Проект по приобщению детей 2-3 лет к истокам русской народной культуры «ЗАБАВУШКА»
проект по развитию речи (младшая группа)
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. | |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект "Забавушка" | 553.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
по приобщению детей 2-3 лет к истокам русской народной культуры
«ЗАБАВУШКА»
Введение
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство любви к родной природе – одно из слагаемых патриотизма. Именно с воспитания любви к родной природе необходимо начинать патриотическое воспитание дошкольников: ведь природные явления, объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для восприятия, воздействуют на эмоциональную сферу.
На младшей ступени дошкольного возраста у детей воспитывается любовь к родному дому, маме, семье, детскому саду, к воспитателю. Становление и развитие основных нравственных качеств - начало гуманных чувств и отношений, коллективизма, любви к Родине - происходит постепенно от младшего возраста до школы.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Устное народное творчество - загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки — воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре. Устное народное творчество как ценнейший языковой материал широко используется в обучении и воспитании детей. Оно как игра, развлечение, но в то же время через него по-другому видят окружающий мир.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Актуальность
Данный проект нацелен на приобщение воспитанников к ценностям национальной культуры, знакомство с народными традициями и обычаями русского народа, с сокровищами устного народного творчества. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры– одна из актуальных проблем, которая должна быть не безразлична всем тем, кто имеет отношение к детям. Эта проблема могла бы быть восполнена участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уже о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая, педагогически грамотная переработка материала. Следовательно, возникает необходимость организовать работу по ознакомлению с ней уже в дошкольном возрасте. Игровые, художественно-образные формы взаимодействия взрослых с малышами и детей друг с другом, запечатленные в жанрах фольклора, близки детскому восприятию, доступны переживанию в детском возрасте, соответствуют психике ребенка, отвечают его возможностям и потребностям. Процесс познания и усвоения должен начинаться, как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери», ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.
Паспорт проекта
Тип проекта: познавательно - творческий.
Проект проводится: в группе общеразвивающей направленности для детей 2-3 лет
Длительность проекта: долгосрочный ,март-май
Реализация проекта:
Совместная деятельность педагогов с детьми при взаимодействии с родителями.
Постановка проблемы: Воспитание чувства любви и привязанности к природным и культурным ценностям русского народа, как основы развития патриотизма.
Цель: знакомство детей с фольклором, традициями и искусством русского народа, через разные виды деятельности.
Задачи:
Обучающие: знакомить детей с историческим прошлым и традициями русского народа. Знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством- с русской народной игрушкой (матрешки, дымковские игрушки, хохломские изделия). Познакомить с русским народным творчеством- игры, хороводы, колядки, песни.
Воспитательные: воспитывать нравственно-патриотические и духовные качества детей.
Развивающие: развивать творческие способности, речевую активность детей средствами фольклора способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, творческой инициативы.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Методы и приёмы, используемые на проекте:
Наглядный метод:
демонстрация и иллюстрация сюжетных картинок, показ способов действий.
Словесный метод: коллективное чтение стихотворений, сказок.
Игровой метод: подвижные игры, музыкальные игры-забавы, д/и, пальчиковые игры.
Результат деятельности педагогов: систематизация работы по разрабатываемой теме.
Ожидаемый результат деятельности детей:
Познакомились с русским народным творчеством
Расширение представления о народном искусстве
Повышается интерес к фольклору, дети разучили детские частушки, потешки; народные игры.
Формы организации работы:
1 этап подготовительный:
• Составление проекта.
• Подбор методической и художественной литературы и других материалов.
• Изготовление и подбор пособий (ложки, свистульки, шкатулки и т.д.).
• Подбор различных игр (дидактических, подвижных, малоподвижных, сюжетно-ролевых).
• Разработка плана мероприятий.
• Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
2 этап основной
Организация занятий познавательно-творческого характера, организация двигательного режима.
• Рассматривание иллюстраций и демонстрационного материала (открытки с изображением русской природы, семейные фотографии, иллюстрации к стихотворениям и русским сказкам, презентации «Народная игрушка», изготовление макета «Русская изба» .
• Дидактические игры.
• Подвижные и малоподвижные игры.
• Беседы.
• Заучивание стихотворений и прибауток.
• Пересказ сказок.
• Творческая деятельность: лепка, рисование, конструирование, аппликация.
3 этап заключительный
•Дети познакомятся с устройством русской избы, с предметами старинного русского быта.
• Продолжают знакомиться с русскими народными играми, научились в них играть.
•У детей сформируется понятие о жанре русского народного творчества «сказка».
•Расширятся представления о народном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде, предметах быта и т. д.).
• Повышается интерес к фольклору, дети разучили детские частушки, потешки; познакомились с народными пословицами, поговорками .
•В группе будет организована выставка «Пасхальное яйцо».
Работа с родителями:
• Оформление консультаций.
• Беседа с родителями.
• Задания для совместной деятельности детей и родителей.
• Помощь родителей при изготовлении наглядных пособий и подготовке к тематическим развлечениям.
•Помощь родителей в создании развивающей среды в группе для более целостного восприятия детьми материала о малой Родине.
•Создание памятки для родителей - «Роль родителей в возрождении русских традиций»
Продукт проекта
•Проведена мини-выставка детских работ изготовленных в ходе проведения проекта.
•Организована в группе выставка «Пасхальное яйцо».
•Изготовлен детский макет «Русская изба»
•Пополнена предметно-развивающая среда народными игрушками,
предметами русского быта.
Вывод: Сформирована предметно-пространственная развивающая среда, которая способствует приобщению детей к народной культуре. Дети имеют достаточные для раннего и младшего дошкольного возраста представления о русском народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях, обычаях, праздниках. Родители являются активными участниками совместной деятельности с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Календарно-тематическое планирование
Сроки проведения | Программное содержание | Форма проведения |
Март | ||
1 неделя | Беседа «Моя семья большая» Цель: формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях. «Масленица» Цель: познакомить с русской народной традицией провожать зиму. | Развлечение «Мамин праздник» Цель: воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к маме, воспитывать желание принимать участие в праздниках, участвовать в совместных играх, вызвать у детей чувство радости Чаепитие с блинами. Создать у детей радостное настроение формировать коммуникативные навыки, воспитывать дружелюбие. |
2 неделя | «Птички-птички, к нам летите» Цель: Знакомство с традицией зазывать весну, птиц, познакомить с закличкой, как формой русского фольклора. | Разучивание закличек про весну. Отгадывание загадок о птицах, знакомство с прибауткой «Две тетери», вызвать интерес к народной игре «Гуси и волк», вызывая у детей эмоциональный отклик на происходящие в ней события. |
3 неделя | «Ой, ты котенька-коток» Цель: Знакомство с колыбельными песенками, новыми прибаутками. | Разучивание потешек, песенок : «У кота ли, у кота», «Уж ты котенька-коток», «Серенькая кошечка» «Ой ты кот-котенок», «Как у нашего кота» |
4-5 неделя | « Каравай-каравай» Знакомство с народным фольклором и хороводными играми. Цель: приобщать детей к истокам русской культуры, знакомить с народными играми, воспитывать интерес к фольклору. | Игры: «Карусели», «По ровненькой дорожке», «Каравай», «Весенние цветочки», «Ровным кругом» |
Апрель | ||
1 неделя | «Веселая ярмарка»» Цель: Развитие темы «Ярмарка». Подчеркнуть веселый характер Петрушки, традиционного русского ярмарочного персонажа. | Рассказ-беседа «Ярмарка» Игра на шумовых инструментах, повторение их названий. Лепка: «Крендельки-бараночки». Развлечение «Веселая ярмарка» |
2 неделя | «Ай да, чудо ложечка, ложка деревянная» Цель: прививать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке. | НОД, нетрадиционное рисование «Ложки-ложечки, деревянные» Памятка для родителей - «Роль родителей в возрождении русских традиций» |
3 неделя | «Пасха Светлая» Цель: Познакомить детей с традицией празднования Пасхи | Рассказ, беседа «Великая пасха». Лепка «Украсим яичко». Организация в группе выставки совместного творчества родителей и детей « Пасхальное яйцо». Памятка для родителей « Как рассказать ребенку о Великой Пасхе» |
4 неделя | «Русская матрешка» Цель: познакомить с русской игрушкой, являющейся одним из символов России. | Интегрированное занятие « Матрешки расписные». «Теремок для матрешек» (строит. материал). «Сарафан для Матрешки» нетрадиционное рисование. |
Май | ||
1 неделя | «Месяц май – сколько хочешь, гуляй!» Цель: создать у детей весеннее, солнечное настроение, положительные эмоции. Воспитывать бережное отношение к природе. | Организация «сказочной» прогулки, повторение знакомых закличек, игр, песенок. Знакомство с песней о березке. |
2 неделя | «Кто у нас хороший?» Цель: Знакомство с русским народным костюмом. Вовлекать детей в инсценирование песенок и прибауток, не требуя от них качества, но радуясь активности. | Рассматривание куклы в национальном русском наряде. Рассматривание иллюстраций с изображением старинной русской одежды. Игры в уголке ряжения. Познакомить детей с хороводом «Ходит Ваня». «Подбери узор для сарафана, кушака». Составление русских узоров из мозаики. |
3 неделя | «Ах, лошадка какая» Цель: Знакомство с декоративно-прикладным искусством; расширять представления детей о народных традициях; формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. познакомить с дымковской игрушкой, учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек | Рассматривание дымковских игрушек и беседа о них; рассматривание альбома «Дымковские игрушки»; рисование элементов дымковского узора на картонных шаблонах. |
4 неделя | «Что есть в печи –все на стол мечи» Цель: Дать понятие о русском гостеприимстве, традиционных русских блюдах и посуде, о поведении за столом. Знакомство с обычаем хождения в гости с гостинцами. | Знакомство с пословицами, чтение и беседа по сказке «Заюшкина избушка». Презентация «Русское гостеприимство». Драматизация «В гости к деду, в гости к бабе еду» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический проектпо ПДД в подготовительной группе «Безопасная дорога.»
Педагогический проект в подготовительной группе детского сада «Безопасная дорога» (Дошк...
Анкета для родителей "Приобщение детей дошкольного возраста к основам русскойнародной культуры"
Приобщение детей дошкольного возраста к основам русской народной культуры...
Проектпо развитию связной речи детей «Раз – словечко, два - словечко» в младшей группе
Дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а также развитие связной речи. Речь пом...
Проектпо экологии с детьми с нарушениями зрения.
Проектная деятельность с воспитанниками ДОУ....
Новогодний проектпо мотивам "Уральских сказов" П.П. Бажова
Самый радостный и любимый праздник детей и взрослых – это Новый год, который имеет свою историю и традиции. Время новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, в...