План самообразования "Приобщение детей 6-7 лет к истокам русской народной культуры"
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)
План по самообразованию воспитателя подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_priobshchenie_detey_6-7_let_k_istokam_russkoy_narodnoy_kultury.docx | 36.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 38 «СЕМИЦВЕТИК» П. ЖДАНОВСКИЙ
607684, Нижегородская обл., Кстовский М.О., п.Ждановский, ул. Майская д.4, e-mail: ds38_kst@mail.52gov.ru __________________________________________________________________________________________
План по самообразованию
Воспитателя группы Почемучки
Марунько Елены Владимировны
НА ТЕМУ
Приобщение детей 6-7 лет к истокам русской народной культуры
2024 – 2025 учебный год
п. Ждановский
Тема | Приобщение детей 6-7 лет к истокам русской народной культуры |
Период изучения | 01.09-31.05 |
Актуальность | В ФОП ДО (п. 19.7.2) в области познавательного развития в содержании образовательной деятельности «окружающий мир» педагог «расширяет представления о культурно-исторических событиях малой родины и Отечества, развивать интерес к достопримечательностям родной страны, её традициям и праздникам; воспитывать эмоционально-положительное отношение к ним». В ФОП ДО (п. 21.7.1) в области художественно-эстетического развития одной из основных задач образовательной деятельности является «продолжать развивать у детей интерес к искусству, эстетический вкус; формировать у детей предпочтения в области музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности; воспитывать уважительное отношение и чувство гордости за свою страну, в процессе ознакомления с разными видами искусства». Актуальность темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа. Через народные истоки ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. К тому же это дает возможность детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины. |
Цель | Формирование у детей 6-7 лет базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. |
Задачи | 1. Изучить способы, методы и приемы приобщения детей 6-7 лет к истокам русской народной культуры; 2. Подобрать педагогическую диагностику актуального уровня развития нравственно-патриотического воспитания детей 6-7 лет; 3. Разработать поэтапный план работы с детьми для развития представлений и приобщения детей 6-7 лет к истокам русской народной культуры; 4. Учить рассказывать русские народные сказки, играть в народные подвижные и театрализованные игры; 5. Формировать представления о народной культуре; развитие навыков игровой деятельности; 6. Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежности; патриотические чувств причастности детей к наследию прошлого; 7. Расширить представление о жанрах устного народного творчества; 8. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о русском народном быте, традициях, праздниках, искусстве; 9. Создание условий в группе для приобщения детей к русской народной культуре. |
Планируемые результаты | 1. Повышение компетентности в вопросе формирования нравственно-патриотических чувств у детей 6-7 лет с использованием разнообразных форм, методов, приемов; 2. Ребенок с интересом пересказывает и драматизирует русские народные сказки; показывает сценки с любым видом театра, умеет импровизировать; 3. Ребенок понимает смысл народных праздников, умеет рассказывать об этом; 4. Ребенок имеет представления о предметах быта, которые использовал русский народ; 5. Ребёнок выражает интерес к культурным традициям народа в процессе знакомства с различными видами и жанрами искусства; обладает начальными знаниями об искусстве. |
Этапы работы | 1 этап – отбор и изучение актуальной информации по теме; 2 этап – составление плана работы 3 этап – реализация плана работы 4 этап – подведение итогов |
План по самообразованию на 2024 - 2025 год
1 ЭТАП | ОТБОР И ИЗУЧЕНИЕ АКТУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ТЕМЕ | ||||||||
Период реализации 1-го этапа | Сентябрь. Октябрь 2024 года | ||||||||
Список источников для изучения | Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа, учебно-методическое пособие, 2020. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой, 2012 Бударина Т.А., Маркеева О.Н., Корепанова О.Н., Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников, 2023 Пантелеева Н.Г. Народная культура в эстетическом развитии дошкольников (3-7 лет), 2021 Бабинова Н.В. Тематические фольклорные вечера для дошкольников (5-7 лет), 2023 Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа, 2023 Ботякова О.А. Детский народный календарь. Солнечный круг: в помощь педагогам дошкольных образовательных учреждении 5-7 лет, 2021 Демидова Ю.А. Приобщение детей дошкольного возраста к русской национальной культуре // Проблемы Науки. 2015. №4 (34). Сабодаш О.А. Традиционная народная культура как средство нравственного воспитания дошкольников // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2017. №2. Демидова Ю.А. Приобщение детей дошкольного возраста к русской национальной культуре // Проблемы Науки. 2015. №4 (34) Михеева Е.В., Сытенко Е.К. Модель инновационной деятельности в ДОО по проблеме формирования у детей познавательной и творческой активности средствами приобщения к истокам русской народной культуры // СДО. 2016. | ||||||||
2 ЭТАП | СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАБОТЫ | ||||||||
Период реализации 2-го этапа | Ноябрь 2024 года | ||||||||
С детьми | С Родителями | С педагогами | |||||||
Проведение вводного педагогического анализа по показателям, связанных с нравственно-патриотическим воспитанием, диагностики, которая выбрана ДОО | Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития нравственно-патриотического воспитания детей в дошкольном учреждении | Посещение занятий у воспитателей своего ДОУ, показ открытых занятий | |||||||
Определение порядка работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, подбор дидактических игр и упражнений, занятий, например: - Беседы «Народные традиции» - Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов - Народные игры «Гуси-лебеди»; «Заря-заряница»; «Горелки»; «Пятнашки»; «Краски»; «Карусель»; «У медведя во бору»; «Тетере»; «Про чижика»; «Рыбаки и рыбки») в том числе хороводов («Кукушка»; «Заинька-горностаинька»; «Овощи»; «Игра с колокольчиком») и др. - Знакомство детей с народными игрушками - знакомство с репродукциями картин русских художников: И.И. Левитан «Золотая осень», «Осенний день. Сокольники», «Стога», «Март», «Весна. Большая вода»; В.М. Васнецов «Аленушка», «Богатыри», «Иван – царевич на Сером волке», «Гусляры»; Ф.А. Васильев «Перед дождем»; В.Д. Поленов «Золотая осень»; И.Ф. Хруцкий «Цветы и плоды»; И.И. Шишкин, К.А. Савицкий «Утро в сосновом лесу», И.И. Шишкин «Рожь»; А.И. Куинджи «Березовая роща»; А.А. Пластов «Летом», «Сенокос»; И.С. Остроухов «Золотая осень», З.Е. Серебрякова «За завтраком»; В.А. Серов «Девочка с персиками»; А.С. Степанов «Катание на Масленицу»; И.Э. Грабарь «Зимнее утро»; Ю.Кугач «Накануне праздника»; А.К. Саврасов «Грачи прилетели», «Ранняя весна»; К.Ф. Юон «Мартовское солнце»; К.С. Петров – Водкин «Утренний натюрморт»; К.Е. Маковский «Дети, бегущие от грозы», «Портрет детей художника»; И.И. Ершов «Ксения читает сказки куклам»; М.А. Врубель «Царевна-Лебедь». Сентябрь - беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка – осень» - беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием - повторение примет осени - беседа об уме и глупости; знакомство со сказкой «Про Филю»; словесная игра «Филя и Уля» - рассказ о Нижнем Новгороде; прослушивание русских народных песен (в грамзаписи) - повторение пословиц и поговорок о хлебе - «Снедь Московская: хлебы» рисование натюрморта Октябрь - беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове - знакомство с легендами о строительства Нижегородского кремля – пограничной крепости Московского государства - повторение пословиц об осени - рассказ о монголо-татарском нашествии и предании о граде Китеже. Знакомство со старинным оружием - рисование природы родного края - п/и «Совушка» Ноябрь - заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кульминки - знакомство детей с хохломской росписью и ее традициями («кудрина», «травка» - рисование декоративной посуды по мотивам хохломской росписи - пословицы и народные приметы о рябине - развлечение «Рябинник» - п/и «Жмурки» Декабрь - беседа о характерных особенностях зимы. Использование русской народной песенки «Как на тоненький ледок» - чтение сказки «Снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (в грамзаписи) - беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра - просмотр мультфильма по сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе - ручной труд: новогодние поделки - п/и «Два Мороза» Январь - беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение песенок - знакомство с творчеством вологодских кружевниц - рисование декоративное по мотивам кружевоплетения - чтение скзаки «Семь Симеонов». д/и «Кому что нужно для работы» Повторение пословиц о труде и мастерстве Февраль - знакомство с гжельским художественным промыслом. Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров - рассказ о русских богатырях - беседа о Масленице, Пение песен, частушек Март - эическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок - беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание русской народной песни «Ой, встала я ранешенько» - рассказ о матрешке. Разучивание частушек - поэзия русского костюма. Рассказ о народном костюме. Прослушивание русских народных песен (в грамзаписи) - беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне - беседа о народном юморе. Словесная игра «Путаница» - п/и «Горелки» Апрель - рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки» - знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). Рассказ о мастерах Палеха - прослушивание народных песен, воспевающих русскую тройку (в грамзаписи) - рисование на объемной форме (скорлупе яиц) - самостоятельная посадка и выращивание семян цветов Май - заключительная беседа о прошлом родного края и героях – земляках - заключительная беседа о русской избе и национальной кухне - просмотр диафильма о героях ВОВ - русские народные игры на открытом воздухе - посадка цветов, оформление клумб | Участие в выставке «Самая интересная поделка из овощей» (сентябрь) Участие в конкурсе подделок из овощей «Удивительное рядом» (сентябрь-октябрь) Участие в конкурсе подделок «Мастерская Деда Мороза» (декабрь) Физкультурный досуг по русским народным играм «Папа и я – спортивная семья» (февраль) «За самоваром» - чаепитие по русским народным традициям (март) Привлечение родителей к проведению МК по изготовлению печенья «Жаворонки» (март) Совместное посещение музеев русской культуры в течение года | Доклад на педагогическом совете, презентация на методическом объединении | |||||||
Организация РППС Обстановка избы: вдоль стены тянется лавка, над ней полки- полавочники. В углу обеденный стол. На бечёвке висит лубяная зыбка (люлька - кроватка для младенца), рядом находится прялка, установлена небольшая печь. Отдельно от избы находится колодец. Основная задача педагогов - введение детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому небольшая печь сделана из лёгкого дерева. её можно перемещать в другое место и обыгрывать с детьми. В старинном сундуке хранятся русские народные костюмы для мальчиков; расшитые сарафаны, кокошники, домашняя одежда русских крестьянок для девочек. В русской избе размещаются лапти, корзинки, коромысло; на столе – самовар; на полке – домашняя утварь (кринки, горшки, миски, чугунки и др.); у печки – ухват, кочерга, веник –голик; на полках – предметы прикладного искусства. Педагог переодевается в традиционную домашнюю одежду русских крестьянок, а в праздники надевает расшитый сарафан и кокошник при проведении тематических занятий и мероприятий. | Фотовыставка «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» | ||||||||
Проведение итогового педагогического анализа по показателям, связанных с нравственно-патриотическим воспитанием, диагностики, которая выбрана ДОО | Наглядная информация «Русский фольклор осенью» Наглядная информация «Русский фольклор зимой» Наглядная информация «Русский фольклор весной» | ||||||||
3 ЭТАП | РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА РАБОТЫ | ||||||||
Период реализации 3-го этапа | Декабрь 2024 года, Январь, Февраль, Март 2025 года | ||||||||
Вводный педагогический анализ по показателям, связанных с экологической культурой, диагностики, которая выбрана ДОО | Выводы | ||||||||
Название мероприятия | Самоанализ | ||||||||
Игра-викторина «Восенушка- осень» (пословицы, поговорки, загадки, заклички, песни, народные приметы) | |||||||||
Показ теневого театра по русской народной сказке | |||||||||
Коллективное изготовление панно их лоскутов «Русская кухня» | |||||||||
Литературная викторина по русским народным сказкам | |||||||||
4 ЭТАП | ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ | ||||||||
Период реализации 4-го этапа | Апрель, Май 2025 года | ||||||||
Итоговый педагогический анализ по показателям, связанных с нравственно-патриотическим воспитанием, диагностики, которая выбрана ДОО | Выводы | ||||||||
Итоговое мероприятие (форма и название) | Участники | ||||||||
Видеоролик «Как жил русский народ» | Дети, педагоги | ||||||||
Литературная викторина по русским народным сказкам, атрибутам русского быта и т.д. совместно с родителями | Дети, педагоги, родители | ||||||||
Театрализация русской народной сказки для детей младших групп (теневой театр) | Дети, педагоги |
Васильева Наталья https://vk.com/studiokistohka
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...
Конспект НОД по приобщению детей четвертого года жизни к истокам русской народной культуры «Русская матрешка»
Познакомить детей с русской деревянной игрушкой- матрешка....
"Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".
От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности по приобщению детей второй младшей группы к истокам русской народной культуры. Тема: «Народная игрушка»
(интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»)....
Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество".
Целью создания статьи является систематизация и обобщение знаний по заявленной теме, полученных из собственного педагогического опыта по работе с детьми в ДОУ.В данной статье обосновывается мнение о т...
План по самообразованию "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"
Предлагаю план по самообразованию по теме: "Приобшение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры". В наше современное время, эта тема очень актуальна. Дети позн...
План работы по самообразованию: "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры" На 2019-2021 г.
laquo;Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории» ...