обучаем ребенка вежливости».

6.Анкетирование родителей «Духовно-нравственное воспитание детей».

7.Индивидуальные консультации по просьбе родителей.

 8 Итоговое НОД  «Дружная семья ».

Список использованной литературы

  1. И.А.Кузьмин Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования.- М.: Издательский дом «Истоки»,2018.-216с.
  2. И.А.Кузьмин Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополненное.- .- М.: Издательский дом «Истоки»,2018.-216с.
  3. И.А.Кузьмин Истоковедение. Том 11.- М.: Издательский дом «Истоки»,2017.-320с.
  4. О.Л. Князева, М.Д.Маханева. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

 

 

 

 

 

 

                                                 

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение детей 3-4 лет к истокам русской народной культуры". ( методическая разработка)

Методическая разработка-пробщение дошкольников и родителей к народной культуре....

Проект «Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и быту народной культуры»

=Актуальность проекта.В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национ...

«Народное творчество как средство приобщения детей 3-5 лет к истокам русской народной культуры».

Одной из основных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, красоте и благородстве...

Проект по приобщению детей 2-3 лет к истокам русской народной культуры «ЗАБАВУШКА»

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить...