План самообразования "Приобщение детей 6-7 лет к истокам русской народной культуры"
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Марунько Елена Владимировна

План по самообразованию воспитателя подготовительной группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 38 «СЕМИЦВЕТИК» П. ЖДАНОВСКИЙ

607684, Нижегородская обл., Кстовский М.О., п.Ждановский,   ул. Майская д.4, e-mail: ds38_kst@mail.52gov.ru __________________________________________________________________________________________

План по самообразованию

Воспитателя группы Почемучки

Марунько Елены Владимировны

НА ТЕМУ

Приобщение детей 6-7 лет к истокам русской народной культуры

2024 – 2025 учебный год

п. Ждановский

Тема

Приобщение детей 6-7 лет к истокам русской народной культуры

Период изучения

01.09-31.05

Актуальность

В ФОП ДО (п. 19.7.2) в области познавательного развития в содержании образовательной деятельности «окружающий мир» педагог «расширяет представления о культурно-исторических событиях малой родины и Отечества, развивать интерес к достопримечательностям родной страны, её традициям и праздникам; воспитывать эмоционально-положительное отношение к ним».

В ФОП ДО (п. 21.7.1) в области художественно-эстетического развития одной из основных задач образовательной деятельности является «продолжать развивать у детей интерес к искусству, эстетический вкус; формировать у детей предпочтения в области музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности;

воспитывать уважительное отношение и чувство гордости за свою страну, в процессе ознакомления с разными видами искусства».

Актуальность темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа.

Через народные истоки ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. К тому же это дает возможность детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.

Цель

Формирование у детей 6-7 лет базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Задачи

1. Изучить способы, методы и приемы приобщения детей 6-7 лет к истокам русской народной культуры;

2. Подобрать педагогическую диагностику актуального уровня развития нравственно-патриотического воспитания детей 6-7 лет;

3. Разработать поэтапный план работы с детьми для развития представлений и приобщения детей 6-7 лет к истокам русской народной культуры;

4. Учить рассказывать русские народные сказки, играть в народные подвижные и театрализованные игры;

5. Формировать представления о народной культуре; развитие навыков игровой деятельности;

6. Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежности; патриотические чувств причастности детей к наследию прошлого;

7. Расширить представление о жанрах устного народного творчества;

8. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о русском народном быте, традициях, праздниках, искусстве;

9. Создание условий в группе для приобщения детей к русской народной культуре.

Планируемые результаты

1. Повышение компетентности в вопросе формирования нравственно-патриотических чувств у детей 6-7 лет с использованием разнообразных форм, методов, приемов;

2. Ребенок с интересом пересказывает и драматизирует русские народные сказки; показывает сценки с любым видом театра, умеет импровизировать;

3. Ребенок понимает смысл народных праздников, умеет рассказывать об этом;

4. Ребенок имеет представления о предметах быта, которые использовал русский народ;

5. Ребёнок выражает интерес к культурным традициям народа в процессе знакомства с различными видами и жанрами искусства; обладает начальными знаниями об искусстве.

Этапы работы

1 этап – отбор и изучение актуальной информации по теме;

2 этап – составление плана работы

3 этап – реализация плана работы

4 этап – подведение итогов

План по самообразованию на 2024  - 2025 год

1 ЭТАП

ОТБОР И ИЗУЧЕНИЕ АКТУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ТЕМЕ

Период реализации 1-го этапа

Сентябрь. Октябрь 2024 года

Список источников для изучения

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа, учебно-методическое пособие, 2020.

Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой, 2012

Бударина Т.А., Маркеева О.Н., Корепанова О.Н., Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников, 2023

Пантелеева Н.Г. Народная культура в эстетическом развитии дошкольников (3-7 лет), 2021

Бабинова Н.В. Тематические фольклорные вечера для дошкольников (5-7 лет), 2023

Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа, 2023

Ботякова О.А. Детский народный календарь. Солнечный круг: в помощь педагогам дошкольных образовательных учреждении 5-7 лет, 2021

Демидова Ю.А. Приобщение детей дошкольного возраста к русской национальной культуре // Проблемы Науки. 2015. №4 (34).

Сабодаш О.А. Традиционная народная культура как средство нравственного воспитания дошкольников // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2017. №2.

Демидова Ю.А. Приобщение детей дошкольного возраста к русской национальной культуре // Проблемы Науки. 2015. №4 (34)

Михеева Е.В., Сытенко Е.К. Модель инновационной деятельности в ДОО по проблеме формирования у детей познавательной и творческой активности средствами приобщения к истокам русской народной культуры // СДО. 2016.

2 ЭТАП

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАБОТЫ

Период реализации 2-го этапа

Ноябрь 2024 года

С детьми

С Родителями

С педагогами

Проведение вводного

педагогического анализа

по показателям,

связанных с нравственно-патриотическим воспитанием, диагностики,

которая выбрана ДОО

Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития нравственно-патриотического воспитания детей в дошкольном учреждении

Посещение занятий у воспитателей своего ДОУ, показ открытых занятий

Определение порядка работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, подбор дидактических игр и упражнений, занятий, например:

- Беседы «Народные традиции»

- Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов

- Народные игры «Гуси-лебеди»; «Заря-заряница»; «Горелки»; «Пятнашки»; «Краски»; «Карусель»; «У медведя во бору»; «Тетере»; «Про чижика»; «Рыбаки и рыбки») в том числе хороводов («Кукушка»; «Заинька-горностаинька»; «Овощи»; «Игра с колокольчиком») и др.

- Знакомство детей с народными игрушками

- знакомство с репродукциями картин русских художников: И.И. Левитан «Золотая осень», «Осенний день. Сокольники», «Стога», «Март», «Весна. Большая вода»; В.М. Васнецов «Аленушка», «Богатыри», «Иван – царевич на Сером волке», «Гусляры»; Ф.А. Васильев «Перед дождем»; В.Д. Поленов «Золотая осень»;  И.Ф. Хруцкий «Цветы и плоды»;  И.И. Шишкин, К.А. Савицкий «Утро в сосновом лесу», И.И. Шишкин «Рожь»;  А.И. Куинджи «Березовая роща»; А.А. Пластов «Летом», «Сенокос»; И.С. Остроухов «Золотая осень», З.Е. Серебрякова «За завтраком»; В.А. Серов «Девочка с персиками»; А.С. Степанов «Катание на Масленицу»; И.Э. Грабарь «Зимнее утро»; Ю.Кугач «Накануне праздника»; А.К. Саврасов «Грачи прилетели», «Ранняя весна»; К.Ф. Юон «Мартовское солнце»; К.С. Петров – Водкин «Утренний натюрморт»;  К.Е. Маковский «Дети, бегущие от грозы», «Портрет детей художника»; И.И. Ершов «Ксения читает сказки куклам»; М.А. Врубель «Царевна-Лебедь».

Сентябрь

- беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка – осень»

- беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием

- повторение примет осени

- беседа об уме и глупости; знакомство со сказкой «Про Филю»; словесная игра «Филя и Уля»

- рассказ о Нижнем Новгороде; прослушивание русских народных песен (в грамзаписи)

- повторение пословиц и поговорок о хлебе

- «Снедь Московская: хлебы» рисование натюрморта

Октябрь

- беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове

- знакомство с легендами о строительства Нижегородского кремля – пограничной крепости Московского государства

- повторение пословиц об осени

- рассказ о монголо-татарском нашествии и предании о граде Китеже. Знакомство со старинным оружием

- рисование природы родного края

- п/и «Совушка»

Ноябрь

- заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кульминки

- знакомство детей с хохломской росписью и ее традициями («кудрина», «травка»

- рисование декоративной посуды по мотивам хохломской росписи

- пословицы и народные приметы о рябине

- развлечение «Рябинник»

- п/и «Жмурки»

Декабрь

- беседа о характерных особенностях зимы. Использование русской народной песенки «Как на тоненький ледок»

- чтение сказки «Снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (в грамзаписи)

- беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра

- просмотр мультфильма по сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе

- ручной труд: новогодние поделки

- п/и «Два Мороза»

Январь

- беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение песенок

- знакомство с творчеством вологодских кружевниц

- рисование декоративное по мотивам кружевоплетения

- чтение скзаки «Семь Симеонов». д/и «Кому что нужно для работы» Повторение пословиц о труде и мастерстве

Февраль

- знакомство с гжельским художественным промыслом. Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров

- рассказ о русских богатырях

- беседа о Масленице, Пение песен, частушек

Март

- эическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок

- беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание русской народной песни «Ой, встала я ранешенько»

- рассказ о матрешке. Разучивание частушек

- поэзия русского костюма. Рассказ о народном костюме. Прослушивание русских народных песен (в грамзаписи)

- беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне

- беседа о народном юморе. Словесная игра «Путаница»

- п/и «Горелки»

Апрель

- рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки»

- знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). Рассказ о мастерах Палеха

- прослушивание народных песен, воспевающих русскую тройку (в грамзаписи)

- рисование на объемной форме (скорлупе яиц)

- самостоятельная посадка и выращивание семян цветов

Май

- заключительная беседа о прошлом родного края и героях – земляках

- заключительная беседа о русской избе и национальной кухне

- просмотр диафильма о героях ВОВ

- русские народные игры на открытом воздухе

- посадка цветов, оформление клумб

Участие в выставке «Самая интересная поделка из овощей» (сентябрь)

Участие в конкурсе подделок из овощей «Удивительное рядом» (сентябрь-октябрь)

Участие в конкурсе подделок «Мастерская Деда Мороза»

(декабрь)

Физкультурный досуг по русским народным играм «Папа и я – спортивная семья»

(февраль)

«За самоваром» - чаепитие по русским народным традициям (март)

Привлечение родителей к проведению МК по изготовлению печенья «Жаворонки» (март)

Совместное посещение музеев русской культуры в течение года

Доклад на педагогическом совете, презентация на методическом объединении

Организация РППС

Обстановка избы: вдоль стены тянется лавка, над ней полки- полавочники. В углу обеденный стол. На бечёвке висит лубяная зыбка (люлька - кроватка для младенца), рядом находится прялка, установлена небольшая печь. Отдельно от избы находится колодец. Основная задача педагогов - введение детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому небольшая печь сделана из лёгкого дерева. её можно перемещать в другое место и обыгрывать с детьми. В старинном сундуке хранятся русские народные костюмы для мальчиков; расшитые сарафаны, кокошники, домашняя одежда русских крестьянок для девочек.

В русской избе размещаются лапти, корзинки, коромысло; на столе – самовар; на полке – домашняя утварь (кринки, горшки, миски, чугунки и др.); у печки – ухват, кочерга, веник –голик; на полках – предметы прикладного искусства.

Педагог переодевается в традиционную домашнюю одежду русских крестьянок, а в праздники надевает расшитый сарафан и кокошник при проведении тематических занятий и мероприятий.

Фотовыставка «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Проведение итогового

педагогического анализа

по показателям,

связанных с нравственно-патриотическим воспитанием, диагностики,

которая выбрана ДОО

Наглядная информация «Русский фольклор осенью»

Наглядная информация «Русский фольклор зимой»

Наглядная информация «Русский фольклор весной»

3 ЭТАП

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА РАБОТЫ

Период реализации 3-го этапа

Декабрь 2024 года, Январь, Февраль, Март 2025 года

Вводный педагогический анализ по показателям, связанных с экологической культурой, диагностики, которая выбрана ДОО

Выводы

Название мероприятия

Самоанализ

Игра-викторина «Восенушка- осень» (пословицы, поговорки, загадки, заклички, песни, народные приметы)

Показ теневого театра по русской народной сказке

Коллективное изготовление панно их лоскутов «Русская кухня»

Литературная викторина по русским народным сказкам

4 ЭТАП

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Период реализации 4-го этапа

Апрель, Май 2025 года

Итоговый педагогический анализ по показателям, связанных с нравственно-патриотическим воспитанием, диагностики, которая выбрана ДОО

Выводы

Итоговое мероприятие (форма и название)

Участники

Видеоролик «Как жил русский народ»

Дети, педагоги

Литературная викторина по русским народным сказкам, атрибутам русского быта и т.д. совместно с родителями

Дети, педагоги, родители

Театрализация русской народной сказки для детей младших групп (теневой театр)

Дети, педагоги

Васильева Наталья https://vk.com/studiokistohka


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...

"Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".

От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...

Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество".

Целью создания статьи является систематизация и обобщение знаний по заявленной теме, полученных из собственного педагогического опыта по работе с детьми в ДОУ.В данной статье обосновывается мнение о т...

План по самообразованию "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"

Предлагаю план по самообразованию по теме: "Приобшение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры". В наше современное время, эта тема очень актуальна. Дети позн...

План работы по самообразованию: "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры" На 2019-2021 г.

laquo;Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории»                                ...