Рабочая программа кружка «Волшебные шашки» (для детей 5-7 лет)
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Краткое содержание программы

Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагается в виде сказок. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками. Условием обучения выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка

«Волшебные шашки»

(для детей 5-7 лет)

Содержание:

1.Информационная карта ……………………………………………………………………2

2.Пояснительная записка……………………………………………………………………. 4

3. Отличительные особенности программы………………………………………………...6

4. Этапы реализации программы…………………………………………………………….7

5.Основные формы и методы работы……………………………………………………….8

6. Нормативно - правовые документы……………………………………………………..10

7.Условия для реализации программы……………………………………………………..11

8. Ожидаемые результаты…………………………………………………………………..12

 9. Результаты деятельности кружка «Волшебные Шашки»………………………..13

10.Взаимодействие с родителями…………………………………………………………..14

11. Материально-техническое обеспечение программы………………………………….15

12.Тематическое планирование…………………………………………………………….16

13.Мониторинг………………………………………………………………………………19

14. Библиографический список…………………………………………………………….20

15. Приложения……………………………………………………………………………...21



Информационная карта

Наименование программы

Программа кружка "Волшебные шашки" по игре в шашки для детей старшего дошкольного возраста

Целевая группа

Дети от 5 до 7 лет групп общеразвивающей направленности и их родители (законные представители)

Цель программы

Создание условий для развития личности воспитанников посредством обучения игре в шашки.

Задачи программы

Обучающие:

-обучение основам шашечной игры;

-обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.

- познакомить с правилами шашечной игры, буквенно-цифровым рядом;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к шашкам как к древней всенародной игре;

  • -развитие стремления детей к самостоятельности;
  • -развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
  • -развивать умение оценивать свои и чужие поступки.

Воспитательные:

- формировать культуру общения и поведения в коллективе;

- помочь ребенку в самореализации, осознания собственного “Я”;

- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, ответственность, активность, волю к победе, умение бороться до конца и стойко, критически переносить неудачи и поражения. - выработка у детей умения применять полученные знания на практике.

  • Эстетическое:
  • -играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашки в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой. Физическое:
  • осуществление всестороннего физического развития воспитанников.

Направленность

Интеллектуальная направленность

Срок реализации

1 год

Уровень реализации

Дошкольное образование

Уровень освоения

Общекультурный

Краткое содержание программы

Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагается в виде сказок. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками. Условием обучения выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности

Новизна программы

Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. Систематические занятия по данной программе, приближает начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры воспитанники научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Ожидаемые результаты программы

По окончании обучения дети должны знать: шашечные термины белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, дамочные поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т.д. Это выявляется путем опроса; игры с учителем; демонстрации на шашечной доске основных тактических приемов: блокировка шашки, оппозиция – выявление путем решения комбинаций на диаграммах и шашечной доске.

К концу учебного года ребенок должен уметь:

- ориентироваться на шашечной доске,

- правильно помещать доску между партнерами,

- правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь,

- применять на практике правила игры,

- следить за ходами противника, поправлять,

- решать простейшие комбинации,

- расставлять позиции с заданными условиями,

- рассчитывать соотношение сил.




Волшебные шашки

«Шашечная игра-мать шахматной,

и достойная мать».

Эммануил Ласкер

«Если шахматы---король игр,

то шашки – его премьер министр».

Феликс Жан

Пояснительная записка


Необходимость разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс обоснована тем, что в нашей стране шашечная игра пользуется большой популярностью, правила просты и общедоступны. Родители воспитанников детского сада заинтересованы в обучении детей игре в шашки, но не всегда могут уделить детям время для игры. Литературы по обучению детей дошкольного возраста игре в шашки недостаточно. Конечно, и педагоги, и родители учат детей играть в шашки, но допускают, на мой взгляд, одну и ту же ошибку: с первых занятий учат ребят расставлять все шашки и показывают ходы. В результате чего дети усваивают основные правила игры: ход шашек и дамок, бой одной или нескольких шашек, но не умеют продумывать свои действия на несколько ходов вперед, плохо ориентируются на шашечной доске, не умеют читать диаграммы, просчитывать комбинации партий. В образовательных учреждениях занятия шашками носят разовый характер (соревнования в группах, турниры в детских садах). Поэтому, для последовательной и планомерной работы по основам шашечного искусства необходима программа дополнительного образования, предполагающая реализацию цикла обучающих занятий.

Программа «Волшебные шашки» предполагает применение методики обучения игре в шашки на основе игровой мотивации дошкольников, разработанной в процессе авторского педагогического опыта. Таким образом, у детей развивается познавательная активность, образное и аналитическое мышление, пространственное воображение, расширяется кругозор. Ребенок может сам организовать партнеров по деятельности, усваивает основы культуры поведения в игре, использует деловую, познавательную и личностную формы общения. Играя, дети и взрослые познают окружающий мир, тренируют в нужном направлении детские эмоции и ряд других душевных качеств (умение сдерживаться, рассуждать при выборе нужного хода в сложившейся игровой ситуации). Игра позволяет ребенку осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать. Немаловажным является то, что в игре происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов семьи. Можно смело сказать о плодотворном сотрудничестве: ребенок-сверстник – родитель – педагог.

Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять, и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях. Все чаще воспитатели детских садов задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шашки или это доступно только одаренным детям? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Обстоятельный ответ дал в своей статье «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста» доктор психологических наук, профессор А.В. Запорожец (хотя непосредственно о шашках речь в ней не шла):«В настоящее время внимание ученых всего мира приковано к громадным потенциальным возможностям развития, таящимся в дошкольном детстве…Педагогические, психологические и физиологические исследования свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5–7 лет, но и более раннего возраста, то он уже давно получил в педагогике положительное решение».

Такое веское авторитетное заключение о функциональных особенностях организма детей дает все основания широко популяризовать шашки среди дошкольников старшего возраста.

Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждения дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

Цель: Создание условий для развития личности воспитанников посредством обучения игре в шашки.

Обучающие:

-обучение основам шашечной игры;

-обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.

- познакомить с правилами шашечной игры, буквенно-цифровым рядом;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к шашкам как к древней всенародной игре;

-развитие стремления детей к самостоятельности;

-развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;

-развивать умение оценивать свои и чужие поступки.

Воспитательные:

- формировать культуру общения и поведения в коллективе;

- помочь ребенку в самореализации, осознания собственного “Я”;

- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, ответственность, активность, волю к победе, умение бороться до конца и стойко, критически переносить неудачи и поражения - выработка у детей умения применять полученные знания на практике.

-Эстетическое:

-играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашки в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.

Физическое:

-осуществление всестороннего физического развития воспитанников.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью данной программы является акцент на начальную подготовку детей дошкольного возраста, начинающих с «нуля».

Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Шашки – игра творческая. В этом, очевидно, заключается секрет её привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических и творческих способностей играющих. Поиски комбинаций, разбор вариантов, составление оригинального плана в игре – всё это нужно отнести к категории творчества.

Обучение игре «шашки» представляет собой воспитательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога – специалиста, направленность деятельности педагога и детей на реализацию задач воспитания и обучения, построение системы занятий в соответствии с дидактическими и другими общепедагогическими принципами и т.д.). В то же время игра в шашки имеет свои специфические особенности, которые отличают ее от других видов деятельности. Прежде всего – это процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающей упорядоченное формирование и совершенствование умений и навыков наряду с оптимизацией развития человека.

Программа помогает раскрыть творческие способности детей, повысить уровень их подготовленности к этой игре. Сегодня, как никогда, от педагога требуется выработать новое мышление, в процессе своей деятельности при выборе методов воздействия на ребенка постоянно учитывать его интересы и наклонности. Безусловно, особое внимание уделять нравственно – волевому качеству личности, создавая благоприятные условия для полноценного психофизического развития ребенка.

Программа служит для того, чтобы воспитанники смогли овладеть этой игрой в объёме начальной подготовки и творчески применять полученные знания на практике.

Этапы реализации программы

  • подготовительный,
  • основной,
  • заключительный.

На подготовительном этапе - воспитанники знакомятся с историей развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории, начинают тренировочные игры.

На втором основном этапе - воспитанники изучают основы теории шашечной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомятся с композицией. Вместе с этим проводят тренировочные игры и принимают участие в турнирах.

На заключительном этапе – воспитанники закрепляют полученные знания, проводятся опросы, проверяются знания и умения, подводятся итоги спортивных выступлений за год.

Программа рассчитана на познавательный материал в объеме 36 занятий в год по 1 занятия в неделю, длительностью 30 минут. Занятия проводятся в группе, во второй половине дня.

Все занятия имеют гибкую структуру. Структура разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего, подготовительного дошкольного возраста (5 - 7 лет).

Основные формы и методы работы

Акцент при обучении делается на развитии внимания, памяти, восприятия, мышления и воображения.

Процесс обучения построен в формах, доступных для данной возрастной группы.

Наряду с традиционными методами работы (беседа, объяснение, рассказ, демонстрация), предполагается широко использовать сказки, соревнования, игры, занимательные задачи. Чтобы совершенствоваться надо постоянно состязаться, поэтому на каждом занятии отводится время для 1-2 игр в шашки.

В процессе занятий выявляются индивидуальные психологические особенности детей, которые педагог, по возможности, корректирует в нужном направлении.

Вид детской группы – группа постоянного состава.

  • Набор детей – свободный.
  • Уровень подготовки детей при приеме в группу:

интерес ребенка.

Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль педагог должен постоянно подчёркивать, как во время занятий в кружке, так и вне кружка. Каждый кружковец-дошкольник обязан знать шашечный кодекс.

Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации.

Основные формы и средства обучения:

1.Практическая игра.

2.Решение задач, комбинаций и этюдов.

3.Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4.Развлечения и познавательные досуги, игры в шашки.

Методы проведения занятий и игровых встреч

- словесный: рассказ, беседа, объяснение;

- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;

- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.

Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. По особенностям коммуникативного взаимодействия – игра, соревнования, развлечения. Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент. Педагогический мониторинг проводится в начале и конце учебного года, фиксирует результаты развития, воспитания и обучения детей.

Основой организации занятий с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

1.Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

2.Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.

3.Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

4.Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

5.Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Нормативно - правовые документы

Программа разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами:

  • Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
  • Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Иланского «Детский сад № 50», разработанной и утвержденной с учётом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  • Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Условия для реализации программы

Оборудование, материалы.

Для занятий необходимо: аудитория со столами и стульями. Помещение должно отвечать требованиям санитарных норм и правил для полного состава группы (10-12 человек):

- комплекты шашек и досок (7-8 комплектов);

- шахматные часы (2-3 комплекта);

Сроки реализации

Срок реализации программы: 1 год. Программа предусматривает проведение 36 занятий в год, по одному занятию в неделю. Программа имеет две темы: основы игры, шашечная тактика.

Формы и виды контроля

С помощью собеседований, опроса на первых занятиях выявляется уровень подготовленности обучающихся для определения готовности к восприятию материала, новой темы, на первых занятиях восполняются выявленные пробелы.

Для проверки усвоения материала по теме проводятся диагностические задания: опросы, решения шашечных комбинаций, игра с воспитателем, беседы.

Итоговый контроль выявляет, насколько обучающиеся усвоили учебную программу, при их участии в шашечном турнире, игре с воспитателем, и решении комбинаций, сочетающих в себе элементы тактических приемов, изученных в течение года.

Ожидаемые результаты

По окончании обучения дети должны знать:

  1. шашечные термины – белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, дамочные поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т.д. Это выявляется путем опроса, демонстрацией на шашечной доске.
  2. правила игры – выявляется путем опроса и игры с учителем.
  3. стадии игры - выявляется путем опроса и игры с учителем.
  4. Основные тактические приемы: блокировка шашки, оппозиция – выявляется путем решения комбинаций на диаграммах и шашечной доске.

К концу учебного года ребенок должен уметь:

-ориентироваться на шашечной доске,

- правильно помещать доску между партнерами,

- правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь,

- применять на практике правила игры,

- следить за ходами противника, поправлять,

- решать простейшие комбинации,

- расставлять позиции с заданными условиями,

- рассчитывать соотношение сил.

Приобретение универсальных учебных действий (ууд):

Коммуникативные:

- общение с педагогом, сверстниками, партнерами по игре, соперниками с использованием шашечного этикета. Уважение к сопернику,

- выработка лидерских качеств, собственного мнения, отстаивание его,

- контролирование собственных эмоций,

- использование профессиональных терминов, высказываний, пословиц.

Познавательные:

- применение знаний, правил, тактических приемов при решении задач,

- решение многоходовых задач по заданному алгоритму,

- использование знаний в практической игре,

- ориентирование на плоскости,

- схематизация шахматной доски и шашек, осуществление взаимопереходов между шахматной доской и диаграммой,

- анализ диаграмм, состояния партии с выделением сильных и слабых сторон, существенных и несущественных критериев для победы над соперником.

Регулятивные:

- понимание и объяснение целесообразности соблюдения правил игры в различных стадиях партии, ошибочные и верные ходы,

- создание плана реализации преимущества,

- предвидение развития позиций,

- предсказывание результата партии на основании оценки позиции партии,

- оценка позиции, оценка возможности применения нового материала в практической игре: возможность применения тактического приема, проведения шашки в дамки, блокировка шашек,

- выявление собственных ошибок и ошибок противника при разборе партии.

Результаты деятельности кружка «Волшебные Шашки»

Результатом будет являться:

- усвоение ребенком правил поведения на занятиях,

- усвоение правил конструктивной групповой работы в коллективе,

- принятие правил этикета в игре – уважение противника,

- принятие ответственности за собственные поступки, действия (правило «Взялся – ходи», нельзя подсказывать)

- опыт самостоятельного социального действия ребенок приобретает, играя в шашки за пределами кружка,

- участвуя в турнирах за пределами кружка, ребенок приобретает опыт коммуникативного взаимодействия и общения с малознакомым или незнакомым противником за счет общего интереса. Дети обсуждают прошедшие партии, рассказывая друг другу «о том, как надо было ходить», делясь своими переживаниями, мыслями, развивая память и пространственное мышление, восстанавливая в памяти ходы.

Список детей в кружке:

Взаимодействие с семьей

Взаимодействие с семьей:

Работа с семьей является одним из приоритетных направлений деятельности педагога. Роль педагога по отношению к семье характеризуется комплексом факторов:

1. Планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей.

2. Вовлечение родителей в педагогическую деятельность.

3. Активизация педагогического самообразования родителей.

В основу совместной деятельности с семьями положены следующие принципы:

 родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;

 единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;

 помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

 знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

 постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов. Взаимоотношения с родителями строятся на основе добровольности, демократичности, личной заинтересованности.

Возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают специально организуемая социально-педагогическая диагностика, беседы, анкетирование, совместные с детьми мероприятия (мастер-классы, досуги и развлечения и т.д.), ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями развития детей. Педагоги осуществляют постоянное взаимодействие с родителями по поводу разнообразных фактов жизни детей, о развитии детско-взрослых отношений. Информирование происходит при непосредственном общении в ходе бесед, консультаций, собраний, либо опосредованно из стендов ДОУ, информации на официальном сайте ДОУ, а также электронной переписки.

Система взаимодействия с родителями включает:

 ознакомление родителей с содержанием и результатами работы по Программе на родительских собраниях;

 обучение конкретным приемам и методам обучения играм в шашки на консультациях, открытых мероприятиях, мастер-классах.

Материально-техническое обеспечение программы

 Презентации «Шашки – древняя настольная игра», «История развития шашек».

 Детские мини – проекты «Шашки самолепные вполне великолепные»,

 «Напольные шашки», «Необычные шашки для лета».

 Художественная литература: стихотворение Горючко Галины «Шашки - лучшая игра!», стихотворение Кандрукевича Ивана «Играйте в шашки!», стихотворение Маслакова Романа «Полюбите шашки!», сказка «Сказка про шашки», стихотворение Шипачева Дмитрия «Народная игра», сказка Кристины Черной «Шашки».

 Дидактические игры, игровые упражнения «Я вижу…», «Кто назовет...?», «Посмотрели в подзорную трубу», «Кто в домике живет?», «Найди свое место», «Угадай-ка», «Чего не хватает?», «В гости к друзьям», «Кто быстрее…», «Хорошо – плохо» и другие.

 Сценарий, протокол, положение садовского турнира по русским шашкам «Наши шашки» среди воспитанников 5-7 лет.

 Сценарий, протокол, положение семейного турнира по русским шашкам «Мы вместе» среди семей воспитанников 5-7 лет.

 Мультфильмы: «Про поросенка, который умел играть в шашки», «Маша и Медведь – Маша плюс каша», «Лунтик и его друзья – 151 серия – шашки»

 Диафильм: «Про поросенка, который умел играть в шашки»

 Карточки-дебюты;

 Опорные схемы;

 набор шашек и шашечных досок;

 простой карандаш; бумага для рисования, линейка

Тематическое планирование

Сентябрь

1

Сказка начинается «Королевство шашек». «Этикет игрока» - Правила поведения во время игры

Познакомить с понятиями: шашечная доска и шашки –жители шашечной страны. Просмотр видеофильма «Про поросенка, который умел играть в шашки». Познакомить с правилами поведения во время игры

Смотри приложение №1

2

Как начинать партию?

Познакомить с понятием вертикаль. Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально». Например, (дерево, стена и т.д.), познакомить с понятием «горизонталь» игра «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально». Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес - свое название Поля обозначены цифрами и буквами сначала говорится название вертикали, потом номер горизонтали, т.е. сначала буква, потом цифра. Например – поле 1: d4 (дэ 4) игра: «Самый меткий стрелок». Назвать все поля, из которых состоят вертикали и горизонтали. Расположение на шашечной доске. Расстановка шашек. Чтение сказки «Зайкины шашки » Дидактические игры: «Кто первый», «Составь доску

3

«Цели игры и определение результата партии» Способы защиты. Открытые и двойные ходы.

Познакомить с понятиями: Ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя (взятия). Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Познакомить с правилами: «Хода»

Ходить назад шашками запрещено!

Практическое закрепление материала. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. Художественно-продуктивная деятельность: «Королевство шашек» Выставка детских работ. Игра «Главная дорога», чтение худ. Литературы Юровский Е,М,

Октябрь

4

Основы шашечной игры: сила флангов.

Центр

Познакомить с шашечными понятиями фланг и центр. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

5

«Знакомство с таблицей шашечного турнира». Основные приемы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы».

Турнир «Белочки- медвежата».

Познакомить с основными правилами «Боя» Практическое закрепление материала. Познакомить с правилом: Если после того, как Вы срубили одну шашку, Ваша шашка вновь оказывается перед шашкой соперника, которая стоит с Вашей на одной диагонали и за шашкой соперника есть свободное место, то и эта шашка соперника должна быть срублена, не зависимо от количества шашек и количества разворотов. Знакомство с понятием «Таблица турнира». Упражнения на выполнение ходов шашками. Тренировочные упражнения. Игра «уголки» Игра «поддавки» Основные приемы борьбы на шашечной доске

Дидактические задания «Атака неприятеля» Юровский Е.М. «Цейтнот»

6

Основные приемы борьбы на шашечной доске: как пройти в дамки

Познакомить с правилом: простая шашка, достигнув дамочного поля, превращается в дамку. Это может произойти как тихим ходом (передвижение шашки с 7-й горизонтали на 8-ю для белых или со 2-й на 1-ую для черных), так и ударным. Ход и бой Дамкой. Шашечный этюд. Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур.

7

«Умники и умницы».

Практическое закрепление материала. Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б.Рработа с диаграммами. Игра «Сдавайся»

Ноябрь

8

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Основы позиционной игры».

Приемы позиционной игры. Основные принципы игры. Оппозиция. Изменение оппозиции при размене. Изолированные шашки. Простейшие позиционные приемы выигрыша.

9

«Лесные забавы»

Практическое закрепление материала.

10

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Комбинационные приемы Ловушки в начале партии в игре шашки».

Практическое закрепление материала.

Игра: «Самый меткий стрелок».Чтение художественной литературы.Обозначение игровых полей. Работа с диаграммой. Дидактическая игра «Морской бой»

Декабрь

11

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Связывание»

Знакомство с понятием «Связывание». Практическое закрепление материала. Работа с диаграммами.

12

«Использование дополнительного темпа». «Зайкин сон»

Познакомить с понятием «Дополнительный темп». Решение дидактических задач «Кто первый съест шашку» Чтение художественной литературы Юровскй Е.М «Зайкин сон» Игра

Январь

13

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Шашечные окончания».

Знакомство с понятием «Шашечные окончания». Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками.

14

«Решение элементарных комбинаций».

Практическое закрепление материала. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.

Февраль

15

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Размен».

Знакомство с понятием «Размен». Дидактическая игра «Игры на уничтожение»

16

«Конкурс на призы от Зайки».

Практическое закрепление материала. Решение кроссвордов, выполнение заданий, дидактические игры.

17

«Шлагбаум».

Знакомство с понятием «Шлагбаум».

1

Март

18

«Победитель - это я»

Развлечение. Практическое закрепление материала.

19

«Достижение выгодной оппозиции».

Познакомить с понятием «выгодная оппозиция». Шашечный этюд. Основные позиции защиты Дидактические задания «Кто первый ходит», «Игра на уничтожение».

20

«Шашечный бал».

Практическое закрепление материала.

Апрель

21

«Турнир сильнейших»

Практическое закрепление материала. Подбор игр и заданий на обобщение знаний.

«Зайкина задачка».

Работа с диаграммами Шашечный этюд. Задание, найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур.

Май

22

Подготовка к соревнованиям. «Шашечные встречи сильнейших в детском саду».

Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

23

Дружеские встречи.

Соревнования между игроками ДОУ. Подведение итогов года.

Мониторинг

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки

Методика проведения диагностики:

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.

Диагностическая карта сформированности умения

старших дошкольников играть в шашки.

Фамилия,

имя ребенка

Расставляет шашки на поле

Начало игры

Ход шашек

Бой шашек соперника

Решение диаграмм

Дамка

Доводит игру до конца

Пояснения к пунктам таблицы:

1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.

2. Кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?

3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.

4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.

5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.

6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.

7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.

8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.

Критерии оценки результатов:

Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;

Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;

Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.

Библиографический список

  1. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 03.02.2011г.)
  2. Шашки для детей/ В.К. Погрибной, В.Я. Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.
  3. Романчук О.А., «Юному шашисту», - М.:Просвещение, 2009.
  4. Сидорычев В.Н. Русские шашки для дошкольников: учебно-методичческое пособие/В.Н. Сидорычев.-М. Линка-пресс, 2016-88с.
  5. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
  6. Егоров А.П., «Как научить играть в шашки?», - М.: Чистые пруды, 2005.
  7. Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
  8. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.
  9. Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
  10. Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.
  11. Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.
  12. Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.
  13. Юровский Е.М. Кондратьева Л.П. Зайкины шашки: Книжка-игра для маленьких. -СПб.: Издательский дом «Литера»: 2001. -64с.: ил.
  14. Internet ресурсы, сайты

Приложение 1

Правилами поведения во время игры:

Правило 1: Перед началом игры соперники пожимают друг другу руки – желают хорошей игры и победы. После игры (как бы она не закончилась) вновь пожимают руки, благодаря друг друга за честную игру, а проигравший еще и поздравляет соперника с победой.

Этот спортивный ритуал дисциплинирует участников и настраивает их на серьезную игру.

Правило 2: Взялся – ходи!

Правило 3: Если Ваша шашка стоит неаккуратно (на 2 поля или на 4 поля) и ее нужно поправить, Вы говорите «поправляю» и уже потом поправляете шашку.

Правило 4: Если у Вас возникла одна из ситуаций, описанных в главе 4, и требуется помощь судьи или помощника судьи чтобы посчитать количество ходов для признания партии закончившейся вничью, можете поднять руку или просто позвать судью.

Правило 5: Во время игры нельзя разговаривать с соперником или с соседями.

Приложение 2

  1. Начинать бой можешь смело –
    Первый ход всегда за белой!
    2) Шашки медленно, но метко
    Шагают лишь по черным клеткам!
    3) Наверно, шашкам не везет,
    Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!
    4) Знают все : и стар, и млад,
    Шашкой бьем вперед – назад!
    5) Шашка соперника сразу погибнет,
    Если твоя ее перепрыгнет!
    6) Поля вдруг конец настанет,
    Сразу шашка «дамкой» станет!
    7) Чтоб твою «дамку» не поймали,
    Ход ее по всей диагонали!
    8) Цель игры – побить «врагов»
    И чтоб им не было ходов!

                                                                                                                                          Приложение №3

Дидактические игры, адаптированные к кружку

Использовать информационно-коммуникативные технологии в процессе работы в приобщении детей старшего дошкольного возраста к играм в шашки.

Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, делает ее нетрадиционной, яркой, насыщенной, способствует использованию разных способов подачи нового материала.

Использовать адаптированные классические дидактические игры к кружку «Умные шашки» для достижения цели. 

  • 1. Игра «Собери пазлы». Дети должны собрать произвольно разрезанную шахматную доску.
  • 2. Игра «Пятый лишний». На карточках шахматные фигуры, пешки, фишки и т.д. Найти лишнюю фигуру.
  • 3. Игра «Учимся считать». На шашечной таблице, (на белых клетках нарисованы числа по шашечным фишкам, а на черных клетках надо положить цифры, которые соответствуют числу фишек. Вариант: дать команду на пространственную ориентировку.
  • 4. Игра «Смотрите внимательно». На произвольном отрывке шашечной доски расположить фишки произвольно. Дать посмотреть внимательно, а затем на своих карточках дети должны расставить фишки по памяти.
  • 5. Игра «Зеркало». Дети должны выложить фишки в зеркальном отображении.
  • 6. Игра «Что изменилось?». На доске 5-6 фигур. Убрать фигуру, добавить или изменить местоположение.
  • 7. Игра «Правильно-неправильно». На доске распложены фигуры в исходной позиции. Какие занимают свой «домик», а какие «заблудились»?
  • 8. Игра «Узнай по описанию». Описывается фигура, дети угадывают.

И многие другие, не менее любимые детьми игры

Приложение 4

Краткий список терминов игры шашки

Простая - обычная шашка (не дамка)

Бортовые — шашки, занимающие бортовые поля шашечной доски

Дамочные – поля, находящиеся в последних горизонтальных рядах шашечной доски

Дамка – шашка, достигшая дамочных полей

Ход - передвижение шашки с одною поля на другое

Тихий ход или темп - простое перемещение шашки

Ударный ход, удар или бой - ход, сопровождающийся взятием шашки или шашек противника

Поддача - преднамеренная постановка шашки под удар

Дебют - первая стадия партии вовремя которой соперники стремится наилучшим образом развить свои силы и создать предпосылки для следующие операций

Миттельшпиль - серединная часть партии (после 7 – 12 ходов), в которую переходит ее дебютная часть

Эндшпиль - заключительная часть партии, в которую переходит миттельшпиль, когда у соперников остается не более чем по шесть шашек (иди позиция смолам числом шашек)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Волшебная бумага» для детей подготовительной к школе группы

Рабочая программа кружка «Волшебная бумага»2014-2015 учебный годгруппа № 4  возраст детей (6-7лет)Воспитатель: Захарова Елена Анатольевна...

Рабочая программа кружка «Волшебная бумага» воспитателя (для детей 3-4 лет)

Цель программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.Основные задачи:формиров...

Рабочая программа кружка "Волшебная линия" для детей старшего возраста

Содержание программы кружка направлено на формирование интереса к выполнению графических упражнений, подготавливающих руку к письму. Программа кружка разработана с учетом возрастных, психологических о...

Рабочая программа кружка "Волшебные шашки"

Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошко...

Рабочая программа кружка " Волшебные фигурки" МБОУ "СОШ №163" для детей 4-5 лет

Рабочая программа кружка " Волшебные фигурки" для детей 4-5 лет....

Рабочая программа кружка «Волшебные шашки» на 2020-2022 год

Рабочая программа кружка «Волшебные шашки» на 2020-2022 год...

Рабочая программа кружка «Волшебные превращения» /оригами/ для детей подготовительной к школе группы

Рабочая программа по дополнительному образованию старших дошкольников "Волшебные превращения" ( искусство оригами). Программа расчитана на 1 учебный год, занятия в малых группах 1 раз в неде...