Проект по приобщению детей 2-3 лет к истокам русской народной культуры «ЗАБАВУШКА»
проект по развитию речи (младшая группа)

Мишанина Екатерина Алексеевна

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

 
  
  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект "Забавушка"553.18 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

по   приобщению  детей 2-3 лет к  истокам русской  народной культуры

«ЗАБАВУШКА»

https://i.ebayimg.com/00/s/MTE3NVgxNjAw/z/l9QAAOSwGVRdLIrJ/$_57.JPG?set_id=8800005007

 Введение

 Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство любви к родной природе – одно из слагаемых патриотизма. Именно с воспитания любви к родной природе необходимо начинать патриотическое воспитание дошкольников: ведь природные явления, объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для восприятия, воздействуют на эмоциональную сферу.

На младшей ступени дошкольного возраста у детей воспитывается любовь к родному дому, маме, семье, детскому саду, к воспитателю. Становление и развитие основных нравственных качеств - начало гуманных чувств и отношений, коллективизма, любви к Родине - происходит постепенно от младшего возраста до школы.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Устное народное творчество - загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки — воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре. Устное народное творчество как ценнейший языковой материал широко используется в обучении и воспитании детей. Оно как игра, развлечение, но в то же время через него по-другому видят окружающий мир.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Актуальность

Данный проект нацелен на приобщение воспитанников к ценностям национальной культуры, знакомство с народными традициями и обычаями русского народа, с сокровищами устного народного творчества. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры– одна из актуальных проблем, которая должна быть не безразлична всем тем, кто имеет отношение к детям. Эта проблема могла бы быть восполнена участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уже о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая, педагогически грамотная переработка материала. Следовательно, возникает необходимость организовать работу по ознакомлению с ней уже в дошкольном возрасте. Игровые, художественно-образные формы взаимодействия взрослых с малышами и детей друг с другом, запечатленные в жанрах фольклора, близки детскому восприятию, доступны переживанию в детском возрасте, соответствуют психике ребенка, отвечают его возможностям и потребностям. Процесс познания и усвоения должен начинаться, как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери», ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Паспорт проекта

Тип проекта: познавательно - творческий.

Проект проводится: в группе общеразвивающей направленности для детей 2-3 лет

Длительность проекта: долгосрочный ,март-май

Реализация проекта:

Совместная деятельность педагогов с детьми при взаимодействии с родителями.

Постановка проблемы:   Воспитание чувства любви и привязанности к природным и культурным ценностям русского народа,  как основы развития патриотизма.

Цель: знакомство детей  с фольклором,   традициями и искусством русского народа, через разные виды деятельности.

Задачи:

Обучающие: знакомить детей с историческим прошлым и традициями русского народа. Знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством- с русской народной игрушкой (матрешки, дымковские игрушки, хохломские изделия). Познакомить с русским народным творчеством- игры, хороводы, колядки, песни.   

 Воспитательные: воспитывать нравственно-патриотические и духовные качества детей.

Развивающие:  развивать творческие способности, речевую активность детей средствами фольклора способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, творческой инициативы.

Интеграция образовательных областей: 

«Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Методы и приёмы, используемые на проекте:

Наглядный метод: 

демонстрация и иллюстрация сюжетных картинок, показ способов действий.

Словесный метод: коллективное чтение стихотворений, сказок.

Игровой метод: подвижные игры, музыкальные игры-забавы, д/и, пальчиковые игры.

Результат деятельности педагогов: систематизация работы по разрабатываемой теме.

Ожидаемый результат деятельности детей:

Познакомились с русским народным творчеством

Расширение представления о народном искусстве

Повышается интерес к фольклору, дети разучили детские частушки, потешки; народные игры.

Формы организации работы:

1 этап подготовительный:

• Составление проекта.

• Подбор методической и художественной литературы и других материалов.

• Изготовление и подбор пособий (ложки, свистульки, шкатулки и т.д.).

• Подбор различных игр (дидактических, подвижных, малоподвижных, сюжетно-ролевых).

• Разработка плана мероприятий.

• Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

2 этап основной

 Организация занятий познавательно-творческого характера, организация двигательного режима.

• Рассматривание иллюстраций и демонстрационного материала (открытки с изображением русской природы, семейные фотографии, иллюстрации к стихотворениям и русским сказкам, презентации «Народная игрушка», изготовление макета «Русская изба» .

• Дидактические игры.

• Подвижные и малоподвижные игры.

• Беседы.

• Заучивание стихотворений и прибауток.

• Пересказ сказок.

• Творческая деятельность: лепка, рисование, конструирование, аппликация.

3 этап заключительный

•Дети познакомятся с устройством русской избы, с предметами старинного русского быта.

• Продолжают знакомиться с русскими народными играми, научились в них играть.

•У детей сформируется понятие о жанре русского народного творчества «сказка».

•Расширятся представления о народном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде, предметах быта и т. д.).

• Повышается интерес к фольклору, дети разучили детские частушки, потешки; познакомились с народными пословицами, поговорками .

•В группе будет организована выставка «Пасхальное яйцо».

Работа с родителями:

• Оформление консультаций.

• Беседа с родителями.

• Задания для совместной деятельности детей и родителей.

• Помощь родителей при изготовлении наглядных пособий и подготовке к тематическим развлечениям.

•Помощь родителей в создании развивающей среды в группе для более целостного восприятия детьми материала о малой Родине.

Создание памятки для родителей - «Роль родителей в возрождении русских традиций»

Продукт проекта

•Проведена  мини-выставка детских работ изготовленных в ходе проведения проекта.

•Организована в группе выставка «Пасхальное яйцо».

•Изготовлен детский макет «Русская изба»

•Пополнена предметно-развивающая  среда народными игрушками,

 предметами русского быта.

Вывод: Сформирована предметно-пространственная развивающая среда, которая способствует приобщению детей к народной культуре.  Дети имеют достаточные для раннего и младшего дошкольного возраста представления о русском народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях, обычаях, праздниках. Родители являются активными участниками совместной деятельности с ребенком в условиях семьи и детского сада.

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

Сроки проведения

 Программное содержание

Форма проведения

Март

1

неделя

Беседа «Моя семья большая»

Цель: формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

«Масленица» 

 Цель: познакомить с русской народной традицией провожать зиму.  

 Развлечение «Мамин праздник»

Цель: воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к маме, воспитывать желание принимать участие в праздниках, участвовать в совместных играх, вызвать у детей чувство радости

Чаепитие с блинами.

 Создать у детей радостное настроение   формировать коммуникативные навыки, воспитывать дружелюбие.

2 неделя

«Птички-птички, к нам летите»

Цель: Знакомство с традицией зазывать весну, птиц, познакомить с закличкой, как формой русского фольклора.

Разучивание закличек про весну. Отгадывание загадок о птицах, знакомство с прибауткой «Две тетери», вызвать интерес к народной игре «Гуси и волк», вызывая у детей эмоциональный отклик на происходящие в ней события.

3 неделя

«Ой, ты котенька-коток»

Цель: Знакомство с колыбельными песенками, новыми прибаутками.   

 Разучивание потешек, песенок : «У кота ли, у кота», «Уж ты котенька-коток», «Серенькая кошечка» «Ой ты кот-котенок», «Как у нашего кота»

4-5 неделя

« Каравай-каравай»

Знакомство с народным фольклором и хороводными играми.

Цель: приобщать детей к истокам русской культуры, знакомить с народными играми, воспитывать интерес к фольклору.

Игры: «Карусели», «По ровненькой дорожке», «Каравай», «Весенние цветочки», «Ровным кругом»

Апрель

1

неделя

«Веселая ярмарка»»

Цель: Развитие темы «Ярмарка». Подчеркнуть веселый характер Петрушки, традиционного русского ярмарочного персонажа.

Рассказ-беседа «Ярмарка»

Игра на шумовых инструментах, повторение их названий.

Лепка: «Крендельки-бараночки». Развлечение «Веселая ярмарка»

2 неделя

«Ай да, чудо ложечка, ложка

деревянная»

Цель: прививать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

НОД, нетрадиционное рисование «Ложки-ложечки, деревянные»

Памятка для родителей - «Роль родителей в возрождении русских традиций»

3 неделя

«Пасха Светлая»

Цель:   Познакомить детей с традицией празднования Пасхи 

Рассказ, беседа  «Великая пасха».

Лепка «Украсим яичко». Организация в группе выставки совместного творчества родителей и детей « Пасхальное яйцо». Памятка для родителей « Как рассказать ребенку о Великой Пасхе»

4

неделя

 «Русская матрешка»

Цель: познакомить с русской игрушкой, являющейся одним из символов России.

 Интегрированное занятие

« Матрешки расписные».

«Теремок для матрешек» (строит. материал). «Сарафан для Матрешки» нетрадиционное рисование.

Май

1 неделя

«Месяц май – сколько хочешь, гуляй!» Цель:  создать у детей весеннее, солнечное настроение, положительные эмоции. Воспитывать бережное отношение к природе.

Организация «сказочной» прогулки, повторение знакомых закличек, игр, песенок. Знакомство с песней о березке.

2 неделя

«Кто у нас хороший?»

Цель: Знакомство с русским народным костюмом.  Вовлекать детей в инсценирование песенок и прибауток, не требуя от них качества, но радуясь активности.  

 Рассматривание куклы в национальном русском наряде.

 Рассматривание

иллюстраций с изображением старинной русской одежды.

 Игры в уголке ряжения. Познакомить детей с хороводом «Ходит Ваня». 

«Подбери узор для сарафана, кушака». Составление русских узоров из мозаики.

3 неделя

«Ах, лошадка какая»

Цель:  Знакомство с декоративно-прикладным искусством; расширять представления детей о народных традициях; формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью.

познакомить с дымковской игрушкой, учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек

 Рассматривание дымковских игрушек и беседа о них;

рассматривание альбома «Дымковские игрушки»;

рисование элементов дымковского узора на картонных шаблонах.

4 неделя

«Что есть в печи –все на стол мечи»

Цель: Дать понятие о русском гостеприимстве, традиционных русских блюдах и посуде, о поведении за столом. Знакомство с обычаем хождения в гости с гостинцами.

Знакомство с пословицами, чтение и беседа по сказке «Заюшкина избушка».

Презентация «Русское гостеприимство».

Драматизация «В гости к деду, в гости к бабе еду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический проектпо ПДД в подготовительной группе «Безопасная дорога.»

Педагогический проект в подготовительной группе детского сада «Безопасная дорога»                   (Дошк...

Анкета для родителей "Приобщение детей дошкольного возраста к основам русскойнародной культуры"

Приобщение детей дошкольного возраста к основам русской народной культуры...

Проектпо развитию связной речи детей «Раз – словечко, два - словечко» в младшей группе

Дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а также развитие связной речи. Речь пом...

Проектпо экологии с детьми с нарушениями зрения.

Проектная деятельность с воспитанниками ДОУ....

Новогодний проектпо мотивам "Уральских сказов" П.П. Бажова

Самый радостный и любимый праздник детей и взрослых – это Новый год, который имеет свою историю и традиции. Время новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, в...